Псалом 117 Аллилуиа. И этот псалом есть благодарственный Богу за полученные Давидом от Него благодеяния.(1) (1) Слова Феодорита: Иудеи сею песнию приносят благодарение Богу по возвращении из Вавилона, когда соседние и другие наглые народы собрались против них, и потом истреблены были посланными от Бога казнями. Поелику же в них предизображены мы, то сие песнопение относится к уверовавшим из язычников. Исихия: Часто Давид прославляет исповедание, зная, что в нем дано грешникам величайшее пособие и врачевство против душевных ран. Пс.117:1 .  Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его Те же слова сказал Давид и в 105-м псалме; и они там изъяснены. Исповедайтесь, говорит, пред Господом в грехах своих; потому что Он милостив и непамятозлобив к исповедующимся: и милость Его, по словам Евсевия, постоянна и непрерывна к кающимся. Пс.117:2 .  Да речет убо дом Израилев, яко благ, яко в век милость Его Пс.117:3 .  Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его Пс.117:4 .  Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его Пусть, говорит, простой народ израильский и род Ааронов, т. е. священнический и все боящиеся Господа, т. е. пришельцы, притекавшие к вере из язычников скажут; что же скажут? что Господь милостив к исповедующимся, и что милость Его постоянна к тем, которые приносят покаяние: потому что все они получили от Бога в приличные времена и различными способами благодать и милость. Он и здесь разделил иудеев на три части, как разделил их и в 113-м псалме, словами, которые читаются так: дом Израилев уповал на Господа.(1) (1) Слова Евсевия: В упомянутых здесь трех разрядах среднее место занимает священнический чин, так что как бы по одну сторону поставлен Израиль, по другую – боящиеся Господа, а в средине – священники, которых назвал домом Аароновым. Златословесного: Что значит во век милость Его? Непрестанно, и непрерывно во все времена являющаяся во всем блеске. А если немногие видят ее, то это бывает по причине бессилия мышления их. Так не могут смотреть на солнце и те, которые больны глазами, Феодорита: За пришествие Христово наипаче должны быть благодарны иудеи. Ибо хотя они испытали бедствия, но не по причине Пришедшего, а по своему неразумению. Безымянного: Поелику евангельская благодать излилась на все народы, в числе которых был и народ из обрезания, притом составлял главнейший народ, то посему прилично в сих словах первый он призывается к исповеданию, а за ним и пришедшие к Евангелию из язычников; это согласно и с сими словами: во-первых, иудею и потом и эллину.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ортодоксальный ислам и историческое христианство не могут быть истинны одновременно. Каждая из двух религий объявляет, что только ее священные тексты суть богодухновенное Слово Божие. В них также содержатся взаимоисключающие догматы: Бог имеет три ипостаси; у Бога только одна ипостась. В Библии говорится, что Христос умер на кресте и на третий день воскрес из мертвых. В Коране это отрицается. Итак, для христианских апологетов существует необходимость оспорить притязания мусульман на божественную авторитетность Корана. 1. Происхождение Корана Исламские догматы относительно Корана не имеют параллелей ни в одной из других мировых религий. Представляет ли собой Коран чудо? Мухаммед утверждал, что да, — в сущности, это было единственное чудо, которое он выдвинул в доказательство своих претензий на пророческое призвание (Коран, сура 17:90/88). Представленные Мухаммедом обоснования включают в себя следующие доводы: Довод об уникальном литературном стиле Красноречие в качестве критерия богодухновенности вызывает большие сомнения, однако краеугольным камнем исламской позиции является тот тезис, что Коран характеризуется такими литературными качествами и стилем, которые могут происходить только непосредственно от Бога. В лучшем случае, литературные достоинства Корана доказывают, что Мухаммед был одаренной личностью. Но даже самые поразительные художественные и интеллектуальные способности вряд ли можно считать сверхъестественными. Моцарт написал свою первую симфонию в шесть лет и создал все свои музыкальные произведения до возраста в 35 лет, когда он умер. Мухаммед начал писать только после 40 лет. Но какой мусульманин сказал бы, что музыка Моцарта — это сверхъестественное чудо? Если бы красноречие было критерием, претензии на божественную авторитетность можно было бы выдвинуть для многих литературных классиков, от Гомера с его «Илиадой» и «Одиссеей» до Шекспира. Далее, даже некоторые из первых исламистов признавали, что литературная форма Корана далека от совершенства. Как отмечает иранский исламист-шиит Али Даш-ти (Dashti), «среди исламистов раннего периода, прежде чем стали доминировать фанатизм и гиперболизация, были такие, как Ибрагим он-Нассам (Nassam), который открыто признавал, что композиция и синтаксис в Коране далеко не чудесные и что произведения равных или более высоких достоинств могли бы создать другие боящиеся Бога писатели». Хотя такое мнение кое-кто осуждал (исходя из своего толкования стиха Коран, сура 17:90/88), у он-Нассама было много защитников, в том числе несколько ведущих представителей мутази-литской школы (Dashti, 48).

