Мн. храмы имеют излюбленную Л. форму ротонды. Они восходят к образам раннехрист. мартириев и храма Гроба Господня в Иерусалиме. Наиболее характерны ротонды, окруженные колоннадой наподобие античных толосов: Троицкая ц. в с. Александровском в усадьбе кн. А. А. Вяземского («Кулич и Пасха», 1785-1790, ныне в черте г. С.-Петербурга) с необычной колокольней в виде пирамиды; церковь-усыпальница с главным престолом в честь Воскресения Христова в Никольском-Черенчицах, в к-рой был погребен сам Л. (1793-1800); ц. вмц. Екатерины в Валдае Новгородской обл. (1793, достраивал архит. И. Дмитриев, изменивший проект Л.). К кругу ротонд с колоннами примыкает часовня Воздвижения Креста Господня в Торжке (1814). Другие ротонды массивны и развивают тему Пантеона с двойным куполом и нишами-капеллами вокруг: неосуществленный проект т. н. Колыванской ц. (ок. 1790) и построенные по тому же проекту ц. свт. Николая Чудотворца в пос. Диканька (1794-1810, усыпальница Кочубеев) и ц. Рождества Христова в с. Вергуны Хорольского р-на (1801-1807) - обе в Полтавской обл. Украины. Церковь вмц. Екатерины в пос. Мурине Ленинградской обл. 1786–1790 гг. Церковь вмц. Екатерины в пос. Мурине Ленинградской обл. 1786–1790 гг. В работах Л. получил новое осмысление древнерус. тип ярусного центрического храма-колокольни («иже под колоколы») как единого столпообразного сооружения, дополненного антикизирующими мотивами ротонд, колоннад, куполов и экседр. Как правило, Л. использовал этот тип в мемориальных и погребальных храмах, напр. в ц. вмц. Екатерины в пос. Мурино Всеволожского р-на Ленинградской обл. (1786-1790, заказ А. Р. и С. Р. Воронцовых в память Е. А. Воронцовой). Центрическая 3-ярусная постройка с экседрами и портиками в нижнем ярусе увенчана октагоном и открытой деревянной колоннадой-ротондой (ярус звона), что отсылает одновременно к древнерим. «Кенотафу Юлиев» в Глануме (I в., Сен-Реми-де-Прованс, Франция) и к нарышкинским храмам кон. XVII в. Оригинальная трактовка той же темы получила воплощение в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Горницах Кувшиновского р-на (1789-1795, заказчик П. В. Беклемишев). Колокольня имеет вид столпа, увенчанного небольшой колонной ротондой, и примыкает к компактному кубическому объему храма с юга, осеняя усыпальницу. Оси восточного и западного фасадов отмечены конхами, а главный, северный фасад украшен портиком со сдвоенными колоннами, несущими триумфальную арку. Позднее этот же тип строения был использован в 5-ярусной надвратной колокольне Борисоглебского мон-ря в Торжке (1804-1811, достроил архит. Я. А. Ананьин), каждый ярус к-рой обладает неповторимым обликом. Типология, разработанная Л., была востребована и позднее, напр. в ц. блгв. кн. Александра Невского в пос. Рамешки Рамешковского р-на Тверской обл. (1830-1837).

