2. Хочешь ли, я скажу и о таких, которые сильно преда­вались порокам, но потом вдруг переменились и отстали от всякого зла? Кто был несчастнее разбойника? Но он вдруг стал блаженнее всех. Он совершил множество убийств, был приговорен к распятию на кресте, приведен на смерть, осуждаем всеми, проводил все время и истратил жизнь в делах злых; но так как он в короткое время показал, как следует, страх к Богу, то сделался блаженным. И блудница, торговавшая своею красотою и предававшаяся всем на поругание и потому бывшая несчастнее всех, стала блажен­ною, показав, как должно, страх к Богу. Нет зла, кото­рого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв же­лезо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчи­ной, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им. Не был ли немощен Тимофей? Не был ли он постоянно в болезнях и страданиях? Но кто был блаженнее его? Иов, скажи мне, не находился ли в бед­ности, бесчадии, в жесточайших язвах телесных? Не под­вергался ли оскорблениям, поруганиям, злословию, голоду и всем человеческим бедствиям? Но и он стал блаженнее всех. Все это не только не поколебало его, но и сделало более твердым. И жена вместе со всеми другими огорчала его; но все это еще более прославило его. Представляя все это, пророк и говорит: «блаженны все, боящиеся Господа, ходящие путями Его». Дабы ты не подумал, что для тебя достаточно страха, он присовокупил: «ходящие путями Его», указывая на то и другое: «боящиеся» и «ходящие». Многие, имея правую веру, но, проводя разврат­ную жизнь, стали несчастнее всех. Поэтому, чтобы слова его не показались в этом отношении несправедливыми, он приба­вил: «ходящие путями Его». А какие это пути Божии, как не добродетельная жизнь? Чрез нее можно взойти на небо, до­стигнуть отечества и узреть самого Бога, сколько возможно человеку зреть Его. «Путями Его» называются потому, что чрез них можно взойти к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если мы и согрешаем, мы — Твои, признающие власть Твою; но мы не будем грешить, зная, что мы признаны Твоими. Знать Тебя есть полная праведность, и познавать власть Твою — корень бессмертия». (Прем. 6, 12—20; 7, 14; 9, 17—19; 15, 2—3) «Всякая премудрость — от Господа и с Ним пребывает вовек. Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? Высоту неба и широту земли, и бездну и премудрость кто исследует? Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости — от века. Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь. Он произвел ее и видел и измерил ее и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его. Страх Господень — слава и честь, и веселие и венец радости. Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие. Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень — дар от Господа и поставляет на стезях любви. Любовь к Господу — славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. Начало премудрости — бояться Бога. Полнота премудрости — бояться Господа. Венец премудрости — страх Господень. Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться. Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе. Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на радость вечную и милости. Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу — и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен? или кто взывал к Нему — и Он презрел его? Боящиеся Господа уготовят сердца свои и смирят пред Ним души свои, говоря: впадем в руки Господа, а не в руки людей; ибо, каково величие Его, такова и милость Его. Блажен человек, который упражняется в мудрости и в разуме своем поучается святому. Кто размышляет в сердце своем о путях ее, тот получит разумение и в тайнах ее. Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена. В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: я вышла из уст Всевышнего и, подобно облаку, покрыла землю. Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки.

