Возлюбленные о Господе братья и сестры, умение следить за состоянием своей души и видеть свои грехи необходимо для нас во всякое время и, в особенности, святым Великим постом. Вознесем же Богу наши усиленные молитвы, чтобы Милостивый Господь дал нам это умение и видение, возвысил погрязший в грехах ум до высоты покаянного рассуждения. И пусть плоть при этом враждует, зато наш дух будет торжествовать. Почаще вспоминайте, братья и сестры, мудрые слова святого апостола Павла: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гал.6:7–8 ). Аминь. Слово 25. О благости Господней. В среду 1й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится. Песнь на Великом входе Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Достойно изумления и восхищения благочестие древних христиан. Всю земную жизнь свою стремились они превратить в живое общение с Господом, всей душою сливаясь с Возлюбившим и Возлюбленнейшим. Вознесение Спасителя в Отчее Царствие не означало расставания нет, святой союз Сына Божия с верными сделался еще теснее, проницая до глубины человеческие души. Преломив хлеб и предложив ученикам чашу Евхаристии, Господь наш заповедал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу… подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). С той поры к Святой Чаше стекается весь род христианский, обретая таинственное единение с Господом Милующим. Древние христиане в своем благочестивом рвении стремились за каждой Литургией приобщаться Святых Таин. Совершаемое на Божественных службах величайшее и страшное таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа вызывало в их сердцах ни с чем не сравнимое ликование. Однако в земной жизни христианина чувство духовной радости должно чередоваться с принесением покаяния, иначе душе человеческой невозможно очиститься от греха. И в дни Великого поста, в дни плача и покаянных молитв, Церковь дозволяет совершать торжественное принесение Евхаристической Жертвы лишь дважды в неделю, по субботам и воскресеньям. Но древним христианам казалось невыносимым хотя бы несколько дней не причащаться Плоти и Крови Господа, хотя бы на краткий срок разлучиться с Иисусом Сладчайшим. В знак уважения к их пламенному Боголюбию и святому рвению была учреждена Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верные приобщались Христовых Таин, пресуществленных на воскресных служениях.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

И НЕКТО СКАЗАЛ ЕМУ, может быть один из тех же фарисеев, обрадованный возможностью прервать Его горькие для них обличения: МАТЕРЬ ТВОЯ И БРАТЬЯ ТВОИ СТОЯТ ВНЕ, ЖЕЛАЯ ГОВОРИТЬ С ТОБОЮ, хотят о чем-то говорить с Тобою. «Смотри, замечает св. Златоуст, им надлежало бы, если не хотели и не могли войти, дожидаться окончания беседы. Но они зовут Его вон, и притом при всех, желая показать, что они с большою властию повелевают Им. На это и Евангелист намекает словами: «когда же Он еще говорил к народу». Евангелист как бы так говорил: неужели не было другого времени? Да и о чем и говорить хотели? Если о своих делах, то не должны были так настаивать. Если Иисус Христос не позволил ученику Своему пойти похоронить отца, дабы последование за Христом не пресекалось, то тем более не должно было, прерывать беседы Его с народом для дел «неважных». Посему и теперь Господь восхотел вразумить их: ОН ЖЕ СКАЗАЛ В ОТВЕТ ГОВОРИВШЕМУ: КТО МАТЕРЬ МОЯ, И КТО БРАТЬЯ МОИ? – Эти слова Господа требуют особенного объяснения. Когда Господь как бы отрекается от братьев Своих, по плотскому рождению так называемых, то Он не отрицает никакой истины земной, а только утверждает небесную истину Своего Божественного рождения. Его братья действительно были только мнимыми Его братьями, ибо это были дети Его мнимого отца Иосифа; но каким образом и Матерь Господа подвержена одинаковому жребию с его братьями? Она не мнимая, а истинная Матерь Его по человечеству, и этого высокого достоинства никогда не унизила не верованием в Него, как Сына Божия. Между тем Он как бы уклоняется теперь от того, чтобы видеть Ее: «кто Матерь Моя?»