о. Александр: - Вы помните, что когда девы вышли навстречу Жениху, часть из них были мудрыми, а часть юродивыми. И у тех, кто не позаботился о масле, светильники погасли. Они тогда попросили у других этого масла. И мудрые, что вполне нас может смутить, говорят: тогда не хватит и нам и вам, идите и купите. И вот неразумные опаздывают, и тогда их не впускают на брачный пир. Мне всегда было как-то неловко за мудрых жен, потому что ну какие же они мудрые, скорее суровые и сердитые. Какие-то другие еще девы были, нерасторопные, но они же хотели встретить Жениха, попасть на пир. Но, нам Евангелие дает ясный сигнал. Есть глаголы вида совершенного (сделал) и несовершенного (делал). И для Господа важно не только то, что ты намеревался сделать, но то, что ты действительно сделал.  Не то только, что ты хотел успеть, но то, что ты смог успеть. Так что при всем том хорошем настрое эти юродивые жены не сделали то, что они должны были сделать - не встретили торжественно Жениха, и светильники их угасли. Для нас это всегдашний сигнал и призыв Евангелия, который многократно повторяется в Священном Писании. Итак, бодрствуйте и готовьтесь, потому что не знаете ни дня, ни часа в онь же Сын Человеческий приидет. О явлении Отца говорится, что никто не знает - ни Ангелы, ни даже Сын, но только знает Отец, когда придет конец времен. И о брачной одежде - тот же самый момент - то, что хочет сказать Господь. Сначала зовут тех, кого хотели позвать, но они отговариваются, кто – тем, что только женился, кто – тем, что скот должен свой осмотреть, кто что-то еще, а потом призывают отовсюду, с распутий и перекрестков. И там, как мы понимаем, люди могут очутиться самые разные. Но они приглашены на пир, и приглашены Отцом, все равно от них ожидается готовность. Для того, чтобы такую неготовность обличить, к одному из них обращаются - " Как ты вошел не в брачной одежде? " Надо ведь иметь в виду, что часто обличения Нового Завета даются не для того, чтобы человека испепелить. Испепеляется, посекается, уничтожается, например, бесплодная смоковница, но не человек. Мы не назовем ни одной Евангельской притчи, ни одного Евангельского события, где Христос бы умертвил человека, а не исцелил и воскресил его. Так вот эти обличения говорятся всем нам остальным для того, чтобы мы готовились, были внутренне собранными. Наша брачная одежда - наше следование заповедям, наши добрые дела и усилия, постоянное желание ходить перед Господом, помнить о Его существовании, не помнить зацикленно и мертво.Но напротив, радоваться тому, что Господь меня приблизил, сделал меня христианином,  итеперь я имею возможность Ему послужить.

http://radonezh.ru/text/poyasnite-pozhal...

