Но всякий постник должен помнить, что пост есть только средство к укрощению плотских страстей, к сохранению целомудрия, к облегчению деятельности духа, к более ревностному упражнению в подвигах благочестия, а не составляет сам по себе добродетели, и должен остерегаться, чтобы воздержание, которое должно быть пособием для добродетелей, не противилось им. Потому те погрешают, которые, часто соблюдая пост, тщеславятся им, высоко думая о своем постничестве, других пересуживают, уничижают или (от голода и разлияния желчи) бывают сердиты, в доме своем бывают немирны, угрюмы, раздражительны, строптивы, своенравны, упрямы, не терпят противоречий, оскорблений и т.п. К чему, говорит блаженный Иероним, утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти? Что за добродетель не пить вина, а пьянствовать гневом и злобой? Параграф Четвертый. О БОДРСТВОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ К КОЗНЯМ БЕСОВСКИМ И О СПОСОБАХ БРАНИ С ЭТИМИ ЗЛЕЙШИМИ ВРАГАМИ НАШЕГО СПАСЕНИЯ    Если, по словам Священного Писания, жизнь наша на земле есть война, то это надобно сказать особенно по отношению к духам злобы. Так же и апостол Павел представляет жизнь христианина под образом непрерывной брани с духами злобы. «Облекитесь во всеоружие... потому что наша брань», говорит он, «не против крови и плоти», то есть бренных, слабых людей, «но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и... угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:11—16).    И апостол Петр говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» 1Пет. 5:8). Как вначале по вражде на Бога и по зависти счастью первых людей диавол обольстил их, ввел в грех и подверг за то погибели (см. Прем. 2:24), так и ныне диавол со своими подчиненными духами по той же причине непрестанно воюет против нас за спасение души, за небесные блага. Враги эти чрезвычайно хитры, злобны и сильны, и нападения их страшны, гибельны... Чтобы с успехом отражать их нападения, надобно знать: хитрости, способы нападения их; для чего Бог попускает им искушать нас; чем побеждать их; как вести себя после всякой жестокой брани.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Самого Бога Св. Апостолы неоднократно именуют в своих посланиях «Богом мира»  (Рим. 15:33; 16, 20; 1 Коринф. 14:33 и мн. др. места).    И святые угодники Божии — Святые Отцы Церкви, великие подвижники и наставники подлинно-христианской, духовной жизни и словом и примером учили и до сих пор продолжают учить нас чрез свои вдохновенные писания той же великой истине, то есть, что мир есть главное неотъемлемое свойство и качество души истинного христианина. Особенно образно, как бы подводя итоги всему сказанному прежде, говорить о значении мира для христианина наш величайший христианский подвижник последнего времени преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи»; «ничего нет лучше во Христе мира, которым разрушается всякая брань воздушных и земных духов»; «Кто в мирном устроении неуклонно ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары».    Таково учение нашей Христианской Церкви о мире и о его значении для христианина.    Но если так, то может ли истинный христианин питать в своем сердце какую бы то ни было непримиримость к кому бы то ни было? Совместимо ли самое чувство непримиримости со званием последователя Христа-Спасителя, принесшего на землю мир и проповедывавшего мир?    Ответ на этот вопрос мы можем получить, лишь тщательно изследовав, все ли по данному вопросу исчерпывается вышеизложенными данными.    Оказывается, — нет.    Помимо учения о мире мы находим и в Слов Божием и у Святых Отцев ярко выраженное учение и онепримиримости.     «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю» - так учил Сам Христос-Спаситель: «Не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека со отцом его, и дочь с матерью ея, и невестку со свекровью ея. И враги человеку — домашние его». А дальше объясняется, в каком смысле это сказано: «Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10:34—38). В еще боле решительных тонах выражено это же учение Господа Иисуса Христа у Евангелиста Луки: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   СТАВРОФИЛА. Я ли не желаю быть Христовою? Ему всю жизнь я посвятила. Не быть Христовою да не попустит мне Господь! Кто желает принадлежать Ему, да не принадлежит более никому. Лучше мне лишиться бытия, нежели быть без Христа Спасителя. Что я без Него? Ветвь оторванная от своей лозы, древо без корня, плоть без души. О нет! я Христова. «Мне благо приближаться к Богу» и вожделенно (Псал.72:28).    