http://pravoslavie.ru/2941.html

Дым от пожарища Вавилона, восходящий во веки веков, означает также, что посланные на Вавилон наказания на земле никогда не будут забыты. А также и то, что земным разрушением и огнем наказание Вавилона не ограничится, но перейдет в вечные муки геенского огня. Откр.19:4 Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя! В славословие небожителей включаются теперь ранее уже неоднократно виденные нами у престола Божия 24 старца и четыре животных. Они подтверждают небесное славословие, говоря: аминь! – истинно так, и сами вторят: аллилуйя! Бог представляется здесь сидящим на престоле . Под этим подразумевается или Его особое местопребывание на небесах, Его особое место славы; или же это – высшие ангельские силы: престолы, херувимы и серафимы. Ему, Богу, сидящему на престоле: аминь, аллилуйя! Но и этого славословия еще недостаточно. Откр.19:5 И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. Еще не все включились в славословие небес. Теперь же голос от престола Божия призывает всех рабов Его и боящихся Его воздать хвалу Богу. Никто не должен остаться в стороне. И малые в добродетели и подвигах простые христиане, и великие светила церковные, учителя, подвижники, мученики – все должны славить Бога. Из этого мы можем извлечь для себя и практический урок. Прославление Бога и служение Ему не есть и не должно быть исключительно делом церковной иерархии, монахов и подвижников. В этом должны участвовать все: малые и великие. Это – дело каждого христианина. Каждый, по мере полученного от Бога дара и призвания, должен славить Бога и служить Ему всем сердцем и всею душою. Каждый должен найти свое место в «хоре», хвалящем Бога. Хвалишь ли ты Бога? Служишь ли Ему? Или стоишь безучастно в стороне?.. Чей же это голос от престола , призывающий хвалить Бога? Это не голос Самого Бога, ибо голос говорит такие слова: Бога нашего . Но это может быть голос Агнца-Христа, говорившего некогда о Своем восхождении «к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ). Или же голос высших ангельских сил – престолов, херувимов, серафимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

А что бы произошло, если бы Арий не был осужден? Произошло бы вот что. Если Христос — не Сын Божий по Своей природе, а одно из творений, пусть величайшее, то, стало быть, не Бог искупил человеческие грехи, не Бог восстановил в Себе через воплощение помраченную грехом человеческую природу, а это сделал человек. Какое же тогда могущество и какая сила у человека! Человек становится на место Бога в сознании людей, он вытесняет Бога из жизни как спаситель мира. А каким был бы следующий шаг? «А неизвестно, есть Бог или нет, мы Его не видели, а Христа видели. Так, может быть, и Богу поклоняться не надо, и в Бога верить не надо, а достаточно верить в этого величайшего человека, который спас весь мир?» Отсюда простой логический вывод, разрушающий очень многое в человеческой жизни: если человек способен спасти мир, то он способен быть мерой всех вещей, он может быть абсолютным авторитетом, определяющим, что добро, а что зло. Тогда Божественный авторитет исчезает, и в центре духовной жизни оказывается человек. Мы знаем, что в результате сложного исторического процесса, сопровождавшегося многими потрясениями, войнами, революциями, в XVI веке появилась идея, что человек спасает самого себя и от человека зависит, что происходит в мире. Человек — мера вещей, он определяет, что добро и что зло. И мы знаем, как эта ересь, возникшая в сложные века нового времени, сегодня распространилась по всему миру, вытесняя веру в Бога. Вера в Бога заменяется верой в могущество человека. Иногда и у нас люди, даже православные, но боящиеся признаться в своей вере, говорят: «Я тоже верю, только верю в человека». Можно верить своей жене или мужу, но в человека верить нельзя, потому что люди разные. Можно с легкостью поверить в тирана, убийцу, диктатора и поддержать такого человека, особенно если он рвется к власти. Мы знаем, что происходило в странах Европы и в нашей многострадальной стране, когда человек обожествлялся и возникал культ личности. Вот один из представителей этого культа и провозгласил в 1961 году марийскую землю свободной от всякой веры.

http://patriarchia.ru/db/text/4536335.ht...

