К середине XVIII века собор обветшал. Это известно из прошения прихожан, отправленного в Тверскую духовную консисторию 12 марта 1768 года. В нём сообщалось, что в стенах храма появились трещины, из кладки сводов выпадали кирпичи. 13 марта Коллегия экономии распорядилась сделать план и смету на ремонтные работы, а Тверская провинциальная канцелярия в промемории от 29 мая в Тверскую духовную консисторию ответила: «по неимению в ведомстве здешней провинциальной канцелярии ко учинению плана знающего человека, к находящемуся при строении здешнего города архитектору Никитину сообщить и требовать, чтоб он означенный план со сметою повелел сочинить находящемуся в Торжку при строении помощнику его, о чем к нему и сообщено». 22 декабря 1768 года в указе Коллегии экономии сообщалось, что «находящимся во Твери архитектором Петром Никитиным свидетельство учинено. Указ с планом и сметой посланы в Новоторжскую воеводскую канцелярию для исполнения». Из этой переписки мы делаем вывод, что план и смету нового собора в Торжке было поручено «сочинить» Ивану Титовичу Парфентьеву, который входил в «архитекторскую команду» Петра Романовича Никитина. В 1764 году П. Р. Никитин был командирован из Москвы в Тверь для руководства работами по восстановлению города после пожара 1763 года, а после того как при пожаре 1766 год выгорел центр Торжка, он стал заниматься и новой застройкой этого города. Из документов Новоторжского городового магистрата известно, кто из помощников Никитина работал тогда в Торжке. Это – Иван Титович Парфентьев. В 1767 году он в журналах магистрата записан как «находящийся в Торжку при строении и показания линий архитектуры титулярный советник». Именно он занимался отводом мест для нового строительства в Торжке, выдавал застройщикам чертежи «образцовых фасадов» жилых зданий. Что за проект собора Спаса в Торжке «сочинили» П.Р. Никитиным или его помощником И.Т. Парфентьевым – нам не известно. Проект этот остался под спудом, так как у города и у прихожан не было достаточно средств, чтобы построить новый городской собор. Наконец, в 1780 году, вышел Указ Екатерины II о выделение Тверскому наместничеству на строительство городских соборов в уездных городах Тверской губернии по семи тысяч на каждый храм в течение четырех лет из доходов ведомства Коллегии экономии, в той губернии собираемых. Но за четыре последующих года новый собор Спаса в Торжке так и не начали строить, а указом Екатерины II от 27 марта 1784 года сумма, предполагаемая к строительству Преображенского собора, была перенаправлена на строительство нового собора в Новоторжском Борисоглебском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=01140

141). На иконе «Тверских святых» пр. Антоний изображён в схиме, с продолговатой бородой, – в молитвенном положении (очи подняты горе). Правая рука положена на персях, а в левой руке он держит трёхкупольную церковь . 45. Блаженный Константин Новоторжский В книге, глаголемой «Описание о российских святых», изданной графом М. В. Толстым (М. 1868 г.) между святыми града Новоторжка (Торжка), Тверской епархии, упоминается Константин, «преподобный строитель монастыря, преставися в лето 6000 (1492 г.), месяца июля в 29 день». Далее граф Толстой замечает, что о нём (Константине) сведений не имеется. В списках настоятелей монастырей, существовавших в Торжке, нет Константина (ни строителя, ни игумена какой-либо обители в городе Торжке) 7 . В ныне существующем в г. Торжке Борисоглебском монастыре, основанном пр. Ефремом, между настоятелями, в сане архимандрита, в списках Строева (стр. 454, упоминается Константин 1600–1609, «в январе убит Литвой». – В «Описании Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленном священником Новоторжского Преображенского собора И. Колосовым, на основании монастырского архива, сказано об архимандрите Константине, что он настоятельствовал в обители с 1600 по 1609 г. и был сожжён в деревянной Введенской церкви с братией и частью городских жителей (Петербург 1900 г. издание 2, стр. 72), но не указано ни числа, ни месяца его кончины. В монастыре сохраняется предание, что архимандрит Константин был сожжён с братией 25 января и в этот день в Введенской церкви совершается по нём панихида. Константин в некоторых документах (см. Описание Новоторжского Борисоглебского монастыря) называется настоятелем Введенского монастыря, но такового в Торжке никогда не существовало, а была в Борисоглебском монастыре прежде деревянная, а ныне каменная (освящённая в 1833 г.) тёплая церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы. Без сомнения, эта Введенская церковь , по недоразумению, обращена в особый монастырь. В числе Тверских святых Архимандрит Константин (на иконе собор Тверских святых) не написан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

