Христианин – духовный воин В Послании к Ефесянам апостол Павел приводит целый абзац с воинской терминологией. Вот он: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы (κρτος – potentia) Его. Облекайтесь во всеоружие (πανοπλα) Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Потому что наша брань (πλη) не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие (πανοπλα) Божие, дабы вы могли противостоять (νθστημι) в день злый и, все преодолев, устоять (στημι). Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню (θραξ) праведности и обув ноги в готовность благовествовать миру; а паче всего возьмите щит (θυρες) веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы (βλος) лукавого; и шлем (περικεφαλα) спасения возьмите, и меч (μχαιρα) духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6.10-17). А во втором послании к Тимофею он прямо призывает последнего быть как «добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2.3). У священномученика Игнатия Богоносца та же воинская терминология: быть христианином значит «воинствовать». Он обращается к пастве словами: «Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами как щит, вера – как шлем, любовь – как копье, терпение – как полное вооружение» . Тертуллиан в первой «Апологии» говорит, что христиане собираются для общей молитвы, чтобы окружить Бога «как бы войском» собранном в одном месте (manu facta), и эта сила угодна Богу (haec vis deo grata est)» .      У Оригена термин «христианин» отождествляется с термином «воин»: «Доблестным Христовым воинам надлежит всячески подвизаться за истину и, насколько возможно, никоим образом не допускать входа ложного убеждения» . А сама Церковь отождествляется с воинством Божиим, расположенным в своем стане. Так, святитель Лев Великий в толковании на Второе послание к Тимофею говорит: «Тому, кто был причислен к Божьему воинству, надлежит быть свободным от прочего, чтобы он не отвлекался никакими узами необходимости от Господнего стана, к которому приписано его имя» .

http://bogoslov.ru/article/6194948

11 . Так они научаются изрядной добродетели терпения, которая нужна к спасению и которой невозможно научиться без скорби и искушения, ибо от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает ( Рим. 5, 3–5 )... Избирай, христианин, или с миром здесь веселиться и вечно страдать; или со Христом крест нести и вечно с Ним царствовать. Когда Бог посылает тебе напасть, скорбь и печаль, то хочет исправить тебя и сотворить тебя деревом плодовитым. Потерпи Господа твоего, как терпишь врача, лечащего тебя горьким лекарством. Горькое лекарство – для плоти скорбь и печаль, но им душа больная исцеляется. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа ( Пс. 26, 14 ). Бог попускает скорби благочестивым, но попускает в такой мере, в какой они могут понести, и попускает на великую пользу для них, и не оставляет их, как чад Своих, без утешения, которое бывает для них, как прохлаждение во время зноя. Действительно, много скорбей у праведных ( Пс. 33, 20 ). Но у нечестивых намного больше и тем более ввиду вечного их мучения во аде. Хотя они и свирепствуют здесь, но там будут вкушать плоды гордости и нечестия своего. Но и здесь они во всяком беспокойстве и мятеже живут: друг у друга отнимают, друг друга лишают, друг на друга жалуются, поносят и ругают, и хитросплетенными и язвительными жалобами суды наполняют. Чего в таких случаях и обстоятельствах ожидать, кроме смущения и беспокойства? А если в совесть их посмотреть, что иное там делается, как только непрестанный суд, осуждение, мятеж и мучение? Злая совесть больше всякой скорби оскорбляет и больше всякого мучителя мучит человека. Цветут внешне нечестивые в своем благополучии, но внутри они, как цветы червивые. Напротив, благочестивые хотя внешне и беспокоятся, но внутри покойны, мирны и тихи. И здесь утешаются, и в будущем веке преизобильно и вечно утешатся. Предсказана христианам скорбь, чтобы христиане были готовы к терпению скорби. Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению ( Сир. 2, 1 ). Нечего христианам о золотых днях мечтать и их ожидать. Скорбь им предсказана – и видим это. От кого же христианам скорбь терпеть? Гонение от мучителей-язычников прекратилось, христиане живут между христианами. Действительно, явных гонителей и мучителей не стало, и слава Богу! Но диавол, первейший мучитель, по-прежнему непрестанно воздвигает гонение на благочестивых, по Писанию: и рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа ( Откр. 12, 17 ). Вот первейший мучитель христианский!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

