Рубрики Коллекции Коринфяне 3 мин., 18.03.2012 Поделиться Как верно писал о нас (и о нашем времени) святой апостол Павел! " ...Вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо  когда один говорит: " я Павлов " , а другой: " я Аполлосов " , то не плотские ли вы? (...) Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий  живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы...     Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий. " (1 Кор. 4:14-21). Снова угрозу нам, вечным коринфянам, несут всё те же зависть, споры и разногласия. Вызванные ныне до- и послевыборными страстями и даже телевизионными плясками в наших храмах. Не сами митинги и не только беснования страшны. Но и их последствия для нас, наша реакция. А она должна быть твердой, но и мудрой. Сегодня людям, причащающимся из одной Чаши, мир пытается внушить Каинову " партийную " идею, пусть и в современной упаковке. Через политическое разделение, в котором Бог должен быть на " моей " стороне, а не на " его " , моего ближнего. Был ли Каин в глазах Бога хуже брата своего Авеля? – Не знаю, но кажется мне, что оба были Ему одинаково дороги. И не Бог провоцировал одного убить другого. И даже берёг преступника Каина от рук убийц (которых тот стал прародителем). Зависит ли любовь Христова от того, на какой из площадей ты был или под каким письмом подписался? -- Нет. Но нашему, плотскому ещё, духовному росту, нам больше соразмерна идея партийности, даже, боюсь, гражданской войны. Проникающая в единый наш общий Храм (который составляем мы сами в Духе Божием), чтобы разъединить нас, разделить в себе, заставить осудить друг друга. А осудить (не надо обманываться!), и значит - духовно – покалечить или даже убить... Верю, не стали убийцами пока. Причащаемся из единой Чаши. Жива Церковь, и открыты двери храмов. По-прежнему свободно входим, не показывая партбилеты. Но сами мы: не слишком ли приблизились к тому, чтобы избирать сопричастников по анкете? " Был, состоял, участвовал " ? Не считаем ли, что настолько поднаторели в приходских или " церковно-политических " интригах, чтобы решать, кого " Бог благословил " нам любить, а кого ненавидеть? Точно ли «советуемся» с Писанием, Традицией и историей Церкви, со Святыми отцами -- или расставили Заветы и Предание на красивые дальние полки, доставая только ради поиска цитаты в споре?

http://foma.ru/korinfyane.html

Что же означают слова его? Нужно решить сперва одно, а потом другое. " Все сии " , - говорит, - " умерли в вере " . " Все сии " , - говорит он здесь не, потому, чтобы они решительно все умерли, но потому что, за исключением Еноха, действительно умерли все, кого мы знаем умершими. А слова: " не получив обетований " - справедливы, так как обетование, данное Ною, не к тому относилось. 2. О каких же обетованиях он говорит? Исааку, и Иакову была обещана земля; а Ной, Авель и Енох какие получили обетования? Он говорит здесь или о последних троих, или вместе и о тех. То не было обетованием, что Авель сделался предметом удивления, Енох был переселён, Ной спасся от потопа; всё это даровано им за добродетель, и было некоторым предвкушением будущего. Бог, от начала зная, что человеческий род имеет нужду в великом снисхождении, дарует нам не только то, что в будущем, но и настоящее. Так и Христос говорил ученикам: " И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную " (Мат.19:29); и еще: " Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " (Мат. 6:33). Видишь ли, что и это даётся от Него в виде приложения, чтобы мы не унывали? Ратоборцы, хотя получают облегчение и в то время, когда находятся в борьбе, но, подчиняясь законам, не имеют полного отдыха, а пользуются им впоследствии; так, и Бог здесь не дарует нам полного успокоения, но, хотя отчасти и дарует, сполна сберегает его для будущей жизни. А что это так, (апостол) сам объяснил, прибавив следующее: " а только издали видели оные, и радовались " . Здесь он намекает на нечто таинственное; указывает, что они предчувствовали всё, сказанное о будущем, о воскресении, о царствии небесном и о прочем, о чём проповедовал Христос, пришедши на землю, - это именно он разумеет под обетованиями. И так, или это он говорит, или то, что они, хотя не получили таких обетований, но окончили жизнь, уповая на них; а уповали по одной вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1624...

