Видишь ли, сколько он заботится о сохранении любви? Он знал, что любовь может все исправить, а потому и требует здесь от слушателей большего. Не только не должно вам, говорит, доводить их до крайности, но если бы требовалось сделать снисхождение, то не должно и от этого отказываться. Потому присовокупляет: « не губи твоей пищей того, за кого Христос умер ». Неужели ты не считаешь брата стоящим того, чтобы посредством воздержания от пищи приобрести его спасение? Христос не отказался сделаться ради него рабом и умереть, а ты для его спасения не соглашаешься отказаться от пищи? Хотя Христос и знал, что не всем принесет пользу, однако же, исполнил Свое дело и умер за всех. А ты знаешь, что ради пищи губишь его в более важном и, несмотря на это, споришь, считаешь презренным того, кого Христос признал достойным столь великих почестей, бесчестишь того, кого Он возлюбил? Христос умер не только за немощного в вере, но и за врага, а ты для немощного в вере не хочешь воздержаться от пищи? Христос совершил самое великое дело, а ты не хочешь сделать малого, хотя Он Владыка, а ты брат. Этих слов достаточно для того, чтобы вразумить и немощного в вере, так как видно, что он малодушен и, получив от Бога великие дары, не жертвует и малым. « Да не хулится ваше доброе. Ибо Царство Божье не пища и питье » (Рим. 14:16–17). Под именем « благого » (апостол) разумеет здесь или веру, или надежду на будущие блага, или совершенное благочестие. Ты не только не помогаешь брату, говорит (апостол), но заставляешь хулить самое учение, Божью благодать и дар. Всякий раз, как ты споришь, упорствуешь, огорчаешь, раздираешь церковь, укоряешь брата и обходишься с ним враждебно, тогда внешние хулят, так что от этого не только ничего не исправляется, но и делается все совершенно противоположное. Ваше благо состоит в любви, в братстве, в единении, в союзе, в жизни мирной и кроткой. Потом (апостол) опять, чтобы освободить одного от страха, а другого от упорства, говорит: « ибо Царство Божье не пища и питье ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вне его он погиб. Не осуждать, не отталкивать его нужно, а приблизить. Всякий добрый пастырь постарается спасти заблудшего, помня апостольский завет: если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости ( Гал.6:1 ). А недобрый пастырь спешит с жалобою на учителя. Такому пастырю напомню также слово Апостола: рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобливым, с кротостию наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим. 2, 24 ). Сам Господь учит в евангелии, что делать, когда согрешит к тебе брат твой. Если бы и это не помогло для вразумления и исправления – меры домашние наедине – то и в таком случае нечего спешить с жалобою, а поведать местной своей Церкви, напр. братству, уважаемым прихожанам. Но еще большее горе в том, что иногда во всем виноват бывает пастырь, прежде всего неисполнением своих законоучительских обязанностей, вследствие чего тяжесть эта всецело ложится на учителя. О таком пастыре скажу, что он не пастырь и не радит об овцах. В настоящее время священник, главным образом, в школе в детские души и может вложить веру в Бога, слово Божие и страх Его святый. А души взрослых во всех сословиях, нередко почва каменистая и тернистая для сеяния Слова Божия. В нашем же крае, особенно где упорство, вся надежда наша на воспитание детей в вере православной. Какая же страшная ответственность лежит на священнике, относящемся нерадиво к своим законоучительским и блюстительским обязанностям! Знаю, как велик труд школьный по долголетнему личному опыту, но велики и плоды такого труда. Знаю, что большею частью и не вознаграждается, как следовало бы, такой труд. Но я призываю к нему не страхом наказания и не обещанием наград, но ради Христа, заповедавшего особую заботу о малых детях Его Царства, ради славы и силы Церкви Христовой! Братия моя о Господе! От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам ( 2Кор.