Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТОРЖОК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Торжок Торжок - один из древнейших городов Верхневолжья. Входит в число 116 российских городов, историко-архитектурные центры которых объявлены заповедными. Территория города – уникальный комплекс архитектурных и археологических памятников. По количеству памятников Торжок превосходит все города Тверской области (292 объекта, включая 92 памятника федерального, 102 - регионального значения и 98 вновь выявленных объектов). Общая площадь средневекового культурного слоя – 150 га. Город впервые упоминается в летописи 1139 года, но возник, очевидно, еще в IX - X веках. В " Топографическом и историческом описании города Торжка 1783-1784 годов " о времени возникновения города говорится: " Время когда и кем город Торжок основан, хотя точно определить и невозможно, однако древность его утверждается происшествиями достоверными, ибо основатель находящегося в Торжке Борисоглебского монастыря Преподобный Отец Ефремий жил в начале XI века и находился в службе у Великих князей Российских Бориса и Глеба; по убиении же их в 1015 году, вознамерившись остаток жизни препроводить в уединении, пришел в сей город, который в то время был уже многолюден, и Святой Ефремий поставлен тогда Архимандритом Борисоглебского монастыря " . На правом берегу реки Тверцы, в XI - XII веках образовалось торгово-ремесленное поселение новгородских славян - Новый Торг. Впоследствии город стал называться Торжком. Наличие водного пути, удобное местоположение, развитие торговли и ремесел способствовали росту города. В XIV веке весь город в пределах мыса между рекой Тверцой и ее притоком ручьем Здоровцом был обнесен деревянными стенами с башнями, а с южной напольной стороны был защищен высоким земляным валом и рвом. Так образовался кремль Торжка. На его территории находился деревянный храм и вечевая площадь. В 1364 году на месте деревянного собора был сооружен каменный, который в 1822 году был заменен пятиглавым Преображенским собором , построенным по проекту известного архитектора К. Росси. Торжокский кремль был по своим временам значительной крепостью, выдерживавшие долгие осады. Так, в 1238 году новоторы две недели сдерживали полчища хана Батыя. Не раз укрывались за стенами торжокского кремля новгородские князья.

http://drevo-info.ru/articles/23677.html

В статье доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента АН Республики Татарстан, научного сотрудника Перервинской духовной семинарии.Владимира Ивановича Мельника исследуется вопрос о связях Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского монастыря с фактом опубликования первых житий преподобного Серафима Саровского. Подчеркивается, что первые жития, написанные в 1840-х гг. учениками прп. Серафима, создавались в стенах Лавры и Спасо-Вифанского монастыря, поскольку после кончины старца в январе 1833 г. в течение полугода все его ученики были вынуждены покинуть Саровскую пустынь и перейти под покровительство настоятеля Лавры прп. Антония (Медведева), а значит, и свт. Филарета (Дроздова), активно участвовавших в продвижении публикаций через Духовную цензуру. Цензуровал духовные наставления прп. Серафима и первое житие 1841 г., автором которого был лаврский иеромонах Сергий (Васильев), ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Агапит (Введенский). О жизни преподобного Ефрема Новоторжского, основателя Борисоглебского монастыря в городе Торжке Тверской области, известно мало. То же можно сказать и ранней  истории Новоторжского Борисоглебского монастыря, который называют «одним из древних, а может быть, и самым древним», не находя при этом никаких письменных источников о нем вплоть до XVI века. Опираясь на историю текста Жития Ефрема Новоторжского, младший научный сотрудник Отдела Древнерусской литературы Института русской литературы РАН Татьяна Николаевна Галашева разбирается, как могла выстраиваться история прославления и почитания святого в Русской Православной Церкви. Николай Васильевич Гоголь в своей жизни много путешествовал, объездил всю Европу, совершил паломничество в Иерусалим, собирался ехать на Святую гору Афон. Не раз бывал он в известных русских монастырях, в том числе в Оптиной Пустыни. © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/topic/20251

