…Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня… И мы огорчаемся, потому что мы, конечно, любим отца и мать. И мы, конечно, любим сына или дочь. И нам кажется диким, почему для того, чтобы любить Бога, нужно отказаться от отца или матери, или сына, или дочери. Почему это надо делать? Разве в любви к отцу или матери, сыну или дочери, невозможно любить Бога? И такая точка зрения показывает, что мы совсем невнимательно относимся к слову писания. Господь не говорит: кто любит отца или мать более нежели Меня, того Я оставлю. Он говорит: тот недостоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели  Меня, недостоин Меня. И вот здесь нам нужно не тужить и не скорбеть, а благодарить Бога. …Господи, мы знаем, что  мы действительно Тебя не достойны...И мы часто к своим близким и ко всему тому, что соединяет нас с землей, а не с небом, привержены больше чем к Тебе. И любим нередко больше, чем Тебя. И мы Тебя не достойны. Но Ты нас, недостойных, не бросаешь. Ты нам говоришь: чтобы отношения с Богом установить так, как они должны быть в идеале, вы должны полюбить Бога, прежде всего. Это не значит отрицать любовь к отцу или матери, или к сыну или дочери. Это означает поставить все на свои места. Во главе всего сам Спаситель Христос, а затем семьи, дома, скоты, волы и все то, о чем говорит святой апостол евангелист Матфей. …Но не сказано в писании кто любит отца или мать больше нежели Меня, того Я оставлю… Это не сказано. Сказано обратное. Всякого кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречется от  Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. А исповедать перед людьми может любой, кто любит отца и мать больше, нежели Меня. Человек может любить своих родных, но все равно подняться над своей земной привязанностью и Господа исповедовать. И тогда и Он исповедует этого человека перед Отцом Небесным. Иногда бывает еще так, и так становится, и Писание, наверное, об этом бы сказало. И будет зло горше первого, когда человек, христианин, придя в храм, и еще не разобравшись в самых простых началах духовной жизни, начинает отрицать все, что связывает его с земным миром. Бросает больных родных и говорит: я уйду в монастырь ради Господа.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-pravo...

 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми». Вот Евангелие, которое полагает смущение на сердце очень многим, которые искренне любят своих близких, своих родных, свои семьи, свои дома, свою Родину. Они иногда смущаются: как же так, вот, Христос говорит, что кто все это любит - Его недостоин, значит, и мы Его недостойны, и не будем достойны, или мы должны все оставить, как Он говорит. О чем здесь идет речь? Как это все можно примирить в нашей душе? Мы хотим любить Христа и любить ближнего. А как же быть тогда с заповедью о ближнем? Разве отец и мать или сын, или дочь это не ближние мои? А разве не говорит заповедь: « возлюби ближнего своего, как самого себя», и, это мои ближние, как же я могу их любить, и в то же самое время получается я недостоин Христа, как здесь быть? А это тот случай, когда надо очень внимательно следить и за буквой, и, в первую очередь, за духом этого евангельского повествования. Он говорит не о том, что их надо оставить и бросить, он говорит о том, что во главу угла должен быть поставлен Он сам, Бог. Не надо не любить отца или мать или сына , или дочь, но нужно брать свой крест- и тогда все встает на свои места, и тогда ты становишься более достоин Бога, и тогда ты начинаешь Его исповедовать. Вот, об этом сейчас поговорим, я начну отвечать на телефонные звонки, еще раз: с вами в эфире «Радонежа» в течение часа протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, жду ваших звонков по телефону или СМС на короткий номер. Мы с вами сегодня разговариваем о том, кто Богу родня и свои Христу, по слову апостольскому. Отвечу на звонки и СМС- сообщения сколько смогу, и также на те вопросы, которые поступили в храм. - Добрый вечер, слушаю Вас. - Здравствуйте отец Александр. - Я хотел узнать об ангелах, об ангельской иерархии, у меня небольшие затруднения …

http://radonezh.ru/text/est-tak-nazyvaem...