http://azbyka.ru/koran-predpolagaemoe-bo...

1. Смотри, как пророк начинает здесь с того, чем кончил там. Как там он ублажал тех, которые не по­стыжаются, имея Бога своим помощником и защитником, так и здесь начинает тем же: «блаженны, говорит, все, боящиеся Господа». Опять говорит о всех вообще, по поводу иудеев. Хо­рошо сказал он: «все». Будет ли кто рабом, или господином, бедным, или увечным, и кто бы то ни был, ничто не пре­пятствует ему иметь это блаженство, о котором он говорит. Другое блаженство ложное и мнимое, которого домогаются мно­гие, едва ли может составиться из множества благ, соединив­шихся вместе; и если эти блага не соединятся вместе, то ни­кто из людей не может быть счастливым. Например: кто богат, тому этого недостаточно для счастья, а нужно присовокупить к тому и здоровье, потому что кто богат, но увечен, тот далек от счастья и даже несчастнее бедных. Многие люди богатые, но страждущие от болезни, считают блаженными бедных, собирающих милостыню по переулкам, а себя не­счастными, не смотря на тысячи талантов. Если же иной и здо­ров, и богат, но недостает ему славы, то опять новое препят­ствие счастью. Есть люди, которые, имея много богатства и здоровое тело, невыносимо страдают при виде военачальников или облеченных другою властью. Не имея никаких почестей, они считают себя несчастнее всех, будучи обязаны подчи­няться тем, в сравнении с которыми часто их слуги гораздо богаче. Далее, пусть будет и слава и богатство и телесное здо­ровье; но если не будет безопасности от козней бесчисленных врагов, завидующих, злоумышляющих, ненавидящих, осуж­дающих, клевещущих, то человек будет опять несчастнее всех, будет проводить жизнь зайца, боясь теней, трепеща и страшась всех. Если же он будет свободен и от этого, будет любим всеми и все благополучно соединится у него, и слава, и богатство, и безопасность, и почести (чему соединиться невозможно, но допустим это), если все это стечется к нему и ни в чем не будет недостатка, если и любовь народа, и ве­личие славы, и обилие богатства, и телесное здоровье, и всевоз­можная безопасность, и непобедимость соединятся у него, – то и такой человек, вступивший в брак с злонравною и развратною женою, часто бывает несчастнее всех, не имеющих ни одного из тех благ. Пусть у него и жена будет добрая и согласная с его мыслями и желаниями; но он имеет худых детей, и по необходимости бывает несчастнее всех, или вовсе не имеет их, и потому скорбит и плачет. Вообще, на что ни посмо­тришь человеческое, увидишь много недостатков. Для чего говорить о чем-нибудь другом? Часто худой слуга все рас­страивает и приводит в беспорядок; и нет ничего столь непрочного, как гордость человеческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Конторы»: от Слова к цифре 16.10.2023 774 Время на чтение 9 минут Всякий, кому доводилось сталкиваться со всевозможными российскими «конторами» – регистрирующими, оформляющими, разрешающими… – знает, что единственный способ «не впасть в отчаяние» от соприкосновения с ними состоит в том, чтобы относиться к ним с юмором и научиться существовать параллельно им. Это «не впасть в отчаяние» восходит к тургеневскому стихотворению в прозе, посвященному русскому языку, который помогал «не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома» и позволял верить, что не может быть, «чтобы такой язык не был дан великому народу»… Замечу кстати, что русский язык, – а «язык» это еще и синонимом «народа», – появился на нашей земле уж точно до появления «контор», которые особенно развелись у нас в эпоху царствующих подражателей немецким «порядкам» – и с тех пор зажили собственной жизнью, устремляясь к нынешнему глобально-цифровому «идеалу» и подготавливая условия для воцарения того, кто перед кончиной мира дерзнет подменить собою Христа… А ведь в свое время, когда у нас был уже язык и, главное, вера – и «конторы» не подчинили еще народную жизнь, – можно было бы, наверное, на очередной исторической «развилке» сделать иной выбор и повести дело так, чтобы, по возможности, обходиться без них… Ведь существовали «низовые» общины, вроде нынешних наших небольших деревень, где все всë обо всех знают и где не требуется никаких письменных или цифровых идентификаций личности, – в которых все были объединены общими целями, и в которых, как правило, поверх всех прочих жизненных целей, была главная общая цель – спасение души. Вот и выдвигала бы каждая такая община лучших и способнейших своих представителей наверх, для обустройства нашей жизни в более широком охвате. Понимая, что от их решений зависит и благоденствие в их местной жизни… А из тех, избранных наверх, избирались бы представители на еще более высокий уровень… И, естественно, это должны были бы быть люди любящие и боящиеся Бога, потому что без этого человек на высших уровнях имеет свойство портиться… И сверху должна быть встречная объединяющая сила, обеспечивающая соборность и преемственность, – не позволяющая возобладать местной и региональной ограниченности и обеспечивающая «связь времен», дабы сиюминутное не возобладало над вечным…

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/16/...

