Как раз начиналось Собрание провинциалов (очень многолюдное, так как на него сходятся ото всех племен), и легат превратил выход мучеников к трибуне в театральное зрелище для толпы. Тут он опять их допрашивал: римским гражданам велел отрубить головы, а остальных бросить зверям. (48) Прославили Христа, вопреки ожиданию язычников, недавние отступники. Их допрашивали каждого особо, обещая освобождение, но они исповедали свою веру и были причислены к мученикам. В стороне остались те, в ком не было и следа веры, кто не понимал, что значит брачная одежда, и не имел страха Божия. Сыны погибели, они самим отречением произнесли хулу на Путь; все остальные объединились с Церковью. (49) При допросе присутствовал некий Александр, фригиец родом, врач. Он много лет жил в Галлии и почти всем был известен своей любовью к Богу и смелостью своей речи; не был он обделен и апостольским даром. Стоя у трибуны, он знаками поощрял исповедников; стоявшим кругом казалось, что он в родовых схватках, (50) и чернь, раздраженная тем, что недавние отступники стали исповедниками, стала вопить, что это дело Александра. Легат подозвал его и стал допрашивать, кто он, и, обозлившись на его ответ: " Христианин " , осудил на съедение зверям. На следующий день он вышел на арену вместе с Атталом, и легат, в угоду черни, и Аттала отдал зверям. (51) В амфитеатре они испытали на себе все орудия, придуманные для пыток, и выдержали великое состязание; наконец, их закололи. Александр не издал ни слова, ни звука: сердце его было с Богом. (52) Аттал, когда его посадили на железное раскаленное кресло и от его тела пошел запах жареного, сказал, обращаясь к толпе, по-латыни: " Это вот и есть поедание людей — то, что вы делаете, а мы не едим людей и вообще не делаем ничего дурного " . Когда его спросили об имени Бога, он ответил: " Бог не имеет имени, подобно человеку " . (53) После всего, в последний день травли, вывели опять Бландину с Понтиком, мальчиком лет пятнадцати. Их приводили каждый день поглядеть на мучения других и заставляли поклясться именем языческих идолов — а они пребывали в пренебрежительном спокойствии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

«Благодарю Тебя, – говорил я, – сладкое дыхание, жизнь моей души, свет моего ума, утешение моего сердца, сладкий мой Иисусе. Благодарю Тебя, любовь моя сладчайшая, Иисусе вожделеннейший, что не презрел смиренных моих молений, но услышал мой глас и помиловал мое малое чадце». И вот после пройденного испытания она уже через два дня принимает святой [монашеский] образ. Становится новым человеком. Умирает [человек] ветхий. Изменяется имя. Надевается брачная одежда. Прощаются грехи. Она дает обеты перед ангелами. [Имя ее] записывается на Небесах. Она уже больше не имеет родителей и родственников в миру. Оставляет нижнее, о вышнем помышляет 127 . С вышним соединяется, оному внимает. Не имеет она уже никаких [собственных] пожеланий, или самоугождения, или [даже] власти над собственным телом. От всего отрекается и держится за слово своей Старицы [игумении] до последнего издыхания. И уже никогда не задается вопросом, что делает ближний, но проводит жизнь в непрестанном безмолвии. Занимается теперь умным деланием. У нее непрестанно на глазах слезы. Язык медоточивый. Говорит в меру. Тело непорочное. Ум чистый и немечтательный. Нерассеянная молитва . Постоянный мир. Совершенное послушание. Любовь пламенная к Спасителю Христу, которая всё время горит не угасая, не угасая никогда. Так что, если услышит один лишь звук имени Христова, сразу душа [от