1Кор.3:18 .  Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. «Никтоже себе да прельщает», то есть высоко думая о красноречии и знатности рода. Ибо сие и присовокупляет Апостол: «Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет». 1Кор.3:19 .  Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. «Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть». Премудростию мира Апостол называет мудрость, лишенную благодати Духа, водящуюся одними человеческими помыслами. Ей-то повелевает не на себя полагаться, но хвалиться так именуемым буйством проповеди. К обвинению же такой мудрости присоединяет и свидетельства Писания. Писано бо есть: «запинаяй премудрым в коварстве их» ( Иов. 5, 13 ). 1Кор.3:20 .  И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. «И паки: Господь весть помышления мудрых, яко суть суетна» ( Пс. 93, 11 ). Так обличив суетную похвальбу учителей, обращает речь к тем, которые высоко о сем думают. 1Кор.3:21 .  Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше. «Темже никтоже да хвалится в человецех: вся бо ваша суть». А что же именно? 1Кор.3:22 .  Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше. 1Кор.3:23 .  Вы же – Христовы, а Христос – Божий. «Аще Павел, или Аполлос, или Кифа, или мир, или живот, или смерть, или настоящая, или будущая, вся ваша суть: вы же Христовы. Христос же Божий». Указал истинное богатство и Подателя богатства и научил презирать ничтожное. Ибо и мы, апостолы, говорит он, ради вас сподобились апостольской благодати, чтобы вам проповедать слово; вам дана и настоящая, и ожидаемая жизнь; да и самая смерть внесена в естество к вашей же пользе; и все видимое создано на вашу потребность, и ради вас уготовано ожидаемое. Посему надлежит вам быть в единении с Владыкою Христом, Который есть податель сих благ, а чрез Него в единении с Богом всяческих. Ибо с нами в единении Он по естеству, которое от нас восприял, и со Отцом по Божественной Своей сущности, потому что от Отца рожден по естеству. Христос Божий не как Божия тварь, но как Сын Божий. Если же прекословят единомышленники Ариевы и не хотят допустить разности отношения, то пусть и настоящее, и грядущее, и апостолов, и жизнь, и смерть назовут нашими творениями, потому что божественный Апостол сказал: «вся ваша суть». Но не могут они сказать сего. Итак, сие наше по Божественной щедроте. Мы же Христовы, мы члены Христа как человека и твари Его как Бога. Христос же Божий как преискренний Сын, рожденный от Него по Божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Совершают также обман, когда отдают ложную монету вместо истинной, худой товар вместо хорошего, скрывают свое имение, чтобы не платить долгов, не исполняют по условиям или по завещаниям, когда скрывают виновного в краже и через то лишают удовлетворения обиженного и т.д. Другой способ утонченного воровства указывает Слово Божие в следующем изречении: «если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». Способ сей есть лихоимство или беззаконное взимание прибыли за ссуду другому денег или других вещей, например, хлеба или товаров. Это бывает, когда под видом некоторого права, а на самом деле нарушая справедливость и человеколюбие, обращают в свою пользу чужую собственность, чужой труд или даже самые нужды и бедствия ближних. Так, виновны в лихоимстве те заимодавцы, которые своих должников обременяют незаконным ростом; те владельцы, которые своих работников изнуряют неумеренными работами; те купцы, которые во время голода продают хлеб слишком высокою ценой. К утонченному воровству принадлежит также тунеядство, которому предаются люди, живущие в праздности и питающиеся чужими трудами. Тунеядцами могут быть названы и те нерадивые люди, которые, получая жалование за должность или плату за дело, должности не исполняют и дела не делают и таким образом похищают и жалование по должности или плату за дело и ту пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого за полученную плату должны были работать. Виновны также в грехе тунеядства и те, которые, имея силы приобретать пропитание своим трудом, ничего не делают и живут на счет других или питаются милостыней. Христиане должны уклоняться от этого греха, помня правило, изреченное апостолом Павлом: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Наконец, к воровству принадлежит еще и мздоимство, когда берут мзду или какие-нибудь взятки с подчиненных или подсудимых, и тех, от кого получают корысть, или возвышают не по достоинству, или оправдывают, когда они виновны; напротив, невинных, от которых не получают корыстных выгод, притесняют или даже обвиняют.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

