Около недели сильно беспокоила экзема, но теперь легче стало. О духовниках имеется церковное правило, чтобы они не злоупотребляли предоставленным им правом вязать и решать согрешающих. В отношении к согрешающим и понесшим эпитимию и более не возвращающимся на прежние грехи, — подобает относиться более снисходительно, чем к тем, кто после исповеди легко возвращается к прежним грехам, особенно, тяжким, требующим эпитимии. Таковых не следует допускать к причащению без соответствующей эпитимии. На духовниках лежит обязанность сообразоваться в наложении эпнтнмии со степенью греха и желанием исповедующегося бороться со грехом. Неодолимая наклонность ко греху требует более длительной эпитимии. Не следует связывать грешащего ниткой, когда болезнь требует вязанья веревкой. На одном соборе поставлено было епископу в вину то, что он разрешил тяжко согрешившего, на которого наложил довольно легкую и короткую эпитимию. При этом сказано было: “Не следует паутиной связывать то, что должно быть связано железной цепью” . Голод здесь весьма чувствуется. На душе грустно, пасмурно, как и на дворе. В Москву мне не придется уехать, там тяжкое утеснение. Да и в Угреше не лучше. Братия разъезжается по домам от голода. Помолись обо мне грешном. Да хранит тебя Благодать Божия. Спасайся, крепись, борись, молись. Поминай последняя твоя, да не согрешиши. Сердечно благожелательный тебе духовник твой, грешник М. Макарий. 4 октября 1918 г. Дочь моя о Духе Святом! Ты порадовала меня последним письмом и извещением о твоей борьбе. Спасибо. Отвечаю на вопрос твой о евангельском повествовании о званных на брачный пир. Толкователи объясняют это место так. Званные и пришедшие на пир не в брачных одеждах, не исполнили законов приличия — не оделись в брачные одежды, которые по обычаю выдавались слугами всем, не имевшим брачного одеяния. Оказавшиеся не одетыми в брачную одежду, вероятно, не сделали этого по крайней беспечности своей и презорству. Для христиан эта даровая брачная одежда — благодать, даруемая в таинствах крещения и покаяния. Некрещеному скажут: “Крестись и входи на брачный пир”. Крещеному скажут: ‘Облекись в таинственную одежду покаяния и входи”. Не исполнившим сего не дозволят войти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3600...

Во 2-х, для того, чтобы ты проходила свое послушание без скуки и отягощения или отвращения, памятуй апостольское слово: ко всем долготерпите, всегда радуйтесь. 190. Без скорбей не достигнешь вечнаго покоя Возмогай о Господе, и в державе крепости Его да крепится сердце твое. В болезнях телесных и огорчениях душевных и в разных внешних обстояниях помози, Господи, все это переносить благодушно и с покорностию воле Божией. И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах, проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. Видно, иначе нельзя достигнуть онаго покоя, как потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях среди недосуга развернул я книгу свят. Амвросия, и открылось место, где сказано, что брачная одежда означает любовь. А любовь, по апостольскому слову, долготерпит, милосердствует, не ищет своих си. Правда, что не легко возиться с сопротивляющимися. Но и на такие случаи имеем псаломское свидетельство, побуждающее нас к терпению и незлобию: с ненавидящими мира, бех мирен, егда глаголах им, боряху мя туне. Л… писала мне, что ты отправилась было в (…) посоветоваться с доктором, который лечит травами, но задержалась в К. Здешние доктора убеждали тебя пить кумыс, но не думаю, чтобы ты на это лечение согласилась. Кумыс татарское шампанское. Лучше по нужде выпить простаго панскаго, то есть винограднаго, как советовал апостол Павел св. Тимофею: ктому не пий воды, но мало вина стомаха ради и частых недугов твоих. …Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабыя уши не могут без вреда многаго переносить. Приветствую и прочих сестер. 191. Больному монаху подлечиваться можно …Каково-то твое здоровье, и насколько помогло тебе леченье, — травяное, водяное и молочное. — А мое тело так искапризничилось, — ничего не приберем в лад, особеннаго из лечебнаго, которое всегда мне мало помогало, а более разстраивало. Впрочем, по слову святоотеческому, кому леченье помогает, лечиться смиреннее. А совсем не лечиться — никакой добродетели не составляет, только показывает меру веры. Впрочем, из многих опытов заметно, к кому из монашествующих привяжется болезнь, как ты не лечись, совершенно не вылечишься, — все остаются болезненные припадки, смиряющие и отягощающие монаха. А из всего этого выходит, что больному монаху подлечиваться можно, а о совершенном выздоровлении следует отложить всякое житейское попечение. — Замечательныя слова Ефрема Сирина на славянском наречии: боли болезнь болезненне, да мимо течеши суетных болезней болезни. 192. Сила Царствия Божия в христианском терпении

