Кто убо страшится попасть в геенну, да извергнет из сердца своего всякую злобу, чтоб оное страшное определение не пало на него. Внимай же сердцу своему, брате, и бодрствуй над врагами; ибо они вселукавы в злотворстве своем. Убедись в сердце своем в истине такого слова, что невозможно человеку делать добро, когда делает зло; но можно человеку делать зло под видом добра. 23. Посему Спаситель наш научил нас бодрствовать над ними (врагами), говоря: Что узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его. Пространная (же) врата и широкий путь, вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Внемлите же, говорит, от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их (Мф.7:13–16). Какие же это плоды их, если не всякая неестественность, с которою они налегают на нас, желая склонить на нее сердце наше? Но любящих Бога от всего сердца лжепророки не могут убедить ни в чем своем, по слову апостола: Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ни Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь возможет нас разлучити от любве Божия (Рим.8:35,38–39). Видишь, брате мой, каковы любящие Бога от всего сердца, что ничто мирское не может отлучить их от любви Его? 24. Внимай же себе, чтоб что–нибудь пагубное не отдалило тебя от любви Божией: или золото, или серебро, или жилища, или сласть удовольствия, или ненависть, или поношение, или уязвление сердца словом, или всякий другой яд, вливаемый змием в сердце наше. Не мятись, (увидев в себе что такое); но паче поспешим устремить взор свой на медного змия, которого сделал Моисей по слову Господа. Он возложил его на древо, на вершине горы, чтобы всякий, уязвленный змием, тотчас мог воззреть на него, и исцелиться. Господь наш Иисус Христос уподобился сему змию медному. (Змий) враг есть, коего послушав, Адам сделался врагом Божиим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Напротив, имейте сердце твердое, имейте великодушие: пусть ваша любовь друг к другу побеждает все случающееся. И если кто-нибудь из вас имеет послушание или какое-либо дело у садовника, или келаря, или повара, или вообще у кого-нибудь из служащих с вами, то да постараются и тот, кто поручает дело, и тот, кто исполняет его, прежде всего сохранять свое собственное устроение, и пусть они никогда не позволяют себе уклониться от заповеди Божией или в смущение, или в упорство, или в пристрастие, или в какое-либо своеволие и самооправдание: но каково бы то ни было дело, малое или великое, не должно пренебрегать им и не радеть о нем, ибо пренебрежение вредно; но не должно также и предпочитать исполнение дела своему устроению, чтобы [усилиться] исполнить дело, хотя бы то было и со вредом душе. При всяком встречающемся деле, хотя бы оно было крайне нужно и требовало тщания, не хочу, чтобы вы делали что-либо со спорами или смущением, но будьте уверены, что всякое дело, которое вы делаете, велико ли оно, как вы сказали, или мало, есть восьмая часть искомого; а сохранить свое устроение, если и случится от этого не исполнить дела, есть три восьмых с половиною . Видите ли, какое различие? Итак, если вы делаете какое-либо дело и хотите совершенно и всецело исполнить его, то постарайтесь исполнить самое дело, что, как я сказал, есть восьмая часть искомого, и вместе сохранить свое устроение неповрежденным, что составляет три восьмых с половиною. Если же для того, чтобы исполнить дело вашего служения, будет надобность увлечься, отступить от заповеди и повредить себе или другому, споря с ним, то не следует терять три восьмых с половиною для того, чтобы сохранить одну восьмую. Посему, если вы узнаете, что кто-нибудь так поступает, то знайте, что такой неразумно исполняет свое служение, но или из тщеславия, или из человекоугодия спорит и томит и себя, и ближнего, чтобы после услышать, что никто не мог его победить. О! Удивительно, какое великое мужество! Это не победа, братия, это потеря, это погибель, если кто спорит и соблазняет брата своего для того, чтобы исполнить дело своего служения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И сие-то есть хранение совести в отношении к Богу. А хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взором. Ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взором можно оскорбить брата. Короче сказать, человек не должен делать ничего такого, о чем знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего. Этим оскверняется совесть его, сознавая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его. И сие-то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему. А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать ее как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на свое место. Не должно также обходиться нерассмотрительно со своей одеждой: ибо случается, что иной мог бы носить одежду неделю, или две, или даже месяц, а он часто моет ее преждевременно и тем портит ее, и вместо того чтобы носить ее пять месяцев или более, он частым мытьем приводит ее в ветхость и негодность – а это против совести. Так же и в отношении постели. Часто иной мог бы довольствоваться одной подушкой, а он ищет большой постели; или имеет власяницу, но хочет переменить ее и приобрести другую, новую или более красивую, по тщеславию или от уныния. Иной опять может обойтись одним покрывалом, а он ищет другого, лучшего, иногда даже и спорит, если не получит его. А если он еще станет примечать за братом своим и говорить: «Зачем у него есть, а у меня нет?» – то такой далек от преуспеяния. Также если кто-либо развесит свою одежду или покрывало на солнце и поленится вовремя снять их и допустит им от зноя портиться – то и это против совести. Так же и в пище. Иной может удовлетворить своей потребности малым количеством какого-либо овоща, или чечевицей, или немногими маслинами, а он не хочет этого, но ищет другой пищи, вкуснейшей и лучшей – это все против совести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Блж. Иероним: «Если мы будем следовать плотскому толкованию, необходимо согласиться с иудейскими выдумками, что Иерусалим будет вновь отстроен, и в храме будут приноситься жертвы, и, после отмены духовного почитания, будут соблюдаться плотские ритуалы» 708 . В другом месте блж. Иероним показывает, что буквальное ожидание плотского воздаяния ведет нас к нелепостям. Толкуя Мф. 19:29–30 (И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную; многие же будут первые последними, и последние первыми), он пишет: «Итак, тот, кто ради веры во Христа и проповеди Евангелия оставит с презрением все склонности и богатства, и удовольствия мира, [тот] в сто раз больше получит и будет обладать вечной жизнью. По поводу этого слова Господа многие принимают учение о тысячелетнем Царстве после Воскресения, говоря, что тогда мы в сто раз больше получим, чем то, что мы оставили, и что нам должна быть дана в награду вечная жизнь. Они не понимают, что если в отношении к прочему обетование является почетным, то в отношении к женам было бы позорным, чтобы оставивший ради Господа одну [жену] получил в будущем сто. Таким образом, смысл тот, что оставивший ради Спасителя плотское получит духовное, которое по сравнению и ценности его заслуги будет таково, как число малое по сравнению с числом стократным» 709 . Прп. Иоанн Кассиан Римлянин : «Потому и то воздаяние награды, которое совершенно отвергающимся в этой жизни Господь обещал сторицею, говоря: Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф. 19:29 ), правильно и совершенно истинно понимается в собственном смысле без всякого нарушения верности. Многие, принимая это изречение в грубом смысле, утверждают, что это плотски будет воздано святым во время тысячелетия ( Откр. 20:4 ), хотя сознаются, что тот век, который называют будущим после воскресения, нельзя принимать за настоящий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Лк.18:29 . Он же речé им: аминь глагóлю вáм, яко никтóже éсть, иже остáвит дóм, или родители, или брáтию, или сéстры, или женý, или чáда, цáрствия рáди Бóжия, (Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,) Здесь перечисляются виды самоотвержения ради Христа, для царствия Божия или, по Матфею, ради Меня (И. Хр.) и Евангелия, и тем указывается, что должно предпочитать Христа и спасение своей души всему, даже самому близкому, самому дорогому, а не то, чтобы действительно оставлять все и удаляться всего, чтобы быть христианином. Удаление от всего, это – высший род совершенства, о котором можно сказать то же, что выше сказано о безбрачии: не вси вмещают слово