Так доктор и сидел у костра, грелся и не работал. Если он жив, дай ему, Господи, доброго здоровья, а если помер – Господи! Пошли ему Царствие Небесное, по завету Твоему: «Болен был, а вы посетили Меня!» Всех заключенных по 58-й статье на зоне звали «фашистами» – это меткое клеймо придумали блатные и одобрило лагерное начальство. Что может быть позорнее, когда идет война с немецко-фашистскими захватчиками? Когда-то, до войны, у 58-й была кличка «каэры», что означало в сокращении «контрреволюционеры», но потом это не для всех понятное словцо усохло, исчезло, а «фашисты» прилепилось прочно и надолго. «Фашистская морда, фашистская сволочь», – самое расхожее лагерное обращение. – Ты фашист? И я фашист! – так братски узнавали друг друга миллионы заключенных по 58-й. Один раз о. Павел вытащил из петли немца – такого же заключенного – «фашиста», как и он сам. С начала войны много их, обрусевших немцев с Поволжья и других регионов, попало за колючую проволоку – вся вина их состояла в том, что они были немецкой национальности. Эту историю, рассказанную от начала и до конца самим отцом Павлом, я привожу так, как она есть: «Осень на дворе! Дождик сумасшедший, ночь. А на мою ответственность – восемь километров железнодорожного пути по лагерным тропам. Я путеобходчиком был, потому и пропуск имел свободный, доверяли мне. За путь отвечаю! Я вас, родные мои, в этом вопросе и проконсультирую, и простажирую, только слушайте. Ведь за путь отвечать дело не простое, чуть что – строго спросят. Начальником нашей дороги был Григорий Васильевич Копыл. Как же он меня любил-то! А знаете, за что? Я ему и грибов самых лучших носил, и ягод всяких – словом, в изобилии получал он от меня даров леса. Ладно! Осень и ночь, и дождь сумасшедший. – Павло! Как дорога-то на участке? – А был Григорий Васильевич Копыл тоже заключенный, как и я, но начальником. – Гражданин начальник, – отвечаю ему, – дорога в. полном порядке, все смотрел и проверял. Пломбировал, – шутка, конечно. – Ладно, Павлуха, садися со мной на машину. Машина – старенький резервный паровозик, вы все знаете, что такое резервный, он ходил между лагпунктами. Когда завал расчистить, когда срочно бригаду укладчиков доставить, – вспомогательный паровоз. Ладно! Поехали!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Этот толк выделился из прочих филипповцев по следующему случаю. Филипповцы приняли от федосеевцев обычай – «староженов», т. е. поженившихся до перекрещивания за чадородие не отлучать навсегда, а лишь некоторое время наказывать епитимией, постом и поклонами, и потом принимать в свое общение, не лишая их однодомовного сожития. В с. Кимрах, Тверской губ., наставники филиппова согласия возревновали против такого нарушения прежнего обычая и требовали от московских филипповцев, чтобы «староженов» после чадородия не принимать в общение без разлучения однодомовного сожития. Московские филипповцы не захотели исполнить это требование кимрских, вследствие чего в произошло у филипповцев новое разделение: кимрские московских филипповцев признали «чадородными», а московские кимрских «нечадородными». Эти последние есть, впрочем, и в Москве, – живут вместе с «чадородными» на Братском дворе. Филипповцы, не молящиеся с приглашенными Этот толк явился таким образом. У филипповцев существует обычай, когда кто несет пост к перекрещиванию, то такого не допускают к совокупному ядению, до общей же молитвы он допускается. Против этого обычая – допускать до совокупной молитвы – восстали некоторые из филипповцев и отделились от прочих. Этот толк существует во Владимирской губ., но ныне уже понемногу оскудевает. Фомиты Так называются несториане, по имени своего учителя Фомы, утвердившиеся в Индии. К особенностям этой ереси относятся: обряд очищения после прикосновения к умершим, заимствованный у евреев, празднование воскресного дня подобно тому, как евреи празднуют субботу, и не почитание икон. Фотина ересь Фотина (епископа сирийского) ересь состояла в том, что Христос был простой человек, одушевленный только словом Божиим. Она была осуждена на Втором Вселенском соборе. Фталтолатры Так назывались умеренные монофизиты, признававшие тело Иисуса Христа подобосущным нашему и по природе подверженным тлению. Хехулиты Хехулитов (т. е. веселящихся) секта появилась в Финляндии. Основателем этой секты считают пастора Лестадиуса, жившего в Финляндии и умершего 21 февраля 1861 