1115. Рождественская – Вондажская или Шандожская, мужская пустынь, ныне погост Вондаш, Вологодской губ., Кадниковского у., в 88 вер. к сев.-зап. от Кадникова, в безлюдной лесистой местности верховьев рч. Вондаша, близ озера Глухого. По раскладке подворных денег 1718 г. принадлежала к числу не самых скудных в епархии; в 1732 г. в ней числился только один монах, а в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», III, 610; Суворин, “Владим. Заоник. пуст.», 28; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., прилож., CXV, XI (ведом. о числе м-рей в Вологод. епархии). 1116. Рождественский, женский, ныне собор в гор. Солигаличе, Костромской губ. Уже существовал в XVII ст. и в оставшемся храме, начатом строиться в 1668 г. супругою царя Алексея Михаиловича Мариею Ильиничною и оконченном только в 1801 г., сохранился крест, составляющий вклад царя Алексея Михаиловича в 1680 г. Монастырь упразднен в 1764 г. Крживоболоцкий, “Костром. губ.», 608; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.», 340; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 155; “Костром. губ. в.», 1859 г., 12 (ист. г. Солигалича); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 882, 38; “Архив ист. и практич. свед., относящ. до России», 1860–61 г., кн. III, Отд. 3, 38 (Корнилов, “От Костр. до Соль-Галича»). 1117. Рождественский, женский, ныне пригород Изборск, Псковской губ. и уезда, в 28 вер. к юго-зап. от Пскова по Рижскому шоссе, при рч. Смолке и оз. Городищенском. Существовал в XVII ст., и в 1674 – 77 год. в нем была игуменья Ираида. В 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», IV, 290; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 411; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 53 душ. крест.). 1118. Рождественский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Торжке, Тверской губ., на том месте, где ныне стоит тюремный замок. Существовал в 1615 г., когда в нем был игуменом Корнилий, а по описи 1625 г. имел игумена, келаря, казначея и 6 старцев. В 1690 г. приписан к Борисоглебскому мон. в Торжке, а в 1764 г. упразднен, при чем церковь отдана Ингерманландскому полку, в зданиях же помещены полковник с канцеляриею и другие чины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Смотрите также : Историческая записка о сел Оковцахъ и о явленныхъ Оковецкихъ иконахъ Пресвятыя Богородицы и Животворящаго Креста съ рукописью о иконъ въ перевод съ славянскаго оригинала на языкъ (1873 год, 68 страниц) Настоящее время [ править править код ] Тверская митрополия объединяет Бежецкую, Ржевскую и Тверскую епархии. Образована постановлением Священного синода от 28 декабря 2011 года. Населённые пункты [ править править код ] Сводная таблица храмов и монастырей Тверской области [ править править код ] Районы и города республиканского значения (городские округа) Храм Монастырь 1 Святые [ править править код ] Икона святых в земле Тверской просиявших Собор святых, в земле Тверской просиявших: Святыни [ править править код ] Святые источники [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Все монастыри Тверской области Борисоглебский мужской монастырь [ править править код ] Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века. Адрес : Тверская обл., Торжок, ул. Старицкая, 7 Телефон : 9-91-88 E-mail : ierom.arseniy@ya.ru Подробнее... Нило-Столобенская мужская пустынь [ править править код ] Монастырь расположен на Столбенском острове озера Селигер, на месте отшельнического подвига преподобного Нила Столобенского, в 10 км от города Осташкова.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверская_облас...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОТОРЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Тверской епархии Тверской митрополии), расположен в Торжке. Основан в XI в. Время основания До начала археологических исследований в 1989 г. ранняя история Н. Б. м. оставалась во многом неопределенной, что связано прежде всего с отсутствием прямых упоминаний о мон-ре в рус. летописях. Существует лишь неск. косвенных упоминаний: в Новгородской III летописи XVII в. под 1015 г. встречается имя прп. Ефрема Новоторжского, традиционно считающегося основателем монастыря (НовгорЛет. 1879. С. 176); в летописных рассказах об осаде и взятии ханом Батыем Торжка в 1238 г.- «чинъ черноризьскыи» (НПЛ. С. 76, 288); в описании разорения Торжка вел. Тверским блгв. кн. Михаилом Александровичем в 1372 г. отмечается, что «погоре всь град; и церкви три каменыя, и деревянныа вся, и монастыреве», упоминаются также «чернци и черницы» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 299). В Отводном списке Новоторжских земель 1476 г. есть сведения о «Борисоглебской земле» (АСЭИ. Т. 3. 20. С. 36). Независимо от памятников агиографии во 2-й пол. XVII в. в писцовых материалах и актовых источниках предпринимались попытки разрешить вопрос о времени основания обители. Так, в писцовой и межевой книге Торжка 1686 г. указывалось: «…Борисоглебской монастырь, а в нем церковь соборная каменная святых страстотерпцев Бориса и Глеба... а строение та церковь преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита новоторжского чюдотворца, а в которых годех и при которых великих князех та церковь строена, и про то архимандрит Тарасий з братьею сказали, не помнят» (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 166). В жалованной грамоте 1693 г. основание мон-ря отнесено к XI в.: «…Борисоглебской де их м(о)н(а)ст(ы)рь построен преподобны(м) отцем нашим Ефремом чюдотворцем лет с шесть сот и болши…» (Грамоты. 1903. С. 27-28). Абсолютные даты, связанные с основателем обители прп. Ефремом Новоторжским, появились в т. н. новом Житии прп. Ефрема, составленном, по мнению Н. Ф. Дробленковой, «вероятно, в 1572 г., в связи с «обретением» (11 июня) и перенесением мощей Ефрема» ( Дробленкова. 1987. С. 149). В многочисленных списках Жития (БАН. 17.5.3; ГИМ. Увар. 105; ТГОМ. ТвМ.ПК-1879 и др.) приводятся 2 даты: 1015 г.- гибель ростовского кн. Бориса Владимировича, после к-рой Ефрем ушел в район Торжка, и 1053 г.- кончина Ефрема в основанном им Н. Б. м. (ошибочными датами смерти преподобного следует считать 1015 и 1035). Дата основания Н. Б. м. (1038) впервые была предложена в 1811 г. архим. Амвросием (Орнатским; впосл. епископ; см.: ИРИ. Ч. 3. С. 417-423). Эту дату следует считать условной, хотя она и утвердилась в агиографической лит-ре. Не исключено, что она была выведена арифметическим путем (1053 - 1015=1038).