12) О борьбе со злыми духами Еф.6:10–12 . «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Объясн. Христианину предлежит бороться не только с трудностями, которые зависят от слабости и испорченности нашей природы, но и с действительными врагами – злыми духами, а потому необходимо ему иметь и орудия, которые должны быть не плотские, но сильные на разрушение твердынь: 2Кор.10:4–5 . Злые духи называются мироправителями не потому, что им дана власть над миром вообще; но потому, что всё злое в мире, все злые люди творят волю их: Ин.8:44 ; 1Ин.3:8 . Откр.12:11–12 . «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошёл дьявол в сильной ярости, зная, что не много ему остаётся времени». Объясн. До Христа дьявол имел ещё некоторую власть не только на земле, но и на небе. Первым пришествием Господа сатана прогнан с неба: Лк.10:18 ; до начала 1000-летнего царства он имеет поприщем деятельности своей – землю. В продолжение 1000-летнего царства (третий период) обольститель связывается и низвергается с земли в бездну: Откр.20:1–3 , как некогда был свергнут с неба на землю. Затем, после кратковременного освобождения из бездны, он получит окончательный суд и ввергнется уже в геенну огненную: Откр.20:7–10 ; Мф.25:41 ; 1Кор.6:3 . 13) О ветхом и новом человеке Еф.4:22–24 . «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Объясн. Ветхий и новый человек суть два противоположных состояния человека, сначала находившегося под грехом и истлевшего в похотях, а потом возродившегося духом, начавшего жизнь в правде и преподобии истины: Рим.6:6 . Блаж. Иероним говорит, что облечься в нового человека есть облечься в Иисуса Христа: Рим.13:14 , ибо Он есть истинно новый человек. Тот облёкся в нового человека, кто может говорить с апостолом: «не я живу, но живёт во мне Христос»: Гал.2:20 ; 1Кор.11:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, 2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. 1–2. Итак, как Христос пострадал и проч.: апостол таким образом снова возвращается к мысли о страданиях Христовых ( 1Пет. 3:18 ), чтобы на ней основать новые наставления нравственные христианам, обнаруживая тем, что как предшествующее, так и дальнейшее развитие наставлений исходит из мысли о страданиях Христовых. – Плотию: слово плоть берется здесь в том же смысле, как и 1Пет. 3:18 , – в смысле вообще телесного состава человека, на который простиралась смерть Христова ( 1Пет. 3:18 ), окончившая Его страдания за нас, то есть не за обращенных только ко Христу, но и за весь род человеческий. – Вооружитесь тою же мыслию: то есть мыслию о страданиях; будьте готовы к перенесению страданий за Христа, как Он пострадал за нас, и переносите их, если Богу благоугодно будет послать их на вас; ученик да уподобляется Учителю. – Вооружитесь: слово указывает на борьбу, на брань, конечно – с искушением от противоположной мысли, влекущей грешного человека, которому тяжки страдания, к тому, чтобы избегать страданий так или иначе; потому действительно надобно именно вооружаться мыслию о страданиях Христовых, чтобы победить мысль об избежании страданий. – Ибо страдающий (точнее – пострадавший) плотию перестает (точнее – перестал) грешить: по видимому это – общая мысль, смысл которой тот, что страдания телесные ослабляют силу и действие греховности человеческой и содействуют прекращению греха, что страдающий меньше грешит, перестает грешить по крайней мере в той мере, в какой грешил, не страдая. Но эта мысль слишком сильно, решительно и безусловно выражена, особенно в подлиннике, так что невольно заставляет искать более определительного смысла, каковой и можно находить при снесении рассматриваемого изречения с подобными у святого апостола Павла. По учению его, человек, обращающийся ко Христу верою в Его искупительную крестную смерть, распинается с Ним и крещением в смерть Христову погребается с Ним, а умерший свободен от греха, и потому христианин должен почитать себя мертвым для греха в том смысле, что грех уже не должен над ним господствовать и он не должен быть рабом греха ( Рим. 6:1–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

229 В Первом Послании Петра упоминаются «Ангелы и Власти и Силы», покорившиеся Христу после Его восшествия на небеса ( 1Пет. 3:22 ). В Послании к Ефесянам Павел говорит о том, что Бог посадил Христа «одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф. 1:20–21 ). Почему Павел посчитал нужным упомянуть об ангельских силах в рассматриваемом тексте из Послания к Римлянам? Каким образом ангелы могут отлучить человека от любви ко Христу? Древние толкователи понимали это место в том смысле, что имеются в виду не только ангельские, но и демонические силы: И высота, и глубина сражаются с нами. Как Давид говорит: «Многие воюют со мной с высоты», 230 без сомнения, когда на него нападали духи злобы с небес. И как еще он говорит: «Из глубины взываю к Тебе, Господи», когда против него сражались духи гееннские и заточенные в преисподней. 231 Часто праздное любопытство к вещам, которые не могут быть познаны, будь то на небе или в преисподней, отделяет от Бога, если только не восторжествует любовь. Ибо любовь зовет к духовному не через внешнюю суету, но через внутреннего человека. 232 В подтверждение такого толкования можно указать на то, что термин «начала», или «начальства» (ρχα), Павел в другом месте употребляет по отношению к демоническим силам: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств (πρς τς ρχς), против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:11–12 ). Можно также вспомнить слова из Послания к Галатам: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Вряд ли Павел предполагал, что ангел с неба может проповедовать что-то противное тому Евангелию, которое он проповедовал. Упоминание здесь об ангеле является скорее фигурой речи. Точно так же дело обстоит в Послании к Римлянам, где Павел говорит, что не только земная тварь, но даже ангелы небесные не могут отлучить христианина от любви ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