В болезнях телесных и огорчениях душевных и в разных внешних обстояниях помози, Господи, все это переносить благодушно и с покорностью воле Божией. И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному в псалмах, прошли мы через огонь и воду, и вывел нас в покой ( Пс. 65, 12 ). Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть да подождать да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях среди недосуга развернул я книгу святителя Амвросия, и открылось место, где сказано, что брачная одежда 113 означает любовь. А любовь, по апостольскому слову, долготерпит, милосердствует, не ищет своего ( 1Кор. 13, 4–5 ). Правда, что не легко возиться с сопротивляющимися. Но и на такие случаи имеем псаломское свидетельство, побуждающее нас к терпению и незлобию: С ненавидящими мир я был в мире. Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною ( Пс. 118, 6–7 ) (2, ч. 2, с. 165). Пишешь о непрекращающихся и продолжающихся скорбях и разных для тебя неприятностях со стороны досаждающих. Но советую тебе не малодушествовать, а уповать на милость и помощь Божию, которая сильна нас защитить от всех козней вражиих и от наветов, действующих по духу мира. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, и в числе избранных учеников Христа Спасителя нашелся предатель. Но только противящиеся истине получили свое достойное воздаяние, а другим повредить нисколько не могли. Ежели и ты будешь мужественна и с надеждой на помощь Божию переносить встречающиеся неприятности и скорби, то они тебя оправдают, а не повредят, только нужно не спеша действовать (2, ч. 2, с. 194). В твоем прискорбном положении нужно твердо помнить и не забывать, что не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги (2, ч. 2, с. 194). Напрасно ты думаешь, что люди от скорбей погибают. Напротив, из Святого Писания видим, что скорби приближают людей к спасению, если кто не малодушествует и не отчаивается, а вооружается терпением со смирением и преданностью воле Божией. И ты еще подожди, как и чем кончится дело (2, ч. 2, с. 195).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Обратимся теперь к средствам жизни. Есть в нас жизнь телесная, жизнь душевная и жизнь духовная. Для каждой из них свои потребны средства, и мы все имеем их под руками, и все они не плод нашего благоприобретения, а дар Божий. Воздух, огонь, вода, земля со всеми своими сокровищами: стихиями, камнями, металлами, растениями и животными, кои доставляют нам все нужное для питания, одеяния и жилищ, – не нами устроены, а даны. Сумма необходимых для нас понятий о всем окружающем нас, порядки житейские, общественные, государственные, искусства и ремесла и правила для действования на всех сих поприщах мы находим готовыми, не ломая головы над их придумыванием, а только усвояя их. Каждый, являющийся на свет, получает их как наследие от предков своих, а у предков откуда все это? Бог посылает людей с особенными дарованиями и с особою силой воли, и они делают новые открытия и усовершают быт человеческий. Но, если б ты спросил сих открывателей, как дошли они до того или другого, они сказали бы: «Сами не знаем, пришло на ум, развивалось, строилось и устроилось». Так всегда было, так и до конца века будет: средства для душевной жизни – не наши, а даются. Тем паче это следует сказать о жизни духовно-нравственно-религиозной. Бог вложил в душу ведение о Себе в уме и о воле Своей в совести, осенив то и другое чаянием вечноблаженной жизни. Это семя духовной жизни. Оно посеяно в нас и принято в момент вдохнутия Богом в нас Своей божественной искры жизни. Всякий, рождаясь, приносит с собой и в себе сие семя, которое затем развивается и определенность получает от окружающей его среды людей. Какое неописанно-великое благо родиться среди тех, кои живут истинною духовною жизнию! Но осмотрись. Мы имеем ведение о Едином Истинном Боге, в Троице поклоняемом; исповедуем Сына Божия, нас ради воплотившегося и все для спасения нашего устроившего; веруем и в Духа Святого, благодатию Своею нас оживотворяющего и духовную жизнь в нас действенно воссозидающего, и с Церковию Божиею срасленными себя имеем, в ней приемля все