Желание какого- либо греха рассматривается в Ефес. 4, 27 , как «давание места диаволу»: «не давайте места диаволу ». Борьба христианина с внешним и внутренним миром есть «сражение против бесовских сил» Ефес. 6, 11 : «облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против, начальств, против, властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». В 1Солун. 3, 5 говорится: «я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель», в Римл. 7. 8 : «грех... произвёл во мне всякое пожелание». Искушение искусителя, по приведённому месту из послания к Солунянам, состоит в возбуждении злых пожеланий, – стало быть в местах из послания к Римлянам «греху» приписывается та же деятельность, что и демонскому искусителю. В 2Кор. 4, 4 говорится; «для неверующих бог века сего ослепил умы». Эта деятельность в Римл. 7, 11 приписывается «греху»: «грех обольстил меня». По Рим. 8, 3 грех осуждается во плоти Богом, который послал Сына своего во плоти: «осудил грех во плоти». То же говорится в Колос. 2, 15 , под образом совлечения с демонских сил их права и их силы: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними собою». Этот грех теперь есть грех не человека, но личная греховная сила, отличная от него, – царство демонов, которое неприязненно воюет против человека и желает поработить его себе. Он есть то, что живёт во плоти человека и что делает эту плоть, в себе безличную и безвольную существом волящим и саможивым, противоборствующим жизни человека Ефес. 2, 2. 3 : «вы некогда жили по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, – духа, действующего в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов». Это желание плоти есть то же, что желание диавола в 2Тим. 2, 26 : «они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю». Теперь мы достаточно констатировали, что под грехом, живущим во плоти, разумеется личная демонская сила зла, которая обнаруживается в нашей плоти присутствующей и действующей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чтобы мы никогда не крестились машинально 26.09.2014 490 Время на чтение 6 минут 27 сентября Церковь совершает празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На наши вопросы о Кресте, о том, как присутствует этот святой знак в нашей жизни, чем должно стать для нас крестное знамение, отвечает протоиерей Сергий Ксенофонтов, клирик Духосошественского кафедрального собора в Саратове. -Отец Сергий, что греха таить, мы очень часто крестимся машинально. Или только потому, что в этот момент службы положено перекреститься, или потому, что испугались чего-то. Очень часто бывает так, что человек, пришедший в храм, просто не знает еще толком, что здесь делать, не умеет внутренне присоединяться к богослужению, и от этой растерянности то и дело бестолково крестится. И на самом деле, что должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением? -К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это - высочайшее средство изменения духовной жизни. Крестное знамение - это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту - «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» - говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата». О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11-13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели. Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить - нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Знамя это – Христос. Предречена около него жестокая брань, будет оно спорным, из-за него будут бороться: одни – по желанию его унизить, другие – из желания его прославить и сделать основой жизни. Но исход борьбы виден в веках минувших, предуказан и в веках грядущих: Христос – Победитель смерти и ада, Победитель зла. За Него идём против греховного и блудного и богоборного Вавилона, Им освящаемся, Им укрепляемся. Будет наша победа во Христе! Он идёт, Он близь, Он с нами. Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Русские люди! Верные Богу, присяге, Царю, закону и родине! Против стен Вавилона поднимите ваши знамёна! Аминь. Борьба христианина 45 Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо ( Лк. 2:34 ). Когда предызбранный в предвечном совете для искупления первородного греха мироздания кроткий Примиритель наш воплотился на земле, Он, во исполнение закона Отца Своего, принесён был в храм. Здесь встретил Его вдохновенный от Духа Божия старец. Радостно забилось старческое сердце при виде Искупителя мира, заблистали упованием его очи, узревшие на пороге вечности славу Израиля, свет языком – грядущее спасение миру. Словами мира и отпущения, соделавшимися высокой, умилительно-трогательной молитвой миллионов верующих сердец на все века, приветствовал старец пришедшего в грешный и гибнущий мир Христа, имеющего примирить и соединить Бога и людей, землю и Небо. Но что это мы