До каких пор мы будем гнуться вниз? До каких пор мы будем замышлять друг против друга, точно звери, точно рыбы? Лучше же сказать, и звери не замышляют друг против друга, но лишь против тех, которые другой породы, например, медведь не охотно умерщвляет медведя, и змея не умерщвляет змеи, как принадлежащей к той же породе; ты же, имея тысячи побуждений к справедливости в отношении однородного – родство, разумность, ведение Бога, силу природы и многое другое, – его, своего родича и общника по природе, убиваешь и ввергаешь в тысячи бедствий? Что за нужда, если ты не вонзаешь меча, не запускаешь правой руки в горло? Ты делаешь иное, более тягостное, – угнетаешь беспрестанными скорбями. Если бы ты то сделал, то избавил бы его от забот; теперь же заваливаешь его рабским голодом, отчаянием, множеством грехов. Итак, ты, видя, что он возлежит с руками и обличием, оскверненными этим навозом, в доме и за трапезой, исполненной этого навоза, а кушанья те еще грязнее и отвратительнее этого навоза, ты чувствуешь себя удостоенным чести, ожидающим наслаждения? И ты не боишься Павла, который разрешал беспрепятственно отправляться к столу эллинов (язычников), если нам желательно, но к столам любостяжателей и при желании не позволял идти? «Если, – говорит, – кто, называясь братом, остается блудником» («Аще некий, брат именуем, будет блудник») ( 1Кор.5:11 ), называя здесь братом всякого вообще верующего, а не монаха. Чем именно производится братство? Баней возрождения, возможностью называть Бога Отцом. Таким образом, монах, если он только оглашаемый, не есть брат; а верующий, хотя бы он был мирянин, есть брат. «Если, – говорит, – кто, называясь братом». А тогда не было и следов монахов, но все этот блаженный говорил к мирянам. «Если, – говорит, – кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» («Аще некий, брат именуем, будет блудник, или лихоимец, ...или пияница, с таковым ниже ясти»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12). А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16–17). Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11). А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15). Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет. Брат : Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом? Старец : Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву. Брат : Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

http://pravoslavie.ru/43493.html

Как Бог наказывает грех гордыни? Брат : Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни? Старец : Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны. А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога. Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим? Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).

http://pravoslavie.ru/43493.html

Старец : Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием . Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали» . Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это. А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

http://pravoslavie.ru/43493.html

Это — новый Иосиф Прекрасный и Воскресший, говорящий напуганным братьям своим – «Не бойтесь! Я был во рву смертном, был в узах и темнице, пришел в Египет, землю смерти, рабом был – и се! вознесён и жив, во веки веков, аминь!» И радость Его велика о братьях Его – что обрел их, воскреснув…  «От Авраама даже до Исаака, когда родились от него Иаков и Исав, рука Иакова держала от начала пяту Исава. Рука Иакова  держала от начала пяту Исава. Конец сего века –  Исав, а начало  следующего  –  Иаков. Рука  человека –  начало его,  а конец – пята его. О другом, Ездра, не спрашивай Меня»  (3 Ездры 6: 9- 10). Он – таинственный, Христос Бог наш, истинный Человек и Бог Истинный, и не познано Его начало – безначального. Скрывается Его шуйца – левая рука, символ великой милости Его — под синим гиматием – начало Его Божественно и неисследованно, и милость Его таинственна, и милость это – величайшая человеческая братская милость Бога к тем, кто вкусил смерть. Будучи Сам исполнением мифов – и разрушением их, подобно тому как Он исполнил и разрушил до основания Закон, — Бог во Христе приходит, становясь бессмертным Братом для брата смертного. Бог Сильный, Бог Крепкий делает то, что не может сделать «новоявленный вождь», Зевс, все время боящийся за свою власть мучитель Прометея, который так и не отвечает на его вопрос – «Кто его свергнет?». Круг олимпийских богов пуст – настает час, и посреди него становится Бог Израилев – и Его враги расточаются, подобно дыму. Он, Брат Божественный, делится Своим бессмертием – бессмертием Святого Крепкого и Святого Бессмертного. «Бог, Крепкий и Бессмертный» – звучит имя Его для небесных, земных и подземных, на все глубины, на все высоты, на всю широту – сила братства Его. И бессмертие Его не иссякает – как не зарастают и раны на теле – от гвоздей и копия, и не иссякают кровь и вода от ребра. Жизнь Его – одна на двоих, но она не умаляется. Он – и в безвидном Аиде, и во гробе с братом своим умершим, и Авелем, и Каином, и в раю прохладном, и над крыльями и очами-звездами страшных небесных быков, Он – Сын человеческий. И с ним – они, каждый – единственный, каждый – родной, каждый – со-смертный и совоскресший. Жизнь неистощимая, жизнь, бьющая неиссякающим потоком, жизнь живущих, жизнь с Жизнью всех в земле живых. Слова Невесты Песни Песней: «Аз Брату моему и Брат мой – мне».

