и З. Шамуриных «Калуга. Тула. Тверь. Торжок» (с. 68), где авторы внесли ряд дополнений к атрибуции часовни, которая к тому времени была превращена в церковь: «В ведении Борисоглебского монастыря находится расположенная на городской площади около моста небольшая церковка во имя Животворящего Креста. До 1814 года церковь, бывшая до конца XIX века часовней, была деревянной; в этом году перестроена из камня. Есть сведения о том, что эту часовню, построенную в память пребывания в Торжке Императрицы Екатерины, строил Львов, автор проекта Борисоглебского монастырского собора». Здесь авторы ссылаются на 57-ю страницу книги «Историческая выставка архитектуры», изданную в год проведения этой выставки в 1911 году, где указываются постройки Н.А. Львова в Торжке: собор в Борисоглебском монастыре и часовня на городской площади. «По-видимому, – писали в своей книге Шамурины, – им была выстроена первая, деревянная часовня, так как принимать участие в сооружении каменного здания он не мог: Львов умер в 1803 году. Таким образом, вопрос о том, кто строил торжковскую часовню, остаётся нерешённым». К сожалению, мы не знаем, какие основания были у главного комиссара выставки академика архитектуры И.А. Фомина для включения Крестовоздвиженской часовни в список работ Н. А. Львова. В книге «Этюды памяти» (Т. 2, 2012) профессор архитектуры Л. В. Андреев отметил: «Каким источником И. А. Фомин пользовался, неизвестно. Других архивных и прочих сведений не найдено. Структура здания, устройство его купольного завершения – всё близко приёмам, свойственным Н. А. Львову. Будем доверять академику Фомину, откуда-то он взял же эти сведения». В 1961 году вышла в свет монографии М. В. Будылиной, О. И. Брайцевой, А. М. Харламовой «Архитектор Н. А. Львов». Её авторы высказали своё мнение о датировке Крестовоздвиженской часовни: «Вероятно, к концу 1780-х годов относится постройка часовни на городской площади в Торжке. Хотя в литературе часовня связывалась с именем Львова, её принадлежность, а также датировка требуют доказательств.

http://sobory.ru/article/?object=01142

В Твери прошло заседание оргкомитета по празднованию 450-летия перенесения мощей преподобного Ефрема Новоторжского 11 апреля 2022 г. 14:09 7 апреля 2022 года губернатор Тверской области И.М. Руденя и  митрополит Тверской и Кашинской Амвросий  провели заседание оргкомитета по подготовке и празднованию 450-летия перенесения мощей преподобного Ефрема Новоторжского, которое будет отмечаться 24 июня с.г. «С именем святого связана история создания одной из древнейших обителей нашей страны, Новоторжского мужского Борисоглебского монастыря, сыгравшего важную роль в распространении Православия на Руси. Преподобный прославлен в Соборе тверских, новгородских и смоленских святых. Этот факт дает представление о масштабе личности Ефрема Новоторжского, служит основанием для проведения праздничных мероприятий на всероссийском уровне», — отметил И.М. Руденя. «Хочу поблагодарить область за поддержку в праздновании 450-летия перенесения мощей преподобного Ефрема Новоторжского. Такие события позволяют нашим детям, молодым людям открыть страницы нашей истории. Привлекают немало гостей и жителей Верхневолжья, паломников, в том числе из других епархий и регионов, которые узнают о наших святых», — подчеркнул митрополит Амвросий. Одним из ключевых событий празднования станет 23-й Волжский крестный ход, который пройдет по традиционному маршруту от истока Волги до города Калязина с 4 по 23 июня. Крестный ход охватит территории 16 муниципальных образований Верхневолжья и город Дубну Московской области. Губернатор области распорядился подготовить дорожную инфраструктуру по ходу следования паломников и в Торжке, где пройдут главные события праздника, а также отметил, что следует оборудовать места стоянок и паломнического лагеря, обеспечить сопровождение крестного хода службами скорой медицинской помощи и полиции. Губернатор подчеркнул: мероприятия должны быть максимально содержательными, интересными для разных поколений жителей и гостей региона. 24 июня, в день памяти преподобного Ефрема, участники молитвенного шествия смогут присоединиться к основным торжествам в городе Торжке. На этот же день в Торжке запланирован крестный ход от Михаило-Архангельской церкви до Борисоглебского монастыря, где пройдет Божественная литургия.

http://patriarchia.ru/db/text/5916004.ht...

