Воды питали его, бездна возвышала его, реки ея текли вокруг корней его и протоки свои она направляла ко всем деревам страны. От того высота его перевысила все деревья страны (или поля), и умножались отрасли и поднимались ветви его от многих вод. И когда он простирал тень свою, на ветвях его вили гнезда всякие птицы небесные, и под листвою его рождали всякие звери лесные, и под теню его обитало собрание всех народов. И красовался он громадностью своею и расширением (или множеством) отраслей (или ветвей) своих, потому что корни его были у вод. Кедры (или кипарисы) не были выше его в раю Божием, и ели (или сосны) не равнялись с высотою его и платаны (или ели) не были равными (или подобными) листве (или ветвям) его. Ни одно дерево рая Божия (или в раю Божием) не было подобным ему и красоте его, потому что Я сделал его красивым и    с многочисленными густыми листьями, и завидовали ему все деревья наслаждения (или сладости), бывшия в раю (в вульг. прибавлено: Божием). Посему так говорит Господь: зато, что он высоко поднялся и пустил вершину свою зеленеющую и густую (или среди облаков) и сердце его превознеслось от высоты его; за то Я отдал его в руку самого сильного (или князя) из народов; он поступит с ним, как надобно (faciens faciet; или и совершу Я погибель его); за нечестие Я изгнал его. И срубят его чужеземцы и самые жестокие из народов (или губители народов), и бросят его на горы и на всех долинах будут падать ветви его, и будут сосокрушены отрасли его на всех скалах (или полях) земли, и уйдут из-под тени его все народы земли и оставят его. На развалинах его обитали (или отдыхали) всякие птицы небесные и на ветвях его были все звери страны. Поэтому не будут превозносится высотою своею всякие деревья у вод, и не будут поднимать вершину свою среди ветвей и листьев (или в облаках) и не удержат высоты своей все, напояемые водами; ибо все преданы смерти, во глубину земли, среди сынов человеческих, к сходящим в ров. Так говорит Господь Бог: в день, когда он сошел в преисподнюю, Я определил (или навел) плач (или бездна оплакала его): Я покрыл его бездною, и остановил реки ее и задержал многие воды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? 27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. 130. Вопрос Петра о награде последователям Иисуса Христа Мф. 19:27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? 28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. 29 И всякий, кто оставит дóмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. 30 Многие же будут первые последними, и последние первыми. Мк. 10:28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. 29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, 30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. 31 Многие же будут первые последними, и последние первыми. Лк. 18:28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. 29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. 131. Притча о нанятых в виноградник работниках 132. Воскрешение Лазаря 133. Заговор начальников иудейских против Иисуса Христа 134. Предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях на пути к Иерусалиму Мф. 20:17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: 18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; 19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

http://azbyka.ru/shemy/evangelskij-sinop...

Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их.  Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.  Стих: Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь.    Пс 33:18, 20 Евангелие от Матфея, зачало 38А Рече Господь Своим учеником: всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на Небесех, а иже отвержется мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, иже на Небесех. Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда отвещав Петр, рече Ему: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом: что убо будет нам? Иисус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома. И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит. Мнози же будут перви последнии, и последни первии. Тогда Петр, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.    Мф 10:32–33, 37–38; 19:27–30

