Опровергая версию А. М. Харламовой и А. Баталовой о том, что ротонда была фонтаном, то есть общественным водоёмом деревянного водопровода, он сообщил, что новая часовня строилась одновременно с надвратной церковью-колокольней Борисоглебского монастыря, а закончили строительство в 1811-1814 годах. При этом он так объясняет обнаружение при реставрации каменной подземной кладки и вымостки: «Что касается ротонды Львова, то она имеет каменную цилиндрическую емкость для воды внутри корпуса ротонды с трубой для сброса излишков воды в реку Тверцу. Приточной же трубы или её следов обнаружено не было. По всей вероятности, это была так называемая надкладезная часовня на источнике. Для полного выяснения вопроса необходимы дополнительные исследования». Столь противоречивы сведения о дате построения Крестовоздвиженской часовни в Торжке. Важно также то, что, судя по приходно-расходный книгам Новоторжского Борисоглебского монастыря 1810-х годов, в одно время со строительством каменной часовни на площади «близ перевоза» в самом монастыре строилась надкладезная часовня, а о Крестовоздвиженской часовне в просмотренных мной документах я ни разу не встретила упоминания о существовании какого-либо водоисточника внутри или снаружи этого сооружения, и ни в одном документе она не именуется надкладезной. Об этом нет никаких упоминаний и в документах, касающихся последующих ремонтов часовни и ей перестройки. В 1888 году при настоятеле Борисоглебского монастыря архимандрите Макарии III усердием новоторжского купца Е. В. Вавулина часовня была расширена, а в 1889 году внутренний вид её весь обновлён: живопись сделана новая, устроенный в ней иконостас прибавлен, улучшен и вновь вызолочен. В воспоминаниях Д. Шконова, относящихся к началу 20 века, есть такое описание часовни и территории около неё: «Слева, у самого съезда с моста, тянулась скамья — это была «биржа труда» — здесь всегда можно видеть штукатуров, печников, маляров, предлагавших услуги по частному найму. Рядом — часовня. В часовне находились все атрибуты православного богослужения и горели восковые свечи. Да простит мне читатель некую лирику — было как-то трогательно и уютно. Рядом с часовней был небольшой садик, так его и называли — «У креста». А справа, против часовни, находилась полосатая будка полицейского — единственного, кажется, представителя порядка и охраны на весь город».

