Скончался о Господе в 1869 году апреля 10. Жития его было 40 лет. Мир оставльшего и в честнем жительстве пожившаго благочестно прослави Спасе на небесех». Еще чугунная плита: «На сем месте погребено тело монаха Венедикта из Тульских граждан Бочарников, родился в 1837 году марта 23. Поступил в Оптину пустынь в 1854 году октября 4, пострижен в монашество 1867 года декабря 16. Скончался 1869 года мая 10 на 33 году. Господи, приими дух его с миром». На другой плите: «Монах Василий Проников из купеческих детей города Боровска, сконч. 22 авг. 1869 г. 22 лет от роду. Жил в обители 9 месяцев» 245 . Скитской монах Пётр, родившийся в 1794 году, был офицером, но, выйдя в отставку, получил гражданский чин титулярного советника. Ему было лет пятьдесят, когда он, прочтя житие старца Серафима, Саровского чудотворца, решил уйти в монастырь. Но поступил он так: он стал жить в гостинице при Оптиной пустыни, не назначая себе времени для поступления в обитель, и прожил там девять лет. За это время, ходя на все службы, он ко всему присмотрелся и наконец поступил в скит. Это было 5 ноября 1855 года. Через четыре года он был накрыт рясофором. Отец Пётр стал заведовать свечным ящиком. Получая пенсию, он накупал баранок и хорошего чаю и устраивал в трапезной угощение для братии. Не чуждый литературы, он стал писать статьи в духовные журналы, однако что-то в них было неладно, так как против них крепко восставал отец Климент (Зедергольм) . Отец Пётр пользовался всегда советами старца Макария, открывал ему помыслы и всякие смущения. «Бывало, – рассказывал он, – стою я в церкви. Туча смущающих помыслов найдет на грешную мою душу. Старец заметит это, сам подойдет ко мне, благословит, укажет на какую-либо святую икону и скажет: “Вон молись такому-то угоднику Божию”, и тотчас рассеется мое смущение и благодатный мир водворится в душе моей» 246 . 1 октября 1867 года он заболел. Собравшись с силами, он сходил к старцу Амвросию и с этого времени стал готовиться к смерти. Принял келейно постриг в мантию и 12 декабря того же года почил о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Временный управляющий Бакинской епархией совершил рабочую поездку в столицу Азербайджана 26 декабря 2022 г. 10:17 24-25 декабря 2022 года состоялась рабочая поездка временного управляющего Бакинской епархией   архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в город Баку. 24 декабря архиепископ Феофилакт возглавил заседание епархиального совета Бакинской епархии. Участники заседания заслушали доклады руководителей епархиальных отделов и комиссий, обсудили вопросы епархиальной жизни в уходящем году. В этот же день под председательством Его Высокопреосвященства состоялось епархиальное собрание, на котором владыка Феофилакт подвел итоги уходящего года. Архиепископ Феофилакт назвал важнейшими событиями 2022 года в жизни Бакинской епархии окончание масштабных ремонтно-реставрационных работ в двух столичных храмах — соборе Рождества Богородицы и храме Архангела Михаила, а также начало полноценной литургической жизни в приходе Покрова Богородицы г. Ленкорань. Особое внимание архипастырь уделил нормализации богослужебной и приходской жизни в пост-пандемийный период, открытию воскресных школ для детей и взрослых, участию сотрудников епархиального управления и клириков Бакинской епархии в общественной и культурной жизни Азербайджана. Также владыка Феофилакт отметил положительные изменения в работе некоторых епархиальных структур. Затем  архиерей ответил на вопросы участников собрания и благословил их на труды в 2023 году. Вечером того же дня архиепископ Феофилакт совершил всенощное бдение в старейшем храме Бакинской епархии в честь Архангела Михаила. Это богослужение стало первым после окончания масштабных ремонтно-реставрационных работ, проводившихся по инициативе и на средства президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. По окончании богослужения архиепископ Феофилакт обратился к его участникам со словом проповеди. 25 декабря архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц г. Баку. Его Высокопреосвященству сослужили клирики Бакинской епархии и руководитель Административного секретариата Пятигорской епархии иерей Илия Яковенко. Некоторые молитвословия прозвучали на азербайджанском языке. После чтения Священного Писания владыка Феофилакт обратился к верующим с проповедью. По окончании Литургии он благословил прихожан в преддверии праздников гражданского новолетия и Рождества Христова. В дар прихожанам архиерей раздал настенные календари на 2023 год, изданные Бакинской епархией. На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол России в Азербайджане М.Н. Бочарников. В тот же день состоялась беседа архиепископа Феофилакта с послом России.  Пятигорская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5987284.ht...

