Главное же, о чем следует всегда помнить пастырю, все дела учительства: и проповедь , и учебные занятия, и миссионерские беседы, и даже молчаливое присутствие – всё должно совершаться с памятованием о Боге. Потому что «говорящий правильно должен и сам благодарить Бога, как от Бога принявший то, что следует говорить. Ибо Истина есть дело не говорящего, но Действующего Бога» 266 . Священник всё делает во славу Божию, поэтому и каждое его слово должно служить к прославлению Господа. Глава V Пастырские искушения Священнику приходится исполнять свой долг в самых неблагоприятных условиях. Его окружает море человеческих страстей. На каждом шагу подстерегают соблазны и искушения от мира, плоти и диавола. А между тем пастырь Церкви – такой же человек, как и все, он, как и прочие, подвержен порокам и искушениям, исполнен немощей и болезней. Путь его собственной духовной жизни не всегда гладок и ровен, а, наоборот, полон различных неожиданных и непредвиденных преткновений. От него требуются крайняя осторожность и постоянная бдительность. Ведь если человеку, который заботится о спасении только своей души, бывает трудно избежать опасностей и искушений, то тем более сложным и опасным бывает духовный путь того, кому вверены души словесных овец. Все трудности, встречающие пастыря Церкви в его внешней деятельности, несравнимы с теми, с которыми он сталкивается в борьбе с диаволом. Священнику предстоит брань с жестоким и опытным врагом, источником всякого зла и отцом лжи (см. Ин.8:44 ). Диавол с большой яростью нападает именно на учителей, зная, что, если они погибнут, то и все стадо рассеется. Убивая овец, он лишь уменьшает стадо, а поражая пастыря, наносит вред всей пастве, достигая таким образом «малым» трудом большого результата. Поэтому святой апостол Петр призывает к трезвению и бодрствованию в борьбе: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). А апостол языков, богодухновенный Павел, увещает каждого христианина, и особенно пастыря: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф.6:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Да, Бог повелел. Было пророчество, сказанное Аврааму, что народ будет «в порабощение и угнетение». Но здесь уже не «порабощение и угнетение», здесь геноцид самый настоящий с умерщвлением детей! И уничтожается человеческое достоинство, когда всякий раз человеку не позволяют поговорить с Богом, не позволяют выделить время для молитвы, отметить религиозный праздник! Это вызов человеческому достоинству, тому самому достоинству, о котором в Писании сказано: «И создал Господь Бог человека по образу и подобию Своему» (см.: Быт.1:26–27 ). Бог действительно наделил человека Своим образом и подобием, и мы, в грехопадении потерявшие очень многое из того, что получил Адам, первый человек, о сотворении которого сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ), мы в этой жизни можем все получить назад! Об этом и говорил преподобный Серафим Саровский , что смысл жизни христианина – стяжание благодати Духа Святого. Но это не дается просто так, это духовная брань. И мы вспоминали сегодня слова апостола Павла, когда он говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ), обращаясь к неким христианам, которые отчаялись. Он прямо укоряет их: «Вы еще не до крови сражались!» Действительно, нам предстоит очень многое, ибо Христос сказал: «претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:22; 24, 13 ; Мк.13:13 ). И слова Иисуса Христа, что тот, кто не берет свой крест и не идет за Мной, не достоин Меня (см.: Мф.10:38 ), означают одно: если ты не осознаешь, что является твоим крестом сегодня, что будет твоим крестом завтра (если у тебя есть завтра), что было им позавчера, то ты не придаешь правильного значения тем болезням, боли, переживаниям, унижениям, всему тому дурному, с чем ты сталкивался. Бог попускает нам пройти через горнило искушений не для того, чтобы проверить, перепроверить, переэкзаменовать нас! Он это делает всегда с одной целью: усовершенствовать нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О духовной мировой войне 20.01.2006 329 В истории человечества было множество разрушительных войн. Ныне мы живём в тревожном ожидании новых потрясений. И мало кто догадывается, что самая тяжёлая, изматывающая и смертоносная мировая война уже началась многие годы назад. Это о ней говорил христианам святой апостол Павел: " Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных " (Ефес. 6, 12). Духовная брань - это самая настоящая война, идущая по военным законам. Здесь действует своя разведка, которая выясняет наличие сил противника, у нападающих есть арьергард и основные силы, они берут в духовный плен и убивают... Христианин на этой войне должен быть воином Христовым. Господь, победивший зло, хочет даровать нам Свою победу и видеть нас победителями. Потому апостол не говорит: " Идите и умрите за Христа " , но призывает быть победителями во Христе. " Братия мои, - взывает он, - укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских... дабы вы могли противустать в день злый и, все преодолев, устоять " (Ефес. 6: 10, 11, 13). Союзницей наших врагов, демонов, выступает наша падшая человеческая природа. Единственный