51. Часто, будучи в мире, ничего из этого мы не имели, но иногда нуждались, иногда же мучились, пребывая во грехах или в ссорах или в скорбях, или в судах, или в другом, что бывает в мире, если же кто и стал богат, то богатство сверх того омрачает ему жизнь.   Мы должны благодарить Бога даже во время несчастий. 52. Поэтому, братья, кто достоин возблагодарить Бога или хотя бы возвести очи к Нему? Вы же блаженны, обнищавшие для мира и обогатившиеся для Бога, умершие для мира, живые же для Бога, по сказанному: мы ничего не имеем, но всем обладаем . 53. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге . 54. Поэтому я говорю вам, братья мои: не когда только получаем благое от Господа, будем воспевать Его, но и в скорбях также к Нему прибегнем, и не будем отделяться от Него, любя Его во всем, что случается с нами. 55. Ибо часто испытывает нас Господь, твердо ли мы, угнетаемые, стоим в любви Его. 56. Итак, не только, пребывая в мире, явимся его друзьями, или отдыхая и радуясь, будем Ему служить и славить Его в псалмах и пениях, но когда мы впадаем в скорби, и несчастья, и искушения, тогда, усерднее благодаря, покоримся Ему, чтобы скорее освободиться от искушений. 57. Как воина мир не кормит и не помогает ему преуспевать в больших доблестях или трофеях, так и любящий Бога, когда впадает в гонения и искушения, и ставится пред лицом властителей, и предают его различным мучениям от огня и меча, и прочим испытаниям, тогда он еще больше ликует и терпит и от любви Божией не отступает. 58. Ведь он взирает на венец, который даст Бог законно подвизающимся, и не отрекается от Господина своего, и ничего другого, что против воли Божьей, не соглашается сделать. 59. Кто же поспешил заключиться в такую любовь Христову, которая есть совокупность совершенства , тот делами поет: 60. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч, или нечто подобное, не может отлучить нас, верных, от любви … во Христе Иисусе, Господе нашем .

http://bogoslov.ru/article/3409402

Но благодарение Богу, который выносит на свет все злодеяния и все злоумышления. Поэтому те, кто увидит какой-либо смертный грех среди нас, от осквернения до воровства и лжи, будь то мужчина или женщина, и не смогут сказать мне, потому что стыдятся, как я слышал о некоторых, или же потому что не нашли меня, чтобы сообщить мне, пусть они скажут старцу у нас (т. е. в мужском монастыре), или пусть скажут старице у вас (т. е. в женском монастыре), или старцам богобоязненным у нас, или старшим женщинам богобоязненным у вас, или пусть скажут их отцам, что в доме с ними, которые блюдут за ними у нас, или их матерям, что в доме с ними, которые блюдут за ними у вас. А отцы, что в домах у нас, или старцы, которые у нас, если сообщат им таким образом и они узнают истинно, точно о дурных делах среди нас, пусть они сообщат мне или скажут старцу. А матери домов, что у вас, или старшие женщины, которые у вас, если сообщат им таким образом и они узнают истинно, точно о делах дурных среди вас, пусть скажут старице. А старица, в свою очередь, пусть созовет матерей домов и других старших женщин, и пусть они засвидетельствуют эти дурные дела в составе десяти женщин или двадцати, и таким образом пусть старица пошлет старца, причем знают все, кто является свидетелем, чтобы он со своей стороны, старец, которому сказали это у нас, или тот, к которому вы послали его у вас, сообщил мне о всех в спокойное время, когда мы не будем заняты. Таким образом, если мы все будем единодушны, то мы избежим великих осуждений от Бога, и получим благословения, и одолеем сатану и все его дела дурные. Если же каждый из нас будет самонадеян, и мы не будем поступать так, на нас падут великие осуждения от Бога и великие проклятия от нашего Господа Иисуса, и грех одолеет нас вместе с нашими врагами диаволами. Но да не будет так! Я же говорил эти (вещи) относительно смут и (о) тех, кто не сможет мне сказать о том, что он видел, будь то мужчина или женщина, потому что они не нашли меня или потому что они, как я слышал, стыдятся.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