относятся к XVII-XVIII вв. Из новоторжского Борисоглебского мон-ря происходили 2 лицевых покрова на мощи Е., один из них - 1644 г., вклад Ф. С. Куракина ( Жизневский. 1888. 539, 540). Икона Е. (в монашеском одеянии, с одноглавой белой церковью в руке) и свт. Николая Чудотворца в молении Спасу Еммануилу в облачном сегменте, нач. XVIII в., происходит из ц. во имя арх. Михаила (Благовещенской) в Торжке (в наст. время в собрании ЦМиАР). Подобный извод мог быть основой для составления текста иконописных подлинников. В ц. во имя арх. Михаила находится единоличный ростовой образ Е. посл. трети XVII - нач. XVIII в. (с поздними поновлениями) - в схиме, с куколем на голове и разведенными в стороны руками, десницей благословляет именословно, в левой руке - модель храма своеобразной архитектуры. Личное исполнено в «живоподобной» манере, борода небольшая, слегка раздвоенная на конце, с вьющимися прядями и проседью; на верхнем поле - образ Спаса Еммануила. Образ аналогичного извода («древняя икона» святого в окладе, с цатой) воспроизведен на хромолитографии 1882 г. (московская мастерская Д. Гаврилова, РГБ, со штампом б-ки Румянцевского музея). Наиболее распространенный иконографический извод - преподобные Е. и Аркадий Новоторжские на фоне Борисоглебского мон-ря в Торжке. В 1720 г. пономарь ц. во имя ап. Филиппа в Торжке иконописец Е. Ф. Недоносков написал икону преподобных в молении Спасителю с панорамой Борисоглебского мон-ря (с обозначением всех зданий) и пейзажем с видом Торжка, к-рая впосл. хранилась в Тверском музее ( Жизневский. 1888. 59; Уваров А. С. Икона преподобных Ефрема и Аркадия, Новоторжских чудотворцев// Он же. Сб. мелких трудов. М., 1910. Т. 1. С. 152-153. Табл. 86, 130). Существует 2 прориси с икон XVIII в. с близким типом изображения, Е. представлен с небольшой бородой и кудрявыми волосами по краю куколя ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 238-241). Такие иконы - фигура Е. помещена слева - получили большое распространение в XIX в., как, напр., образ, созданный в Торжке во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/182089.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3 (16) февраля Преподобномученик Владимир (Загреба) Преподобномученик Владимир родился в 1870 году в слободе Кутейниково Амвросиевского уезда Донской губернии в благочестивой семье крестьянина Филиппа Загребы и в крещении наречен был Василием. В 1888 году Василий поступил в Нилово-Столобенскую пустынь в Осташковском уезде Тверской губернии, где был пострижен в мантию с именем Владимир и в 1914 году рукоположен во иеромонаха. С этого времени по 1919 год он подвизался в Новосоловецкой пустыни, расположенной на острове озера Вселуцкого, приписанной к Нилово-Столобенской пустыни. В 1919 году иеромонах Владимир перешел в Новоторжский Борисоглебский монастырь в городе Торжке, где подвизался до его закрытия в 1931 году. 6 июня 1931 года все монахи Борисоглебского монастыря, жившие в Торжке, были арестованы и заключены в тюрьму в городе Твери, и среди них иеромонах Владимир. Сотрудник ОГПУ, объясняя причины ареста монахов, писал: «Дело возникло из поступивших в районный аппарат Новоторжского уполномоченного ОГПУ сведений, что монахи, проживающие в городе Торжке, ведут среди верующих злостную антисоветскую и антиколхозную агитацию. Произведенным по делу следствием установлено, что, действительно, монахи города Торжка часто собирались в церковной сторожке бывшего мужского монастыря и занимались обсуждением проводимых советской властью мероприятий, в особенности коллективизации, и среди присутствующих верующих вели агитацию» . 9 июня следователь допросил иеромонаха Владимира. Отвечая на вопросы, отец Владимир сказал: «В монастырь я пошел с восемнадцатилетнего возраста, по произволению. В монастыре города Торжка находился с 1919 года. В Торжке я служу в бывшей монастырской церкви. В церковную сторожку ходил. Никакой агитации против власти не вел» . 18 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила арестованных монахов к различным срокам ссылки. Иеромонах Владимир был приговорен к трем годам ссылки и отправлен этапом в Казахстан, где пробыл до 1934 года.