Вспоминаем доклад настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря Москвы игумении Викторины (Перминовой), прочитанный на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности» (Москва, Покровский ставропигиальный женский монастырь, 23−24 сентября 2015 года). В докладе в том числе затрагивается опыт оптинских старцев. О жизни преподобного Ефрема Новоторжского, основателя Борисоглебского монастыря в городе Торжке Тверской области, известно мало. То же можно сказать и ранней  истории Новоторжского Борисоглебского монастыря, который называют «одним из древних, а может быть, и самым древним», не находя при этом никаких письменных источников о нем вплоть до XVI века. Опираясь на историю текста Жития Ефрема Новоторжского, младший научный сотрудник Отдела Древнерусской литературы Института русской литературы РАН Татьяна Николаевна Галашева разбирается, как могла выстраиваться история прославления и почитания святого в Русской Православной Церкви. Тридцать лет назад в Пасхальную ночь приняли мученическую кончину насельники Оптиной пустыни иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт. Это событие стало уже страницей многовековой истории нашей Церкви, истории славной и многострадальной. Портал Богослов.Ru вспоминает рассказ очевидца Оптинской Пасхи 1993 года. 20 июля 2023 Статья доктора богословия, доктора теологии, кандидата юридических наук священника Павла Бочкова затрагивает исторический аспект церковно-государственных и экономико-правовых взаимоотношений и посвящена зарождению хозяйственно-правовых отношений в процессе деятельности монастырей в границах своих землевладений в период древнерусской государственности. Арендные отношения между монастырями и арендаторами можно отнести к хозяйственно-правовой сфере. Кроме доходов от аренды земли, монастыри имели доходы от промышленной и торговой деятельности, в противном случае такие религиозные организации не подлежали бы налогообложению в пользу государства.

http://bogoslov.ru/topic/250328

В середине девяностых годов древнейшую обитель Руси возвратили Церкви. Использовано фото Вадима Разумова Введенская церковь с колокольней (1620) Самая древняя постройка монастыря. Здесь находятся мощи основателя обители преподобного Ефрема Новоторжского. Свечная башня (1868) Четырехэтажная башня в псевдорусском стиле. Здесь располагались свечная лавка и библиотека. По легенде, книгами из монастырской библиотеки пользовался Н. Карамзин, когда работал над своей «Историей государства Российского». Надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа с колокольней (1804—1811) Самая высокая постройка Торжка: высота более 50 м. Наверху колокольни — смотровая площадка в беседке-бельведере со сквозной колоннадой. От прекрасных панорам Торжка и окрестностей захватывает дух! На колокольне над ярусом звона был часовой механизм, который еще долго работал даже после закрытия Борисоглебского монастыря. Борисоглебский собор Дошедшее до нас здание Борисоглебского собора построено по проекту знаменитого архитектора Николая Львова на месте древнего каменного собора в 1785—1796 годах. Императрица Екатерина II лично положила первый камень в его основание. Современники называли Николая Львова «русским Леонардо». Он родился недалеко от Торжка, провел здесь детство и сохранил о себе память в прекрасных зданиях города. Духовное правление и странноприимный дом (1809—1811) В здании находится экспозиция Всероссийского историко-этнографического музея. Здесь можно познакомиться с историей монастыря и увидеть археологические находки из обители. Владимир Боровиковский Рождество. В. Боровиковский. 1790-е. Тверская картинная галерея Все большие и малые иконы для Борисоглебского собора писал гениальный художник, портретист и знаменитый иконописец В. Боровиковский вместе с авторами его круга. Увы, ансамбль из тридцати семи икон в советские годы был утрачен. Сохранились три образа: один находится в Тверской картинной галерее и два — в Торжокском краеведческом музее. Дорога Фото railwayz.info В Торжок хорошо съездить с семьей на выходные. Удобно это сделать по железной дороге. Ежедневно из Твери в Торжок отправляются четыре скоростных поезда «Ласточка». Причем расписание составлено так, что тверские «Ласточки» стыкуются с московскими. Общее время в пути между Ленинградским вокзалом в Москве и Торжком составляет около 3 часов.

http://foma.ru/borisoglebskij-monastyr-v...

