Таким образом, Она и ранее других, и совершеннее других, и веровала в Него, и познавала Его. Могла ли Она поверить клевете врагов Его хотя бы на одну минуту? И Она, конечно, с негодованием отвергла все их богохульные клеветы; но Ее материнское, любящее сердце болезненно сжималось при мысли, что будет, если и в самом деле фарисеи представят Ее возлюбленного Сына иерусалимским властям как умоисступленного? Не грозят ли Ему еще новые опасности? И Она пошла вместе с детьми Иосифа, чтобы убедиться в том, что опасности для Него нет никакой. Но для фарисеев теперь представился удобный случай указать народу, как несообразно считать Мессией Иисуса, у Которого такие незнатные родные, как эти Галилеяне, простые ремесленники из Назарета... Сродники Господа пришли к Нему в то время, когда толпа, взволнованная только что виденным чудом, наполняла весь дом и двор, с великим вниманием прислушиваясь к каждому слову Чудотворца; подойдя ближе, они увидели, что им трудно пробраться сквозь эту тесную толпу в дом, и потому стали просить стоявших впереди дать знать Иисусу Христу, что они желают говорить с Ним; КОГДА ЖЕ ОН ЕЩЕ ГОВОРИЛ К НАРОДУ, МАТЕРЬ И БРАТЬЯ ЕГО СТОЯЛИ ВНЕ дверей ДОМА, ЖЕЛАЯ ГОВОРИТЬ С НИМ. И НЕКТО СКАЗАЛ ЕМУ, может быть один из тех же фарисеев, обрадованный возможностью прервать Его горькие для них обличения: ВОТ МАТЕРЬ ТВОЯ И БРАТЬЯ ТВОИ СТОЯТ ВНЕ, ЖЕЛАЯ ГОВОРИТЬ С ТОБОЮ, хотят о чем-то говорить с Тобою. «Смотри, — замечает святитель Златоуст, — им надлежало бы, если не хотели и не могли войти, дожидаться окончания беседы. Но они зовут Его выйти, и притом при всех, желая показать, что они с большой властью повелевают Им. На это и евангелист намекает словами: «Когда же Он еще говорил к народу». Евангелист как бы так говорил: неужели не было другого времени? Да и о чем говорить хотели? Если о своих делах, то не должны были так настаивать. Если Иисус Христос не позволил ученику Своему пойти похоронить отца, дабы следование за Христом не пресекалось, то тем более не должно было прерывать беседы Его с народом для дел «неважных». Поэтому и теперь Господь восхотел вразумить их: ОН ЖЕ СКАЗАЛ В ОТВЕТ ГОВОРИВШЕМУ: КТО МАТЕРЬ МОЯ? И КТО БРАТЬЯ МОИ? Эти слова Господа требуют особенного объяснения. Когда Господь как бы отрекается от братьев Своих, по плотскому рождению так называемых, то Он не отрицает никакой истины земной, а только утверждает небесную истину Своего Божественного рождения. Его братья действительно были только мнимыми Его братьями, ибо это были дети Его мнимого отца Иосифа; но каким образом и Матерь Господа подвержена одинаковому жребию с Его братьями?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И далее нам показано, кто входит в святое семейство Христово. «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его». Близкие по плоти хотят, чтобы Он снова был с ними, они пытаются убедить Его возвратиться домой, перестать потворствовать прихотям этой истеричной толпы, которая поведет Его, куда Он не хочет. Очевидно, речь идет о Его репутации и репутации Его близких. И так Он уже зашел далеко. С осторожностью подходят Его родственники к дому, где Он учит. Чтобы избежать шума, они зовут Его выйти к себе. Наедине они смогут сказать Ему то, что они думают. Господь – в доме, внутри, вокруг Него – те, кто являет образ будущей Церкви. А семья по плоти – вовне. Она не смешивается с собравшимися внутри. Она зовет Господа совне, как если бы Он должен был повиноваться ей. Мы невольно думаем о семьях, которые во времена гонений хотят убедить своих близких не оставаться в Церкви, потому что это становится опасно. Но в том-то и дело, что они остаются вовне. А внутри можно быть, лишь исполняя волю Божию. Кто-то говорит на ухо Господу: «Твои близкие спрашивают Тебя». Но Господь вместо того чтобы подчиниться им, пользуется случаем для продолжения Своего поучения: «Матерь Моя и братья Мои спрашивают Меня? Но кто Матерь Моя и братья Мои?» И, глядя на этих простых людей, сидящих вокруг Него, говорит: «Вы – Моя семья». Мы знаем, как через восемнадцать веков преподобный Серафим Саровский будет показывать на иконы святых, говоря: «Это все мои родные». Слушающие слово Христово и исполняющие волю Отца Небесного – самые близкие родные для Господа. Его семья – огромна. Она состоит из всех людей, которые до конца времен будут исполнять волю Божию. Разумеется, у Господа и в мыслях нет отвергать Свою семью, тем более Свою Пречистую Матерь. Он знает, что ни один человек на земле так не предан воле Божией, как Она. Велика тайна единства Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Но Господу надо показать, что слава Божией Матери заключена более в Ее послушании Отцу Небесному, чем в Ее родстве по плоти и крови с Ним. И Он хочет сказать всем, кто с трепетом и любовью слушает и будет слушать Его слово, что одним этим они уже больше, чем просто Его друзья. Они самые родные Ему, они – Матерь Его, и братья Его, и сестры Его. Они – возлюбленные Его, и Он – возлюбленный их, Бог и Господь. Пятница