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Здесь залы уже полны были множеством ожидавших Владыку приглашенных им гостей, в числе которых находились и все профессора, преподаватели и должностные лица академии и Вифанской семинарии. Преподав свое благословение всем присутствовавшим, Владыка благословил и громадный стол, установленный разнообразными закусками, радушно приглашая гостей подкрепить свои силы после продолжительного молитвенного подвига. Из своих покоев, отдохнув некоторое время, Владыка-митрополит проследовал в братскую трапезу. По пути туда, с галереи трапезной церкви, Он благословил обед, приготовленный внизу на дворе для странников-богомольцев. Обычная благотворительность лавры в этот торжественный день отличалась и большею щедростью и гораздо большими размерами. Каждый обращавшийся к ней богомолец получил по белому хлебу, по два фунта ржаного хлеба и обед, состоявший из холодной рыбы, щей с рыбою и пшенной каши с маслом. Во все, чередовавшиеся одна за другою, смены обедавших накормлено было до пяти тысяч человек. За братскою трапезой наверху присутствовали: Владыка-митрополит, преосвященный Никон, все оо. Архимандриты, лаврская братия и почетные гости. По окончании обеда архидиакон провозгласил многолетие Государю Императору, Царской фамилии, Владыке-митрополиту, братии и благотворителям св. обители, причем с колокольни раздавался, по принятому в лавре в подобных случаях обычаю, торжественный звон. Во вторник, 28-го числа, Владыка-Митрополит посетил Московскую духовную академию. Прибыл он около девяти часов утра и, встреченный о. ректором арх. Антонием, исправляющим должность инспектора, ординарным профессором А. И. Лебедевым и должностными лицами академии, проследовал в верхний этаж того академического корпуса, где помещаются аудитории. В это время студентам первого курса экстраординарный профессор А. И. Смирнов читал лекцию по библейской истории. Прослушав минут десять о причинах переселения Израиля в Египет, Владыка выразил свое сочувствие выводам профессора и затем обратился к студентам с несколькими словами назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Чем более укреплялся и возвышался дух христианского учения и благочестия в народе русском, тем более и более возрастало могущество русского государства. Древняя Русь состояла из очень многих областей, отделенных одна от другой географически, населенных племенами, которые имели коренное различие в своем быту; у каждого племени, при своих условиях жизни, было свое божество или особый взгляд на него. Покоренная мечем и вынужденная платить дань киевскому князю, разноплеменная Русь, под страхом смерти, представляла еще некоторый, но весьма непрочный, союз. Кн. Владимир сознавал это и желал положить внутреннюю основу для этого союза, веру. Для сей цели он снес в Киев всяких богов всех племен. Но, в самом лучшем смысле, от этого могло быть хорошего разве только то, что отдельные племена могли уважать киевского князя, почтившего их богов и давшего им место рядом с киевским златоглавым Перуном пред своим теремом на Старом Киеве, и – только; но чрез это только еще не могло быть, чтобы каждое племя стало чтить богов другого племени; а следовательно, не могло духовно породниться с другим племенем, разноверным. Для сего объединения нужна была религия, возвышающаяся над всяким идолопоклонством. А таково именно и было христианство, которое здесь, в Киеве, на княжеском дворе, нанесло сразу решительный удар всем идолам всех славяно-русских племен. Находя опору в умной политике Владимира и под защитою его власти, христианство успешно распространялось. Оно было настолько совершенно и благодетельно, что вскоре по водворении давало себя сильно чувствовать, усвоенное прежде всего сердцем, оно скоро стало искреннею основою взаимных отношений. А потому насколько прежде религиозная рознь полагала преграду политическому объединению славяно-русских племен, настолько теперь христианское духовно-братское единение сделало совершенно безразличною племенную рознь. Коренное внутреннее единство сказывалось всякий раз, как только происходило столкновение Руси с народом иноверным. Междоусобные споры и единоверных князей, даже кровно-родственных, по разным причинам, были возможны; но когда грозили им половцы или татары, то громко сказывалось единоверие и христианское братство создавало политическую силу. Не всегда бывало так; но в решительные моменты исторической жизни так