слышим из уст его непосредственно после слов вдохновенной молитвы мира? Что это видит старец пророческим взором в грядущих веках? Видит он: се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо. Видит он: вокруг кроткого Царя мира и любви закипит жестокая брань; Сам Спаситель обратится в знамение пререкаемое, – в спорное знамя, около которого будет происходить самое жаркое сражение, и многие будут падать, и многие – восставать... Позднее и Сам Иисус Христос образно и выразительно говорил ученикам Своим: «Думаете ли вы, что Я принёс мир на землю? Огонь пришёл Я низвести; не мир Я принёс, но разделение» ( Лк. 12:49–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И в особенности заметно теперь, что взамен христианской любви и благожелательства врагами Христовой веры в народных массах усердно насаждаются зависть и зложелательство. А «завистливое око» Самим Спасителем причислено к роду тяжелых грехов. Да по существу своему зависть и невозможна для христиански настроенных людей. Ведь в каждой хорошей семье – внутри ее зависти быть не может, и все члены этой семьи радуются (а не завидуют) успеху кого-либо одного из них. Тоже должно быть во взаимных отношениях всех христиан – как детей одного любящего Небесного Отца. И поэтому, ап. Павел призывает нас не только плакать с плачущими, но и радоваться с радующимися – в противоположность тем, кто завидует успехам других. А для того, чтобы освобождаться от чувства зависти, – нужно помнить то, что в основе этого греховного чувства лежит наше тщеславие и эгоистическое соперничество. Обычно люди в своем эгоизме боятся, что их «не признают,» не отдадут должного, других поставят выше и т. д. Христианин же боится обратного – боится того, чтобы себя не поставить выше других, не обидеть их.    Наряду с завистью, сильным врагом добрых отношений между людьми является еще различного рода злоречье – лживые речи, ссоры и брань. И странно: люди настолько отупели и ослепли, что все эти грехи считают ни за что, и постоянно согрешая злоречием, этого уже и не замечают. А вот как говорит апостол Иаков о грехах языка: «Посмотри, небольшой огонь так много вещества зажигает; и язык – огонь, прикраса неправды... это – неудержимое зло; он исполнен смертоноснаго яда...» И в другом месте он говорит: «Если кто... думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие...» А Сам Господь прямо говорил: «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься...» Так опасны грехи слова!    Но самым отвратительным из всех грехов» злоречия нужно, безусловно, признать позорную и отвратительную привычку к непечатной брани – которой подвержены многие русские люди. Какой это стыд, какой позор, какое надругательство над чистотой и целомудрием, которых ждет от нас и заповедал нам Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Император Никифор Фока (963–969 гг.) «задумал издать закон, чтобы тех воинов, которые погибли на войне, причислять к лику святых только за то, что пали на войне, не принимая во внимание ничего иного. Он принуждал Патриарха и епископов принять это как догмат. Патриарх и епископы, храбро оказав противодействие, удержали императора от этого намерения, делая упор на канон Василия Великого , который гласит, что воин, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия» (Лев Диакон. История. М., 1988, сс. 118–119). Являются ли слова Иисуса Христа, о том, что Он принес не мир, но меч, своего рода благословением на войну? Это метафора . В христианстве, начиная с апостольских времен, воинское служение использовалось как метафора той духовной борьбы , которую должен вести каждый христианин. Воинами Христовыми, в особом значении слова, христиане называются в связи с тем, что ведут борьбу с силами зла. Вот как пишет об этом апостол Павел: « Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной » ( Еф.6:12 ). « Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие » ( Еф.6:14-17 ). Слова Спасителя о том, что Он пришел принести « на землю… не мир… но меч » ( Мф.10:34 ), не противоречат тому факту, что нормой отношения между людьми Он называет любовь, однако подчеркивают, что Его последователям придется вести острейшую борьбу со злом, чем, собственно, и занимается Вселенская Православная Церковь . До скончания века, пока мир лежит во зле, Земная Церковь пребудет Церковью воинствующей (со злом). Небесная же Церковь именуется Торжествующей. Бывают ли справедливые войны? «Справедливые» и «несправедливые» войны – оценочные понятия, которые могут меняться в обществе зависимости от нравственного уровня людей, пропаганды и т.п. Та война, которая сегодня большинству кажется справедливой, завтра может быть осмыслена противоположно. Опять же, воюя, одна из сторон может действовать несправедливо, тогда как другая – справедливо, но чаще всего каждая из сторон воюет, нарушая нормы справедливости.

