Божия Матерь Она возвеличена Богом: Сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 ). Смысл слова «ублажать»? Отныне будут ублажать меня все роды ( Лк. 1:48 ). Приснодевство: В ответ благовестнику: Как будет это, когда я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Она уже была обручена. Мысль: «Это в принципе невозможно». Если б ей предстояла супружеская жизнь, то её возражение было бы неуместным. Аналог: «невеста». Прообраз: Иез. 44:2 . Пресвятая Богородице спаси нас. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ). Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим. 4:16 ). Не спасу ли я некоторых из них ( Рим. 11:14 ). Жена, не спасешь ли мужа? ( 1Кор. 7:16 ). Почему Христос не возвеличил Божию Матерь? Христос при жизни никого не возвеличивал из Своих угодников. Даже апостол Павел, который более всех их потрудился ( 1Кор. 15:10 ), не был превознесен Господом: венец правды… даст мне Господь в день оный ( 2Тим. 4:7 ), а не при жизни. У Неё были другие дети – братья Господа. Если бы это было так, Господь не стал бы препоручать Ее Иоанну ( Ин. 19:26–27 ), ведь Иаков, брат Господень, долго был епископом Иерусалима ( Гал. 1:19 ), и другие «братья Господни» были в Иерусалиме ( Мф. 13:55 ); и они не называли себя братьями, но рабами Иисуса Христа ( Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 ). Божия Матерь нигде не называется матерью Иакова, Иосии, Иуды и Симона, но только матерью Иисуса Христа. Неужели Мария, родившая венец ожиданий – Мессию, пожелала иметь детей, тогда как другие жены, желавшие посвятить себя Богу, не имели мужа? Итак, братья: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. У креста стояли 3 Марии: Мать Его; Магдалина; и Мария, которую Иоанн называл Клеопова, сестра Божией Матери ( Ин. 19:25 ). Матфей и Марк называли её матерью Иакова и Иосин ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40 ), Лука – матерью Иакова ( Лк. 24:10 ). Следовательно, Иаков и Иосия – дети Марии Клеоповой. И т.к. Симон и Иуда назывались братьями Христа наряду с ними, то и они её дети. И не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца ( Мф. 1:25 ). Здесь утверждается чистота Марии до рождества. Отсюда не следует выводов о сожительство Её с Иосифом в дальнейшем (ср. «Доколе» Пс. 71:17 ; «До» Мф. 28:20 ). Слово «первенец» также означало и «единственный», «единородный». Хоть и не все израильские семьи были многодетны, но всем сказано: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

В этом случае расхождение нашего поведения со словесным вероисповеданием может обратиться в вероломное оружие против наших близких. Они скажут себе: " можно оказывается так: говорить одно, молить об одном, читать Евангелие об одном, а в жизни творить совершенно другое, за другим гнаться и другому следовать " . Другие скажут: " это значит, что в жизни правды нет, и нет учения правдивого, потому, что не делает оно людей лучшими, значит, и веры нет и Бога нет " . Потому, дорогие братья и сестры, мы должны проникаться чувством ответственности. Если хотите поразмышлять, то поразмышляйте о том, что ответственность есть совокупность всех заповедей Божьих. Если будете присматриваться к жизни своей, то увидите, что это на самом деле так. В Священном Писании это сказано другими словами: начало спасения - это страх Божий. Но страх Божий - это и есть ответственность. Когда не перед людьми, не из-за наказания, а именно из-за того, что Богу так угодно, мы исполняем честно свои христианские и житейские обязанности. Христос сказал, что в двух заповедях все законы и пророки содержатся: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях все пророчества и законы держатся. Мы, дорогие братья и сестры, стремясь к соблюдению этих заповедей, будем взирать на Иисуса Христа. Потому что Он принял поношения к нему не относящиеся, им незаслуженные, но добровольно их принял. Христос взял на себя грехи всего мира, для того, чтобы их искупить, и за них был распят на кресте. И это первый итог пришествия в мир Иисуса Христа. Второй итог, тоже немаловажный - это то, что Иисус принес нам Евангелие, Которое дает нам знание о воле Отца Небесного и о законах жизни христианских, евангельских. " Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа " (Ин. 17,3). Так молился Сын Божий Своему небесному Отцу, чтобы Его последователи были едины на земле в этом вероисповедании. И это самое главное, дорогие братья и сестры, что должно объединять людей: вера наша в Троицу, Которую мы должны подтверждать своими христианскими делами, христианскими стремлениями, целями наших жизней.