Отцы Нитрийской горы послали великому отцу Макарию в Скит следующее приглашение: «Вместо того чтобы подниматься к тебе всем братиям, умоляем тебя прийти к нам, чтобы мы увидели тебя прежде, нежели ты отойдешь ко Господу». Когда Макарий пришел в гору, собралось к нему все многочисленное братство. Старцы попросили его, чтобы он сказал назидательное слово братии. Он, прослезившись, произнес: «Братия! Очи ваши да испустят слезы прежде отшествия вашего туда, где слезы ваши будут жечь ваши тела». Все заплакали и, пав ниц, только и смогли сказать: «Отец, молись за нас» (106, 310). Однажды авва Пимен вместе с аввой Анувом проходил в окрестностях города Диолка. Увидев там женщину, горько плачущую над могилой, они остановились послушать ее. Потом немного отойдя, встретили прохожего, и спросил его авва Пимен: «Что случилось с этой женщиной, отчего она так горько плачет?» Прохожий отвечал: «У нее умерли муж, сын и брат». Тогда авва Пимен, обратясь к авве Ануву, сказал: «Говорю тебе, если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих и не стяжает такого плача, то он не может быть монахом. Все житие монаха – плач» (106, 331). Источник. Некий брат-подвижник совершал молитвенное правило вместе с другим братом и, побеждаемый слезами, оставлял пение псалмов, и предавался плачу. Однажды второй брат спросил первого: «По причине какого помышления, приходящего тебе на правиле, ты плачешь так горько?» Первый отвечал: «Прости меня, брат! Когда встану на правило, всегда стою как бы перед моим Судией, а себя вижу обвиненным и истязуемым Судией, который говорит: «Зачем ты согрешил?» Заграждаются уста мои, я не нахожу слов для ответа, оставляю стихословие и предаюсь плачу. Прости меня! Я смущаю тебя, и, если хочешь, будем совершать правило порознь». Второй брат отвечал: «Нет, отец! Если я и не плачу, но, смотря на тебя, окаяваю себя». Источник. Бог, видя смирение второго брата, даровал и ему слезы и плач (106, 437–438). Авва Феодор Енатский рассказывал: «Жил некий брат, имевший дар умиления и слез. Однажды, молясь, он пришел в особое умиление и от сердечного сокрушения пролил множество слез. Увидев это, брат сказал сам себе: «Поистине это знак – видно, близок день моей смерти». Когда он помышлял это, слезы умножались. Он опять говорил себе: «Точно! Приблизилось время моего переселения», и плач его усиливался с каждым днем (106, 366).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И брат, если послушается таких помыслов, разлучается с братством. Если же враг увидит, что помысл у брата несколько трезвен; то внушает ему мысль: " иди в глубь пустыни " . Потом, когда брат поживет несколько времени в пустыне, ненавистник добра - демон влагает в него помысл уныния, представляет ему и продолжительность времени, и скудость потребного, и немощь старости, и трудность пустынной жизни. И если враг возможет поколебать брата, то гонит его из пустыни, и влечет ближе к селению или городу, и тогда влагает в него блудные мысли. Брат еще удерживается и не ходит в город, не приближается к селениям. А враг, увидев такое намерение брата, изобретает свои хитрые способы, чтоб возмутить и низложить брата. И один из сих способов есть следующий: в какой-нибудь день, когда брат безмолвствует в келлии, враг подущает женщину постучаться к нему под предлогом, что она сбилась с дороги и испугалась, или пришла за милостынею; или женщина показывает вид, что ищет знакомого ей монаха. Брат, отворив дверь свою, видит женщину, стоящую у келлии его; и