Т. о., для 1-й пол. XI в. посвящение обители в Торжке князьям Борису и Глебу выглядит весьма сомнительным вопреки Житию прп. Ефрема Новоторжского. Решение вопроса о первоначальном посвящении обители предложил Малыгин: данные об основании Н. Б. м., имевшиеся в погибшем после 1316 г. древнейшем Житии прп. Ефрема Новоторжского, могли сохраниться в Службе прп. Ефрему, передававшейся через литургическую практику до кон. XVI в. ( Малыгин. 2007. С. 120; 2014. С. 414-415). В «Повести о разорении Торжка» упоминается, что «не по многих летех [после разорения Н. Б. м. в февр. 1316.- Авт.] …благоискуснии мужие града Торшку преподобному чюдотворцу Ефрему составиша службу, ею же преподобный славится и доныне…» ( Будовниц. 1960. С. 451, 2-я редакция «Повести...»). В списках 2-й пол. XVII в. Службы прп. Ефрему содержится важнейшая информация: «Преподобне отче и богоносне Ефреме… церковь прекрасну страстотерпцемъ христовымъ Роману и Давыду воздвиглъ еси и обитель составилъ еси, и в неи трудолюбно подвизася…» (ТГОМ. ТвМ. КП-1879. Л. 10-10 об., 15, 25; ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 457. Л. 14 об.). Становится очевидным, что Ефрем Новоторжский в 1-й пол. XI в. основал мон-рь во имя патрональных св. князей Бориса и Глеба - Романа Сладкопевца и Давида Псалмопевца. Т. о., первоначально мон-рь в Торжке был Романодавидовским, а, вероятно с 1072 г., стал именоваться Борисоглебским. О глубокой древности Н. Б. м. свидетельствуют и еще 2 обстоятельства. Мон-рь расположен всего в 200 м от напольных укреплений Новоторжского кремля, и он единственный из 9 городских монастырей, существовавших на рубеже XVI и XVII вв., плотно окружен домонг. культурным слоем посадов. Археологическая (курганная, языческая) топография окрестностей Торжка свидетельствует о ранней христианизации данного региона - в радиусе 12-25 км от Торжка не зафиксировано ни одного языческого курганного могильника XI-XII вв. ( Малыгин. 2014. С. 416). XII в.- 1927 г. XII век стал периодом расцвета обители. Для реконструкции истории Н. Б. м.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Смотрите также : Историческая записка о сел Оковцахъ и о явленныхъ Оковецкихъ иконахъ Пресвятыя Богородицы и Животворящаго Креста съ рукописью о иконъ въ перевод съ славянскаго оригинала на языкъ (1873 год, 68 страниц) Настоящее время [ править править код ] Тверская митрополия объединяет Бежецкую, Ржевскую и Тверскую епархии. Образована постановлением Священного синода от 28 декабря 2011 года. Населённые пункты [ править править код ] Сводная таблица храмов и монастырей Тверской области [ править править код ] Районы и города республиканского значения (городские округа) Храм Монастырь 1 Святые [ править править код ] Икона святых в земле Тверской просиявших Собор святых, в земле Тверской просиявших: Святыни [ править править код ] Святые источники [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Все монастыри Тверской области Борисоглебский мужской монастырь [ править править код ] Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века. Адрес : Тверская обл., Торжок, ул. Старицкая, 7 Телефон : 9-91-88 E-mail : ierom.arseniy@ya.ru Подробнее... Нило-Столобенская мужская пустынь [ править править код ] Монастырь расположен на Столбенском острове озера Селигер, на месте отшельнического подвига преподобного Нила Столобенского, в 10 км от города Осташкова.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверская_облас...