http://fond.ru/kalendar/111/vladimir/

Торжок. Церковь Климента Папы Римского. Климентьевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Климента Папы Римского на улице Луначарского построена в 1835 году в стиле классицизма на месте прежней, основанной в 1685 г. Раньше поражала горожан своими великолепием и богатством. С 1999 года храм передан Борисоглебскому монастырю в Торжке . Церковь священномученика Климента Папы Римского построена в 1835 году в стиле классицизма на месте прежней, основанной в 1685 году (построен новоторжским купцом Михаилом Мишуриным). Раньше поражала горожан своими великолепием и богатством. С 1999 года храм передан Борисоглебскому монастырю в Торжке . В Торжке Климентьевская церковь существовала еще в XIV веке и как редкость в то время была каменной. Ныне существующая церковь в честь священномученика Климента - двухэтажная, в верхнем отделении ее престол посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, а нижний –священномученику Клименту с приделом Святого Николая. В 1835 году возвели новый храм, стены его украсили и поставили новый позолоченный иконостас. Главную святыню Климентьевской церкви составляет икона с восемьнадцатью частицами мощей разных святых. 10 июня 1850 года частицы мощей святых поступили в Климентьевскую церковь по завещанию прихожанина купца Ефрема Елизарова. Интерьер Климентьевской церкви – две часовни на торговой площади. На месте часовни, издревле стоявшей у переправы через реку, была построена ротонда по проекту Н.А.Львова как часовня и как водоразборный павильон. В здании нет окон, но если в него войти, то там светло. Оказывается, Львов применил здесь так называемый двойной купол. Свет проникает сквозь верхние окна, а затем через отверстие во внутреннем куполе в саму часовню. Закрыта 9 июля 1931 года, использовалась под общежитие, ателье. Каменная Климентовская церковь в Торжке действовала еще в XIV веке, а новая каменная церковь свяшеномученика Климента Папы Римского с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы возведена в 1835 году на средства Новоторжского купца Михаила Мишурина на месте каменной обители 1685 года постройки.

http://sobory.ru/article/?object=09230

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Константин Новоторжский, блж. - житие Блаженный Константин Новоторжский В книге, глаголемей " Описание о российских святых”, изданной графом М. В. Толстым (М. 1868 г.) между святыми града Новоторжка (Торжка), Тверской епархии, упоминается Константину " преподобный строитель монастыря, преставися в лето 6000 (1492 г.), месяца июля в 29 день " . Далее граф Толстой замечает, что о нем (Константине) сведений не имеется. В списках настоятелей монастырей, существовавших в Торжке, нет Константина (ни строителя, ни игумена какой-либо обители в городе Торжке) . В ныне существующем в г. Торжке Борисоглебском монастыре, основанном преп. Ефремом, между настоятелями, в сане архимандрита, в списках Строева (454 стр. 3) упоминается Константин 1600-1609, " в январе убит Литвою " . — В " Описании Новоторжского Ворисоглебского монастыря, составленном священником Новоторжского Преображенского собора И. Колосовым, на основании монастырского архива, сказано об архимандрите Константине, что он настоятельствовал в обители с 1600 по 1609 г. и был сожжен в деревянной Введенской церкви с братиею и частию городских жителей (Петербург 1900 г. 2-е издание, 72 стр.), но не указано ни числа, ни месяца его кончины. В монастыре сохраняется предание, что архимандрит Константин был сожжен с братиею 25 января и в этот день в Введенской церкви совершается по нем панихида. Константин в некоторых документах (см. Описание Новоторжского Борисоглебского монастыря) называется настоятелем Введенского монастыря, но такового в Торжке никогда не существовало, а была в Борисоглебском монастыре прежде деревянная, а ныне каменная (освященная в 1438 г.) теплая церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы. Без сомнения, эта Введенская церковь, по недоразумению, обращена в особый монастырь. В числе Тверских святых Архимандрит Константин (на иконе собор Тверских святых) не написан. В Тверской редакции " Книги, глаголемой о российских святых” между святыми г.