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Вообще у лиц, преданных духовным делам, все взаимно переплетается, так что от неисправности одного падает и другой. Ты назначен покупать необходимые для монастыря предметы: смотри же, брат, не делай этого нерассудительно, чтобы тебе не причинить убытка братству. Келарь должен наблюдать за каждым зерном, а повар не должен понапрасну жечь дрова. Равным образом тот, кто занимает второе после меня место, пусть ничего не дает необдуманно, но пусть помнит, что он, как эконом Божий, должен будет отдать отчет Богу и Судии в день воздаяния. И вообще сказать, никто пусть ничем не пренебрегает из того, что имеется в братстве, никто пусть ничего не ищет сверх своего достоинства, будет ли это больной, или намеревающийся отправиться в дорогу, или утомленный трудами, или нуждающийся в обуви, одежде, куколе или в чем-либо другом. Один говорит: «Эта обувь мне не по ноге – она жмет и причиняет мне небольшую боль; дай мне, отец, вот эту». Другой же, проталкиваясь вперед, говорит: «Кир-эконом, башмаки мои тесны, нельзя ли мне переменить их на другие туфли, хотя бы и по принуждению?» Между тем третий, выражающий также нужду в подобном, замечает: «То, что я имею, не совсем для меня удобно». Иной опять говорит: «Если я не буду иметь вот такого войлока, или подушки, или чисто вымытой перемены [белья], то я не перестану [требовать]». И иной говорит: «Вино вызывает оскомину, сваренная пища не посолена» или: «Почему не куплено одно и не выдается другое…». Неужели вы все, так говорящие, не боитесь Бога? Скажите, откуда можно взять золото и серебро, на которые мы можем приобрести все это? Не из отеческого ли вашего наследства? И вы не опечалились, когда я сказал это? Но, быть может, нужно взять все это из того, что вы принесли, когда отказались от мира, или из царских и подобных доходов? Конечно, [вы знаете], как мало получается из этого источника и от всякого другого христолюбивого мужа. Да при том, братия, запасы истощились и на будущее время остается уже немного. И вот сердце у меня сокрушается, а также и у эконома и у всех попечителей [монастыря]. А между тем другие улыбаются, как будто имеют целую меру [модий] золота. Такая наблюдается ошибка в оценке положения, а между тем вы негодуете. О, если бы вы не имели свойственного вам всецелого заблуждения и знали все это, хотя бы некоторые из вас!

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вопрос 32. Какое расположение должно иметь к родным по плоти? Ответ . Однажды принятым в братство настоятель не должен дозволять, чтобы они чем-либо развлекались, чтобы, под предлогом посещения своих, удалялись от братии и вели жизнь никем не свидетельствуемую и чтобы соглашались принимать на себя заботы попечительства о сродниках по плоти. Ибо устав вообще не одобряет, чтобы в братстве употреблялись слова «мое» и «твое», ибо сказано: «у всех уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим» (Деян.4:32). Поэтому родители по плоти или братья одного из братии, если живут по Богу, да пользуются услугами всех, принадлежащих к братству, — так, как были бы всем отцы и сродники. Ибо, говорит Господь, «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50). Но и о них попечение считаю приличным возлагать на настоятеля братства. А если они преданы еще мирской жизни, то нет никакого общего к ним отношения у нас, которые стараемся без развлечения преуспевать в том, что благообразно и поставляет нас пред Господом. Ибо кроме того, что им не доставляем никакой пользы, и свою жизнь исполняем тревог и смятения, и сами себе привлекаем случай ко грехам. Напротив того, презирающих заповеди Божии и уничижающих дело благочестия, если когда приходят для посещения своих, не следует принимать, как не любящих Господа, Который сказал: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14:24). Но «какое общение праведности с беззаконием?... Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор. 6:14—15). Всего же более у тех, которые еще только навыкают добродетелям, должно стараться всеми мерами отнимать повод ко греху, из которых важнейший есть памятование прежней жизни, чтобы не случилось с ними сказанного, что возвратились сердцем своим в Египет (см. Чис.14:4), а сие всего чаще бывает при постоянных беседах с родными по плоти. Вообще же не должно дозволять, чтобы свой или чужой вел разговоры с братьями, если не будем о них уверены, что разговор ведется к душевному назиданию и усовершению. Если же нужно сказать слово с встречающимися однажды, то предоставь сие тем, кому вверен дар слова, потому что они имеют способность и разумно говорить, и слушать к созиданию веры, как и апостол ясно учит, что не все имеют способность слова, но что дарование сие у не многих, когда