Декабря 1-го, 1824 года 40. Марии Петровне Колычевой И самые пламенеющие любовью духи, каковы суть Херувимы и Серафимы, смиряются пред Господом славы, трепещут и трясутся, покрываясь крыльями, потому что не могут без страха воззреть на любящее лице Господне; свято сказано: «страх Господень чист», во век пребывает» ( Пс.18,10 ); «бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его» ( Пс 33, 10 ). В бесстрашии светоносный Ангел диаволом сделался, из рая изгнан; Иуда предал Господа на распятие. Вы скажете: «Совершенная любовь изгоняет страх», – как говорит святой апостол Иоанн (4, 18)». Действительно, изгоняет тот страх, который требуется от рабов; но страх, который надлежит иметь сынам, вовеки пребывает. Представим, что кто-нибудь любит государя и взаимно любим государем: не имеет ли же и он страха и опасностей, чтобы всяко сохранить любовь государя и чем-нибудь не прогневать его? Пламенное сердце сильно горит любовью, так что трепещет и трясется, как бы в чем не прогневать Господа, а прочие страхи гонит прочь. Не боящиеся Бога грешат, и всякой безделицы боятся, и ужасаются человеческого страха; в этом довольно им наказания за то, что Бога не боятся. Декабря 3-го, 1824 года 57. Марии Петровне Колычевой Слава Богу. Во вторник подали мне с почты письмо ваше с поразительным выражением: «Помни последняя твоя». Гроб, могила и лопата – как будто в первый раз столь живо глазам моим представились, что были проникнуты все чувства мои... Помысливши с моей душой, как с вещью бессмертной, ныне заключенной в темнице тела моего, – я ощущал быстрое и стремительное соединение сил ее; родился вздох из самой глубины сердца к Самому Сотворшему меня, и я повергнулся к спасительным стопам Его, покуда мысль свела меня вновь познать мое заключение и усугубить труды покаянной жизни в теперешнем пребывании моем. Поэтому есть мое изволение прекратить переписку – может быть, с теми, которые ищут довольствоваться одним любопытством, а не жизнью царского пути, только не с вами. С вами желал бы я иметь переписку до окончания здесь дней наших, посвященных Богу. Да укрепит нас в этом Крепость наша Иисус Христос, без чего и одной минуты прожить не можем сами о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Именно такую веру ставит в пример Господь – не только веру как нравственный поступок, веру как милосердие. Здесь все неразрывно связано – это именно вера, которая неразрывно влечет за собой поступок нравственный, в данной ситуации – героический. Героические поступки в экстремальной ситуации люди совершают достаточно легко, а совершать героические поступки в быту, как бы походя, невзначай, на самом деле человеку очень трудно. Вдова это делает. И она становится образцом веры. Понятно, что Бог любит всех, но за пределами еврейского народа находится, оказывается, не бесплодная пустыня, а есть люди, о которых мы не знаем, но которых знает Бог и которые своей верой свидетельствуют, что есть Бог, Который судит, смотрит, видит, Который спросит. И Он заповедует определенный (пусть минимальный) набор нравственных качеств, нравственных поступков: накорми голодного, прими под кров свой скитальца, дай одежду нищему и так далее, что потом философы назовут золотым правилом нравственности: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними». Слова не имеют той силы, что мы порой видим в незатейливых рассказах, как жили люди за пределами еврейского народа. Когда мы читаем греческие летописи или древние восточные, или еще более древних племен, очень-очень далеко отстоящих от Израильского, Иудейского царств, то видим, что люди поступали там по правде человеческой, что они боялись высшего суда и пытались, насколько это было в их силах, помочь своему ближнему. Вот этих людей Бог считает верующими и говорит, что Он готов их ввести в Свое Царство – это мы видим, когда у вдовы из Сарепты Сидонской внезапно умирает сын и пророк Илия его воскрешает. Это воскрешение все святые отцы относили к тому, что это пророчество, свидетельство Бога: в Церковь и в Царство Небесное войдут язычники. Как сказано будет в Новом Завете апостолом Петром по поводу обращения сотника Корнилия: все хотящие жить благочестиво, боящиеся Бога угодны Богу. И еще: как вдова реагирует на смерть сына? У нее в доме остановился пророк, она видела – долгое время мука, масло не истощались, они были сыты, видела чудо Божие; и вдруг умирает ее единственный сын.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/33