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кто милостив сам, кто носит в своем сердце любовь, тот удостоится такой безграничной радости, какую себе не может во всем объеме и представить сердце наше. Он будет помилован Господом за свое милосердие! Это то, к чему и стремится, чего и жаждет верующая душа каждого из нас — помилования в жизни вечной Господом. Потому так часто и повторяются за нашим Богослужением слова: “Господи, помилуй”. Этими словами мы просим себе у Господа того, что составляет счастье нашей вечной жизни. И для того, чтобы быть помилованным, надо носить в любовь, которая воистину есть и начало, и конец всей жизни христианина, потому что о ней сказано Господом Иисусом Христом: первая и наибольшая заповедь — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей; и вторая, подобная ей — возлюби ближнего своего, как самого себя. Как нам не любить Господа Бога, нашего Небесного Отца, Который дал нам жизнь, Которому мы обязаны всем — и благами нашей жизни: каждым глотком воды, который вбираем в себя, каждой крошкой хлеба, которой мы питаемся, — и утешениями в наших скорбях и несчастьях. Он дал бессмертную душу, Он искупил нас от вечной смерти, Он стоит в дверях Своего Небесного горнего Иерусалима, ожидая каждого из нас по окончании нашего земного пути. Мы всем обязаны Ему, и как же нам Его не любить, нашего Небесного Отца! Если мы любим Его, мы должны в лице Его любить и ближнего своего, как самого себя. Мы все между собой братья, как дети одного Небесного Отца. Мы братья не только по творению, потому что мы произошли от одной четы, сотворенной Господом Богом. Мы братья не только потому, что все мы искуплены Божественной Кровью, пролитой за нас на Голгофском Кресте. Мы братья потому, что мы крещены все во имя Отца и Сына и Святого Духа: потому что мы все из единой Чаши питаемся Божественной нетленной пищей. И Господь завещает нам любить друг друга: “Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой”. А любовь, вы знаете, проявляется в бесчисленных видах — она многогранна: она проявляется в сострадании, в милосердии, неосуждении, в безгневии, в снисходительности, уступчивости, в заботе о другом, в желании помочь, утешить, укрепить, поддержать. Это все есть любовь, та любовь, которая сделает блаженными милостивых, ибо они сами за свою любовь помилованы будут. Господь верен Своему слову. Господь исполнит Свое обещание и помилует тех, кто умеет на земном своем пути носить истинную братскую любовь друг ко другу и проявлять ее. Не только там, где ждут тебя, но там, где не ждут тебя, им должен сердце свое открывать в этой своей братской любви.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

1 Кор 4:1–5 Суббота 14 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 130Б Братья, не судите вовсе прежде времени, доколе не придет Господь, Который и осветит скрытое во тьме и обнаружит намерения сердец; и тогда похвала будет каждому от Бога. Это применил я, братья, к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились на нашем примере правилу: “не больше того, что написано”, чтобы никто из вас не надмевался за одного против другого. В самом деле, кто тебя отличает? И что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже сыты, вы уже разбогатели, без нас вы воцарились. И если бы только воцарились, чтобы и мы вместе с вами воцарились! 1 Кор. 4:5–8 Пятница 6 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 131 Братья, Бог сделал нас, Апостолов, последними, как бы приговоренными к смерти, потому что мы стали зрелищем для мира и ангелов, и людей. Мы безумны ради Христа, а вы разумны во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы славны, а мы в бесчестии. До нынешнего часа мы и голод терпим, и жажду, и наготу, и заушения, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками; ругаются над нами – мы благословляем; гонят нас – мы терпим; поносят нас – мы молимся. Мы сделались сором для мира, отбросами для всех до нынешнего времени. Не стыдя вас пишу это, но вразумляя, как детей моих возлюбленных. Ведь если даже вы имеете тьму наставников во Христе, вы имеете, однако, не многих отцов, ибо родил вас я во Христе Иисусе чрез Евангелие. Итак прошу вас: подражайте мне, как я Христу. 