http://pravicon.com/info-2710

Архив Пн В день 970-летия преставления преподобного Ефрема Новоторжского в Борисоглебской обители в Торжке совершены праздничные богослужения 11 февраля 2023 г. 11:34 Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на Русской земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским. В 2023 году исполнилось 970 лет со дня преставления святого. 9 февраля, накануне дня памяти преподобного Ефрема, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий возглавил малую вечерню с чтением акафиста перед ковчегом с сохранившейся частью мощей святого и всенощное бдение во Введенском храме обители. Архипастырю сослужили и.о. наместника монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский), наместник Свято-Старицкого Успенского мужского монастыря игумен Дамаскин (Леонов), благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, братия обители и священнослужители Тверской митрополии . Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Зорин. В богослужениях приняли участие студенты Московской духовной академии , проходящие в Тверской епархии миссионерскую практику. По окончании богослужения архипастырь вручил за добросовестный труд во время прохождения с 6 по 10 февраля сего года в Тверской епархии педагогической, миссионерской и социальной практик благодарственные грамоты десяти семинаристам: Антонию Косенко, Ивану Шумилину, Тихону Смирнову, Филиппу Кичикову, Павлу Рудикову, Николаю Вайцеховскому, Руслану Ефремову, Сергею Орленко, Ивану Бернацкому, Иннокентию Седунову. 10 февраля во Введенском храме Борисоглебского монастыря в Торжке митрополит Тверской и Кашинский Амвросий возглавил праздничную Божественную литургию. Ему Высокопреосвященству сослужили настоятель обители архимандрит Амфилохий (Желябовский), наместники мужских монастырей и духовенство Тверской епархии.  Богослужебные песнопения исполнил хор храмового комплекса Новомучеников и исповедников Российских с. Санино под руководством Ильи Капрелянца.

http://patriarchia.ru/db/text/6003541.ht...

XIX в. (с частицей св. мощей),- седобородый Е. держит игуменский жезл, вид Борисоглебского собора точно воспроизводит здание 1785-1796 гг., икона в серебряном окладе посл. трети XIX в. (обе из ц. во имя арх. Михаила в Торжке) - Е. поднял к груди руку с четками, образ ок. 1883 г. (ЦМиАР). Иногда вверху помещался образ Божией Матери (икона-пядница 1-й пол. XIX в. из иконостаса ц. во имя арх. Михаила в Торжке). К небольшим паломническим реликвиям относятся иконы Е. и прп. Аркадия с условным видом монастырского собора и образом Спаса Нерукотворного вверху, писавшиеся нередко на золотом или серебряном фоне, иногда Е. указывает на церковь, держит в руке развернутый свиток (кон. XIX - нач. XX в., ЦМиАР, ТКГ, ц. во имя арх. Михаила, частные собрания). На обороте одной из икон (ок. 1890, собор Св. Троицы («Белая Троица») в Твери) имеется надпись - благословение архим. Макария М. И. Масленникову «за живое участие при издании книжки о Новоторжском Борисоглебском монастыре» 28 дек. 1890 г. В соборе Св. Троицы («Белая Троица») в Твери в юж. приделе во имя Е. и прп. Аркадия находится храмовый образ, прописанный в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Изображения преподобных включены в роспись главного алтаря (40-е гг. XX в., поновление в кон. XX в.), в стенопись свода летней части церкви (сер. XIX в., поновление в кон. XX в.), юж. придела над ракой прп. Макария Калязинского (50-60-е гг. XX в., поновление в 2007), написаны в древнерус. стилистике на внешней стене собора со стороны апсиды придела. Иконы Е. и прп. Аркадия имеются в ц. прор. Илии в Старице, в кладбищенском храме Спаса Нерукотворного в Бежецке (с частицей мощей) и др. Существует акварельный рисунок 1865 г. П. Вавулина (ТКГ) с видом Новоторжской обители и образами 2 ее св. покровителей. Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Кроме того, был разработан извод с изображением 4 местных Новоторжских святых: Е., прп.

http://pravenc.ru/text/182089.html

Некоторые выводы:   В Пространной редакции датой преставления святого назван 1053 г., тогда как в более ранней Краткой редакции даты отсутствуют. См. подробнее: Галашева Т. Н. Предания о трех братьях и главе Георгия Угрина в Житии Ефрема Новоторжского//Русская литература. 2023. 3. С. 85 – 95. Малыгин П. Д., Салимов А. М., Зайцев А. А. К изучению плинфы собора Борисоглебского монастыря в Торжке//Архитектурно-археологический семинар: из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. СПб., 2003. С. 85 – 92. Салимов А. М. Древний собор Борисоглебского монастыря в Торжке//Academia. Архитектура и строительство. 2009. 3. С. 49. Преображенский А. С. Неизвестное изображение древнего собора Борисоглебского монастыря в Торжке//Искусство Древней Руси и стран византийского мира. Вып. II: Материалы II научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения В. А. Булкина. СПб., 2012. С. 44. Духовная Федора Никитина сына Лавровского 1545-46 гг. (РГАДА, ф. 281 (Грамоты Коллегии экономии), 8333/5 ) . По описанию А. В. Антонова, грамота подлинная, – Антонов А. В. Описание грамот Коллегии экономии: В 3 т. Москва: Древлехранилище. Т. 2, 2018. С. 610. Описка В. О. Ключевского, указавшего 1584–1587 гг. как время канонизации Ефрема Новоторжского, перешла почти во все статьи о святом, –  Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 335 – 336. См. также: Васильев В. История канонизации русских святых. М., 1893. С. 208; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 117; Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации XI – XVI вв.). М., 1986. С. 178. Галашева Т. Н. К истории текста Жития Ефрема Новоторжского//ТОДРЛ. Т. 67. СПб., 2020. С. 175—205. БАН, П. I. А. 29. Л. 365 об.–366. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Книги первая и вторая. 1862-1863. 3-е изд., доп. СПб., 1884. С. 163. Версия была оспорена уже В. О. Ключевским ( Ключевский В. О. Древнерусские жития... С. 335—336), однако все же получила распространение: Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//Словарь книжников. Вып. 1. С. 148—150; Кузьмин А. В . Ефрем//ПЭ. М., 2008. Т. 19. С. 41 и др.

