И в какие бы православные ризы многие из них ни рядились, какие бы аршинные кресты они ни носили, к каким бы святыням они ни прикладывались, какими бы крестными ходами они ни блуждали, брачная одежда на них не появляется. Из-под православного платка выглядывает лицо комсомолки шестидесятых-семидесятых годов. Из-под какой-нибудь казачьей папахи проступает физиономия обыкновенного мелкотравчатого партийного функционера, не нашедшего себя в жизни, и т. д., и т. д. — образы могут быть самые различные. Ибо та брачная одежда, о которой говорит притча, предполагает прежде всего преображение души, чувство благодарности Богу со стороны вот этих — хороших и плохих, добрых и злых — людей, призванных на пир, за то, что Господь поверил им, доверился им, как Своим друзьям на брачном пиру, доверил им радость Своего Сына, позволил им разделить радость со Христом. И вот это чувство благодарности и радости должно было преобразить их. Обратите внимание, как редко эти темы присутствуют в нашей церковной жизни сейчас. О благодарности Христу речи нет, да и Христа часто вообще стараются не вспоминать. А уж о радости и говорить не приходится. Лишь сменяемое «яростью благородной» к врагам Церкви и русского мира самодовольство — оттого что «мы лучшие — потому-то нам так плохо и все нас ненавидят». Ведь в своих элементарных переживаниях мы остаёмся нехристями, марширующими на крестных ходах, отстаивающими очереди к благодати, потребляющими Евхаристию, как очередную — на этот раз уже магическую — закуску на празднике жизни. Все это не может не вызывать ощущения жуткого падения. И что же будет тогда? А вот тогда и будет то, о чём говорит сегодняшняя притча. Господин — царь — Господь призовёт Своих слуг, и они выведут вот этого, в небрачной одежде пребывающего, гостя, а правильнее сказать — сонмище гостей, и ввергнут во тьму кромешную. Там будет плач и скрежет зубовный. И разве мы не слышим его сейчас — в нашей стране и в нашей Церкви? И плач, и скрежет зубовный. И что же происходит, и что же будет? И чем же мы будем жить дальше? А между тем всё ведь просто и ясно: мы позволили себе ещё раз обольститься самими собой — каждым из нас в отдельности и всеми вместе.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

б) Больше укрепляются в добре . Конечно, не должно подвергать себя опасности и входить в общество испорченных людей. Почему? Но добро однако укрепляется только в борьбе со злом. Если человек однажды отказался от искушающего на грех предложения, то в другой раз это будет ему легче. Кто однажды или многократно поддавался влиянию заискивания, лести — тот больше не так легко допустит себя до этого. в) Находит случай проявлять высокие добродетели . Высочайшие христианские добродетели есть: смирение, милосердие, любовь к врагам, кротость, терпение, благодарение в бедствиях. К проявлению таких добродетелей дают нам плохие люди единственный или лучший случай. Как — к смирению? К любви к врагам и т. д.? О брачном одеянии “ И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ” (ст.12). Человек предназначен к блаженному соединению с Богом. Здесь на земле оно должно начинаться, а на небе достигнуть исполнения. Это соединение с Богом представлено в нынешнем Евангелии под образом брачной вечери. Условие для участия в ней состоит в том, чтоб каждый участвующий имел брачную одежду . 1. Что такое брачная одежда? Брачная одежда есть любовь : любовь к Богу выше всего, любовь к ближнему столько же велика, как и любовь к самому себе. а) Эта любовь делает души наши прекрасными и приятными в очах Божьих. Эта любовь возвышает и украшает людей. Эта любовь уже здесь соединяется с Богом и делается способной для будущего полного соединения, потому что Бог есть любовь и потому что царство небесное есть царство любви. Что может быть прекраснее души, которая любит Бога более всего и ближнего, как самого себя? б) Многие люди обманываются и ищут почетных одежд везде где-либо, а не в любви. Если бы кто молился или трудился день и ночь, роздал все имение бедным, ежедневно причащался Святых Таин, постился до восхода звезды, прошел до конца земли для обращения язычников и даже пролил свою кровь за исповедание своей веры и проч., — но если он не имеет любви, то ему не достается брачной одежды. Все вышеуказанные подвиги были бы возможны и без любви. Но с любовью они имеют самое высокое достоинство.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Облекаемся в сию брачную одежду 1) внутренно чрез веру, чрез которую вселяется Христос в сердца наша 512 . В сем смысле и Св. Златоуст говорит: «одежда брачная есть истинная вера, которая бывает чрез Иисуса Христа и правду Его» 513 . 