было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Если ко всему, сказанному нами, мы прибавим еще ту особенность, что с промысловыми гильдиями, преимущественно ремесленными цехами, совпадало подразделение городского ополчения на части, то мы окончательно исчерпаем все черты отличия промысловых гильдий и, вместе с тем, уясним себе происхождение цеховых знамен и значков. В России тоже были промысловые братства, купеческие и ремесленные, на которые можно смотреть, как на третью ступень в развитии братств, хотя, по времени происхождения, они предшествуют религиозно-оборонительным братствам. Почва для них была подготовлена братчинами; но самое утверждение их на этой почве находится в связи с распространением западно-европейских промысловых гильдий. Купеческие братства появились в городах северо-западной России, торговавших с Западом, как то: в Новгороде, Смоленске и, вероятно, Полоцке. Знакомство северо-запада России с купеческими гильдиями могло начаться очень рано, так как начало торговли Западной Европы с северной Россией относится к очень раннему времени: намеки на нее встречаются в скандинавской саге о святом Олафе, а исторические указания на нее есть уже у писателей XI в., Адама Бременского и Саксона Грамматика. Знакомство русских с купеческими гильдиями сделалось еще более удобным после того, как в самом Новгороде основалась одна такая гильдия, а именно гильдия Св. Петра в немецком дворе. Под влиянием купеческих гильдий, в поименованных городах с XII в. стали учреждаться братства, которые носили названия купеческих общин и сотен. Немногие данные, сохранившиеся о них в памятниках, дают право заключать, что в существе они ничем не отличались от купеческих гильдий. Подобно гильдиям, они состояли из пошлых купцов, торговавших или одним видом товаров (например, воском, кожей, сукном, хлебом, рыбой, съестными припасами – купцы прасолы), или с одним каким-либо краем (купцы заморские, низовские, рижские и пр.); подобно гильдиям, у них было вложенье, т.е. взнос в братскую кассу, имевший значение платы за право торговли; у них было свое управление, с старостами, и свой суд по торговым делам; подобно гильдиям, они находились под покровительством какого-нибудь патрона или церкви, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Потом зловредный слушок прошел, что Савву-то из попов турнули, только кто этому верил, а кто нет… Степан Гасилов, поправив головушку, приглядывался теперь к гостю с благодарно занявшейся, наконец, братской любовью; Савва, опровергая напрочь сплетни сгорающих от черной зависти земляков, оказался свойским мужиком: устроился поудобнее на чурбаке вместо стула, взял гитару, тронул струны и запел: — Гори, гори, моя звезда!.. Он устроил во дворе гасиловского дома настоящий концерт. Захмелевший Степан, пустив слезу, попытался, подвывая, подтягивать да куда там! Заслушав Саввин сочный баритон, замедляли шаги прохожие на улице, соседи пораскрывали окна; пел Савва не блатную похабщину, какую услышишь из любой подворотни, а песни — их и по радио не всякий день крутят: «У церкви стояла карета…», «Вот кто-то с горочки спустился…» Степан, и половины слов не зная, затосковал бедный. — Пойдем, Саввушка, пойдем! — размазав по лицу ладонью грязную влагу слез, затеребил он за рукав певца. — Там нас встретят… Степан и не заметил, как подросли двоюродные сестры. Отца их, тракториста, сгубил не столько лес, сколько железо: угас он тихо и незаметно. А девчонки все бегали чумазые, в грязных, затасканных друг после дружки, платьицах, голодные — мамаша их, объегорить кого на полушку и рубль потерять, неповоротливая, заплывшая жиром баба к общественно-полезному труду была совершенно равнодушна. Степана сеструхи однажды узрели валявшимся в канаве и потащили к себе домой. — Брат ведь! Еще замерзнет… — проговорила которая-то. И вправду в лужах уж ледок позванивал. В тесной барачной комнатушке одна из его спасительниц забрякала заслонкой печи, и вот ноги Степана очутились в тазу с горячей водой. Другая поднесла стакан обжигающего нутро пунша, и Степан начал оклемываться. С немалым изумлением узнавал он своих двоюродниц, из сопливых девчонок непостижимо превратившихся в рослых девах и даже не первой молодости. А ведь в одном Городке жили… Кто бы чужой стал возиться с пьяным! «Родная кровь!» Улыбающиеся лица сестриц расплылись в застившем глаза Степану соленом мареве…

http://azbyka.ru/fiction/pozhinateli-plo...