потребное для хранения и возвышения духовной жизни и оживляясь чаянием воскресения мертвых и жизни будущего века. И все сие есть у нас в чистейшем и беспримесном виде, и есть не от нас – дар Божий. Так вот какими богатыми окружен ты средствами к свойственной тебе жизни, и жизни всесторонней, и ни одно из них не есть плод твоих усилий, все тебе дано. Ты призван на пир жизни, уже готовый… Если уместно нам с тобой чем-либо в сем отношении похвалиться, то разве тем, как мы все этим воспользовались. Это, когда есть в нас в силе, есть наша брачная одежда. Величаться ли ею? Не паче ли побаиваться надо, как бы богатый в милости Устроитель пира, пришедши, не сказал нам: «Видите, какой пир! а одежда-то у вас какова?!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Что же касается ексапостилария «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь», это слово отсылает нас к некоторым местам Святого Евангелия. Первое – это притча о брачном пире, когда на брачный пир в результате были призваны как бы случайные люди, и хозяин пира пришел, увидел одного человека, находящегося не в брачной одежде, и этот человек был выброшен вон и подвергся наказанию, которое может быть непосредственно воспринято нами как неадекватно жесткое. Для нас важно, что это за брачная одежда? Это не та одежда из Притчи о богаче и Лазаре, где богатый одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Это одежда поругания, это одежда кровавая, это та одежда, в которой находился Христос и буквально, и духовно, в которой он совершал Свое последнее Голгофское восшествие. Само слово «одежда» содержит в себе индоевропейский корень «де» – являющийся общим для таких слов, как «одежда» и «надежда», которые нам кажутся не связанными друг с другом. Этот корень определяет некоторое первоначальное позиционирование человека. Одежда – это позиционирование, связанное с тем, что люди после грехопадения облачились в кожаные ризы, это то, что связано с автономной жизнью на себя; а надежда связана с обратным. Одежда связана с тем, что мы слышим в евангельском повествовании о Голгофе: Разделиша ризы моя себе и о одежде моей меташа жребий ( Ин.19:24 ). И та одежда брачная, которая в нашем случае имеется в виду, в которую должны облачиться христиане, входя в эти дни Страстной недели (слово «одежда» я употребляю в духовном значении устроения наших сердец, которое предполагает устроение наших душ), – это одежда, которая раздирается, одежда, которая не закрывает, одежда, которая не защищает, а снимает защиту. Именно такая одежда является брачной. Такая одежда, как свидетельствует Откровение Иоанна Богослова, где говорится о мучениках в одеждах, которые должны еще только убелиться ( Откр.6:9–11 ), является благонадежной для участия в пире Царствия Божия. Это та точка, в которой смыкается Пасха Славы и Пасха страданий, в которой в Пасхе страданий уже проявляется Пасха Славы.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Для того, чтобы брак был действительно подлинным, чистым и счастливым, он должен быть отображением себя самого, каким он был в метаистории, каким он был в предыстории, каким он был в Раю в нашем творении, где он был абсолютной и совершенной гармонией духа, души и тела. И когда это было сочетанием, не отрывающим одну семью от другой, и не отрывающим иногда родителей от детей, и детей от родителей, и детей между собою, и потом их потомков, но единым целым: единым, общим, всемирным даже организмом. Вот почему Святой Григорий Нисский говорит, что в начале вот в таком браке, до грехопадения, вообще не нужны были половые органы, их не было, – говорит Святой Григорий Нисский . Все было совсем иначе, не так, как у нас сейчас на Земле. И поэтому, действительно, была абсолютная и полная радость. То, что было тогда, то будет и в завершении эсхатологической истории нашей Земли, уже когда Земля будет опять возвращена к своему первобытному, догреховному, состоянию, и мы тоже. И об этом мы очень хорошо знаем из многих притч Христа Спасителя, когда Он уподобляет Царство Небесное брачной вечери и каждому участнику, говорит о том, что он имеет брачную одежду, и что он имеет возможность