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Во имя Отца и Сына и Св.Духа. Аминь. Ныне, братья мои, читано было Евангелие о чудесном насыщении пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Повторим эту историю о чуде понятным для всех языком. После того, как Господь услышал об отсечении главы Крестителя Иоанна, Он удалился один в пустынное место. Как видно далее, Господь наш шел помолиться в уединении Отцу Своему Небесному и молитвой облегчить сердце Свое, стесненное скорбью о насильственной смерти великого Пророка и Предтечи Своего. Ах, братья, и Господу не чужды были скорби, и скорби великие, смертельные, как Сам Он говорил перед Своими страданиями: «прискорбна есть душа моя до смерти» ( Мф.26:38 ; Мк.14:34 ). Так, Он шел в пустыню, чтобы излить в молитве перед Отцом Своим Небесным скорбь Свою – по друге Своем Иоанне Крестителе. Но оставит ли народ великого Чудотворца и сладкоречивейшего Учителя? И вот народ пошел за Ним из городов пешком; многое множество идет за Ним. Видит Господь толпы идущего за Ним народа, сжаливается над ним, и, обратившись, исцеляет больных, которые у них были. Но народ не отстает от Господа, а все идет дальше и дальше от своих селений. Стал уже вечер. Подходят к Спасителю ученики Его и говорят: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе хлеба. «Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил, и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» ( Мф.14:13–21 ). Когда я прочитал, братья, это Евангелие, мне пришли на память весьма многие примеры, как Святые Божии человеки, живя на земле, не усумлевались никогда и из малого своего достояния питать алчущих и как Господь чудесно умножал им хлебы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот, возлюбленные братья и сестры, о чем я хотел в сегодняшний день вам сказать. Хотел побудить к тому, чтобы каждый из вас посмотрел вглубь своего сердца и определил, какова у него почва для Божественного слова: пригодная или, быть может, каменистая или тернистая? У каждого из вас есть совесть, пусть она вам подскажет. Но только не думайте, что если ваша душевная почва каменистая, тернистая или придорожная, то она уже неизменяема! Нет, и камень можно раздробить, и терние выдернуть, и удобрить, сделать пригодной почву… Все можно изменить слезами покаяния и надеждой на Промысел Божий. Тогда и в нас произрастет семя и принесет добрые плоды. Имеющий же добрую почву — пусть хранит ее и воспринимает слово Божие, чтобы оно принесло плод если не в 100, если не в 60, то хотя бы в 30 крат. Итак, возлюбленные братья и сестры, положим благое начало в преображении своей души и да восшествуем спасительным путем, не ослабевая, ибо с нами Господь, и Ему подобает честь и слава во веки веков. Аминь. О пропасти Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В притче о богатом и Лазаре мы слышали, возлюбленные братья и сестры, что между раем и адом существует пропасть, так что «хотящие перейти» не могут этого сделать, по слову Господа. Либо рай, либо ад — вот два пристанища человеческие после его смерти. Куда же определит нас Господь по кончине нашей? Допустит ли в селения вечного блаженства или низвергнет во тьму кромешную, где вечный плач и скрежет зубовный? Либо рай — либо ад. Вот, возлюбленные чада мои, и весь наш выбор. Я не оговорился, сказав, что выбор предстоит сделать нам самим. Именно мы, своим волеизъявлением избираем себе вечное пристанище. Мы сами вершим над собой грядущий суд Господень еще здесь, на земле — либо созидая в своей душе райское блаженство, либо собирая горячие уголья грехов для мук адовых. Представ перед нелицеприятным Судией и Господом Иисусом Христом по кончине нашей мы услышим лишь подтверждение нашего выбора: рай — или ад. Спасение — или погибель. И услышав непреложный суд Божий над нами, мы уже никогда не сумеем изменить нашей судьбы. Ибо спасение наше происходит лишь в искреннем, нелицемерном раскаянии. А за гробом нет покаяния. Потому-то и существует непроходимая пропасть между раем и адом.