Ты же, господин, сам Бога ради будь внимателен к себе и ко всему княжению твоему, в коем Святой Дух поставил тебя пасти людей Господних, которых приобрел Он честною Своею кровию. Ведь раз сподобился ты получить от Бога великую власть, то столь же большое воздаяние ты должен воздать Ему за это. Воздай же Благодателю долг, храня Его святые заповеди, уклоняясь от всякого пути, ведущего в пагубу. Это как на кораблях: когда наемник, каковым является гребец, ошибается, малый вред причиняет он плавающим с ним; а когда – кормчий, тогда всему кораблю причиняет он пагубу. То же, господин, можно сказать и о князьях: если кто-то из бояр согрешает, то не причиняет всем людям пакости, но только себе одному; если же сам князь согрешает, то всем людям, ему подвластным, причиняет он вред. Ты же, господин, со многой твердостью храни себя в добрых делах. Ибо сказал святой апостол: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». Возненавидь, господин, всякую власть, влекущую тебя ко греху, непреложным имей благочестивый помысел и не величайся, господин, временной славой в суетном высокомерии: мала ведь и кратка здешняя жизнь, и с плотью сопряжена смерть. И ты думай об этом, и не упадешь в ров гордости. Но бойся, господин, Бога, истинного Царя, и блажен будешь. Ибо «блаженны, – сказано – боящиеся Господа». Вспоминай, господин, надежду на будущий век и царство небесное, радость святых и веселие с ангелами; надо всем же этим – лицезрение пресладкого лица Божия: Он ведь воистину красота неизреченная, весь Он сладость и желание и любовь ненасытная ко всем любящим его и творящим пречистую волю Его. Да слышал я, господин князь великий, что – несогласие великое между тобой и родственниками твоими, князьями Суздальскими: ты, господин, свою правду выставляешь, а они свою. И из-за этого, господин, от вас христианам великое кровопролитие причиняется. Так ты, господин, посмотри на то поистине: в чем окажутся они правы перед тобой, и ты, господин, со смирением уступи им. А в чем окажется твоя правда перед ними, в том, господин, ты за себя стой по правде. А начнут тебе, господин, они бить челом, и ты бы, господин, Бога ради пожаловал их по их вере, потому что, господин, я так слышал, что до сих пор они были у тебя в принуждении, и оттого, господин, и возмутились. И ты, господин, Бога ради выкажи к ним свою любовь и милость, чтобы они не погибли, блуждая в Татарских странах, и там бы не скончались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его снова спросили, а что должен делать монах. Он ответил: «Всегда работать добру и воздерживаться от всякого зла». Он же сказал, что для монаха позор, если он от своих пошел на чужбину ради Бога, а потом попал в ад. В. Из святого Ефрема Монахом делает не постриг, не облачение, но устремленность к небу и жизнь о Господе. Только по этому и узнается монах. Равно как и мирянин виден не по прическе или одежде, а по дурной жизни и ненасытной жажде мирского и вещественного. У таких людей и душа мерзкая. Если ты отрекся от мира, усердствуй в своем деле, чтобы обрести искомую жемчужину. После отречения от мира некоторые приняли монашество. Одни – после военной службы, другие, – растратив свое богатство. Хуже всех пришлось тем, кто под тяжестью своеволия пал, ибо нет ничего хуже, чем слушаться собственной воли и поступать по своему разумению. Такие люди через парадные двери удаляются из тленной жизни, а потом возвращаются через окно. Так и сыны Израиля: вырвались из железной печи, то есть из Египта, прошли невредимо через Чермное море, насладились такими щедрыми и великими дарами от Бога и после этого стали поступать по собственной воле и уже на берегу потерпели катастрофу. Из такого великого множества изчисленных – из шести десятков тысяч – в землю обетованную вошли только двое: Халев и Иисус Навин, те, кто не ослушались слова Господа и свято хранили волю Всевышнего. Как невозможно просто купить грамотность или ремесло за деньги, так и нельзя стать монахом без усердия и постоянного терпения. Поэтому будь начеку, брат, как добрый воин, и не пренебрегай данным тебе даром. Иначе потом будешь наказан вдвойне: за то, что опозорил людей – своих кровных родителей и за то, что не угодил Богу. Подвизайся, чтобы люди, глядя на тебя, прославляли Бога за твою благую жизнь. В Писании сказано: Боящиеся Тебя увидят меня – и возрадуются ( Пс. 118:74 ). И еще: Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения ( Пс. 118:165 ). Ведь если ты оставил мир, своих кровных родных, близких, друзей, отчизну, богатства ради Господа, то какая тебе от этого польза, когда, придя сюда спасаться, ты занимаешься совершенно иным? Ты грешишь против Бога и имя монаха носишь напрасно. Твои прежние знакомые хвалят тебя: «Блажен такой-то. Он возненавидел этот мир, его славу и ложь и больше не думает ни о чем земном. Отрекся от мира и стал монахом». А на деле ты живешь совсем не по-монашески.