Если же распоряжаться подобными вещами не дело всех, но тех одних, которые, по испытании, на сие поставлены; то и подаваемое такими людьми распределит поставленный на сие, как заблагорассудит. Вопрос 188. Как видеться нам с прежними сожителями нашими или с родными, когда приходят они к нам? Ответ. Как показал и научил Господь, когда возвещено Ему было: «Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя» (Лук. 8, 20). Ибо возвестившим с укоризною ответствует, сказав: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои? ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12,48.50). Вопрос 189. А ежели станут они еще уговаривать нас, желая увести к себе домой; то надобно ли внимать им? Ответ. Если—для созидания веры, то способный идти на сие да будет послан, по сделанном ему испытании. А если для исполнения человеческих обязанностей; то да слышит, что говорит Господь сказавшему: «позволь мне проститься с домашними моими. — никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук. 9, 61. 62). Если же такой суд произнесен над тем, кто только вознамерился «проститься»: то что надобно сказать о первом? Вопрос 190. Должно ли жалеть свойственников по плоти, желая их спасения? Ответ. «Рожденный от Духа», по слову Господню (Иоан.3, 8), и получивший право стать чадом Божиим (Ин.1, 12), стыдится родства по плоти, признает же своими близких по вере, засвидетельствованных Господом, Который сказал: «матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лук.8, 21). И таковой человек пусть жалеет всех, удаляющихся от Господа, — и сродников по плоти так же, как и всех. Если же кто, будучи к ним несколько более пристрастен, думает своему пристрастию найти защитника в Апостол, который говорит: «желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Римл.9, 3); то пусть таковой из последующего узнает, что Апостол чтит не плотское родство, но Израиля и преимущества, данные ему от Бога, — не потому, что израильтяне были ему сродниками, но потому, что сродники его по плоти были Израильтянами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Если же страж, видя идущий меч, не затрубит в трубу, и народ не будет предостережен, между тем меч придет и отнимет душу у кого-либо из них, то сей взят будет за грехи свои, но кровь его Я взыщу от руки стража» 121 . Итак, меч есть суд, и труба – Евангелие, а страж есть епископ, поставленный над церковью. Итак, епископ, когда ты проповедуешь, ты должен засвидетельствовать и укрепить суд, как в Евангелии, ибо также и к тебе сказал Господь: «И ты, человече, являешься стражем, Я дал тебя дому Израилеву, дабы ты слушал слово из уст Моих, и предостерегал и возвещал от лица Моего. И если Я скажу нечестивому: нечестивый, ты должен смертью умереть, а ты не станешь проповедывать и говорить о том, что нечестивый должен оставить свое беззаконие, то нечестивый умрет вследствие нечестия своего, но кровь его Я взыщу от руки твоей. А если ты предостерегаешь нечестивого от пути его, и он не внимает тебе, то нечестивый умрет вследствие нечестия своего, а ты спасешь душу твою» 123 . Поэтому, должны также и вы, так как на вас падает вина тех, которые грешат в неведении 124 , проповедывать и свидетельствовать, увещать и открыто порицать непристойно ведущих себя. Итак, по причине того, что мы часто говорим и повторяем (это), любезные братья, мы остаемся невиновными, ибо вследствие многообразного научения и частого слышания происходит то, что кто-либо чувствует стыд, делает добро и отстает от зла. Ибо и Господь сказал в законе: «Слушай Израиль!» 125 и до/сего дня они не слушали. И снова в Евангелии напоминает Он и говорит часто: «всякий, имеющий уши слышать – да слышит! 126 , и они не слышали, не слышали и те, которые считали себя слышавшими, ибо тотчас же впали они в пагубные//ереси, о которых еще должно быть сказано решительное слово 127 S 14/L11//CA II. 7, 8, 9, 10///.///Ибо мы не думаем, братья, чтобы тот, кто сошел в воду крещения, стал снова совершать мерзкие и непотребные деяния беззаконных язычников. Так как ясно и известно каждому, что всякий, делающий после крещения злое, осуждается на геенну.///Но мы знаем, что и язычники имеют обыкновение сеять клеветы, потому что мы не желаем смешиваться с ними и иметь с ними никакого общения. И через клевету язычников наши братья приобрели большее упование, ибо Он сказал в Евангелии следующее: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправильно злословить за Меня 128 . Радуйтесь и веселитесь,, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали и отцы ваши пророков, бывших прежде вас» 129 . Итак, блажен тот, кого они клеветнически злословят, так как через это он испытуется; ибо Писание говорит: «Человек, который не искушается – не испытан» 130 . Но если относительно кого-либо будет доказано, что он совершил непотребные деяния, таковой не христианин, но лжец и принял религию Господа из лицемерия 131 , и поэтому беспорочный и нелицеприятный епископ должен избегать тех, нечестие которых обнаружено и истинно и открыто доказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