говорит: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания» (1Кор. 12:8), и в другом месте: «чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМФИЛОХИЙ (МАКРИС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Амфилохий (Макрис). Фото Архим. Амфилохий (Макрис). Фото Однако сознание своего недостоинства и своей неспособности к этому служению подвигли Амфилохия поступить по-иному. Он сказал одному из братий, путешествующему вместе с ним, чтобы тоже быть рукоположенным: " Брат мой, недостоин я чести такой. Уж лучше буду переходить с места на место и просить милостыню с чистой совестью, чем недостойно восприиму честь рукоположения. Иди с миром, а я отправлюсь в Святую Землю " . Так сознание собственной худости соединилось со свойственной Амфилохию свободой духа и горячим желанием видеть Святую Землю. Паломничество это глубоко впечатлило его, и он решил просить патриарха Иерусалимского принять его в Братство хранителей Гроба Господня. Однако патриарх пожелал, чтобы молодой монах вернулся на место своего первого покаяния, вновь присоединившись к братии монастыря святого апостола Иоанна Богослова на Патмосе. Монастырская же братия " наказала " его за непослушание, отправив в пустынь Аполло, где подвизался старец Макарий. Там Амфилохий провёл несколько полных духовного ликования лет, ревностно предаваясь молитве и безмолвию. С юных лет Амфилохий видел, сколь разорительны для духовной жизни греков оказались долгие годы турецкого гнёта и иностранного владычества, и потому всегда стремился с помощью Божией потрудиться к возрождению родины. Ещё будучи простым монахом, он смог приобрести участок земли на скалистом западном склоне острова Патмос. Здесь, по соседству с часовней, он построил две кельи и надеялся со временем основать женский монастырь. В 1920 году Бог послал Амфилохию его первую сотрудницу на миссионерской ниве - Каллиопу Гуннарис (будущую монахиню Евстокию). В 1919 году о. Амфилохий был рукоположен в сан диакона , а вслед за тем по настойчивому убеждению братии монастыря - и в священника .

http://drevo-info.ru/articles/13678297.h...

Вы – свет мира ( Мф.5:14 ). Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). В подготовительной школе, то есть в Ветхом Завете, сказано: Не убий ( Исх.20:13 ; Втор.5:17 ). В высшей школе Христова Евангелия сия заповедь углубляется, воспрещая даже гнев на брата своего, то есть исторгается корень, от которого проистекает убийство ( Мф.5:21–22 ). В подготовительной школе сказано: Не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ; Втор.5:18 ). В высшей, Христовой, школе сия заповедь уходит вглубь вплоть до корня и семени прелюбодеяния. – А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). В подготовительной школе еще сказано: Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои ( Мф.5:33 ; ср.: Лев.19:12 ; Чис.30:3 ; Втор.23:21 ). В высшей школе Спасителя запрет простирается гораздо дальше, так что возбраняется клятва вообще. – А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: «да, да»; [и] «нет, нет» ( Мф.5:34,37 ). Ведь когда брат говорит брату в присутствии Отца, то клятва не только не нужна, но и оскорбительна. Еще сказано в подготовительной школе: Око за око и зуб за зуб ( Исх.21:24 ; Лев.24:20 ; Втор.19:21 ). В высшем Христовом университете это считается товариществом, но для братства нужна новая заповедь. – А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф.5:39 ). Вот что такое братство. Ибо Отец Небесный со всеми Своими небесными Ангелами зрит все и обо всем помнит. Еще сказано в подготовительной, низшей школе: Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ( Лев.19:18 ; Мф.5:43 ). Сие есть лишь нечто из добра, но [отнюдь] не добро совершенное. В высшем же университете Мессии это считается недостаточным. Посему Мессия и заповедует: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф.5:44 ). Ведь люди, которые для вас враги и которые поступают с вами не по-братски, не ведают, что творят; не знают они, что их против вас подстрекает злой дух, человекоубийца, богоотступник и лиходей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Дмитрий 08 июня 2012г. 16:17 Александр, складывается впечатление, что Вы либо не читали статью, либо не общались с людьми разных возрастов. Неужели священник должен с ребенком общаться так же, как с подростком, с подростком, как с седым стариком, а со стариком, как с молодым юношей? Вы правильно сказали, что " замечания разные для разных людей " . И именно личный подход к каждому человеку, даже самому юному, очень важен. И людей много что отличает друг от друга, в т.