Что касается до Феофила: он отъезжая, спрашивал меня о назначении в миссию, не как отказывающийся, а как ожидающий, и я сказал ему, что разрешения еще нет, я чтобы он потерпел сию медленность. Теперь, по получении указа, Яковом писал ему, чтобы он если имеет нужду быть в Москве, и желает здесь быть рукоположен, то приезжал бы; а если не имеет нужды, то уведомил бы для сношения о рукоположении его в Петербурге. В сем смысле пишите к нему и вы, и не вызывайте его на отказ. Посмотрим, что сам скажет. Апреля 21-го 1852. 861 Апр. 21. Спросите пчел, хорошо ли будет им жить не в лесу и не в поле, а среди селения, и не будут ли они зябнуть близ того места, где дерева зябнут: если думаете, что они отвечают вам удовлетворительно, исполните ваше предположение. Примечание. Надпись сия сделана на письме о. наместника, и котором просит благословения – три улья пчел, года за три назад поставленные около Пятницкой башни, поставить на дровяном дворе в юго-западном углу у каменной ограды против братской бани. 862 Мир вам, отец наместник, и братии. Феофил явился: и не оказал колебания на предлежащем пути. Надобно послать на его место. Послать ли Григория, еще я не решился. Но не отлагайте прислать представление, о причине, почему Н. не может быть послан; причем упомяните, что, если нужно, может занять его место Григорий. Посылаю вам письмо пр. Гр., чтобы вы видели, что его слова, против которых я кратко возразил, не составляли особого мудрования. Кстати посылаю и упоминаемый в письме проект, и список с моего письма о сем проекте. Прочитайте, и возвратите, немедля. Что за судьба моя? И с теми, которых знаю с наилучшей стороны, доводится мне спорить. Скажите, или для успокоения моего, или для вразумления меня, надобно ли было писать то, что я писал? Посылаю еще письмо неизвестного мне Мордвинова. Что велели бы вы мне делать. Апреля 25-го 1852. 863 Мир вам, отец наместник, и братии. Мир и душе брата Иосифа. Благодарю за сказание 22 , приносящее радость о почившем, и поучительное для нас находящихся на пути ко гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

а) Во-первых, они учат нас братской дружбе и единодушию. Без сомнения, святых братьев связывалии одинаковыя богатыя от природы дарования, и полученное ими прекрасное образование, и одинаковое их святое настроение, и одно общее дело их апостольского служения единокровным славянам; но не глубже ли всех этих связей была у них связь кровного родства – братства; не эта ли кровная братская связь привела их и к одинаковому их благочестивому настроению и к одному апостольскому и книжному труду, которому они отдавались во всю свою жизнь с таким постоянством, с таким самоотвержением. Вскоре после полученного разностороннего образования при дворе царском, Константин (в иночестве Кирилл), вместо ожидавшего его блестящего положения, избирает жизнь простого, скромного инока. Не потому ли он делает так, что и его кровный старший брат, Мефодий, после нескольколетней светской службы в звании воеводы, избрал скромную иноческую жизнь на Олимпе? На Олимп, к родному старшему брату своему, спешит молодой инок Кирилл, и здесь они вместе предаются молитвенным и книжным трудам. Вызывают Кирилла в столицу Царьград для посольства его к славянским народам на проповедь апостольскую; Кирилл упрашивает и своего брата Мефодия сопутствовать ему. Вместе они усердно готовятся к миссионерской деятельности, вместе разделяют труды и опасности долгого путешествия, вместе трудятся тут над просвещением славян и в их школах, и в храмах, вместе подвергаются нареканиям и нападениям со стороны врагов славянства; вместе препровождаются в Рим на суд к римскому первосвященнику. Кирилл в Риме от тяжких изнурительных трудов изнемогает и готовится оставить земное поприще. «Брат мой, говорит пред самой смертью Кирилл Мефодию, – мы с тобой были, как дружная пара волов, возделывающих одну ниву; и вот я падаю на борозде, рано окончив день свой. Знаю, что ты любишь уединение на горе Олимпе; но умоляю тебя, не оставляй дела нашего; ты им угодишь Богу». И вот, во имя кровного братства, св. Мефодий свято исполняет предсмертную просьбу своего брата и неуклонно продолжает дело апостольства и книжных трудов у славян; при многочисленных затруднениях и неприятностях, он около шестнадцати лет продолжает трудиться над святым делом, завещанным ему братом. Вот образец крепкой, как смерть, взаимной, братской кровной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЫСИН Андрей Иванович (ок. 1860, дер. Поповка Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне с. Октябрьское Коломенского р-на Московской обл.) - окт. 1940, там же), старообрядец (принадлежал к филипповскому согласию), иконописец, владелец собрания рукописных и печатных кириллических книг. С 14 лет обучался иконописанию на Братском дворе в Москве. Занимался иконописанием, участвовал в полемиках, к-рые проводились в Поповке разными старообрядческими толками и правосл. миссионерами, бывал на старообрядческих соборах в Москве. С 1927 г. Б. жил в Москве, в последние годы - в родной деревне, писал иконы. Похоронен в с. Маливе Коломенского р-на. Б. был владельцем небольшого, но ценного книжного собрания, состав к-рого определялся интересами владельца - начетчика-полемиста. В 1965 и 1967 гг. собрание рукописных книг Б. (уменьшившееся из-за продажи рукописей владельцами в 20-50-х гг.) было приобретено у его наследников ОР ГБЛ (совр. РГБ) (Ф. 628. 