2) Внешно брачную одежду показываем, когда облекаемся в нового человека, созданнаго по Богу в правде, и в преподобии истины, отложивши ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных 514 . Облещися в нового человека тоже означает, что удаляться от всякого греха. О чем тот же Апостол негде так говорит: да не царствует грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его, ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху: но представляйте себе Богови яко от мертвых живых, и уды ваша оружия правды Богови 515 . Следовательно, имеем мы брачную сию одежду тогда, когда любим Бога истинно, т. е. служим Ему преподобием и правдою вся дни живота нашего 516 , удаляяся всякого греха, и ходя в заповедех его день и нощь. В сем смысле и Св. Иероним говорит: «одежда брачная суть заповеди Божии; и дела, кои исполняются по закону и Евангелию, нового человека одежду производят; по сему если кто во время страшнаго суда сыщется под именем Христианина не имеющий одеяния брачного, то есть одежды пренебесного человека, но одежду нечистую, то есть остатки ветхого человека, сей тотчас падет, и сказано ему будет: друже! почто вшел еси семо, не имый одеяния брачнаго 517 ?» Отсюда убо заключить надобно, что кто имеет живую веру любовию воспламененную, с творением благих дел совокупленную, и до конца жизни непорочну сохранит: тот есть истинный друг Христов, достоин браков Его. В сию-то одежду когда ты, Христианине, облечен будешь, пребудет в тебе Бог, и ты в Нем. Блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его 518 : горе же тем, и паки реку, горе! кои или обнажены суть сея одежды, или хотя и имеют, но замаранную всеми скверными делами. «Ибо как (слова Св. Златоуста) ежели кто в скверном одеянии бывает на браках, бесчестит славу браков: кто дела творит темныя, и между Христианами яко един из них обхождение имеет, самому Христианству оскорбление делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   Если мы обратимся к жизни святых угодников, то увидим, как они старались освободиться от своего греховного прошлого, увидим, какую страшную, злую, темную силу представляет это греховное прошлое, держащее как в тисках нашу душу; оно многообразными щупальцами охватывает нас и мешает нам жить нормальной человеческой жизнью.    Вспомните жизнь преподобной Марии Египетской. Вы знаете, что она была грешная женщина. Больше того, она утопала в грехах, дошла в них до самого дна, до самого края падения, и потом обратилась к Богу, разорвала с грехом и стала жить с Богом и для Бога. Она ушла в Иорданскую пустыню.    Она поведала сама о себе. Она говорила, что греховное прошлое не оставляло ее в покое в течение многих и многих лет, и прежде всего через ее воображение. Перед ней возникали разные греховные мечтания во всей красоте, во всей силе. И это были не какие-нибудь мимолетные образы, а жгучие мечтания, которые отвлекали ее от Бога и молитв, и огонь их охватывал ее. За этими мечтаниями в ее душе возникали стремления уйти из пустыни и вновь начать греховную жизнь.    Преподобная Мария говорила, что она боролась с греховными мечтаниями, чувствами и стремлениями, как со зверями. Эти мечтания, чувства и стремления были как бы щупальцами, которыми греховное прошлое ее охватывало и тянуло назад. Они были как бы тисками, которые держали ее и препятствовали идти вперед, к Богу.    Такая борьба была у великой угодницы преподобной Марии Египетской.    Но у каждого из нас есть своя борьба с греховным прошлым. У каждого из нас также множество греховных пятен в душе, составляющих греховное бремя.    В Великом Каноне на первой неделе поста мы молим: «Возми с меня тяжкое бремя греховное». Это и есть наше греховное прошлое. В том же Каноне мы говорим о греховной, окровавленной, разорванной одежде, которая мешает нам жить с Богом.    Что это за кровавая одежда? Это — наше прошлое. В брачный чертог вошел человек не в брачной одежде. У него было желание войти в чертог, но одежда его была не брачная — он не освободился от греховного прошлого. Этот великий греховный долг не был ему прощен, и эта одежда, в которой вошел человек, была греховной, разодранной, окровавленной (Мф. 22:11-14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если у человека есть какой-нибудь долг, если он должен, то он не сможет нормально жить, пока не погасит его. Если он не заплатит, то должник будет иметь власть над ним, будет иметь право потребовать возвращения долга. Он может привлечь его к ответственности. Наше греховное прошлое и представляет тот страшный долг, который должен