она говорит: " господин авва, где живет такой-то монах? И как день уже преклонился, сделай милость, пусти меня в дверь свою на эту ночь, чтобы меня скитающуюся не съели звери " . Нередко бывает, что женщина приводит с собою и другую подругу. А также приносят они с собою деньги и что-нибудь годное на потребу, чтоб прельстить тем брата. Тогда брат с двух сторон борим бывает помыслами: боится он, чтобы не преступить ему заповеди, не оказав милосердия, и чтобы не уловлена была душа его, сделав доброе дело. Но не буду длить слова; монах преодолевается похотью. И по совершении беззакония, если вознамерится отослать от себя женщину, отвечает она ему, говоря: " обесчестив меня, отсылаешь от себя? Куда же пойду, как покажусь на глаза родителям своим? Дело не может быть утаено. Итак несомненно знай, монах, что не отойду от тебя, но буду сидеть у твоей келлии; откуда хочешь бери и корми меня " . Тогда монах начинает оплакивать себя, что широко отворил дверь келлии своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

Было и очень много весьма запутанных ситуаций. Но последнее слово, надо отметить, всегда оставалось за бессменным советником отца Харалампия, Старцем Арсением. Один брат выразил горячее желание остаться, что­бы испытать себя, проверить, сможет ли он стать мо­нахом. После первого урока, преподанного Старцем, брат в тот же вечер с большой отдачей провел свое пер­вое целонощное бдение. Однако в ту же ночь какая-то страшная тяжесть навалилась на отца Харалампия, ли­шив его обычного духовного устроения. Это было вос­принято им как отрицательное извещение, касающееся принятия в братство нового члена. Вторая ночь: тогда как Старец вернулся к своему обычному устроению, молодой человек, напротив, все потерял. На исповеди он говорил, что совершенно не в состоянии совершать всенощные бдения. Так продол­жалось несколько дней. Придя к отцу Арсению и будучи совершенно уверен, что этот юноша не подходит для братства, отец Хара­лампий сказал, что он хочет отправить его назад. Од­нако Старец неожиданно ответил: «Нет. Не выгоняй его... жалко». – Я был вынужден, – рассказывал отец Харалам­пий, – послушаться отца Арсения, но еще в течение не­сколько лет говорил себе: «Сколько раз я ни советовал­ся со Старцем Арсением, у нас всегда было одно мне­ние, Только этого монаха, не знаю почему, он попросил меня оставить в братстве. Сколько же этот брат достав­ляет мне проблем...» В конце концов оказалось, что и здесь отец Арсе­ний был прав. Этот брат, хотя и Доставлял отцу Хара­лампию немало хлопот, не бросал своих героических попыток к стяжанию молитвы, подвизаясь с неизмен­ным терпением и упорством. Другие братья по слабо­сти человеческой природы, несмотря на то, что у них были и призвание, и способности к молитве, озирались вспять. Справедливости ради отметим, что не один и не два из них, но весьма многие, и так было всегда. Этот же брат был тверд, и в конце концов он добился преуспеяния. Относительно другого юноши, хотя тот, казалось бы, вполне освоился с нашим распорядком, Старец в мо­литве получил отрицательное извещение. Тогда он ска­зал ему: «Дитя мое, иди подыщи для себе другое местечко». – «Нет, Геронда, здесь я нашел упокоение, – стал упрашивать брат, – не выгоняй меня». После настоятельных просьб последнего остаться Старец поду­мал: «Христос говорил: «приходящего ко Мне не изгоню воя». Итак, теперь слово за моим Герондой. Пусть он даст нам знак».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/nastav...