В 1784 году императрица Екатерина II распорядилась выделить из казны 22 759 рублей ассигнациями (огромную по тем временам сумму) на строительство нового грандиозного собора во имя святых Бориса и Глеба. Она присутствовала при закладке храма 9 июня 1785 года и серебряными позолоченными мастерком и молотком заложила первый камень его фундамента. Автором проекта нового храма был выдающийся деятель русской культуры конца XVIII века уроженец Новоторжской земли Николай Александрович Львов, а иконы для соборного иконостаса написал тогда еще малоизвестный Владимир Лукич Боровиковский. В 1798 году Н.А. Львов выполнил чертеж новой серебряной раки для мощей преподобного Ефрема. При разборе старого здания собора в одном из его столпов были обнаружены деревянные богослужебные сосуды — дискос, лжица и два блюдца, а также подсвечники и посох. Все сочли найденные предметы принадлежащими Ефрему, они были оправлены серебром и хранились в монастырской ризнице. Ярким проявлением церковно-народного почитания преподобного Ефрема в Торжке был крестный ход 11 июня. В городе постепенно накапливалась память о нескольких знаменательных событиях, происходивших в разные времена в этот день: обретение мощей преподобного (1572), перенесение мощей в раку, пожертвованную Петром I (1690), перенесение мощей в Введенскую церковь из старого Борисоглебского собора перед началом его строительства, их перенесение обратно и освящение нового собора (1784, 1795, 1796). Крестный ход происходил следующим образом: совершив ранние Литургии, священники и церковнослужители всех городских церквей с хоругвями и иконами собирались в городской Спасо-Преображенский собор и далее под звон колоколов выдвигались к Борисоглебскому монастырю. В 1864 году настоятель монастыря архимандрит Антоний с братией, городским духовенством и всеми горожанами обратились в Святейший Синод с просьбой разрешить обнесение раки с мощами преподобного Ефрема вокруг Борисоглебского собора по окончании в нем Божественной литургии после крестного хода. Они мотивировали необходимость этого тем, что «стечение народа бывает очень велико, так что не только в церкви, но и на улице вокруг собора бывает значительная теснота от богомольцев, жаждущих слушать церковное пение и видеть святую раку с нетленными мощами преподобного».

http://patriarchia.ru/db/text/5939499.ht...

Торжок. Борисоглебский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная Введенская церковь является самой древней из сохранившихся в Торжке. Она посвящена празднику Введения Богородицы во храм. В литературе встречаются разные датировки возведения каменного Введенского храма. Историки Торжка XIX в., иеромонах Илиодор, священник И. Колосов и архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий, утверждают, что каменная Введенская церковь с колокольней была построена в 1620 г. Есть предположение, что строителем церкви был архимандрит Иоасаф, впоследствии ставший патриархом Московским и всея Руси. В этом случае называют иную дату построения храма – 1672 г. или 1673 г. П.Д. Малыгин полагает, что Введенская церковь и колокольня строились отдельно. Сначала, до 1661 г., была возведена каменная колокольня, а в 1672 г. – церковь. Известно, что построена церковь была на месте деревянной (одноименный деревянный храм был сооружен в монастыре при архимандрите Мисаиле в 1552-1586 гг.), сожженной поляками в 1609 г. вместе с его настоятелем Константином, 17 монахами, укрывшимися на колокольне, и некоторыми жителями Торжка. Впоследствии Константин почитался в городе как святой. Архитектурный облик Введенской церкви представляет собой сочетание простых форм и нарядного декора. Кубообразная, одноглавая, бесстолпная, с одной апсидой, она поначалу, видимо, не была оштукатурена и имела открытый красный цвет кирпича в сочетании с резными белокаменными декоративными деталями. Оконные проемы подчеркнуты муфтированными полуколоннами и увенчаны килевидными «очельями». Причудливая лепнина придавала храму праздничный вид. К сожалению, она почти не сохранилась. Исследователи полагают, что Введенская церковь принадлежит к московской архитектурной школе XVI-XVII вв., так называемому нарышкинскому барокко. Храм играл значительную роль в монастырском богослужении, ведь он был теплым при холодном Борисоглебском соборе. Здание церкви двухэтажное. В нижнем этаже располагались различные кладовые и амбары, братская трапезная с кухней, а в верхнем – церковь. В 1801 г., как сообщает архиепископ Дмитрий, церковь была внутри «расписана священными изображениями».

http://sobory.ru/article/?object=05515

Разделы портала «Азбука веры» 7 Фев 2023 Собор Новоторжского Борисоглебского монастыря в Торжке, при заложении которого в 1785 году присутствовала императрица Екатерина II, впервые с 1931 года откроет свои двери для посетителей, передает ТАСС со ссылкой на заявление монастыря. «Собор, который в настоящий момент находится в стадии реставрации, всегда был закрыт для туристов. 10 февраля, в день памяти Преподобного Ефрема Новоторжского, мы впервые откроем двери для экскурсантов», — сказали в монастыре. По информации Всероссийского историко-этнографического музея, экскурсанты смогут увидеть внутреннее убранство собора, а также сохранившиеся уникальные фрески, написанные известным художником Российской Императорской Академии, поручиком Владимиром Боровиковским в 1790е годы. Храм построили по проекту архитектора Николая Львова на месте старой церкви, при его заложении присутствовала императрица Екатерина II, 9 июня 1785 года она лично положила первый краеугольный камень. В 1931 году собор был закрыт, его внутреннее убранство — утрачено, среди которых — иконы Боровиковского. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 7  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3125 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/sobor-borisoglebsk...