ч. их возраст. И не учитывать это глупо. Если люди это не учитывают по каким-то причинам, то им трудно будет и в своей семье, и тем более в Церкви. P.S. Если Вы судите о братстве, зная братство, то должны понимать, что в нем разные люди. Если Вы судите, не зная его, то как можно говорить вообще, а тем более обо всем, что, якобы не так. (Не так, как полагаете Вы надо понимать?) Вспоминаются слова ап. Павла: " ... Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога " (1 Кор 4: 1-5). иерей Александр Заплетин, lknboimpoojiub44 08 июня 2012г. 18:53 Дмитрий. я не был в братстве, но мой брат по крещению там (оглашались вместе... Не у кочетковцев) и мне подбрасывает иной раз материалы. Обособленность братства вызывает серьезные опасения, как и некоторая... " у нас все лучшее, у остальных максимум приближается к нашему, мы там и там первые " ... Это не анализ научный, мне и неинтересно такой анализ делать. не моя тема. Это ощущение от общения, некоторый перегиб, надрыв, огороженность от остальных, замкнутость в себе. При том, что я сам очень за оглашение (только без формализма и экзаменов с зачетками), за частое причащение, приходскую жизнь и прочее-прочее. По теме. Смотрите - на исповеди в любом случае конкретный человек кается перед священником. Каждый в отдельности. И священник, быть может, даст ему совет. Совет разный, конечно. Но... зачем делить людей на группы? если все равно подход индивидуальный.

http://bogoslov.ru/article/2606885

Довод этот был слишком силен и исходил из уст слишком авторитетного лица, чтобы можно было про­тивиться ему, и все собрание смолкло и «слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». Затем встал ап. Иаков, брат Господень, ко­торый по строгости своей жизни пользовался высоким почтением даже среди иудеев. Он указал на то, что начавшееся обращение язычников находится в полном согласии с пророчествами и есть одно из дел домостроительства Божия. Поэтому и не должно налагать на язычников иго закона. Для них достаточ­но, если они будут соблюдать общие требования нравственного закона, как он выражен в «Ноевых заповедях», именно будут воздерживаться «от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». Голос апостолов восторжествовал. Собор решил дело в этом именно смысле и отправил в Антиохию и по другим городам окружное послание с подробным изложением соборного постановления. И христиане, прочитав послание, радовались, что в таком духе братства и человеколюбия разрешен был важный вопрос о допущении язычников в церковь Христову. XXXVII. Второе миссионерское путешествие ап. Павла. Начало проповеди Евангелия в Европе По возвращении в Антиохию у ап. Павла, как главного апостола языческого мира, возникло естественное желание вновь посетить основанные им церкви и удостовериться в плодах своей проповеди. И он отправился в свое второе миссионерское путешествие, которое сопровождалось самыми великими последствиями для христианской церкви. Спутником его на этот раз был Сила или Силуан, который, как видно из самого его римского имени, по-видимому был подобно самому апостолу римским гражданином, имел связи с языческим миром и мог быть поэтому наиболее пригодным помощником и сотрудником апостола язычников. Напутствуемые благожеланием собратий, апостолы отправи­лись из Антиохии прежде всего в Сирию и Киликию, где и утвер­ждали церкви. Затем они посетили города Дервию и Листру, и в последнем ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Доколе священник новозаветный будет заботиться о хлебе, к ущербу своему спасению? Доколе не надеется на Господа? Доколе прогневляет Господа и, чем больше Бог посылает, тем больше жалеет, тем больше боится оскудения? Злодейка плоть ужасно стоит за свои котлы египетские 133 и забывает Плоть и Кровь Божию и то, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Рим. 14, 17 ], что Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [ 1Кор. 6, 13 ]. Что за бессмысленная, за нелепая: и увлекает нового человека, по образу и подобию Божию, и отнимает у него и смысл, и сознание, веру, надежду и любовь! Будь проклят ты, ветхий, несмысленный, дьявольский человек! Вот доказательство, что я буду жить во