http://pravenc.ru/text/2110955.html

В храме Борисоглебского монастыря, в городе Торжке, я был рукоположен во иерея. В сне я увидел, как подошел к гробнице преподобного Ефрема Новоторжского со стороны правого придела… Преподобный Ефрем, явившийся отцу Александру, открыл ему волю Божию: «Все, что случится с владыкой Феофилом (тогда еще епископ викарный Новоторжский), – на все будет воля Господня.»… Епископ Новоторжский Феофил (Богоявленский) управлял епархией с 1920-го по 1927 год, после 1937 года принял в управление Краснодарскую и Кубанскую епархию. Мой отец, Иван Ильич, рассказывал мне свой сон: привели его в некий храм в алтарь и сказали: «Вот здесь – твое место, его приготовил тебе твой сын Александр…» Вышеизложенное относилось к периоду нашей жизни до 1936 года в Глинках и Торжке. С августа 1936 года в нашей жизни умножаются скорби, которые самой большой тяжестью легли на мою матушку… Отчасти я их предчувствовал, но не принимал человеческих мер, все оставляя на волю Господа. Это – жертва на алтарь Святой Церкви, я взирал на волю Господа и вечное воздаяние, имел опорой Промысл Божий. 27 августа 1936 года я был арестован вместе с епископом Агапитом Новоторжским и многими другими и направлен в лагерь на пять лет. Матушка осталась с тремя детьми: Евгений, 1922 года рождения, Николай, 1924 года рождения, Варвара, 1930 года рождения. Она переселилась жить к своему отцу, протоиерею Василию, а после его ареста в 1937 году осталась с детьми и своей матерью. Протоиерей Евгений (Ефимов), зять батюшки Александра, вспоминал, что после ареста мужа Александру Васильевну лишили права преподавать в школе и выгнали с детьми из дома. Некоторое время им пришлось ютиться у знакомой старушки в старой баньке на краю Торжка, где семья страдала от обилия вшей. Матушка моя поступила работать кассиром в аптеку, этим содержала семью, помогала и мне в заключении. Много раз приезжала она в Калинин навестить меня в период нахождения моего там в тюрьме. Много скорбных дней дано было ей перенести. В 1938 году умер мой отец в деревне Глинки, и в 1940 году умерла моя мать там же.

http://azbyka.ru/fiction/gorenie-ko-xris...

Торжке выявляется нужда в помещениях для культурно-просветительных учреждений, что на большинстве городских избирательных собраниях граждане высказались за закрытие Воздвиженской церкви и часовни Животворящего Креста, что по отдельным учреждениям и предприятиям 3877 трудящихся дали свои подписи за закрытие названной церкви и часовни и за помещение в указанном здании клуба и красного уголка профорганизаций, что при большом количестве церквей в городе, религиозные потребности верующих будут обслужены соседними церквями – Воздвиженскую церковь и часовню закрыть с использованием часовни по соглашению с губоно по музейному подотделу. Постановление объявить соответствующим двум общинам верующих, представив каждой из них 2-хнедельный срок на обжалование». 2 ноября 1929 года была создана комиссия для окончательного закрытия указанных церкви и часовни. В октябре 1941 года здание бывшей часовни пострадало во время бомбёжек. После войны в деревянной пристройке к каменной ротонде работал продуктовый магазин, а сама ротонда, видимо, использовалась под склад. Как сообщалось выше, в 1973-1976-е годы была проведена реставрация часовни силами преподавателей и студентов Московского архитектурного института. Автором проекта реставрации была кандидат архитектуры Анна Михайловна Харламова, научным руководителем – профессор Московского архитектурного института, уроженец Торжка Лев Васильевич Андреев. В этой работе принимали участие и студенты этого института. Сами работы проводились Тверской реставрационной организацией. При реставрации отступлением от первоначального облика часовни стало то, что вместо колонн коринфского ордера были сделаны колонны тосканского ордера, вместо креста над часовней появился флюгер, цокольная часть часовни не была освобождена от позднейших подсыпок грунта. После реставрации часовня стала использоваться Водоканалом как магазин сувениров, где среди прочего продавалась и краеведческая литература. В 2000 году она была возвращена Борисоглебскому монастырю, стала вновь называться Крестовоздвиженской часовней. Впрочем, функционально на сегодняшний день это монастырская лавка. В 2004 году у часовни был установлен памятник уроженцу Новоторжского уезда архитектору Николаю Александровичу Львову. Авторы памятника из Твери: скульптор Юрий Петрович Карпенко и архитектор Владимир Петрович Городович. Источник: Н.А. Крестовоздвиженская часовня в Торжке Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Авторство Львова не доказано формально, но общепризнано по косвенным данным. К моменту постройки часовни Николай Львов был уже несколько лет как мертв. В 2004 году на берегу Тверцы рядом с часовней открыли памятник этому известному архитектору. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01142