АНГЕЛ. Ты говорила, как подобает истинным христианам; но если искренно желаешь того, о чем говоришь, то и должна делать, что соделает тебя истинно Христовою.    СТАВРОФИЛА. Что же это такое? «Спешил и не медлил соблюдать заповеди» Господни (Псал.118:60).    АНГЕЛ. Тот Христов, кто не свой.    СТАВРОФИЛА. Что означают слова эти?    АНГЕЛ. Разве ты не слыхала, что говорит Апостол? «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). Значит, кто распял плоть свою, тот поистине Христов, а не свой. Ибо можно ли назвать своим того, кто как распятый, не может двигать членами своими, или обращать их по желанию своему (Св. Кассиан, кн.4, гл.15)? Крест же верных, чувствующих страдания Распятого, должен состоять в укрощении плотских похотей; и на сем кресте каждый христианин должен пребывать непрестанно во все течение земной жизни, провождаемой среди искушений. А кто так не распинает плоти своей, тот не Христов, и не имеет в себе Духа Его. В том, Ставрофила, состоят покойная жизнь христианина, чтобы все душевные движения его согласовались с истиною; и это называется веселием и любовью святою, чистою и благою. Но когда сии движения слабо управляются умом, то он терзают и возмущают душу, и делают жизнь самою жалкою, и называются смущениями, вожделениями и злыми похотями. Их то повелевается вам, сколько возможно, трудами и подвигами с помощью Божиею распинать в себе, пока наконец будет «поглощена смерть победою» (1Кор.15:54) (Блаж. Август., кн. 1 против Маних).    СТАВРОФИЛА. О как справедливо осуждается на распятие душевредная плоть! Гибельная плоть — подруга дольнего скоротечного мира. Гибельная плоть противница небесной жизни. Плоть — мой враг и друг, льстивая наветница, неверное благо; плоть, непрестанно вкушающая запрещенный плод, — брение, бесчестные оковы, тяжелый свинец, неукротимый зверь, порождение воюющего со мною вещества (Св. Григорий Богослов. Стихотв. на плоть. Ч. 5). Не пререкаю тому, чтобы распята была плоть, похотствующая на дух, которая повседневно воздвигает против меня брань. «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римл.7:22—25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

“Не осуждай”, – говорилось в предыдущей заповеди. “Умей при этом различать”, – говорится в заповеди последующей, и этими словами заповедь о неосуждении значительно углубляется и уточняется. Христианство есть непрестанная брань, а на поле брани необходимо быть в высшей степени осмотрительным. Спаситель не один раз говорил Своим ученикам: “Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей…” ( Мф.10:16-17 ). И апостол впоследствии напишет: “Братья! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни” ( 1Кор.14:20 ). Все это и означает: уметь – при сохранении в себе простоты и невзыскательности, без всякой подозрительности – беспристрастно видеть человека, окружающую жизнь в целом. Без этой добродетели можно не только постоянно оказываться в ситуациях нелепых и выставлять себя на посмешище, но и подвергать истины веры, причем из самых чистых побуждений, откровенным и беззастенчивым поруганиям и глумлениям. Не осуждать не означает отказа от трезвого и внимательного взгляда на действительную жизнь. Христианское видение мира и человека должно быть в высшей степени реалистичным. “И когда Он был в Иерусалиме, – говорится о Спасителе в Евангелии, – то многие уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им… ибо Сам знал, что в человеке” ( Ин.2:24-25 ). Вот это знание того, что в человеке, с одной стороны, не должно убивать в христианине евангельской любви к нему, а с другой – должно уберегать его от излишней и безоглядной доверчивости, за которую чаще всего приходится горько расплачиваться. Обо всем этом следует помнить более всего именно в деле проповедания. Мир слишком многолик и слишком по-разному относится к Евангелию. Поэтому неразумно проповедовать всем и всякому на каждом перекрестке. Необходимо беречь жемчуг веры от поругания. Неразумно также демонстративно выставлять свою религиозность и свою принадлежность Церкви там, где она может стать предметом кощунственных насмешек и циничных издевательств. В конце концов, необходимо просто беречь самого себя от тех людей, в которых проповедь Евангелия может вызвать открытую злобу и ожесточенность. Стоит ли лишний раз провоцировать на бесчеловечные действия людей, не освободившихся от влияния тех сил, которые и без того постоянно заняты изысканием способов искажения и оболгания высоких истин Евангелия? Стихи 7–12. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…

http://azbyka.ru/nagornaya-propoved-spas...