В  XIII брат. году    на 71 школу .  .  7350 –          –          – –   XVIII 79 школ .  . 866о –          –          – –   XIX –      –          – 79          школ .  . 8359 –          64          – –      –          – 79          школ .  . 8455 –          66          – –   XXI –      –          – 83          школы .  . 8518 –          33          – –   XXII –      –          – 92          школы .  . 9935 –          30          – –   XXIII –      –          – 95          школ .  . 10118 Между тем из случайных источников в XV братском году, когда содержалась половина нынешнего числа школ, поступило пожертвований, взносов, сборов почти столько же как за последний год, а именно в XV братском году 2110 руб. 4 коп., а в XXIV братском году 2746 р. 98 коп., т. е. лишь на 20% более. Отсюда следует, что Совет Братства только тогда может поставить в правильное обеспеченное положение ведение учебного и миссионерского дела, когда будет иметь постоянный дополнительный источник из каких – либо сторонних средств. Вполне сознавая, что Православное Миссионерское общество сообразует свои ежегодные ассигнования с основными и текущими определенными средствами, Совет Братства не позволяет себе обратиться к оному с таким крайне желательным ходатайством, не рассчитывая, в виду затруднений, на возможность его удовлетворения. Но, находясь в затруднительном положении и не рассчитывая на приток пожертвований в губернии, постигнутой неурожаем и значительно потрясенной в экономическом отношении, Совет Братства постановил единогласно: обратиться с почтительнейшим ходатайством к Совету Православного Миссионерского Общества об оказании единовременного пособия из специальных источников, коими Совет Общества располагает, -в сумме от пяти до шести тысяч рублей. Такое пособие, предоставленное к окончанию 25-го года служения Братства,-судить о коем можно по живым фактическим данным, проявившимся в истории христианского просвещения местных инородцев,-поставит денежную роспись оного в нормальное положение, уравновесит бюджет и даст возможность продолжить просветительную деятельность и плодотворное существование инородческих школ, число коих в противном случае, к величайшему прискорбию Братства, должно быть сокращено, так как при незначительном числе пожертвований и братских взносов, при крайне ограниченной Синодальной и земской субсидиях, на которые также нельзя постоянно разсчитывать, содержание столь значительного числа школ не соответствует средствам Братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Такое смиренное с самозабвением послушание тем более в нем имело цены, что он и родом был из знатных и по дарованиям, и образованием превосходил там всех. И если в последствии, он стал во главе всего братства, то на такую высоту возвели его не познания и не другие какие преимущества, а именно то, что он при всех их умел беспрекословно повиноваться. Пр. Пахомий питал большие о нем надежды, и не боялся делать ему разные довольно трудные поручения, то утешать скорбящих, то укреплять ослабевающих, то возвращать к долгу непокорных. И все такие поручения он успевал исполнять к удовольствию Аввы с отменным благоразумием. Замечателен следующий случай: один брат нерадивый и непокорный, не терпя более обличений, какие делал ему пр. Авва, и исправиться желания не имея, решил бежать из монастыря. Блаж. Феодор, узнав об этом, притворил­ся, будто и сам имеет неудовольствие на старца, и желает бежать из монастыря, и сказал тому брату: ведаешь ли, брат, жестоки паче меры слова этого старца, и не знаю, воз­могу ли я более терпеть здесь. Брат тот обрадовался, ду­мая, что нашел единомышленного себе товарища. Тогда пр. Феодор сказал ему: побудем еще немного здесь, брат, и если старец переменится к нам и станет добр, останем­ся здесь, а если по-прежнему будет зол и яростен, бежим отсюда вместе. Брат согласился на это и остался в обители ждать, пока выдут оба вместе. Между тем пр. Феодор рассказал все пр. Авве. Одобрив эту меру, пр. Пахомий, спустя немного, позвал их обоих, и преклонив голову пред ними, сказал: простите мне, братие, согрешил я пред вами; но и вы должны, как искренние сыны, терпеть и носить немощи Отца вашего. Видя такое смирение старца, брат умилился, сознал свою виновность и положил быть вперед во всем исправным, отбросив всякое помышление о побеге из обители. Пр. Пахомий, находя