А между тем, чтобы мы могли заняться настоящим трудом, знай, девственница Христова Евстохия, что ты должна молиться о нас. Относительно весьма трудного пророчества я вкратце напомню то, что сказал небезызвестный современный нам муж, когда писал императору: Гог — это гот, но как к нему можно применить все написанное здесь, это — дело не мое, а тех, кои держатся такого мнения. Глава XXXIV Ueз.XXXIV:1-31. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! пророчествуй о пастырях Израилевых (или к пастырям Израилевым), пророчествуй, и скажешь пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! (или: о, пастыри Израилевы! разве пастыри пасут себя самих?) Не стада ли пасутся патырями? (или: не овец ли пасут пастыри?) Вы ели молоко, и волною одевались и закалали то, что было тучным, а стада Моего не пасли. Слабого вы и укрепляли (или не утверждали), и больного не врачевали, пораненного не перевязывали, и угнанного (или заблудшего) не возвращали, погибшего не искали; но правили ими с жестокостию и насилием (или сильного угнетали трудом). И рассеялись овцы Мои, потому что не было пастыря (или пастырей), и сделались пищею для всех зверей полевых, и рассеялись. Блуждали стада (или овцы) Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись стада (или овцы) Мои, и никто не разведывал об них, никто, говорю, не искал (или не возвращал) их. Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. Живу Я, говорит Господь Бог; за то, что стада (или овцы) Мои сделались добычею и овцы Мои, не имея пастыря (или пастырей), сделались пищею для всех зверей полевых, ибо пастыри (в вульг. Мои) не искали стада Моего, но пасли пастыри себя самих, а не пасли стада Мои; за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бое: вот Я Сам на пастырей, взыщу стадо Мое от руки их, и уничтожу их, чтобы они уже не пасли стадо Мое, и чтобы пастыри не пасли более себя самих (или овец), и избавлю стадо Мое (или овец) от пасти их, и уже не будут они пищею для них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6:13). Но как под образом воскресения предшествующая пророческая речь изобразила воскресение иудейского народа не плотское, а духовное, так и это пророчество относится к благоденствию не плоти, а духа, и к вере Христовой, которою мы очищаемся в крещении и царство Которого вечно, чтобы мы не ожидали, как имеющего быть, того, что прошло и что, как мы знаем, ежедневно преходит. Глава XXXVIII Ueз.XXXVIIÏ1—23. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! обрати лице твое на Гога, на землю Мать, князя главы (или Роша) Мосоха и Фувала, и пророчествуй о нем. И скажешь к нему: так говорит Господь Бог: вот Я на тебя, Бог, на князя главы (или Роша) Мосоха и Фувала, и поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои и выведу (или соберу) тебя и все войско твое, коней и всадников, всех [их], покрытых бронями, великое множество носящих копье, и щит и меч (или щиты, и шлемы и мечи); персы, ефиопляне и ливийцы с ними, все с щитами в шлемах; Гомер и все отряды его, дом Фогорма, пределы (latera) севера (или от пределов севера), и вся сила его и народы (или племена) многие с тобою. Готовься и снаряжайся, ты и все множество твое, собравшееся к тебе, и будь предводителем (in praeceptum) для них (или и будешь Мне стражею). После многих дней ты будешь посщен: в последий (или в последние) из годов ты пойдешь на землю, избавленную (или низверженную) от меча, и собранную из многих народов на горы (или на гору или же на землю) Израилевы, которые постоянно были опустевшими: она была выведена из народов, и все будут жить в ней с упованием. Поднявшись же, ты придешь подобно буре и подобно облаку, чтобы покрыть землю тебе, и всем отрядам твоим и многим народам [или племенам] с тобою. Так говорит Господь Бог: в тот день взойдут слова на сердце твое, и ты замыслишь злой умысел и скажешь: поднимусь на землю неогражденную (или отверженную), пойду на пребывающих в покое и живущих беззаботно (или в маре); все они живут без стены, нет у них засовов и ворот; чтобы тебе произвести грабеж, и набрать добычи и наложить руку твою на тех, кои были оставлены и впоследствии восстановлены, и на народ, собранный из народов, начавший обладать и жить на путь земли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Копытами коней своих он истопчет все улицы твои, народ твой побьет мечом и знаменитые кумиры твои падут на землю (или: опору силы твоей повергнет на землю). Они разграбят (или: он разграбит) богатство твое, расхитят товары (negotitiones) твои и разрушат (или разрушит) стены твои и разорят (или разорит) красивые (или вожделенные) дома твои, а камни твои, и дерево твое и мусор (pulverem) твой бросят среди вод (или выбросит в средину моря). И положу конец множеству