http://sobory.ru/article/?object=01142

В настоящее время в монастыре сем находятся каменные строения следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя св. Князей Бориса и Глеба, построенная ещё в начале XI столетия, как выше сказано, преподобным Ефремом. В 1781 году церковь сия перестроена в новейшем вкусе на семитысячную сумму, Высочайше в том году пожалованную. В ней почивают св. мощи: а) поверх земли преподобного Ефрема, основателя этой обители, в 1572 году обретённые, и б) при них глава брата его Георгия, убиенного вместе со св. Князем Борисом; в) под спудом Преподобного Аркадия, ученика Ефремова. 2) ЦЕРКОВЬ во имя Введения во храм Божьей Матери с трапезой, построенная в 1673 году Святейшим Иоасафом II, Патриархом Всероссийским. 3) На воротах ЦЕРКОВЬ во имя Воздвижения Креста Господня с двумя приделами: а) во имя св. Апостола Иоанна Богослова и б) св. Николая Чудотворца, построенная 1684 году Святейшим Иоакимом, Патриархом Всероссийским. 4) ЦЕРКОВЬ между Введенской и Настоятельскими кельями ещё не освящённая. 5) КОЛОКОЛЬНЯ о трёх этажах с боевыми часами. 6) Настоятельских КЕЛИЙ двухэтажных два флигеля, из которых один весь каменный, а другого нижний только этаж каменный, а верхний деревянный. 7) Братские КЕЛЬИ одноэтажные. 8) ДОМ для училища и для духовного правления. Начальство в монастыре сем издавна Архимандричье, которое и по Штатам также положено. Настоятели священнослужение отправляют, кроме обыкновенных Архимандричьих преимуществ и отличий, на ковре по нижеследующей грамоте. «Благословение Великого Господина Преосвященного Питирима, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, в Торжок, сыну и сослужебнику нашего смирения Борисоглебского монастыря Архимандриту Евстафию. В нынешнем в 7179/1671 году, Марта в 5 день в грамоте Великого Господина отца нашего Святейшего Иоасафа, Патриарха Московского и всея России, писано Нам в Великий Новгород, чтоб Нам велеть тебе сыну в Торжке Борисоглебском монастыре или кто по тебе в том Борисоглебском монастыре иные Архимандриты будут, божественные службы действовать на ковре. А ковёр, де, тебе в Борисоглебский монастырь послан с Москвы из его Патриаршей келейное казны, и как к тебе сия Наша грамота придёт, и тебе бы сыну в Торжке в Борисоглебском монастыре или кто по тебе впредь в том Борисоглебском монастыре иные Архимандриты будут, божественные службы действовать на ковре. А милость святой неизреченной Премудрости Божией и великих Чудотворцев Никиты, Нифонта Епископов; Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона, Архиепископов Новгородских и всех святых молитв же нашего смирения благословение да есть и будет с тобою всегда и вовек».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Борисоглебский, в Торжке, основан св. Ефремом (как утверждают) в отдалённой древности. Ныне второклассный. [III, 417.] Игумены Тихон , 1534–36. Киприан , 1537–51. (См. Опис.). Феофил Стремоухов … Архимандриты Мисаил , 1572–88. Иоаким , 1589–94, перев. в Псково-Печерский (?). Константин , 1600–9, в янв. убит Литвой. Иона Волков , 1609–34. Евфимий , 1637–52. Феодосий , 1657–60. Кирилл , 1662–69, февр. Евстафий определён 20 авг. 1669–78. Сергий , 1680–82, 5 февр. хирот. в архиепископа Тверского. Тарасий , 1682–95, дек. Варлаам , 1696 и 97. Иона , 1697–1700. [В Опис. монастыря.] Евфимий , 1697–1700. Иоиль , 1700 и 1701, перев. в Антониев Новгородский. Игнатий , 1702. Боголеп , 1703 и 4. Герасим , 1705–12. Исаия , 1713–17. Никон , 1719. Макарий , 1720–25. Варсонофий , 1726–34. Иларион , 1734 и 35. Викентий , 1736–44. Адриан , с 1745; в 1756 перев. в Крестный. Наркисс , в февр. 1758, а 5 сент. 1763 перев. в Тихвин. Феофилакт , 1763 и 4. Кирилл Флоринский , из законоучителей кадетского корпуса, с 1765, а 13 янв. 1768 хирот. в викария Московской епархии. Варлаам Петров определён в 1768 и 5 окт. хирот. в епископа Тобольского. Феофилакт в 1768 перев. из Отроча, а в мае 1775 – в Московский Высокопетровский. Стефан в мае 1775 перев. из Отроча, а 14 сент. 1776 – в Колязин. Иларион Копьев перев. 1776 из Деревяницкого, а 1777. Палладий , 1777–83, по июль. Макарий , 1783–91, по июль. Мисаил перев. из Спасо-Евфимиева 14 июля 1791–95; по июль. Евгений Романов в 1795 перев. из Ростовского Борисоглебского, а 13 янв. 1799 – в Колязин. Никанор , в 1800–18. Сергий перев. из Желтикова 1819–31. Арсений , 1831–36. Платон , 1837–40, перев. в Отроч. Сергий , с авг. 1840; по 1849. Христофор Еммауский с 8 февр. 1849 бывший архим. Загаецкого монастыря, а 25 мар. 1850 хирот., в еписк. Ревельского. Анастасий перев. из Белевского Спасского с мая 1850; † в 1868. 4 Воскресенский, в Торжке, когда основан, неизвестно. Ныне второклассный. [III, 619.] Игуменьи Евфросиния , прежде 1584. Евдокия , 1589. Маремиана , 1614 и 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти тестя на плечи молодого священника легли все заботы о его многочисленной семье, притом что некоторые дети были еще малы. В 1920 году отец Александр был награжден наперсным крестом, в 1922 году возведен в сан протоиерея. При наступлении гонений на Русскую Православную Церковь отец Александр нисколько не усомнился в выбранном им пути служения Богу и, обладая большим авторитетом среди духовенства и верующих, был в 1923 году избран ими первым благочинным 1-го округа Тверского уезда и затем утвержден в этой должности епархиальным архиереем. В том же году он был назначен благочинным Борисоглебского монастыря в Торжке. В 1924 году протоиерей Александр был награжден палицей, в 1925 году к 25-летию его служения святой Церкви – золотым наперсным крестом с украшениями. После закрытия властями в 1927 году Ильинской церкви архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) благословил общину перейти в Спасо-Преображенский собор в городе Торжке и назначил отца Александра настоятелем. Здесь он прослужил до закрытия собора в 1931 году, а затем был переведен в Николо-Пустынскую церковь. В 1932 году протоиерей Александр был награжден митрой. В марте 1937 года храм при активной поддержке властей был захвачен обновленцами и протоиерей Александр остался без места. Повсюду разливалось пламя все более беспощадных гонений, это ясно видел и отец Александр, однако он ни на минуту не поколебался в своем решении продолжать служение Церкви. Будучи хорошо известен священноначалию, он был приглашен в марте 1937 года в Смоленский храм в поселке Ивантеевке Пушкинского района Московской области , где прослужил до дня своего ареста. 24 октября один из сотрудников администрации школы в Ивантеевке подал донос секретарю партийного комитета, который одновременно был и секретарем поселкового совета в Ивантеевке. Составитель доноса вызвал в школу диакона Александра Якиманского, дети которого учились в этой школе, и, поговорив с ним, составил следующее донесение: «Гражданин Александр Павлович Якиманский (диакон церкви в поселке Ивантеевка) передает следующее: священник церкви в поселке Ивантеевка Александр Андреевич Вершинский говорит проповеди по праздничным дням. Эти проповеди носят монархический характер. Он неоднократно был предупреждаем гражданином Якиманским и священником Успенским, чтобы не говорил проповеди, но Вершинский не обращает внимание на предупреждения и продолжает говорить проповеди.