Что же означают слова его? Нужно решить сперва одно, а потом другое. «Все сии, – говорит, – умерли в вере». »Все сии " , – говорит он здесь не потому, чтобы они решительно все умерли, но потому что, за исключением Еноха, действительно умерли все, кого мы знаем умершими. А слова: «не получив обетований» – справедливы, так как обетование, данное Ною, не к тому относилось. 2. О каких же обетованиях он говорит? Исааку и Иакову была обещана земля; а Ной, Авель и Енох какие получили обетования? Он говорит здесь или о последних троих, или вместе и о тех. То не было обетованием, что Авель сделался предметом удивления, Енох был переселён, Ной спасся от по­топа; всё это даровано им за добродетель, и было некоторым предвкушением будущего. Бог, от начала зная, что человеческий род имеет нужду в великом снисхождении, дарует нам не только то, что в будущем, но и настоящее. Так и Христос говорил ученикам: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ); и еще: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Видишь ли, что и это даётся от Него в виде приложения, чтобы мы не унывали? Ра­тоборцы, хотя получают облегчение и в то время, когда нахо­дятся в борьбе, но, подчиняясь законам, не имеют полного отдыха, а пользуются им впоследствии; так, и Бог здесь не дарует нам полного успокоения, но, хотя отчасти и дарует, сполна сберегает его для будущей жизни. А что это так, (апостол) сам объяснил, прибавив следующее: «а только издали видели оные, и радовались» ( Евр.11:13 ). Здесь он намекает на нечто таинствен­ное; указывает, что они предчувствовали всё, сказанное о будущем, о воскресении, о царствии небесном и о прочем, о чём проповедовал Христос, пришедши на землю, – это именно он разумеет под обетованиями. И так, или это он говорит, или то, что они, хотя не получили таких обетований, но окон­чили жизнь, уповая на них; а уповали по одной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1Кор.14:5 .  Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь по­лучила назидание. «Хощу же всех вас глаголати языки, паче же да прорицаете: болий бо пророчествуяй, нежели глаголяй языки, разве аще сказует, да Церковь созидание приемлет». Апостол ясно дал видеть, почему сказал: «паче». Я не умаляю, говорит он, дарования, но ищу его потребности: Когда нет переводчика (сказующего), тогда лучше пророчество, потому что от него больше пользы. 1Кор.14:6 .  Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? «Ныне же, братие, аще прииду к вам языки глаголя, кую вам пользу сотворю, аще вам не глаголю или во откровении, или в разуме, или в пророчествии, или в научении?» Апостол снова ввел собственное свое лицо, утешая тем обвиняемых. Пришедши к вам и говоря разными языками, говорит он, какую пользу принесу вам, если не преподам учения, открывая вам сокровенные тайны, путеводя к Божественному и предлагая приличные для вас советы? Представляет же и подобие, соответственное предлагаемому слову. 1Кор.14:7 .  И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? 1Кор.14:8 .  И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? «Обаче бездушная глас дающая, аще сопель, аще гусли, аще разнствия писканием не дадят, како разумно будет пискание или гудение? Ибо аще безвестен глас труба даст, кто уготовится на брань?» И сами вы знаете, что и свирель, и гусли имеют нужду в какой-то мерности и в искусстве. Ибо при этом, будучи и неодушевленными, издают некий стройный звук. Если же кто без этого употребит их в дело, исполнение не имеет значения. Так и труба, если прозвучит невоинственно, не вооружает воинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Для Иисуса Христа крест был страданием, на кресте Он был распят. Таким образом, под крестом разумеются страдания. «Взять крест свой» – это значит быть готовыми и с любовью, без ропота, нести лишения и бедствия, какие Богу угодно будет послать нам; также умерщвлять свои страсти и греховные пожелания; отрекаться от греховных удовольствий, что также обыкновенно тяжело для нас. «Следовать за Иисусом Христом» – значит сделаться Его учеником и исполнять Его закон. В Евангелии говорится, что когда Иисус Христос высказал учение о кресте своих последователей и апостол Петр спросил Его: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?», то Иисус Христос сказал