1 Кор 4:9–16 Неделя 10 Апостолам. Первое послание к Коринфянам, зачало 132 Братья, я послал к вам Тимофея, который есть сын мой возлюбленный и верный в Господе: он вам напомнит пути мои во Христе, как я повсюду, в каждой церкви, учу. А некоторые возгордились, как если бы я не должен был придти к вам. Но я скоро приду к вам, если Господу будет угодно, и узнаю не слово возгордившихся, но силу; ибо не в слове Царство Божие, но в силе. Что вы хотите? Придти мне к вам с жезлом или с любовью и духом кротости? Во всяком случае, слышно о блуде между вами, и о таком блуде, какого нет и между язычниками: некто имеет жену отца. И вы возгордились! И не предпочли предаться скорби, чтобы изъят был из вашей среды сделавший это дело! Ибо я, отсутствуя телом, но присутствуя духом, уже решил, как бы находясь у вас, о том, кто это совершил: во имя Господа нашего Иисуса Христа, когда будете собраны вы, и мой дух с вами, и будет вместе с нами сила Господа нашего Иисуса, предать такого человека сатане на сокрушение плоти, чтобы дух спасен был в День Господень.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». То, что сокрыто сейчас, скоро откроется и станет известно всем. Иногда мы стараемся скрыть, что-нибудь от самих себя. Мы закрываем глаза на последствия некоторых наших поступков, хотя хорошо сознаем, что это значит. Мы уподобляемся человеку, который нарочно закрывает глаза на симптомы болезни, которая, он знает, есть у него. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от людей, но все равно это выходит наружу. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», говорит поэт. Счастлив тот, кому нечего скрывать. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от Бога. Нет ничего более бессмысленного. Грешник думает, что он окружен безопасными стенами и тьма, в которой он совершает свой грех, скрывает его от всех, но «очи Господа в тысячу крат светлее солнца». И перед каждым из нас всегда должно быть слово Писания: «Ты Бог, видящий меня» ( Быт.16:23 ). «Итак, наблюдайте, как вы слушаете, – говорит Господь, – ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Чем больше исполняем мы то, что нам дано было услышать, тем более приходим в меру возраста Христова. И чем меньше – тем меньше слово Божие делается закваской нашей жизни. Знание тайн Царствия Божия становится отвлеченным и не оказывает никакого влияния на то, как мы живем. «Кто имеет, тому дано будет» – кто имеет дары, и трудится, умножая их, будет иметь больше. Но кто закапывает свой талант – потеряет его. «А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Люди только думают иметь – то, что они не употребляют. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Исполнение воли Божией – то, что делает человека подлинным братом, сестрой или матерью Господа. Духовные отношения – самые высокие и святые в нашей жизни. Когда семейные узы обретают духовное измерение – нет большего общения между людьми. Но когда семейные узы не имеют духовного измерения, мы начинаем понимать, что более глубокий смысл человеческого общения обретается за пределами семьи. Сам Господь в Своей семье встречается с тем, что Его братья и сестры (родственники по плоти) не веруют в Него ( Ин.7:5 ). А иные из Его близких по плоти говорят, что Он «вышел из себя» ( Мк.3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, честь, братья, рабам, получившим пять и два таланта и умножившим имение господина; позор, крайний позор получившему один талант и по лености и упрямству зарывшему его в землю. А много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и прочее. Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, т. е. Господь, вознесшийся на небо, приходит на Страшный суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его, коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господу десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за приумножение, говорит: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость Господина твоего»; потом подходит принявший один талант, и что же? Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот Господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил. Не так ли говорят, братья, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры слагают вину свою на веру, на Церковь, на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! О ленивые рабы! Посмотрите на своих собратьев, получивших пять и два таланта, — они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину? Но посмотрите, братья, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как Ты такой и такой Господин, говорит, то я, убоясь, пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле. Где же это? Где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братья, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко — тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собой в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью».