... «Господи, благоговейно размышляет святитель Филарет Московский : не деяния Твои мы истязуем, но премудрости Твоей спасительной научиться желаем. Не постави нам в вину испытания Писаний и даруй благодать разумения. – Нужно ли предостерегать православно верующих христиан, дабы не подумали, будто Господь не вполне чтит преблагословенную Матерь Свою? Всем известно слово Его: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иак 1:1–18 Среда 31 седмицы. Послание Иакова, зачало 51Б Братья мои возлюбленные, да будет всякий человек скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией. Поэтому, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насажденное в вас слово, могущее спасти души ваши. Будьте же исполнителями слова, а не только слушателями, обманывающими самих себя, потому что если кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Посмотрел он на себя и ушел, и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, тот блажен будет в выполнении дела. Если кто думает, что он благочестив, и не обуздывает языка своего, но обманывает сердце своё, – благочестие того бесполезно. Благочестие чистое и непорочное пред Богом и Отцом есть то, чтобы посещать сирот и вдов в скорби их, хранить себя не оскверненными от мира. Иак 1:19–27 Четверг 31 седмицы. Послание Иакова, зачало 52 Братья мои, не держитесь веры в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, – с лицеприятием. Ибо, если войдет в ваше собрание человек с золотым перстнем, в блестящей одежде, войдет же и бедный в грязной одежде, вы же посмотрите на носящего одежду блестящую и скажете: “Ты сядь здесь, пожалуйста”, а бедному скажете: “Ты стань там или сядь у подножья моего”, – то не впали ли вы в противоречие с самими собой и не оказались ли судьями с мыслями дурными? Послушайте, братья мои возлюбленные: не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его? Вы же обесчестили бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли хулят доброе имя, нареченное над вами? Если, однако, вы исполняете закон царский по Писанию: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”, вы хорошо делаете. Если же лицеприятствуете, грех делаете, обличаемые Законом как преступники. Ибо кто весь Закон соблюдет, но согрешит в одном, тот во всем повинен.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Итак, весть о чуде, которое сотворил Спаситель мира, распространилась молниеносно и дошла не только до жителей Иерусалима, но и по всей округе. Люди, которые пришли на праздник в Иерусалим, услышав, что Христос Спаситель идет в священный град и спускается на осляте с горы Елеонской, поспешили Ему навстречу. Сердца их преисполнились радостию, и они возглашали: «Осанна, благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Итак, возлюбленные братья и сестры, Христос Спаситель есть Победитель смерти, Он есть Начальник жизни. В свете этой истины нам необходимо подготовить себя ко второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Пусть многие из нас скончаются, не дождавшись этого времени, но тем не менее этот час придет, и каждый, находящийся тогда во гробе, услышав голос Божий, восстанет, а оставшиеся на земле во мгновение ока изменятся. Сретение Господа будет на небе, «на воздусе», как свидетельствует об этом св. ап. Павел. Вот почему, возлюбленные братья и сестры, нам необходимо закладывать твердую основу для будущей нетленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Ап. Павел в сегодняшнем своем послании призывает всех нас к тому, чтобы мы, «что только честно, что чисто, что только добродетель, об этом помышляли», ожидая блаженного обетования Христа Спасителя. Итак, чада мои возлюбленные, веруя, что Христос Спаситель есть Начальник жизни и Победитель смерти, памятуя о предстоящем всеобщем воскрешении, станем проводить жизнь свою благочестиво, удаляя из сердца всякий грех и насаждая всякую добродетель. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века! И пусть оно славится не только нашими устами, но и всею нашею жизнью, дабы и нам достигнуть вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь. 1981 год Божий глагол, призывающий к покаянию (На Пассии) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Истинно, истинно, говорю вам, что один из вас предаст Меня». Таков был, возлюбленные братья и сестры, глагол Христа Спасителя на Тайной Вечери.