XVI. В Тверской епархии, муж. монастыри: I кл. – Троицкий в г. Калязине, II кл. – Успенский Отроч в Твери, Борисоглебский в Торжке, Николаевский-Антониев в г. Красном Холму, III кл. – Троицкий Селижаров в Осташковском уезде, Успенский Желтиков в Тверском уезде, Успенский – в г. Старице. Женские: II кл. – Сретенский в Кашине, Воскресенский в Торжке, III кл. – Рождествен в Твери и Знаменский в Осташкове; заштатные, на своем содержании – Вознесенский Оршин и Николаевский Малицкий в Тверском уезде, Николаевский Клобуков и Дмитровский в г. Кашине, Житенной – в Осташкове; пустыни – Нилова и Могилевская в Осташковском уезде, Столпеная Добренская и Теребенская – в Вышневолоцком уезде. Церкви Тверского наместничества: в г. Твери – 27, в уезде – 67, в Кашине – 24/93, в Торжке – 23/54, в Старице – 9/68, в Ржеве – 8/57, в Зубцове – 3/42, в Бежецке – 10/72, в Калязине – 3/68, в Красном Холму – 2/61, в Осташкове – 4/45, в Вышнем Волочке – 1/67, в Корчеве – 1/62, в Весьегоньске – 2/68; всего в Тверской епархии –942 церкви. 836 Из перечня епархий с их составом нельзя не заметить, что среди них, кроме сибирских не достает одной великорусской епархии – Костромской. К сожалению, ведомости её не имеется в нашем распоряжении. Известно, что Св. Синод насчитывал в ней тогда 687 церквей по Костромскому наместничеству; ней недоставало еще 174 церквей той же губернии, каковые поступили уже после указа 6 мая 1788 г. по синодальному расписанию. Вместе с церквами поступило в Костромскую епархию несколько монастырей из Суздальской епархии, а именно: в Луховском окр. III кл. муж. Николаевский мон. – Тихонова пустынь, в Макарьевском окр. жен. II кл. Троицкий Белбажский мон., заштатные – там же Троицкая Кривоозерская пустынь, в Кинешемском окр. Макарьевская, что при слободе Решме-пустыня; церкви – в г. Лухе – 2/42, в Кинешме – 6/21, в Юрьевце Повольском – 14/32, в Макарьевском окр. 26, Кадуевском окр. 11, в Плесском окр. 20 церквей, а всего 174 цер. 837 Таков состав почти всех великорусских епархий по силе указа 6 мая 1788 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 25 (8 декабря) Священномученик Александр Вершинский мученики Павел Кузовков Николай Копнинский Священномученик Александр родился 6 марта 1873 года в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона Андрея Вершинского. Диакон Андрей был большим почитателем отца Иоанна Кронштадтского. 22  февраля 1906 года протоиерей Иоанн служил в храме погоста Упировичи Новоторжского уезда, и диакон Андрей специально приехал туда, чтобы послужить с праведником. В 1907 году диакон Андрей ушел за штат по состоянию здоровья. В 1897 году Александр окончил Тверскую Духовную семинарию и в том же году поступил псаломщиком в Борисоглебский собор в городе Старице. Женился на дочери священника Ильинской церкви в городе Торжке Михаила Никольского Еликониде. У священника Михаила Федоровича Никольского и его жены Евгении Михайловны родилось тринадцать детей, в живых осталось шестеро. Старшая дочь Еликонида родилась в 1878 году, младший сын Аркадий – в 1900 году. Семья была благочестивая, Евгения Михайловна отличалась добротой, честностью и справедливостью. После смерти мужа она стала старостой Ильинской церкви. 30 января 1900 года псаломщик Александр был рукоположен во диакона к Борисоглебскому собору в городе Старице. 6 февраля того же года он был рукоположен во священника к церкви Архистратига Михаила в селе Михайловском Тверского уезда. С 20 августа по декабрь 1901 года отец Александр состоял законоучителем в Яковлевской земской школе Тверского уезда. 3 декабря 1901 года умер тесть отца Александра священник Михаил Никольский, и отец Александр 10 декабря того же года был переведен в Ильинскую церковь в городе Торжке, в которой прослужил до дня ее закрытия воинствующими безбожниками в 1927 году. С 1902 по 1917 год он был в Торжке законоучителем в училище Министерства просвещения. У отца Александра и Еликониды Михайловны родилось трое детей – две дочери, в 1912 и в 1914 годах, и сын Николай в 1918 году. Николай во время богослужений помогал отцу в алтаре; с началом Отечественной войны он был призван на фронт в состав 325-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии и во время ожесточенных боев 11 сентября 1944 года пропал без вести.