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Между облачениями упоминаются ризы бархатныя с золотым оплечьем, повседневных риз четыре и пр... положение разных лиц (царя Симеона, Николая Новаковскаго, Ивана Урусова). В соборе, как видно из из описания его Нарбековым, было два придела - один в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим, на полатях, а другой в честь Пречистой Богородицы Одигитрии Муромской. Этот описанный Нарбековым) Спасо-Преображенский собор существовал до 1814 года. Церковь святых Афанасия и Кирилла давно уже не существует, а церковь святого Николая была разобрана в 1840 году. Последняя церковь была построена в 1769 году иждивением соборнаго протопопа Марка Иванова. Прежде нынешняго собора в Торжке существовал второй каменный, в тоже наименование, собор с одним только приделом в честь Пресвятыя Богородицы, именуемой Муромскою, под которою, вероятно, нужно разуметь святочтимую икону Божией Матери - Одигитрии, Выдропуской. Названа же Муромскою, нужно полагать, потому, что эта икона была взята (в плен) в городе Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск (село Вышневолоцкого уезда), а из Выдропуска - в Торжок. Эта местночтимая за чудотворную икона находится ныне в иконостасе между главным престолом и южным, посвященным в честь Божией Матери Одигитрии, в серебряной позлащенной ризе, в особо устроенном киоте. По преданию, с этою иконою бывал ежегодно 18 июня крестный ход из села Выдропуска в Торжок, где она оставалась на некоторое время в соборе, а затем с крестным ходом возвращали её в Выдропускую церковь; но после одного принесения 18 июня в Новоторжский собор она уже не была возвращена в Выдропуск, где имеется точный с нея список. О Выдропуской иконе хранится (в церкви села Выдропуска) " Душеполезная повесть " , списанная князем Георгием Звенигородским (см. 13 Твер. Еп. Ведом. за 1901 г.). В серебряном окладе в венце Богомладенца (на Выдропуской иконе) вложен перстень с рубином и бриллиантами; этот перстень был пожертвован новоторжским купцом Григорием Мишуриновым, а ему был подарен в 1818 году (в проезд через Торжок) Прусским королем Фридрихом-Вильгельмом. Ради сей иконы ежегодно 18 июня бывает большой (из Новоторжских монастырей и градских церквей) крестный ход в собор, для крестнаго хода причты всех церквей, после ранних литургий в своих храмах, собираются в Борисоглебский мужской монастырь, а из него уже направляется один всеградский крестный ход в собор, где совершается поздняя литургия; а после оной молебен Пресвятой Богородице... В большой крестный ход 11 июня в Борисоглебский монастырь впереди всех икон диаконы в облачении несут из собора чудотворную икону (тогда как другия иконы несут миряне, мужчины и женщины) и во время хода отправляется молебен Пресвятой Богородице.