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Наконец, Матерь Божия сострадала Своему Сыну (см. предсказание праведного Симеона Богоприимца – Лк. 2, 35 ). Она была при кресте Господа, и в усыновлении Ей апостола Иоанна Богослова Церковь издревле усматривает усыновление и вручение Ее покровительству всех верующих, которых как бы олицетворял собой в те минуты Апостол любви. (см. Ин. 19, 26–27 ). Страдания Божией Матери сделали Ее предельно сострадательной ко всем людям, подобно тому как и Христос, «быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр. 2, 18 ), т.е. перенесши Сам многие испытания, может наилучшим образом помогать и тем, кто ныне переносит испытания, неизбежные в земном подвиге. А это сострадание есть наилучший путь к сердцу человека, наилучшее средство для возбуждения в нем ответной любви к Богу и жажды спасения в Боге. Церковь во многих молитвах своих именует Матерь Божию «Ходатаицей и Заступницей» рода христианского и всего мира, Которой дана от Бога власть дерзновенно испрашивать у Своего Сына как Искупителя мира, милость и прощение грешникам, искренне кающимся и стремящимся исправлять свою жизнь. Когда Господу, окруженному слушателями, сказали однажды, что Его спрашивают пришедшие к Нему Матерь и братья Его, Христос отвечал им: «Кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мк. 3, 33–35 ). Этими словами Господь отнюдь не умалил исключительной высоты материнства Пречистой Девы Марии: ведь Она наивысшим образом исполнила волю Божию! Напротив, возвысив понятие слушателей о Ее материнстве, вместе с Нею Господь прославил всех святых вообще, указав на особую близость к Нему всех, исполняющих волю Божию, которые тем самым становятся как бы родными Ему. Прославляя и почитая святых угодников Божиих (т.е. тех, кто своей достойной жизнью и верностью старались угождать Богу – см. 1Фес. 4, 1 ), Церковь отличает, однако, это почитание от почитания, подобающего одному только Богу. Блаженный Августин , разъясняя это, рассматривал известные слова Господа: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» ( Мф. 4, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Но который отрабы, тотрожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию ( Гал.4:22–23 )… Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне ( Гал.4:27–29 ). Совсем не случайно выбран для чтения в день попразднства Рождества Богоматери и отрывок из Евангелия: Пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Мать и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его ( Лк.8:19–21 ). Казалось бы, зачем в дни праздника, посвященного Богоматери, читать подобный отрывок, как будто бы принижающий Ее? Но если мы внимательно вслушаемся в евангельские слова, то увидим в них совсем иной смысл. Эти слова Господа – вовсе не принижение Богоматери (известно, что Он очень уважал и любил Свою Мать по плоти, ведь даже во время крестных мук Он заботился о Ее будущем, препоручая Ее апостолу и евангелисту Иоанну Богослову). Этими словами Господь просто-напросто помещает материнство и прочие кровные связи на подобающее им в эпоху Нового Завета второстепенное место. Теперь, после пришествия Спасителя, имеет значение не то, сколько человек родил детей или насколько хорошо и правильно он поддерживает кровные связи со своим родом, а то, что он сделал или не сделал с собственной душой: взрастил ли в ней христианские добродетели или позволил ей зарасти сорняками греха? Заметим при этом, что подлинно праведный человек, конечно, и родным по плоти будет оказывать любовь… То есть известные слова Господа ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ) вполне применимы и к родственным отношениям и их месту в нашей жизни. Да и к собственно деторождению это в полной мере применимо. Увы, даже многие воцерковленные христиане считают, что достаточно просто выносить и родить, а потом «прокормить и выучить» ребенка – и все, ты уже «спасаешься чадородием».