Рассуди же, возлюбленный христианин, какое большее может быть утешение боголюбивой душе, чем Бога присутствующего иметь и на Него очами веры смотреть? А где Бог со Своим благодатным присутствием, там всякое утешение, радость и веселье. Почувствовал это Псалмопевец на себе: Я всегда с Тобою; Ты держал меня за правую руку, и советом Твоим наставлял меня, и со славою принял меня. Что для меня небо? и без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век (Пс. 72:23-26). Чувствовали мученики святые, и в самых жесточайших страданиях веселились, и над дьяволом и слугами его торжествовали. Чувствовали и все святые и всякие находящие скорби доблестно претерпевали. Чувствуют и ныне работающие Ему со страхом, и верою и любовью Ему прилепляющиеся, и потому всякую сладость и утеху мира сего, как гной, презирают и гнушаются, одним этим внутренним своим сокровищем довольствуясь и утешаясь. Глава 16. О победе христианской   Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (1 Ин. 5:4-5)   § 516. Победы без подвига, подвига без брани, брани без врагов не бывает. Христиан, рабов Христовых, общий и всегдашний враг есть дьявол с темным своим полчищем, демонами и служителями своими. Против этого врага им непрестанная брань и подвиг предлежит. Когда Израиль рукою крепкою и мышцею высокою избавился от рабства египетского, Фараон, египетский царь, с воинством своим гнался вслед его, желая его снова себе поработить. Так и за новым Израилем – христианами, которые есть духовные чада Авраамовы (Рим. 4:11; Гал. 3:17, 29), гоняется сатана со своим мрачным воинством, преследует избавившихся от темной власти и рабства силою Христовою, дабы их опять себе покорить. Израилю ветхозаветному, идущему в землю обетованную, многие враги препятствие чинили и не допускали до земли той. Так нового Израиля, христиан, старается не допустить тот же враг дьявол до небесного отечества, которое обещал Бог верующим во имя Его. С этим супостатом имеют христиане брань и подвиг всегдашний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Смотрю, к вечеру уже и приплыли денежки мне и еще что-то приплыло, во славу Божию». 293 Духовная борьба «Воинами будьте, но не рабами греха и страстей. Как страшно попасть в рабство диавольское!» 294 – так призывает схиархимандрит Зосима к борьбе своих чад в евангельском духе, как и апостол Павел, сравнивая христиан с воинами, ведущими духовную брань: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. 295 «И вас зовет Господь: будьте избранным стадом Божиим, отходите от греха, стремитесь исполнить заповеди. Будьте смиренные, кроткие, мирные. К чистоте жизни стремитесь». 296 «Бог любит чистоту», – написал в своей предсмертной записке отец Зосима, и это подтверждается словом Спасителя, заповедавшим явиться тому, кто чист сердцем: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. 297 Борьба в жизни христианина, ставшего на путь духовной жизни, неизбежна, иначе не было бы и награды за победу, не было бы святых. К совершенству и святости призваны все без исключения люди, но для этого необходимо мужественно, с Божией помощью готовиться к духовной брани: «Конечно, похоти будут брать нас. К чистой жизни нужно стремиться. Время сейчас спасать душу от тяжких времен и тяжких испытаний». 298 Как опытный монах, батюшка Зосима советует вооружиться терпением: «Учиться терпеть в наше время, крепко терпеть учиться. Научимся терпеть – легче будет нам нести наш жизненный крест».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Христу Богу, рожденному от Пречистой и Пренепорочной Девы и являющемуся источником всякой чистоты, мерзостен всякий блудник, и потому Он вооружается на него, как на Своего врага. «Плотские помышления, – по апостолу, – суть вражда против Бога» ( Рим. 8:7 ). Это значит, что человек, погрузивший свой ум в плотские сквернодействия и уже ни о чем ином не думающий, то есть мечтающий и желающий только плотской, греховной сласти, является великим врагом Богу. Поэтому Господь и вооружается на него, как на Своего врага: Ему необходимо отомстить за вражду такового. Вот мы слышим в Писании премудрого Соломона, как Премудрость хочет приготовиться на брань: «Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит – святость; строгий гнев Он изострит, как меч, то есть гнев Свой изострит, как меч» ( Прем. 5:17–20 ) (1). Кто-либо, быть может, скажет: какая Христу Богу обида от того, что кто-либо оскверняет свое тело блудным грехом? Поистине, великая обида, ибо тело христианина – это не его тело, но Христово, согласно написанному: «Вы – тело Христово, а порознь – члены». И еще: «И вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Не тленным серебром или золотом искуплены вы... но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Кор. 12:27, 6:9–20 ; 1Пет. 1:18–19 ). О христианин! Голова, которой ты помышляешь о плотском, не твоя, но Христова, и не подобает тебе Христовой головой помышлять о мерзком. Ноги, которыми ты спешишь к беззаконию, не твои, но Христовы, и не подобает тебе идти на беззаконие. Руки, которыми ты творишь