http://pravoslavie.ru/1503.html

Надо помолиться Богу за обидчика, чтобы Он смилостивился над ним и даровал спасение его озлобленной душе. Очень хорошие слова по этому поводу сказал святитель Иоанн Златоуст: «Не будем искать воздаяния здесь, но особенно тогда и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за терпение искушений». Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Святом Евангелии мы слышали сегодня, как Господь говорит всем верным Своим последователям: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Соль — необходимый продукт и для людей, и для животных. В древности соль считалась особенно ценным веществом. Называя исповедников христианской веры солью земли, Господь указывает на их достоинство и важность возложенной на них миссии — нести людям правду о Боге. Заповеди блаженств поются почти за каждой Божественной литургией, когда совершается вход с Евангелием. Господь наш Иисус Христос снова и снова выходит к нам на проповедь. Сподобимся же и мы с вами, братья и сестры, стать солью земли, обрести истинную нищету духа, плач о грехах, кротость, милость, чистоту сердца, миротворчество. И пусть нас гонят за правду, пусть всячески поносят и неправедно злословят за имя Христово, но нам остается самое важное и главное обетование Спаса нашего Иисуса Христа: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Аминь. Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) …благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. ( Рим.1:7 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Апостольском чтении (см. Рим.1:1-7, 13-17 ), услышанном нами сегодня, говорится об апостольском призвании, об этом великом предназначении, подлинном христианском подвиге. Себя верный последователь Христов называет: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию. Недаром апостол Павел говорит о себе именно так. Мы все, братья и сестры, является рабами Христа, понимая и веруя, что Господь наш есть Искупитель и Всемирный Владыка. Павел считал себя смиреннейшим рабом Иисуса Христа, своего Господина и Господа. В сознании апостола постоянно присутствовала мысль о том, что Спаситель любил его и умер за него, и поэтому Павел понимал, что он не подвластен более себе, но принадлежит всецело и безмерно Иисусу Христу. Таким образом, слово раб являлось выражением высшего долга христианской любви.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Рим 14:9–18 Вторник 5 седмицы. Послание к Римлянам, зачало 115 Братья, будем стремиться к тому, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но плохо человеку, который ест с преткновением. Хорошо не есть мяса и не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается. Веру, которую ты имеешь, имей для себя, пред Богом. Блажен тот, кто не осуждает себя за то решение, которое принимает. А сомневающийся, если ест, осужден, потому что не по вере, а все, что не по вере, – грех. Могущему же утвердить вас по Евангелию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая была явлена теперь, и чрез писания пророческие по повелению вечного Бога была объявлена всем народам к послушанию веры, единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки веков, аминь. Рим 14:19–26 Суббота сыропустная. Послание к Римлянам, зачало 116 Братья, мы, сильные, должны носить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас да угождает ближнему во благо к назиданию. Ибо и Христос не Себе угодил, но, как написано: “Поношения поносящих Тебя пали на Меня”. Ибо все, что было написано прежде, было написано для нашего поучения, чтобы мы, в терпении и утешении из Писаний, держались надежды. А Бог терпения и утешения да подаст вам быть в единомыслии между собою по Христу Иисусу, дабы вы единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял вас, во славу Божию. Рим 15:1–7 Неделя 7. Послание к Римлянам, зачало 117 Братья, принимайте друг друга, как и Христос принял вас, во славу Божию. Ибо я говорю, что Христос, ради истины Божией, стал служителем обрезанных, чтобы исполнить обещания, данные отцам, и чтобы язычники за милость прославили Бога, как написано: “Поэтому буду исповедовать Тебя между язычниками и имени Твоему буду петь”. И снова говорит: “Возвеселитесь, язычники, с народом Его”. И снова: “Хвалите Господа, все язычники, и да восхвалят Его все народы”. И снова Исаия говорит: “Будет корень Иессеев и Восстающий, чтобы начальствовать над язычниками; на Него язычники будут надеяться”. Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, чтобы силою Духа Святого изобиловать вам надеждою. Но я и сам, братья мои, убежден относительно вас, что вы и сами полны благожелательности, исполнены всякого познания, можете и друг друга вразумлять. А пишу я вам с большею, в некоторых случаях, смелостью, как бы напоминая вам, по благодати, данной мне от Бога, быть мне служителем Христа Иисуса у язычников, совершающим священнодействие Евангелия Божия, дабы приношение язычников было благоугодно Богу, как освященное Духом Святым.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