1861 г. 25 августа.   Таким образом дело было улажено: начали вновь сводить купол, уже исключительно по указанию архитектора Бочарникова, и построение храма скоро и счастливо было завершено. А за сим незамедлительно последовало и освящение его. – Итак, важному и трудному делу угрожала было погибель от человеческого неблагоразумия и разномыслия. Но Господь водворил мир между здателями, укрепил их поколебавшуюся любовь, утвердил взаимное доверие и совершил их труды во славу Свою и на утешение православного народа своего. 8-го сентября 1864-го года храм был освящен во имя Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. – О самом торжестве освящения Богородичного храма населению Тулы было объявлено предварительно печатанными повестками такого содержания: «Жители г. Тулы сим извещаются, что 8 сентября 1864 года имеет быть освящение храма во имя Пресвятые Богородицы-Млекопитательницы, устроенного в Щеглове, близ архиерейского дома. Начало освящения в 9 часов утра. Всенощное бдение имеет быть 7 числа в 6 часов». Вместе с тем почетным лицам города были разосланы особые приглашения в таких выражениях: «Распорядители по устройству храма во имя Пресвятые Богородицы-Млекопитательницы (в Щеглове, близ архиерейского дома) покорнейше просят пожаловать на освящение того храма, имеющее быть 8 сентября 1864 г., а по кончании службы к обеденному столу, в доме его преосвященства (летний, или дачный). Начало освящения в 9 часов утра». Как совершилось самое торжество освящения, о том имеются известия от очевидца и участника этого торжества Мих. Мих. Струкова. На следующий же день, 9-го сентября, под свежим впечатлением Мх. М-ч писал В. Ив. Макарухину, между прочим, следующее: «Позвольте поздравить вас с освящением храма. От души желаю вам всех благ – счастия и долгой жизни; равно и батюшка (о. Никандр) вас поздравляет… Освящение совершилось 8 ч. с. м., слава Богу, все благополучно и торжественно. Погода была хороша; народу было чрезвычайно много; несмотря на то, что пред этим были дожди и грязно: и то все поле (около монастыря) было усеяно народом; а если бы было сухо, то и Бог знает, что было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

архимандритом Богородичного монастыря Иоанном с братиею. На храмозданной доске при этом было написано (славянским шрифтом): «Во славу Пресвятыя Единосущные и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святого Духа заложился храм сей о двух престолах, во имя преподобнаго Никандра, Псковскаго чудотворца, и Великомученика Пантелеимона, в царствование Благочестивейшаго Государя Императора АЛЕКСАНДРА III-ro АЛЕКСАНДРОВИЧА и при преосвященнейшем архиепископе Никандре, в лето от Рождества Христова 1886-е в 24 день мая месяца, в память 25 летняго служения тульской епархии его высокопреосвященства архиепископа Никандра, усердием боголюбиваго жертвователя московскаго купца Василия Ивановича Макарухина при архитекторе Бочарникове. Господи благослови». – Храм был готов к освящению в 1889-м году и 24-го числа сентября сего года (т. е. в день памяти пер. Никандра Псковского чуд.) был торжественно освящен высокопреосвященным Никандром архиепископом тульским, в присутствии г. начальника тульской губернии Н. А. Зиновьева, почетных представителей города и многочисленной массы народа. В 1890-м году В. Ив-ч Макарухин скончался. Умирая, он оставил большую часть своего капитала в распоряжение своему родному племяннику Николаю Феодоровичу Мусатову, но вместе возложил на него и обязанность содействовать дальнейшему благоустроению новосозданной обители. Верный завету своего незабвенного дяди, богобоязненный Н-й Ф-ч продолжал и продолжает с любовию и бдительностью своего дяди благоустроять созданную им обитель. Так, теплый храм во имя преп. Никандра был первоначально выстроен не очень просторный, – вероятно, в том предположении, что в зимнее время нельзя ожидать многих богомольцев из города. Будущее показало, что богомольцы начали сюда стекаться, однако, в весьма значительном количестве и зимой (так, говельщиков на первой неделе Великого поста бывает до 500 человек). Тогда Н. Ф. Мусатов на средства, оставшиеся от дяди, вдвое увеличил теплый храм пристройкой с запада. По той же причине многочисленности богомольцев, стекающихся в монастырь во всякое время года, в 1891–1892 году на те же средства старанием Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