Изъяснение псалма 117-го. «Аллилуия». И сию песнь приносят в дар Богу улучившие спасение. Ибо когда, по возвращении Иудеев, все соседние народы собрались вместе, завидуя прежнему их благоденствию, призвали себе на помощь и другие народы, даже варварские, но по пророчеству Иоиля, Иезекииля, Михея и Захарии ниспосланными от Бога казнями были истреблены; тогда спасенные принесли Богу сию благодарственную песнь. Поскольку же в том, что было с Иудеями, преднаписано совершившееся с нами; то песнопение сие приличествует паче уверовавшим из язычников, которые, многими начальствующими и подначальными, народами и народоправителями, царями и военачальниками, быв гонимы, мучимы и терзаемы, претерпев тысячи различных смертей, оказались победителями враждуюших. И Иудеям и сим уверовавшим благодать Духа в песнопении сем предложила учение. Пс.117:1 .   Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». Воспойте Благаго и Подателя благ; потому что милость Его непреложна, и всегда оказывает Он милость имеюшим в ней нужду. Пс.117:2 .   Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:3 .   Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его. «Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его». «Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его»: Об Иудеях упомянув раздельно, об уверовавших из язычников делает общее упоминание. Пс.117:4 .   Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его. «Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его». Божие человеколюбие, говорит Пророк, все песнословьте: и от Израиля ведущие род, хвалящиеся прародительским благочестием, даже сподобившиеся между ними священства, и вы, происшедшие от различных народов, но избавившиеся нечестия предков; потому что Бог всех один, и всем оказывает различныя благодеяния, и просящим являет милость. Потом Пророк яснее говорит о Божием промысле. Пс.117:5 .   Из тесноты воззвал я к Господу, – и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пятьсот храбрецов разбили гарнизон Пензы. Комиссары разбежались. Три дня дышалось свободно. Но чехи проследовали с боем на восток. Комиссары вернулись. Марксистский режим продолжился с удвоенным озорством. Пошли вновь обыски, допросы и озорная пальба по живым мишеням за «здорово живешь». В августе озорной комиссар Кузнецов приказал отряду солдат стрелять по мне в храме, но солдаты не исполнили озорного приказа. Высшей меры озорство достигло в сентябре в связи с выступлениями эсэров в Москве. В Пензе комиссары наловили сотни заложников, не из эсэров, а по произволу и открыли дикое избиение их. Изо дня в день комиссар Власов с вооруженным отрядом появлялся во дворе места заключения и на виду у заключенных тут же во дворе производил «уничтожение» заложников. Без следствия и суда, в порядке нумерации камер, выгоняли заложников во двор и убивали. За все время операции трупов не убирали. Вместе с трупами во дворе лежали и «неудачно» расстрелянные, надрывая душу стонами и воплями. Не все заложники погибли только потому, что Власов производил «операцию» с прохладцей, не торопясь, строго держась шестичасового рабочего дня. Приказ из Москвы о прекращении бойни он встретил с откровенно выраженным неудовольствием. Выпуская уцелевших, он злобно-цинично сказал: «До скорого свидания». Среди уцелевших был и я, и выпускать меня из узилища Власову было особенно досадно. Через несколько дней он вновь арестовал меня с очевидною целью прикончить. Но не судил Господь. Сам ретивый комиссар попал в одну камеру со мной по обвинению в ряде преступлений, не терпимых даже в комиссаре, и в канун октября был расстрелян, а я из сидельцев ЧК вновь был переведен на положение состоящего под домашним арестом, усиленным надзором и всевозможными проявлениями марксистского произвола и озорства. В этом положении среди безрезультатных обысков, суровых допросов с применением всевозможных приемов устрашения закончился для меня 1918 год. Последующие годы для меня были еще суровее 18-го года. Но и 18-го года достаточно, чтобы через десять лет, в 1928 году, сказать: на протяжении истории человечества не было, не будет и не может быть режима озорнее, грубее и подлее марксистского. Берегитесь марксистов! Это злодеи, Бога не боящиеся и людей не стыдящиеся, это люди, умертвившие в себе человека, опустившиеся ниже звериного уровня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/v...