«Если Ты творишь такие дела», т.е. дела чудесные, которые могут оправдывать Твои притязания, то Ты должен не в провинциальной неизвестности оставаться, а выступить перед всем иудейским миром, и в подходящем месте. Ин.7:5 .  Ибо и братья Его не веровали в Него. В объяснение предложения братьев Господа евангелист говорит, что тогда они не веровали в Него. Они, в самом деле, не могли признать в Нем Того, Кем Он объявлял Себя, и последовать за Ним, как сделали это 12 апостолов. Они видели знамения, которые совершал Христос, но все-таки не пришли к такой вере в Него, какую Он хотел бы от них видеть. В этом они сходились с прочими иудеями (ср. Ин.12:7 ). Но, с другой стороны, они не прервали общения со своим названным братом, они дорожат Его честью и хотят, чтобы мир поскорее признал Его в Его достоинстве, тогда и они пойдут за Ним. Ин.7:6 .  На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Ин.7:7 .  Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Ин.7:8 .  Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. Господь не отвечает братьям по существу, потому что они не в состоянии были тогда понять Его слов как должно. Он говорит им только то, что для них вполне понятно, а именно указывает на опасности, каким бы подверг Он Себя, если бы теперь же отправился в Иерусалим. Его «время», т.е. время для полного обнаружения Его достоинства, еще не наступило. Конечно, это время обнаружения Мессианского достоинства для Христа должно наступить, но это будет иметь место не в праздник Кущей, а в следующий праздник Пасхи. Ин.7:9 .  Сие сказав им, остался в Галилее. Ин.7:10 .  Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно. Однако Господь, после того как Его братья ушли на праздник, и Сам отправился в Иерусалим, хотя и один, как будто тайно. Это изменение в принятом решении подало еще неоплатонику Порфирию повод упрекать Христа в непоследовательности, в неверности Своему слову. Но на это возражение, повторяемое и теперь рационалистами, нужно сказать, что Христос сказал братьям, что не пойдет на праздник Кущей открыто, с торжеством, как Мессия-царь, но Он не говорил, что вовсе не отправится в Иерусалим даже как обыкновенный богомолец. Таким богомольцем Он и идет теперь на праздник, не возбуждая при этом ничьего внимания к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Есть в Писании и много иных свидетельств, которые подтверждают сказанное мной. Итак, не косней в сомнениях, чтобы не осудиться тебе со всеми противниками истины очевидной и многократно засвидетельствованной. Глава 6. О почитании святой девы Марии 60 Сектант : Почему столь почитаете вы Марию, Мать Иисуса, и поклоняетесь Ей, словно Богу? Священник : Пресвятую Деву Марию мы почитаем более всех святых и ангелов, но все же не воздаем Ей такого же поклонения, как Богу. Честь, воздаваемая Ей, называется всечествованием, то есть высшим почитанием, и таковая честь подобает Ей, потому что Она Матерь Божия, а не только друг Его, подобно прочим святым. Потому и прославляет Ее церковная песнь как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Она превыше всех святых и ангелов, ибо и ангелы и люди чествуют Ее. Такое чествование воздал Всенепорочной Деве при Благовещении архангел Гавриил (см.: Лк.1:28–29 ), и равным образом праведная Елисавета, родительница святого Иоанна Предтечти (см.: Лк.1:40–43 ). И когда Сама Пречистая Духом Святым пророчествует: отныне будут ублажать Меня все роды... сотворил Мне величие Сильный ( Лк.1:48–49 ), это означает, что такого Ее чествования желает Бог. Сектант : Нет оснований для такого почитания Марии, ибо и Иисус не выделял Свою Мать среди прочих людей. В этом убеждают нас слова Его, переданные евангелистом Матфеем: И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот Матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:47–50 ). Следовательно, то, что Дева Мария была Его Матерью, не значило ровно ничего. Ибо родство по плоти не имело для Господа никакого преимущества над родством духовным, которое и ныне связывает Его со всеми исполняющими волю Отца, кто бы они ни были. Священник : Да, Господь говорит, что, помимо плотского родства, есть и родство духовное, в которое вступают все творящие волю Божию и тем самым сочетающиеся с Ним и через Него друг с другом, и что оно много выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