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Всё, по–видимому, было направлено к радикальному искоренению секты, но, к сожалению, только по–видимому. После вышеупомянутого Высочайшего повеления пашковцы в Петербурге, как лишившиеся главы, значительно притихли и замолкли: они уже не устраивали открытых собраний, как ранее, и если собирались, то тайно и притом на окрестностях столицы. Что же касается пашковщины, гнездившейся во внутренних губерниях, то там она продолжала свое действие по–прежнему, приобретая все новых и новых членов. Здесь с прежней свободой распространялись книжки и брошюры «Общества поощрения духовно–нравственного чтения», так что в 1886 году последовало от Св. Синода вторичное запрещение – распространять в народе брошюры вышеназванного общества, а вместе с ними и журнал «Русский рабочий», издаваемый г. Пейкер. Брошюры, признанные Св. Синодом вредными и долженствующими поэтому быть изъятыми из употребления в народе были следующие: 1) Брачная одежда. 2) Молишься ли ты? 3) Первая молитва Джесики. 4) Пастух и овцы. 5) Иисус Назорей идет. 6) Спасен ли ты, или погиб? и Будьте готовы. 7) Что такое христианин? 8) Благая весть. 9) Напоминание христианам от Слова Божия. 10) У Бога не останется бессильным никакое слово. 11) Жизнь Иисуса Христа по Св. Писанию. 12) Брачный пир. 13) Встреча со старушкой. 14) Прииди ко Иисусу Христу. 15) Рай и Ад. 16) Сегодня или никогда. 17) Застигнутые врасплох. 18) Краткое руководство к чтению Нового Завета. 19) Беседы двух друзей о возрождении. 20) Истинная радость. 21) Примирился ли ты с Богом. 22) Звание христианина и его значение. 23) Два слова о Св. Библии. 24) Перекличка. 25) Разговор двух матросов после бури. 26) Благодатное дитя. 27) Он любит меня. 28) Христос все и во всем. 29) Как был завоеван Яблоневый двор. 30) Путь ко спасению. 31) Два брата. 32) Радостная весть. 33) Новая азбука для всех Μ. Е. К. 34) Два пути и пределы их. 35) Пора домой. 36) Исполняете ли вы волю Божию? 37) Голос времени. 38) Благодаришь ли ты Бога. 39) Любезный читатель, прочти сие повествование о слепом. 40) Слепая девушка и Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-pa...

Но явный пропуск Иисусом слов день мщения Бога нашего… (ср.: Лк. 4:19–20 ) указывает, что это та стадия, которой еще предстоит быть выполненной (ср.: Мф. 25:31–46 ; Деян. 17:31 , 2Фес. 1:6–8 ). Таким образом в различных контекстах используется то одна часть пророчества, то все оно в развитии и окончательном значении. Далее см. коммент. к 63:4. 61:5–9 Обильное воздаяние. Иногда считается, что данный отрывок проигрывает по сравнению с щедростью миссионерского духа, например, в 19:24–25; 45:22; 66:18–21, что язычники тут описаны как люди второго сорта, чей вечный удел – прислуживать иудеям. Но это означает лишь неверное понимание метафоры. В образе священника–Иерусалима, которому прислуживают иноземцы (5–6) и который обогащается за счет своих бывших притеснителей (7–8, на самом деле изображен Божий народ (а это не зависит от национальной принадлежности; ср.: 1Пет. 2:10 ; Отк. 7:9 ), оправданный и в полной мере наслаждающийся своим наследием в качестве царей и священников (ср.: 1Пет. 2:9 ; Отк. 1:6 ), в то время как гордыня человеческая усмирена и власть обуздана. О побежденных язычниках см. коммент. к 60:10–16; об обращенных язычниках – к 19:16–24 и 60:1–9. С обещанием удвоенной доли ср., вероятно, 40:2. 61:10–11 Песнь оправданных. Песнь хвалы и радости в этих стихах ср. с 12:1–6 и песнями в гл. 24 – 27. Отметим две метафоры правды: во–первых, одежды и риза, о которых лучше всего сказано в Лк. 15:22 – «лучшая одежда», праздничная и совершенно незаслуженная; а во–вторых, побеги ростков жизни, плоды того, что было посеяно, чья унаследованная жизнеспособность проявляется в росте и форме. Первая метафора характеризует правду как нечто данное извне (ср.: Рим. 3:22 ), а последняя – как нечто исходящее изнутри (ср.: Рим. 8:10 ). Но обе они показывают ее как дар Божий. Об оттенках значения ср. коммент. к 46:12–13. 