Даже поляки поражались мужеству и твердости в вере защитников Троицкой обители. Поразил их и преподобный Иринарх, затворник Борисоглебского монастыря под Ростовом. Сам Сапега был так удивлен подвижнической жизнью старца, что не велел его обижать. Иринарх предрек Сапеге гибель в случае, если он не перестанет разбойничать на Руси. Польский магнат не послушал старца и действительно вскоре скончался. Однако в большинстве случаев поляки и примкнувшие к ним свои, русские воры не были столь милостивы к православному духовенству. Оно повсеместно разделяло всеобщую участь русских людей, погибавших от рук разбойных шаек. В Смутное время было разграблено и сожжено великое множество храмов, монастырей, убиты тысячи священнослужителей и монахов. В числе жертв тушинцев были: архимандрит Константин и братия Борисоглебского монастыря в Торжке (1609 г.), игумен Варсонофий и братия Николо-Улейминского монастыря под Угличем (1609 г.). В самом Угличе весной 1611 г. были разорены все монастыри – Алексеевский, Вознесенский, Троицкий, Иоанно-Богословский, Паисиев-Покровский, Кассианов-Успенский, Михайловский мужские, в которых были полностью перебиты все монахи и искавшие у них защиты жители города. Не пощадили враги и женские Богоявленский и Введенский угличские монастыри, где также были истреблены все инокини. В 1610 г. поляками был разорен Макариев Калязинский монастырь, где были зверски убиты игумен Никон, братия монастыря и русские воины, его оборонявшие. В июле 1610 г. та же участь постигла Пафнутьев Боровский монастырь, где вместе с другими монахами был убит и ушедший сюда на покой архимандрит Иоасаф, герой обороны Троице-Сергиева монастыря. В 1612 г. были убиты игумен Паисий с братией Александро-Свирского монастыря. В том же году мученически пострадали преп. Евфросин и Иона Синоезерские. Уже на исходе смуты были замучены поляками ученик преп. Иринарха Борисоглебского преп. Галактион Вологодский (1612 г.) и братия Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (1613 г.), где большинство монахов было заживо сожжено в трапезной обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/436305/

«…По причине климата не можно было сделать по примеру Пантеона открытый свод, придающий зданию отменное величество; сие принудило сделать два свода, из коих первый, имеющий в середине отверстие и двенадцать сквозных нишей, открывает другой свод, на котором написанные в облаках Слава и 12 апостолов, освещенные ярким светом, посредством невидимых изнутри окон, отображают открытое небо, через которое, однако, ни дождь, ни снег идти не могут» — пишет он в пояснительной записке к проекту Иосифовского собора в Могилеве, одного из первых творений начинающего архитектора. Наше путешествие начинается в Торжке. Здесь находится древнейший в Северо-Западной Руси Борисоглебский монастырь, основанный в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским. В 1784 году было принято решение старую церковь, построенную еще преподобным Ефремом, разобрать и построить на ее месте новую. При заложении нового храма присутствовала лично императрица Ekamepuha II, которая 9 июня 1785 года положила первый камень в основание будущего собора. Борисоглебский монастырь в Торжке Борисоглебский собор построен по проекту Николая Александровича Львова и считается одним из самых выдающихся творений архитектора. К сожалению, все внутреннее убранство собора, в том числе 37 икон работы В. Л. Боровиковского, было утрачено. Сейчас в храме ведутся восстановительные работы. Одной из излюбленных архитектурных форм архитектора можно считать круглый храм-ротонду. Именно такой храм Воскресения Христова, храм-усыпальницу, Львов строит в своем родовом имении Никольское-Черенчицы. Здесь великий архитектор-самоучка родился, здесь обрел вечный покой. «Я думал выстроить храм солнцу.., чтобы в лучшию часть лета солнце садилось или сходилось в дом свой покоиться. Такой храм должен быть сквозным.., с обеих сторон его лес. Но где время? И где случай?» — пишет Николай Александрович. Усыпальница Львовых. Храм Воскресения Христова в имении Никольское-Черенчицы «Никольское-Черенчицы заинтересовали меня тем, что они были испытательным полигоном для хозяина, — делится впечатлениями Людмила Попова, редактор портала " Львиная доля городских новостей " . — Здесь он экспериментировал с вентиляцией, отоплением, светом. Ни в одной русской усадьбе, тем более XVIII beka, не было ничего подобного: кондиционер с эффектом ароматизации, паровое отопление, подземный водопровод. То, что уцелело, поражает даже сейчас». Николай Александрович Львов, его супруга Мария Дьякова и несколько поколений их потомков были погребены в Воскресенском храме. После революции их останки были распылены вокруг церкви и по всему усадебному парку. Усадьба Арпачево. Казанский храм

http://foma.ru/genij-tverskoj-glushi-fot...