войти в брачный чертог. И где это описывается как радость и счастье, блаженство вечной жизни, где нет никакого греха, где уже все прощено. Если когда-то были какие грехи, то все, кто туда пришел, все уже очищены и святы. Вот то, что будет, и то, что описывается в Евангелии. Вот эта брачная вечеря, этот брачный чертог. «Чертог твой вижду, Спасе мой, украшенный», – поем мы в Великий Четверг в наших богослужениях здесь на Земле, – «но одежды не имам, да вниду в онь», но не имею брачной одежды, чтобы оказаться там, то есть оказаться в Царствии Небесном, в Царстве Божием, потому что брачная моя одежда вся испакощена, испорчена первородным грехом и грехами на этой Земле. Вот почему мы так поем в Великий Четверг, потому что мы в предчувствии Пасхи, в предчувствии искупления нас в Великую Пятницу жаждем вот этой пасхальной радости, пасхальной брачной вечери. Так что, по описанию Святого Иоанна Златоуста в его пасхальной проповеди , это уже пасхальная брачная вечеря, когда вот сейчас идите все, все идите на радость Господа своего, идите все на радость этого удивительного нашего с вами Небесного бытия. Вот что происходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Что имеется в виду под «брачной одеждой»? Возьмем пример из нашего житейского опыта. Человек, которого пригласили на свадебный обед, конечно, постарается надеть самую лучшую одежду, чтобы выглядеть нарядно и этим почтить пригласивших. Некоторые, в особенности женщины, даже пользуются этим как поводом, чтобы блеснуть новым нарядом. Даже бедные люди, приглашенные на свадьбу к своим друзьям или родственникам, стараются в меру своих возможностей одеться нарядно. Если же кто-то придет на свадебный обед в грязной рабочей одежде или просто в повседневной, то это может обидеть жениха и невесту, их родителей и родственников. Да и другие гости осудят такого человека за пренебрежение к пригласившим и неприличное поведение. Вот самое обычное, житейское толкование этого места притчи. Некоторые толкователи Евангелия считают, что «брачная одежда» – это особая церемониальная одежда, которая выдавалась приглашенным на брачный пир к царю. Тот, кто не надевал ее, бросал вызов обычаям того времени. Такое толкование мы тоже можем принять, оно по сути не противоречит первому. Важно здесь то, что на брачном пире люди должны выглядеть самым наилучшим образом. Облеклись ли мы в самую лучшую одежду, будучи позванными Богом Отцом на брачный пир Его возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, на брачный пир Христа с Церковью? Сделали ли мы все от нас зависящее для того, чтобы предстать пред Богом, так сказать, нарядными и не оскорбить Его безграничной к нам любви? Конечно, в Церковь приходят и высоконравственные люди, духовная и телесная чистота которых находит сродное себе в Церкви Божией, но нас Бог призвал, невзирая на наше нравственное достоинство, несмотря на все наши недостатки, а мы ведем себя по отношению к Нему пренебрежительно. Что же означает эта «брачная одежда» в духовно-нравственном смысле? Некоторые святые отцы говорят, что это любовь. Действительно, нет ничего прекраснее любви. Любовь к Богу и к ближнему делает даже самого тяжкого в прошлом грешника прекрасным пред Богом. Добродетель любви так украшает человека, что просвещает даже черты его лица, светится в его глазах, меняет мимику и жестикуляцию человека, и тем более отражается в его делах.

http://pravmir.ru/chto-znachit-brachnaya...

А кто же входит? Господь говорит: " Идите по всяким распутьям, по улицам, по переулкам, по изгородям, зовите слепых, хромых, немощных, больных, зовите на пир " . Кто эти больные, немощные? Под страдающими внешними болезнями подразумеваются люди, не имеющие большей частью значения здесь, на земле: необразованные, мало знающие христианство, больные различными душевными болезнями, зараженные всякими грехами. Господь и всех их зовет. И те, которые послушаются Господа, которые будут внимать слову Божию и очищать себя покаянием от грехов с верою в Господа, призывая Господа на помощь, те войдут в Царствие Божие. Они наполнят дом, наполнят этот брачный пир. Но среди пира, оказался один пришедший не в брачной одежде. Что это значит? Какая должна быть брачная, т.