«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Невидимая брань «Невидимая брань» — одно из самых авторитетных и популярных аскетических руководств. На самом деле Никодим Святогорец не автор, а переводчик «Невидимой брани». Автор её — иезуит Лоренцо Скуполи. Это, кстати, интересный прецедент обращения великого православного святого (причем крайне консервативного склада) к католической духовности. Важно помнить о нём сейчас, когда «ревнители Православия» всякое касание к католическому наследию считают чуть ли не ересью, чем-то невозможным для Православия). Никодим Святогорец многое в своем переводе «Невидимой брани» изменил, добавил от себя. Феофан Затворник, в свою очередь, перевел «Невидимую брань» на русский, тоже многое в ней изменив. «Невидимая брань» Никодима Святогорца — это как бы воинское руководство в той «войне не против плоти и крови, а против сил, господств и престолов, против духов злобы поднебесных», которую ведет каждый христианин. Преподобный Никодим Святогорец НЕВИДИМАЯ БРАНЬ В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книга сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует почитать не столько переводом, сколько вольным переложением. Составлено старцем Никодимом к рукописи, которою он пользовался   Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей наименование: «Невидимая брань». Как многие из священных и богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета получили свое наименование от самых предметов, о коих они поучают (книга Бытия, например, названа так потому, что возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего из не сущего; Исход — потому, что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит — потому, что содержит устав священнодействий для колена левитского; книги Царств — потому, что повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия — потому, что благовествуют радость велию, яко родися Спас миру Христос Господь (Лк. 2, 10–11), и указывают всем верным путь ко спасению и наследию вечноблаженной жизни); так кто не согласится, что и настоящая книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми она занимается, достодолжно названа: «Брань невидимая»?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Беседа одиннадцатая. Борьба с искушениями 149 Дорогие отцы! Каждый человек, каждый православный христианин, только пройдя огонь и воду, достигает Бога. Только пройдя пещь искушений, христианин приходит в покой. Благой Бог, «испытаяй сердца и утробы» 150 , прекрасно знает, что на сердце у каждого из нас: какие в нём страсти, какие дарования, какие намерения; потому Он и действует соответствующим образом, употребляя, как правило, лекарства, горькие настолько, что действие их сравнимо с крестными муками. И всё это ради нашего душевного исцеления, чтобы восстановить наше здравие и достоинство, дабы мы без затруднений прошли мытарства и достигли Престола Благодати! Как добрый Отец Он хочет, чтобы мы стали настоящими сыновьями, наследниками Божьими и сонаследниками Христу, и для этого проводит нас через горнило суровых испытаний. Каждый из нас пройдёт своё испытание в соответствии с Божественным замыслом. В особенности же на нас, на монахов, Бог воздвизает брань испытаний: попускает бесу наводить на нас брань, но и не оставляет нас без Своей Благодати. Сам Он невидимо помогает, укрепляет и просвещает, научает искусству брани. И из этой брани монах выходит либо побеждённый, либо уж увенчанный победным венцом. Первая по силе брань – плотская. Она начинается ещё в молодости. Господь попускает бесу блуда восставать на монаха с такой сильной бранью, какой он не ведал, живя в миру. Там он проводил жизнь чистую, был непричастен плотскому греху, пребывал в состоянии равновесия. Бог ведает, что если бы Он и в миру позволил бесу блуда нападать с такой силой, то человек не устоял бы. Сначала Бог просвещает, даёт вкусить предварительной благодати, возбуждает воодушевление, желание, силу. Тогда человек отрекается от мира и приходит сюда, в монастырь, т. е. выступает на поле брани, и тут-то Господь высвобождает беса блуда, говоря монаху: «Вот теперь воюй!» А монах, недоумевая, размышляет: «Почему же я раньше не ощущал такой брани? Как же мне от неё теперь избавиться?» Или бывает и иная брань: монаху начинает казаться, что, придя в монастырь, он стал хуже, что в миру он не имел такой брани, таких искушений. Помысел говорит ему, что там, в миру, он был лучше, нежели здесь. Но это не так. Теперь Господь выпустил беса, позволил ему на тебя восставать. Зачем? Чтобы явить тебя мучеником, подвижником, чтобы ты с полным правом получил венец победителя. Потому и говорится, что, если бы люди знали, сколько монах терпит искушений, то не принимали бы постриг. И, наоборот: если бы ведали, какая слава ожидает монахов в мире ином, то все пошли бы в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Одно из самых авторитетных и популярных аскетических руководств. Это воинское руководство в той «войне не против плоти и крови, а против сил, господств и престолов, против духов злобы поднебесных», которую ведет каждый христианин. Интересно, что Никодим Святогорец не автор, а переводчик «Невидимой брани». Автор ее — театинец Лоренцо Скуполи, католик. Никодим Святогорец многое в своем переводе «Невидимой брани» изменил, добавил от себя. Феофан Затворник, в свою очередь, перевел «Невидимую брань» на русский, тоже многое в ней изменив. Тем не менее это интересный прецедент обращения великого православного святого крайне консервативного склада к католической духовности. Важно помнить о нем сейчас, когда некоторые чересчур ревностные люди всякое касание к католическому наследию считают невозможным для православия. Группа Вконтакте Facebook группа Невидимая брань Перевод с греческого святителя Феофана Затворника. Этот труд преподобного Никодима Святогорца, переведенный и адаптированный святителем Феофаном Затворником, давно стал излюбленным чтением православных. Книга повествует о той невидимой битве, которую каждый христианин ведет со врагами своего спасения. В книге обозревается поле этой битвы, излагаются методы ведения борьбы, раскрываются способы использования духовного оружия, которое есть в нашем распоряжении. Желающий достигнуть Небесного Царства должен вести мысленную брань против страстей врагов рода человеческого, день и ночь не перестающих воевать против него. Своеобразную тактику и стратегию этой брани Господней предлагает нам преподобный отец. Книга адресована читателю, желающему правильно проходить путь духовной жизни. В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книга сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует почитать не столько переводом, сколько вольным переложением.