времени и вечности, – Крест Господа моего: Он умер для того, чтобы я был жив вовеки; вот утеха моя – Крест и распятый на нем Бог мой! Вот доказательство, что Тот, Кто даровал мне вечную жизнь, не лишит меня всего потребного (как не лишал доселе сорок лет) для жизни временной, меня и присных моих. Щедроты Его велики зело 134 , могущество Его бесконечно, всеведение Его совершенно, премудрость бесконечна. Из-за меня, из-за моих грехов – моей жадности и скупости – беснуется духовный сын мой, купец Герасим Мурашов, притесняя жилицу свою Анну Андреевну, ибо я внутренно и иногда наружно побеждаюсь жадностию, жестокостию и придирчивостию, злобою к своим жильцам. Боже мой! Жадность, сластолюбие и сребролюбие разрывает узы родства и союз веры, уничтожает братство, поселяет в сердцах холодность, отчуждение, злобу, зависть, братоненавидение! Боже! Помилуй нас! Господи! Смягчи жестокое сердце духовного сына моего Герасима! Всех нас одинаково пожирают грехи и страсти, и все мы достойны сожаления, а не презрения взаимного. Если брат на твой привет неприветливо ответил тебе, не озлобляйся на него, как это бывает с тобою, и не считай его гордым, но войди в свое сердце и спроси себя: с подобающею ли любовию и смирением сам ты обошелся с ним, и если найдешь, что нет, то внутренно раскайся в своей к нему неискренности и скажи себе: я достоин был холодного обращения со мною брата потому, что я сам неискренно обошелся с ним. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними [ Лк. 6, 31 ]. 26 сентября 1870 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Другой основной пункт находим в молитве Господней: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Именно обращаясь к Отцу, мы можем обрести прощение – и научиться прощать. Именно на кресте Иисус просит Отца простить палачей. Не Сам Он прощает, но Отец. Как говорит Евангелие от Матфея: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ), а Евангелие от Луки: «Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). Можно сказать, что высший источник прощения – это Отец, потому что все мы Его дети. Все мы призваны стать Его детьми, а это братство может утвердиться лишь через прощение. Зародыш зла в сердцах В свете нового закона должны быть пересмотрены обычные понятия: «брат» и «ближний», «соперник» и «враг». Между ними нет перегородок, одно переходит в другое. Закон греха распространяется по всей земле, словно гангрена. От начала он проникает в самое нутро сердца человеческого, разбивая его целостность, внутреннее единство. Человек разлучён, разобщён с самим собою, с Богом, с братьями. Он становиться врагом себе самому, Богу, братьям. Истории Каина и Авеля, Иосифа и его братьев показывают, каковы все наши братские, естественные отношения. Ещё прежде, чем Каин убил Авеля, прародительский грех внедрил в человеческие отношения неприязнь – зародыш всеобщей вражды. Естественные дружба и любовь, родительские, братские, супружеские чувства скрывают порою за приветливым лицом упорную ненависть и зависть. Вспомните слова Господни о побелённых снаружи гробах ( Мф. 23:27 ). Эти слова касаются не одних только тогдашних фарисеев. Сражение с врагом За тайной зла и ненависти просматривается тень Супостата, Сатаны – что по-еврейски и означает «супостат, противник». Он-то и олицетворяет ненависть, он враг по преимуществу, враг людям и Богу. Он вливает зло в сердца. «Пришёл враг... и посеял между пшеницею плевелы» ( Мф. 13:25 ). Иисус противостоит его могуществу и сражается с ним на протяжении всего Своего земного пути – от Вифлеема и искушений в пустыне до Голгофы. Он предаёт это могущество смерти через Свою крестную смерть: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10:18 ); «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин. 12:31 ). Апостол Павел, приступая уже к богословским размышлениям, говорит: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею... устрояя мир... посредством креста, убив вражду на нём» ( Еф. 2, 1416 ). «Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» ( Рим. 5:8 ). Это коренной переворот в отношениях. Иисус не ждёт, чтобы мы пришли к нему. Так как мы ещё грешники, «под гневом Божиим», враги Богу, изнемогающие под бременем, Иисус приходит к нам. Его посылает Отец. Ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» ( Ин. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010