http://bogoslov.ru/article/6192625

11 июля 1677 г. по благословению Корнилия, митр. Новгородского и Великолукского, при архим. новоторжского мон-ря Евстафии состоялось торжественное обретение нетленных мощей А. Н., 14 июля мощи были положены на паперти Борисоглебского храма у сев. дверей. 14 авг. 1798 г., при строительстве нового соборного храма в Новоторжском мон-ре, мощи А. Н. были переложены в каменную раку, в к-рой до 1572 г. почивали мощи прп. Ефрема. В наст. время мощи А. Н. считаются утраченными. В 1841 г. в Борисоглебском соборе мон-ря был освящен придел во имя А. Н. В 1977 г. в Торжке состоялось празднование 300-летия со времени обретения св. мощей А. Н. Традиция объединять А. Н. и Аркадия Вяземского проявилась во включении имени Аркадия Новоторжского и Вяземского в Собор Смоленских святых, установленный в 1984 г. по инициативе архиеп. Смоленского и Вяземского Феодосия (Процюка) . Иконография. Вероятно, в связи с обретением мощей А. Н. иконописцами Оружейной палаты Симоном Ушаковым и его учеником Георгием Зиновьевым была создана икона, на к-рой преподобный изображен вместе с равноап. вел. кн. Владимиром и прп. Моисеем Угрином (ТКГ). В 1720 г. пономарь Филипповской ц. в Торжке иконописец Евфимий Недоносков написал икону преподобных Ефрема Новоторжского и А. Н. в молении Спасителю, на нижнем поле - план Борисоглебского мон-ря и пейзаж с видом Торжка ( Жизневский. С. 45, 46. 59). Сохранились 2 прориси с икон XVIII в., изображающие прп. Ефрема и А. Н. на фоне Новоторжского мон-ря, причем А. Н. представлен безбородым, с короткими волосами ( Маркелов. Т. 1. С. 239, 241). В иконописном подлиннике XVIII в. сказано, что А. Н. «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия» ( Филимонов. С. 41). Рисунок, изображающий А. Н. в монашеских одеждах, в куколе, со свитком в левой руке, имеется в лицевом иконописном подлиннике посл. трети XIX в. (РНБ. Вязем. Q. 154. Л. 61), воспроизводящем протограф XVII в. Поскольку в кон. XVII в. почитание А. Н. слилось с почитанием прп. Аркадия Вяземского, появились иконы с надписью «Преподобный Аркадий, Вяземский и Новоторжский чудотворец». Наряду с традицией изображать А. Н. как преподобного в схиме, что соответствует его монашескому подвигу (именно так святой обычно представлен на тверских иконах), возникла его иконография как юноши в мирской короткой одежде, с зеленой ветвью в руке (по образу прп. Аркадия Вяземского). На иконе «Святые Аркадий и Ефрем Новоторжские», созданной в Торжке ок. 1883 г. (ЦМиАР), А. Н.- юноша с длинными волосами, в длинной одежде, склонившийся над книгой, справа - вид мон-ря, над к-рым в облаках парят ангелы, поддерживая плат с образом Спаса Нерукотворного. На хромолитографии «Прп. Аркадий Вяземский Новоторжский» 1883 г. (РГБ), изданной в литографии ТСЛ, святой представлен в монашеской мантии и епитрахили, с длинными волосами, без бороды, со сложенными крестообразно руками, предстоящим Иисусу Христу на фоне храма или мон-ря.

http://pravenc.ru/text/76062.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010