http://pravmir.ru/pervaya-roditelskaya-s...

   чтобы показать тебе место храма. Я буду держать с тобою вервь». А святой сказал ему: «Господин мой, иди предо мною, куда изволишь». Ибо святой не встревожился от духовного видения, так как много раз удостои-вался его. И говорил с ними с дерзновением без страха. Тогда пошел пред ним Ангел до дома идолов нечестивого Антиоха и сказал ему: «Это есть место храма»; и держал с ним измерительную вервь и измерил все основания и расположил строения. 19. Свидание с Мар Милосом    В это же самое время пришел из Иерусалима св. Мар Мил (Милиос, Милис). И когда он увидел, что св. Мар Иаков начал постройку храма, он исполнился великой радости и занял 300 динариев у купцов — - жителей той страны и дал их как благословение на основание храма, так как с собою у него ничего не было, кроме посоха и Евангелия; и после того он восшел к св. Мар Авгену, чтобы повидать его и отправиться на восток к своему месту. Пришел же он туда в воскресный день, и собралась вся братия, чтобы благословиться у св. Мар Мила. И после того, как они приветствовали друг друга, сказал ему св. Мар Авген: «Мир тебе, муж Божий, что не зришь ты на лице человека. Ибо вот ты сойдешь на восток и обличишь того Папу, который сделан восточным патриархом, не смотря на все его недостатки, и так как он не примет твоего обличения и твоей ревности о страхе Божием, то он примет наказание от Бога». Тогда ответил Мар Милос: «Мир тебе, старец чудотворец, видевший проклятого змия, который захотел возмутиться против Церкви и испытал свое уничтожение и погибель своих проклятых людей». Тогда сказал ему св. Мар Авген: «Откуда знаешь ты, брат, что такое видение явилось мне?» Тогда сказал ему Мар Милос: «Кто сказал тебе, что касается меня, Тот сообщил и мне о тебе». И сказал ему старец: «Блажен ты, брат наш Мар Милос, ибо приблизилось время, в которое ты будешь пожрен в стране персов наподобие св.Павла, пострадавшего от Нерона; но обличишь нечестивого и засвидетельствуешь там о Господе Своем; и получишь венец победы».    Святой же Мар Милос был осведомлен о том, что сказал ему преподобный старец; и, пробыв у нас три дня, простился со старцем и со всем братством, и вышли мы из обители и исполнили псалмопения и помолились и, плача, простились с ним. И он сказал нам: «Молитесь обо мне, чтобы сподобиться мне увидеть вас пред Господом, так как в этой жизни, я знаю, вы более не увидите меня». И опечалились вся братия, и после того, как он отлучился и сошел от нас, сказал нам св. Мар Авген: «Смотрите, сыны, на этого святого и дерзновенного подвижника, как он, исполненный радости, спешит идти и пострадать ради Господа Своего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бог почтил больше за их безмолвие, нежели за вспомоществование всему братству, лучше же сказать — всему человечеству, то кольми паче безмолвие нужно тому, кто не в состоянии хорошо охранять себя? .    Знаем и о другом некоем святом, что брат его сделался болен и заключен был в другой келлии. А поелику святой во все время болезни его превозмогал свою сострадательность и не приходил повидаться с ним, то больной, приближаясь к исшествию своему из жизни, послал сказать ему: «Если ты не приходил ко мне доныне, то приди теперь, чтобы видеть мне тебя прежде отшествия моего из мира, или приди хотя ночью, и я поцелую тебя, и почию». Но блаженный не согласился даже и в этот час, когда природа обыкновенно требует нашего сострадания друг к другу и преступает определение воли, но сказал: «Если выйду, то не очищусь сердцем моим пред Богом, потому что не радел посещать духовных братий, естество же предпочел Христу?» И брат умер, а он не видал его.    