62:1–5 Брачная красота Сиона. Это еще один отрывок из целой серии (начинающейся в 49:14 и заканчивающейся в 66:7–16), где Сион изображен в образе женщины, оплакивающей разлуку со своим мужем и семьей. Но здесь делается акцент на Божественном желании воссоединиться: силе Его желания (1а); высоте (1б) и ширине (2) того, что Он от нее ждет; гордости, с которой Он говорит о ее совершенстве (3); Его радости о возвращении домой отверженной (4а) и главной тайне – что это все не проявления благотворительности, но пылкая любовь (4б, 5б).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   Се ныне время благоприятно Господь даровал нам ко спасению; се день спасения. Нынешний, а не завтрашний! Спасайтесь сегодня от всякого греха, разлучающего душу от Бога, спасайтесь о Христе Иисусе, возлюбленный брат N. N! и меня, паче всех грешнейшего, прошу поминать в смиренных молитвах ваших, да не лишит Господь милости своей во веки веков. Аминь.     Февраля 18-го, 1831 года.    Н. p. E. 53. N.N.    Ежели кто-нибудь не хочет разуметь и не ищет знать, какая несносная и лютейшая мука быть отлученным от Бога, то по крайней мере пусть тот помыслит о временной муке, каково гореть во огне. Если и один край перста положишь на огонь, терпеть не можешь, а всю руку или все тело — и подумать страшно, хотя и знаем, что это мучение смертью кончится. Теперь можешь ли без ужаса подумать о бесконечной муке, в которой душа и тело будут гореть, неизреченно мучиться и страдать без конца, вечно? Здесь один день или час не можешь и слышать без содрогания, чтобы претерпеть огненное жжение или резание телесных удов, — как же заповеди Божий преступать не содрогаешься и не боишься? Может быть, и не веришь, что за нераскаяние во грехах будешь мучиться во огне вечно, — но знай и не прельщайся, что неверующий уже осужден есть... «Покайтеся! приближися бо Царствие Божие» (Мф 3:2)...    Представь себе, что можешь разуметь и видеть из притчи евангельской: когда один из званных на брак пришел не в брачной одежде, его повелено было связать и бросить в тьму кромешную. Здесь разумеется, конечно, не о сей тленной одежде, которою украшается тело на осуждение в нем пребывающей души, а брачная одежда души есть благочестие, вера и любовь; противно сему — злочестие, безверие и злоба.    Как за гордостью следует отвержение и гнев Божий, так за смирением следует спасение и милость Божия. Всегда нужно помнить, что гордым Бог противится и предает их вечному огню, смиренным же являет благодать и вводит их в неизреченную радость. Страшны, ужасны и нестерпимы муки вечные, но несравненно мучительнее самое уклонение от Бога и лишение лицезрения Божия. Ах! покуда время есть, станем лучше украшать свою душу, а не тело, чтобы удостоиться царского чертога. Пристрастие мое к наружной чистоте и украшению приятно мне, сие меня услаждает, — и не вижу, как окрадается время, данное на очищение сердца и на украшение души моей. Не можно угождать вкупе и миру, и Богу!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

За подобное сокращение литургии, сделанное по повелению Константина, последнего греческого царя, Бог предал все его царство иноязычникам. Сей царь имел страсть к пиршествам, проводя время в разных пирах и празднествах. Однажды он устроил большой праздник и очень был озабочен им, так что, присутствуя, как полагалось, на литургии, в нетерпении хотел, чтобы литургия поскорее окончилась; поэтому он послал в алтарь сказать служащему, чтобы иерей скорее ее кончал, потому что царь спешит на праздник. Но иерей не дерзнул сокращать чина литургии, продолжая служить с благоговением и не торопясь. Царь, видя непокорство иерея, весьма разгневался и послал за палачом; когда палач пришел, царь послал его к иерею со следующим приказанием: “Пойди, прикажи иерею немедленно сделать отпуст”. Палач пошел в алтарь, передал приказание иерею; иерей, убоявшись по немощи человеческой, сделал отпуст, не дослужив половины литургии. Но сия опущенная половина искупилась дорогой ценою: всем своим царством заплатил за нее Константин, сделав отпуст своему царствованию, так