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Отчего так происходит? Святитель поясняет: «От худого расположения души и зависти: сродникам знаменитым как-то обыкновенно завидуют сродники не столь знаменитые». Что же Господь? Разве Он не мог бы обличить братьев в ответ на их упреки и обвинения? Не мог сказать: кто вы такие, чтобы руководить Мною, повелевать Моими действиями? Мог, конечно, но не захотел. Ответ Господа смиренен и кроток: Мое время еще не настало. Не настало время быть распятым и умереть за род людской. Божественный Учитель еще должен был побыть на земле, учить, проповедовать, обращать сердца верных. И посмотрите, братья и сестры, каковой оказалась сила Христова! Впоследствии, среди братьев Его, — Иаков будет первым Иерусалимским епископом, а Иуда удивит современников необыкновенной силой веры и мученическими подвигами. Но это потом, пока же слова Спасителя: …вас мир не может ненавидеть — свидетельствуют о том, что неверием своим братья Его приравниваются ко всему миру и потому мир принимает, а не отвергает их. Господь не принуждает братьев остаться с Ним, не навязывает, как они Ему, Своего мнения: …вы пойдите на праздник сей, а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. Сын Божий как бы говорит о том, что для Него время праздника пока не наступило, потому что мир полон злобы и ненависти. Праздник же будет лишь тогда, когда люди покаются в своих согрешениях и в смирении сердечном воззовут к Отцу Небесному. Однако после того, как братья Его ушли, Господь и Сам отправился в Иерусалим, один, не явно, а как бы тайно. Противники Христа в этом случае нашли повод упрекнуть Господа в непоследовательности. Однако если внимательно вслушаться в Евангельский текст, мы видим, что здесь никакого противоречия нет. Спаситель не говорил братьям, что Он вообще не пойдет на праздник, а сказал: еще не пойду. Чем можно объяснить сие промедление? Если бы Господь наш Иисус Христос вместе с братьями и учениками Своими появился на празднике, это, безусловно, вызвало бы волнение в народе. Господь знал, что Его будут ожидать, и потому уклонился от торжественности.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Следовало бы вам, братья, после сего припомнить, что как в евангельской истории последнее шествие Господа Иисуса Христа в Иерусалим, сопровождавшееся славой Его чудотворений – дарованием зрения иерихонским слепцам, и особенно воззванием из гроба к жизни Лазаря, на четвертый день после его смерти, окончилось тем, что весь народ, исповедуя свою веру во Христа, начал в радости велегласно хвалить Бога за все чудеса, какие видел, и затем, приветствуя торжественный вход Господень во святый град, встречал Его восклицаниями: „Осанна, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» ( Мк. 11:9,10 ): так и на Божественной литургии, вскоре после великого входа, произносится исповедание веры, благодарение Господу, и священная песнь: „свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!“ Но обстоятельное раскрытие сих событий и священнодействий увлекло бы нас далеко за пределы нашего слова. Довольно и того, если оно своим указанием успеет, при помощи Божией, возбудить во многих из вас желание поближе познакомиться с этим душеспасительным предметом. А недостатка в пособиях к сему чада Церкви православной, искренно ищущие своей душевной пользы, наверное не будут иметь. Нам, братья, остается обратить ваше внимание на то, что, по словам святого апостола Павла, „все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением писаний сохраняли надежду ( Рим. 15:4 )“. Поэтому, размышляя о благоветствованном нам ныне евангельском событии, мы должны по возможности применять его к своей собственной жизни. И мы, подобно сынам Зеведеевым, весьма нередко обращаемся к Господу с такими желаниями нашего сердца, на которые и во глубине нашей совести, и в последующих событиях нашей жизни можем слышать вразумляющий глас Господа: не веста, чего просита, – не знаете, чего просите! Братья! если мы искренно желаем себе истинного, вечного блага, – отбросим в сторону все земные мечты, смирим себя пред Богом, потрудимся неленостно для спасения душ наших, вполне вверяя Господу свою временную и вечную судьбу, – будем прежде всего и более всего искать царствия Божия, и правды Его, а все прочее – земное, необходимое для нашего благополучия, и без особенных с нашей стороны усилий, приложится нам ( Мф. 6:33 ), Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Так Евангелие ломает Отцовскую метафору: Отца, который нивелирует всякое земное отцовство, мы познаём только в Его Сыне, то есть — в нашем Брате. Нет другого хода к Отцу, кроме как через Брата: « Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого », или моё любимое: «вижу лицо брата моего — вижу лицо Господа моего!» . Так все, кого мы называем отцами, — не отцы, а братья, братья-убийцы или братья-жертвы. Мой биологический отец — мне брат перед Лицом нашего общего Вечносущего Отца, и это нам открыл наш Брат Иисус: Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня . Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам От ца »? Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего. Дальше Алисон: «Не существует земного отцовства, способного отразить в себе Бога. Мы можем присоединиться к Божьему отцовству, лишь научившись братству с Иисусом, который стоит на одном уровне с нами, будучи человеком . Только осознав все это, мы начинаем понимать, что отцовство в этом мире является не отцовством в божественном смысле, а братоубийственным братством, рядящимся в одежды отцовства . Именно это Иисус говорит своим собеседникам, отвергающим Его учение о том, что Отец Его не принадлежит к той группе, к которой они причисляют себя, именуя себя сыновьями Авраама: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины (Ин 8:44). Позвольте мне настоять на том, что из этой фразы следует настоящий прорыв в области антропологии. Когда мы берем любую форму земного отцовства, стремясь определить свое происхождение по отцу, мы игнорируем то, что элементом, который лежит в основе людского рода на земле с самого начала, было убийство Авеля Каином.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Хозяин душ есть и Хозяин тел. Хозяин вечности есть и Хозяин времени. Хозяин наибольших благ есть и Хозяин малых благ. Ничто, братья, не может уйти из-под власти Всемогущего Иисуса Христа, Господа нашего, страдавшего за нас по Своей воле и воскресшего из гроба по Своему могуществу. О, Господи Иисусе Христе, Спасителю Всемогущий, помоги нам, чтобы мы искали Царства Твоего Небесного и вечно пребывали с Тобою там, где нет греха, ни смерти, а жизнь, радость и мир. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 14 Октября. Поучение о муже блаженном Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей...( Пс.1:1 ) Прежде всего, братья, блажен тот, кто не погряз в грехе настолько, что не слышит и не исполняет совета Божия, который приходит через пророков. Нечестивые – те, которые о чем ни подумают, думают наперекор Богу и воле Божией; грешные – те, которые ходят по пути своих желаний и своих помыслов, против желания Божия и Закона Божия; развратители – те, которые, себя развратив недобрыми делами, развращают и других. Итак, сначала приходит недобрый помысл (недобрый совет), затем недоброе дело, потом недобрый пример – соблазн. Блажен, значит, муж, который не ищет совета у нечестивых людей и не соглашается с нечестивыми мыслями своими, а находит нужные советы во всем, что нужно ему для спасения, в Законе Божием. Блажен муж, который ни единожды не стал на путь, которым грешники ходят, или, если стал, то покаялся и возвратился на путь жизни, что от Господа. Блажен муж, который не сидит в собрании развратителей душ невинных, чтобы своим соблазнительным примером соблазнять и развращать души невинные. Ибо сказано о соблазнителе: ...Тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф.18:6 ). Братья мои, блаженны все вы, мужчины и женщины, осторожно уклоняющиеся трех зол: нечестивых мыслей и советов, дел грешных и соблазнения других. Все эти три зла – как одна и та же ядовитая змея, которая из маленькой вырастает в большую. О, Господи Благий, Создателю наш, помоги нам силой Твоей и добротою Твоей спастись от змеи этой лютой, которую Ты, Христе Господи, победил оружием непобедимым Креста Твоего Честного. Помоги нам слушаться Твоего совета, чтобы идти только Твоим путем и освещаться только Твоим примером. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 15 Октября. Поучение о воле праведника в воле Божией

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010