Поэтому никто по лености помыслов да не выставляет на вид, что сие невозможно, да не ниспровергает и да не обращает в ничто своего безмолвия, отвергнув Божий о нем Промысл. Если святые победили самое естество, как оно ни крепко, и если Христос любит, когда чествуют безмолвие, между тем как оставляются в пренебрежении чада Его, то какая может быть у тебя иная необходимость, которой ты не мог бы пренебречь, когда подпадаешь ей? Оная заповедь, в которой сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем... умом твоим» (Мф. 22:37), более целого мира и естества, и всего, что в естестве, вполне исполняется, когда пребываешь в безмолвии своем. И заповедь о любви к ближнему заключена в нем же. Хочешь ли, по Евангельской заповеди, приобрести в душе своей любовь к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламень любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя? В определенные только дни имей свидание с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бог почтил больше за их безмолвие, нежели за вспомоществование всему братству, лучше же сказать – всему человечеству, то кольми паче безмолвие нужно тому, кто не в состоянии хорошо охранять себя? . Знаем и о другом некоем святом, что брат его сделался болен и заключен был в другой келлии. А поскольку святой во все время болезни его превозмогал свою сострадательность и не приходил повидаться с ним, то больной, приближаясь к исшествию своему из жизни, послал сказать ему: «Если ты не приходил ко мне доныне, то приди теперь, чтобы видеть мне тебя прежде отшествия моего из мира, или приди хотя ночью, и я поцелую тебя, и почию». Но блаженный не согласился даже и в этот час, когда природа обыкновенно требует нашего сострадания друг к другу и преступает определение воли, но сказал: «Если выйду, то не очищусь сердцем моим пред Богом, потому что не радел посещать духовных братий, естество же предпочел Христу?» И брат умер, а он не видал его. Поэтому никто по лености помыслов да не выставляет на вид, что сие невозможно, да не ниспровергает и да не обращает в ничто своего безмолвия, отвергнув Божий о нем Промысл. Если святые победили самое естество, как оно ни крепко, и если Христос любит, когда чествуют безмолвие, между тем как оставляются в пренебрежении чада Его, то какая может быть у тебя иная необходимость, которой ты не мог бы пренебречь, когда подпадаешь ей? Оная заповедь, в которой сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем... умом твоим " ( Мф. 22:37 ), более целого мира и естества, и всего, что в естестве, вполне исполняется, когда пребываешь в безмолвии своем. И заповедь о любви к ближнему заключена в нем же. Хочешь ли, по Евангельской заповеди, приобрести в душе своей любовь к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламень любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя? В определенные только дни имей свидание с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/az...

