Закхей давно искал видеть Тебя, Иисусе! Так и мне давно надлежало бы пойти к Тебе, чтобы приобщиться твоего тела и крови. Но малость моего усердия была причиною замедления. Прости меня, Милосердый! Да и теперь, после того как Ты таинственным голосом говоришь к моей душе, разрешенной во грехах: днесь в дому твоем подобает мне быти 183 , – и теперь, обозревая дом души моей, и нахожу его, что он «пуст и пался есть»: а страшно видеть пустой, нежилой, разрушающийся дом. Посему сознаю, что «несмь достоин, да под кров мой внидеши». Посему умоляю Тебя: сам, твоим уничижением до рабия зрака, твоим сорокадневным пощением в пустыне и прочими искупительными заслугами, –сам восполни мою бедность, мое недостоинство, когда хочу приобщиться Тебе! Но боялся я отказаться от Твоей велией вечери под каким-либо предлогом, и – се прихожду к Тебе, но прихожду не более и не лучше, как по подобию тех людей, которые были собраны с распутий и стогн града 184 . Так совершенную истину о себе скажу, что принадлежу к числу самых последних, о которых Ты сказал созывающему слуге: еще место есть, изыди на халуги (по изгородям) и убеди внити 185 . – И по собственному моему сознанию, и по суду духовного моего отца, если б он был вполне строгим, я должен бы остаться лишенным святого приобщения. Между тем, Твое милосердие, вместе с другими, призывает и меня недостойного приступить! Однако ж, «како дерзну к Тебе приступити с достойными» 186 ? Меня покрывает не одежда брачная, а рубище греховное. Так-то впереди себя я вижу только страх. Но что же ожидает мена и позади, или в том случае, как буду каждый раз отлагать для себя святое приобщение? И тут не вижу ничего радостного; потому что в таком случае будут отнесены ко мне слова: живота не имате в себе. В сем-то недоумении останавливаюсь на словах пророка: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, и воспоминаю тот пример из Евангелия, как Ты, Спаситель, разделял трапезу с мытарями я грешниками. И так не обличи меня и не поставь мне в суд моего причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Притча, которая читалась сегодня, содержит несколько значении. Человек, устроивший пир по случаю свадьбы своего сына, есть Бог . Сын Его, приглашая нас на Свой пир, тем самым соединяется с людьми и объединяет их с Отцом. Пир – это Тайная Вечеря, символ грядущей смерти Христа, через которую мы оживём. Но как относятся люди к приглашению? Что встречает Господь? Прежде всего, равнодушие, а потом и злобу. Однако приглашаются все: и добрые, и злые. Вход всем открыт, никто не отвергается, за исключением того, кто вошел не в брачной одежде, хотя каждый присутствующий имел право занять у хозяина парадную одежду. А что такое брачная одежда как не раскаяние? Так что, если мы осмеливаемся подойти к великому Таинству Причастия без раскаяния, мы подвергнемся осуждению. Не будем же забывать об этом, и о том, что Господь всем предлагает брачную одежду и Сам помогает облечься в нее. Богатый и Лазарь (Лк. 16:19–31) В этой притче надо обратить внимание на её двойное значение. Господь обращается к народу, который следовал заповедям Моисея, данным Богом. И Он указывает, как часто люди обходят их, тогда как, повинуясь им, можно обрести правильный путь. Повиновение же – это великий дар, который нужно заслужить. Богатый жил, не заботясь ни о Боге, ни о ближнем. А что сказано в притче о Страшном Суде? Что мерилом Божиим будет то сострадание, которое мы проявим по отношению к другим. Богатый его не проявил и вот, после смерти, он видит, что его отделяет от Авраама пропасть. Что такое пропасть, как не отпадение от жизни вечной? И отпадение это и есть мучение. Тогда он просит послать Лазаря на землю в уверенности, что явление воскресшего вразумит его братьев. Несомненно, это было бы величайшим чудом. Но разве это чудо уже не произошло? Христос, посланный