http://azbyka.ru/vojna

Иначе у некоторых возникает страсть к поиску и обличению «врагов веры» – прежде всего в самой Церкви. Подобные обличения нередко высказываются в адрес Священноначалия. Это свидетельствует об искажении церковного сознания, о непонимании богословского смысла епископского служения, о чем было сказано в одобренном Св. Синодом итоговом документе расширенного заседания Синодальной Богословской комиссии 2001 года: «Вызывает особую обеспокоенность тот факт, что многие клирики дерзают действовать без благословения Священноначалия, а порой – в прямом противоречии с той позицией, которая открыто и недвусмысленно была выражена правящими архиереями и высшей церковной властью в лице Архиерейского Собора, Священного Синода и Святейшего Патриарха… Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, " все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8)». В этой связи важно обратить внимание на другую характерную особенность внутрицерковного радикализма – пафос борьбы с оппонентами, которая неправомерно отождествляется с «духовной бранью». Это не что иное, как подмена понятий, ибо забывается истинный смысл духовного противостояния христианина богопротивным силам. Стояние в истине – это прежде всего аскетическая добродетель, требующая постоянного трезвения, непрестанного молитвенного усилия и истинного смирения. В то же время стояние в вере невозможно без благодатного вспомоществования Божия. Об этом ясно говорит Апостол: «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Всякою молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф 6;12-18).

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

К любви Божией влечет нас Тот, Кто Свои руки распростер на Кресте. Но на пути к ней встречаемся мы с гордым насильником, князем мира сего. Сей князь отпал от Света Истины, но ум его по природе своей — космический. «Ум с умом борется... наш ум — с умом врага», — говорил Старец Силуан. Сами мы не в силах победить врага, но, следуя за Христом, — можем и мы. «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу... Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:2728, 33). Нам предлежит великая брань, чтобы победить «космос» (по-русски «мир»). Победители во Христе становятся сверхкосмическими. Сопротивный представит нам свои «глубины и высоты», великолепие своих переживаний, например, славы или власти над братьями, величие и услаждение земными богатствами; свои созерцания сверхбытийного Абсолюта. И если мы отказываемся, он подвергнет нас и болезням, и нищете, и гонениям, и страху даже до смерти. Дерзаю действительно сказать, что христианину раскрываются бездны мироздания глубже, чем кому бы то ни было иному; что возводится он в область Света, неприступного для избравших иные пути (ср.: 1 Кор. 2:1516). Вера во Христа Богочеловека дает нам опыт состояний, которых не может дать тварь. И так совмещение в Лице Логоса — и безначального Божества, и человечества-твари — является для меня основой жизни вообще. Через Него я воистину живу Бога Живого, через Него же я познаю человека в последних, доступных ему возможностях. Догмат о Христе в двух естествах при единой Ипостаси составляет для меня крепкий фундамент, на котором строится все здание моего временного и вечного бытия. Это вовсе не есть некая отвлеченность академического характера; это путеводная звезда; источник вдохновения; достоверное знание: разумение стоящей пред нами идеи Бога, Творца нашего, о нас; откровение тайны, необходимое для моего спасения. Есть параллель между Творцом и человеком-тварью. Если бы «образ» не был соизмерим с Первообразом, то невозможным было бы вочеловечение Бога. Сей акт реализуется через совмещение в единой Ипостаси Логоса двух естеств. Подобно сему тварная человеческая ипостась наделена способностью воспринять не Сущность, не безначальную Натуру Бога, но Акт Божественной жизни. Тварь не становится единосущною Творцу, но по содержанию жизни во Свете Божества уподобляется Богу до тожества: становится богочеловеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3950...