В 1937 году был арестован в Мелекессе. Виновным себя не признал, 21 декабря 1937 году был приговорён к расстрелу тройкой при УНКВД по Куйбышевской области. 16 апреля 1938 года расстрелян. Монастыри [ править править код ] Борисоглебский мужской монастырь [ править править код ] Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века. Адрес : Тверская обл., Торжок, ул. Старицкая, 7 Телефон : 9-91-88 E-mail : ierom.arseniy@ya.ru Подробнее... Храмы [ править править код ] В Торжке сохранилось 19 храмов, не считая монастырских, из них 8 действующих. Храм Архангела Михаила (Торжок) [ править править код ] Благовещенская, более известная под названием Архангельской, церковь расположена на высоком холме. Местоположение церкви весьма красивое и, при величественной архитектуре, храм господствует над окрестностями и виден издали. Ныне существующая Благовещенская церковь каменная, пятикупольная. В местности, называе мой Благовещенскою, или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и св. архистр. Божия Михаила; они были деревянные и в литовское нашествие (1609 г.) были разорены и сожжены. В 1660 году, по челобитью священника Архангельской церкви Василия Семенова, дана была выпись из писцовых книг, в которой говорится: " в приказе Володимерской чети в писцовых книгах письма и дозору Василья Толстова, да подъячаго Дружины Федотова 7124 (1616) году написано: в Торжку на посаде церкви приходныя и в той статье написано место церковное, что была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да место же церковное, что была церковь архангела Михаила, а на церковной земле во дворе поп Петр Семенов, да церковных мест - дьячково, проскурницыно, да пять мест келейных, - церкви и дворы и кельи пожгли литовские люди, а дана сия выпись... для вотчиннаго владения, что ему попу Василью и впредь кто у той церкви попы будут и теми пустошами и сенными покосы и дворовыми и келейными местами по сей выписи владеть по прежнему безъотнимочно " ...

http://azbyka.ru/palomnik/Торжок

Между облачениями упоминаются ризы бархатныя с золотым оплечьем, повседневных риз четыре и пр... положение разных лиц (царя Симеона, Николая Новаковскаго, Ивана Урусова). В соборе, как видно из из описания его Нарбековым, было два придела - один в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим, на полатях, а другой в честь Пречистой Богородицы Одигитрии Муромской. Этот описанный Нарбековым) Спасо-Преображенский собор существовал до 1814 года. Церковь святых Афанасия и Кирилла давно уже не существует, а церковь святого Николая была разобрана в 1840 году. Последняя церковь была построена в 1769 году иждивением соборнаго протопопа Марка Иванова. Прежде нынешняго собора в Торжке существовал второй каменный, в тоже наименование, собор с одним только приделом в честь Пресвятыя Богородицы, именуемой Муромскою, под которою, вероятно, нужно разуметь святочтимую икону Божией Матери - Одигитрии, Выдропуской. Названа же Муромскою, нужно полагать, потому, что эта икона была взята (в плен) в городе Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск (село Вышневолоцкого уезда), а из Выдропуска - в Торжок. Эта местночтимая за чудотворную икона находится ныне в иконостасе между главным престолом и южным, посвященным в честь Божией Матери Одигитрии, в серебряной позлащенной ризе, в особо устроенном киоте. По преданию, с этою иконою бывал ежегодно 18 июня крестный ход из села Выдропуска в Торжок, где она оставалась на некоторое время в соборе, а затем с крестным ходом возвращали её в Выдропускую церковь; но после одного принесения 18 июня в Новоторжский собор она уже не была возвращена в Выдропуск, где имеется точный с нея список. О Выдропуской иконе хранится (в церкви села Выдропуска) " Душеполезная повесть " , списанная князем Георгием Звенигородским (см. 13 Твер. Еп. Ведом. за 1901 г.). В серебряном окладе в венце Богомладенца (на Выдропуской иконе) вложен перстень с рубином и бриллиантами; этот перстень был пожертвован новоторжским купцом Григорием Мишуриновым, а ему был подарен в 1818 году (в проезд через Торжок) Прусским королем Фридрихом-Вильгельмом. Ради сей иконы ежегодно 18 июня бывает большой (из Новоторжских монастырей и градских церквей) крестный ход в собор, для крестнаго хода причты всех церквей, после ранних литургий в своих храмах, собираются в Борисоглебский мужской монастырь, а из него уже направляется один всеградский крестный ход в собор, где совершается поздняя литургия; а после оной молебен Пресвятой Богородице... В большой крестный ход 11 июня в Борисоглебский монастырь впереди всех икон диаконы в облачении несут из собора чудотворную икону (тогда как другия иконы несут миряне, мужчины и женщины) и во время хода отправляется молебен Пресвятой Богородице.