http://predanie.ru/book/71702-nevidimaya...

Подпишитесь на наш Телеграм Пять святоотеческих сочинений, написанных неправославными Есть книги, которые имеют в Православии статус «святоотеческих», при том что их авторы не были православными. Воздержимся от выводов по этому поводу — просто предлагаем иметь в виду этот факт при разговоре об «инославных, еретиках, раскольниках, иноверцах». «Невидимая брань» Преподобный Никодим Святогорец «Невидимая брань» — одно из самых авторитетных и популярных аскетических руководств. Однако на самом деле Никодим Святогорец — не автор, а переводчик «Невидимой брани». Автор ее — иезуит Лоренцо Скуполи. Поэтому выход этой книги — интересный прецедент обращения великого православного святого (причем крайне консервативного склада) к католической духовности. Важно помнить о нем сейчас, когда «ревнители православия» всякое обращение к католическому наследию считают чуть ли не ересью. Никодим Святогорец многое в своем переводе «Невидимой брани» изменил, и многое добавил от себя. Феофан Затворник, в свою очередь, перевел «Невидимую брань» на русский со своими правкам и добавлениями. «Невидимая брань» Никодима Святогорца — это руководство в той войне « не против плоти и крови, а против сил, господств и престолов, против духов злобы поднебесных », которую ведет — или должен вести — каждый христианин.   «Илиотропион» Святитель Иоанн Тобольский « Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной » — тоже перевод иезуитского труда, а именно книги немецкого католического богослова, учителя риторики Мюнхенской семинарии ордена иезуитов Иеремии Дрекселя «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina», изданного в 1627 г. в Мюнхене. «Heliotropium…» в 1630 г. был переведен на польский язык, а в 1688 г. в Москве издан перевод с польского на русский иеродиакона Феофана. Святитель Иоанн взял для перевода латинский текст, переработал его, адаптировав для православного русского читателя. В русском переложении сочинение « настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика » (из предисловия священника Александра Гумерова).

http://blog.predanie.ru/article/nepravos...