быть нам оставлен, от которого мы должны освободиться. Если мы обратимся к житиям святых угодников, то увидим, как они старались освободиться от своего греховного прошлого, увидим, какую страшную, злую, тёмную силу представляет это греховное прошлое, держащее как в тисках нашу душу; оно многообразными щупальцами охватывает нас и мешает нам жить нормальной человеческой жизнью. Вспомните жизнь преподобной Марии Египетской. Вы знаете, что она была грешная женщина. Больше того, она утопала в грехах, дошла в них до самого дна, до самого края падения, а потом обратилась к Богу, разорвала с грехом и стала жить с Богом и для Бога. Она ушла в Иорданскую пустыню. Она поведала сама о себе. Она говорила, что греховное прошлое не оставляло её в покое в течение многих и многих лет, и прежде всего через её воображение. Перед ней возникали разные греховные мечтания во всей «красоте», во всей силе. И это были не какие-нибудь мимолётные образы, а жгучие мечтания, которые отвлекали её от Бога и молитв, и огонь их охватывал её. За этими мечтаниями в её душе возникали стремления уйти из пустыни и вновь начать греховную жизнь. Преподобная Мария говорила, что она боролась с греховными мечтаниями, чувствами и стремлениями, как со зверями. Эти мечтания, чувства, и стремления были как бы щупальцами, которыми греховное прошлое её охватывало и тянуло назад. Они были как бы тисками, которые держали её и препятствовали идти вперёд, к Богу. Такая борьба была у великой угодницы – преподобной Марии Египетской. Но у каждого из нас есть своя борьба с греховным прошлым, у каждого из нас также множество греховных пятен в душе, составляющих греховное бремя. В Великом Каноне на первой неделе поста мы молим: «Возьми с меня тяжкое бремя греховное». Это и есть наше греховное прошлое. В том же Каноне мы говорим о греховной, окровавленной, разорванной одежде, которая мешает нам жить с Богом. Что это за кровавая одежда? Это – наше прошлое. В брачный чертог вошёл человек не в брачной одежде. У него было желание войти в чертог, но одежда его была не брачная – он не освободился от греховного прошлого. Этот великий греховный долг не был ему прощён, и эта одежда, в которой вошёл человек, была греховной, разодранной, окровавленной ( Мф.22:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Она поведала сама о себе. Она говорила, что греховное прошлое не оставляло ее в покое в течение многих и многих лет, и прежде всего через ее воображение. Перед ней возникали разные греховные мечтания во всей красоте, во всей силе. И это были не какие-нибудь мимолетные образы, а жгучие мечтания, которые отвлекали ее от Бога и молитв, и огонь их охватывал ее. За этими мечтаниями в ее душе возникали стремления уйти из пустыни и вновь начать греховную жизнь. Преподобная Мария говорила, что она боролась с греховными мечтаниями, чувствами и стремлениями, как со зверями. Эти мечтания, чувства и стремления были кик бы Щупальцами, которыми греховное прошлое ее охватывало и тянуло назад. Они были как бы тисками, которые держали ее и препятствовали идти вперед, к Богу. Такая борьба была у великой угодницы преподобной Марии Египетской. Но у каждого из нас есть своя борьба с греховным прошлым. У каждого из нас также множество греховных пятен в душе, составляющих греховное бремя. В Великом Каноне на первой неделе поста мы молим: «Возми с меня тяжкое бремя греховное». Это и есть паше греховное прошлое. В том же Каноне мы говорим о греховной, окровавленной, разорванной одежде, которая мешает нам жить с Богом. Что это за кровавая одежда? Это — наше прошлое. В брачный чертог вошел человек не в брачной одежде. У него было желание войти в чертог, но одежда его была не брачная — он не освободился от греховного прошлого. Этот великий греховный долг не был ему прощен, н эта одежда, в которой вошел человек, была греховной, разодранной, окровавленной (Мф. 22:11—14). Когда читаем это прошение Молитвы Господней: И остави нам долги наша , то мы просим, чтобы Отец Небесный снял с нас греховное бремя. У одного великого подвижника спросили, какой признак того, что грех оставлен, прощен человеку. И этот подвижник ответил: если грех потерял для человека свою прелесть, если грех перестал влечь и тянуть его к себе, то это значит, что грех оставлен человеку, прощен ему. Если грех оставлен, то это не значит, что человек только освобожден от наказания за него. Когда оставляются наши греховные долги, то наше греховное прошлое отсекается, теряет свое значение, власть, оно не тяготит, не имеет на нас никакого влияния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2805...