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Ответ на возражение 1. Вера необходима как то, что является началом духовной жизни, и потому ее наличие было условием получения Закона. Ответ на возражение 2. Господь исходил из наличия некоторой веры, а именно веры в единого Бога, и потому Он сказал: «Веруйте в Бога». А ещё он наказал верить в Воплощение, посредством которого одно Лицо стало Богом и человеком. Это разъяснение веры принадлежит вере Нового Завета, по каковой причине Он и продолжил: «И в Меня веруйте». Ответ на возражение 3. Запретительные предписания относятся к уничтожающим добродетели грехам. Но добродетель, как было показано выше (II-I, 18, 4; II-I, 19, 6), может быть уничтожена любым частным оскудением. Поэтому вера в единого Бога предполагала необходимость сообщения запретительных предписаний в Старом Законе для того, чтобы люди были предупреждены о тех частных оскудениях, посредством которых могла быть уничтожена их вера. Ответ на возражение 4. Исповедание веры и обучение ей предполагает также и подчинение человека Богу посредством веры, по каковой причине Старый Закон скорее мог содержать предписания, касающиеся исповедания и обучения вере, нежели самой веры. Ответ на возражение 5. В приведенной цитате под верой понимается то, посредством чего мы полагаем, что Бог есть, в связи с чем она начинается словами: «Боящиеся Господа!», каковой страх невозможен без веры. Последующие же слова [а именно]: «Веруйте Ему», должно относить к некоторым особым положениям веры, и в первую очередь к тем вещам, которые были обещаны Богом повинующимся Ему, на что указывают последующие слова: «И не погибнет награда ваша». Раздел 2. ДОЛЖНЫМ ЛИ ОБРАЗОМ В СТАРОМ ЗАКОНЕ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ТЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ЗНАНИЮ И РАЗУМЕНИЮ? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что те предписания, которые относятся к знанию и разумению, не были должным образом представлены в Старом Законе. В самом деле, знание и разумение принадлежат познанию. Но познание предшествует действию и направляет его. Поэтому относящиеся к знанию и разумению предписания должны предшествовать тем предписаниям Закона, которые относятся к действию. Следовательно, коль скоро первыми предписаниями Закона являются предписания Десятисловия, то похоже на то, что относящиеся к знанию и разумению предписания должно было поместить среди предписаний Десятисловия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Пс.111:4 . Возсия во тьме свет правым: милостив и щедр и праведен. Третие благополучие людей боящихся Бога есть свет мудрости и разума, озаряющий их свыше во мраке недоумений, встречающихся то при отправлении дел, то при отражении коварств, бываемых от лжебратии: тако же свет утешения в бедственных и прискорбных обстоятельствах жизни. Сей свет есть не кто иный, как Сам Бог милостивый, щедрый и праведный, Бог творяй милость с милостивыми; ибо справедливость требует, чтоб милостивые получали милость. Пс.111:5 . Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. Четвертое благополучие праведнаго человека есть веселие духовное: ибо люди боящиеся Бога удобно и грехи прощают, сожалея о немощах человеческих, и взаим дают требующим, и тако исполняют заповедь Господню: отпущайте, и отпустится вам; дайте и дастся вам ( Лк. 6:37–38 ). А сия благая дела в сердце человека великое раждают веселие: так как напротив того, люди, не прощающие грехов и отказывающие ближнему в благодеянии, всегда огорчаются духом; ибо и совестию мучатся, и в ненависти у людей находятся. Глагол: щедрит – некоторые относят к милостыням, подаваемым убогим: но понеже о милостыни особенно упоминается ниже под стихом 9, для того мы с блаженным Августином за благо разсудили отнести его к прощению грехов, яко к роду духовныя милостыни. За сим следует пятое благополучие человека праведнаго, состоящее в благоразумии разговоров, чрез которое избегает он величайших несчастий, непримиримых враждований, браней, клевет и других сим подобных бедствий. Ибо кто боится Бога, тот располагает слова свои согласно с здравым разсудком, так что никому вреда не причинит и себе приобрящет много пользы. К сему присовокупляет причину, чего ради муж праведный устроит словеса свои с разсудком, поскольку тверд и постоянен в намерениях своих, и все предвидит благоразумно, так что все, что бы ни случилось, поколебать его не может. Пс.111:6 . В память вечную будет праведник. Пс.111:7 . От слуха зла не убоится: Шестое благополучие человека праведнаго состоит в том, что всегда будет жить в памяти у людей, и притом не по знатному