http://fond.ru/kalendar/1347/aleksandr/

князей Бориса и Глеба. (Подробнее об Отмицком монастыре см. у архиепископа Димитрия: Упразднённые монастыри в Тверской епархии, стр. 63–65). Память св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба в Тверской епархии свято чтится народом. Прославление их началось вскоре после их кончины (1015 г.). Пр. Ефрем, служивший в дружине св. князя Бориса, основал в Торжке в 1030 году Борисоглебский монастырь (см. выше в статье о пр. Ефреме). В пределах Тверской губернии и доныне довольно церквей, посвящённых имени св. Бориса и Глеба. Так, в г. Старице с давних времён городской собор посвящён им, а также есть в честь их храмы в г. Твери, Торжке и др. Много сёл в Тверской епархии носят название Борисоглебских. – Погосты Борисоглебские существуют в Колязинском, Ржевском уездах; более пяти деревень называются: Борис-Глеб; более 10 сёл и деревень названы именем Глеба (Глебово, Глебовское, Глебцево и др.). 54. Блаженный Георгий (Юрий) Вместе со св. князем Борисом на р. Альте 24 июля 1015 г. был убит любимый его отрок Георгий, показавший в себе пример самоотверженной верности в службе своему князю. Георгий был родом из Венгрии (Угрин), родной брат пр. Ефрему, основателю Борисоглебского монастыря в Торжке (28 января) и пр. Моисею Угрину, Киево-Печерскому подвижнику (26 июля). Вероятно, братия Угры оставили своё отечество при современных св. Великому князю Киевскому Владимиру венгерских королях Гейзе и Стефане, при которых были большие смуты в Венгрии из-за борьбы язычества с христианством. – Предполагают, что братия (Ефрем, Моисей и Георгий) уже христианами оставили своё отечество и вступили в дружину Ростовского князя Бориса Владимировича. Георгий особенно был любим князем, который в знак своей расположенности возложил на пажа своего (Георгия) золотую гривну. За то и Георгий положил жизнь за своего князя. На обратном пути из похода против печенегов на р. Альте св. Борис узнал о смерти своего отца и о злом умысле Святополка Окаянного (избить всех сыновей Великого князя Владимира). Отпустив дружину своего отца, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ († 28.01.1053 (?), г. Нов. Торг, ныне Торжок Тверской обл.), прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Новоторжский, основатель новоторжского во имя святых князей Бориса и Глеба мужского монастыря . Источниками Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке) сведений о Е. и его почитании является Житие святого, а также составленные в XVII в. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Е. в 1690 г. Из этих сочинений наиболее широкое распространение в списках получило Житие. По сообщению редакции Жития, созданной в XVII в., древнейшее жизнеописание святого, хранившееся в Борисоглебском монастыре, было увезено тверичами во время захвата Торжка войсками вел. кн. Михаила (вел. кн. св. Михаила Ярославича , разорившего Торжок в 1315, или его внука вел. кн. св. Михаила Александровича , захватившего город в 1372). Поскольку иноки Борисоглебского мон-ря жили «в велицеи нищете», они не смогли «преподобнаго жития искупити», во время последовавшего за этими событиями пожара в Твери рукопись сгорела. Новая редакция Жития Е. была составлена в посл. трети XVI в., после обретения 11 июня 1572 г. мощей святого, иером. Иоасафом из Юрьева новгородского муж. мон-ря . В данной редакции жизнеописание Е., основанное во многом на повествовании Киево-Печерского патерика , дополнено рассказами о чудотворениях Е., где упомянуты жители Торжка кон. XV - 1-й пол. XVI в., местные вотчинники, новоторжские и новгородские помещики, происходившие преимущественно из Москвы (напр., князья Хованский и Путятин-Друцкий; то обстоятельство, что в записях чудес фигурируют московские по происхождению помещики, связано, по-видимому, с переменами в среде новгородских покровителей мон-ря после присоединения Новгорода к Русскому гос-ву в 1478), известный опричник Деменша Черемисинов и др. Повествование о чудесах содержит ряд уникальных известий о жизни Торжка и России в кон. XV-XVI в., оно также свидетельствует о традиции почитания Е. в Торжке до обретения мощей (ряд описанных в Житии чудес связан с наказанием святым помещиков или царских слуг, жестоко обращавшихся с зависимыми от них людьми).