Часть 1 От издателей В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из св. отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книги сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует считать не столько переводом, сколько вольным переложением. Предисловие 2 Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей название «Невидимая брань». Как многие из священных и богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета получили свое наименование от самих предметов, о коих они поучают (Книга Бытия, например, названа так потому, что возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего из не сущего; Исход – потому что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит – потому что содержит устав священнодействий для колена Левитского; книги Царств – потому что повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия – потому что «благовествуют... радость велию... яко родися... Спас... миру Христос Господь» ( Лк. 2, 10, 11 ) и указывают всем верный путь ко спасению и наследию вечноблаженной жизни); так кто не согласится, что и настоящая книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми она занимается, достодолжно названа «Бранью невидимой»? Ибо она поучает не о какой-либо чувственной и видимой брани и не о врагах, явных и телесных, но о брани мысленной и невидимой, какую каждый христианин восприемлет с того часа, как окрестится и даст пред Богом обет – воевать за Него во славу Божественного имени Его даже до смерти (почему написанное в книге Чисел: «сего ради глаголется в книзе Брань Господня» ( Чис. 21, 14 ) – иносказательно написано о сей невидимой брани), и о врагах бестелесных и неявных, кои суть различные страсти и похотения плоти, и демоны злые и человеконенавистные, день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал блаженный Павел: «несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властям и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф. 6, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

протоиерей Владимир Чугунов Библиотека православного христианина «Брань наша не к плоти и крови, но к духам злобы поднебесной» Послание Апостола Павла Предисловие Слова апостола Павла о том, что «брань наша не к плоти и крови, а к духам злобы поднебесной», раскрывают сокровенный смысл духовного делания. Этот же апостол свидетельствует в послании, читаемом во время крещения, что во Христа крестившиеся, отныне усилием духовного подвига должны облечься и в Его свойства. Иначе говоря, совершенный образ Иисуса Христа, изображенный в Евангелии, отныне должен стать нравственным примером всей нашей жизни. (И образ нашей жизни заключается не только в прилежном изучении закона Божия, но так же и, прежде всего, в жительстве, согласно воли Божией.) Такая жизнь именуется праведной. Апостолу Павлу, как человеку учёному, было вверено дело проповеди языческому Риму. Знакомство с историческими и литературными памятниками того времени наглядно показывает, с какими трудностями пришлось столкнуться апостолу в деле проповеди христианства в древнем языческом мире. И слова апостола о том, что «отныне не я живу, а живущий во мне Христос», обращённые к людям, среди которых безраздельно царствовал культ плоти, раскрывают всю глубину и смысл христианского делания. Действительно, если, как утверждает тот же апостол, все члены его собственного тела отныне – члены Тела Христова, как же можно сделать их членами греха и всякой нечистоты? Не очевидно ли, что отныне цель всякого христианина, не только хранить в чистоте дарованную ему посредством таинства крещения «ризу Христову», но и восходить «от силы в силу», то есть постоянно пребывать в подвиге духовно-нравственного совершенства. Это вступление в ряды воинов Христовых, как раз, и налагает на христианина обязанность вести брань с «духами злобы поднебесной». Многие по неведению склонны идеализировать прошлое. Особенно теперь, когда, уничтожив крестьянство, как мешающий строительству земного рая класс, досыта нажившись без Бога, как только «Боженьку разрешили», судорожно ухватились за соломинку своей суетной веры, думая, что она сразу всё и вся вытащит, что стоит только отвернуться от прежних идолов и повернуться к храму, как всё само собой устроится. Когда же этого не происходит, начинают обманывать и себя и других тем, что раньше-де и жить и спасаться было легче. Увы! Дорога в Царство Небесное во все времена лежала через тесные врата и путь скорбный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из св. отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книги сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует считать не столько переводом, сколько вольным переложением. Предисловие Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей название " Невидимая брань " . Как многие из священных и богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета получили свое наименование от самих предметов, о коих они поучают (Книга Бытия, например, названа так потому, что возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего из не сущего; Исход - потому что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит - потому что содержит устав священнодействий для колена Левитского; книги Царств - потому что повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия - потому что благовествуют радость велию, яко родися Спас миру Христос Господь (Лк. 2, 10, 11) и указывают всем верный путь ко спасению и наследию вечно-блаженной жизни); так кто не согласится, что и настоящая книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми она занимается, достодолжно названа " Бранью невидимой " ? Ибо она поучает не о какой-либо чувственной и видимой брани и не о врагах, явных и телесных, но о брани мысленной и невидимой, какую каждый христианин восприемлет с того часа, как окрестится и даст пред Богом обет - воевать за Него, во славу Божественного имени Его даже до смерти (почему написанное в книге Чисел (21, 14): сего ради глаголется в книзе: Брань Господня - иносказательно написано о сей невидимой брани), и о врагах бестелесных и неявных, кои суть различные страсти и похотения плоти, и демоны злые и человеконенавистные, день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал блаженный Павел: несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властям, и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/998/...