29 ед. хр.). Собрание содержит списки (в основном XIX в.) и гектографы старообрядческих полемических сочинений (посланий), направленных как против правосл. Церкви, так и против старообрядцев различных согласий. В фонде находятся рукописи, посвященные истории отдельных старообрядческих согласий: список краткой редакции филипповского «Сказания о начатке и происхождении странников», «Повесть об отце и старце Филиппе» - основателе филипповского согласия, филипповское соч. нач. XIX в. «Показание известное о новопроизшедшем мудровании прежде бывшего нашего благорачителя Алексея Яковлевича», многочисленные списки постановлений старообрядческих соборов в Москве, Н. Новгороде, Самаре, Угличе и др. местах. Значительную часть собрания составляют сочинения старообрядцев-беспоповцев: поморцев А. и С. Денисовых, Т. Андреева, федосеевцев Д. Битюковского и С. С. Гнусина , филипповцев И. Алексеева , С. Горшкова, М. Михайлова и др. Образцы старообрядческого учительного красноречия содержатся в Торжественнике 1-й четв. XIX в. Старообрядческая житийная лит-ра представлена списком Жития Корнилия Выгорецкого, составленного поморцем Т. Петровым. В собрании имеются отдельные богослужебные рукописи, а также рукописи канонического и агиографического содержания.

http://pravenc.ru/text/153513.html

Почему нашим предкам это было легче, чем нам? Потому что христианская любовь отличается по форме – есть супружеская любовь, есть сыновняя или дочерняя, есть братская или сестринская, есть дружеская, – но по сути своей она всегда жертвенная. Это всегда служение другому, выполнение слов Христа: « Блаженнее давать, нежели принимать » ( Деян.20:35 ). Если девушка росла в семье, где она служила бабушке, дедушке, маме, папе, братикам, сестричкам, и все понимали, что только такие действия называются любовью, то потом, когда родители представляют ей жениха, она понимает, что ее задача сделать этого человека счастливым. Как она служила лежачей бабушке с переломанной шейкой бедра, как служила маме, помогая ухаживать за младшими братьями и сестрами, хотя хотелось во дворе поиграть с подружками, но понимала, что мама устала, и оставалась помочь, так теперь она будет служить своему мужу. И точно так же муж служит своей молодой жене. Мне кажется, это заменяло влюбленность. Почему? Всё-таки влюбленность в христианском понимании ещё не любовь. Она должна дорасти до любви. А любовь – это дар Божий в ответ на волевое движение души. Дальше уже действует тот же механизм, что с молитвой и покаянием. Если ты хранишь верность жене, если принимаешь ее и служишь ей, Бог даст тебе к ней любовь такую, какую ты сам никогда не выберешь и не найдешь. Это и есть одна из тайн христианского брака, почему он становится счастливым. – Всегда ли становился? Мне кажется, что это как раз та архаика, которая не может быть примером. И отец Глеб Каледа в «Домашней церкви» писал: « Вступающие в брак по принуждению обычно лгали священнику, отвечая на этот вопрос, и тем самым церковные каноны попирались нравами общества ». Он имел в виду вопрос жениху и невесте, имеют ли они добрые намерения, никем не принуждаемые, стать мужем и женой.  – Но дети часто бывали согласны, так как понимали, что это добрые намерения их родителей. – Думаю, если и соглашались, то скорее потому, что не считали возможным не подчиниться родительской воле. Но ведь это точно такое же искажение, как подчинение жены воле мужа только потому, что он муж и она, жена, «обязана» ему подчиняться. Да и намерения родителей не всегда были добрыми. Наверное, когда две дружные семьи, близкие по духу, сватали друг другу своих детей, они чаще всего желали молодым добра и счастья, и даже в этом случае мне кажется, что принятие таких жизненно важных решений за взрослых людей противоречит христианской идее свободы. Но бывало же и так, что родители выдавали восемнадцатилетних девушек за старых холостяков или вдовцов, которым было за пятьдесят. А при тогдашней продолжительности жизни за пятьдесят было совсем не то, что наши с вами за пятьдесят. По сути, за стариков юных девушек выдавали. Какие уж тут добрые намерения? 

http://azbyka.ru/semya/my-hristiane-dolz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010