пения (или песней) твоего (или музыки твоей), и звук цитр твоих (или звук органов твоих) не будет более слышен. И сделаю тебя вполне гладкою (или голою) скалою. Ты будешь местом для сушки сетей и не будешь вновь построен, ибо Я, Господь сказал [это], говорит Господь Бог. Оба издания я соединил по обычаю вместе, и в чем они разнятся, это я присоединил сбоку, заботясь о краткости книг. Итак, сказав: Я подниму на тебя многие народы, как поднимается волнующееся море, и Тир будет на расхищение народам, он затем яснее изображает, что Господь приведет с севера Навуходоносора, царя вавилонского, царя царей, с конями и колесницами и с бесчисленной толпой войска, который сперва разрушит подвластные Тиру на морском берегу города и крепости, а потом будет осаждать Тир, и окружит его войском, и валом, и укреплениями и с осадными машинами (или щитами) и таранами нападет на стены и разрушит их, и столь многочисленны будут всадники его, что от пыли конницы и от шумных криков войска, и стука колес и ржания коней будут дрожать основания города, и так будет входить в город по разрушении стен, как входят без опасения в город с поля, и столь безопасным будет победоносное войско, что копытами коней будут истоптаны улицы Тира, и весь народ будет поверженным среди города и кумиры, бывшие некогда знаменитыми, или все, бывшее там (universa substantia), будет низвержено на землю, и ничего из прежних богатств не останется в завоеванном городе, но вместе с стенами будут разрушены также красивые дома, и столь велика будет жестокость победителей, что дерево и камни, оставшиеся от пожара, будут выбрасываться в средину моря, и или Навуходоносор или сам Господь положит конец ликованию в городе, которое прежде выражалось в песнях и музыке; и, разрушенный до основания, он будет местом для сушки сетей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

23. Посему Спаситель наш научил нас бодрствовать над ними (врагами), говоря: «что узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его. Пространная (же) врата и широкий путь, вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Внемлите же,» говорит, «от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их» ( Мф. 7, 14, 13. 15. 16 ). Какие же это плоды их, если не всякая неестественность, с которою они налегают на нас, желая склонять на нее сердце наше? Но любящих Бога от всего сердца лжепророки не могут убедить ни в чем своем, по слову Апостола: «кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ни силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь возможет нас разлучити от любве Божия?» Видишь, брате мой, каковы любящие Бога от всего сердца, что ничто мирское не может отлучить их от любви Его? 24. Внимай же себе, чтоб что-нибудь пагубное не отдалило тебя от любви Божией, – или золото, или серебро, или жилища, или сласть удовольствия, или ненависть, или поношение, или уязвление сердца словом, или всякий другой яд, вливаемый змием в сердце наше. Не мятись, (увидев в себе что такое), но паче поспешим устремить взор свой на медного змия, которого сделал Моисей по слову Господа. Он возложил его на древо, на вершине горы, чтобы всякий, уязвленный змием, тотчас мог воззреть на него, и исцелиться. Господь наш Иисус Христос уподобился сему змию медному. (Змий) враг есть, коего послушав Адам сделался врагом Божиим. Господь наш Иисус сделался совершенным человеком, по всему, кроме греха, подобным Адаму, ради нас; а змий медный, хотя подобен (по виду) тому, кто был врагом Божиим, – помысла злого не имеет, ни яда, ни злобы, не пресмыкается и не шипит, и дыхания вражия не имеет. Прообраз сей исполнил Господь наш Иисус, чтоб погасить яд, которого вкусил Адам из уст змия. И возвратилось естество, соделавшееся неестественностью, в естественность. Подобное сему говорит (Бог) Моисею: «что сие есть в руце твоей? он же рече: жезл. И рече (ему): поверзи его на землю. И верже и на землю, и бысть змий: и отбеже Моисей от него. И рече Господь к Моисею: простри руку, и ими (его) за хвост: простер убо руку, взя (его) за хвост, и бысть жезл в руце его» ( Исх. 4, 2–4 ). После сего говорил ему Бог в разное время, то: возьми жезл (обращавшийся в змия) и ударь им по реке Египетской пред лицом фараона, и вода ее превратится в кровь; то: ударь им Чермное море, и оно высохнет, то: возьми жезл, который имеешь в руке своей, которым ты ударял море, ударь в камень, и он даст из себя воду ( Исх. 7, 19; 14, 16 ; Числ. 20, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010