" Как возможно,-говорил я,-чтобы человек так скоро и вполне оставил то, с чем он родился и что от долговременной привычки стало его второй природой " . ...Так думал я про себя, потому что тогда сам был пленен заблуждениями прежней жизни, от которых не видел возможности освободиться,-был предан порокам и, отчаявшись, считал свою гибель естественной и необходимой. Но после того, как я омылся в бане возрождения от нечистого прошедшего и в очищенную душу излился новый чистый свет,- после того, как я воспринял свыше Духа и стал новым человеком, непостижимым образом сомнительное стало для меня верным, закрытое-открытым, темное-ясным, я получил силу к тому, что прежде считал трудным и неисполнимым. Святитель Киприан Карфагенский (113, 493). Когда я был молод, рассказывал авва Андрей, я вел себя беспорядочно. Началась брань и беспорядки-и вот я вместе с девятью другими бежал в Палестину. В пустыне один из наших спутников, еврей, ослабел до полного изнеможения и все мы пали духом, не зная, как с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере сил нес его на себе. Мы хотели донести его до города или до пристани, чтобы не дать ему умереть в пустыне. Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления близок был к смерти... У него не было сил даже на то, чтобы его несли другие... Тогда, пролив над ним слезы, мы решились оставить его в пустыне... Страх напал на нас, как бы и самим не умереть от жажды. Увидев, что мы собираемся уйти, он начал заклинать нас: " Во имя Божие, не дайте мне умереть иудеем... Окрестите меня, чтобы мне христианином окончить жизнь и отойти к Господу " ... " Брат,-сказали мы,-увы, нам этого сделать нельзя: мы-миряне, а это-дело епископов и священников. Да и воды здесь негде взять " ... Но он неотступно со слезами заклинал нас крестить его перед смертью. Мы были в величайшем затруднении. Тогда один из нас, как бы вдохновленный свыше, сказал: " Поднимите его и разденьте! " . С большим трудом поставив его на ноги, мы сняли с него одежду. Наполнив руки песком, наш друг три раза посыпал его еврею на голову со словами: " Крещается раб Божий Феодор во Имя Отца и Сына и Святого Духа " , а мы на каждое призывание Святой Троицы возглашали: " Аминь " . И клянусь, братие: Христос, Сын Бога Живого, исцелил и так укрепил немощного, что в нем не осталось ни малейшего признака слабости; воспрянув духом и исполненный сил, он бодро пошел впереди нас по пустыне. Придя в Аскалон, мы рассказали все, что произошло с братом на пути, епископу города, блаженному Дионисию. Святой муж, выслушав рассказ, был поражен необыкновенным знамением. Луг духовный (75, 206-208). Крещение- завет с Богом о жизни по воле Его Хотя крещение и... умертвило для греха крещаемого, но далее он должен постоянно и со всем прилежанием совершенствоваться, так чтобы не слушаться греха, что бы он ни приказал нам, и оставаться неподвижным (на зло), подобно мертвецу (43, 599).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Конструктивная критика, которая способствует церковному благовестию, приносит добрый плод, а не отталкивает тех, кто не не умеет разделять божественное и человеческое в церкви. Своевременная, здравая конструктивная (даже недоброжелательная) критика может служить к пользе Церкви, способствуя улучшению внутрицерковной жизни (подобно тому, как во времена Ветхого Завета критика со стороны Божьих пророков способствовала поддержанию благочестия в среде Израильского народа). В деле критики важен духовно-нравственный уровень тех, кто критикует. Предвзятая, огульная критика Церкви вызывает соблазны среди людей и служит к пагубе самих критиков. Наряду с теми, для кого Церковь – это мать, встречаются люди, пытающиеся оправдать критикой своё церковное дезертирство, нарушение обетов, данных Богу. Таким образом, если автор погряз в негативе и ему нужна грязь ради грязи – то это одно, если же он ставит своей целью не просто рассказать как всё плохо, а старается добиться чего-то конкретного и предлагает и осуществляет практические шаги к этому – то