О, братия мои возлюбленные! убоимся же источника таких мучений, – временных и вечных, убоимся ненасытной страсти сребролюбия и любостяжания. Ибо не возможно, никому не возможно любить деньги и собирать сокровища на земле и с тем вместе возлюбить Бога и спасти свою душу. Не забудем и то, братия, что деньги не иное что, как земля и прах; что они оставят нас при отходе нашем отсюда; случается оставляют иных и прежде отшествия, причиняя им вред и в сей и в будущей жизни. Ибо прежде еще тамошних мук они производят у нас тысячи браней, возбуждают всякого рода несогласия и раздоры, доводят нередко до того, что остается одно только утешение для сребролюбца – лишить себя жизни. Итак, будем же убегать сребролюбия, этого адского змия – друга геенны и источника всех зол. «Я вижу, – говорит Златоуст, – вижу великие бедствия, постигшие нас: мы погибли! Все простирают руки на стяжание земных благ; каждый старается увеличить свое состояние, все боятся одного – как бы не сделаться бедными; а как бы не попасть в геенну, о том никто не беспокоится». – Если блаженны, как сказано, боящиеся Господа ( Пс.127:1 ), а богатым предсказано горе, то, скажи, брат – в числе которых ты хочешь быть? Но ты говоришь, зачем же Бог дает пользоваться земными благами таким людям, которые от того погибают? По собственному их произволению, так же, как ворам и разбойникам. Да они и близки к этим злодеям, особенно, когда захватывает кто чужое; ибо Писание так говорит: убивает ближнего, кто отнимет у него пропитание ( Сир.34:22 ). Таков же и тот, кто, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое; ибо нет в нем любви Божией ( 1Ин.3:17 ), как свидетельствует слово истины. А у кого нет любви к Богу, от которой происходит сожаление к ближним, тот как наследует Царствие Божие, уготованное любящим Бога? И не разумеем мы, бедные умом, что все любостяжательные люди вменяются, по смыслу Божественного Писания, наравне с хищниками и идолослужителями, с какими не велит апостол Павел иметь никакого общения, даже и есть вместе (Ср. 1Кор.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Упоминание о тайнах Божиих встречается и в другом месте послания к Коринфянам: «Мы, – пишет Апостол, – ...проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную,... которой никто из властей века сего не познал... А нам Бог открыл [это] Духом Своим» ( 1Кор.2:6–8:10 ). Под тайной, сокровенной премудростью и здесь понимается весь «образ устроения нашего спасения во Христе» со всеми его «исходными началами» и «необъятными последствиями», которые найдут свое отражение «во всех областях тварного бытия» 131 . Тайною эта премудрость, по толкованию свт. Иоанна Златоуста , называется как потому, что она до своего явления была сокрыта от всех тварных сил, так и потому, что познать ее можно только просвещением Духа Святого 132 . Песнотворцам таинственным видится и само посылание апостолов на проповедь , поскольку это тоже было составной частью сокровенного и во всей полноте непостижимого для человека Божественного плана спасения мира: «Лик духовный апостольский, миру послася тайно от Бога Вышняго» 133 . Итак, святые апостолы проповедовали безначального, невидимого Бога и могли сказать: «В начале бе Слово» ( Ин.1:1 ), не будучи созданными прежде ангелов и не научившись от людей. Свое знание они получили Свыше, быв свидетелями (самовидцами) таинственного и непостижимого для человеческого ума Боговоплощения: «Ученицы Спасовы, тайнам самовидцы бывше, Невидимаго и начала Неимущаго проповедасте, глаголюще: вначале бе Слово, не создани бысте прежде Ангел, ниже научистеся от человек, но от вышния Премудрости» 134 . Для проповеди Евангелия Господь наделяет апостолов даром языков ( Деян.2:4 ), который устранением языковых преград прообразует будущее благодатное единение человечества во Вселенской Церкви 135 , о чем говорится в кондаке праздника Пятидесятницы: «егдаже огненные языки раздаяше, в соединение вся призва». Действием Святого Духа апостолы избавляются от страха , «из боязливых людей они превратились в неустрашимых исповедников» 136 – «дерзновение прияша прежде боящиеся» 137 . Так, апостол Петр прежде дарования Святого Духа «устрашился, когда спрашивала его только одна рабыня – придверница» 138 . А после схождения Святого Духа «тот, кто не выдержал вопроса слабой рабы, тот самый среди народа – убийц говорит с таким дерзновением» 139 в день Пятидесятницы ( Деян.