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Вот ещё немного о «семейных ценностях» от Христа: «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои, ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Общество, которое будет состоять из аскетов и семейных людей по Павлу – это именно то общество, в котором сможет реализоваться исполнение воли Бога, любви между людьми, которые уже не господа и рабы, уже не мужчины и женщины, а «всё одно – во Христе», то, как описывается Церковь. Так как на самом деле описывает брак Павел и имеет ли общее «патриархальный» в современном понимании брак и «патриархальное» в современном понимании общество что-то общее с интуициями Павла? На первый взгляд – да. Павел пишет об иерархии в браке – жена да слушается мужа, муж – Христа. Но здесь следует обратить особенное внимание на часть «муж да слушается Христа». Сам Христос неоднократно проявлял своё отношение к женщинам – в случае с Марией и Марфой, в случае с блудницей, в случае с женщиной, у которой «шла кровь». Христос, который говорил, что «женатые будьте как неженатые», «мне негде приклонить голову, так будет и вам» – каким образом в отношениях с женой может проявиться «подчинение Христу»? Мы не знаем, какой смысл вкладывали в «подчинение Христу» первые христиане. Одно ясно –  нельзя применять эту схему «жена да слушается мужа, а муж – Христа» в современном контексте, когда «слушаться Христа» низводится до внешнего соблюдения нескольких заповедей на выбор . Павлова заповедь перестаёт работать. И всё же это не объясняет того, почему Павел всё-таки оставил женщину в подчиненной мужу позиции. Рабство жены – бремя греха (Бытие), но Христос ведь снял это бремя? Как мы уже обсудили, семья по Павлу создаёт общество, отличное от традиционно патриархального. Общество, в котором будет место атомизированным единицам — супружеским парам и скопцам, которое будет из них состоять. Общество, построенное по принципу примата блага личности и затем – всеобщего блага, а не блага общества. Церковь – уже не семья, церковь – реорганизованная семья, церковь – тело.

http://blog.predanie.ru/article/pochemu-...

Вот какой малый огонь зажигает великий лес. И язык – огонь, этот мир неправды: язык помещается между нашими членами, оскверняет все тело и воспламеняет круг жизни, будучи сам воспламеняем геенною. Ибо всякое естество, как зверей, так и птиц, как пресмыкающихся, так и морских животных, укрощается и укрощено естеством человеческим, а языка укротить никто из людей не может: неугомонное зло, он полон яда смертноносного. Им мы благословляем Господа и Отца и им мы проклинаем людей, по подобию Божию созданных: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, чтобы это было так. Иак 3:1–10 Вторник 32 седмицы. Послание Иакова, зачало 55 Братья, изводит ли источник из одного и того же отверстия сладкое и горькое? Может ли, братья мои, смоковница произвести маслины и виноградная лоза – смоквы? Не может и соленый источник произвести сладкую воду. Кто между вами мудр и разумен? Пусть покажет добрым поведением дела свои в кротости и в мудрости. Но если имеете в сердце вашем горькую зависть и своеволие, не превозноситесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, свыше нисходящая, но земная, душевная, бесовская. Ибо, где зависть и своеволие, там неустройство и всякое худое дело. Но та мудрость, которая свыше, во-первых чиста, затем мирна, снисходительна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна, нелицемерна. Плод же праведности в мире сеется теми, которые творят мир. Откуда враждебность и откуда столкновения между вами? Не отсюда ли: от наслаждений ваших, воюющих в членах ваших? Вы вожделеете и не имеете; вы убиваете и завидуете и не можете достичь; вы входите в столкновение и воюете. Вы не имеете, потому что не просите. Вы просите и не получаете, потому что дурно просите, для того, чтобы на наслаждения ваши истратить. Прелюбодействующие, не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто захотел бы быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “До ревности любит Дух, Которого Бог поселил в нас”? Но Он даёт большую благодать.