—383— любовь постигается только любовью, живой и действенной, которая развивается и крепнет по мере принесенных жертв. Откровение делается доступным нам только тогда, когда мы носим его в душе, как предощущение, когда раскрываем его, как родную стихию. По мере религиозно-нравственного совершенства, все более и более просветлевает образ Божий в человеке. Когда же кончается брань духа с плотью, борьба истины со страстями, в таинственном святилище его духа восходит светлое солнце истины и лучами своими озаряет темный, плотский горизонт, давая человеку сокровище, которого ни червь не точит, ни ржа не ест, ни тать не похищает. Разумеется, путь религиозно-нравственного развития полон лишений, самоограничений, страданий, жертв. Но без борьбы нет жизни, нет движения. И посмотрите, с каким героизмом избранники Божии приобретали премудрость, окрылявшую их дух и сообщавшую гармоническую полноту их жизни. «Иные замучены были; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались пытке; умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:35–38 ). Мудрые, как змии, и кроткие, как голуби, они жертвами, борьбой, трудами, лишениями созидали в себе внутреннего человека по вековечному идеалу Божественной Премудрости. Они умерли для земли. Но над их священными гробницами совершается торжество примирения. Человечество благословляет их память и дивной повестью об их страданиях не возмущается против жизни, но в умилении сердечном мирится с нею и укрепляется в силе бороться с препятствиями на пути к достижению совершенства. Христианин, воплотивший в себе идеал совершенства и живущий Богоподобной стороною своего существа, свободен и властвует над жизнью. Он может воспринять в себя всю мудрость земную и озарить ее светом, исходящим из глубин его просветленного духа. Премудрость Божественная не только не изгоняет из жизни мудрости земной, но если она проникнута вековечными идеалами От-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Отсюда бывает в одном и том же христианине истинном брань между плотью и духом, между злонравием ветхого и добронравием нового человека, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5:17). 4) Видно еще отсюда, что злонравие и беззаконное житие противно вере христианской, и потому в ком оно имеется, в том нет веры, хотя и исповедует Христа и христианином именуется. Блуд и всякая нечистота, хищение, воровство, клятвопреступление, неправда в судах и во всяком деле, пьянство, лесть, лукавство, ложь, злоба и прочее тому подобное изгоняют веру из сердца. Исповедание православной веры может быть в таких, ибо многие, и беззаконно живя, право мудрствуют о вере, многие из них и проповедуют веру, но все таковые не имеют сердечной веры, которая человека обновляет, из злонравного в добронравного переменяет и истинным христианином делает. Иное есть знание и исповедание веры, иное же есть сердечная вера, о чем выше в первой статье сказано. Глава 2. О любви ко Христу, Сыну Божию   Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. И ниже: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих, – говорит Христос. (Ин. 14:21, 23-24)   § 341. Само имя – Иисус, то есть Спаситель, привлекает сердца наши к любви своей, православный христианин! Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисусова, – проповедует апостол Его Петр (Деян. 4:12). Видел ты в предыдущей главе, чем мы сами по себе были и чем через Него стали. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу (Ис. 53:6). Он нас, как Пастырь добрый, взыскал, и взяв на плечи Свои, к Небесному Своему Отцу принес (Лк. 15:5). Все мы, как путники, дьяволом, как разбойником, обнажены и смертоносною уязвлены были раною. Он к нам, таким бедным, милосердием Своим преклонился, и к лежащим склонился, сделался ближним нашим, милосердную руку помощи Своей простер к нам, и лежащих восставил, и уязвленных елеем милости Своей исцелил (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