http://sobory.ru/article/?object=01140

Ефрема (28 янв.) и дня обретения его чудотворных мощей (11 июня), составлена Служба ему ( Дробленкова. 1987. С. 149). В 1606 г. Н. Б. м. разорен польско-литов. отрядами, 25 янв. 1609 г. во Введенской ц. обители вместе с братией был сожжен архим. прмч. Константин Новоторжский (Д. И. Карманов относил это событие к 1606, см.: Карманов Д. И. Собр. соч., относящихся к истории Тверского края. Тверь, 1893. С. 139), управлявший обителью с 1600 г. П. Д. Малыгин В 1671 г. грамотой патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II архим. Евстафий и его преемники получили право служения на ковре ( Илиодор. 1861. С. 155-156). 11 июля 1677 г. в Борисоглебском соборе монастыря были обретены мощи прп. Аркадия Новоторжского , ученика и келейника прп. Ефрема (Там же. С. 17-18; Колосов. 1913. С. 46-47). С 1722 г. при Н. Б. м. действовала школа ( Чичкина. Образоват. учреждения. 1997. С. 37), к-рая находилась под патронатом архимандритов обители и, возможно, размещалась в монастырских строениях (прекратила существование не позднее 1749). Большой урон обители нанес пожар 1742 г. В 1744 г. по благословению архиеп. Новгородского Амвросия (Юшкевича) архимандриты Н. Б. м. получили право на ношение палицы во время священнослужения ( Илиодор. 1861. С. 156-157). В 1764 г. Н. Б. м. отнесен к мон-рям 2-го класса, а в июне того же года передан из Новгородской епархии в Тверскую. С 1772 до 1825 г. в обители размещалось Новоторжское ДУ ( Чичкина. Образоват. учреждения. 1997. С. 39). В 1785 г. обитель посетила имп. Екатерина II, положившая начало масштабной перестройке монастырского комплекса, в значительной мере изменившей его облик. В 1891 г. в мон-ре открыта церковноприходская школа в выстроенном специально для нее деревянном 2-этажном здании. Согласно постановлению Временного правительства, в сент. 1917 г. это здание передано Новоторжскому городскому самоуправлению. В сент. 1918 г., после покушения на В. И. Ленина и убийства М. С. Урицкого, в Торжке местная ЧК произвела аресты заложников из числа бывш.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Адрес : г. Тверь, ул. Баррикадная, 1-1 А Подробнее... Борисоглебский мужской монастырь [ править править код ] Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века. Адрес : Тверская обл., Торжок, ул. Старицкая, 7 Телефон : 9-91-88 E-mail : ierom.arseniy@ya.ru Подробнее... Тихоновский Торопецкий женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 2005 Статус : действ. Адрес : Тверская обл., Торопецкий р-н, г. Торопец, ул. Еременко, 7 Web : http://toropetz.narod.ru/ Женский монастырь основан в год 140-летия со дня рождения Патриарха Тихона. Монастырь устроен на месте упразднённого в 1764 Николаевского Особного монастыря. Подробнее... Николо-Теребенский женский монастырь [ править править код ] Николо-Теребенский женский монастырьмонастырь Русской православной церкви, находящийся в посёлке Труженик (прежнее название Теребени) Максатихинского района Тверской области. Основан во имя Николая Чудотворца во второй половине XVIII века как мужской. В 1930-х годах закрыт, с середины 1990-х годов возрождается как женский. Адрес: 171935 Тверская обл, Максатихинский р-н , п. Труженик ул. Садовая 24. Подробнее... Глебова пустынь (Глебово) [ править править код ] В селе Глебово находится каменная церковь, построенная в 1824 году на средства прихожан. Первое упоминание о церкви относится к 1689 году, когда, согласно «ввозной» грамоте, на селе была построена деревянная церковь. Первая церковь в Глебово была деревянная, на ее месте находится каменный памятник. В 1734 году в Глебово была построена новая деревянная церковь. Новый каменный храм, построенный в 1824 году, имеет три престола: главный — во имя Богоявления Господня и приделы: правый – во имя пророка Ильи и левый — во имя святителя Николая. Колокольня выстроена в 1852 году и имеет со шпилем 18 сажень высоты. Приделы расширены в 1888 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Все_монастыри_...