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

И приведу в изумление о тебе народы (или многие народы), и цари их от чрезвычайного страха придут в ужас о тебе, когда меч Мой начнет носиться над ними, и вдруг затрепещет каждый за душу свою в день падения (или ожидая падения своего от дня падения) твоего. Ибо так говорит Господь Бог: меч царя вавилонского придет на тебя; мечами сильных (или исполинов) истреблю множество твое (или силу твою); все они – непреодолимые народы (или губители из всех народов), и уничтожат (или погубят) гордость (или укоризну) Египта, и рассеется множество его (или будет сокрушена вся сила его). И истреблю всех животных его, бывших на весьма многих водах (или от вод многих), и не будет более мутить их нога человека, и копыто животных не будет мутить (или попирать) их. Тогда сделаю воды их весьма чистыми (или дам наконец покой водам их), и реки их проведу, как масло (или потекут, как масло), говорит Господь Бог, когда сделаю землю египетскую пустынною (или погибшею). Земля же египетская опустеет от всего наполняющего ее (или с наполняющим ее), когда я поражу (или рассею) всех живущих на ней, и узнают, что Я Господь. Это плач, и будут плакать о нем, над Египтом и множеством его (или о всей силе его), будут плакать о нем, говорит Господь Бог. Мы соединяем оба издания только там, где они разнятся. Но где один и тот же смысл, там мы следуем еврейскому. Во многих списках по LXX стоит двенадцатый год и десятый месяц; по прочим же переводчикам десятый год и двенадцатый месяц, так что или уже был пленен Иерусалим и радость фараона уничтожается вследствие грозящих ему бедствий, или ему предстоит пленение, и он более скорбит о своих бедствиях, нежели радуется пленению других. А пока, полагая исторические основы, мы вкратце коснемся того, как понимают евреи это место. Со львом не одного народа, но многих народов и с морским драконом сравнивается фараон, как обладающий землей и водами, который, вследствие напоения реками, возносился в гордыню, называемую рогом, и множеством войска своего, переходя чрез воды, мог мутить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Ин.2:16–17 ). «Любостяжание» – это убийственная болезнь души. Поэтому наша евангельская обязанность – умертвить «любостяжание, которое есть идолослужение». Любостяжание – это страстная привязанность к вещам мира сего, доходящая до их обожания. Это любостяжание может быть двояким: материальным и духовным. Материальное относится к видимым предметам мира сего и людским произведениям; духовное – простирается на идеи, мысли, страсти, грехи. Апостол называет любостяжание идолослужением. Почему? Потому что, плененный любостяжанием, человек вместо единого истинного Бога и Господа провозглашает для себя смыслом, целью, божеством, идолом своей жизни: золото, или природу, или науку, или культуру, или технику, или жену, или детей, или общество, или народ, или человечество, или похоти, или страсти, или идеи, или героев, или гениев, или вождей, или кого бы то и что бы то ни было – всё равно. Такой человек и в самом деле – идолопоклонник, а его жизнь – идолослужение: служение богу ложному; а одному или многим – значения не имеет. Много фальшивых богов выдумали люди, потому и существуют разные проявления идолослужения, от самых грубых до самых утонченных, от самых варварских до самых «культурных». Но средство от всех одно: вера в единого истинного Бога и Господа – Иисуса Христа и жизнь по этой вере. И всё это – в Богочеловеческом Теле Церкви. Погрязая в страстях, в похотях, в разных видах идолослужения, люди обитают в том, что противно Богу. Такая жизнь есть не что иное, как непрестанный вызов Богу. Но в этом своем противостоянии Богу люди суть лишь послушные сыны, какого отца? – диавола. Ибо он – первый и главный Божий противник. Всем существом своим он – противоположность Богу. Чем диавол – диавол? Грехом и злом. И люди, живущие во грехе и зле, в силу этого неминуемо усыновляются диаволу и становятся сынами противления, богопротивления. И блуд усыновляет человека диаволу, и нечистота, и страсти, и злые похоти, и любостяжание, то есть вообще любой грех, любая страсть делает человека сыном диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 1-я по Пятидесятнице Мф., 38 зач., 10, 32–33, 37–38; 19, 27–30 Сказал Господь: итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Христос принимает быть всех Его последователями на одном-единственном условии: чтобы они были готовы принять крест и страдания. С самого начала, призывая апостолов, Он говорил, что они недостойны Его, если не хотят расстаться со всем ради Него. Теперь Он говорит, что честь и милость быть учениками Его дается тем, для кого Христос дороже всего на свете. Если вера наша что-нибудь значит для нас, она должна быть для нас всем. Кто не хочет принять креста на этих условиях, может оставить его к собственной погибели. Мы должны предпочесть Христа всему, и в том числе, говорит Господь, нашим самым близким и дорогим отношениям с другими людьми. Дети должны любить своих родителей и родители должны любить своих детей. Но если они любят друг друга больше, чем Христа, они недостойны Его. Как ненависть к другим людям, а особенно к домашним нашим, лишает нас общения со Христом, так и любовь к ним по плоти, любовь без Христа, удаляет нас от Него. Христос говорит, что всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей ради Него, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Что значит – оставить и жену, и детей, и братьев и сестер ради Христа? Это значит, когда мы оказываемся перед выбором – оставить их или оставить Христа – мы должны предпочесть Того, без Кого мы лишимся навсегда, в конце концов, всех наших дорогих и близких. Самое главное условие святости, которое открывает нам Господь – это готовность оставить все. Апостол Петр спрашивает Господа, что получат они за то, что оставили все.