Творец обновил глаза слепого, употребив брение, чтобы привести к несомнительной вере разум недоумевающих, как первый человек был создан из праха, поскольку нет ни очевидца, ни свидетеля такого творения. Ведь сотворение самой драгоценной части человеческого тела, совершенное на виду всех, дает великую силу и опору для того, чтобы не сомневаться и не разрываться на недоуменные мнения также и относительно остального тела, при создании которого никакого зрителя не присутствовало. Ибо тот, кто видит самое лучшее и драгоценное, что есть у нас, как творение и сущность, произведенную из праха, разве не признает по неопровержимому суждению, что и прочие органы произошли от того же вещества и силы? С другой же стороны, для того, чтобы ты четко уяснил, что по всем признакам, по которым Отец познается как Бог – я имею в виду силу, и славу, и сущность, и господство – Сын понимается как имеющий равенство и неотличимый, Он восстанавливает глаза слепого, взяв не какое-то иное вещество, но прах, как и Отец некогда вместе с Ним сотворил человека из праха. Одновременно же проявляется и то, что Бог , ныне пребывающий в человеческом облике и превративший прах в естество глаза, есть Тот же, Кто некогда созидал человека из праха вместе с Отцом. Трактат 4. Что значит: «Гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию» (Иуд. 23)? Божественное Писание учит нас, что добродетельная жизнь и житие, свободное и чистое от прегрешений, есть одежда брачная, облаченные в которую почитаются Самим Женихом Христом достойными таинственного чертога и возлежат на этом блаженном и владычнем пиру. Загрязнившие же таковые одежды, и от этого вкушения прогоняются, и подвергаются горькому бесчестью. Если же мы усвоили это, нам будет понятно, что за одежду боговещанный апостол называет оскверненной и прекрасно и справедливо повелевает нам ненавидеть. Ибо одежда, вся запятнанная и загрязненная грехами, и есть оскверненная. Открывая же это еще яснее, он говорит не просто об оскверненной одежде, но об оскверненной плотью, то есть как бы об измаранной и загрязненной плотскими страстями, и наслаждениями, и согрешениями плоти, и всем, посредством чего плоть, вожделея против духа, делает нашу жизнь скверной и запятнанной. Ее подобает всячески избегать и ненавидеть, потому что она закрывает для нас двери таинственного чертога, и делает недостойными прекрасного Жениха, и далеко прогоняет от страшного и спасительного пира. Трактат 5. Если все, что подлежит необходимости, действует насильственно даже против желания, а необходимо прийти соблазнам в мир (Мф. 18:7), то несправедливо проклинать подвергшегося насилию и наказывать его за прегрешение

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Притча так рассказывает о старшем брате: он не обрадовался и не ликовал по поводу возвращения младшего, заблудшего, погрязшего в грехах, беспомощного брата, потому что знал, каким трудом достается брачная одежда и место в доме отца. Он знал, что такое поденный труд, каждый день работая в отцовском винограднике. И был совсем не рад, что тот, кто ничего не сделал, а, наоборот, предательски ушел от отца и расточил имение, получил все задаром. Лучшая одежда, перстень, телец упитанный… За что?  И мы с вами иногда незаметно для себя начинаем жить жизнью старшего сына. По сути, она строится на том же принципе, что и жизнь сына блудного. Тот обращается к отцу и говорит: «Дай мне мою часть имения. Мне не интересна твоя жизнь, твои заботы, мне интересно только мое в твоем доме. Я буду жить так, как хочу, как я сам решу. Будет моя воля, моя свобода. Дай мне мое!» И отец отдает.  Так и Господь дарует каждому из нас бесконечную свободу, возможность быть тем, кто мы есть, потому что без свободы не может быть любви, спасения, ничего из того, что связывает человека с Богом. Именно свобода является основным, через что человек познает Бога и становится человеком.  Протоиерей Алексий Уминский. Фото: Михаил Терещенко Но у свободы две стороны. Это, как оказывается, вещь опасная, потому что ее можно употребить не во благо. Уйти от Бога — тоже свобода. И она дарована каждому.  «Дай мне мое» — главное требование младшего сына. «Хочу быть сам по себе, отделенным ото всех, от тебя, потому что мне так больше нравится, так удобнее». И всем известно, что с ним происходит. Мы знаем эту трагедию, когда человек вдруг понимает, что ему этого как раз и не нужно, а все, что ему нужно, — быть с Богом, пусть на самом последнем месте, среди наемников, рабов, но с Богом. Он возвращается, и это свобода.  Быть рабом Божиим — тоже свобода, только так человек реализует себя по-настоящему, когда он и Бог вместе.  Иногда кажется, что быть рабом Божиим — значит полностью лишить себя всякой свободы и работать Богу за какие-то будущие блага. Кажется, что если я с Богом, если я все правильно выполняю, то у меня должно быть все хорошо и мне должно все принадлежать. Я же верен тому, что от меня хочет Отец! Что-то обязательно должно мне причитаться за то, что я живу правильно, ведь правильная жизнь должна иметь правильный результат. 