«Откуда в маленьком городе такие большие храмы?» Торжок православный Архитектурные шедевры и атмосфера патриархальной России 17 марта, 2019 Архитектурные шедевры и атмосфера патриархальной России Торжок – город небольшой. По размеру сопоставим с некоторыми округами Москвы. Тем интереснее побывать в нем, побродить по его улочкам, полюбоваться на сохранившиеся архитектурные шедевры. Гости Торжка часто задают один и тот же вопрос: «Откуда в маленьком городе такие большие храмы?» И в самом деле, Спасо-Преображенский собор, Борисоглебский монастырь, Благовещенский храм украсили бы собой Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города России. Местные краеведы считают, что причиной тому – соперничество купцов. Каждый купец, достигший высокого положения, хотел прославить свою фамилию и старался дать денег больше, чем сосед. Недостатка в средствах не было, поэтому храмы строили с размахом. Торжок – город купеческий, до революции более 70% населения составляли купцы. Но и духовенство играло заметную роль. Были даже династии священников – Богоявленские, Модестовы, Ильинские. Дети священников в основном поступали в духовные училища, потом уезжали в Тверскую духовную семинарию, а оттуда, женившись, разъезжались по приходам. Всего в Торжке, по разным оценкам, до революции 1917 года было от 29 до 40 церквей, если считать еще и домовые церкви. Сейчас действуют 10 церквей и 1 монастырь, а еще 15 церквей в разной степени заброшенности. Борисоглебский мужской монастырь Борисоглебский монастырь – один из самых древнейших в России. Его основал преподобный Ефрем Новоторжский в 1038 году. Из «Жития преподобного Ефрема» мы знаем, что на новоторжских землях он оказался после трагической гибели князей Бориса и Глеба. « Оставив свой боярский сан и дом, он прибыл в город Торжок и, нашедши одно весьма красивое место близ города, на берегу реки Тверцы, построил там храм во имя государей своих, великих князей, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и, собрав много иноков, устроил обитель, а сам стал архимандритом», – написано в «Житии Ефрема Новоторжского».

http://pravmir.ru/otkuda-v-malenkom-goro...

27 декабря 1995 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Кольском полуострове была учреждена Мурманская и Мончегорская епархия. Ее управляющим был назначен епископ Симон (Гетя). История Православия на Кольском полуострове связана с именем преподобного Трифона Печенгского, который до сих пор почитается саамами и лопарями. Он родился в Торжке, в семье священника, в 1485 году, в миру носил имя Митрофан. Однажды, услышав голос Свыше, преподобный направился в полуночные земли к язычникам лопарям, чтобы просвещать их и крестить в православную веру. В 1532-1533 годах на берегу реки Печенги он построил церковь Святой Троицы и основал монастырь, а на левом берегу реки Паз — Борисоглебскую церковь. Преподобный Трифон умер 15 декабря 1583 года в возрасте 98 лет. В 1589 году шведы разрушили древний Печенгский монастырь. Затем по указу царя Феодора Иоанновича обитель перенесли за реку Колу — «против острога на острову». На месте разрушенного монастыря построили церковь во имя преподобного Трифона, «страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца», а над могилой святого — храм Сретения Господня. В 1764 году монастырь был закрыт, а в 1885 году восстановлен «для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения Православия среди лопарей». Большой вклад в дело просвещения саамов внес и монах Соловецкого монастыря преподобный Феодорит Кольский. В Софийской летописи за 1526 год говорится о том, что он успешно проповедовал среди язычников лопарей и построил на берегу реки Нивы, в Кандалакше, первый православный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В1548 году на другом берегу реки преподобный основал мужской Богородице-Рождественский (Кокуев) монастырь и стал его настоятелем. Долгие годы эта обитель была центром просветительной и хозяйственной жизни Кандалакшского края. В «Соловецком патерике» говорится, что преподобный Феодорит принял на себя апостольский подвиг, отправившись «на устье Колы, в землю диких лопарей». С их языком он успел познакомиться в Соловецком монастыре, где, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, среди монахов было много инородцев. Образованный человек, замечательный проповедник, он нес свет и добро «темным язычникам Севера».

http://pravmir.ru/murmanskaya-eparhia-15...