им следующее: «истинно говорю вам, что вы, последовавшее за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, пли сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Что это такое здесь обещает Иисус Христос апостолам за то, что они всё, т. е. все мирские удовольствия, даже домы и сродников оставили и пошли за Ним – что они, – в пакибытии, когда сядет Он на престоле славы Своей, сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых? И что значит дальнейшие слова: «всякий, кто оставить дом» и пр. ? Обещание Иисус Христа апостолам «сесть на престолах» значит, что они воцарятся с Иисусом Христом в Небесном Его Царствии. «Пакибытие» – это новая жизнь («паки» – еще, опять), которая откроется после воскресения мертвых, суда Христова и кончины сего мира. «двенадцать престолов» по числу апостолов. «Престолы» означают не седалища, а ими означается слава и честь, которых апостолы будут удостоены от Господа. Апостолы, возседая на престолах, говорит далее Иисус Христос, будут «судить двенадцать колен Израилевых», т. е. они обличат 12 колен, на которые разделялся Иудейский народ в неверии в Иисуса Христа, потому что они и сами были Иудеи и, однако ж, уверовали во Иисуса Христа. Слова же Иисус Христа: «всякий, кто оставит домы... или отца, или мать, или жену, или детей, или села, имени Моего ради, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» значат, что Иисусу Христу, т. е. вере в Него и спасению на Небе, должно предпочитать все, и самое близкое и дорогое для нас, каковы родители, братья, жена, дети и пр. и потому должно оставлять и этих лиц, когда они отвлекают от Христа и влекут к вечной погибели. Так, во времена гонений многие отцы детей, мужья жен, жены мужей своих отвлекали от Христа и удерживали в неверии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

1Кор.5:6 .  Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? 1Кор.5:7 .  Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. «Не добра похвала ваша. Не весте ли, яко мал квас все смешение квасит? Очистите убо ветхий квас, да будете ново смешение, якоже есте безквасни». Апостол «ветхим квасом» называет тот, который был в них до крещения, и повелевает очиститься от него, быть «безквасными» хлебами, не имея в себе никаких остатков этого кваса; и поскольку упомянул о «безквасных» хлебах, а их вкушали иудей во время пасхи, то по связи речи присовокупил: «Ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос». И мы имеем Агнца, Который приял на Себя, что за нас приносится в жертву. 1Кор.5:8 .  Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. «Темже да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины». Апостол держится того же переносного образа речи и показывает, что назвал он «квасом» и что – «безквасием». 1Кор.5:9 .  Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками. «Писах вам в послании, не примешатися блудником»; не в другом, но в том же послании, ибо немного выше сказал: «Не весте ли, яко мал квас все смешение квасит?» Потом объясняет, о чем он писал: 1Кор.5:10 .  Впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. «И не всяко блудником мира сего, или лихоимцем, или хищником, или идолослужителем: понеже убо должни бы есте были от мира сего изыти " . Не узаконяю ничего для вас трудного, ибо не повелеваю вам совершенно отлучиться от чуждых вере. Это значило бы послать вас в другой какой-либо мир. 1Кор.5:11 .  Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сокрушался (или омрачился) по нем Ливан и все дерева полевые были потрясены (или были в унынии). Шумом падения его Я потряс (или были потрясены) народы, когда Я низвел его в преисподнюю вместе с отшедшими (или отходящими) в ров. И утешились в преисподней земле все дерева наслаждения (или сладости), отличные и наилучшие на Ливане, и все, [которые] напоялись водами. Ибо и они вместе с ним отойдут (или отошли) в преисподнюю к убитым (или пораженным) мечом, и мышца (или семя) каждого из обитающих под тенью его, среди народов (или жизни своей) погибли. Кому уподобился ты, славный и высокий среди дерев наслаждения! Вот ты низведен вместе с деревами наслаждения в землю преисподнюю, среди необрезанных будешь лежать, вместе с убитыми мечом. Таков фараон и все множество его, говорит Господь Бог. Я по обычаю соединил оба