скверное, не твои, но Христовы, и не подобает тебе делать скверное руками Христовыми. Все тело твое, которое ты через блудный грех делаешь скверным и смрадным, не твое, но Христово: «Вы – тело Христово», – и не подобает тебе тело Христово осквернять и посрамлять плотскими сладострастными делами, помимо законного супружества, ибо ты – дом Христов, согласно слову апостола: «храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор. 3:17 ). Если бы кто захотел выгнать своего господина из его собственного дома, не причинил ли бы ему великой обиды? Конечно, причинил бы, и господин, изгоняемый из своего дома, непременно взял бы меч или что-либо другое и начал брань против изгоняющего. Подобно тому и Христос Господь, Которого мы сами скверными нашими плотскими делами изгоняем из Его собственного дома, выкупленного Его Кровью, возьмет меч в Свои руки, чтобы отмстить нам за Свою обиду (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Действие враждебной силы и опыты греха в обществе верующих Апостол видел еще в свое время. Он видел, что некоторые совратились в след сатаны ( 1Тим. 5:15 ; ср. Еф. 5:5–7 ), что уловляются диаволом в его сети ( 2Тим. 2:26 ), который чрез ложное учение старается склонить верующих к отпадению от веры ( 1Тим. 4:1 ), – говорит о «согрешающих», которых следует обличить ( 1Тим. 5:20 ); не смотря однако на эти отступления от идеи святости, Апостол Павел так твердо и убедительно говорит о святости церкви. Церковь для того и учреждена, чтобы она, постепенно ослабляя силу зла и греха, всё более и более приводила своих членов к святости. В этом состоит ее жизнь и историческое назначение. Апостол смотрит на христианина, как на ратоборца, который, чтобы укрепиться Господом и могуществом силы Его, должен вести брань против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего ( Еф. 6:10–12 ). Для сего он вооружает христианина во всеоружие Божие: «и так станьте», говорит он, «препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать миру: а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6:14–17 ). Все эти наставления были бы излишни, если бы Апостол проявление в церкви зла и греха считал не совместимым с характером ее святости. Если Апостол облекает христианина во всеоружие Божие с целию противостоять козням диавольским, – значит зло и грех , существуют и действуют в церкви. Борьба, сокращая одно (грех), возвышает другое (святость). Проявление зла с одной стороны предохраняет членов церкви от погружения в бездеятельность, безпечность и нравственное усыпление, с другой – вызывает силы их на борьбу и путем этой борьбы укрепляет их; а следовательно, совершенствует и возвышает характер святости. Что касается самых грешников, то церковь в отношении к ним поступает по внушению христианской любви. В силу этой любви она не сразу отсекает их от своего общества; но ждет от них покаяния, употребляя для сего все средства, внушаемые любовию, не исключая и мер строгости обличения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Ибо так бывает и в брани видимой: кто неприятелю своему, восстающему на него, не противится, но покоряется, того он не беспокоит, но оставляет в покое и мире, как подвластного. Так и дьявол, враг христиан, того не борет, кто злой его воле покоряется, но оставляет его, как своего пленника, в покое, и этот покой бедственнее всякого беспокойства, ибо к вечному беспокойству и погибели ведет такого пленника. Поэтому всякому христианину должно осматриваться, в каком состоянии он находится. Не для роскоши и веселостей мирских позваны христиане, но на брань, труды и подвиги. Не малый труд и подвиг требуется, чтобы себя самого и растленное свое естество, и врага-дьявола победить. Обещан христианам покой, веселье и всякая сладость, но в будущем веке, хотя и ныне истинные рабы Божии не лишаются своего утешения и радости (что в последней статье увидишь). Рассуждай о сем, христианин, и не смотри, что нынешний свет делает, но смотри, что Слово Божие предлагает: трезвитесь, бодрствуйте, и прочее, и внимай себе! Глава 7: О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения «Погреблись с Ним (Христом) Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни», и прочее ( Рим 6 и след.). § 387. Чтобы тебе, христианин, лучше познать, что есть новое рождение, прежде всего предлагаю тебе рассуждение о смерти троякой. Смерть трояка: телесная, духовная и вечная. Телесная смерть – это разлучение души от тела. Сия смерть общая для всех праведных и грешных, и никому ее не миновать, как видим. Об этой смерти говорит Божие Слово: «Человекам положено однажды умереть» ( Евр.9:27 ). Вторая смерть – вечная, та, которой грешники осужденные вечно умирать будут, но никогда не смогут умереть, пожелают обратиться в ничто по причине лютого и нестерпимого мучения, но не могут. Об этой смерти говорит Христос: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Петр. 5:8 ) Слово «трезвение» в переводе с церковно-славянского языка означает «воздержание от излишеств». Однако такое толкование недостаточно. Воздержание от