игумен Арсений (Алексеев) Предисловие к читателю Сам домовладыка, Господь наш Иисус Христос , при основании церкви Своей, предсказал о ней, что она должна вести постоянную духовную войну против врат адовых ( Мф.16:18 ), и с того времени, мы видим, церковь Христова вступила в эту духовную брань с своим врагом. Первым воителем и победителем врагов церкви был сам домовладыка и основатель ея, Господь наш Иисус Христос : Он первый пришел на брань против князя мира сего, диавола, и Своим страданием за нас и смертью победил князя тьмы, избавив нас этим от его рабства. Сей войне Он и нас всех также научает, говоря: « побеждающему дам сести со Мною на перстоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем на перстоле Его: имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам» ( Апок.3:21, 22 ). Первыми последователями и подражателями Христу в духовной войне явились святые Апостолы, о чем в Священном Писании мы читаем следующее свидетельство: «яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным», и нас сему же они научают, говоря: «сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати» ( Еф.6:12, 13 ). Апостолов, в деле духовной войны, заменили потом преемники их, пастыри и учители церковные, которые также всегда воинствовали и продолжают воинствовать против врат адовых, против диавола и всех полчищ его, гонителей церкви, 1) Война церкви с отступническими полчищами, как вратами ада так как, при начале появления церкви Христовой на земле, диавол воздвигал на нее гонение чрез неверных иудеев и чрез язычников, всюду гнал и разрушал церковь ; когда-же Евангельскою проповедью пало язычество, многие цари языческие уверовали во Христа, и когда прекратилось гонение на церковь со стороны язычников, тогда диавол, для войны с церковью, избрал себе другие полчища воинов, образовал различные ереси и расколы, и из этих отступников он составлял свои полчища и вооружал их против восточной Христовой церкви. А в настоящее время он еще более и более умножает свои еретические и раскольнические полчища отступников, которые всюду усердно подвизаются на своей войне против церкви, которую они окружили вокруг своими бесовскими полчищами и стараются исполнить волю владеющего ими, и силятся повсеместно разрушить и опустошить Церковь Христову, и вот противу этих-то бесовских полчищ, как противу врат адовых, и должна Христова церковь непрестанно вести духовную войну. Противу первоначальных бывших еретических полчищ, ополчались пастыри церкви, собирали вселенские и поместные соборы; и после продолжительных увещаний непокорных еретиков они отсекали от единения церковного и извергали их от церкви, и соборне предавали их анафеме и проклятию, 2) О бывшей войне небесной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