И все же, братья и сестры, борьба с подобного рода грехами возможна. Например, сказано: « 9 . Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники; 10 . ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. 11 . И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор:6). Блаженный Августин, комментируя эти слова апостола Павла, пишет. Павел говорит, что они изменились к лучшему - не то, чтобы вообще избавились от греха, что в этой жизни невозможно. Но перестали подчиняться желанию греха, что в добропорядочной жизни возможно». Братья и сестры, надо запомнить – всякая победа возможна только со Христом и во Христе и без Него мы не способны омыться, освятиться и оправдаться. Сказано: ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых, ибо едва ли кто умрет за праведника, разве за благодетеля, может быть, кто-то решиться умереть. Но Бог свою любовь к нам доказал тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5: 6-8).  «Братья и сестры, уповая, верую на Христа и Его искупительный подвиг, мы можем преодолеть соблазны любого греха. Особенной силой в нашем спасении может оказаться и добрая исповедь. Сказано – признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Много может усиленная молитва праведного» ( Иак 5: 16).  И вот сегодня в храмах читали заповеди блаженств. Там сказано: «Блаженны плачущие». Некоторые неправильно понимают, о чем это. А блаженный Феофилакт говорит: плачущие не только о своих грехах, но и о грехах других людей. То есть, если кто-то тебе признался в своем грехе, чтобы ты за него молился. То ты должен оберегать тайны этого человека в том смысле, что не позорить его, а помогать ему выбраться из этого состояния. Как и Авва Дорофей говорил: «Даже не подходи к человеку со словами обличения, если у тебя нет для него слов исправления».

http://radonezh.ru/text/chto-znachit-beg...

И таких людей, отделившихся от нас, мы не оставили; но чтобы они, оставленные нами, не сделались хуже, мы убеждали и убеждаем их принесть покаяние в ожидании, что они могут каким-либо образом получить отпущение от Того, Кто имеет власть даровать его. Итак, видите, братья, что и вам нужно делать то же самое, дабы и падшие, вразумляясь вашим убеждением, в случае нового преследования явились исповедниками и таким образом могли загладить прежний грех свой. Нужно исполнять вам и другие лежащие на вас обязанности, которые и мы вам передали, то есть: если бы впадшие в искушение сие начали смущаться такою слабостию и, раскаявшись в своем поступке, пожелали общения, то таковым всячески надобно помогать. И вдовы, и расслабленные, которые не могут подняться, и заключенные в темницах, и изгнанные из домов своих – все они непременно должны иметь, кто бы служил им. Также и оглашенные должны быть обнадежены в помощи в случае немощи их. А если бы, что особенно важно, тела мучеников и других оставались без погребения, то большая беда угрожает тем, на ком лежит это дело. Посему кем бы из вас и по какому бы случаю ни было сделано это дело, мы уверены, что он признан будет «добрым рабом», который, быв «верен в малом, поставлен будет» над десятью городами ( Лк. 19, 17 ). Но дай Бог, подающий все уповающим на Него, чтобы мы все обрелись исполнителями таких дел. Приветствуют вас братья, находящиеся в узах, и вся Церковь , которая со своей стороны с величайшею заботою печется о всех призывающих имя Господа. Просим взаимно и вашей памяти о нас. Да будет вам известно, что Вассиан пришел к нам, и вместе с тем просим вас, имеющих ревность Божию, разослать по удобным случаям список с письма сего ко всем, кому можно, или напишите даже свое письмо, или отправьте нарочитого посла, чтобы все твердо и непоколебимо стояли в вере. Желаем вам, возлюбленнейшие братья, всегда быть в добром здоровье». Письмо к мучениками и исповедникам Киприан мученикам и исповедникам, в Иисусе Христе, Господе нашем, и в Боге Отце желает вечного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Ибо если, будучи врагами, мы были примирены с Богом чрез смерть Сына Его, – тем более, примиренные, будем мы спасены в жизни Его. Рим 5:1–10 Неделя 3. Послание к