радости] приходит в трепет, услаждаются уста и пробуждается весь наделенный умом 128 человек. Ведь у любви есть божественная привилегия и обычай [радостно] трепетать сердцу, когда [душа] слышит возлюбленное Имя. И [слышит ли его человек] слухом телесным или слухом духовным – сладость любви изливается из одного и того же сердца. Когда благодать озарит человека светом Божественного сияния Духа, весь он становится вне себя и, как божественный Давид, скачет и пляшет умно пред Божественным образом, как тот пред сенным ковчегом 129 . Итак, вот почему, дочь Иисуса моего, сразу по прочтении твоего письма, после моей молитвы о тебе, я написал тебе ответ, полный радости и веселия. А в воскресенье – ибо сейчас утро пятницы – в тот час, когда ты будешь давать обеты и принимать ангельский образ, буду умом присутствовать и я, чтобы вместе петь «Объятия Отча...» 130 , и все бдение буду молиться о тебе и обо всех сестрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Все это адские свойства. Они идут из этой цепочки чревоугодия, когда человек не насыщает себя. Мы сейчас говорим, что мы живем в  обществе потребления . Можно сказать по-другому: мы живем в обществе чревоугодия. В нас постоянно живет сознание, что всегда чего-то не хватает, всегда чего-то нужно, всегда что-то следует купить, приобрести, мы пожираем глазами все, что есть вокруг. Когда человек страстью чревоугодия заболевает, тогда он к миру начинает относиться соответствующим образом. В его душе рождается ад. Как писал Владимир Владимирович Маяковский: «Товарищ Ленин, работа адовая будет сделана и делается уже». Приучить человека быть пожирающей машиной — свойство современного мира. Мы все очень легко оказываемся к этому приобщенными, потому что поврежденная грехом человеческая природа тяготеет к такому жизненному модусу — пожирать все вокруг себя. И тогда человек становится пожирающим. В семье пожирает другого. На работе пожирает другого. Мир для него существует только для того, чтобы пожирать этот мир. Смотреть, где и чего можно ухватить, где и чего можно урвать, где и чего можно себе прицепить, присвоить. «Я, мне, мое», — это свойство пожирания, свойство ада, которое рождается в душе человека, живет в каждом из нас. Мы приходим в Церковь и даже в Церкви смотрим, где чего можно пожрать. Вспомним притчу о званых на брачный пир (Матф. 22:1–14), где говорится о человеке не в брачной одежде. Когда устраивался брачный пир на Древнем Востоке, то распорядитель пира готовил специальные брачные одежды для приглашенных. Каждый приглашенный на пир подарком от жениха и невесты получал светлые, радостные одежды как знак его радости и соприсутствия, соучастия в празднике. Праздник был для всех. Но вот одному брачная одежда оказалась не нужна. Ему нужно было только на этом брачном пире пожрать: выпить и съесть чего-нибудь побольше. Ему не интересна невеста, не интересен жених, ему не до общей радости в стремлении урвать… В Деяниях святых апостолов есть еще один образ, еще более страшный, потому что он читается как реальное событие, не притча. Это история Анании и Сапфиры (Деян. 5:1–11). В первой христианской общине у христиан все было общее. У них было общее сердце, и никто не почитал ничего за свое. Христиане все приносили к ногам апостолов, и те потом раздавали другим по нуждам. Они приносили себя, отдавали, потому что свойство Рая, в отличие от свойства ада, — все время делиться, отдавать, открываться, собою жертвовать. Это свойство Церкви, свойство Царствия Небесного .

http://pravmir.ru/velikij-post-pobedit-s...