Собеседование 29 на псалом 118 Статья 2-я Пс.118:73 .  Руки Твои сотворили меня и создали меня: вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. 1. Пророк Давид в своей жизни все испытал – и власть, и царское достоинство, и богатство, и славу, и почести, и удовольствия, и воинскую доблесть; но все это презирая, ценил только то, что дей­ствительно достойно любви и привязанности, почему и говорил: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). Будем же и мы, братие (это ведь и написано в наставление нам), соблюдать закон и заповеди Божии, почитая все остальное ничтожным. Желая же показать, какой чести удостоен человек (от Бога), псалмопевец говорит далее: «руки Твои сотворили меня и создали меня». Бог все создал и привел из небытия в бытие Своим словом. Так, сотво­рив небо и землю, Он сказал: «да будет свет. И стал свет», а потом: «да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды; да произрастит земля зелень; да будут светила на тверди небесной; да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» ( Быт.1:3, 6, 11, 14, 20, 24 ). «И создал Господь Бог человека из праха земного» ( Быт.2:7 ). И вот, по внушению божественного Духа, пророк напоминает Творцу об этом проявлении особенной Его любви к человеческой природе. Тогда как все остальное устроено Его словом, о теле человека го­ворится, что Он создал его Сам; не то это значит, что Он действовал будто бы руками, так как Он бестелесен и безвиден: «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ), по слову Господа, – но что Он обнару­жил особенное расположение к этому творению, а также то особое отношение, в каком мы, люди, находимся к Нему, как созданные по Его образцу ( Быт.1:26 ), в силу чего человек является единствен­ным из животных, одаренным разумом. Поэтому пророк и про­сит Создателя даровать Своему созданию разумение; с этою целью прибавлены слова: «боящиеся Тебя увидят меня и возвеселя тся, ибо я на слова Твои уповал» ( Пс.118:74 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Часто случается, что люди почитают человека не за его умственные и нравственные достоинства, а за его высокое положение и богатство; часто люди гордые презирают труд и решаются лучше голодать, чем, отложив гордость, приняться за низкую работу. Иисус сын Сирахов твердо заявляет, что «не должно презирать разумного бедняка, и не должно восхвалять всякого нечестивца», хотя бы он был и богат и знатен (10:26); и в жизни бывает, что «разумному рабу служат и свободные» (ст. 28); вообще, человек разумный и благочестивый выше и князя, и господина, и судьи (ст. 27). Если же, поэтому, нечестивый богач стоит ниже благочестивого и разумного бедняка, то тем выше человек, соединяющий в себе и внутренние и внешние достоинства, т.е., и благочестивый, и богатый (ст. 33–34). И труд, ведущий к богатству, вовсе не заслуживает презрения: «лучше тот, кто трудится и имеет избыток в средствах, чем тот, кто гордится, но нуждается в пропитании» (ст. 30). Таковы мысли, изложенные сыном Сираховым в конце 10-й главы. В начале 11-й он предостерегает против суждения ο человеке по его наружности и состоянию и советует быть вообще осторожным в словах. Все эти советы бен-Сира, имевшие, может быть, специальное отношение к евреям, приниженным тогда среди других народов, не потеряли и доселе своего значения. Особенно важен взгляд премудрого на труд и на богатство, как результат труда: каждый человек должен трудиться, не мудрствуя лукаво, должен честно исполнять то дело, которое ему назначено Богом; если же в результате труда явится благосостояние, даже излишек в средствах, богатство, то следует пользоваться им разумно, не только на собственную пользу и удовольствие, но и для помощи ближним (ср. 3:17–4:11).   Смиренный мудрец выше знатного и богатого ( Сир. 10:22–11:9 ).   22. Какое семя почтенно? – семя человеческое; какое семя почтенно? – боящиеся Господа. 23. Какое семя презираемое? – семя человеческое; какое семя презираемое? – преступающие заповеди. 24. Между братьями почитается глава их, а боящийся Бога – выше его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Псалом 127 Пс.127:1 . Песнь степеней. Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех его: СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом во всем почти сходен с предыдущим, и есть как бы некоторое прибавление. Он содержит увещание или побуждение к благочестию и страху Божию, с обетованием мздовоздаяния за добродетель. ТОЛКОВАНИЕ Пророк научает здесь возвращающихся из плена, каким образом жизнь свою препровождать должны, ежели не хотят паки возвратиться в плен, но всегда наслаждаться благами Иерусалима. Сие учение и тем и другим странникам прилично, то есть: как тем, кои странствовали вне отечества земнаго, в которое возвратиться желали, так и тем, кои странствуют вне отечества небеснаго, в которое войти поспешают. Сего ради глаголет: блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Нарицает блаженными всех, как мужей, так и жен, как великих, так и малых, как господ, так и рабов, как ученых, так и неученых; и словом, всех, не изъемля никого, с тем только условием, ежели Бога истинно бояться будут, всегда опасаяся, дабы чем не прогневать Его, и не лишиться той милости, которая есть источник всех благ, как временных, так и вечных. Знамение страха полагает в том, ежели будут ходить в путех, то есть, в заповедях Его; ибо страх святый происходит от любви, по оному изречению Господню: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин. 14:15 ). Пс.127:2 . труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет. Здесь начинает исчислять по частям, в чем состоит блаженство человека, боящагося Бога, и обращая слово к лицу его, глаголет, что первое благополучие его будет состоять в том, что он снест плоды рук своих, то есть, насладится благами, приобретенными благословенным трудом, или делами рук своих, а не хищением или неправдою, как делают праздные и Бога не боящиеся люди. Чрез что научает, что блаженство благочестивых людей не в великом множестве богатств состоит, но токмо в тех благах, которыя собственным трудом приобретаются и которыя обыкновенно бывают не велики. Ибо великия богатства по большей части снискиваются или чрез наследство, остающееся после родителей, или чрез хищение и лихоимство, или чрез другия неправедныя средства. По сей причине и в другом псалме сказал: лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа ( Пс. 36:16 ). Таким образом не Иудеям токмо, но и Христианам проповедует, полагая блаженство не в великом множестве богатств, но в праведных трудах; а чрез то два крайние порока исправляет, один тех, кои труды других поядают, а другой – тех, кои даже и своими трудами не пользуются, но от скупости и сребролюбия богатство свое скрывают, дабы его приумножить. Итак заключает, что те токмо блаженны, кои трудами рук своих питаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Птенцы под крыльями Церкви Скачать epub pdf Игуменья – «мать и утроба» 1 , порождает своих чад в страдании, бдении, всенощных жертвах. Что есть семя почтенное? Боящиеся Бога. Очи монахинь взирают на старицу, которая ежедневно приносит себя в жертву ради своих чад и почитаемой пребывает между сестрами, лица которых она просветляет. А чада, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его... Хлеб одушевит язык у юношей и вино – у отроковиц ( Зах. 9:16–17 ). Бог самым благоуханным вином наполняет хранилища девственных сердец! Ибо они были певцами и привратниками но установлению Давида и сына его Соломона ( Неем. 12:45 ). Келии монахов – «скинии, в которых водят Божественные хороводы поющие псалмы, славословящие, постящиеся, молящиеся, ликующие, трудящиеся, пребывающие в любви и согласии друг с другом иноки». Цель нашей жизни – вперед и ввысь, туда, где «вечносияющие звезды», херувимы и серафимы, туда, где человек сможет прикоснуться к Божественному сокровищу. Придет время, и эти чада сами сделаются сокровищем, к которому будут тянуться другие. Богатство, спрятанное в монастырской кладовой, есть безмятежное сердце, познание таинств, в великих бедах отдохновение. Сестры просты, искренни, мужественны, иной раз суровы, любезны и приветливы, моложавы, с утра до ночи они, поодиночке или вместе, в здравии или в недуге, в уединении или в архондарике, непрестанно передают паломникам благородство, радость, ликование, утешение, благодарность, удовлетворенность, насыщение, покуда те не покинут стен обители, чтобы... вновь прийти сюда с надеждой, в это «хранилище гостеприимства». Чуждый радости чужд Богу. Божий человек – весь глаза, чтобы улавливать движения ангельских сил. Работы выполняются после утренней службы и до ночной молитвы. Монахини трудятся старательно, аккуратно, добросовестно, усердно, упорно. Они передают пыл своего сердца своим плечам, то есть с ликованием и отвагой, как бывает в браке, исполняют работу от всего сердца, пытаясь мобилизовать свои сильные плечи! Да, трудятся сестры не покладая рук – обрабатывают землю, хвалят и славословят Бога. Их труды, даже тяжкие и изнурительные, и молитвы являют им Бога и радость, подобную вспышке молнии. Монахини с рвением и ликованием ощущают, что в трудах отдыхают, каждая – под своею виноградною лозою и под своею смоковницею ( Мих. 4:4 ). Иначе нерадивое чрево пребывает бесплодным, иссыхает грудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010