е. праздничная, одежда, в которой можно идти в гости (не имеющим ее, такая одежда выдавалась, когда они приглашались в богатый дом)? Брачная одежда - это чистота души. Человек, хотящий войти на царственный дивный пир, уготованный от начала мира для праведников, должен прежде всего слушаться Слова Божия, жить по нему, по заповедям Божиим. А всякое нарушение воли Божией, всякое нарушение заповедей, даже малейшей из них должен искоренять искренним, глубоким, сердечным покаянием. Не языком говорить: я грешный, а от всего сердца, с глубоким сокрушением припадать к Господу и взывать: " Господи, я согрешил, будь милостив мне, очисти мою душу от скверны греховной " . И если человек всю жизнь будет стараться поступать по воле Божией, по заповедям Евангелия, если всю жизнь будет следить за собой и всякое греховное пятно омывать искренним покаянием, то он облачится в эту праздничную, брачную одежду, в которой смело может войти на пир, в Царствие Божие. Человек же, который только по наружности христианин, подобен вошедшему на пир в небрачной одежде и подвергается его участи. Увы, и среди нынешних христиан, как и всегда, конечно, было, нет понимания христианства. Многие считают, что если человек иногда ходит в церковь, постоит на исповеди, причащается Святых Таин, то он уже верует в Бога и достоин Царствия Божия. " Мы верующие, - говорит он. - А вы кто? " Но этот человек, как фарисей, по внешности только, по одежде христианин. Он лишь устами чтит Господа, а сердце его далеко от Него. Такой христианин и есть тот, который не в брачной одежде, хотя и думает, что он войдет в Царствие Божие, на пир Господень. Надо поэтому всегда помнить об этом и бояться того, чтобы Господь, обратившись к нам, не сказал: " Как ты посмел не в брачной одежде войти в жизнь вечную? Возьмите, свяжите его и ввергните во тьму внешнюю " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Протоиерей Александр Шаргунов: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный» 27.04.2021 18:06:56 Завершился еще один Великий пост в нашей жизни, и на утрени этих Страстных дней из открытых Царских врат уже льется незримый свет Креста Христова и Воскресения. Глубоко сознавая невозможность для нас войти в этот свет, мы поем: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь». Что сказать о людях, которые отказались придти на пир Царя, и о человеке, который вошел не в брачных одеждах? Мы знаем, что большинство отвернулось от Церкви. Царство Христово открывается в храмах Божиих неделя за неделей, и кому оно оказывается неинтересным, придумывает свои извинения. Но Бог отвергает и тех, кто хочет войти в Царство, не исполняя волю Царя. Они извергаются во тьму кромешную, которая присутствует сегодня во всех делах и переживаниях отвернувшихся от Бога. Как будто ничего особенного не происходит, но человек оказывается предателем Бога. Как созвучно это: «Друг, почему ты здесь? Как вошел ты сюда не в брачных одеждах?» тому, что сказал Господь в Гефсиманском саду, когда обратился к Иуде: «Друг, для чего ты здесь?» Без Гефсимании и Голгофы нет пира пасхальной веры. Господь говорит нам в Евангелии, что до времени всех принимает в Царство Божие. Плевелы заповедано не выдергивать, а сохранять. Пусть они растут вместе с пшеницей — а когда придет последний час, тогда Господь отделит одно от другого (Мф. 12, 25—30). И другой образ мы знаем, когда Царство Божие уподобляется сетям, в которые попадает множество рыб, самых разных, и всех выносят на берег, а потом отделяют хороших рыб от плохих (Мф. 13, 47, 48). Итак, Господь видит человека, одетого не в брачные одежды. Что такое брачная одежда? Мы слышали слова апостола: «Облекитесь в смирение, в кротость, в смиренномудрие, в долготерпение, в милосердие, а более всего, над всем стяжите любовь, которая есть печать совершенства» (Кол. 3, 12—14). Это наша брачная одежда. Преподобный Макарий Великий говорит, что это благодать Духа Святаго. Кто не облачен в эту пресветлую одежду, тот не может присутствовать на пиру вечной радости Христовой.

http://radonezh.ru/2021/04/27/protoierey...