издания, – впрочем, [лишь] там, где они наиболее представляли разностей, чтобы чрез двоякое изложение не увеличивать объема книг. Но прежде всего нужно знать, что все то, что говорится о царе ассирийском в будущем времени, у LXX излагается, как совершившееся, и речь так обращается или к князю ассирийскому, или к дереву, чтобы как в мужеском, так и в женском роде можно было разуметь одно и то же лицо, потому что и дерево 66 относится к ассириянину, и ассириянин называется деревом. О царе же вавилонском в настоящем месте не делается никакого упоминания, чтобы не могло показаться, что вызывается гнев властителей и повелителей против пленного народа, находившегося в Халдее, но говорится о царе ассирийском, который в то время был уже взят халдеями, и вся сила ассириян находилась под властью вавилонян. Посему и десять колен, то есть Израиля, берут ассирияне, а два, то есть Иудино и Вениаминово, покоряют халдеи и разрушают город Иерусалим. Итак, намереваясь говорить против фараона, царя египетского, и народа его, слово Божие употребило против него такое вступление: кому ты уподобился в величии твоем! Вот Ассур, как кедр на Ливане и проч. Смысл же следующий: не удивляйся, если ты будешь побежден и погибнешь и потеряешь свою власть и все силы египетские будут уничтожены, когда Ассур, гораздо сильнейший тебя, был истреблен вследствие покорения теми же халдеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

4. И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. (Будет в той день помрачение славы Иаковли, и тучная славы его потрясутся). В день непременно будущей, позорной погибели Дамаска и Самарии от разрушительной руки сильнейшего завоевателя сокрушится гордость и государственная слава Израильского царства и «тучное тело» его – сама страна, столь богатая пастбищами, виноградниками и пшеницей, «потрясется» и разрушится, обезлюдеет и запустеет. 5–6. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев. (И будет, якоже аще кто собирает жатву стоящую, и семя класов пожинает: и будет, якоже аще кто собирает класы в дебри тверде. И останется в ней стеблие, или аки зерна маслична две или три на версе высоце, или четыре или пять на ветвии ея останут: сия глаголет Господь Бог Израилев). Царство – что нива. На ниве, после пожатия серпом и собрания хлеба жнецом, остается немного колосьев, да и те или собираются бедными, не имеющими своей жатвы, или выклевываются птицами, или тлеют в осенние ливни. Так это происходило в долине Рефаимов (т.е. исполинов), где обыкновенно богатая жатва снималась особенно тщательно 31 . Подобно тому бывает и в царстве, после опустошительного нашествия неприятельского войска, когда одна часть населения истребляется мечом и копьем врагов, другая забирается, связывается и отводится в плен, остальная – слабейшая и худшая – погибает среди всякого рода бедствий и лишений в опустошенном отечестве. То же будет с Дамаском и Сирией, с царством Израильским и Самарией. И такая жатва меча и копья будет особенно богата на пространстве этих гордых и могущественных царств. Масличное дерево, одно из плодоноснейших, весьма распространенное в земле Израильской, обыкновенно, давало большой сбор плодов; когда своевременно и тщательно хозяин обивал маслины, тогда оставались на дереве два или три плода из них и те – разве потому только, что их нельзя было достать и сбить или потому, что они были еще зелены и негодны. Подобно тому, и при опустошении союзных царств, Израильского и Сирийского, их страны обезлюдеют: могучая рука завоевателя потрясет все твердыни этих царств, выбьет войска из всех крепостей, выведет народ из всех городов и не коснется разве только тех, кто, спасаясь бегством, скроется на вершинах недоступных скал, или, оставаясь в городе, окажется незначительным и ненужным для целей победителя (ср.