Римлянам, зачало 88Б Братья, Христос, когда мы были еще немощны, в установленное время умер за нечестивых. Ведь едва ли кто умрёт за праведного. Может быть за кого-нибудь доброго кто-то и дерзает умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда еще мы были грешниками. Поэтому, оправданные теперь кровью Его, мы тем более будем чрез Него спасены от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы были примирены с Богом чрез смерть Сына Его, – тем более, примиренные, будем мы спасены в жизни Его. Рим 5:6–11 Великая Пятница на 3 часе. Послание к Римлянам, зачало 89 Братья, если, будучи врагами, мы были примирены с Богом чрез смерть Сына Его, – тем более, примиренные, будем мы спасены в жизни Его. И не только это, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого мы теперь получили примирение. Поэтому, как чрез одного человека грех вошел в мир, и чрез грех вошла смерть, и таким образом во всех людей перешла смерть, потому что все согрешили. Ибо до Закона грех был в мире, но грех не вменяется, если нет Закона. Но от Адама до Моисея смерть царствовала и над не согрешившими на подобие преступления Адама, который есть прообраз Имеющего придти. Но не так, как грех – дар благодати: ибо если грехом одного многие умерли, тем более благодать Божия и дар по благодати этого одного Человека, Иисуса Христа, во многих преизобиловали. И не так, как чрез одного согрешившего – дар: ибо суд за один грех – к осуждению, а дар благодати – от многих грехов к оправданию. Рим 5:10–16 Четверг 2 седмицы. Послание к Римлянам, зачало 90 Братья, если грехом одного смерть царствовала чрез этого одного, – тем более получающие обилие благодати и дара праведности будут царствовать в жизни чрез одного Иисуса Христа. Следовательно, как чрез один грех – для всех людей к осуждению, так и чрез одно дело праведное – для всех людей к оправданию жизни.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Иерусалим в это время представлял огромный лагерь пилигримов: площади, улицы (по сторонам), крыши домов, сады, дворы, окрестные поля, горы и долины – всё застраивалось палатками. Главные постановления и обычаи праздника содержали указания и намёки на те чудные дела Иеговы, которых свидетелем был Израиль в продолжение длинного времени странствования в пустыне. Совершавшаяся каждое утро во храме жертва возлияния напоминала о воде, чудесно изведённой из каменной скалы Моисеем. Брали в руки ветви древесные, особенно красивых дерев, пальмовые, широколиственные и вербу речную, и так веселились пред Господом. Так как праздник приходился вскоре после собирания плодов ( Втор. 16:13 ), то весело праздновали его, давали большие пиршества, и вина было немало по собранию винограда. Праздник был такой весёлый, что Плутарх сравнивал его с праздником в честь Бахуса (у язычников). Это был последний из великих праздников (осенний); такого праздника не было уже у иудеев до Пасхи (полгода). 3. Ин. 7:3 . Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин. 2:12 ; Мф. 12:46, 13:55 п.; Деян. 1:14 ; 1Кор. 9:5 ; Гал. 1:19 . 4. Ин. 7:4 . Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ин. 3:20, 6:30, 18:20, 11:54, 14:22 . 5. Ин. 7:5 . Ибо и братья Его не веровали в Него. Пс. 68:9 . Братья Его: названные, а не родные (см. Мф. 13:55 и 3–5 парал.; Мф. 1 и прим.). – Сказали Ему и пр.: речь их объясняется тем, что они не веровали в Него, как замечает далее сам евангелист (ст. 5). – Выйди отсюда: т. е. из Галилеи, где доселе в продолжение полутора лет действовал Христос, и иди в Иудею, и именно в Иерусалим на праздник кущей, куда на то время стекалась со всех сторон огромная масса народа. – Чтобы и ученики Твои и пр.: под учениками разумеются, очевидно, последователи Господа в Иудее и других местах, кроме Галилеи. Что таковые были в Иудее, и во множестве, на это указывает прежнее замечание евангелиста о них – ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Итак, повторим еще – вот каким образом должно нам, братья, приносить исповедь: с великим сожалением о том, что грехами своими мы прогневали своего Господа и легко можем погубить свои души, с отвращением от этих грехов и с истинным желанием освободиться от них, не стыдясь и не утаивая, должно открыть их все на исповеди духовному отцу, как служителю Божию, и в присутствии тут при исповеди Самого невидимого Бога, смиренно и внимательно выслушать все слова и наставления духовного отца, с твердым намерением впоследствии, насколько возможно, удерживаться от грехов, в которых каялись, бороться