греха – это ещё не всё, говорит преподобный Макарий Великий . «Трезвение» есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов и худых дел: дарует тому, кто его проходит, верное познание Бога Непостижимого, сколько сие возможно для нас и сокровенное разрешение сокровенных Божественных тайн». Трезвение есть «творительница всякой заповеди Ветхого и Нового Завета, и всякого блага Будущего Века подательница» (Добротолюбие. Т. 2. С. 157). Так определяет трезвение преподобный Исихий Иерусалимский , подвижник IV-V веков. Исходя из этого святоотеческого определения, трезвением можно назвать совокупность духовно-телесных подвигов и средств, способствующих духовному развитию и совершенству христианина. Без трезвения нет и не может быть духовной жизни в полном и истинном смысле этого слова. «Кто не живёт в трезвении, – говорит преподобный Исихий Иерусалимский , – не освободится он […] от греховных, Богу ненавистных дел, слов и помышлений» (Добротолюбие. Т. 2. С. 158). Если молитву мы называем «дверью» в духовную жизнь, то трезвение «сердцевиною» её: трезвение в духовной жизни – то же, что семена внутри плодов. В духовной жизни христианина трезвение имеет примерно такое же значение, как физическая культура и спорт в жизни физической; как эти занятия способствуют укреплению тела и воли человека, так трезвение способствует укреплению духовно-телесной природы христианина-подвижника и приводит её в состояние гармонии, восстанавливает то, что расстроил первородный грех. Святой апостол Павел, уподобляя духовную брань спортивным состязаниям пишет Коринфянам: Не знаете ли, что бегущие на ристалище, бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного ( 1Кор. 9:24–25 ). Таким образом, трезвение можно назвать духовно-телесным упражнением, своего рода «спортом» с той лишь разницей, что спорт физический развивает и укрепляет тело, а трезвение развивает и укрепляет дух, а тело порабощает духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

5;16). «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф.5;13). Катехизатор в своей личной жизни должен стараться реализовывать те заповеди, которые он проповедует людям. Если мы по немощи, неразумию, греховному навыку или еще по какой-нибудь причине все же впали в грех, то необходимо встать, исправиться, принести посильное покаяние. Авва Сисой Великий на вопросы учеников, сколько нужно времени каяться согрешившему человеку, говорил: «Три года? – спрашивали его ученики, он отвечал – Жестоко слово сие! – Значит год? – И этого много! – отвечал Святой, – Наверное, полгода будет достаточно? – вновь задавали ему вопрос ученики, на что Старец ответил – Верю Богу моему, что и три дня истинного покаяния достаточно бывает для прощения!» («Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова) . Известно, что перед впадением в грех диавол представляет Бога человеколюбивым, а после внушает, что Бог никогда не простит человека, чрез что вводит христианина в уныние и отчаяние, которые губят окончательно человека, ибо являются смертными грехами. «Мы же восстахом и исправихомся», – воспевает царь и пророк Давид (Псалом 19, стих 9). Катехизатор с особым усилием должен устремляться к совершенству христианской жизни, которое заключается по слову преподобного Никодима Святогорца «в теснейшем единении с Богом» («Невидимая брань»). Катехизатор должен пережить опытно полноту жизни по Заповедям Божиим и постараться привести людей к радости Богообщения. «Аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши» – «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15;19). Наша задача в этом и состоит – способствовать людям в деле спасения, а не закрывать для них эти двери, как это делали фарисеи: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.» (Матф. 23;13). Заключить сегодняшнюю лекцию хочется словами апостола Павла, которые дают точную характеристику главной добродетели христианина (вопрос читателям – а что это за добродетель?) : «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

   Истинный христианин должен быть осторожен в слове. Кому из нас не известно, что пошлое остроумие и едкая насмешка над ближним часто лишают его всех достоинств, которые мы в нем любили? Кому из нас не известно, что в детские годы неосторожные разговоры взрослых научили нас первой неприличной брани, возбуждая в несозревшей молодой душе безнравственные помыслы и гнусное кощунство? Кто из нас не знает, как беспутная книга, безнравственная песня, сквернословная брань, соблазнительный рассказ ложатся на душу и помнятся, помимо нашей воли, долго-долго? О, берегитесь злоупотребления словом; это огонь, который может произвести пожар там, где мы и не думаем. У людей старшего возраста слово пусть всегда будет милое, доброе, с весом и значением, которое бы помнилось людьми более молодыми как назидание, умудряющее неопытность. У людей юных речи пусть будут живые, говорливые, задушевные, но чистые, без двусмысленной пошлости, без наглой клеветы на все честное, доброе, священное и правдивое.    