как заставил сделать отпуст, не докончив литургии; царством его (греческим) завладели иноплеменники, а царь обнажился и лишился всех царских благ, ибо разоблачил иерея, не дав ему докончить- литургии. Так и сей старец Дионисий окажется при исходе души его из тела в день смерти — нагим, лишенным всех литургийных благ, не сподобится он носить на себе знамение сего таинства, дающего добрый ответ на Страшном суде, но услышит страшные слова страшного Судии: “О, рабе лукавый, где твоя брачная одежда, которую Я даровал тебе?” О, несчастный, что ты тогда на это ответишь? Видишь ли, видишь ли, к чему привело сего погибающего человека многопопечительное пристрастие к пчеловодству, которое губит его душевно и телесно, ибо и в телесном потерпел он великие убытки? Но как мне помочь сему угорелому, когда он совершенно угорел от своей суеты. Что мне с ним делать? Такие и такие убытки нимало не отрезвили его; прельщаемый диаволом, он продолжает увлекаться разными мечтами, воображая себе пропасть равниною, а море сушею, и еще сильнее пристращается к нему (т. е. к морю), в котором сей прелестник ищет потопить его.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Начальники и старейшины поняли, что притча сказана на них. Их руководству вверил Бог народ Свой, посылал пророков требовать духовных плодов, но их не слушали и многих погубили. Теперь Бог посылает Сына Своего, и Того собираются убить, выведши вон из святого города. Они отвергли Тот самый Камень, на Котором зиждется все здание Царствия Божия. Начальники поняли, что сами произнесли приговор над собой и, страшно озлобленные, сейчас же готовы были схватить Иисуса Христа, но боялись народа. Притча о браке царского сына. (Мф. 22:1–14) Притча эта, сказанная также начальникам иудейским, по содержанию сходна с притчами о званных на вечерю и о злых виноградарях. В ней говорится, что один царь устроил брачный пир для своего сына и послал рабов пригласить званных гостей. Но званные не хотели идти. Царь послал других рабов повторить приглашение, но гости опять отказались и занялись своими делами. Нашлись между ними и такие, которые схватили посланных, надругались над ними и убили их. Разгневанный царь послал войска, истребил убийц и сжег их город. После того он послал рабов на распутия и велел звать на пир всех, кого встретят. Рабы так и сделали, пир наполнился гостями. Когда царь вошел посмотреть на пирующих и увидал, что один из гостей одет не в брачную одежду, то спросил его, как он вошел без брачной одежды? Но тот молчал. Тогда царь велел связать его и бросить во тьму внешнюю, где будет плачъ и скрежет зубов. Царь – это Господь Бог; Царский Сын – Иисус Христос; брачный пир – Царство Небесное; званные – Иудеи; рабы – пророки и апостолы; собранные на распутиях – язычники; брачная одежда – жизнь добродетельная; тьма внешняя – ад. Ответ Иисуса Христа на лукавые вопросы фарисеев, саддукеев и иродиан. (Мф. 22: с 15; Мк. 12 13–34; Лк. 20:20–40). Видя неудачу, постигшую первосвященников и старейшин народных, фарисеи хотели поставить Иисуса Христа в такое же затруднительное положение, в какое Он поставил тех. И вот, согласившись с иродианами, т.е. приверженцами Ирода, они подошли к Иисусу Христу и сказали: «Учитель! мы знаем, что Ты право говоришь и учишь, и на лица не смотришь (беспристрастен), скажи же нам, как Ты думаешь, достойно ли нам давать подать Кесарю, или нет?» Вопросъ былъ лукавый.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Воины же, увидав такое мужество его, сотворили великий натиск, все войско, воодушевившись, ринулось с великою стремительностью и устремилось на врагов! Увидав такового воина с храбрым войском, противостоявшие им враги дрогнули, поколебались и исчезли от такой силы устремления воинов! Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: «Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?» Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы. Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника. Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? – говорим: какая польза, если то, чего желают плотские похоти, приобретем, душу же свою оскверним? И когда увидит Жених столь оскверненную душу, пригласит ли Он ее в Свой чертог, как сказано: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/afonskiy_voinskaya_sluz...