Богом, явился – и Его не принимают. Так же, как не поверят и Его Воскресению. Так будем же следовать той заповеди, которую презрел богатый и которую мы так часто сознательно забываем, но которая одна сможет избавить нас от пропасти: любовь, проявляющаяся в сострадании. Исцеление кровоточивой (Лк. 8:41–56)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Последовавшее за сим распоряжение царя, под которым в притче разумеется Царь Царей и Господь господей, дано из-за внешней одежды, но небрежностью одежды обличалось душевное состояние. По смыслу того высокого торжества, как «брак царского сына», или, другими словами, брачный пир Агнца» существенно важно, какие мысли проходят чрез сознание человека, в каких словах они выражаются и какими действиями сопровождаются, в то время, как он приглашен на этот благодатный пир. На это именно Господь и смотрит. «Званные» на пир брака царского сына представляются собравшимися, и тогда царь, вышедши посмотреть (θεσασθαι) возлежащих – τος νακειμνους – вдруг замечает одного, выразившего неуважение торжеству своей одеждой, осмелившегося в ней занять место за царской трапезой, словом, явиться в присутствие царя. В замечании царя поражает внимание читателя придти прежде всего, изъявление чувства доброты и кротости; «друг», говорит дерзкому гостю царь, ( а, затем, и строгость, грозящая гостю, наказанием за дерзкое бесстыдство) «как ты вошел сюда, не в брачной одежде – μ χων νδυμα γμου; т. е., заведомо 506 не имеющий брачной одежды? Соединение чувств кротости и справедливости в Лице царя являет нам образ Верховного Судии Бога. Далее, заслуживает внимание читателя вопрос, как царь, упоминаемый в изъясняемой Евангельской притче, мог прийти к предположению, что у явившихся на пиршество брака царского сына непременно должна быть брачная одежда и потому требовать ее. Ведь приглашаемые на этот пир, по словам притчи, призваны нечаянно, с распутий и к тому же без предуведомления? Вопрос решается просто. Бог, давший при творении человеку чистую душу от греха и образ святой жизни, справедливо потребует ответа в день второго пришествия Спасителя на землю, почему кто явится не в брачной одежде, т. е. обнажен от добрых дел? Некоторые толкователи притчи указывают впрочем еще на обычай востока, именно тот, что там великие и богатые особы имели обыкновение снабжать своих гостей праздничными одеждами; так, напр., Иосиф каждому из своих братьев по повелению царя Египетского, дал праздничную одежду, а Вениамину пять перемен одежд 507 , Самсон отдал своим брачным друзьям тридцать одежд 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Я подумал о том, что эту проблему нужно как-то решать. В итоге возникла идея «Школы крестных нянь». Крестные няни – это волонтеры, которые не прикрепляются навсегда к какому-то крестнику, а несут наставническую функцию для тех, кому это нужно. Рассказывают о Христе, о православии, о Таинствах Церкви. Обучение «нянь» проходит в небольших группах, по 4–5 человек. Базовый курс обучения 40 дней. Конечно, в результате оканчивает школу немного людей. Сейчас у нас учится второй курс. На первый пришло 25 человек, а закончило обучение шестеро. Не все могут рассчитать свои силы и время: у нас нужно и учиться, и экзамены сдавать, – И где же крестные няни встречают тех, кто в них нуждается? – В интернете, в храме, да где угодно. Многие с болью говорят: «Моим ребенком в Церкви никто не занимается». Мы обычно предлагаем: «А давайте мы позанимаемся с вами, научим, как говорить о вере с ребенком. А вы потом и ему поможете и, если захотите, другим родителям и детям». Люди загораются что-то делать вместе. Обычно мы собираемся в неформальной обстановке, в кафе за чашкой чая или на территории храма, на скамейке. Обсуждаем спорные моменты, делимся опытом. Группы маленькие, 4–5 человек. Но именно так и можно работать эффективно. У