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 . Известно, например, с каким рвением Златоуст критиковал Сократа и Платона, стоиков и эпикурейцев и других известных греческих философов. Он не только не приводил их в качестве поддержки даже одного евангельского учения, хотя некоторые их отдельные изречения были схожи с евангельскими, но он их презирал и отвергал как вредных и пагубных для души. 16 . Но не так [поступали] неправославные церковные учителя, не так. Вместо этого они, боящиеся мира и имеющие слабую веру в Евангелие, начали призывать в помощь эллинскую философию, азиатско-африканские мистерии и естественные науки, чтобы доказать истинность Христова Откровения. Так возникли разные противоположные школы в еретических церквах. Одни с опорой на Платона, другие – на Аристотеля, третьи на стоиков, четвертые – на Плотина, пятые на сирийские, иранские и египетские баснословные мистерии, шестые – на индийскую теософию и другие виды оккультизма и так далее. В новое время некоторые из этих школ стали всецело полагаться на естественные науки, которые они считают менее мифологизированными, чем восточные религиозные мистерии. 17 . Так Веельзевул призван на помощь Христу и так демонология вовлечена в еретическую христианскую теологию как ее опора и основание! Результатом было то, что Христос в глазах еретиков все меньше выглядел как Бог и все больше, как человек, пока, наконец, нечестивый Арий не дошел до триумфа в этих еретических сборищах. 18 . Впрочем, и о демонах не следует в данном отношении говорить неправду. Потому что даже они признавали в лице Господа Иисуса Христа высшее, небесное и божественное бытие, признавали гораздо больше, чем многие еретические богословы неправославных церквей. Смотри, разве не кричали бесы: «Иисус, Сын Божий!» или: «Сын Бога Всевышнего!»? Разве не признавали они, говоря: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Мк.1:24 )? Не написано ли: «И духи нечистые, когда видели Его, падали перед Ним и кричали: Ты Сын Божий. А Он запрещал бесам, чтобы не делали Его известным» ( Мк.3:11–12 ). 19 . О, благоукрашенный мир, не возмущен ли и ты? Не стряхнешь ли с главы своей звездный венец от мучения при виде того, как люди стали слепее демонов и неразумнее сынов ада?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вошедши в синагогу, в день субботний, они сели и, после чтения закона и пророков, сами начальники предложили им сказать слово наставления к народу. Начальник синагоги - " архисинагог, " собственно, был один, а здесь имеются в виду, вероятно, старцы, члены совета при архисинагоге. Некоторые предполагают, что к Павлу со спутниками они обратились потому, что те сели на скамью раввинов. Вероятнее, однако, предположение, что Павел и Варнава еще до посещения ими синагоги, сделались известными в городе, как мужи учительные. В тот день св. Павел произнес речь, которая состояла в кратком, но сильном изображении истории еврейского народа от времен патриархов до Давида. Целью этого исторического обзора было, как это сделал раньше и св. Стефан, указать на имевшие место тогда великие благодеяния Божьи. Затем он непосредственно перешел к истории Господа Иисуса Христа и учению о прощении грехов через Него, с сильным предостережением против неверия в Него. Речь его обращена не только к природным иудеям ( " мужие Израильтяне " ), но и к прозелитам врат ( " боящиеся Бога " ), которые занимали особые места на собраниях синагоги. Речь эта разделяется на три части: 1) Вступление с 16 по 22 стих, носящее чисто исторический характер, которое говорит о попечении Божьем над Израильским народом от патриархов до Давида; 2) Главная часть речи с 23 по 37 стих, содержащая учение о Господе Иисусе Христе, как о Мессии, предсказанном в Ветхом Завете - здесь говорится о проповеди Иоанна Крестителя, об осуждении Господа Иисуса Христа, о смерти Его и воскресении; характерно, что и св. Павел, подобно ап. Петру (Деян. 2:27-31), приводит те же самые слова Псалмопевца Давида из 15 псалма, утверждая, что невозможно приложить их к Давиду и что они могут быть приложены только ко Христу; 3) Заключение носит чисто-практический характер (стихи 38-41) - в нем Апостол возвещает о прощении грехов всем, кто уверует во Христа, и предостерегает от неверия словами пророка Аввакума (1:5). Успех проповеди ап. Павла и гонение со стороны иудеев (13:42-52).