http://pravoslavie.ru/3346.html

В-третьих: жертва должна приноситься во исповедание превысочайшего Владычествия Божия. чтобы показать нашу зависимость от Него. Убивать животных можно и для того, чтобы поесть, и употребить их для здоровья, но кто назовет это жертвой? На­стоящая жертва должна приноситься с таким намерением: «Я приношу эту жертву Тебе. Господу Богу моему, потому что я знаю, что Ты Господь и Бог мой. благодаря Которому я имею все, что имею, прими же от меня эту дань моего рабства и послушания, которую я должен Тебе, Господу и Творцу Моему». В-четвертых: истинная жертва должна приноситься священником, имеющим для этого полномочия, который от имени всех приносит жертву Богу, ибо Апостол говорит: Ибо всякий первосвященник (или священник), из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. (...) И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 1–4). И поэтому в Ветхом Завете никому нельзя было приносить жертвы, кроме священников от колена Ааронова. Поэтому не является жертвой то, что мы сами кладем перед иконой или кадилом или свечой, или еще где-либо, это дар и простое приношение. В-пятых: Чтобы можно было говорить о принесении жертвы, необходимо некое со­ответствующее видимое чиноуправление, совершаемое жрецом или молитвой, или пок­лонами, или воздеянием рук. возложением или неким служением и освящением. Такими действиями приносимый в жертву предмет отделяется от земного и мирского и стано­вится из земного и мирского посвященным Богу и приличествующим Ему. Так, в Ветхом Завете священник брал руками кровь животных или птиц, или муку, или хлеб, и возносил горе пред Господом Богом, и полагал на жертвеннике по некоему видимому и ощутимому чину. Если он не мог объять руками приносимое, например, тельца или нечто в этом роде, то возлагал на него свои руки, произнося некие слова, должные при освящении, и отделяя эту жертву от земного и мирского, и после этого приношение может называться святым. В-шестых: Настоящая жертва требует и того, чтобы употребить ее во Славу Бога и превратить в небытие. Так, в древности жившие по закону Моисея умерщвляли или сжигали животных или птиц. Кровь, вино или вода проливались на землю. Если при­носились мясо или хлеб, их употребляли в пищу и съедали, превращая их в небытие во Славу Господа Бога. И в этом состоит вся сущность жертвы. Поэтому золото, серебро, медь и драгоценные камни, принесенные для создания храма Божия. не были истинной и сущей жертвой, так как не превращались в небытие, но служили для употребления и украшения. Также и левиты, и сыны Ароновы, которых Моисей определил для службы Господу Богу, не были настоящей жертвой, так как их не убивали и не умерщвляли во Славу Господа Бога. Исаак, которого его отец Авраам хотел принести в жертву и убить для Господа Бога, вот он был истинной и сущей жертвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И ты был славным и высоким между деревами Едема, то есть сладости и рая, и вот ты низведен, подобно ассириянину, вместе со всеми деревами, бывшими в сладости, во глубину земли и в преисподнюю, и будешь лежать не спокойно, но испытывая наказания и среди необрезанных, то есть нечистых, и вместе с теми, кои пали от меча Божия. А чтобы мы знали, кто тот, коему было сказано: славный и высокий между деревами наслаждения, то яснее поставлено: это фараон и все множество его, или по LXX: таков фараон и все множество его, так что как выше ассириянин был срублен и пал, так падет и египтянин. Глава XXXII Ueз.XXXIÏ1—16. И было в двенадцатом году, в двенадцатом (или в десятом) месяце, в один день (в вульг. слова день нет) месяца, было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! подними плачь о фараоне, царе египетском, и скажешь ему: ты уподобился льву народов и дракону, находящемуся в море, и бодал рогом в реках твоих, и мутил води ногами твоими и попирал реки их (или твои). Посему так говорит Господь Бог: Я раскину на тебя сеть Мою во множестве народов многих и вытащу тебя мрежею Моею (или вытащу тебя удою). И выкину (или вытащу) на землю, брошу тебя на поле (или поля наполнятся тобою), и поселю (или посажу) на тебе всех птиц небесных, и насыщу тобою зверей всей земли, и раскидаю мясо твое по горам, и наполню холмы (или долины) гноем твоим (или кровью твоею), и напою землю (или напоится земля) смрадом крови твоей (или пометом твоим) на горах и долины наполнятся тобою. И когда ты угаснешь, закрою небо, и звезды его омрачу, солнце закрою облаком, и луна не даст света своего. Все светила небесные опечалю (или помрачатся) по тебе и наведу тьму на землю твою, говорит Господь Бог. И раздражу сердце многих народов, когда введу сокрушенных (или пленных) твоих между народами в земли, которых (или в землю, которой) ты не знаешь. И приведу в изумление о тебе народы (или многие народы), и цари их от чрезвычайного страха придут в ужас о тебе, когда меч Мой начнет носиться над ними, и вдруг затрепещет каждый за дуту свою в день падения (или ожидая падения своего от дня падения) твоего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо еретики имеют очень многих союзников или, скорее, диавол, глава их, окружается бесчисленным множеством. По уничтожении же всякого заблуждения и по истреблении ересеначальников, Господь обнаруживает величие и святость Свою среди верующих и являет Себя пред глазами многих народов, уверовавших в Него, и как из своего блаженства, так из наказаний противников они познают и уразумеют, что Он Господь. Это мы истолковали, как могли, повинуясь оной заповеди: да не преступиши на десно, ниже на лево; иди царским путем (Второз. 28:14; Числ. 21:22). Если же кто-либо будет критиковать наше [толкование]; тот или пусть предложит лучшее, которому и мы могли бы последовать, или, если он ничего не захочет сказать, пусть предоставит совершенное знание Богу; но при этом пусть он знает, что при суждении о нас следует принимать во внимание не силы, а намерение. Глава XXXIX Ueз.XXXIX:1-16. Ты же, сын человеческий, пророчествуй на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я на тебя, Гог, князя главы (или Роша). Мосоха и Фувала. И поверну (или соберу) тебя, и отведу (или выведу) тебя и возведу тебя с пределов (или краев) севера и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью (или погублю) лук твой в (или из) левой руке твоей и стрелы твои из правой руки твоеи, и низвегну тебя на горы Израилевы, и падешь ты и все отряды твои и народы (или племена), которые с тобою. Диким животным, и птицам и всякому пернатому и зверям земным Я отдал тебя на съедение. На поверхности поля (или равнины) ты падешь; ибо Я сказал [это], говорит Господ Бог. И пошлю огонь на Магога и на тех, кои жили беззаботно (или и населятся острова с миром), и узнают, что Я Господь. И явлю имя, святое Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам сквернить (или не осквернится) вперед имя святое Мое, и узнают народы, что Я Господь Святый Израиля. Вот приходит и сбылось (или: и узнаешь, что будешь), говорит Господь (Бог); это тот день, о котором Я сказал. И выйдут жители городов (вульг. из городов) Израилевых и подожгут и сожгут оружие, щит и копья (или щиты и пики), лук и стрелы, ручные посохи и пики (или копья), и будут семь лет жечь их огнем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