способ защититься от зла - это не иметь в себе его, чтобы внешнее зло не находило опоры внутри нас. Средства защиты наших душ, средства искоренения внутреннего зла известны - это вера в Господа Иисуса Христа и Таинства Его Церкви, непрестанная покаянная молитва ко Господу. К сожалению, большинство из нас в своей теплохладности в лучшем случае держится на плаву, в то время как апостол призывает нас к духовному подвигу, к евангельской ненасильственной атаке, к готовности благовествовать Христа (Ефес. 6, 15). Да, силы духов злобы велики, и демоны в своей лютой ненависти вмиг стёрли бы с лица земли всё человечество, если бы их не сдерживал Господь. А нашу решимость подвизаться ослабляют падения, нашу волю усыпляет леность, наша ревность растворяется в омуте всемирной секуляризации и наступающей апостасии, но это не является оправданием бездействия и уныния. Господь видит наши души. Он знает, как нам трудно. Он видит, как мы скорбим. Он принимает наше покаяние. В духовной брани Он всегда рядом с нами, только до времени не являет Себя открыто, чтобы испытать нашу веру и не лишить нас награды за терпение. Воспримем же слова апостола Павла как боевой призыв: " Станьте, препоясав чресла ваши истиною... и облекшись в броню праведности... и обув ноги в готовность благовествовать... А паче всего возьмите щит веры... и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие " (Ефес. 6, 14-17).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Иногда она называется также " Церковью воинствующей " , поскольку жизнь христианина на земле есть брань духовная, " ...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной " (Еф. 6, 12). Сам Христос есть Возглавитель этой борьбы со злом: " ...Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои " (1Кор. 15, 25). Второе стадо — это Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, она называется небесною или " торжествующей " . Это наименование также связано со словами ап. Павла, который говорит о Церкви как о " торжествующем соборе " (Евр. 12, 13). Странствующая и торжествующая Церкви различаются и по составу, и по условиям жизни своих членов. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (в дальнейшем " Послание Восточных Патриархов) (10 член) говорит об этих двух частях единой Церкви так: " Отнюдь не смешиваем Церкви странствующей с Церковью, достигшею отечества, потому только, как думают некоторые из еретиков, что та и другая существует, что обе они составляют как бы два стада одного Архипастыря Бога, и освящаются одним Святым Духом. Такое смешение их неуместно и невозможно, поелику одна воинствует и находится еще в пути, а другая торжествует уже победу, достигла отечества и получила награду " . В то же время они не существуют совершенно самостоятельно и отдельно одна от другой, так как Христова Церковь, состоящая из земных и небесных, есть одно духовное тело, имеет одну Главу — Христа и одушевляется одним и тем же Духом Божиим. (Пространный Катихизис, 9 чл.) 4.3. Понятие о Церкви Христовой на земле Пространный Катихизис (гл. 9) говорит, что " Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами " . Существует широко распространенное мнение, что это есть катехизическое определение Церкви, которое дает свт. Филарет. Это мнение ошибочно, поскольку свт.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

их веселье и хвала и радость примет их, удалятся печаль и воздыхание» (Ис.51:11). После брака бывает пир и веселье. Так и на браке этом будет великая вечеря, радость и веселье. Тогда есть будут, пить будут, радоваться будут, веселиться в веселии сердца будут (Ис.65:13—14). Это открылось святому апостолу Иоанну: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуия! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19:6—8).    Жених радуется о невесте своей, и невеста о женихе своем. Так и возрадуется Христос, Жених Небесный, о душах спасшихся и прославленных. «И как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе» (Ис.62:5). И души возрадуются о пресладком и прекрасном Женихе своем во веки веков. «Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10). Об этом таинственном обручении и браке говорит Господь через пророка: «Обручу тебя Себе навек, и обручу тебя Себе в правде и суде, в милости и щедротах. И обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» (Ос 2:19—20). И апостол говорит христианам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор.11:2). Постараемся, возлюбленный христианин, очистить себя покаянием и души наши украсить одеждой добродетелей. Да угодим Небесному нашему Жениху, Иисусу Христу, и примет нас в небесный Свой и вечный чертог. 