http://sobory.ru/article/?object=01140

На следующий день, 11-го числа ранним утром около 4-х часов, отправился я по той железной дороге назад до станции Осташково, где пересел в другой вагон и направился к г. Торжку. На пути вошел в мое отделение жандармский офицер А. Вл. Гофман и отрекомендовался мне земляком. Оказалось, что он сын Муромского помещика с которым впрочем я не был знаком. В 8 часов утра прибыл в Торжок и остановился в Борисоглебском монастыре. Город Торжок, расположенный по обеим берегам р. Тверцы, один древнейших русских городов, сохранивший и до сего времени характер своего древнего происхождения в особенной ревности граждан к поддержанию и благоукрашению обителей и приходских храмов. В Торжке, при народонаселении сравнительно не весьма значительном (и именно не более 13.000 душ обоего пола), 2 монастыря и 20 приходских церквей, из коих одна другой благолепнее. Две обители, как две сторожевые башни для духовного охранения Торжка, стоять на двух противоположных возвышенностях города: одна на правом берегу р. Тверцы, другая на левом. На правом берегу реки расположен мужской 2-го класса Борисоглебский монастырь; это едва ли не самая древняя обитель русская. Монастырь этом основан в 1030 году преподобным Ефремом, бывшим в мире боярином и главным конюшим св. Князей Бориса и Глеба. Его нетленные мощи почивают в главной из четырех монастырских церквей, за правым клиросом, а за левым лежат под спудом мощи келейника и ученика его, преп. Аркадия. В этой древней обители, не смотря на татарские и литовские разорения, сохранилось довольно еще старинных примечательных вещей, каковы суть: 1) деревянная, обложенная серебром с позолотою, панагия с резным на ней изображением Божией Матери – Неопалимые Купины; 2) три шитых золотом и серебром по шелковой материи палицы XVI в.; 3) три древних покрова на раку преп. Ефрема; 4) напрестольная пелена 1671 г. 5) несколько рукописей XV–XVI в. и довольно старопечатных книг XVII столетия. Борисоглебский монастырь в настоящее время при настоящем настоятеле архимандрите Антонии 80 , пришел в удовлетворительное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

27 декабря 1995 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Кольском полуострове была учреждена Мурманская и Мончегорская епархия. Ее управляющим был назначен епископ Симон (Гетя). История Православия на Кольском полуострове связана с именем преподобного Трифона Печенгского, который до сих пор почитается саамами и лопарями. Он родился в Торжке, в семье священника, в 1485 году, в миру носил имя Митрофан. Однажды, услышав голос Свыше, преподобный направился в полуночные земли к язычникам лопарям, чтобы просвещать их и крестить в православную веру. В 1532-1533 годах на берегу реки Печенги он построил церковь Святой Троицы и основал монастырь, а на левом берегу реки Паз — Борисоглебскую церковь. Преподобный Трифон умер 15 декабря 1583 года в возрасте 98 лет. В 1589 году шведы разрушили древний Печенгский монастырь. Затем по указу царя Феодора Иоанновича обитель перенесли за реку Колу — «против острога на острову». На месте разрушенного монастыря построили церковь во имя преподобного Трифона, «страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца», а над могилой святого — храм Сретения Господня. В 1764 году монастырь был закрыт, а в 1885 году восстановлен «для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения Православия среди лопарей». Большой вклад в дело просвещения саамов внес и монах Соловецкого монастыря преподобный Феодорит Кольский. В Софийской летописи за 1526 год говорится о том, что он успешно проповедовал среди язычников лопарей и построил на берегу реки Нивы, в Кандалакше, первый православный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В1548 году на другом берегу реки преподобный основал мужской Богородице-Рождественский (Кокуев) монастырь и стал его настоятелем. Долгие годы эта обитель была центром просветительной и хозяйственной жизни Кандалакшского края. В «Соловецком патерике» говорится, что преподобный Феодорит принял на себя апостольский подвиг, отправившись «на устье Колы, в землю диких лопарей». С их языком он успел познакомиться в Соловецком монастыре, где, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, среди монахов было много инородцев. Образованный человек, замечательный проповедник, он нес свет и добро «темным язычникам Севера».