И нам, христианам, как бы говорит Господь в этой притче: смотрите, не каждый из вас, вошедших в лоно Церкви Моей, будет достоин Царствия Моего. В Церковь Христову вступаем мы с вами, дорогие братья и сестры, и становимся живыми клетками Христова Тела (Церкви) в таинстве Крещения. В этом таинстве мы облекаемся в светлую ризу правды и чистоты, становимся новыми людьми по благодати Божией, и, проходя путь жизни в этом мире, должны хранить эту одежду духовной чистоты, не оскверняя ее грехами своеволия, изменой Христу. Наша брачная одежда, это – наша непорочная жизнь, жизнь духовно и нравственно чистая, сотканная из добродетелей. Брачная одежда, – говорит св. Иоанн Златоуст , – это дела наши. Обнаружив вошедшего человека на брачный пир царского Сына в небрачной одежде, милостивый и милосердый Господь спрашивает его: «Друг Мой, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» «Он же молчал», – говорит евангелист. Недостойный гость сам себя молчанием обличил. И нам, дорогие, не будет извинения, если мы, к моменту «ныне отпущаеши», не облечемся в одежду праведности, во одежду светлых дел, совершаемых во славу Божию. «Облекитесь, – говорит нам ап. Павел, – как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие и благость, смиренномудрие и кротость, чистоту и долготерпение». Да не забудет ни один из нас, призванных на Трапезу Агнца закланного, участвующих в таинстве Евхаристии, что наш общий долг заботиться об одежде не только тело украшающей, но об одежде, прежде всего, украшающей душу. Святитель Иннокентий говорил всегда: «я содрогаюсь, вспоминая слова Господни: «друг, как ты вошел в небрачной одежде? " ». Эти слова святителя Херсонского Иннокентия да будут всем нам наставлением, особенно когда готовимся мы приступить к св. Чаше Жизни. Аминь. Неделя 14-я по Пятидесятнице Дорогие, в притче о званных на брачный пир царского сына говорится о том, как настойчиво звал Промыслитель сынов избранного народа для участия в брачном пире Сына Своего. Звал чрез Авраама и Моисея, звал устами царя Давида и пророков. В Сыне Царя, в Господе Иисусе Христе исполнились все Аврааму данные Богом обетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Когда злые люди убивают слуг, возмездие приходит неотвратимо. И званые становятся врагами Божиими. Какая немедленная и необратимая перемена! И тогда посланные рабы — мы в них видим прообраз апостолов — идут на распутье, то есть по всему миру, потому что перекрестки дорог — это мир. И собирают всех. Эти собранные, кого позвали, конечно, не были готовы. Они, может быть, и не знали, куда их пригласили. Знали только, что будет мирно, спокойно, возможно, весело. Их пригласили, и они не отказались. Какой смысл говорить о брачной одежде, о готовности к пиру? Среди всей этой наверняка разношерстной публики господин вдруг останавливает свой взгляд на человеке, который не готов. И выводит его вон. И участь его — плач и скрежет зубов. Почему хозяин пира так сделал? Для нас очень важно понять прямую связь этого евангельского чтения с нашей собственной жизнью. Все мы только-только становимся на путь воцерковления, только учимся быть христианами. Мы живем своей жизнью, мы ходим на разного рода распутьях дорог. И вот к нам приходят посланные от Господина. Или придут, если еще не пришли. Они могут прийти, когда Церковь переживает период относительного благополучия. А могут — в условиях гонений, когда Церкви тяжело. И они позовут нас: «Ты нужен Господину, ты нужен Господу». И вот тогда мы не должны отговариваться тем, что не готовы. Мы должны научиться себя вести так, чтобы Господь нам не сказал: «Почему же ты не одет в брачную одежду?» А какая она, эта брачная одежда? Брачная одежда — это готовность откликнуться на призыв Божий. Каждого из нас позовут по-своему, каждому Бог скажет свои слова. И каждый должен ответить согласием. Сказать: «Господи, я весь Твой без остатка». И не только сказать, но откликнуться делом. На любой призыв Господа, приходящий к нам через людей или каким угодно способом, мы должны ответить: «Да, я готов». По этой брачной одежде Спаситель отличит Своего от того, кого Он упоминает в другом месте Евангелия : Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное (Мф. 7: 21).

http://pravmir.ru/na-lyuboy-prizyiv-gosp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010