А те, кто хотят в точности узнать, о каких доспехах идет речь, обратитесь к святому Апостолу Павлу. Он, богатырь духа, умевший быть всем для всех , обошедший вселенную ради проповеди Евангелия Царства и покорения вере народов, сам расскажет вам о вооружении христианина. “Наша брань, чада Божии, – ведет речь Апостол, – не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы, против духов злобы… Для сего приимите, возлюбленные, всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавшись истиной и облекшись в броню правды и любви. Обуйте ноги в готовность изрекать мир. Защитите чело шлемом надежды на помощь Божию. В левую руку возьмите щит веры, которым отразите все стрелы лукавого. А правой рукой твердо сожмите рукоять обоюдоострого духовного меча, который есть ведение заповедей Божиих и молитва. Молитесь на всякое время: ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ! ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ. ГОСПОДИ, ПОМОГИ. СЛАВА ТЕБЕ, БОЖЕ! ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ (МЕНЯ), ГРЕШНОГО! и вы пожжете огнем благодати всех супостатов, и выйдете из битвы победителями, и получите венцы во Царствии Христовом” Благодарим тебя, о всехвальный Апостоле, за духовное назидание! Итак, друзья, – вперед, ибо с нами и впереди нас Сам Христос, возглашающий Своим ученикам: “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. Аз есмь, не бойтеся!” Кто из наших маленьких, но мужественных читателей хочет идти за Господом, тот пусть отвергнется всего нехорошего в себе, возьмет крест свой и следует за Ним в Его Царство узким путем покаяния и дерзновенной веры в милость Божию. О неверии и невежестве духовном Нет, наверное, на земле никого несчастнее человека, не знающего и не желающего знать Господа и Его заповеди. Произвольно отвергнув спасительный дар благодати, неразумная душа неизбежно попадает в плен к злому духу, который крепко держит ее в темнице неведения Живого Бога. Вот почему неверие всегда идет рука об руку с невежеством. Поэт XIX столетия Михаил Юрьевич Лермонтов, живший во времена оскудения веры среди так называемого светского общества, вглядываясь в лица современников, писал: “Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…”. Слава Богу, что ныне русские люди вновь потянулись к вере отцов своих, потянулись к Церкви! Но все же, друзья, давайте вместе с вами покаемся и за себя, и за своих близких в грехах отступления от Православной веры в Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

АНАФЕМА (заклятие, отлучение, произошло от семитского корня «херем» – отделять, оставлять исключительно для религиозного употребления). Русскими переводчиками Ветхого Завета «херем» было переведено как «заклятие». Заклятие в ВЗ – одно из правил священной войны. Израиль, который ведет брань Божию, налагает заклятие на свою добычу, отказываясь таким образом извлекать из нее выгоду; вся добыча посвящается Богу ( Числ. 21:2 ; Нав. 6 ). Это посвящение выражается в полном уничтожении добычи, как живых существ, так и предметов. Неисполнение, которое может оказаться причиной поражения в войне ( Нав. 7 ), влечет за собой наказание ( 1Цар. 15 ). Составители Второзакония знали, что во время завоевания заклятие не применялось ( Суд. 3:1–6 ; 3Цар. 9:21 ). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла собой для Израиля ханаанская религия. Таким образом подтверждалась святость избранного народа ( Втор. 7:1–6 ). Развитие понятия «херем» привело к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Господу ( Втор. 13:13–18 ; Иер. 25:9 ); с другой – посвящение Богу человеческого существа или предмета без всякой возможности выкупа ( Лев. 27:28 ; Числ. 18:14 ). В Новом Завете ни о священной войне, ни о заклятии врагов речи нет. Слово это сохраняется со значением проклятия. В клятвенных формулах иудеев ( Мк. 14:71 ; Деян. 23:12 ) оно имеет значение призыва проклятия на самого себя, в случае нарушения клятвы. У апостола Павла это формула, которая выражает суд Божий над неверными ( Гал. 1:8 ; 1Кор. 16:22 ). «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа» ( 1Кор. 16:22 ), – говорит Павел. Когда он же говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение и обетования» (1 Рим. 9:3–4), – он уточняет, что анафема для христианина – это отлучение от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Аскетический