http://sedmitza.ru/lib/text/430544/

Как же после всего этого пастырям Церкви не блюсти зорко за своим стадом, не стараться от всей души об его целости и неповреждённости. 4) Почему каждый священник так боится, чтобы его пасомые не сообщались с теми, которые у них зовутся штундистами? Ответ . Это очень естественно. Кто пожелал бы своего друга или сына своего видеть в общении с нечестивцами или в дружбе с бесноватыми? Как это? спросите. А вот как. Бесноватые не выносили вида Иисуса Христа или напоминание имени Божие, приходили сейчас в ярость, и штундисты не выносят, не могут видеть лика Господа Иисуса и тоже приходят в ярость. Те, видя чудотворца Иисуса, кричали, что Он действует силою князя бесовского Веельзевула, говорили, что в Нём живёт бес, и штундисты, смотря на лик Спасителя, на Его икону, зовут их идолами. Св. Писание говорит: Никто, говорящий Духом Святым не произнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:2–3 ). 5) Вопрос православного: почему штундист проповедует своё учение большею частью ночью и в местах скрытых? Ответ . Это показывает, что они люди, боящиеся света и самое дело их проповеди  – дело тёмное. Во тьме ночной и тайно творятся дела тёмные и преступные, как говорит об этом ап. Павел ( Еф. 5:12–13 . Рим. 13:12–13 ). 6) Неужели добрые дела штундистов не имеют цены у Бога? Ответ . У штундистов и не может быть добрых дел. Вера наша, что сок в дереве, и дела – что плоды его. – Какие плоды будут от того дерева и будут ли они на что годны, если весь сок в дереве ядовит. Конечно, как ни будут на вид красивые плоды на таком дереве, но все они – яд ядом ( Мф. 7:18 ). Мерзость пред Господом – путь нечестивого ( Притч. 15:9 ), говорит Премудрый. Господь требует от нас сердца, исполненного страха Божия ( Иез. 18:31 ; Иер. 32:39 ), и еретик отдаёт своё сердце не Богу, Который весь кротость и любовь, а тому, кто весь гордость, злоба и ложь; сердце есть источник жизни человеческой ( Мк. 7:21 ), кто владычествует в нём, кто его напояет, Господь или аспид, то и исходит из него. Это закон непреложный. 7) Говорят православные, что они, и особенно их учители, пастыри духовные – люди все кроткие. Но почему же тогда они никогда не хотят принимать наших советов о вере и даже самых мудрых?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Милосердие к бедным и несчастным было также одною из господствующих добродетелей того времени. Ею отличались особенно некоторые князья. Например, про Владимира Васильковича галицкого повествуется, что когда он сделался болен, то “раздал все имение свое убогим. Золото, и серебро, и дорогие камни, и пояса отца своего, золотые и серебряные, и что сам приобрел после отца, – все раздал. Большие серебряные блюда и золотые и серебряные кубки сам перед своими глазами побил и перелил в гривны, и большие золотые монисты бабки своей и матери все перелил, и разослал милостыню по всей стране, и стада раздал убогим людям и коней”. О князе Довмонте Псковском читаем у летописца: “Бяше милостив паче меры... нищая милуя, сироты и вдовица заступая и обидимыя изимая”. Иоанн Данилович Калита оттого и получил такое прозвание, что всегда носил при себе калиту, или мешок, с деньгами для раздачи бедным. Супруга нижегородского князя Андрея Константиновича Василиса вскоре по смерти его раздала все свое богатство и имение: золото, и серебро, и жемчуг, и многоценные одежды, частию нищим, частию на церкви и монастыри, а сама постриглась в монашество под именем Феодоры († 1378) 2820 . Но несравненно более мы видим тогда примеров немилосердия и несострадательности к