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Даже один из распятых с Ним разбойников принял участие в этих издевательствах ( Мф. 27:3944 ; Мк. 15:2932 ; Лк. 23:35. 37. 39 ). В этих насмешках над уничиженным Сыном Божиим сказался весь дух мира сего, основное направление его жизни... Но тогда же показались и первые ростки новой духовной жизни людей, – жизни верою, а не видением. В то время как один из повешенных злодеев злословил распятого Христа, другой унимал его и сказал Иисусу: «помяни меня, Господи! когда приидешь в царствии Твоем». «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», ответил ему Господь ( Лк. 23:3943 ). Самоправедные иудеи, первосвященники, старейшины, фарисеи, жаждавшие чуда, распяли Сына Божия, а сораспятый с Ним разбойник уверовал в Него и сделался первым наследником Его царства небесного. При кресте Иисуса стояли некоторые из близких Ему людей: матерь Его с сестрою своею и другими женщинами, и возлюбленный ученик, Иоанн. Господь Иисус сказал матери Своей, указывая ей глазами на этого ученика: «жено, се сын твой»! Потом сказал ученику: «се, матерь твоя»! И с этого времени ученик этот взял ее к себе. Обычно в этих словах Господа Иисуса видят последнее выражение Его сыновней заботливости о Своей матери. Но если бы было так, то Он сказал бы Своему ученику: «позаботься о Моей матери», а Он сказал: «се, матерь твоя,» – и сказал не только ученику эти слова, но и матери: «жено, се сын твой». В этих словах Распятого нужно видеть не земное попечение о матери 145 , а более глубокое событие перехода Его к полному духовному общению с человеческим родом. Сам Господь Иисус уже во время Своего общественного служения был свободен от материальных попечений о матери; даже однажды, когда Он учил народ, а матерь и братья Его желали говорить с Ним, Он сказал: «кто матерь Моя и кто братья Мои»? И указав рукою Своею на учеников Своих, добавил: «вот, матерь Моя и братья Мои. Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:4650 пар.). Одной женщине, ублажившей родившую и питавшую Его, Он ответил: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк. 11:2728 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Добрый плод души, то есть добро, есть лишь произведение времени после терпеливой и постоянной борьбы против зла. Те же, которые сошлись видеть и слышать Иисуса, не расположены были к такой борьбе, рассудок их не был довольно свободен от влияния страстей, чтобы понимать божественное слово. Изложив это, Иисус добавил: «Никто, зажегши свечу, не покрывают ее сосудом или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Сказал же это Иисус в объяснении притчи ученикам Своим, уже вошедшим в Царствие Божие. Прочие же этого не поняли, и если бы даже Он засветил в них светильник разума, то они затемнили бы его страстями. Но для учеников ничто не должно было оставаться сокрытым. «Итак наблюдайте, – прибавил Иисус, – как вы слушаете: ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Тем предрекал Он, что у Израиля, превозносившегося своим законом, который был лишь прообразованием царства Божия, отнимется то, что составляет его гордость, тогда как. чада царствия, избранные и покоряющиеся внушениям Святого Духа, постоянно будут возрастать в познании истины и добродетелях до дня, пока не будут увенчаны». В то время, когда говорил Иисус, пришли матерь Его и братья, чтобы с Ним видеться, но, по случаю толпы, не могли к Нему пройти. Некоторые же сказали Ему: «Матерь Твоя и братья Твои стоять вне, желая видеть Тебя». Но Он сказал им в ответ «Матерь Моя и братья 119 Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Иисус, начавши проповедь Свою, оставил все заботы семейная. Единственной заботой Его было рассевать семена слова, семейство же Его составляли все избранные Божии. В один день вошел Иисус с учениками Своими в лодку, приказав переправиться на ту сторону озера, и отправились. Во время плавания их Он уснул. На озере поднялся бурный ветер, лодку заливало волнами, и они были в опасности. Ученики разбудили Его, говоря «Наставник! Наставник! погибаем». Но Он, вставь, запретил ветру, волнение воды прекратилось и сделалась тишина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Дорогие братья и сестры, вот такова история и предыстория этого праздника, события которого