пр. Феодора достаточно утвержденным в жизни по Богу и мудрым в ведении внешних дел, поручаемых, ему, наконец положил вверить ему и настоятельство над братьями. Он поставил его Аввою монастыря Тавеннисиотского, сам же давно уже жил в Пабо, который сделался местом пребывания главных Авв. Пр. Феодору было тогда около тридцати лет. Не смотря, однакож на такую молодость, кроме управления особым монастырем пр. Пахомий часто поручал ему посещение и всех других обителей с правом делать в них распоряжения, какие найдет нужными, и распоряжения сии исполнять так, как бы сам пр. Пахомий лично их делал. Об этом обители предварительно были извещены самим пр. Пахомием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Досточтимейшему и святейшему брату соепископу Бонифацию – Захария, раб рабов Божиих. Виргилий 332 и Сидоний 333 , благочестивые мужи, обитающие в Баварской провинции, сообщили в своем письме к нам, что ты, почтенный брат, предписал им повторно крестить христиан. Услышав об этом, мы были весьма смущены и впали в некое недоумение: действительно ли произошло так, как было нам сказано. Они поведали, что в той провинции был священник, совершенно не знавший латинского языка, и когда он крестил, то, по своему незнанию латинского языка, говорил ломано: Baptizo te in nomine patria et filia et spiritus sancti 334 . Из-за этого ты, досточтимый брат, счел необходимым совершить повторное крещение. Но если, святейший брат, крестивший говорил ломаным языком не для того, чтобы ввести заблуждение или ересь, но только по незнанию правильной римской речи, как было сказано выше, мы не можем согласиться с тобой, что следует заново совершать крещение, ведь, как хорошо тебе известно, святой наш брат, если кто будет крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа даже еретиком, его не должно крестить повторно, но только очистить возложением рук. Если правда то, что нам было поведано, да не будет тобой проповедуемо это или нечто подобное, но старайся соблюдать то, чему учат и что проповедуют нам святые отцы 335 . Бог да сохранит тебя невредимым, досточтимейший брат! Издано в июльские календы в двадцать шестой год правления господина благочестивейшего августа Константина, венчанного Богом императора, в четвертый год по его консульстве, индикта четырнадцатого. 26 (75). Бонифаций – архиепископу Йоркскому Эгберту по поводу увещания королю Этельбальду; просьба прислать сочинения Беды (746–747) Возлюбленнейшему и досточтимейшему брату архиепископу Эгберту 336 – Бонифаций, раб рабов Божиих, посланник Апостольского престола в германских странах, шлет искреннее приветствие духовного братства во Христе! Получив посланные тобой, возлюбленный брат, дары и книги, я весьма благодарил с воздетыми горе дланями всемогущего Бога, даровавшего мне в дальнем странничестве такого друга, который предоставил мне вспоможение как в земных, так и в духовных делах, – божественное утешение молитвой и братским единением. И теперь я из глубины сердца заклинаю твою благую милость принять меня и труждающихся со мною рабов Божиих в ваш братский сонм и быть мне советчиком и помощником в исследовании и изучении церковных правил, выражающих Божии суды, а также знать, что я говорю и вопрошаю не легкомысленными словами, но с основанием, и не считать меня дерзким, высокомерным или чрезмерно самонадеянным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

80 уголка в человеческой душе, в человеческих переживаниях и человеческом творчестве, куда бы не вторглась борьба классов со своими непомерными притязаниями. Теории экономического материализма предшествовала ук соответствовала новая человеческая действительность — г экономизм, разлившийся по всему полю человеческой жизни. На этой почве в человеческом обществе затерялся единый закон добра. Добро «буржуазное» и добро «социалистическое» не хотят иметь между собой ничего общего, и над ними нет никакого высшего, единого доб-: ра. И потому нет уже непосредственного отношения человека к человеку, есть лишь отношение класса к классу. (Революционный социализм, как он обнаружился сейчас в России, окончательно убивает возможность братства людей в принципе, в идее, в самой новой вере. По этой новой вере нет уже человека, а есть лишь носитель выразитель безличной классовой субстанции. He только «пролетарий» и «буржуа» не братья друг другу, а волки, но и пролетарий и пролетарий не .