Вопрос 36. Об оставляющих братство Ответ . Однажды согласившись между собою жить вместе, невозможно без какой-либо причины оставить братство. И если они не остаются при своем намерении, то бывают на сие две причины: или вред от общежития, или непостоянство мыслей в переменяющем свое намерение. Отделяющийся от братии по причине вреда да не скрывает в себе этой причины, но пусть обличит вред, поступив, как предано Господом, сказавшим: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» , и прочее (Мф.18:15). И если требуемое им будет исправлено, то приобрел он братии и не бесчестит общения с ними. А если видит, что они остаются во зле и не соглашаются на исправление, то объявив людям, которые способны рассудить подобное дело, тогда уже при свидетельстве многих оставит братство. Но оставит не братии, а чуждых, потому что Господь упорствующего во зле сравнивает с язычником и мытарем, ибо говорит о таковом человеке: «будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Если же по собственному легкомыслию отторгается от братского союза, да уврачует свою немощь, а не соглашающийся на это да не приемлется ни в одно братство. А если иной увлекается в другое место по Господней заповеди (см. Ин. 14:31), то подобные люди не оставляют братства, но исполняют Божие о себе смотрение. А всякой другой причины оставить братию здравый разум не одобряет, во-первых, потому, что сим бесчестится имя Господа нашего Иисуса Христа, совокупившее братию, а во-вторых, потому, что совесть каждого пред другим не может быть чиста, но друг у друга останутся они в подозрении, сие же явным образом противоречит заповеди Господа, сказавшего: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23—24). Вопрос 37. Должно ли под предлогом молитв и псалмопения нерадеть о делах? Какие времена приличны для молитв? Во-первых же, надобно ли заниматься рукоделием?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

Вся Нагорная проповедь в пятой и следующих главах Евангелия от Матфея противополагает заповедь Моисеева закона и заповедь новую Иисуса, «нового Моисея». Прежде чем говорить о евангельской проповеди, мне хотелось бы вызвать в памяти образ этих «двух Моисеев». В Евангелиях и Новом Завете в целом содержится противопоставление ветхого и нового законов – не конфликт между ними, но выход второго за пределы первого. Моисей склоняется перед Господом на Фаворе, уступая Ему место. Как Иоанну Крестителю, Моисею должно умаляться, чтобы Иисус мог расти. Евангелист Иоанн напоминает: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса» ( Ин. 1:17 ). Заповедь включается в дело спасения, которое в целом есть долгое и болезненное воспитание. В Нагорной проповеди Иисус не раз повторяет: «Вы слышали, что сказано... а Я говорю вам...» Моисей не назван в этой пятой главе. Повторяется лишь: «Вы слышали, что сказано...» Безличный оборот охватывает сразу и Пятокнижие, Тору, и устный закон, включавший понятия, принятые у евреев вплоть до Христовой эпохи. Фактически, слов, о которых говорит Господь: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», Пятокнижие буквально не содержит. Ни в одном тексте нет в точности такой фразы: «Ненавидь врага твоего». Это не значит, что вопрос о ненависти не возникает то здесь, то там в книгах Ветхого Завета. Так, Псалмопевец восклицает: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» ( Пс. 138:21–22 ). Или последний стих псалма 135: «Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!» Заповедь «нового Моисея» о любви к врагам неотделима от евангельского учения в целом. Несколькими стихами выше Господь говорит: «Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим... Мирись с соперником твоим скорее..» ( Мф. 5:23–25 ). Текст даёт два разных слова для обозначения одного лица: «брат» и «соперник». Очень показательно отсутствие в действительной жизни границы между братством и враждебностью. Во мгновение ока можно перейти от одного к другому и наоборот. Это выход за пределы закона возмездия, «око за око, и зуб за зуб». Не называя здесь Моисея, Иисус назовёт его дальше, в частности, в главе 19 от Матфея, говоря о нерасторжимости брака: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так» ( Мф. 19:8 ). При этом «Вы слышали, что сказано... А Я говорю вам» – можно, стало быть, сохранить обличье и учение Моисеева закона. Бог , из-за жестокосердия людей, так сказать, вынужден, воспитывая человека, давать ему более жёсткие правила и законодательство. Они, однако, намного обгоняют обычаи соседних народов. Вспомним о том же законе мести, о человеческих жертвоприношениях. Отчее прощение

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010