К началу 1859 года был готов для представления выработанный им проект «частного дома для доходов в губернском городе» – в плане, разрезе и фасаде. Проект этот был удостоверен архитекторами Дмитриевым и Громовым в том, что он выработан А. Бочарниковым без посторонней помощи и в таком виде был представлен им в Академию Художеств в С.-Петербурге лично в 1859 году, куда он отправился вместе с отцом Гавр. Вас. – Рассмотрев проект А. Бочарникова, академия выдала ему аттестат, по которому «он, во внимание к хорошим понятиям его в архитектуре и строительном искусстве, академическим советом 24-го февраля 1859 года, удостоен звания неклассного художника, в котором и утвержден публичным советом академии, 10 числа мая того же года бывшим, с правом производить строения и, по силе Всемилостивейше дарованной академии привилегии, пользоваться с потомством его вечною и совершенную свободою и вольностью и вступить в службу, в какую сам, как свободный художник, пожелает». Аттестат выдан июля 5-го дня 1859 года, за 987-м. Получив таким образом право, Александр Бочарников занялся уже самостоятельной деятельностью, – сначала исполнением небольших работ по постройке частных домов, потом построил часовню на Всесвятском кладбище в г. Туле над склепом Ждановских по просьбе г. управляющего казенной палатой Ждановского. Работы Бочарникова постепенно обращали на него большее и большее внимание, так что впоследствии он был назначен архитектором тульской епархии. Когда возникло дело о построении монастыря в Щеглове, то В. И. Макарухин по совету иеромонаха Никандра для хозяйственных распоряжений по постройке пригласил Гавриила В. Бочарникова; а он поручил своему сыну архитектору Александру составление проектов всех монастырских построек. Тщательно составленные им проекты были одобрены тульской строительной и дорожной комиссией, утверждены епархиальным начальством и приведены в исполнение. Дальнейшая практика А. Бочарникова по сооружению храмов Божиих обратила на себя особенное внимание епархиального начальства, которое снискало молодому архитектору «благословение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Так, на 85-м году своего течения, закончилась многотрудная, высокодостойная и Богом благословенная жизнь В. Ив. Макарухина. И всяк, ведущий все течение ее и таковую кончину, невольно признает – «блажени живущие и умирающие о Господе!». Вся долголетняя и глубоко поучительная жизнь В. Ив. Макарухина определенно обрисовывается в главных и выпуклых чертах его личности. – Хозяин и работник, купец и ремесленник, благотворитель и схимник, он был человек высокой благочестивой настроенности и непреклонно твердого направления воли; он умел не только победить в себе сильную из страстей – сребролюбие и с ним соединенные искушения, но и воспользовался своим богатым состоянием как могучим средством для совершенствования себя в добродетельной жизни, – на славу православного отечества и на утешение Святой Христовой церкви. III. Сотрудники Такое обширное, сложное и ответственное дело, как построение и благоустройство монастыря, требовало и соответственно пригодных деятелей, душевно преданных делу, честных, опытных и достойных полного доверия. Таковыми были и непосредственно близко к В. И. Макарухину стояли: иеромонах Никандр, Гавриил Васильевич и его сын Александр Гаврилович Бочарниковы. Иеромонах Никандр, в мире Николай Васильевич Кондрашев, родом из г. Тулы; родители его были тульские мещане – оружейники Василий Кондратьев и Фекла Дионисьева Кондрашевы, жили в Чулкове, в приходе церкви Рождества Христова, где имели свой дом, в котором родился и о. Никандр. – Мысль поступить в монахи явилась у Николая Кондрашева еще при преосвященном Тульском Аврааме. И когда пр. Авраама перевели из Тулы в Ярославль, то с ним отправился туда и Николай Кондрашев. В Ярославле он был помощником архиерейского ризничего. Когда здесь после смерти уже преосвящ. Авраама золотили главы и кресты на церквах Спасо-Преображенского монастыря рабочие В. И. Макарухина, то Николай Кондрашев познакомился с В. И. Макарухиным. Николай Кондрашев был человек умный, благоговейный и внушал к себе полное доверие, а потому В.