ближним, даже жестокости и бесчеловечия. В Новгороде не проходило почти ни одного из пожаров, а они случались там так часто, при описании которого местный летописец не заметил бы: “Окаянные злые люди, Бога не боящиеся и не жалеющие своей братии, пограбили чужие имения, иных же и убили над их товаром и много совершили пакости погоревшим” 2821 . А чего не терпели мирные жители того или другого города от своих же русских, когда последние овладевали этим городом! В 1372 г., читаем в летописи, “пошел князь Михаил тверской ратию на Торжок, пожег весь город, и была великая пагуба христианам: одни погорели в своих дворах над своим имуществом, другие бежали в церковь Святого Спаса и там или сгорели, или задохлись от пламени, третьи бежали от огня к реке Тверце и потонули. Добрые жены и девицы, иноки и чернецы, которых тверитяне обдирали до последней наготы, чего не делают и поганые, те от срамоты и беды потопились в воде... Бесчисленное множество мужей и жен отведено в плен, святые церкви пожжены, город весь опустел. Трупами людей убитых, огнем сожженных и утопших наполнили пять скудельниц”. В 1375 г. новгородские удальцы-разбойники кроме того что совершенно разграбили и сожгли Кострому и потом Нижний Новгород, в обоих городах попленили еще множество народа, жен и девиц и, спустившись вниз по Волге до города Болгар, продали там всех этих жен и девиц бусурманам. Точно так же и тверитяне, вновь разграбивши Торжок (1446), одних жителей избили, а других попродали. Смоленский князь Святослав Иванович, отправившись (1386) с ратью к городу Мстиславу, нещадно мучил всех разными казнями, кто ни попадался на пути, мужей, жен и детей: иных во множестве запирал в домах и сжигал, а младенцев сажал на кол 2822 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Милосердие к бедным и несчастным было также одною из господствующих добродетелей того времени. Ею отличались особенно некоторые князья. Например, про Владимира Васильковича галицкого повествуется, что когда он сделался болен, то «раздал все имение свое убогим. Золото, и серебро, и дорогие камни, и пояса отца своего, золотые и серебряные, и что сам приобрел после отца,— все раздал. Большие серебряные блюда и золотые и серебряные кубки сам перед своими глазами побил и перелил в гривны, и большие золотые монисты бабки своей и матери все перелил, и разослал милостыню по всей стране, и стада раздал убогим людям и коней». О князе Довмонте Псковском читаем у летописца: «Бяше милостив паче меры... нищая милуя, сироты и вдовица заступая и обидимыя изимая». Иоанн Данилович Калита оттого и получил такое прозвание, что всегда носил при себе калиту, или мешок, с деньгами для раздачи бедным. Супруга нижегородского князя Андрея Константиновича Василиса вскоре по смерти его раздала все свое богатство и имение: золото, и серебро, и жемчуг, и многоценные одежды, частию нищим, частию на церкви и монастыри, а сама постриглась в монашество под именем Феодоры († 1378) . Но несравненно более мы видим тогда примеров немилосердия и несострадательности к ближним, даже жестокости и бесчеловечия. В Новгороде не проходило почти ни одного из пожаров, а они случались там так часто, при описании которого местный летописец не заметил бы: «Окаянные злые люди, Бога не боящиеся и не жалеющие своей братии, пограбили чужие имения, иных же и убили над их товаром и много совершили пакости погоревшим» . А чего не терпели мирные жители того или другого города от своих же русских, когда последние овладевали этим городом! В 1372 г., читаем в летописи, «пошел князь Михаил тверской ратию на Торжок, пожег