какому-нибудь злодеянию, как живет Иуда, Каин, Ирод, Пилат, Анна и Каиафа, но по деяниям славным и честным, каковы свойственны людям праведным. И не токмо в память вечную будет у людей смертных, но имя его впишется в книгу животную, из которыя во веки не изгладится; а таким образом память его будет благословенна и пред Богом, и пред Ангелами, и пред всем сонмом святых, так что не убоится ни клевет, ни поношений злых людей, и, что еще вящше, ни онаго ужаснаго изречения праведнаго Судии: идите от Мене проклятии во огнь вечный ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.33:3 . О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся. В первой части стиха сего показывает Пророк, что хвала, которую обещал он иметь всегда во устах своих, будет происходить от внутренняго движения сердца, дабы чрез сие разлучить оную от суетныя похвалы языка, каковою тщеславятся многие лицемеры. Ибо душа не жизненный дух означает в сем месте, но жилище внутренних чувствований; аки бы сказал Пророк, что он от чистаго сердца в едином Боге находить будет материю хвалы, дабы толикое благодеяние никогда из памяти его не выходило. Во втором члене обращает слово к людям кротким и смиренным, то есть к таким, которые в подобных находятся злоключениях, и которые часто от сильных угнетаемы бывают и потому имеют особливую нужду в Божией помощи. Сих делает участниками радости своея, дабы примером его будучи одобряемы, не унывали в печалях, но духом возносились выше, и равным образом хвалили Бога как в радостных, так и печальных обстоятельствах. Следующия за сим слова: да услышат кротцыи, и возвеселятся, означают, что сообщение хвалы относится собственно к тем, кои в подобных находятся злоключениях, каковы суть люди бедные, смиренные, и часто от сильных угнетаемые. Да услышат, глаголет, кротцыи, – то есть смиренные, Бога боящиеся, и мне подобные, что со мною случилося, – и да возвеселятся. Пс.33:4 . Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя его вкупе. Продолжает слово к тем же людям, которых призывал к хвалению и веселию, и увещавает их, дабы не токмо каждый порознь и наедине хвалил Бога, но и все совокупно соединяся с ним, прославили Господа. Ибо зело приятно Богу, когда верные не токмо наедине в ложницах, но и собравшеся в церквах единодушно и едиными усты славят Его, якоже глаголет Апостол в послании к Римляном ( Рим. 15:6 ): Возвеличите Господа со мною, то есть, Того Владыку, Который един есть истинно велик, признаем за великаго; и паки Того, Который един есть истинно высок, елико возможно, превознесем гласом нашим, и имя Его, т.е. славу и силу и величие, прославим пред людьми вкупе.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Это мой первый совет вам. Чтобы этот совет вам просвещенным и разумеющим людям не показался излишним, я могу напомнить, об общей человеческой слабости изменять подчас своим разумным убеждениям, и самые светлые теории портить на практике. Могу поставить на вид и другую, чисто национальную и, так сказать, домашнюю нашу слабость русскую: с особенною горячностию предаваться рассуждениям и речам о делах общественных и с замечательным равнодушием относиться к ним, когда настает час и очередь делать эти дела и нести их на своей ответственности. Не я выдумал эту слабость; об ней говорят и пишут откровенно сами русские люди, об ней же, может быть, напоминает нам и наша собственная совесть. И вообще думается мне, не лишне будет в настоящие минуты напомнить вам о важности предстоящего дела и пригласить вас отнестись к этому делу с подобающею для него серьезностию. В чем, именно должна состоять эта серьезность, – вы наилучшее разъяснение и руководство можете найти в вышеприведенных словах богомудрого Иофора, к которым я с этою целию и возвращаюсь снова. Усмотри себе из всего народа людей... боящихся Бога – говорил далее Иофор Моисею. Так же должны поступить и вы. Ваши избранники не только должны быть способные люди, но и боящиеся Бога, люди благонамеренные и честные, – иначе сказать – искренние и добрые христиане. Ум и способности, к сожалению, не всегда свидетельствуют о высокой ценности и об истинном достоинстве человека. Сколько есть умных и необыкновенно способных людей, с которыми, однако же не знает что и делать общество, которые стали его зловредною язвою и гнилостным наростом. Это всегда люди без религии и Бога, люди неверующие и грубые материалисты. Но есть многое множество и таких людей, которые при всей своей безвредности, в общественные деятели, однако же не годятся несмотря на свой ум и способности. Это например – люди апатичные и ленивые, либо рассеянные и вечно пирующие, люди непривычные и неумеющие подчинять совести и долгу свой личный покой и свои частные выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010