Вот путь, которому мы все должны следовать: открыто исповедовать нашу веру, подтверждая её действиями. И тогда Господь нас найдёт Сам, чтобы дать нам жизнь вечную. Неделя Праотцев (на Мф. 22:1–14) Мы вступили в подготовительный период к празднику Рождества Христова. Этот период особенно относится к Ветхому Завету потому что среди предков Христа уже насчитывались святые. Прямые предки перечисляются в Евангелии от Матфея. Но, кроме них, в Послании к евреям апостол Павел говорит и о других ветхозаветных праведниках, которые жили верою, как поется в прокимне: «Благословен еси Господи, Боже отец наших...» Они следовали данному им закону Моисея, но также жили верою в пришествие Христа. И плодом этой веры явилась Пресвятая Богородица, соединившая оба Завета. Апостол напоминает о перенесенных ими страданиях; несмотря на них, они не получили ещё спасения, потому что спасение приходит через Новый Завет  и с нашим содействием. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о пришествии Христа и Церкви, которую Он устроит. Пир, предзнаменующий Тайную Вечерю и причастие, предлагается всем, и Господь настойчиво приглашает нас к нему. Однако первые приглашенные не являются, два первых ещё извиняются, а третий просто отказывается. И тогда Господь зовет всех страждущих. А так как ещё есть место, то и всех грешников. Никому вход не возбраняется, и Господь на всех взирает милостивым оком. Тем не менее одного из присутствующих Он спрашивает: «Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Но тот молчит, хотя по правилам тогдашнего гостеприимства, он мог занять любую одежду хозяина. И тогда хозяин произносит единственное осуждение: «бросьте его во тьму кромешную». В свое время католическая Церковь пользовалась этой фразой, чтобы оправдать инквизицию. Но мы объясняем её иначе. Брачная одежда – не что иное как раскаяние. Господь призывает всех к Себе, но ответить должны мы сами. Только от нас зависит попасть в число избранных, несмотря на наши преткновения и грехи. Молитвами ветхозаветных праведников, а также христианских святых, особенно же молитвами Пресвятой Богородицы нам дается великая радость принять Родившегося Младенца и ответить утвердительно на приглашение Господа. Брачный пир (Мф. 22:1–14)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

И поскольку благодать не человеческого происхождения и существа, а Божественного, то ее сам человек не может ни достать самовольно, ни восхитить насильно: она отвне в него посылается от Бога и притом, как ни с чем не равнозначная, дается в конце концов «даром» выше «заслуг». Благодать есть благодать, то есть благой дар. Но и благодать не даруется всякому, а лишь способному и сделавшемуся достойным восприять ее. В этом смысле страшная угроза предречена Господом в той же притче: один уже вошел на вечерю, но брачной одежды не получил и сел за стол: «Ты как сюда вошел, не имый брачной одежды?» – спросил Господь… И повелел бросить в геенну (ср.: Мф. 22:12–13 ). Благодать же (брачная одежда) не могла быть ему дана оттого, что он был недостоин ее (сравнение: недостойное причащение – в суд и осуждение ( 1Кор. 11:29 ). Посему была нужда в том, чтобы и самая природа человека была восстановлена, обновлена достойно благодати. Нужно было изменение в человеке. О сем обновлении и поет Церковь : «обогатити бо грядеши обнищавшее» естество человеческое (22 декабря, стихира на «Господи, воззвах»). Ныне Христос благоутробно дарует («даруя») «странное (дивное, непостижимое) обновление и возрождение» (20 декабря, тропарь 1-й песни канона на повечерии). «…Адам обновляется, со Евою зовуще: на земли благоволение явися спасти род наш» (царские часы, час 1-й, тропарь). Что же делается с человеком? С человеческим существом и естеством? Оно вновь творится Спасителем (как? – далее). Эта мысль выражается ясно и решительно. Прежде тварь гнила, обветшала: «Ныне» «тварь» «обветшание все отвержи, Зиждителя зиждема (Творца творимого) и обновляюща тя видящи Младенца бывша, и к первой тя доброте возводяща» (24 декабря, тропарь 4-й песни канона на утрене). И не один лишь человек, но «вся тварь» вновь созидается и обновляется: Ты «Пречистая… грядеши родити в вертепе… Хотящаго тварь всю, истлевшую преступлением первее (прежде), обновити воистинну (действительно)…» (23 декабря, тропарь 9-й песни канона на утрене). И ныне, самым уже воплощением, как начатком, «тварь вся новосотворися» уже (24 декабря, икос [по 6-й песни канона на утрене]).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