весь город, и была великая пагуба христианам: одни погорели в своих дворах над своим имуществом, другие бежали в церковь Святого Спаса и там или сгорели, или задохлись от пламени, третьи бежали от огня к реке Тверце и потонули. Добрые жены и девицы, иноки и чернецы, которых тверитяне обдирали до последней наготы, чего не делают и поганые, те от срамоты и беды потопились в воде... Бесчисленное множество мужей и жен отведено в плен, святые церкви пожжены, город весь опустел. Трупами людей убитых, огнем сожженных и утопших наполнили пять скудельниц». В 1375 г. новгородские удальцы-разбойники кроме того что совершенно разграбили и сожгли Кострому и потом Нижний Новгород, в обоих городах попленили еще множество народа, жен и девиц и, спустившись вниз по Волге до города Болгар, продали там всех этих жен и девиц бусурманам. Точно так же и тверитяне, вновь разграбивши Торжок (1446), одних жителей избили, а других попродали. Смоленский князь Святослав Иванович, отправившись (1386) с ратью к городу Мстиславу, нещадно мучил всех разными казнями, кто ни попадался на пути, мужей, жен и детей: иных во множестве запирал в домах и сжигал, а младенцев сажал на кол .

http://sedmitza.ru/lib/text/435936/

- О, здесь важно всё. Пример всей его жизни ведёт к спасению души. От него исходили внимание, необыкновенная теплота и любовь. Он любил людей и всегда прощал; примеров этому знаю немало. Молитва его была необычайно сильной. Что ни попросишь батюшку, обязательно поможет. Страх какой-то, тяжесть рассеиваются сразу, как будто их и не было. Таких случаев много и у себя помню, и у других людей. Вся жизнь его примером для нас служила и служит. Сейчас, может быть, даже ещё больше. - Недавно я посетила организованную вами юбилейную выставку в Самарской Духовной семинарии и обратила внимание, что одной из духовных дочерей Митрополита Иоанна была учёный с мировым именем Наталья Петровна Бехтерева - внучка выдающегося учёного-нейрохирурга Владимира Михайловича Бехтерева. Недавно на его родине - в г. Елабуге в Татарии - открыт музей в его честь. В этом списке также Игорь Тальков, Александр Руцкой и другие известные люди. - Да, конечно, у него было очень много духовных чад. Наталья Бехтерева несколько раз приезжала в Петербурге к Владыке. Люди к нему шли и ехали. Особенно когда завеса приоткрылась, хлынул целый поток писем! Благодарных, с вопросами исповедального характера. И часто от людей, совершенно далёких от церкви. Это было время подъёма, некоей встряски спящих людей. - А чему прежде всего Владыка Иоанн наставлял свою паству? - Смирению. Он подчеркивал: " Матерь Божия избавляет от великих бед и зол благонравныя и Бога боящиеся рабы Своя " . - Служение в Петербурге, вероятно, требовало немалого приложения сил Митрополита Иоанна? - Круг его архиерейских обязанностей в Петербурге был тем же, что и в Самаре, но масштаб уже другой, потому что епархия гораздо больше. Да и начинался период передачи храмов Русской Православной Церкви. Порой противостояние между епархией и комитетом по имуществу по каким-либо вопросам было очень тяжким и долгим: всё церковное отдавалось очень неохотно. И чтобы что-то получить, Владыке приходилось прилагать огромные усилия и зачастую действовать через депутатов. При этом не хватало людей грамотных, опытных, знающих суть дела. Например, чтобы установить уже готовый золочёный крест на Казанском соборе в Петербурге, в течение целого года проводились десятки совещаний. Всё это требовало времени, большого напряжения сил и здоровья.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010