сие, могущий вместить, да вместит (Мих.), или о расточении богатства: если хочешь быть совершен и пр. Св. Златоуст, по поводу сих слов Христовых, прибавляет: «здесь говорит Господь еще и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию». Лк.18:30 . иже не приимет мнóжицею во врéмя сиé, и в век грядýщий живóт вечный. (и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.) Множицею (гораздо более), у еванг. Матфея и Марка, сторицею, т. е. несравненно больше, чем сколько стоит оставленное. У Марка еще сказано: домов, и братьев, и сестер, отцов, и матерей, и детей, и земель. Обещание иметь множество всего этого, конечно, нужно понимать иносказательно, т. е. в духовном смысле, так как невозможно иметь множество, напр, отцов и матерей. Это значит: 1) что духовные блага, даруемые от Христа Своим последователям, столь обильны, что несравненно более вознаграждают отказавшегося ради них от всех благ вещественных, житейских, если только последние отклоняют его от последования Господу; 2) что духовные связи религии несравненно более должны быть дороги человеку и более крепки, чем кровные и чувственные, если только сии последние препятствуют высокой религиозной жизни; и 3) что, потому с излишком вознаграждают отрекшегося от этих последних благ: за отречение от них таковой может приобрести гораздо более дорогих сердцу, духовных братьев и сестер, духовных отцов, матерей и детей (Мих.). Св. Григорий Богослов замечает: «Господь сделает, что оставивший все ради Христа будет обрадован бедностию или оставлением всех вещей гораздо более, чем своим богатством или своими угодьями.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но как под образом воскресения предшествующая пророческая речь изобразила воскресение иудейского народа не плотское, а духовное, так и это пророчество относится к благоденствию не плоти, а духа, и к вере Христовой, которой мы очищаемся в крещении и царство Которого вечно, чтобы мы не ожидали, как имеющего быть, того, что прошло и что, как мы знаем, ежедневно преходит. Глава XXXVIII Ueз.XXXVIII:1–23 . И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! обрати лице твое на Гога, на землю Магог, князя главы (или Роша) Мосоха и Фувала, и пророчествуй о нем. И скажешь к нему: так говорит Господь Бог: вот Я на тебя, Гог, на князя главы (или Роша) Мосоха и Фувала, и поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои и выведу (или соберу) тебя и все войско твое, коней и всадников, всех [их], покрытых бронями, великое множество носящих копье, и щит и меч (или щиты, и шлемы и мечи); персы, ефиопляне и ливийцы с ними, все со щитами и в шлемах; Гомер и все отряды его, дом Фогорма, пределы (latera) севера (или от пределов севера), и вся сила его и народы (или племена) многие с тобою. Готовься и снаряжайся, ты и все множество твое, собравшееся к тебе, и будь предводителем (in praeceptum) для них (или и будешь Мне стражею). После многих дней ты будешь посечен: в последний (или в последние) из годов ты пойдешь на землю, избавленную (или низверженную) от меча, и собранную из многих народов на горы (или на гору или же на землю) Израилевы, которые постоянно были опустевшими: она была выведена из народов, и все будут жить в ней с упованием. Поднявшись же, ты придешь подобно буре и подобно облаку, чтобы покрыть землю тебе, и всем отрядам твоим, и многим народам [или племенам] с тобой. Так говорит Господь Бог: в тот день взойдут слова на сердце твое, и ты замыслишь злой умысел и скажешь: поднимусь на землю неогражденную (или отверженную), пойду на пребывающих в покое и живущих беззаботно (или в маре); все они живут без стены, нет у них засовов и ворот; чтобы тебе произвести грабеж, и набрать добычи и наложить руку твою на тех, кои были оставлены и впоследствии восстановлены, и на народ, собранный из народов, начавший обладать и жить на путь земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