http://pravenc.ru/text/182089.html

В обители духовник сказал мне, чтобы я молился преподобному батюшке Серафиму, святителю Спиридону Тримифунтскому и Божией Матери пред Ее Курским Коренным образом. И я молился. И приехал прямо на то место, где находится святой образ. Семь месяцев учился в семинарии в Джорданвилле, а перед самым отъездом в Санкт-Петербург сподобился не только приложиться к иконе, но и ночевал в одном с ней помещении. – Александр, какие из вещей, подобных старинным, хотелось бы вышить? – В ближайшем будущем – архиерейский саккос. А в целом мне интересна стилистика золотого шитья разных областей России, как церковная, так и светская. Хотелось бы также обобщить историю золотошвейного училища в Торжке. Это одно из старейших учебных заведений России, оно основано в 1894 году. В 1995 году его посетил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Кстати, одновременно с изучением церковной вышивки я пытаюсь больше постигнуть и основы Православной веры: участвую в православных конференциях, которые проходят в городе на Неве, познакомился с мастерскими и школами на Украине, в Белоруссии, в Москве. А еще очень хотелось бы добраться до Смоленска, где, по архивным данным, в краеведческом музее находится плащаница с раки преподобного Ефрема Новоторжского, и вернуть ее в отреставрированный Борисоглебский монастырь в Торжке. – Расскажите подробнее об этом святом. – Преподобный Ефрем – брат Георгия и Моисея Угринов. Венгры по национальности, братья были конюхами у князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Георгий защищал Бориса и сам мученически погиб: желая завладеть золотой гривной, которая была у него на шее, убийцы Бориса отрубили Георгию голову. Ефрем, которого не было при злодеянии, нашел голову брата и, по благословению митрополита Киевского, пошел в окрестности Торжка, где в 1015–1016 годах основал обитель преподобного Симеона Столпника и странноприимный дом. Повествуя о мученическом подвиге князей Бориса и Глеба, он ходил через Смоленск в Киев и призывал прославить князей в лике святых. К 1037 году преподобный Ефрем построил в Торжке каменный храм во имя Бориса и Глеба, позже перестроенный. В XVIII веке при разборке старого собора там нашли посох архимандрита, его литургические принадлежности: чашу и дискос, расшитую золотом шапку архимандрита, что говорит о том, что золотое шитье существовало здесь уже в X столетии.

http://pravoslavie.ru/30441.html

Рака прп. Ефрема Новоторжского мон-ря в Торжке. Фотография. 1901 г. (ТГОМ) 11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиеп. Леонида произошло обретение мощей Е., оказавшихся нетленными; в гробу находилась также голова св. Георгия Угрина, позднее она хранилась на раке преподобного. Е. был канонизирован к местному почитанию при митр. Дионисии (1581-1587), тогда же была составлена служба преподобному, древнейшие списки которой относятся к кон. XVI в. ( Барсуков. Стб. 197). Почитанию Е. способствовало образование в 1576 г. Тверского удела царя и вел. кн. Симеона Бекбулатовича . В состав его владений вошел Торжок, церкви и мон-ри к-рого стали пользоваться его вниманием и покровительством. Ряд чудес связан с заступничеством Е. за Торжок в Смутное время. Согласно краткому летописцу Торжка XVII в., 2 окт. 1617 г. город был избавлен от войска смоленского сына боярского И. Мещеринова, вместе с «литовскими людьми» напавшего на Торжок. Город не был взят благодаря заступничеству «преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита, Новаторскаго чудотворца» ( Станиславский. С. 236). Сведения о почитании Е. в Торжке в нач. XVII в. отразились в писцовой книге Торжка и его посада, составленной в 1625/26 г. П. Д. Нарбековым и др. Согласно этому источнику, в Борисоглебской ц. один из приделов был освящен «во имя преподобного чюдотворца Ефрема» (есть сведения об устроении этого придела в 1577, при архим. Мисаиле), там стояла рака с мощами Е. В посвященном святому приделе имелся «образ местной Ефрема чюдотворца на золоте, венцы окладные». В Борисоглебской ц. наряду с иконами равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича и святых Бориса и Глеба находились «образ Ефрема чюдотворца на золоте», «образ месной Ефрем чюдотворец, окладной, венцы на финифти с каменем, да у тово ж образа в прикладе крестов всяких серебряных и окладных тринатцать», на затворах дверей в киоте помимо икон князей-мучеников был образ «преподобный чюдотворец Ефрем». В казне Борисоглебской ц. числился «покров площеница, а на нем образ шит преподобнаго чюдотворца Ефрема», а по его краям «шит тропарь и кондак». На посаде Торжка Борисоглебскому монастырю принадлежала Вознесенская ц. На одной из ее икон были изображения «Олексея митрополита да преподобного Ефремия, Новоторского чюдотворца» (Писцовая книга г. Торжка и посада 7133 (1625) г.//Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 4. С. 24-27).