с искушениями к ним и никак не обращаться к ним тотчас же при первом случае и искушении. Теперь спросим себя, братья, так ли мы совершаем свою исповедь в грехах? Если так, то слава Богу; а если нет, то что же выходит? Выходит то, что мы, как замечено было нами в одной из прошлых бесед, больше делаем для того, чтобы освободиться от какого-либо проступка пред подобными себе людьми, чем от греха пред Богом; больше делаем для того, чтобы исцелить свое тело от болезни и отдалить от себя телесную смерть, чем спасти душу от грехов и вечной смерти. А так ли должно быть у нас? Кто выше – Бог или люди? Что важнее – душа или тело? Что дороже – небо или земля? V. О том, как должно причащаться Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест, от хлеба сего и пьет из чаши сей. ( 1Кор.11:28 ).   Доселе мы говорили с вами, братья, о том, как нам должно говеть, готовиться к исповеди и затем как исповедоваться; сегодня будет у нас речь о том, как нам должно причащаться. Как же нам должно причащаться? Чтобы ответить на этот вопрос, для сего предварительно должно сказать о том, что значит причащаться. Христос Спаситель наш накануне своих страданий и в воспоминание о своих страданиях для нашего спасения и для теснейшего соединения своего с верующими, а через то для из освящения и спасения, установил таинство святого причащения и таким образом причастил в первый раз своих 12 учеников – апостолов. Он взял белый хлеб, благословил и разломил его и, подавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, которое за вас предается в оставление грехов; затем взял чашу с красным вином и, подавая ее ученикам, сказал: пейте из нее все, ибо сия есть кровь Моя нового завета, которая за вас и за многих проливается в оставление грехов и потом добавил: это творите в Мое воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/c...

Какие полные надежды слова! Здесь действительно буквально исполняется то, что было сказано Авраму, и то, что было записано в древние времена: «И благословятся в тебе все племена земные»! Далее мы читаем: « И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана » ( Быт. 12, 4 ). Некоторое уточнение для любителей Библии. Если в Библии называется возраст человека, то, как правило, Библия хвалит его. «Во время чтения Писания мы сейчас слышали, как Господь говорит благословенному Аврааму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Братья возлюбленные, все, что написано в Ветхом Завете, является прообразом и прототипом Нового Завета. Вот и апостол говорит: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор 10:11 ). Посему, если происходившее телесно в Аврааме написано для нас, то мы увидим это исполненным в нас духовно, если будем жить праведно и благочестиво. Пойди из земли твоей, – говорит Господь, – от родства твоего. Все это, братья, как мы верим и чувствуем, совершается с нами через таинство крещения. Земля наша есть наше тело; мы идем из земли нашей, когда оставляем плотские привычки ради того, чтобы следовать за Христом. Разве не кажется тебе счастливо покидающим землю свою, то есть себя самого, тот, кто из гордого превращается в смиренного, из гневливого – в терпеливого, из развратного – в целомудренного, из жадного – в щедрого, из завистливого – в добродушного, из жестокого – в кроткого? Истинно, братья, счастлив тот, кто, столь изменяясь ради любви к Господу, таким образом оставляет землю свою. Ведь даже в частном общении, если вдруг некий порочный человек начинает совершать дела добра, мы склонны сказать о нем: он превзошел себя. На самом деле уместно сказать о нем, что он превзошел себя, если он отрешается от пороков и посвящает себя добродетели. «Пойди из земли твоей» ( Быт. 12:1 ), – говорит Господь. Земля наша, то есть наше тело, до крещения было землей умирающих, после же крещения она стала землей живущих. Это о ней говорит псалмопевец: «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых» ( Пс. 26:13 ). Через крещение, как я сказал, мы стали землей живых, а не мертвых, землей добродетелей, а не пороков – если только, приняв крещение, мы не вернемся в трясину пороков; если только, став землей живых, мы не будем совершать постыдных и губительных дел смерти. «[И иди] в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ), – говорит Господь. И верно, что мы тогда с радостью войдем в землю, которую Господь нам укажет, когда с Его помощью мы сначала исторгнем грехи и пороки из нашей земли, то есть тела нашего» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010