участников возникает дружба между собой. И такие сплоченные группы становится мотивационным ядром для создания общинности, которая очень привлекательна для новых людей. Человеку приятно не только узнать о Боге, но и попасть сразу в дружественную среду. Община – как сокровищница общих даров, в нее каждый вкладывает свои таланты и тогда любое дело выходит на другой уровень. Мы непременно должны объединяться и нашим общим делом должна стать как раз миссия. Сначала любовь – Есть несколько принципов миссии, которые нельзя нарушать. Первый и самый главный: сначала надо завоевать любовь тех, кому хочешь благовествовать. Второй: важно всегда помнить о собственных детях и крестниках. Их-то и надо прежде всего постараться привести к Богу. За них нам точно придется держать ответ. И это очень сложное дело, думаю, каждый родитель со мной согласится. Ну и третье: фокусировка должна быть на Христе. Миссия, которая привела к тому, что человек стал ездить в паломничества к святыням и мощам, заходить в храм, чтобы поставить свечку, потерпела фиаско. Все это факультативные вещи. Первостепенно именно участие в Таинствах Церкви. Ведь даже просто прийти в храм мало, нужно «облачиться в брачные одежды», как в притче о званых и избранных. Брачная одежда – это покаяние. И вот всему этому нужно учить. И учиться.

http://azbyka.ru/way/aleksandr-permjakov...

Я дам всю жизнь мою в ответ, И с непорочною душою Без страха я покину свет. Не долог был мой путь унылый, В моей весне уж над могилой Стою в слезах, к ней взор склоня: Молитесь Богу за меня. Мой милый друг, мой друг прекрасный! Я думал долго жить с тобой, Но жертвою мечты напрасной Мой век минутой был одной. О, сердца нежного тревогу Простите ей, молитесь Богу, Услышав звон в мерцанье дня И за нее, и за меня. 1835 Романс А.А. Алябьева (1836). Публикуется по нотному изданию. Моя молитва О Ты, Кого хвалить не смею, Творец всего, Создатель мой; Но Ты, к Кому я пламенею Моим всем сердцем, всей душой! Кто по Своей небесной воле Грехи любовью превозмог, Приник к страдальцев бедной доле, Как друг и брат, Отец и Бог; Кто солнца яркими лучами Сияет мне в красе денной И огнезвездными зарями Всегда горит в тиши ночной; Крушитель зла, Судья верховный, Кто нас спасает от сетей И ставит против тьмы греховной Всю бездну благости Своей! – Услышь, Христос, мое моленье, Мой дух Собою озари И сердца бурного волненье, Как зыбь морскую, усмири; Прими меня в Свою обитель, – Я блудный сын, – Ты Отче мой; И, как над Лазарем, Спаситель, О, прослезися надо мной! Меня не крест мой ужасает, – Страданье верою цветет, Сам Бог кресты нам посылает, А крест наш Бога нам дает; Тебе вослед идти готовый, Молю, чтоб дух мой подкрепил, Хочу носить венец терновый, – Ты Сам, Христос, его носил. Но в мрачном, горестном уделе, Хоть я без ног и без очей, – Еще горит в убитом теле Пожар бунтующих страстей; В Тебе одном моя надежда, Ты радость, свет и тишина; Да будет брачная одежда Рабу строптивому дана. Тревожной совести угрозы, О Милосердный, успокой; Ты видишь покаянья слезы, – Молю, не вниди в суд со мной. Ты всемогущ, а я безсильный, Ты Царь миров, а я убог, Безсмертен Ты – я прах могильный, Я быстрый миг – Ты вечный Бог! О дай, чтоб верою святою Рассеял я туман страстей И чтоб безоблачной душою Прощал врагам, любил друзей; Чтоб луч отрадный упованья Всегда мне в сердце проникал, Чтоб помнил я благодеянья,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Приступая к причащению, говори в себе следующие стихи Метафраста: «Вот приступаю к божественному причащению; Не опали меня, Создатель, сим Причастием, Ибо Ты – огонь, опаляющий недостойных; Но очисти меня от всякой скверны». Потом говори: «Сыне Божий! приими меня сего дня в причастники Твоей Тайной вечери: я не открою тайны врагам Твоим, не дам Тебе лобзания, как