http://fond.ru/kalendar/1347/aleksandr/

В тот же день прошло гашение маркированного конверта, посвященного 450-летию перенесения мощей преподобного Ефрема Новоторжского. День юбилейных торжеств продолжился в Торжке культурно-просветительской программой «Новоторжский кремль», в которую вошли мастер-классы, концертно-познавательная программа колокольной музыки, театрализованное представление «Во славу преподобного Ефрема Новоторжского», фестивали, выставки, экскурсии, концерты. Вечерняя концертная программа завершилась исполнением хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. Мероприятия, посвященные 450-летию обретения мощей основателя Борисоглебской обители, проходят в Тверской епархии в течение всего 2022 года. В преддверии праздника преподобного Ефрема Новоторжского в июньском номере «Журнала Московской Патриархии» вышла статья научного сотрудника Всероссийского историко-этнографического музея кандидата филологических наук Виктора Кузнецова о почитании преподобного Ефрема. Ранее Тверская епархия выпустила информационный буклет, посвященный юбилею преподобного Ефрема Новоторжского. Материал содержит информацию о жизни подвижника, историю обители от возникновения до настоящего времени. Кроме того, Тверская епархия выпустила короткометражный фильм о преподобном Ефреме. Также при содействии Правительства Тверской области и Тверской епархии подготовлен фильм «Древний город преподобного Ефрема» и мультипликационный фильм для детей. Премьера прошла 24 июня в Торжке во время празднеств, а также на телеканалах «Союз» «Спас» Новоторжский Борисоглебский монастырь — один из древнейших российских православных монастырей — был основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, пришедшим в г. Новый Торг (ныне Торжок) в 1015 году из Киева. Построенный во времена великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, монастырь считается одним из первых на Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5939936...