это совсем другое. При этом сам автор должен быть в первую очередь примером исполнения заповедей, а уже во вторую – талантливым оратором или журналистом Как христианину реагировать на критику церкви? «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» ( Исх.22:28 ). «Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» ( Деян.23:5 ). «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» ( 1Тим.5:19 ). «Важно, кем и когда, в каких обстоятельствах высказывается критика в адрес Церкви. Потому что одно дело – матерная брань пьяного, озлобленного человека (да и то еще надо посмотреть, что за человек, потому что иной матерщинник может через секунду залиться слезами горького и искреннего сокрушения), а другое – мать, потерявшая сына, с болью пришедшая в храм и столкнувшаяся с равнодушным и грубым отношением… Третье дело – это когда разумный и внимательный человек видит несовершенство или даже зло, которое, как ему кажется, относится к Церкви, и начинает задавать справедливые вопросы. И таким примеров, самых разных – великое множество. Поэтому какого-то одного «рецепта» реакции на критику не может быть, кроме разве что одного: насколько возможно быть нам причастниками Духа Христова. То есть всегда, на всякое время и на всякий час просить Господа, чтобы Он Сам действовал через нас во славу Его имени и во благо Церкви. Ну а я лично в отношении «справедливого обличения» православных с последующим выводом о том, что нет правды в Церкви, всегда привожу слова апостола Павла: «Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» ( Рим.3:3–4 ). (священник Димитрий Шишкин) .

http://azbyka.ru/kritika-cerkvi

Короче, плотское рождение склоняет человека к самолюбию, исполнению своей воли и угождению самому себе, а духовное – к боголюбию, к послушанию Богу и исполнению воли Божией, и от всего того отводит, что воле Божией противно. Такая брань совершается в одном и том же христианине. Это есть всегдашнее сражение между плотью и духом, ибо плоть же лает противного духу, а дух – противного плоти. В этом состоит христианский подвиг, в котором должно нам до конца жизни подвизаться, плоть духу покорять, и делать не то, что хотели бы ( Гал. 5, 17 ), а что воля Божия, закон Божий и новое рождение от нас требует. Это означает распинать плоть со страстями и похотями ( Гал. 5, 24 ), удаляться от плотских похотей, восстающих на душу ( 1Пет. 2, 11 ), попечения о плоти не превращать в похоти ( Рим. 13, 14 ), отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового чело века, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4, 22–24 ). Это означает духом умерщвлять дела плотские ( Рим. 8, 13 ), не исполнять вожделений плоти ( Гал. 5, 16 ), жить не по плоти, но по духу ( Рим. 8, 1, 4 ), не для себя жить, но для умершего и воскресшего Христа ( 2Кор. 5, 15 ). Ибо в возрожденном христианине как два рождения, так и два человека со своими свойствами имеются: ветхий и новый. Ветхий свое злое свойство показывает и склоняет христианина ко злу и всякому греху, как выше сказано, новый же свое доброе свойство являет и побуждает человекахристианина к добру. Христианин, если хочет новое рождение сохранить и быть истинным христианином, то должен ветхого человека не слушать, деяний его не творить, и так от всякого зла уклоняться, а следовать свойствам нового рождения, нового человека, и так ко всякому доброму делу прилежать. Всякому, кто хочет спастись, надобно подвизаться. Следовательно, худо некоторые из любящих похоти думают и баснословят, будто бы одним монахам и прочим безбрачным надлежит умерщвление плоти. Апостолы святые об этом писали ко всем, брачным и безбрачным, и под умерщвлением плоти разумеется не только умерщвление похоти блудной, что особенно безбрачным надлежит, но и прочих стремлений страстных, как-то: гнева, злобы, зависти, сребролюбия гордости, мщения, злоречия, и прочего. Ибо все это зло – плод плоти нашей, как из пятой главы Послания к Галатам видно, где плотские дела апостолом перечисляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010