41. Не касайтесь языком своим чести ближнего, но свой язык употребляйте только на славословие Божие и на чью-либо пользу и назидание. А захотите злоречить, то вспомните грехи, сделанные вами от юности, и порицайте себя за то, что сделали их. 42. Не тяготитесь жизнью: она несносна только для злочестивых, а кто верует в Господа Иисуса Христа, уповает на Него, любит Его, для того она всегда сносна. 43. Жизнь нам дана только для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали вечного царства указанным в Евангелии тесным путем, а не для того, чтобы веселиться в ней: «блажени плачущие ныне», а не смеющиеся. 44. Смирение получило свое начало от смирившегося Господа Иисуса и есть венец и красота всех добродетелей. Что засохшей земле дождь, то человеческой душе смирение. 45. Смирение есть такая добродетель, которой любуется Сам Бог: «На кого воззрю? – говорит Он: – токмо на кроткого, смиренного и трепещущего словес моих». 46. Но в чем состоит смирение? По моему мнению, оно состоит в том, что человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не оскорбляет, не осуждает, внимает лишь себе и не ищет богатства, ни славы, ни похвалы, ни чести, считая себя вовсе того недостойным, мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслуживающим это, со всеми обращается радушно, всякому с любовью готов служить, не видит своих добрых дел и не говорит о них без нужды. Подобного смирения испрашиваю вам у Господа Бога, чада мои, потому что оно не только избавит вас от греха, но и приведет в любовь к тому, Кто смирил Себя до смерти. 47. Любовь покрывает множество грехов. Если вы будете печальным утешение, несчастным облегчением, бедному помощию, сироте отцом и матерью, больному упокоением, слуге милостивым, заблудшему руководителем ко спасению и всякому христианину усердным по возможности служителем: то за такую любовь вашу к меньшим братиям и членам Господа нашего Иисуса Христа не только изгладятся грехи ваши, но и узрите Господа лицом к лицу и возрадуетесь во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

5 отрицательных итогов Великого поста Мы не побеждаем духовные болезни, а кусок колбасы – преграда в отношениях 6 апреля, 2017 Мы не побеждаем духовные болезни, а кусок колбасы – преграда в отношениях Отстранение от ближних под видом духовной работы и другие антиитоги поста – в размышлениях священника Евгения Дорофеева. Священник Евгений Дорофеев Изменение самого себя, внутреннее преображение, жизнь по Евангелию – все это и есть подлинное христианское делание. Стяжание Духа Святого, как указал нам преподобный Серафим Саровский, есть главная цель жизни христианина. Под стяжанием Духа Святого понимается единение человека и Бога, значит, нам необходимо уподобиться Богочеловеку Христу, который и имел в себе подлинное единение Божественного и человеческого. Для достижения этих высот Церковь предлагает многочисленные средства, отработанные веками. Однако при неправильном понимании их сути они из средств превращаются в цели. Неумение и нежелание разграничить цели и средства и есть одна из причин отсутствия всякого внутреннего преобразования. Начинать нужно не с отказа от шашлыка Человек уверен, что неупотребление в пищу мяса и молока – и есть собственно пост. Эта история про то, как второстепенное стало главным и средство заменило цель. Мы ведь не вегетарианцы, мы христиане. Нам необходимо помнить, что пост – это прежде всего духовное делание: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Мы не считаем, что мясо как-то духовно неполноценно по сравнению с тем же укропом и, вкушая его, можно умалить нашу праведность. Отнюдь! Такие взгляды присутствуют в христианстве, но они имеют не христианское происхождение (манихейское, гностическое или восточное). «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Иоанн Златоуст замену мяса рыбой объяснял не чем иным, как дешевизной рыбы, а не каким-либо более высоким духовным состоянием рыбной плоти.

http://pravmir.ru/5-otritsatelnyih-itogo...

   Вторым искушением ко греху бывают соблазны от греховного мира, от общения с людьми грешными и развращенными.    Третьим источником грехопадения является диавол. Он наводит на душу омрачение и, содержа ее как бы в каком опьянении, доводит до того, что она впадает в грех сначала в себе, а потом и вовне. Поэтому апостолы и увещают христиан бодрствовать и храниться от искушений вражиих: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою» (1Пет.5:8—9); «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:10—12).    Причиной греха бывает также недоброе воспитание детей. Такие дети, придя в возраст, стремятся ко всякому злу. Все это происходит от небрежения родителей.    Также сильно влечет ко греху привычка человека: например, пьяницы всегда стремятся к пьянству, хищники — к хищению, блудники и прелюбодеи — к нечистоте, клеветники — к клевете и проч. Ибо привычка тянет их, как веревка, ко греху, и стремятся они к нему, как голодный к хлебу и жаждущий к воде.    Против всех этих причин греха христианину, желающему спастись, нужно твердо и мужественно подвизаться. Труден подвиг против этих противников, но нужен и весьма достохвален. «Многие подвизаются и побеждают людей, — говорит свт. Тихон Задонский, — но своих страстей пленниками и рабами делаются. Нет славнейшей победы, как самого себя и грех победить. Венец и торжество не бывает без победы, победа же не бывает без подвига против врагов».    Грех, который человеку, разумному созданию Божию, кажется таким привлекательным и сладостным, есть великое зло. И нет зла, нет несчастья, нет бедствия, которое было бы гибельнее греха.    И что может быть бедственнее греха, от которого все прочие бедствия? 1. Всяким грехом оскорбляется величествие Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010