— Кольца нашли? — Нашли, — радостно объявили мы и протянули кольца. Отец Леонид с изумлением повертел кольцо в руке и сказал: — Оригинально. — Это кольцо от ключей моей квартиры, — сказал Геннадий. — Символично, — улыбнулся отец Леонид. — Не переживайте о своей одежде, я и в телогрейках венчал. Вы стоите пред Богом. Могла ли я мечтать обручаться в сандалиях и походной юбке? Но запел женский хор, и все вокруг преобразилось. Господь нас соединял для того, чтобы мы шли к Нему. — Вы теперь обручники, — торжественно сообщил нам отец Леонид и рассказал такую историю: — Моего деда и бабушку обручили, когда ему было 14, а ей 12 лет. В 16 и 14 лет их обвенчали. Деду бабушка не понравилась, но за послушание родителям Господь дал им любовь, и они прожили до 90 лет, родив сыновей и дочерей. Эта история показалась нам поучительной. Мы сразу хотим счастья и любви, а как сказал Достоевский, «человек заслуживает счастья всегда страданием». Мы не готовы терпеть недостатки второй половины и часто ожесточаемся, а ведь терпение, напротив, располагает и умягчает сердце другого. — Теперь вы наши прихожане, — сказал отец Леонид, — мы будем о вас молиться. Нам подарили икону Христа Спасителя, копию чудесно сохранившейся росписи алтарной части храма. — Символично, — повторил теперь Гена, когда мы вышли из храма. — Церковь восстанавливается, так и наши души. И неожиданно я поняла духовный смысл «брачной одежды», о которой говорится в евангельской притче. «Брачная одежда» — это любовь. Это одно из толкований святых отцов. Гена подарил мне лилии, которые продавала женщина на станции Арсаки. Она ему их подарила, узнав о нашем празднике. Лилий было много, но они были какие-то помятые, и некоторые бутоны еле держались. Словом, они тоже были одеты не так празднично. Как и мы. Дома я обрезала листья и поломавшиеся цветки и поставила ветви в вазу. А наутро любовалась вновь распустившимися бутонами. И глядя на эти «крины сельные», я поняла, что батюшка увидел главное: как мало во мне, в нас доверия к Богу. Как много томления, страха за будущее, за настоящее. Я пыталась понять, в чем же заключается доверие к Богу. Как научиться доверять? Вот когда маленький ребенок сидит на коленях у отца, то он всецело доверяет ему — без сомнения, без страха.

http://pravoslavie.ru/100969.html

Но в мрачном, горестном уделе, Хоть я без ног и без очей, – Еще горит в убитом теле Пожар бунтующих страстей; В Тебе одном моя надежда, Ты радость, свет и тишина; Да будет брачная одежда Рабу строптивому дана. Тревожной совести угрозы, О Милосердный, успокой; Ты видишь покаянья слезы, – Молю, не вниди в суд со мной. Ты всемогущ, а я безсильный, Ты Царь миров, а я убог, Безсмертен Ты – я прах могильный, Я быстрый миг – Ты вечный Бог! О дай, чтоб верою святою Рассеял я туман страстей И чтоб безоблачной душою Прощал врагам, любил друзей; Чтоб луч отрадный упованья Всегда мне в сердце проникал, Чтоб помнил я благодеянья, Чтоб оскорбленья забывал! И на Тебя я уповаю; Как сладко мне любить Тебя! Твоей я благости вверяю Жену, детей, всего себя! О, искупя невинной Кровью Виновный, грешный мир земной, – Пребудь Божественной любовью Везде, всегда – во мне, со мной! 1833 Молитва Прости мне, Боже, прегрешенья И дух мой томный обнови, Дай мне терпеть мои мученья В надежде, вере и любви. Не страшны мне мои страданья: Они залог любви святой; Но дай, чтоб пламенной душой Я мог лить слезы покаянья. Взгляни на сердца нищету, Дай Магдалины жар священный, Дай Иоанна чистоту; Дай мне донесть венец мой тленный Под игом тяжкого креста К ногам Спасителя Христа. 3 декабря 1839 Степан Шевырев Шевырев Степан Петрович (1806–1864) – поэт, критик, историк литературы. Исследователи выделяют два периода в его литературной деятельности. Первый охватывает 20е – начало 30х годов, когда питомцы Московского университета и университетского пансиона Д.В. Веневитинов, С.П. Шевырев, А.С. Хомяков, В.