23. Брань    Видим в этом мире, что когда восстает царство на царство, то между ними бывает война. Так и христиане имеют своих врагов, восстающих на них, и бывает с ними брань. В битве этого мира люди на людей восстают. Так и в битве христианской сатана и злые его ангелы против христиан восстают. Люди, на людей восстающие, видимы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Как побеждает? Не дает ему, чего он хочет. Один Христос победил его и побежденного отдал в попрание рабам Своим, говоря: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк. 10, 19 ). Он эту победу хочет отнять у рабов Христовых. Кто крепко стоит и держит то, что дано Христом, по слову Его: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего ( Откр. 3, 11 ), – тот побеждает его. На брани мира сего бывает, что кто сначала побежден был, тот в конце войны победителем делается. Так и в духовной брани многие сначала врагами побеждены, но в конце, благодатью Божией справившись и силою Христовою укрепившись, крепко подвизались и победили его. Не начало, но конец похвален и всякое дело совершает, и всякое блаженство не от начала, но от конца зависит. Не тот блажен, кто хорошо начинает, но тот, кто хорошо подвиг свой заканчивает, и венцом победы тот украшается, кто конечную над врагом победу получит, хотя бы прежде был побежден и низложен. Поэтому побежденным супостатом-диаволом не должно отчаиваться и врагу себя отдавать на всеконечную его радость, но, призвав на помощь силу всемогущего Христа Господа, смерти и ада Победителя, восстать и, оттрясши сон лености и уныния, с Его помощью подвизаться. Мы можем все, пока в веке сем находимся, начать хорошо подвиг и окончить силою всесильного Христа, ибо все возможно верующему ( Мк. 9, 23 ). Силен, и крепок, и верен Тот, Который всем верующим в Него говорит: мужайтесь: Я победил мир ( Ин. 16, 33 ), и: се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). Ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр. 13, 8 ), Который как прежде рабам Своим помогал, так и ныне помогает труждающимся и призывающим Его. Можешь видеть, христианин: 1 . Что христианам всю жизнь до самой смерти брань духовная предстоит, ибо до конца борет их сатана, и непрестанный подвиг, ибо непрестанно на них восстает враг различно. 2 . Христиане, которые брани этой не чувствуют, в бедственном состоянии находятся, ибо враг того не беспокоит, кто воле его злой покоряется, как это видеть можем и на брани, на которой человек с человеком сходится, где неприятель покоряющегося себе не борет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Когда вы воображаете в уме Распятого, то тем самым воображаете и Крест Христа. Если же Крест вы изгоняете из вашего ума, то не сможете иметь в уме и Распятого. О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? ( Гал. 3, 1 ). Доказательство седьмое Славный чин замечательных воинов, называемых Мальтийскими кавалерами, хвалится знамением Святого Креста, как своей кавалерской печатью. Также и в нашем Российском государстве, по новому благочестивому повелению нашего великого Всероссийского монарха, Петра Первого, славный кавалерский чин избранных и освидетельствованных воинов украшается Крестом святого Первозванного Апостола Андрея, нашего Российского Апостола, и им. как щитом веры, на вооружается на противников. Вспоминается и первый христианский кавалер, великий царь Константин, одержавший столь славные победы Крестной силой, и не будет здесь всуе это воспоминание о нашем благочестивейшем Крестоносном Христоподражательном Всероссийском монархе, который, воюя под этим знамением, взял в плен многие и укрепленные города, и прославился столь многими победами, известными всему миру. Если святой Крест столько помогает в видимой брани с супостатами, то насколько больше он оказывает помощи подвизающимся против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 11–12 ). Каждый христианин есть воин, вооруженный святым Крестом, как щитом веры, которым может угасить силой Распятого на Кресте все разжженные стрелы лукавого. Мы же, как воины Христовы, хвалимся этим знамением Сына Человеческого. Под этим знамением мы ведем духовную брань. В качестве Царя у нас есть Христос, и мы с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением ( Евр. 12, 1–2 ). В качестве вождя у нас есть святой Павел, подвизающийся под тем же Крестным знамением: А я, – говорит, – не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, ибо воюет против нас с помощью нашего естества ( 57, 115 ). Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы ( 57, 119 ). Этот бес (блудный) тщательнее всех других подкарауливает удобный случай, чтобы нас уловить, и когда видит, что мы не можем помолиться против него телесно, тогда в особенности нападает на нас ( 57, 128 ). Наш бесчеловечный враг и наставник блуда внушает, что Бог человеколюбив и что Он скоро прощает эту страсть, как естественную. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 118 ). Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети. Преподобный авва Дорофей ( 58, 213 ). «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» ( Мф. 5, 32 ). Моисей повелел, чтобы возненавидевший жену свою развелся с ней, чтобы не случилось чего-нибудь худшего, потому что ненавидимая могла быть и убита. Но такой муж обязан был дать жене разводную, которая называлась отпускною, чтобы бывшая жена не возвращалась к нему и не произошло смуты, если бы он стал жить с другой... Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его и запрещает мужу ненавидеть свою жену без вины. Если он оставит ее по уважительной причине, то есть за прелюбодеяние, он не подлежит осуждению, а если не за прелюбодеяние, то подлежит суду, потому что тем заставляет ее прелюбодействовать. Но и тот становится прелюбодеем, кто возьмет ее, потому что, если бы никто не взял ее, она, может быть, возвратилась бы к прежнему мужу и покорилась бы ему... А христианину должно быть миротворцем и для чужих, тем более для своей жены, которую Бог соединил с ним. Блаженный Феофилакт ( 115, 563, 564 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