http://pravmir.ru/murmanskaya-eparhia-15...

Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий посетил Тверскую митрополию 28 октября 2022 г. 12:20 19-23 октября 2022 года митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий, по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла находившийся с визитом в Русской Православной Церкви, посетил Тверскую митрополию . Иерарха сопровождали секретарь Черногорско-Приморской митрополии протоиерей Остоя Кнежевич и иподиакон Н. Йоксимович. 20 октября митрополит Иоанникий посетил Борисоглебский Новоторжский мужской монастырь в Торжке, где его встретили митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и и.о. наместника обители архимандрит Амфилохий (Желябовский) с братией и духовенством Тверской митрополии. В монастырской Введенской церкви гость из Сербского Патриархата поклонился честным мощам преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, приложился к ковчегу с частицами мощей святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподал благословение братии и прихожанам монастыря, сообщает пресс-служба Тверской епархии. На следующий день митрополит Иоанникий направился в Богородицкий Житенный монастырь, где архипастыря встретили игумения Елисавета (Евдокимова) с благочинным Осташковского церковного округа протоиереем Димитрием Марковским, монастырское духовенство, насельницы обители и дети, обучающиеся в монастырской школе. Для высокого гостя воспитанниками обители был дан концерт русской музыки. Затем митрополит Иоанникий побывал на монастырском острове Фомино, где проводится молодежный лагерь, осмотрел новопостроенные храм и комплекс сооружений. Во второй половине дня иерарх посетил Нило-Столобенскую пустынь. Владыку Иоанникия приветствовал наместник монастыря игумен Гавриил (Баглай) с братией. Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий и сопровождавшая его делегация приняли участие в молебне преподобному Нилу Столобенскому и поклонились его честным мощам. Затем архипастырь Сербской Православной Церкви пообщался с наместником и братией монастыря. 22 октября митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий совершил Божественную литургию в Благовещенском приделе Богоявленского собора Нило-Столобенской пустыни, центральная часть которого находится в настоящее время в строительных лесах. Иерарху сослужили секретарь Черногорской митрополии протоиерей Остоя Кнежевич, благочинный Осташковского округа протоиерей Димитрий Марковский, духовенство из числа братии монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/5972129.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Торжокский Борисоглебский собор Новоторжский мужской монастырь во имя святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в городе Торжке Тверская епархия Монастырь основан преподобным Ефремом Новоторжским около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича , почти в одно время с Киево-Печерской лаврой , принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба , в честь которых был заложен первый храм. Монастырь претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167 , в 1181 , 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского , в 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой. После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным. Далее начинается период благоустройства, процветания и возвышения обители. Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. Монастырь в XX веке В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. До революции в Борисоглебском соборе почивали мощи основателя обители преподобного Ефрема Новоторжского в серебряной раке, и при них находилась и голова Георгия, родного брата преподобного, положенная согласно завещанию в гроб. Здесь же под спудом находились и мощи преподобного Аркадия, которые никогда не извлекались из под земли. В 1923 году мощи преподобного Ефрема были перенесены в Михаило-Архангельский храм города Торжка. В 1926 году мощи бесследно исчезли.