мы сейчас с вами вспоминаем. Но для нас с вами, в условиях жизни церкви в настоящее время, этот праздник — суббота и воскресенье перед Воздвижением — имеет еще особо важное значение. Ибо в Евангелии от Иоанна, которое сегодня читалось во время литургии сказано, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах», — то есть Господь наш Иисус Христос. Таким образом, взойти на небо, то есть достигнуть высшей степени счастья и блаженства в вечной жизни, человек сам по себе не в состоянии из-за своей ограниченности, и только Господь наш Иисус Христос, сущий на небесах, Он сошел на землю, чтобы нас, людей, возвести на небо. Только при помощи благодати Божией, при содействии милости и любви Божией мы можем достичь вечного спасения, вечной жизни и блаженства на небесах. И дальше говорится: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (т.е. Господу Иисусу Христу быть вознесену на кресте), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». И дальше сказано в сегодняшнем Евангелии: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин 3:14-18 ). Дорогие братья и сестры, это не только наша великая радость, не только основание нашей надежды на спасение, но вместе с тем это очень важное утверждение для нашей с вами жизни. Ибо мы, верующие, мы, ревностные чада Церкви Христовой, мы, которые посещаем церковь, молимся, стараемся соблюдать все церковные узаконения, обычаи, обряды, посты, — мы очень часто подвержены опасности, соблазну считать, что только мы, соблюдающие эти правила церковные, только мы будем или можем быть спасены, а те, кто вне церкви, те, кто не знает этого, отвергает и не соблюдает этого, — все погибнут. И мы даже молимся (очень часто я сам читаю эти записки) о погибших, о заблудших, между тем как Евангелие нам говорит, что «так возлюбил Бог мир, — не нас с вами, не тех только, кто верует в Него, а мир, — что Сына Своего Единородного отдал», и Он пришел не с тем, чтобы судить мир, а чтобы спасти мир. Спасение Божие возвещено и доступно, и даровано всем людям. От них зависит — принять это спасение или отвергнуть, но к спасению призваны все люди, все люди искуплены бесценной кровью Господа нашего Иисуса Христа, пролитой на кресте. За всех Он был распят, за всех Он умер, для всех Он воскрес. Он естество человеческое — всех людей — вознес с Собою на небо и сел одесную Бога Отца. И вот это, дорогие братья и сестры, нам не надо забывать.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Дорогие братья и сестры! И вот в нынешнем апостольском чтении и в евангельском чтении, которыми я закончу, сказано нам сегодня нечто в связи с этим. Апостол говорит: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням», — как сейчас, — «но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое», — чтобы мог сказать о себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» ( 2 Тим 4:1-5, 7 )- И, наконец, в Евангелии, которое читано было сегодня, сказано прямо нам с вами: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». В чем состоит это начало? Оно состоит вот в чем: «Вот, Я посылаю Ангела (т.е. посланника, вестника) Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» ( Мк 1:1-3 ). Дорогие братья и сестры, это нам с вами глас Божий! Кругом нас пустыня людская, пустыня душ, жаждущих Бога, греховная пустыня, где страсти, беззаконие, грехи людей и наши с вами вместе делают человека погибающим, как в пустыне. И вот, в этой пустыне — пустыне неверия, пустыне греха, раздается голос: «Уготовайте путь Господень! Прямыми сделайте стези Ему!» Аминь. Мы должны быть предтечами Христа в нашем народе. Собор Иоанна Предтечи 19.01.1978 г. Дорогие братья и сестры. Сегодня мы совершали праздник Богоявления, Крещения Господня. Завтра совершаем праздник, называемый Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эти два праздника очень тесно связаны и в истории нашего спасения, и по самому своему смыслу. Ибо Богоявление — Крещение Господа нашего Иисуса Христа — было Его вступлением на проповедь, на дело спасения рода человеческого. А это явление Бога во плоти, пришедшего спасти род человеческий, тесно связано с необходимой исторической подготовкой, необходимыми историческими условиями для этого.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010