Итак, деятельность человека в жизни, по апостольской проповеди, может быть приятна при условиях, указанных нами. Закончу свою речь словами апостола Павла: «Братия, не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:30-32). Аминь. Поучение в праздник Воздвижения о Крестоношении...    По воле Божией мы родились и воспитались в православной христианской вере. Наша вера не обещает никому ни внешних почестей, ни славы, ни богатства. Она на всех и каждого в самой купели крещения надевает крест. Всем, кто хочет быть истинным православным христианином, наш Спаситель говорит не что иное, как: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, последуй за Мною» (Мк. 8:34). Каждый из нас на своем собственном кресте обязан распять свои страсти, свои желания и умертвить грех. Словом, от каждого из нас требуется самоотвержение. Живи, христианин, не как сам хочешь, а как тебе Бог велит. Таково правило христиан православных. Само собой понятно, что нелегкий подвиг предлагает христианство. О нем легче говорить, нежели исполнить; легче посоветовать это другому, нежели самому сделать; легче назваться христианином, нежели быть им. Да, тяжела, не под силу нам грешным обязанность самоотвержения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Но дьявол, потеряв доступ к новому члену Церкви, начинает высматривать новые способы, как бы опять влиять на него. Этого он старается достичь своим обычным орудием — соблазнами. Конечно, христианин получает от Бога все нужные средства для отражения соблазнов, но если он расслабляется и начинает жить плотской жизнью, грешить, то дьявол снова получает к нему доступ и начинает порабощать его с еще большей жестокостью. Об этом Господь Иисус Христос сказал: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом, откуда я вышел. И пришед, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-45). Предупреждая об этой опасности, Священное Писание призывает нас быть бдительными: «Кто думает, что стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). Апостол Павел учит, что христианин должен считать себя воином Христовым, находящимся в центре сражения.     «Братья мои, — призывает он, — укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый и, все преодолевши, устоять» (Еф. 6:10-13).    Господь Иисус Христос вооружил нас рядом средств, которые привлекают к нам благодать Божию и отражают злых духов. Сюда входят, во-первых, молитва и призывание имени Христова. Мы научены ежедневно просить Небесного Отца: «Не ввел нас во искушение, но избави нас от лукавого» (дьявола). Многие молитвы, как, например, утренние и вечерние содержат прошения о сохранении от козней дьявола (смотри молитвенник). В конце этой главы читатель найдет несколько специальных молитв против злых духов. О силе Своего имени Господь сказал: «Именем Моим будете изгонять бесов» (Марк. 16:17). Священное Писание и жития святых приводят бесчисленное множество примеров действенности имени Христова в изгнании демонов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Познается христианин не от слов: «Госпо­ди, Господи», но от подвига против всякого греха. Тот воин истинный, кто стоит и подви­зается против видимого врага. Так и истин­ный христианин — тот, кто непрестанно несет подвиг против греха.    Но посмотрим, почему человек согрешает, и тогда легче будет противостоять греху Ест пять причин греха:    1) Растление человеческого естества. Че­ловек в беззаконии зачинается, и в грехах рождается, как Псалмопевец говорит: «в безза­кониях я зачат, и во грехах родила меня мать моя» (Пс 50:7). Греховные страсти, с которыми человек рождается, склоняют и влекут его ко греху. «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим 7:24)? Растление и ока­янство вошло в человека от падения Адамова, и склоняет человека ко всякому греху. Дети рождаются подобными отцу: «рожденное от плоти есть плоть» (Ин 3:6). Но христианам си­лой святого Крещения и обетов, данных тогда, надо против склонностей и страстей стоять и подвизаться, и не позволять им превращаться в дела.    2) Ко греху приводит человека дьявол. Об этом говорит апостол и увещевает христиан беречься от него: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противо­стойте ему твердою верою» (1 Петр 5:8—9). О том же в другом месте говорит и апостол Па­вел: «Укрепляйтесь Господом и могуществом си­лы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, что­бы вам можно было стать против козней дья­вольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6:10—12). Эти невидимые враги всегда на по­гибель нашу, о христиане, бодрствуют и ко всякому греху привести стараются. Итак, не должно и нам дремать.    3) Соблазны мира также ко греху приво­дят. Видим это растущее зло. Один что-либо делает, другой это видит или слышит и без­рассудно этому подражает. Соблазн подобен моровой язве, которая в одном человеке на­чинается и многих, близ живущих, заражает. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти со­блазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф 18:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010