     Сегодняшнее апостольское зачало – это уставное литургическое чтение, посвященное исповедникам веры. Текст отражает особенности подвига этих святых. «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:10–12). Итак, вот первый совет апостола Павла: «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». Чем были крепки исповедники? «Господом и могуществом силы Его». Не своею силою терпели они допросы, побои, унижения, но силою Божией. Чем должен быть крепок христианин? «Господом и могуществом силы Его». Не тем крепки христиане, что их якобы много. И не армией и не оружием, и не могущественными покровителями, и не мирской правдой и разумом, но «Господом и могуществом силы Его». С кем воевали исповедники и с кем должен воевать христианин? Против преступных правителей, против тех людей, которые по каким-то причинам не нравятся мне? Нет! «Против козней диавольских» воюет христианин, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». А где они, эти духи злобы? Покажите мне их носителя, чтоб я знал, с кем мне бороться. Как где? В тебе. Ты и есть носитель их, человек. Хочешь бороться со злом? Так вот же оно, в тебе! Хватай его и борись с ним! Победи зло в себе, и в мире мира больше станет. Силою Божиею выгони диавола из себя, и тогда ты сможешь помочь и другим сделать то же. Без понимания этого вся твоя кипучая деятельность бесам на смех. Ты сам побеждаешься ежедневно, и сам этого не замечаешь, и не помнишь: кто кем побежден, тот тому и раб. А может ли раб со своим господином бороться? Ты сбрось его иго сначала. Иго греха – вот где будет подлинная революция, вот где реальный шаг к изменению мира. Рассмотри своего реального врага, христианин, и пойми характер борьбы с ним, словно говорит нам в этом месте Павел.

http://pravoslavie.ru/117592.html

Слово в день Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского 50 Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, яко же и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле, говорит Господь Иисус в Своем откровении Иоанну ( Откр 3:21 ). Нет слова приличнее настоящему торжеству, и нет обетования для торжествующих утешительнее того, какое дарует нам Господь Иисус Христос. Ибо кого прославляет ныне св. Церковь ? Одного из тех победителей, с которыми Господь обетовал разделить престол Свой – св. Благоверного Князя Александра Невского. И кто участвует в прославлении и торжестве Церкви? Христовы воины и победители, которые прославились, или имеют прославиться победами. Тем не менее соответствует слово обетования и торжеству отечества. Тезоименитый ныне, Благоверный Государь, Наследник Престола, для того украшен знаменитым именем св. Александра Невского, дабы, подобно Ему, был исполнен силою победоносной веры, был победителем зла на земле и причастником славы Христовой на небе. Посему, не обязаны ли мы, сынове России, нашими усердными молитвами споспешествовать Ему в возрастании в тех духовных силах, которыми побеждают победители, посаждаемые со Христом на престоле? И, видя высокое образование и просвещение в Богоизбранном Наследнике престола, можем ли не утешаться самыми благими надеждами в будущем? Да прольются же молитвы наши пред престолом Всевышнего о здравии Его и долголетии. Но обратимся к утешительному слову обетования Христова, и вникнем, что за брань у нас и с кем? Как и чем должны мы побеждать? Св. вера наша, христиане, происходя от Бога, принесла с неба на землю в одной руке залог мира и любви, а в другой меч и венец. Просветив светом Евангелия, и отродив водою и духом, она ввела нас в великую брань, сделала воинами и победителями на земле, и обещает сделать сонаследниками Христовыми на небе; и потому всякий христианин, кто бы он ни был, царь и раб, есть воин Царя небесного. Как воин царя земного, вступая в военную службу, принимает присягу на верность: так и христианин, принимая христианское звание, дает обет быть всегда верным Христу, быть всегда усердным слушателем Его слова и ревностным исполнителем Его заповедей. Воину дают оружие для побеждения врагов, и христианину дано подобное оружие. Тот сражается в известное время и в известном месте, а христианин всегда и везде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010