После умерщвления и уничтожения, или погребения Гога будут избраны церковные мужи, которые заботились бы о том, чтобы в земле Израилевой не осталось ничего из прежних скверн, ничего мертвого; они будут обходить землю и разыскивать мертвых и погребать [их], именно для того, чтобы очистилась земля Церкви. Если же по истечении семи месяцев, когда все должно быть очищено, те, кои осматриваются и обходят землю, увидят, что осталась в ком либо кость человеческая, то есть твердость еретического нечестия, или мертвечина прежнего учения; то они поставят или водрузят возле знак, чтобы таковые, быв отмечены, впоследствии или очистились или были похоронены вместе с Гогом и брошены в могилу (или в толпу) при этом погребении. Город же тот, в котором одержана победа рабами Господа, и лежат противники и ниспровержено все множество врагов его, будет называться Атопа или Polyandrion (место погребения многих людей), чтобы все окончилось восстановлением чистоты. Наконец следует: и очистят землю, без сомнения, те, о коих выше написано: начнут поиски, и, проходя по земле, будут обходить ее. Ueз.XXXIX:17–29 . Ты же, сын человеческий, – так говорит Господь Бог, – скажи всякому пернатому и всем птицам и всем зверям полевым (или равнины): собирайтесь и спешите, стекайтесь отвсюду (или со всех сторон) к жертве Моей, которую Я заклал (или заколаю) для вас, к великой жертве на горах Израилевых (или на горе Израилевой), чтобы вы ели мясо и пили кровь. Мясо сильных (или исполинов) будете есть и будете пить кровь князей земли, баранов, ягнят и козлов и откормленных тельцов и всех тучных. И будете есть жир до сытости и пить кровь до опьянения, от жертвы, которую Я заклал (или буду заколать) для вас. И насытитесь за Моим столом конем и всадником сильным (или исполином) и всякими людьми воинственными, говорит Господь Бог. И явлю славу Мою между народами и увидят все народы суд Мой, который Я произвел, и руку Мою, которую Я наложил на них. И будет знать дом Израилев, что Я Господь Бог их, от сего дня и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Человек в этом мире должен разрешить проблему: или быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего решения не существует. Или христопоклонник, или слепец, восстающий против Него. 1Ин. 4:4 .  Вы от Бога есте, чадца, и победисте тех: яко болий есть, Иже в вас, нежели иже в мире. ( Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.) Этот мир есть поле боя, где всегда происходит борьба за Христа и против Него, это театр войны, где всегда идет сражение за Христа и против Него. Те, кто от Бога, сражаются за Христа и господствуют над теми, кто против Христа, господствуют над ними силою Господа Иисуса Христа, Который пребывает в них. Христос с нами в противоборстве с разными проблемами, Он есть Единственный Победитель греха, смерти и дьявола, и всех тех явлений, которые замещают грех, смерть и дьявола или происходят от них, или существуют ради них; это может быть наука или культура, или религия, или искусство, или философия, или какая-нибудь другая деятельность людей. Плененные антихристианскими идеями многообразны и многочисленны, и они всеми средствами сражаются против Христа. Истинно, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:12 ). Оружие нашей борьбы – это евангельские добродетели: терпение, любовь к врагам, молитва , пост, истина, правда, доброта, кротость, смиренномудрие ( Еф. 6:13–18 ). Сражаясь этим оружием, мы всегда побеждаем с помощью Господа Иисуса Христа, Который нас любит ( Рим.8:37 ). Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: «Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». 1Ин. 4:5 .  Они от мира суть: сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает. ( Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.) Мы знаем из предыдущего, что в тех, кто от мира, и дух, и учение от мира, во всем их существе, во всей их деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

После сего речь обращается к самому фараону, которому в начале было сказано: кому уподобился ты в величии твоем, и говорится ему: кому уподобился ты, славный и высокий между деревами наслаждения? Конечно, ассириянину, который пал. И ты был славным и высоким между деревами Едема, то есть сладости и рая, и вот ты низведен, подобно ассириянину, вместе со всеми деревами, бывшими в сладости, во глубину земли и в преисподнюю, и будешь лежать не спокойно, но испытывая наказания и среди необрезанных, то есть нечистых, и вместе с теми, кои пали от меча Божия. А чтобы мы знали, кто тот, коему было сказано: славный и высокий между деревами