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Дата и обстоятельства учреждения В. З. м. неизвестны. Жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича мон-рю 1506 г., подтверждающая права В. З. м. на села Хотенское и Новосёлки с деревнями и пустошами в Опольском и Ильмехотском станах Владимирского у., свидетельствует о существовании обители в XV в. Взамен земель, изъятых у мон-ря для владимирских ямщиков, царь Иоанн IV Васильевич в 1557 г. пожаловал В. З. м. Высокорецкие бочарные деревни в Клековском стане. В 1685 г. в В. З. м. жили игумен, иеромонах, иеродиакон, 10 монахов, 4 сторожа, в 1741 г.- 2 монаха, в нач. 50-х гг. XVIII в.- 5 монахов, в 1763 г.- игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, монах, «крылосный» белец, а также подьячий, надсмотрщик, 2 конюха, 2 столяра, пекарь, истопник, сторож и 8 отставных военных «на пропитании». К 1700 г. мон-рю принадлежало 100 крестьянских и 37 бобыльских дворов, 90 десятин пашенной земли, сенокос на 1300 пудов сена, годовой окладной доход обители составлял 116 р. 1 алтын. В 1741 г. мон-рь владел 507 крестьянами, доход из окладных и неокладных сумм составлял 126 р. 99,5 к., хлебный доход - 207 четв. и 2 четверика ржи, овса, ячменя, гороха, гречи, конопли. По ружным книгам за 1675-1699 гг., игумен и братия ежегодно получали «панихидных» денег 10 р. 18 алтын и 4 деньги. Указом Монастырского приказа 2 янв. 1702 г. В. З. м. был упразднен, храмы обращены в приходские, 11 монахов вместе с монастырским имуществом были переведены во владимирский Рождество-Богородицкий мон-рь. 5 авг. 1728 г. указом Синода В. З. м. был возрожден, в 1764 г. упразднен окончательно. Монастырские постройки Согласно абрису на чертеже Владимира 1715 г. и материалам раскопок 1953 г., Спасский собор во 2-й пол. XII-XIII в. представлял собой 4-столпную почти квадратную в плане одноглавую церковь, завершавшуюся барабаном и куполом с крестом. По пропорциям, декорации фасадов и композиции интерьеров храм напоминал ц. Покрова на Нерли или Рождественский собор в Боголюбском мон-ре. Об этом, в частности, свидетельствуют найденные при раскопках фрагменты разноцветных майоликовых плиток, некогда украшавших церковный пол. Особый интерес представляет экземпляр массивной, с зеленой поливой плитки, встречающейся также в убранстве пола дворцового храма Боголюбова.

http://pravenc.ru/text/154983.html

Состоялась встреча Его Святейшества с Президентом Азербайджана господином Ильхамом Гейдаровичем Алиевым, в ходе которой стороны обменялись мнениями о значении традиционных религий в современном мире. В тот же день Святейший Патриарх совершил чин малого освящения бакинского кафедрального собора святых Жен-мироносиц после реконструкции храма. За богослужением молились архиереи и члены делегации Русской Православной Церкви, присутствовали официальные лица Азербайджана, представители дипломатического корпуса, общественные деятели и многочисленные православные верующие Баку. Святейший Владыка также посетил находящийся на реставрации собор Рождества Пресвятой Богородицы в Баку и совершил молебен на руинах часовни святого апостола Варфоломея в месте его мученической кончины у Девичьей башни в историческом районе азербайджанской столицы. В завершение визита Святейший Патриарх Кирилл и члены делегации Русской Православной Церкви приняли участие в торжественном приеме от имени Президента Азербайджана для гостей II Бакинского саммита религиозных лидеров. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить благодарность Президенту Азербайджана И.Г. Алиеву, Шейху-уль-Исламу Аллахшукюру Пашазаде, архиепископу Бакинскому и Азербайджанскому Александру, клирикам епархии, Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации М.Н. Бочарникову за теплый прием и внимание, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшей его делегации. 3. Положительно оценить взаимодействие между Русской Православной Церковью и государственным руководством Азербайджана, а также Управлением мусульман Кавказа, отметив совместные труды по укреплению межрелигиозного мира и согласия. 4. Благодарить власти Азербайджана за заботу о Бакинской и Азербайджанской епархии Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 147 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском визите в Калининград. Справка: С 7 по 9 декабря 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Калининградскую епархию.