1 Кор 6:20Б–7:12 Вторник 7 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 137 Братья, если какой брат жену имеет неверующую и она согласна жить с ним, пусть не отпускает ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с ней, пусть не отпускает мужа. Ибо освящен муж неверующий женой, и освящена жена неверующая братом, потому что иначе дети ваши были бы нечисты, в действительности же они святы. Если же неверующий хочет разлучаться, пусть разлучается; не связан брат или сестра при таких обстоятельствах. К миру призвал нас Бог. Ибо почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа, или почему ты знаешь, муж, не спасешь ли жену? Пусть каждый не поступает иначе, как уделил ему Господь, каждый как призвал его Бог. Так я и предписываю во всех церквах. Призван был кто обрезанным, пусть не устраняет следов обрезания; призван кто необрезанным, пусть не обрезывается. Обрезание – ничто, и необрезание – ничто, но соблюдение заповедей Божиих. Каждый в состоянии, в каком призван, в том пусть и пребывает. Рабом ли ты призван, – не беспокойся, но если и можешь сделаться свободным, лучше воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть вольноотпущенник Господа; подобно и призванный свободным есть раб Христов. Вы дорого куплены: не делайтесь рабами людей. В каком состоянии кто призван, братья, в том пусть каждый пребывает пред Богом. 1 Кор 7:12Б–24 Среда 7 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 138 Братья, каждый в состоянии, в каком призван, в том пусть и пребывает пред Богом. Что же касается дев, то повеления Господня я не имею, но подаю мнение, как получивший от Господа милость быть верным. Итак, вот что полагаю хорошим по настоящей нужде: хорошо человеку быть так. Связан ли ты с женой, не ищи расторжения; свободен ли ты от жены – не ищи жены. Но если и женишься, не согрешишь; и если выйдет замуж дева, не согрешит. Но скорби по плоти будут они иметь, а я оберегаю вас. Но вот, что я говорю, братья: время коротко, впредь пусть и имеющие жен будут, как не имеющие, и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не владеющие, и пользующиеся миром, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женившийся заботится о мирском, как угодить жене; и он разделен. И женщина незамужняя и дева заботится о Господнем, чтобы быть святой и телом и духом; а вышедшая замуж заботится о мирском, как угодить мужу. Это я говорю для вашей же пользы, не для того, чтобы накинуть на вас петлю, но ради благоприличия и с тем, чтобы вы неотступно пребывали с Господом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

4) Не только за братию и друзей, но и за врагов должно молиться христианам. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, – говорит Христос, – да будете, – говорит далее, – сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:44, 45 ). Так молился Сам Христос за врагов Своих: «Отче! Прости им» ( Лк.23:34 ). И святой Стефан: «Господи! Не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ). О чем молиться, научает молитва Господня – «Отче наш», о которой в следующем параграфе предлагается рассуждение с кратким изъяснением. § 334. Молитва Господня. «Отче наш, Иже еси на небесех!» Этот стих есть предисловие молитвы, из которого научаемся: 1) что Бог есть истинный Отец христиан, и «они суть сынове Божьи верою о Христе Иисусе» ( Гал.3,26 ). Следовательно, как Отца, с упованием должно Его призывать им, яко же дети плотские родителей своих призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают. 2) Бог христианам – один Отец. Следовательно, они между собою братья, как имеющие одного Отца. 3) Должны христиане, как братья духовные, любовь между собою иметь. 4) Друг за друга к Богу молиться, и как бы один голос от сердца испускать к Небесному своему Отцу: «Отче наш!» «Этим Он научает, – говорит святой Иоанн Златоуст в беседе на это слово, – общую за братию творить молитву. Ибо не говорит: «Отче мой», но говорит: «Отче наш», – за общее тело воссылать молитвы, и везде видеть не только свою пользу, но и ближнего». 5) Когда христиане – братья по Богу, то все одну честь и славу имеют. Все, говорю: господа и рабы, прославленные и неизвестные, богатые и нищие, сановитые и простые, как братья. И потому не должны друг друга презирать, так как " все они – одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). «Так, – говорит святой Иоанн Златоуст , – Он неравенство от нас выводит, и показывает великое равенство царя с нищим». 6) Как старательно должны от грехов беречься, более же добрыми нравами Богу уподобляться, как сыновья своему отцу, если без зазрения совести хотят Его призывать и называть Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010