Собор во имя святых Бориса и Глеба Борисоглебского мон-ря. 1785–1796 гг. Собор во имя святых Бориса и Глеба Борисоглебского мон-ря. 1785–1796 гг. Первым и самым значительным церковным сооружением по проекту Л., принесшим ему славу, стал собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве (1781-1798, не сохр.). Собор, заказанный имп. Екатериной II в память встречи с имп. Австрии Иосифом II, отражал идеи т. н. Греческого проекта и ориентировался на иконографию собора Св. Софии в К-поле. Кубический объем с плоским двойным куполом на низком барабане был удлинен зап. притвором с греко-дорическим портиком, напоминавшим о Парфеноне. Алтарь в форме ротонды был подобен Кувуклии в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Скупая декорация стен включала ордерные элементы (фризы, карнизы), ниши со скульптурой. Почти точной копией собора в Могилёве является ц. Петра и Павла в дер. Переслегино (Загорье Торжокского р-на) (1785-1803, заказчик М. Ф. Полторацкий; ныне в руинированном состоянии) с добавлением к зап. портику 2 колоколен. Большой купол этого храма напоминал Пантеон и один из проектов собора св. Петра в Ватикане. Др. копией собора является Знаменская ц. в с. Маклаки Думиничского р-на Калужской обл. (1803-1818, заказчик кн. С. Н. Львов). Образ собора Св. Софии в К-поле приобрел чрезвычайно важное значение в рус. архитектуре посл. четв. XVIII - нач. XIX в. К нему восходят произведения др. знаменитых архитекторов, напр. Преображенский (Софийский) собор в Царском Селе архит. Ч. Камерона (1782-1788) и множество повторений в памятниках провинции. Сходные формы были использованы Л. при перестройке собора Борисоглебского мон-ря в Торжке (1785-1796). Центрический квадратный собор с крупным плоским куполом на низком граненом барабане, с палладианскими колонными портиками на фасадах дополнен 4 малыми угловыми барабанами глав, что приближало его к традиционному для древнерус. зодчества пятиглавию. Архитектурный облик такого собора в сочетании с конструкцией двойного купола нашел отражение в ц. Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Вонлярлярских Рай (ныне деревня Смоленского р-на и обл.; 1814-1818, архит. М. Н. Слепнёв).

http://pravenc.ru/text/2110955.html

Как выглядела часовня, мы можем судить по фотографии 1867 года. На ней видно, что колонны по периметру часовни были коринфского ордера, а над крышей нижнего свода на южной стороне часовни возвышается печная труба. В уже упомянутой нами книге иеромонаха Илиодора (1861) есть описание облика часовни: «Около часовни по цоколю 12 колонных столбов, поддерживающих круглый карниз; поверх купола шар и крест железные, позлащённые червонным золотом. В сей часовне, кроме икон посредине иконостаса в овальном кругу с позлащёными лучами стоял Животворящий деревянный восьмиконечный крест с изображением на нём распятого Господа, вышиною в 4 аршина, утверждённый на искусственно составленной из камешков горе, обложенный серебряною позолоченною ризою. В день Воздвижения Честнаго Креста Господня в ней служились молебны и всенощные бдения, совершался 14 сентября утром до звона крестный ход из Борисоглебского монастыря для служения молебна с водоосвящением и совершения литургии». В 1864 году по инициативе нового архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря Антония у часовни Животворящего креста городской думою было расчищено место и устроен бульвар, или садик. За его благоустройством следила городская управа. Например, в отчёте управы за 1891 год было записано, что в этот год был сделан палисад вокруг Крестовского садика. Итак, на основе просмотренных нами документов мы можем дать точную датировку периода строительства Крестовоздвиженской часовни. Она сооружалась с 1813 по 1815 год. Кто автор Крестовоздвиженской часовни? В документах периода строительства часовни ни разу не упоминается имя автора проекта этого сооружения. На сегодняшний день не найдены проектные чертежи часовни. Были они или нет – неизвестно. В «Деле о доставлении в Канцелярию тверского гражданского губернатора сведений, имеет ли Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандрит Никанор от епархиального начальства дозволения на постройку в г. Торжке против самого перевоза казенной часовни на реке Тверце», есть сообщение Новоторжского Духовного правление от 17 мая 1813 года о том, что «об этом деле в канцелярии сведений не имеется, а потому получал ли архимандрит Никанор на постройку той часовни от тверского епископа Мефодия соизволения – нам не известно».