Семёновское. Церковь Симеона Столпника. Карта и ближайшие объекты Построена в 1830 г. Количество алтарей: 3. Церковь села Семёновское (1776-1782) имеет сильно вытянутые по продольной оси восьмерик и четверик, что придаёт храму не совсем традиционный вид. Погост Семеновский, или, как слывет у народа, " Святой Семен " весьма древнее селение; оно известно было в 11 столетии. Из жития преподобного Ефрема Новоторжскаго чудотворца видно, что он, прежде основания в Торжке Борисоглебского монастыря, поселился на высоком берегу реки Тверцы, и здесь устроил странноприимницу, в которой принимал странников, путешественников, торговых людей, отправлявшихся в великий Новгород, и кормил их даром (угощал); отсюда будто-бы и местность, где учредил преподобный Ефрем странноприимницу, получило наименование " Дорогощи " , и впоследствии погост Семеновский стал называться Семеновским, что на Дорогощи. Неизвестно, когда на месте странноприимницы преподобным Ефремом учрежден был мужской монастырь, в котором храм был посвящен памяти преподобного Симеона столпника, отсюда и народное наименование его " Святым Симеоном " . О сем монастыре упоминается под 1537 г., когда в нем был игуменом Киприан. Кроме Киприана у Строева (Списки настоятелей) упоминаются в Симеоновском монастыре, что на Дорогощи, игумен Исаия 1551 г. и строитель Арсений Тархов с 1637 по 1659 г. В 1689 г. Симеоновский монастырь по грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии, со всеми угодиями и землями был приписан к Новоторжскому Борисоглебскому монастырю. В 1721 г. Симеоновский монастырь был закрыт и бывшия в нем церкви (Похвалы Божиея Матери и преподобного Симеона Столпника) обращены в приходские для погоста Семеновскаго, что на Дорогощи, каковым именем называется здесь протекающий ручей. Памятниками прежде существовавших в этом погосте деревянных церквей на восточной стороне от нынешней церкви остались две небольшие кирпичные, покрытые железом, часовни (каплицы), не в близком расстоянии одна от другой находящияся. Ныне существующая каменная церковь построена в 1782 году на средства прихожан; в ней три престола - главный посвящен иконе Похвалы Божией Матери, а приделы в теплой трапезной преподобному Симеону Столпнику (правый) и святителю Николаю чудотворцу (левый).

http://sobory.ru/article/?object=16198

Архив Пн В Борисоглебском монастыре в Торжке обнаружены захоронения XI-XII веков 23 августа 2022 г. 12:23 22 августа 2022 года митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Борисоглебский мужской монастырь Тверской епархии в г. Торжке (Тверская область), где встретился с ведущими научную работу археологами и осмотрел недавно обнаруженный учеными некрополь. Руководитель раскопок, научный сотрудник Института археологии РАН Н.А. Сарафанова рассказала главе Тверской митрополии о проводимой работе. Митрополиту Амвросию были показаны исторические артефакты, обнаруженные вместе с захоронениями: небольшой сосуд с изображением преподобного Ефрема Новоторжского, нательные крестики разных размеров и веков, предметы для написания на бересте, бусы и обломки архитектурных элементов. Архипастырь совершил заупокойную литию по погребенным у монастырских стен православным христианам и обратился со словом: «Это удивительно, когда молишься о тех, кто совсем давно жил на нашей земле и здесь был погребен. Я никогда еще не служил заупокойной службы над останками христиан, которых отделяет от нас такое количество времени — почти тысячелетие. Это особенно трепетно. Я думаю, может быть, и вы испытываете подобного рода чувство сопричастности истории, которая творилась до нас людьми совершенно другими. Мы не знаем, какими они были, мы не знаем их характеров, мы не знаем, какова была их жизнь. Но думаю, что они были намного чище и светлее, чем мы сейчас, и наша молитва за них — это одновременно и их молитва за нас. Потом, когда все научные изыскания будут проведены и будут приняты соответствующие решения, нужно будет устроить в монастыре костницу, чтобы и эти останки упокоились, и одновременно люди, как на Афоне, могли приходить, созерцать их и размышлять о бренности своего бытия». Затем архипастырь осмотрел восстанавливающийся храм в честь Нерукотворного Спаса, который расположен в монастырской колокольне. Летом 2022 года в г. Торжке проводятся археологические исследования. В результате научно-исследовательской работы открыт некрополь, в котором обнаружены кости взрослых и детей — православных христиан. Эти люди крестились благодаря миссионерской деятельности преподобного Ефрема Новоторжского.

http://patriarchia.ru/db/text/5952263.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010