Иуда; но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем!» Затем опять произноси стихи: «Человек! При виде Боготворящей Крови содрогнись: Это уголь, объятый огнем, попаляющий недостойных. Божественное Тело и обожает меня, и питает: обожает дух, а ум непостижимо питает». Потом говори тропари: «Христе! любовию Ты привел меня в услаждение – и своим божественным попечением о мне сделал меня другим человеком; попали же невещественным огнем грехи мои и удостой, Милосердый, преисполниться наслаждением Тобою, да с восторгом величаю я два пришествия Твои». «Как я, недостойный, войду в светлые жилища святых Твоих? Если осмелюсь с ними войти в чертог, το одежда обличает меня, ибо она не брачная, и связанный извержен буду ангелами. Господи! очисти скверну моей души и спаси меня, Человеколюбивый!» (См. «Последование ко Св. Причащению», перев. на рус. язык с греческого, протоиер. А. Свирелина , изд. 3, стр. 43–44). Г. Благодарение за Причащение и окончание литургии верных Беседа 1. О благодарении за Причащение I. Ныне поведем, братия, беседу о том, как и чем выражают свои благодарственные чувства христиане по поводу приобщения Святых, Бессмертных, Животворящих Христовых Таин. II. а) По причащении мирян и поставлении святой Чаши на престоле, священник, осеняя десницею народ, призывает на него благословение Божие: «Спаси Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!» Народ с чувством радости и благодарения воспевает явленные ему благодеяния Божии: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, та бо нас спасла есть» – (потому что она спасла нас).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чтобы поддержать нас на пути подвига и укрепить наши силы, Господь Иисус Христос дает нам прикоснуться к конечной цели нашего пути - к Богообщению. В Его воплощении совершилось соединение природы Творца - Сына Божия с природой «Человека Христа Иисуса» (см. 1 Тим. 2, 5). Две природы соединились в единую Ипостась - Богочеловека. Совершилось самое тесное, какое только возможно для тварной природы ее общение с природой Божества. И даруя нам Свое Тело и Кровь как Пищу и Питие, Господь делает и нас причастниками Своей Богочеловеческой жизни. Но неизжитые в нас греховные страсти не дают нам долго наслаждаться этим даром - и мы теряем его: усердные позже, небрежные раньше. Навсегда получат этот дар достигшие жизни вечной, когда «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28). Идущие широким путем самоугождения, если и причащаются, то - как правило - «в суд и осуждение». Итак, обязательным условием достойного причащения Святых Христовых Таин является шествие - пусть недостаточно усердное, пусть недостаточно успешное - тесным путем самоограничения и следования заповедям Божиим. В чем же тогда цель и смысл приготовления ко Святому Причащению? В максимально возможном для человека усилении обычных подвигов поста, молитвы, уединения, познания своей внутренней жизни и покаяния во всем недолжном - на то малое число дней, которое кающийся выделил для говения. В это же время было бы хорошо определить, что надо изменить в порядках своей жизни, чтобы после Причащения иметь возможность подольше сохранить этот дар и - вообще - более успешно бороться со своими страстями. Обязательным заключением времени приготовления к Причастию является другой великий дар Бога человеку-христианину - это Таинство Исповеди. (Священники не перед каждой службой исповедуются, но это по нужде - не всегда рядом оказывается собрат, имеющий право исповедовать. Но при современной насыщенности транспортными средствами эта нужда стала слабее - и чем чаще исповедуется служащий священник - тем лучше!) Прощение грехов на Исповеди - это та брачная одежда, которую дарует Жених - Христос званому на брачную Вечерю. Уклоняющийся от исповеди рискует услышать: «...Друг, как ты пришел сюда не в брачной одежде?... Связав ему руки и ноги, возьмите его, и бросьте во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22, 12-13). 2. Говение