Ф. Одоевский, И.В. Киреевский, М.П. Погодин, М.А. Максимович, входившие в кружок университетского преподавателя поэта С.Е. Раича (1792–1855), организовали Общество любомудрия. Впрочем, любовь к мудрости вовсе не мешала молодым любомудрам, как и их ровеснику Николаю Языкову, испытать все буйства молодости. Стихи молодого Шевырева «Цыганка» и «Цыганская песня» стали популярнейшими «цыганскими» романсами и уже в то время вошли в репертуар хора Ивана Васильева, в полной мере выразив «поэзию московского житья». В 1827–1830 годах Шевырев вместе с Погодиным издавал журнал любомудров «Московский Вестник», объединивший поэтов нового поколения москвитян. Так они называли себя: не москвичами, а именно москвитянами, что позднее найдет выражение в названии славянофильского журнала «Москвитянин» того же Погодина и Шевырева, первый номер которого открывался программным стихотворением Федора Глинки «Москва», «Видением» Хомякова и первым стихотворением из его наполеоновского цикла «На перенесение Наполеонова праха», «Бурей» Языкова и стихотворением Шевырева «Прекрасный день», заканчивавшегося строками:

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Дорогие братия и сестры! Святая Церковь учит, что наши Ангелы-хранители не по своей воле служат нам, но по Божию благословению несут подвиг любви ради нашего спасения. Поэтому будем всегда отзывчивы, благоговейны, молитвенно благодарны, и тогда ангельские светлые крылья покроют нас от всяких искушений и бед, подобно тому, как орел покрывает своих птенцов в гнезде. 1975 г. «Сердце чисто созижди во мне...» И здоровье, и благополучие, и земные успехи – все это мы оставим на земле, когда придет время перейти в вечность. Но сердце чистое, душу чистую мы возьмем с собой. Что такое чистое сердце? Чистое сердце – это наше внутреннее богатство, наша духовная красота. Чистое сердце – это та брачная одежда, в которой мы можем стать участниками небесной трапезы в Вечной Жизни. С чем можно сравнить чистое сердце? Его можно сравнить с садом, в котором расцветают духовные добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение. И носители этой духовной красоты – чистого сердца – на лице своем сохраняют пасхальную улыбку любви, как у преподобного Серафима Саровского , который всех приветствовал радостными словами: «Христос Воскресе!». Чистое сердце подобно пламенеющему огню, в котором сгорают все греховные искушения и соблазны, а образ Божий в человеке, как золото в горниле, очищается. Чистое сердце можно уподобить чистой воде, в которой отражаются небо и солнце, оно хранит печать божественной красоты – печать Духа Святаго. «Больше всего хранимого храни сердце твое» – так говорится в Священном Писании ( Притч. 4:23 ). Христианская жизнь немыслима без чистого сердца. Вспомним святых мучеников. Их сердца пламенели крепкой верой, горячей любовью ко Христу. Вспомним преподобных отцов и матерей, пустынников и подвижников, которые подвигами сердечной молитвы умножали в себе жажду любви к Богу и ближним. И все они – чистые сердцем – наследовали ангельское житие на Небесах. Всю земную жизнь они трудились над очищением своего сердца и сподобились самой высокой награды от Господа – на них исполнились евангельские слова: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Владыка, а все-таки этот вопрос нельзя, мне кажется, решать Церкви в разделении с государством, ведь, в основном, это проблемы государства: накормить нищих, голодных, пристроить социально необеспеченных. Почему, собственно, на Церковь, которая сама только начала возрождаться из руин, легла эта проблема? Понятно, что Церковь как чадолюбивая мать должна решать и земные проблемы своих пасомых. Но ведь, строго говоря, эти люди не являются членами Церкви: они просто используют Церковь, используют ее в своих корыстных интересах, ведь это на самом деле так! Вы правильно сказали об авторитете: разумеется, если авторитет высок (авторитет священника или епископа), то вряд ли даже нецерковный человек дерзнет так нагло попирать хотя бы самые простые человеческие традиции. Мне невольно вспоминается рассказ митрополита Антония (Блюма), который, в свою очередь, рассказывал своим слушателям о том, когда учитель гимназии, сам нищий, проходил