опыт православных подвижников свидетельствует о том, что болезненное состояние может насылаться не только от Бога по одной из вышеуказанных причин, но и от диавола, который делает это для того, чтобы под предлогом болезни монах ослабил свои подвиги. Преподобный Иоанн Пророк так учит различать болезнь от Бога и болезненное состояние, произведенное бесами: «Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает [духовную] брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть» . Поскольку часто болезнь имеет духовные причины, то при ней необходимы усилия со стороны больного для приведения своего душевного устроения в надлежащий порядок: «Когда кто-либо бывает болен, тогда особенно должен внимать свидетельству совести, чтобы освободить душу свою от всякого осуждения» . Главнейшее средство для исправления духовных причин недугов – молитва и покаяние. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39, 9–12). Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое духовное настроение должно быть у болеющего христианина, чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь. Вот что советует преподобный Варсонофий Великий: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он, для испытания, попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание от апостола, который говорит: “Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил” (1 Кор. 10: 13)» .

http://pravoslavie.ru/5729.html

Богоматерь все это видит. А дальше… предание Христа, суд у Пилата, эта злоба фарисеев. Распятие. Богоматерь у креста. Смерть Христова. Вот что нам показывает жизнь Богородицы. И в то же время, за эти две тысячи лет, это Та, которая является Матерью всех поколений. Вы только задумайтесь: ведь миллионы прошли через наш Успенский Собор Московский, поклоняясь Ее первописанному лику, который мы называем Владимирским. И часовня Иверская, и наша Лавра Киевская, где проходили наши праотцы, деды, отцы, внуки… и все они ощущали и ощутили, когда сердце разрывалось от одиночества, от отчаяния, дивную отраду, когда уста их шептали “Спаси.” Кто сидел в тюрьме, тот знает, что в те минуты, когда через окошечко выкрикивали его фамилию, он своим внутренним чувством взывал к Матери… Вот эта Мать. Она сегодня перед нами… Церковь дает Ее нам, как образ нашего христианского бытия. Но для нас наступает еще один шаг. Это – Первое Января, Обрезание Христа. И для нас этот день должен быть днем исповедания нашего чувства: Да, я христианин, и по духу моей жизни я буду стремиться, чтобы те Блаженства, которые дал нам Господь, стали бы биением моего сердца. И тогда, при таком решении, для нас наступит действительно Новый Год. 30-ая Неделя, она же по Просвещении Апостол Павел в послании к Ефесянам (гл.4:7–13) говорит: “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова… И Он послал одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…” А Евангелие сегодняшнего Воскресения ( Мф.4:12–17 ) кончается такими словами: “С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.” В Рождество Христово мы получили дар усыновления, в День Обрезанья Господня мы получили начало Нового Года, в День Крещенья нам была указана цель всей нашей жизни и дана Благодать, помогающая нам идти к этой цели: “И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.” И это все суммирует Апостол: “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова… для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.” Апостол также указывает нам, где мы должны искать поддержки и укрепления: в Церкви Христовой: “И Он послал одних Апостолами, других пророками… иных Пастырями и Учителями.” “Истину сию, говорит Владыка Феофан, знают самоотверженно идущие путем Господним, и без жаления себя ведущие брань со врагами спасения.