Строит. Питирим 1662, 66, 1681. – Феодосий бывший 1666. Игум. Иоанникий , в апр. 1679. Игумены Мисаил , 1632–52. Феодосий (строитель) 1666. Феофил (строитель) 1668. Иринарх , в янв. (sic) 1671. Варсонофий , 29 мая 1671. Авраамий , 24 февр. 1680. 28 Дудин Николаевский, на реке Шоше, в 1689 г. был приписным к Тверскому архиерейскому дому. Упразднён. [IV, 62.] Строители Леонид , 1628. Авраамий , 1649. Феодосий , 1666. Иосиф , 1671. Феодосий , 1 июля 1680. Тогда мнтрь приписан к Новому Иерусалиму. 29 Рождественский, в Торжке, был приписным (с 1690) к Борисоглебскому; упразднён 1764. [V. 353.] Игумены Корнилий , 1615. Сергий , 1625, 41, 45, май. Иона , 1655 57, 59, июнь. Диоген (строитель) 1662. Зосима (строитель) 1665. Макарий , 1669. Иона , 2 дек. 1674. Савватий , 1681 и 82. Александр , 1682–84. Паисий , 1685–87. Макарий 17 сент. 1689 перев. из Саввина Вишерского (sic). Герасим , 1690. Леонтий , строитель, в дек. 1737. 30 Василиевский (Кесарийского), подле Торжка, обращён в женский и приписан к тамошнему Воскресенскому в 1690, а в 1764 упразднён. [III, 503.] Строители Лаврентий , 1548. Иосиф , 1621–25. Иосиф , 1667–72. Сергий , 1676–79. Исаии , 1682 и 83. Макарий , 1683 и 84. Иоасаф , 1684–89. 31 Николаевский (и Введенский?) пустынский, под Торжком, 30 дек. 1685 приписан к Новгородскому архиерейскому дому, а в 1764 упразднён. [V, 351.] Игумены Герасим , 1615–25. Иосиф , 1645. Сергий , 1659. Вениамин , в февр. 1664, в февр. 1668. Феодосий , в июле 1674. Александр , 1680–82. Иов , 1682 и 83. Иоасаф , 1695. Иона Кисельников , строитель, 1730–1738. Александр , 1741. 32 Троицкий, под Торжком, в 1685 приписан к Новгородскому архиерейскому дому, а в 1764 упразднён. [V, 353.] Строители Александр , 1625. Захарий , в нояб. 1668. Савва (игум.) 1671. Иосиф (игум.) 1676. Симон Клеопин , 1678. Филарет , 1679. Рафаил Глазов , 1680–83. Иосиф , 1685. Игнатий , 1737 и 38. 33 Никитский, в Торжке, 1687 приписан к Новгородскому архиерейскому дому, а в 1764 упразднён. [V, 188.] Строит. Тихон , 1623.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Борисоглебском монастыре Торжка совершен разбой Тверь, 21 ноября 2008 г. 20 ноября, примерно в 11.00, в городе Торжке, в церкви на территории Борисо-Глебского монастыря произошло ограбление, сообщает Тверское информационное агентство . Двое неизвестных напали на послушника церкви, избили его и похитили икону Николая Чудотворца размером 1 x 1 метр, в серебряной ризе. Похищенная икона была написана более 100 лет назад. Размер ущерба оценивается в 150 000 рублей. По данному факту ведутся активные следственные действия и розыскные мероприятия. 21 ноября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28377.html

В Борисоглебском монастыре Торжка избит послушник и украдена икона 21 ноября 2008 г. 13:41 Утром 20 ноября в городе Торжке, в храме на территории Борисоглебского монастыря, произошло ограбление. Двое неизвестных напали на послушника, избили его и похитили икону святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе. Похищенная икона была написана более ста лет назад. Размер ущерба оценивается в 150 000 рублей. По данному факту ведутся активные следственные действия и розыскные мероприятия, сообщил начальник ОВД по Торжокскому району Эдуард Асатуров. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/491597.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010