наслаждения, то яснее поставлено: это фараон и все множество его, или по LXX: таков фараон и все множество его, так что как выше ассириянин был срублен и пал, так падет и египтянин. Глава XXXII Ueз.XXXII:1–16 . И было в двенадцатом году, в двенадцатом (или в десятом) месяце, в один день (в Вульгате слова день нет) месяца, было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! подними плач о фараоне, царе египетском, и скажешь ему: ты уподобился льву народов и дракону, находящемуся в море, и бодал рогом в реках твоих, и мутил воды ногами твоими и попирал реки их (или твои). Посему так говорит Господь Бог: Я раскину на тебя сеть Мою во множестве народов многих и вытащу тебя мрежею Моею (или вытащу тебя удою). И выкину (или вытащу) на землю, брошу тебя на поле (или поля наполнятся тобою), и поселю (или посажу) на тебе всех птиц небесных, и насыщу тобою зверей всей земли, и раскидаю мясо твое по горам, и наполню холмы (или долины) гноем твоим (или кровью твоею), и напою землю (или напоится земля) смрадом крови твоей (или пометом твоим) на горах, и долины наполнятся тобою. И когда ты угаснешь, закрою небо, и звезды его омрачу, солнце закрою облаком, и луна не даст света своего. Все светила небесные опечалю (или помрачатся) по тебе и наведу тьму на землю твою, говорит Господь Бог. И раздражу сердце многих народов, когда введу сокрушенных (или пленных) твоих между народами в земли, которых (или в землю, которой) ты не знаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга двенадцатая Мой страх относительно изъяснения храма Иезекиилева или, вернее, упорное молчание победили твои мольбы, девственница Евстохия, и обетования Господа, говорящего: просите, и приимете, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам ( Мф. 7:7; 21:22 ). То, чем я воспользовался, как оправданием, сказав в конце предшествующей книги, что «лучше ничего [не сказать], нежели сказать мало», ты обратила в противное, полагая, что [лучше] предложить хотя бы немногое, нежели ничего не сказать; потому что в первом случае выражается готовность и желание, а во втором отчаяние во всем труде; ты напоминаешь также о свойстве людей не столько быть благодарными за то, что им дают, сколько сокрушаться о том, в чем им отказывают. Ибо мы менее восхваляем достоинства, нежели укоряем за недостатки, и хотя бы было прекрасное тело, но при неправильности и уродливости одного члена оно делается более заметным. Поэтому я последую твоему желанию и, при дуновении Духа Святого, развешу паруса, не зная, к каким берегам пристану, и с этим же самым пророком восклицая: от четырех ветров прииди, Душе (выше, Иез. 37:9 ), и придирчивому читателю или, вернее, такому, который с неприязненным намерением будет читать наш [труд], с полной откровенностью заявляю относительно истолкования храма, что если он желает истины, то пусть ищет ее у других. Я же простосердечно высказываю и диктую свои догадки относительно этого весьма трудного творения, вознося благодарение Господу за то, что если не относительно всего, что невозможно, то в отношении к очень многому Он отверз мне дверь знания. Ибо, как говорит знаменитый оратор, «кто во всем стремится достигнуть первого, тот с честью может остановиться на втором и третьем». Глава XL Ueз.XL:1–4 . В двадцать пятом году по переселении (или пленении) нашем, в начале года (или в первом месяце), в десятый [день] месяца, в четырнадцатом году по разрушении (или взятии) города, в этот (или в тот) самый день была на мне рука Господа, и повела меня туда. В видениях Божиих (или в видении Божием) привела она меня в землю Израилеву и поставила (или отпустила) меня на весьма высокой горе, на которой было как бы строение города, обращенного (или прямо) к югу, и ввела она меня туда. И вот муж, которого вид как бы вид меди (или блестящей меди), и вервь льняная (или каменщиков) в руке его, и трость измерения в руке его; стоял же он у ворот. И сказал мне этот муж: сын человеческий! смотри очами своими и слушай ушами своими, и приложи сердце свое ко всему (или приложи к сердцу своему все), что я покажу тебе; ибо ты для того приведен (или пришел) сюда, чтобы было показано [это] тебе, и все, что ты видишь, возвести дому Израилеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010