мимо нищего и, не имея, что подать этому просящему, он просто обнял его и с любовью произнес: «Мне нечего дать тебе, но я хочу выразить этим объятием свою любовь к тебе!» И нищий со слезами благодарил его за это участие. Я не думаю, что сейчас найдутся такие люди, которые будут обниматься с нищими, тем более, сегодня это небезопасно. Я сам свидетель: подходят люди и называют конкретную сумму: «Дай 300 рублей!», или «Дай 1000 рублей!» И если ты не подашь, ты уже становишься ему врагом! Здесь все-таки, наверное, блаженны нищие духом все же, не обязательно – просто нищий. Ведь и нищие разные бывают… — Конечно, вы правы. И здесь вот еще в чем проблема: мы начинаем мудрствовать и искать в нищих «не нищих», а в «не нищих» нищих, и наоборот… Вспомним, как Господь рассказал притчу. Собрал царь пир и велел пригласить своих. Многие отказались, не все пошли за этот стол. «Идите на распутья, соберите увечных, хромых, слепых, глухих…» Пришли они и вдруг видят, что там кто-то не в брачной одежде… — Страшная притча… — Да. И это, наверное, ответ на нашу сегодняшнюю беседу. Все-таки среди нищих есть те, кто не в брачной одежде. Ну, для тех, кто не знает, что такое брачная одежда, могу пояснить. На Востоке очень много родственников и не всех могут пригласить за конкретный стол. Поэтому существовала традиция: специальную накидку делали, и вот, с этими накидками – за правый стол, с другими накидками – за левый стол. И вот, пришел нищий, не имея накидки: не имел он этой брачной одежды, т.е. он не должен был сидеть за столом, т.е. он не соответствовал хромым, глухим, слепым, увечным. Т.е. очевидно, что это был тот человек, который избрал профессию – он не нуждался, а пришел! И его туда, где скрежещут зубами, отправили. Отправили туда, где злятся и завидуют, и пренебрегают вопросами жизни.

http://pravmir.ru/ep-kostanajskij-anatol...

   Господь наш вознесся на небо для того, чтобы лучше привлечь нас к Себе; и действительно, влечет всею силою беспредельной любви Своей, всеми мерами бесконечной премудрости Своей: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, сниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною. - Повинуемся ли мы сему влечению? Слушаем ли призвание на таинственную вечерю со Христом, или небрежно отходим, ов убо на село свое, ов же на купли своя?    Ниспосланный от Отца Утешитель предлагает нам туне благодатные дары Свои, обильная река благодати струится в чистых потоках церковных таинств. Святилище покаяния отверсто для всех: всяк может свергать с себя иго грехов, — у Господа готово прощение и помилование. Пресвятое тело Господне преломляется по вся дни в насыщение душ наших. Кровь завета Христова изливается обильно в утоление духовной жажды. Выну слышится глас Премудрости Божией: аще кто жаждет, да приидет и да пиет. - Безответен тот, кто не пользуется сими дарами; еще безответнее, — кто употребляет их во зло!..    Господь уже уготовал для нас место в обителях Отца небесного; готовы ли мы вступить в сии обители? Есть ли у нас та брачная одежда, сотканная из добродетелей христианских: любви и милосердия, воздержания и целомудрия, кротости и незлоби, терпения и великодушия, веры и упования, — без которой нельзя взойти в благоукрашенный чертог небесного жениха? Печемся ли, по крайней мере, о том, чтобы запятнанную грехами ризу свою убелить в очистительной крови Агнца, закланного прежде сложения мира.    Господь не навсегда оставил нас, Он приидет паки: — итак, утешьтесь, святая братия, в терпении и скорбях ждущий блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; понеже приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко да и в явление славы Его возрадуетеся веселящеся. Приидет скоро: — итак, да возбудятся беспечные и слабые, которые, подобно девам юродивым, дремлют, не заботясь о том, что светильник веры их угасает от недостатка елея любви и добрых дел; отрясите греховный сон от веждей ваших и уготовьтесь во сретение Господу! — Приидет внезапно: — итак, да убоятся пришествия Его те, которые, подобно рабу лукавому, говорят в сердце своем: коснит господин мой прийти, и начинают бити клевреты своя, ясти же и пити с пьяницами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010