http://patriarchia.ru/db/text/5553804.ht...

Церемония передачи частицы мощей преподобного Серафима Саровского храму в Салониках прошла с особой торжественностью HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Владимир Телиженко Церемония передачи частицы мощей преподобного Серафима Саровского храму в Салониках прошла с особой торжественностью В небольшой речи посол России в Греции Михаил Бочарников выделил межгосударственное значение таких событий для добрых отношений между народами. В заключительном слове Архиепископ рассказал церковному народу о том, как мощи преподобного Серафима после утери в советский период были вновь обретены и торжественно перенесены из Санкт-Петербурга в Саров. Блаженнейший Христодул подчеркнул, что Православная Церковь – едина и что «русский святой» становится для православного грека таким же близким Салоники, 5 июня 2001 г.   5 июня Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул прибыл в Салоники для торжественной передачи Неапольской и Ставрупольской митрополии частицы мощей преподобного Серафима Саровского. В красивом ковчевжце с изображением святого мощи были переданы Архиепископу во время его официального визита в Россию. До этого митрополит Неапольский и Ставрупольский Дионисий обратился через Синод Элладской Православной Церкви к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с просьбой о передаче частицы останков святого для строящегося ныне в Неапольской митрополии (район Салоник) храма в честь преподобного Серафима, которого православные греки почитают не менее, чем русские. Храм строится в районе, заселенном этническими греками, выходцами, по большей части, из бывшего СССР. Для многих из этих людей родным языком является русский, и митрополия сочла пастырски необходимым создать для них приход, на котором богослужения совершались бы на славянском языке, более для них понятном. При встрече мощей на одной из площадей Салоник, находящейся в районе, канонически относящемся к Неапольской митрополии, прозвучали песнопения на славянском языке в исполнении хора храма преподобного Серафима. Тысячи людей собрались для этого торжества, а мощи святого встречали с почетным караулом и оркестром. Прибыло около десяти архиереев из близлежащих епархий, присутствовал посол России в Греции Михаил Николаевич Бочарский.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил первую Литургию в храме города Ленкорань 11 июня 2022 г. 14:43 10 июня 2022 года в Покровском храме города Ленкорань (Азербайджан) архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , временно управляющий Бакинской епархией , совершил первую в истории прихода Божественную литургию. 28 января 2015 года на основании обращения архиепископа Бакинского и Азербайджанского Александра главой исполнительной власти г. Ленкорань было принято решение о передаче в пользование Бакинской епархии бесхозного помещения сторожки, расположенной на территории православного городского кладбища. После сбора необходимых материальных средств в 2019 году начался ремонт переданного здания и обустройства в нем храма, который было решено посвятить Покрову Пресвятой Богородицы. Во время ремонтных работ был укреплен фундамент здания, заменены кровля и пол будущего храма, установлен купол, восстановлена кладбищенская ограда и установлены новые ворота, облагорожена территория. За Литургией архиерею сослужили секретарь Бакинского епархиального управления архимандрит Алексий (Никоноров), настоятель храма апостола Филиппа г. Шарджа (ОАЭ) архимандрит Александр (Заркешев), благочинный Прикаспийского округа Бакинской епархии протоиерей Александр Асташкин, пресс-секретарь епархии протоиерей Константин Поминов и протодиакон Вадим Токарев. Архипастырь обратился к собравшимся со словами приветствия и поздравил с первой Литургией в храме, благоустройство которого еще продолжается. В этот же день архиепископ Феофилакт, в сопровождении духовенства епархии, посетил торжественный прием по случаю Дня России, который дал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Азербайджане Михаил Бочарников. Накануне, 9 июня, архиепископ Феофилакт ознакомился с результатами завершающейся масштабной реставрации в старейшем Михаило-Архангельском храме столицы Азербайджана. Ремонт и реставрацию провели по распоряжению президента Азербайджана Ильхама Алиева на пожертвования благотворителей. Настоятель храма протоиерей Мефодий Эфендиев рассказал архиерею обо всех этапах и деталях проекта. Архиепископ Феофилакт, в свою очередь, благословил общину обновленного храма на созидание молитвенной и духовной жизни. По материалам сайта Пятигорской епархии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5935950.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010