http://drevo-info.ru/articles/23796.html

Ефрема (28 янв.) и дня обретения его чудотворных мощей (11 июня), составлена Служба ему ( Дробленкова. 1987. С. 149). В 1606 г. Н. Б. м. разорен польско-литов. отрядами, 25 янв. 1609 г. во Введенской ц. обители вместе с братией был сожжен архим. прмч. Константин Новоторжский (Д. И. Карманов относил это событие к 1606, см.: Карманов Д. И. Собр. соч., относящихся к истории Тверского края. Тверь, 1893. С. 139), управлявший обителью с 1600 г. П. Д. Малыгин В 1671 г. грамотой патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II архим. Евстафий и его преемники получили право служения на ковре ( Илиодор. 1861. С. 155-156). 11 июля 1677 г. в Борисоглебском соборе монастыря были обретены мощи прп. Аркадия Новоторжского , ученика и келейника прп. Ефрема (Там же. С. 17-18; Колосов. 1913. С. 46-47). С 1722 г. при Н. Б. м. действовала школа ( Чичкина. Образоват. учреждения. 1997. С. 37), к-рая находилась под патронатом архимандритов обители и, возможно, размещалась в монастырских строениях (прекратила существование не позднее 1749). Большой урон обители нанес пожар 1742 г. В 1744 г. по благословению архиеп. Новгородского Амвросия (Юшкевича) архимандриты Н. Б. м. получили право на ношение палицы во время священнослужения ( Илиодор. 1861. С. 156-157). В 1764 г. Н. Б. м. отнесен к мон-рям 2-го класса, а в июне того же года передан из Новгородской епархии в Тверскую. С 1772 до 1825 г. в обители размещалось Новоторжское ДУ ( Чичкина. Образоват. учреждения. 1997. С. 39). В 1785 г. обитель посетила имп. Екатерина II, положившая начало масштабной перестройке монастырского комплекса, в значительной мере изменившей его облик. В 1891 г. в мон-ре открыта церковноприходская школа в выстроенном специально для нее деревянном 2-этажном здании. Согласно постановлению Временного правительства, в сент. 1917 г. это здание передано Новоторжскому городскому самоуправлению. В сент. 1918 г., после покушения на В. И. Ленина и убийства М. С. Урицкого, в Торжке местная ЧК произвела аресты заложников из числа бывш.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

в нем уже жили инокини униаты базилианского ордена. С присоединением края в 1795 г. обращен в православие, оставлен за штатом, и в 1796 г. монахини переведены в Воскресенский-Корецкий мон., здесь же остались тогда только две монахини за присмотром монастыря. “Ист. Росс. Иер.», VI, 839; Руссов, “Волын. Зап.», 83; Теодорович, “Ист.-стат. опис. церквей и приход. Волын. епар.», I, 136; “Волын. епарх. в.», 1867 г., 6 (Кратк. свед. о несуществ. м-рях в Волын. епар.); Батюшков, “Волынь», 63. 1290. Тумовская – Спасо – Преображенская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Пензенской губ., Саранского у. О ней известно только, что уже существовала в 1692 г., когда ею управлял строит. Иоасаф, и упразднена в 1764 г., а до упразднения принадлежала к Синодальной области. “Ист. Росс. Иер.», VI, 459; Строев, “Спис. и настоят.», 959 (Спасо-Преобр. Тумов. пуст.), 961 (Тумовская). 1291. Удомельский – Троицкий – Богословский, мужской, ныне погост Троицкий, Тверской губ., Вышневолоцкого у., в 50 вер. к сев.-сев.-вост. от Вышнего Волочка, при оз. Песво, спускающим свои воды коротким руслом в оз. Удомлю. В описи 1581 г. о нем сказано: «Монастырь на озере на Удомелскомъ на Песве. А в монастыре церковь Троицы Живон., да теплая церковь Рождество Преч. Богородицы, древяные клетцки. А в церквах образы и свечи, и книги и все церковное строенье монастырское. Да церковь была Иван Богослов. И та церковь сгорела. Да в монастыре же в келье игумен Дионисий, в келье 2 брата, да 6 келей пустых.» Потом он был приписан к Борисоглебскому Новоторж. мон. и в 1764 г. упразднен. “Ист. Рос. Иер.», VI, 465; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож., XII, 334; “Памят. кн. Твер. губ. на 1861 г.», Отд. III, 99; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 478, 40; “Архив ист. и практич. свед. относ. до Росс.», 1860–61 г., IV, 6 (Заметки о г. Торжке); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 29. 1292. Успенская – Вышенская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Тамбовской губ., Шацкого у., в 24 вер. к вост. от Шацка, на правом берегу рч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010