http://pravenc.ru/text/182089.html

Торжка), где и окончил свою жизнь на руках препод. Ефрема 1052 г. основателя Борисоглебской обители (Тверская Старина. - Торжок. С.-Петербург 1876 г.) Другое предположение о блаженном Константине Новоторжском, еще более фантастичное, неправдоподобное и, видимо, измышленное под влиянием былины о Косте Новоторжанине помещено в 22 Твер. Еп. Вед. за 1898 г. под заглавием " Краткие сведения о блаженном Константине, Новоторжском чудотворце " . В этой статье сообщается, что Константин родился в г. Торжке. Кто были его родители не известно, но известно только, что он отличался необыкновенной силой, вследствие чего в составе Новгородской рати и считался богатырем " Костею Новоторжанином”; (жил же блаженный Константин во времена Иоанна Грозного) и много помогал Новгородцам в борьбе с врагами; затем, оставив военную службу, переселился в родной город и стал проходить подвиг юродства;-скончался он в Торжке, где ныне стоит часовня на площади против здания Городской Думы. В этом сказании путаница до исторического периода в России с временами Грозного царя; смешение былинного героя " Кости Новоторжанина " с блаженным Константином... (О Косте Новоторжанине былина в издании Каспари в журнале Родина 1905 г. Краткий анализ былины в Месяцеслове русских святых. Июль. 339 стр.). Есть и другие предположения о блаженном Константине, но такие же неосновательные (Твер. Епарх. Вед. 1898 г. 24). На иконе, находящейся в Торжке, написанной как значится в подписи на ней, в 1797 г. " Святым Константин, Блаженный Новоторжский " , изображен в рост, с сложенными на персях руками, с молитвенным взором к Спасителю, благословляющему десницею в облаках, в верхней части иконы; блаженный Константин в одной одежде (в рубашке), с обнаженными по локоть руками, босой; на голове волосы короткие, курчавые, желтоватого (рыжего) цвета. Он изображен в таком виде, как пишут обычно Христа ради юродивых. Видно, что иконописец, изобразивший (в 1797 г.) блаженного Константина именно имел в виду написать юродивого Христа ради (блаженного, как обычно называют таковых в России).

http://pravicon.com/info-2710

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Борис и Глеб: история князей, которые отказались убивать жестокого брата и были убиты сами Главная трудность после смерти Великого князя была в том, что 11 его сыновей родились в язычестве, и только двое – Борис и Глеб – были детьми от церковного брака. Возник очень непростой вопрос. Правом на Великое княжение обладает самый старший потомок мужского рода. Но кого именно считать старшим? 06.08.2023 Борисоглебский монастырь в Торжке: творение «русского Леонардо» Новоторжская Борисоглебская обитель, что на высоком правом берегу реки Тверцы в городе Торжке Тверской губернии, — одна из самых древних в России: ей почти тысяча лет! Борисоглебский монастырь в Торжке Борисоглебский монастырь основан преподобным Ефремом Новоторжским около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. История Основатель обители, преподобный Ефрем Ново­торжский, был боярином, служил конюшим у святых князей Бориса… 25.07.2022 Борис и Глеб доказали, что Русь крестилась по-настоящему Их позиция, позиция «слабости», даже сейчас вызывает вопросы: почему все-таки не защищались, ведь у них были возможности, дружины, они могли бороться, ведь справедливость, правота была на их стороне! 06.08.2019 Святые Борис и Глеб: князья, которые показали, что в борьбе за власть не все средства хороши Святые мученики страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид), дети равноапостольного князя Владимира — первые прославленные святые новопросвещенной Руси. 06.08.2020 Русский пример святости. Ко дню памяти Бориса и Глеба Борис и Глеб стали первыми из русских, причтенных Православной Церковью к лику святых. Более того, они были прославлены в чине страстотерпцев, которого Церковь до того момента не знала. Причиной этого стало смирение и истинная христианская кротость, с которой братья приняли смерть. Имея возможность взять власть силой, они отказались от кровопролития и братоубийства, предпочтя свою смерть смерти других.

http://foma.ru/tag/boris-i-gleb

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010