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Прочие пункты правил 1858 г., руководствующие в том, как поступать с отобранными у раскольников также вещами и книгами, остаются и доныне действующими. VII. Независимо от изложенного, необходимо заметить, что по настоящему вопросу Св. Синодом также изданы были циркулярные распоряжения о недопущении к обращению, или же вновь к печатанию многих брошюр, хотя и разрешенных цензурою, но оказавшихся составленными в сектантском духе, вредном для православия. Циркуляры эти необходимо иметь в виду пастырям и миссионерам, так как воспрещенные издания рассеяны всюду среди народа и служат для проповедников штундо-баптизма незаменимыми комментариями при совращении православных. Вот эти циркуляры. «Св. Синод имели рассуждение о брошюрах разного наименования, изданных учрежденным в 1876 г. «Обществом поощрения духовно-нравственного чтения». И, по справке, приказали: Из дел Святейшего Синода усматривается, что большая часть брошюр, изданных учрежденным в 1876 г. «Обществом поощрения духовно-нравственного чтения», вредны по своему направлению и противны православному христианскому учению. Такими именно оказались и следующие 32 брошюры из числа 39, находившихся разновременно в рассмотрении Святейшего Синода 1) «Брачная одежда», 2) «Молишься-ли ты», 3) «Первая молитва Джесики», 4) «Пастух и овцы», 5) «Иисус Назарей идет», 6) «Спасен-ли ты или погиб и будьте готовы», 7) «Что такое христианин», 8) «Благая весть», 9) «Напоминание христианам от слова Божия», 10) «У Бога не останется безсильным никакое слово», 11) «Жизнь Иисуса Христа по св. Писанию». 12) «Брачный пир», 13) «Встреча со старушкой», 14) «Прииди ко Иисусу: Христу», 15) «Рай и ад», 16) «Сегодня или никогда», 17) «Застигнутые врасплох», 18) «Краткое руководство к чтению Нового Завета», 19) «Беседа двух друзей о возрождении», 20) «Истинная радость», 21) «Примирился-ли ты с Богом», 22) «Звание христианина и его значение», 23) «Два слова о святой Библии», 24) «Перекличка», 25) «Разговор двух матросов после бури», 26) «Благодатное дитя», 27) «Он любит меня», 28) «Христос все и во всем», 29) «Как был завоеван яблоневый двор», 30) «Путь ко спасению», 31) «Два брата», и 32) «Радостная весть».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

И вот тут самая, может быть, непонятная сначала и самая потом изумительная вещь во всей этой притче. Собрался народ; брачный пир полон; входит хозяин; и среди этой пестрой толпы видит одного человека, не облеченного в брачную одежду. Его он приказывает выкинуть вон. Как это понять? Он же пригласил нищих, бродяг, людей, у которых вообще ничего нет; откуда же у других взялась эта брачная одежда? Ведь не ходили же они всю жизнь с припасенной брачной одеждой на тот небывалый случай, что их пригласят на брачный пир?.. Тут надо понять, что происходит, происходило на Востоке в порядке гостеприимства. Приходил странник; будь он богат, будь он беден, его встречал хозяин у дверей своего дома, принимал его, как посланника Божия, склонялся и омывал его ноги, запыленные, раненные, уставшие. Давали ему новую одежду, помазывали его голову, чтобы он мог войти и пировать наряду со всеми самыми богатыми, не униженный, не пристыженный собственной бедностью, чтобы на мгновение он тоже был равен всем, потому что любовь делает людей равными. И вот один какой-то человек пришел. Его тоже встречали с любовью, ему тоже хотели омыть ноги, помазать главу, дать брачную одежду, но он, вероятно, просто сказал: «Нет, не для того я сюда шел. Мне сказали, что здесь кормят; довольно со всей этой подготовкой, есть хочу!». И он вошел, презирая гостеприимство, без всякого внимания к той любви, которая ему предлагалась; ему сердце хозяина не было нужно, ему