Любовь покоится только в любимом, что и случается, когда душа совершенно соединится с Богом и мирно пребывает в Нем. Любовь есть путь Божий к человеку и путь человеческий к Богу. Где нет любви, там Бог и обитать не может. Имея любовь, и Бога уже имеем: потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Нет ничего проницательнее, ничего внимательнее, чем любовь, которая не успокоится до тех пор, пока в предмете любви своей не проникнет все естество и всю силу. Она так тесно соединяется с любящим, что если бы только возможно было, то превратила бы любящего и любимое в единое существо. Сего-то ради не терпит она никакого посредства между нею и предметом любви, то есть, Богом, но с горячностью желает иметь Его. По сей причине не может она пребывать в покое, доколе не преодолеет все препятствия и не приблизится к Нему и даже не соединится с Ним. Любовь имеет такую силу, которая объединяет любящих воедино и уподобляет друг другу. Это также подтверждает и сладостное и отрадное воспоминание любящими друг друга, и великое старание одного ко угождению другому, стремление всесовершенно и глубоко узнать желание его и исполнить оное. Удовольствие одного заключается в веселии другого. У любящих друг друга совпадают желания и нежелания, радости и печали, как будто бы оба они одним наслаждаются и одно чувствуют: любовь привлекает все, ибо она сильнее смерти. Она приводит любящего к отвержению самого себя, и так соединяет его с любимым, что он сердечно к нему прилепляется. Тогда уже душа присутствует более там, где любит, нежели там, где оживляется плоть. Ибо любовь находится в любимом по собственному своему естеству, в одушевленном же ею только по могуществу,— это присуще и самым зверям. Следовательно, влечение от внешнего к внутреннему, даже и в самое Божество, есть не что иное, как любовь и желание чувствовать, вкушать и наслаждаться сладостью Божией во Христе, не что иное, как сила любви, ведущая душу от земли на самую вершину небес. Никто не достигнет блаженства, если не будет объят желанием любви. Любовь есть самая жизнь душ, брачная одежда и совершенство их; сие утверждают закон и пророки, ибо любовь есть исполнение, цель и конец закона

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2142...

Последователи Христа должны своей жизнью в человеческом обществе проповедовать о Боге и вечной жизни и жить так, чтобы, видя их добрые дела, все люди славословили Бога. «Христианину надо стать благоуханием Христовым, тогда и без хвалы будет непрестанное славословие Господу. Цвет розы не издает гласа, а благоухание его далеко расходится молча: так надо жить и всем христианам» с. 279]. «Кто живет духовно, того и одежда, и походка, и слова, и дела, вообще все приносит пользу слышащим» с. 279], – учит епископ Феофан. Семейные обязанности последователей Христа Служение христианина своим ближним является тем крестом, который мы получаем от Господа в нашей земной жизни. В общественном служении каждый человек имеет свое поприще добрых дел. Отец или мать, дети, братья, сестры, начальник и подчиненный – все подчинены заповедям. «Не ходи за море, – учит епископ Феофан, – чтоб встретиться с обязательными для тебя делами» с. 25]. Один из видов служения обществу и ближним – семейная жизнь. «Семейство есть общество, которое, под одной главою, согласным отправлением разных дел, устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего» с. 474]. Семья есть самое первое человеческое общество, здесь человек получает начальное духовно–нравственное воспитание. «Нравственное благосостояние семейств сопровождается благосостоянием и общества и государства» с. 419]. В основании семьи лежит брак. В свете христианского учения брак неоспоримо является высоконравственным отношением между людьми, имеющими великие духовные задачи; осуществляя их, христианский брак естественным образом должен «вести к существенному преобразованию и возвышению жизни человеческой – личной, семейной, а отсюда и общественной» с. 89]. Поэтому брачная жизнь, по словам преосвященного Феофана, дело спасительное и богоугодное, не только не затворяющее двери в Царство Небесное, но и способствующее внутреннему совершенствованию, если подвизающийся идет дорогой «семейных добродетелей» с. 200]. Господь Иисус Христос благоволил освятить брак особым даром благодати, преподносимым через особое священнодействие, называемое таинством Брака. Благодать преподается через служителя Таин Божиих: брачный союз освящает и возвышается в образ духовного союза Христа с Церковью, супруги получают благодатное содействие в достижении целей брака – взаимного вспоможения во спасении, благословенного рождения и христианского воспитания детей. «Два брачующихся сочетаются воедино таинством Брака» с. 64].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010