братья, а «товарищи», товарищи по интересам, по несчастью, по злобе, по общности материальных желаний. В социалистической вере товарищ заменил брата веры христианской. Братья соединялись друг с другом, как дети Единого Отца, по любви, по общности духа. Товарищи соединяются друг с другом по общности интересов, по ненависти к «буржуазии», по одинаковости материальной основы жизни. Товарищ в товарище почитает класс, а не человека. Такое товарищество убивает в корне братство людей, не только высшее единство хри- 81 стианского человечества, но и среднее единство цивилизованного человечества. Французская революция злоупотребила лозунгом «свобода, равенство и братство». Но братства она не осуществила и не пробовала осуществить. Революция социалистическая мнит о себе, что она может и должна осуществить братство. Но осуществляет лишь товарищество, вносящее небывалый раздор в человечество. Равенство не есть братство. Братство возможно лишь во Христе, лишь для христианского человечества, это — откровение религии любви. Идея братства выкрадена у христианства и вне его невозможна. Пафос равенства есть пафос зависти, а не любви. Движения, порожденные уравнительной страстью, дышат местью, они хотят не жертвовать, а отнимать. Братство — органично, равенство же — механично. В братстве утверждается всякая человеческая личность, в равенстве же «товарищей» исчезает всякая личность в количественной массе. В брате торжествует человек, в товарище торжествует класс. Товарищ подменяет человека. Брат — религиозная категория. Гражданин — категория политическая, государственно-правовая. Товарищ — лжерелигиозная категория, подмена. «Гражданин» и «брат» имеют оправдание. «Товарищ» не имеет никакого оправдания. Через идею товарища класс убивает человека. Человек человеку не «товарищ», человек человеку гражданин или брат — гражданин в государстве, в мирском общении, брат — в Церкви, в общении религиозном. Гражданство связано с правом; братство связано с любовью. Товарищ отрицает право и отрица-

http://predanie.ru/book/220869-duhovnye-...

Брат Андрей! В тебе, как в старшине, мы снисходительность к дурным поступкам порицаем. С любовью в сердце будь на деле строг, и всею властью данною тебе борись со злом, жалея и любя того, кто провинится. По легкомыслию ко злу ты равнодушен, а равнодушие с любовью не совместно; нельзя, любя, холодным оставаться к тому, что образ светлый искажает того, что искренно и горячо мы любим. Брат Андрей! легкомысленное равнодушие ко злу в тебе мы порицаем. О, Андрей! В душе твоей так много светлой радости живет. Любя людей, для них не можешь не желать могучей силы радости духовной. Так не мирись со злом; оно мрачит сиянье света радости духовной, пока под ледяным дыханьем зла в душе и сам источник света не иссякнет. По легкомыслию, излишняя смешливость не раз тебя до опьяненья смехом доводила. В пьянстве смеха ты доходил до потери сознания чувства собственного достоинства; ты унижал себя, смеясь над грубым и дурным. О, брат Андрей! Мы в тебе и легкомыслие, разгульную веселость и пьянство смеха – строго порицаем. Не смешивай в себе разгул земли и радость неба. Но соблазняй того, кто отличить не в силе, что грязь земли, что небо голубое, кто из любви к тебе, по твоему примеру, весельем грубым радость подменит. Всей силою любви и братского участья, о всем, что образ светлый твой, как копотью мрачит, болеем сердцем мы и тяжело скорбим. Теперь, наш брат, наш друг, Андрей наш, радость наша, мы рады высказать тебе, за что тебя от всей души мы любим, за что тебя мы радостью зовём. Многие из нас с любовью замечали в тебе следы успешной внутренней работы над собою. И с легкомыслием и с прежним равнодушием ко злу боролся ты и часто побеждал. Брат Андрей! За волю добрую тебя мы любим. Стопою твердою идя к добру, сочувствие всех нас да будет на пути твоем тебе опорой. Ты честно выполнял работы и честно за работами других ты надзирал. Брат Андрей! И трудолюбие и честность мы в тебе высоко ценим. При этих добрых качествах ты можешь большую службу Братству сослужить. Ты можешь и других к работе приохотить и тем способствовать преуспеянью Братства. Нет честной жизни без честного труда; нет радости тихой для жизни трудовой, когда мы труд, как горе проклинаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