http://sobory.ru/article/?object=01142

Для описаний использована литература: Балдина О.Д., От Валдая до Старицы, М.: Искусство, 1968, с.31-59. Торжок - город древний и вечно молодой, Внешторгиздат, 1989 Борисоглебский-Новоторжский монастырь, 2 класса, в городе Торжке. Основан в 1038 году преподобным Ефремом (см. 28 января), святые мощи которого и почивают здесь, в соборном Борисоглебском храме, на вскрытии, в серебряной устроенной в 1874 году раке, под великолепной бронзовой сенью; при них глава брата его Георгия, положенная в его гроб согласно завещанию преподобного Ефрема. Здесь же под серебряной гробницей почивают под спудом мощи преподобного Аркадия (см. 14 августа). Соборный монастырский храм заложен был (на месте древнего) в 1785 году самою императрицей Екатериной II. Возобновленный в последнее время, он был освящен в 1895 году. В монастыре хранятся священные сосуды и вещи преподобного Ефрема, а также многие церковные предметы древности, книги и царские грамоты XVII века. Ежегодно 28 января совершается в монастырь крестный ход из всех городских церквей, а 11 июня вокруг монастыря, с обнесением мощей препо¬добного Ефрема. При монастыре школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Судьба мощей основателей Борисоглебского монастыря. Мощи почитаемых как основатели монастыря Ефрема и Аркадия Новоторжских находились в монастыре, на протяжении практически всей его истории. Согласно церковным источником, Ефрем Новоторжский умер 28 января (10 февраля) 1053 г. (Дата называется иеромонахом Илидором и скорее всего является церковным преданием). По преданию, перед смертью, собрав всю братию, Ефрем завещал им, чтобы вместе с ним в гроб положили голову его брата Георгия, которую он тайно хранил при себе столько лет. Тело его было погребено в созданной им каменной церкви, на правой стороне, в паперти. Гроб со священными останками Ефрема и головой его брата Георгия был открыт в 1572 г. Ефрем практически сразу был канонизирован. Празднование преподобному Ефрему установлено Русской Православной Церковью (далее РПЦ) в день его кончины и в воспоминание обретения мощей 11 (24) июня. В Борисоглебском монастыре они почитались как святыня и хранились открыто.

http://sobory.ru/article/?object=01139

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости В Борисоглебском монастыре Торжка надеются на развитие хороших отношений с музеем 09.11.2009 21:31 Версия для печати Торжок (Тверская обл.,), 9 ноября, Благовест-инфо. «Мы надеемся на развитие хороших отношений с музеем, и пока у нас это получается», - сообщил «Благовест-инфо» наместник Борисоглебского монастыря в г. Торжке архимандрит Даниил (Могутнов). По словам настоятеля, возглавившего обитель в марте 2009 года, он рассчитывает на то, что сотрудники музея будут продолжать проводить экскурсии и организовывать экспозиции, помогать в сохранении памятника архитектуры. Если отношения будут складываться благополучно, это, считает он, «будет прецедент». Ему бы не хотелось видеть повторение того, что произошло в Рязани и в Кадашах. Сейчас братия монастыря состоит из трех человек. Архимандрит Даниил – искусствовед по светскому образованию – выразил надежду, что в следующем году на восстановление Борисоглебского монастыря -- памятника архитектуры федерального значения 18 века – будут выделены средства по федеральной целевой программе «Культура России».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу — преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу. В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584 — 1587 годах. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спудом, в каменном гробу, служившем ранее местом упокоения преподобному Ефрему. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощен преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 15 июня, 2020 1 июня, 2020 6 марта, 2019 25 ноября, 2015 24 ноября, 2015 25 августа, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/najden-kamen-na-kotoro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010