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Будучи орудием прославления Спасителя крест является орудием победы над диаволом ( Кол. 2, 15 ; Ефес. 4, 8 ; Псал. 67, 19 ). В Св. Писании читаем: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он воспринял также оныя, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти, чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр. 2, 14–15 ). Таким образом, смертью на кресте Спаситель избавил нас от власти диавола. А орудие победы над врагами народа Божия святится, почитается и сохраняется во святом месте. Так меч, которым поразил Давид Голиафа и тем избавил евреев от пленения, хранися в скинии – доме Божием ( 1Цар. 21, 9 ), как святыня – знак милости Божией к народу, Крест Господень должен тем более считаться великою святынею для благочестивого христианина. Если город Иерусалим, в котором был распят Иисус Христос , свят (Мат. 27, 53), если свята гора, на которой некогда стояли пречистыя ноги Спасителя ( 2Петра 1, 18 ), то тем более свят крест, на котором Спаситель находился всем Своим пречистым телом. Далее. Мы спасены кровию Христа на кресте. Он примирил нас с Богом именно посредством креста, убив вражду на нем ( Ефес. 2, 16 ). Значит, крест в деле нашего спасения имел великую силу, как орудие нашего спасения. Поэтому надо почитать Крест с любовию. Он – слава наша. Апостолу Петру Христос предлагает крестное страдание, как честь, дважды говоря ему: Иди за Мною во время обеда при Тивериаденском море ( Иоан. 21, 18–19 ). Св. Ап. Павел говорит Коринфянам: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1, 23–24 ). – Слово Божие о кресте для погибающих юродство (безумие) есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор. 1, 18 ). Галатам Ап. Павел говорит: «Я не желаю хвалиться разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Галат. 6, 14 ). Что значит хвалиться Крестом Христовым ? Это значит держать его высоко, на виду как святыню. Православные так и поступают. Они ставят Крест на храмах, и внутри храмов крест занимает первое место. Как святыня, верное оружие против духовного врага, крест на груди у каждого православного христианина; он же осеняет и могилы усопших как знамение их веры в Распятого и надежды воскресения. Сколько врагов одолела Русь крестом в руках и молитвою в сердце! С крестом святым и ныне воин идет на брань за веру Христову, подвизается на войне, и легче ему умирать в надежде на милость Божию по вере. С крестом святым выходит селянин на поле свое и на всякую работу, и легче ему труд и слаже ему свой хлеб трудовой! Легко живется на свете с верою в Распятого и молитвою к Нему, легче и в могиле лежать, когда над нею стоит крест христианский!.. Таким образом то, что служило знаком позора для иудеев, а для язычников римлян орудием казни, мы почитаем за самый дорогой предмет и не стыдимся выставлять его на показ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

[%В евангельской притче говорится, что тот, кто с десятью тысячами шел против царя, идущего с двадцатью тысячами, видя, что не может сражаться, стал просить мира, пока царь еще далеко был. Это значит, что лучше уж не класть начала отречению от мира, чем впоследствии холодно исполнять его и подвергать себя большей опасности. «Ибо лучше не давать обет, нежели, дав обет, не исполнить его» ( Еккл. 5:4 ). Хорошо говорится, что этот идет с десятью тысячами, а тот – с двадцатью тысячами. Ибо число пороков, воюющих против нас, больше, нежели добродетелей, борющихся за нас 229 . В аскетической литературе IV и последующего веков монашеская жизнь описывается как духовная брань, которую подвижник ведет не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной ( Еф. 6:12 ). В монашеском постриге человек получает новые одежды, каждая из которых символизирует воинское обмундирование. Символика монашеских одежд восходит к словам апостола Павла: Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф. 6:13–17 ). Слова апостола, однако, обращены не к монахам: их адресатом является вся община христиан Ефеса. Духовная жизнь всякого христианина – не только монаха или священника – подчинена законам борьбы. И в этой борьбе требуется рассудительность: человек не должен принимать на себя подвиг, который не сможет понести. 7. Потерянная драхма Выше, говоря о притчах из Евангелия от Матфея, произнесенных в Галилее, мы рассматривали притчу о заблудшей овце, имеющуюся также у Луки ( Мф. 18:12–14 ; Лк. 15:4–7 ). Согласно Матфею, притча является частью поучения, произнесенного в Галилее: по окончании его Иисус вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские ( Мф. 19:1 ). Путь, вмещающийся у Матфея в один стих, у Луки занимает десять глав ( Лк. 9:51–19:27 ). На этом пути, согласно Луке, Иисус произносит притчу о заблудшей овце, за которой следует еще три притчи: о потерянной драхме, о блудном сыне и о нечестном управителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010