http://pravmir.ru/bludnyj-syn-vernulsya-...

Этой молитвой мы просим Бога-творца, не сжигать нас углем Божественного Причастия, как это происходит с недостойными, но очистить нас от всякого позорного греха. Третья молитва: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Здесь мы просим Сына Божьего, Христа, принять нас участниками Его Тайной Вечери, чтобы причаститься святого Тела Его и Крови, обещая, что не поведаем тайны его врагам, как Иуда, но исповедуем Его, как разбойник, помня о том, что мы грешники. «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» 712 Мы никогда не предадим эту величайшую Тайну, потому что это Тайна Божия. Четвертая молитва: «Боготворящую Кровь ужаснися человече, зря, Огнь бо есть, недостойныя попаляяй. Божественное Тело и обожает мя и питает: Обожает дух, ум же питает странно». Эта молитва говорит нам: Трепещи, человече, видя перед собой Божественную Кровь, ибо она – раскаленный уголь, который сжигает недостойных. Да, Тело Божие нас обоживает и питает. Божий Дух питает наш ум особым, необыкновенным и необъяснимым образом. Пятая молитва: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением; но попали огнем невещественным грехи моя, и насытитися еже в Тебе наслаждения сподоби: да ликуя возвеличаю, Блаже, два пришествия Твоя». В этой молитве мы говорим Господу: «Услади меня своей любовью, Христе, и измени всю мою жизнь Своей Божественной любовью. Своим невещественным огнем сожги мои грехи и удостой меня насытиться от Твоего наслаждения, чтобы я возвеличил, Блаже, ликуя от радости, два Твои Пришествия: нынешнее и будущее». Шестая молитва: «Во светлостех святых Твоих, како вниду недостойный? Аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от ангелов: очисти Господи скверну души моея, и спаси мя яко Человеколюбец». Дословный перевод этой молитвы следующий: в светлый чертог твоих святых как войти мне, недостойному? Потому что, если дерзну войти тайно вместе с ними в чертог, одежда не брачная меня обличит, и связанного меня выгонят Ангелы. Господи, очисти скверну души моей и спаси меня, как Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Притчи о Царстве, рассказанные Спасителем, могут испугать. Мы слышим, как это серьезно – не обращать внимания или пренебрегать приглашением Господа на пир в Его Царстве. Господь говорит всем нам это, потому что это непосредственно касается каждого из нас. Он очень любит нас и хочет, чтобы мы были наготове и не растерялись, когда Царь позовет нас. Подобно мудрым девам, которые запаслись маслом для своих светильников, и не спят, чтобы встретить Жениха, когда Он придет (смотри урок 27). Он стремится, чтобы мы относились к Богу и Его Церкви с должным уважением и исполняли Его учение во всей своей жизни. В таком случае, когда Господь придет судить нас, Он не застанет нас врасплох, в одежде, запачканной грехом. Напротив того, мы должны встретить Его в заботливо приготовленной, чистой одежде, подобающей брачному пиру. Брачная одежда – это образ всей нашей жизни, того, как мы живем. Такая одежда напоминает белую крестильную рубашку, даваемую нам при крещении. Мы можем или сохранить ее чистой через наши добрые дела, или испачкать ее нераскаянными грехами. Притча о бесплодной смоковнице – одно из самых необходимых наставлений, которые Спаситель дал Своим ученикам и последователям. Дни Его пребывания среди них стремительно сокращались. Смоковница у евреев обыкновенно была образом благосостояния и мира. В притче Господней она засыхает, так как перестала плодоносить. Эта притча предупреждает нас: и от нас также ожидается «духовный плод» – мы ведь слышали Слово Божие и видели чудеса, которые творил Спаситель. Это неустанный призыв ко всем нам возрастать духовно, чтобы принести плоды, подобные тем, что дал нам Христос. По таким плодам – добрым или злым делам в отношении других людей и Бога, нас будут судить на Страшном Суде, о котором говорит Господь в этой притче. Упражнения: В жизни во многих случаях требуется хорошая подготовка. В семье или в классе разделитесь на несколько маленьких групп и постарайтесь разыграть следующие сценки, наглядно показывающие, как готовится мудрый, а неразумный из-за своей неготовности попадает впросак. Пусть члены каждой группы возьмут на себя разные роли.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010