нужен был только его хлеб. И не оказалось ему места в этом царстве, где хлеба на всех хватает, но куда входят не иначе как любовью. Подумайте теперь о себе. Подумайте о том, как все мы, каждый из нас, отзываемся на призыв Божий. Как часто мы Богу говорим: Господи, у меня есть что-то такое ценное, клок земли, – не бросать же этого ради Твоего неба! У меня есть дело, я творец жизни, – неужели мне это оставить, чтобы идти в неизвестность на пир? Я привязался сердцем к кому-то, – разве этого для меня недостаточно?.. Это не значит, что не надо трудиться на земле, творить, любить, – надо. Святой Григорий Палама говорит, что в том-то и сходство наше с Богом, что Он нам вручил землю и дар, способность творческого труда и любви. Но если мы в эту землю уйдем, забыв, что жизнь глубже, шире, что над землей простирается небо и что человеческая любовь разверзается до пределов бесконечности через Божию любовь, тогда мы потеряем и земное и небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Что здесь брачная одежда, то же самое в притче о десяти девах и елее ( Мф.25:1–12 ). А елей по мнению Отцов Церкви и других лучших толкователей слова Божия означает здесь добрые дела: по крайней мере не веру и уверенность, а осторожность и спасительное благоразумие. Ибо юродивые девы ждали того же жениха вместе с мудрыми, а после они пришли в Его же дом, и стучась говорили как известному: «Господи, отверзи нам». Не сказано, чтобы они сомневались, Жених ли то, или, что они Его не столь хорошо знали, как мудрые, а также менее сих были Ему известны. Если же им Жених отвечает: «не вем вас»: то мы должны принять сей ответ за однозначащий с словами сказанными в другом месте: «не вем вас, отступите от Мене вси делающие беззаконие» ( Мф.7:23 ; ср. Мф.21:12 ). Еще яснее отношение между будущею участью и настоящею деятельностью является в притче о талантах ( Мф.25:14–30 ). Мы должны дать отчет в том, как употребляли вверенные нам таланты, и после сего отчета всякий или внидет в радость Господа своего, или будет ввержен во тьму кромешную. – В чем бы ни состояли сии таланты, в естественных ли способностях, во внешнем ли положении и звании, в особенных ли дарах благодати, употребление их сравниваемое с промышленностью и купеческими оборотами, (ст. 27) принадлежит к деятельности. – И если неизвестность дни и часа, в которой Сын человеческий приидет, побуждает к бдению: то и сие бдение относится к деятельности, совмещает в себе познание и испытание нашего внутреннего состояния, осторожность, чтобы не пришел тать, не подкопал храмину, и не похитил наших духовных сокровищ ( Мф.25:13, 24:43 ). Впрочем сам Иисус Христос объясняет свойство бдения поведением мудрого домоправителя, коего господин, по возвращении своем, обретает в точном исполнении его долга ( Мф.24:43, 46 ). Таково учение Иисуса Христа о добрых делах и о пути к вечному животу. Посему всякое сомнение о необходимости добрых дел ко спасению должно исчезнуть. Ибо если Иисус Христос, желая спасти человеков, призывает их к покаянию и исправлению жизни, внушает попечение о истинной праведности, учит быть совершенными, как Отец наш Небесный совершен есть; если добрые дела суть необходимые следствия, явления и плоды внутреннего, нравственного совершенства сердца: то можно ли подумать, что праведная и благочестивая жизнь, жизнь исполненная добрых дел недействительна к нашему спасению? Если Иисус Христос говорит о заповедях: «сия сотвори, и жив будеши» то можно ли сему столь ясному, определенному, простому, удаленному от всякого иносказания изречению, а равно и многим другим подобным изречениям Спасителя, можно ли, говорю, дать такое изъяснение, из коего бы вышло заключение, что добрые дела не нужны, недействительны бесполезны для вечного спасения? IV. Различные значения веры

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010