После всенощной. Согрешил пред Богом: от множества горьких искушений диавольских возроптал на Господа, сказав, что Он пустил бесов, как волков голодных, на терзание нас и погибель нашу и не останавливает их, когда они пакостят нам, особенно в великие или на великие праздники. Да, тяжка была борьба с ними во время всенощной, после всенощной у Филиппа Степанова на домашней службе и на панихиде у Яцкевича; задавил и задушил меня сатана окаянный. Думаю, что из-за чревоугодия и пресыщения: щей много ел за обедом, мяса всласть, чаю пил вдоволь. Доколе человек-христианин не выходит на духовную брань с врагами невидимыми, дотоле он не чувствует нужды в воздержании и посте и ест-пьет сколько хочет, не терпя наказания, не встречая в своих действиях препятствий, преткновений, искушений, озлоблений, язв со стороны злых духов, но когда выходит на борьбу с ними, не укрепив души и сердца своего постом, тогда как он бывает слаб, бессилен, легко уязвим, жалок, беден, малодушен, боязлив, быв от них уничижен, низложен, посрамлен! Потому Святая Церковь , выводя нас на подвиг духовный, на борьбу с грехом и виновником его диаволом, облекает нас во всеоружие духовное, укрепляет душу постом, молитвой, богомыслием, верою, упованием, любовью. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начольств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных [ Еф.6:11–12 ]. Многообразная тля земная в виде яств и питий, в виде тканей различных, приятных на вид и осязание, в виде злата и сребра и камней драгоценных, самоцветных, в виде различной красивой и удобной утвари домашней, в виде книг всякого рода, исключая, конечно, доброго содержания, в виде газет и журналов мирских – эта разновидная тля земная ежедневно пленяет меня и порабощает и не допускает меня нередко войти в себя как должно, чтобы видеть, кто я и для чего я стал и живу на свете? Какое мое назначение? Осуществляю ли его? Не удаляюсь ли от цели? Не живу ли в мире мечтаний и призраков? Не стремлюсь ли в область мрака и смерти вечной? И, к несчастью, это так. О душа моя, не медли возникнуть из глубины греховной тли и стать на путь истинный, Божий, ведущий к нетлению и бессмертию. Земное всё обманчиво и оставит тебя, и ты оставишь его; стяжи то, что вечно будет с тобою, – чистую и крепкую любовь к Богу и ближнему, милостыню усердную, кротость, незлобие, терпение, бесстрастие. Не убегай от милостыни, от просящих, хотя их и много, – рука Господня не оскудевала и не оскудеет. Она подаст тебе всё нужное без недостатка, не будь только маловерен и безнадежен, малодушен и ропотлив, не имей пристрастия к этому тлению, не заключай его в сокровищах, не заключай сердца своего, утробы своей от неимущих, как это делаешь нередко. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. [ Иак.5:3 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Потому увещевает нас Христос Царь наш и Господь: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26:41). Увещевают Его апостолы святые, посланники Его и князи наши: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8). Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10:12). Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6:10-11). И еще Христос: Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр. 3:11). Из этих и прочих увещаний, в Святом Писании находящихся, видно, сколь тяжкая у христиан брань с этими бесплотными врагами. И сами верные в любой день познают лютые их нападения, когда через злые помыслы стараются они то веру их разрушить, как основание всего духовного блаженства, то любовь погасить и на ниве сердец их посеять свои беззаконий плевелы. § 518. Хотя и страшна эта брань для нас, возлюбленный христианин, однако не должно нам отчаиваться, ибо имеем Вождя и Царя такого, Которого враги эти наши и имени трепещут. Тот за нас стоит и поборает, Тот знает их козни, замыслы и ухищрения их против нас и, как сети паутинные, силен их разорвать и уничтожить. Отнял было у нас победу враг этот в прародителях наших, Адаме и Еве, и под свою темную власть пленил нас, и торжествовал над нами, как страшный исполин и мучитель над побежденными, но Христос Сын Божий вступился за нас, сразился с врагом нашим за нас и победил его со всем темным полчищем его, отнял у него корысть похищенную, возвратил плен, и пленил пленившего нас, из темной его власти, мучительства и горького рабства вывел нас, и подал нам свободу, дабы за Него, как Царя праведного, Которого владычество – владычество вечное, и Которого царство – в роды и роды (Дан. 4:31; Пс. 144:13), свободным духом воинствовали и служили Ему, верою и любовью последуя Подвигоположнику, Князю, Царю и Вождю нашему. Этот наш Заступник милостивый и всесильный врагов наших Победитель ободряет нас силою Своею и унывающих оживляет: Мужайтесь: Я победим мир (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010