И тогда, когда не видит тебя хулитель тот, будь добр к нему. Ему, не любящему мира и желающему препираться с тобой, отвечай миролюбиво: «Что хочешь говори, сколько угодно ненавидь, и как угодно презирай, но ты брат мой». Зачем так поступаешь, что становишься как бы не братом мне? Хороший ли ты или дурной, добрый или недобрый, но ты брат мой. Пусть он говорит, что не брат тебе, а недруг, враг. «Хотя говоришь ты так, — отвечай ему, — однако, ты брат мой». Кажется удивительным: вот он ненавидит, хулит и все-таки брат твой?! Но неужели мне верить ему, не знающему, что говорит? Я желаю ему здравия, чтобы он видел и признал своего брата. Итак, нужно ли, чтобы я верил ему, что я не брат ему, потому что он поносит, потому что ненавидит, ему верил, а не Самому Свету? Послушаем, что говорит этот Свет. Читай у пророка: «Услышите глагол Господень, трепещущие словесе Его». Это Дух Святый говорит чрез Исаию пророка: «Выслушайте слово пророка, боящиеся слова Его: рцыте, братия, ненавидящим вас и гнушающимся». Что же? Вот засиял свет, показал братство, а слепец говорит еще: «Закрой окно». Обрати же к свету глаза твои, познай брата, стоящего вне, ты, пребывающий во мраке, и скажи спокойно, — Божии это слова, не мои слова: «рцыте, братия, — говорит Господь, — ненавидящим вас»... Кому братия вы? Тем, кто ненавидит вас. Нет ничего удивительного сказать «братья» тем, которые любят вас, — но тем, которые вас ненавидят и гонят. Почему это? Слушай и узнай причину. Спроси как бы Самого Господа Бога Твоего и скажи: «Господи! Как могу назвать братом моим того, кто ненавидит, кто безчестит меня? Скажи, почему?» «Да имя Господне прославится и явится в веселии их, и они посрамятся» (Ис.66:5). Вот почему умоляю я о терпении, о такой кротости. Братья они ваши. — Почему? Чтобы прославлялось имя Господа. Почему же не признаёт он тебя братом? Потому что имя людей прославляет их [мысль та, что, называя другого своим братом, еретик (в данном случае — донатист), тем самым, по своему мнению, как бы прославляет его].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Брат А. Сторожев предложил конференции назначить в миссионеры из русских братьев Ивана Рябошапку, Михаила Ратушного и Григория Кушнеренко на 4-х-месячное служение с содержанием по 175 рублей каждому, с тем, чтобы у них было и взаимное посещение каждого братства, которых они состоять членами. Конференция это предложение единогласно приняла. Брат Егор Богданов из Владикавказа предложил конференции, что между ним и между братом Вас. Павловым в Тифлисе существует разногласие о праздновании 7-го дня, который брат Павлов настаивает праздновать с полуночи до полуночи, тогда как по Писанию видно празднование седьмого дня с вечера до вечера. Поэтому, назначая брата В. Павлова на должность миссионера, следует, чтобы конференция попросила от него согласия, чтобы он не распространял такого учения, насчет которого не может доказать Писанием. Конференция общим мнением это предложение приняла так: написать брату В. Павлову, чтобы он празднование дня Господнего не обязывал членов праздновать с полуночи до полуночи и что празднование седьмого дня с вечера до вечера вовсе не погрешительно. А поэтому предоставить каждой общине свободу в праздновании, с вечера ли до вечера или с полуночи до полуночи, чтобы из-за этого не делать между собой раскола. Причем положено еще просить брата В. Павлова письменно, чтобы он написал и всему закавказскому братству, как по этому предмету согласилась конференция. Брат Иван Рябошапка сделал предложение следующее: в случае, если укажет надобность во взаимном посещении от русских братьев до малороссов и от малороссов до русских миссионеров, чтобы не было отказываемо. Предложение это общим согласием конференции принято. В 7 ч. вечера заседание конференции было закрыто до следующего утра. 22-го мая в 7 часов 35 минут утра заседание конференции вновь открыто пением, чтением и молитвой. Брат Март. Тельман читал конференции протокол, писанный вчерашнего дня на немецком языке (Курсив автора). Потом брат Ив. Фризен, кассир, читал конференции отчет: сколько от прошлогодней конференции осталось на лицо денег, сколько получил взносов от церквей, и сколько выдал из кассы миссионерам на содержание и на другие требования, и сколько осталось теперь на лицо денег, и сложил с себя кассирскую должность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010