…Или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих… Здесь говорится о прямом укоре (укорих), о запальчивом несправедливом осуждении (оклеветах кого гневом моим); наконец, даже «справедливый» и невысказанный впрямую гнев так или иначе огорчает наших ближних (опечалих). Покаянная молитва обращает нас к корню этих грехов против ближнего: …или о чем прогневахся… Гнев принадлежит к числу восьми главнейших страстей. Гнев допустим лишь на бесов и на себя. …Или брата моего опечалих… Казалось бы, об этом грехе только что говорилось; но выше шла речь о печали, вызванной проявлениями гнева, а опечалить брата моего может и невнимание, и неразумие, и просто моя общая греховность. …Или свадих.. Свадити — ссорить, возбуждать раздор. …Или кого осудих… Напомним слова апостола: Кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак. 4, 11-12). …Или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся… Но выше уже говорилось: или о чем прогневахся; повтор ли это? Пожалуй, приставка раз — указывает на другое качество, другой уровень исповедуемой страсти: достаточно сильную охваченность гневом ( прогневахся может относиться и к мимолетному чувству). …Или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем… Уязвлен бых сердцем — то есть был ранен в самое сердце, получил болезненную сердечную рану (язву). Многозначность слова доброта позволяет отнести эту фразу как к соблазну чей-либо внешней красотой (сластолюбивым помыслам, жгучим и болезненным), так и к зависти, всегда мучительной; применяйте эти слова к вашей собственной душевной язве. …Или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения… Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3-5).

http://pravmir.ru/obyasnenie-vechernix-m...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010