гл.28:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Особенность учения блж. Августина о тропах в Св. Писании заключается в том, что троп для него — не только троп языковой и стилистический, но всякий текст, который может быть понят иначе, нежели то предполагает его буквальный смысл. Блж. Августин говорит прямо, что язык тропов « гораздо обширнее и разнообразнее всяких правил науки. Ибо везде, где говорится одно, а другое разумеется, — везде там есть язык тропов, хотя в науке говорить (риторике), может быть, нет названия того или иного тропа » . На каком основании блж. Августин делает такое заявление? На основании того, что зачастую интерпретатор используют топику тропов для того, чтобы построить иносказание. Так порой в основе иносказания лежит или метафора, или метонимия, или синекдоха, или другие смысловые отношения. Блж. Августин так и пишет: « когда откроется род речи, то откроется вместе и то, что иносказание, составляющее оную, взято или от сходства подобных между собой вещей, или от таких вещей, кои соприкасаются одна к другой по некоторой только близости » . Таким образом, сам по себе текст может и не содержать языковых или стилистических тропов, но, тем не менее, будет восприниматься как троп в зависимости от своих особенностей или от того, как о нем мыслит интерпретатор. На основании вышесказанного можно выделить различные уровни участия тропа в герменевтическом процессе.  I. Первый уровень, на котором мы встречаемся с тропом — уровень автор-текст. Троп появляется тогда, когда автор не хочет называть описываемое явление прямо, но находит для его обозначения другое слово или целое выражение. Как пример можно привести поэтический текст книги Песнь Песней: « шея твоя — как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску » (Песн.7:5). Или слова Христа, обращенные к ученикам: « Я есмь лоза, а вы ветви » (Ин.15:5); « Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской » (Мф.16:16) . На этом уровне мы не можем игнорировать троп, т.к. его создает автор Св. Писания, т.е. он задан самим текстом. Задача толкователя сводится единственно к тому, чтобы верно его интерпретировать. 

http://bogoslov.ru/article/453547

Как надобно понимать кончину или скончание мира? – Скончание мира надобно понимать не как уничтожение мира, но как изменение или преобразование его в новое лучшее состояние. Так псалмопевец изображает не уничтожение неба и земли, а преобразование или изменение их: они обетшают, как риза; как одежду Ты переменишь их, и изменятся, говорит он. Апостол Павел пишет: тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится до ныне ( Рим. 8:19–22 ). Так апостол указывает не на уничтожение мира в день прославления сынов Божиих или праведников, но на изменение мира в лучшее состояние, соответствующее прославленному состоянию святых Божиих. Апостол Петр говорит: нова небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет ( 2Пет. 3:13 ). По обетованию Господа, мы ожидаем нового или обновленного неба и новой или обновленной земли, на которых обитает правда. Туже истину показывают и слова Иоанна Богослова: и видех небо ново и землю нову: первое бо небо и первая земля преидоша ( Апок. 21:1 ). Или: и увидел я новое небо и новую землю: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, т. е. совершенно изменились, или преобразовались. Как совершится преобразование или обновление сего мира? Псалмопевец говорит: яко одежду свиеши я, и изменяется ( Пс. 101:27 ). «Как одежду Ты переменишь их, и изменятся». Слову Всемогущего, или мановению всесильной воли Божией все покорно. Как в начале небо и земля словом Божиим призваны к бытию: так и при скончании мира, по мановению всесильной воли Божией, небо и земля, как обветшавшая одежда, изменятся и обновятся соответственно Божескому предопределению. По учению апостола Петра, это обновление мира совершится посредством огня: Нынешние небеса и земля содержимые тем же словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет. 3:7 ). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если таким образом все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся, и разгоревшиеся стихии растают ( 2Пет. 3:10–12 ). Апостольские слова показывают, что настоящий мир, в определенное время, обновится посредством огня. Тогда небеса с шумом прейдут; то есть небо воздушное и небо звездное, как состоящие из грубого вещества, действием огня совершенно изменятся; стихии, разгоревшись, разрушатся, т. е. вещество мира видимого как бы расплавится, чтобы принять совершеннейший вид; земля и все дела на ней сгорят, – земля примет другой лучший вид, и дела рук человеческих или все то, что человеческий труд и искусство сделали на земле, изменяя вид её по частям, исчезнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010