Почитание вязьмичами преподобного Аркадия легко объяснимо. Он жил в этом городе задолго до того, как Вязьма попала на страницы старых летописей. Более девяти веков назад вяземский угодник молился на том самом камне, который, по словам старожилов, лежал за алтарем Спасского храма. Над этим камнем еще в далеком XVI веке поставили деревянную часовню. Перед образами Аркадия Вяземского и его духовного отца Ефрема Новоторжского не одно столетие теплилась неугасимая лампада " . Монастырь во имя преподобного Аркадия был основан сравнительно поздно. В конце XVIII века возникла женская община. Руководила сестрами монахиня Севастиана (Рыдванская). Как богадельня, женская община просуществовала 52 года. Во время нашествия французов в 1812 году церковь Всемилостивейшего Спаса и богадельня были разорены. Сожгли и все деревянные постройки. На следующий год старица общины Наталия Кирилловна Павлова послала сестер в различные губернии России для сбора средств на ее восстановление. На собранные по всей России пожертвования Спасский храм удалось восстановить. Во главе общины поставили старицу Наталию, жившую здесь с 1797 года. При ней был восстановлен придел преподобного Аркадия, закуплены утварь, книги, поставлены иконостасы. Во время пребывания в Вязьме на маневрах в 1827 году императора Николая I настоятельница богадельни добилась разрешения обратить Аркадьевскую женскую общину в монастырь. В те годы в богадельне жили, молились и трудились 34 сестры. Особое участие в делах обители принял городской голова Юдин. Всячески способствовали пожертвованиями и вяземские жители. Преподобный Аркадий родился в Вязьме в бедной семье Сырейщиковых. Свою высокую подвижническую жизнь прикрывал он трудным подвигом юродства Христа ради. Укрепившись духом, Аркадий удалился из Вязьмы к своему духовному наставнику преп. Ефрему, основателю монастыря в Торжке. Здесь он и взошел на высоту молитвенного подвига, творя чудеса. Скончался Аркадий Вяземский в 1077 году. Причислен юродивый к лику святых 11 июля 1677 года в царствование Федора Алексеевича и погребен в Борисоглебском монастыре в Торжке.

http://sobory.ru/article/?object=06317

грани юго-зап. столпа (поновлена мастерской Н. М. Сафонова в 1859, 1865-1866). Образ Е., исполненный в академической манере, был помещен в алтарной арке придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве, рядом с прп. Ефремом Переяславским - роспись 70-х г. XIX в. худож. В. Д. Фартусова по эскизам Н. А. Лаврова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Среди подвижников XI в. Е. изображен в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Один из ранних примеров изображения Е. в произведениях декоративно-прикладного искусства - гравировка с чернью в овальном медальоне на серебряном наперсном кресте (1776-1788, ТГОМ; см.: Бушлякова В. А. Крест архим. Феофилакта//Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: Мат-лы науч. конф., Москва, 11-12 дек. 2006 г. М., 2006. С. 86-88). К юбилею преставления святого в 1903 г. были изготовлены памятные жетоны с фронтальной полуфигурой Е. на лицевой стороне и видом Борисоглебского собора на обороте (частное собрание). Тогда же (цензорское разрешение от 30 апр. 1902) в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе напечатаны хромолитографии «Предсмертное завещание братии преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцем» (РГБ, новоторжский Борисоглебский монастырь, ц. во имя арх. Михаила в Торжке). Святой показан сидящим в келье, он указывает прп. Аркадию и монахам на голову своего брата св. страстотерпца Георгия Угрина, рядом книга и четки, вверху - подробный текст о поучениях и завещании Е. В 50-х гг. XIX в. хромолитография была повторена львовскими художниками в росписи на зап. стене притвора ц. во имя арх. Михаила в Торжке. Преподобные Ефрем и Аркадий, мч. Георгий Угрин и блгв. кнг. Иулиания, Новоторжские. Икона. 1797 г. (ТКГ) Преподобные Ефрем и Аркадий, мч. Георгий Угрин и блгв.

http://pravenc.ru/text/182089.html

В 1589 году произошло обретение мощей благоверного князя по ходатайству преподобного Даниила Переяславского (память 7/20 апреля). Память благоверного князя Андрея Смоленского празднуется 28 октября/10 ноября. Благоверная Иулиания, княгиня вяземская и новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее святой благоверный князь вяземский Симеон Мстиславич вместе со смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям Тверской город Торжок. Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело ее бросить в реку Тверцу. Мученическая кончина святого князя Симеона и святой Иулиании произошла зимой 1406 года. От угрызений совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь, где и умер в 1408 году. Весной будущего года тело блаженной княгини увидели плывущим против течения. Некий расслабленный услышал голос свыше, повелевавший похоронить тело святой Иулиании у южных врат собора в Торжке. Гроб с телом впоследствии поставлен в Спасо-Преображенском соборе, где многие получили от него исцеления. В связи с прославлением святой Иулиании 2 июня 1819 года был устроен правый придел, посвященный ее имени. У собора Преображения Господня, где раньше была часовня над гробом святой, устроена церковь и также освящена во имя святой Иулиании в 1906 году. Память святой мученицы княгини Иулиании и святого мученика князя Симеона празднуется 21 декабря/3 января. Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке, был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями Моисеем Угрином (память 26 июля/8 августа) и святым Георгием он покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира. В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат преподобного Ефрема Георгий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОТОРЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тверской и Кашинской епархии (с 1928 - Калининской и Кашинской епархии), названо по г. Торжку (ныне Тверской обл.) (в летописях встречалось название Новый Торг, поэтому прилагательное «новоторжский» употребляется параллельно с словом «торжокский»), существовало в 1920-1936 гг. Согласно постановлению Синода и Высшего церковного совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов, по представлению Тверского и Кашинского еп. Серафима (Александрова; впосл. митрополит) в дополнение к существующему в Тверской епархии Старицкому викариатству было решено открыть 3 новых, в числе которых было Н. в. на территории Новоторжского у. Тверской губ. 8 марта 1920 г. во епископа Новоторжского был хиротонисан архим. сщмч. Феофил (Богоявленский; впосл. архиепископ), проживавший в новоторжском во имя святых князей Бориса и Глеба мужском монастыре в г. Торжке. Еп. Феофил не имел канцелярии и вел переписку через монастырского казначея. Регулярное посещение приходов Н. в. позволило ему заслужить уважение и поддержку со стороны верующих. В нач. 1922 г. по инициативе архиеп. Серафима на заседании Синода обсуждался вопрос о переводе еп. Феофила в Пензенскую епархию, однако 30 янв. того же года в Торжке состоялось собрание верующих Н. в., постановившее «не отпускать епископа Феофила». Патриарху было направлено письменное обращение с просьбой отменить решение о переводе, и в Москву выехали депутаты, получившие от верующих «устный наказ», который должны были изложить в случае необходимости. Решение о переводе архиерея было отменено. Еп. Феофил активно противостоял проникновению обновленчества на территорию Новоторжского у. Верующие поддерживали епископа. 2 июля 1922 г., во время архиерейского богослужения в Борисоглебском мон-ре, прихожане выгнали из храма 2 обновленческих священников. По этому факту было возбуждено уголовное дело. На допросе 22 июля того же года еп. Феофил заявил о том, что не признаёт обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ).

http://pravenc.ru/text/2577889.html

Расспросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицу (вероятно, к Варсонофию, впоследствии Тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону пр. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону пр. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с той же иконой». Видно, что в Вязьме был свой местный святой Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честного Креста пристроить и придел ( церковь ) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского: см. История г. Вязьмы И. Виноградова , стр. 48). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом пр. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города (Вязьмы) в 1661 г. от разорения Литвы. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подъехал к литовским полкам, то многих литовских людей сёк мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причём запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «я Аркадий, град этот моё отечество» (там же, стр. 57). Но, несмотря на всё это, пр. Аркадий не был канонизован, и Вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика пр. Ефрема Новоторжского, допустили фальсификацию подписи на иконе пр. Аркадия Вяземского. Вероятно, с того времени (с 1677 г.) стали писать иконы пр. Аркадия Вяземского с прибавлением и Новоторжского. А в Торжке стали изображать своего пр. Аркадия уже не по «Иконописному Подлиннику» (см. выше), а по изображению Аркадия Вяземского, т. е. не в клобуке и монашеском одеянии, а в мирской одежде (короткой) и с голыми ногами и даже с ветвью в руке. На иконе «Собор Тверских Святых» пр. Аркадий Новоторжский изображён юношей, в молитвенном положении, правая рука приложена к груди, а левая опущена вниз; в одежде, скорее мирской, чем иноческой (вроде короткого послушнического подрясника). Мощи пр. Аркадия закрыто покоятся в Борисоглебском Новоторжском монастыре, на левой стороне, в серебряной раке; внизу под собором (в подвале) устроена часовня, над местом, где был погребён пр. Аркадий по смерти. Во имя его устроен в монастырском соборе престол. Есть ему служба и акафист, с весьма скудными историческими сведениями о нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010