«Вы довольно известны, я надеюсь пишет она, что отец мой очень был любим народом, и до днесь его помнят». Приветливость его в обращении простиралась до того, что часто разъезжая по Москве, окружённый множеством скороходов и домовыми войсками, останавливался он на улице и выходил из кареты, чтобы подать руку старому сослуживцу, или оказать помощь просящему. Дом Графа был прибежищем для всех неимущих: с одной стороны угождая желанию любимого им Монарха, с другой свято чтя наследственную от предков добродетель хлебосольства, Фельдмаршал жил открыто, но открыто именно по Христиански, то есть, для всех и преимущественно для не имущих чем воздать за стол его, на котором не ставилось менее 50 приборов даже в походное время, садился всякий, званый и незваный, знакомый и незнакомый, только с условием, чтоб не чиниться пред хозяином. Обеды его, приготовленные лучшим образом, не обращались, из подражания иноземцам и по их примеру, в шумные пиры, но имели характер семейной простоты и вместе чинности, основанной на той благочестивой мысли, что пища есть дар Божий, и потому вкушение её должно сопровождаться не глумлением, а благочестивым настроением души. Фельдмаршал ненавидел излишества и не любил бесед, в то время обыкновенных, в которых кубки с вином играли главную роль. Сам Петр столько уважал его, что никогда не принуждал пить, и во время праздников Государевых Шереметев освобождён был от наказания осушать кубок большого орла. Будучи другом и советником Царя, Борис Петрович любил его прямо Русскою душою, без лести рабского страха; Великий умел ценить эти редкие свойства своего полководца и чрезвычайно уважал его, называя своим Баярдом и Тюренем, и между прочим всегда встречал и провожал до дверей своего кабинета – отличие, которого никому иному не оказывал 43 . Борис Петрович Шереметев скончался 17 Февраля, 1719 г., на 67 году от рождения. Смерть его горько оплакана была и Петром и всеми Русскими воинами, коих Шереметев так долго и так постоянно водил к победе, и всеми бедными и нищими обеих столиц, для коих был он отцом милосердым.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

37-я дивизия, с большими потерями для противника отбившая танковую и мотомех. атаку, выровняла фронт, встав в одну линию с 24 и 17-й стрелковыми дивизиями. Противник устремился на Молодечно, обходя части 21-го стрелкового корпуса, не встречая никакого сопротивления, так как войск на этом направлении не было и неоткуда их было взять. Попутно задев 50-ю дивизию в районе Вилейка, противник занял Молодечно и тем самым перерезал путь соединения 50-й дивизии с 21-м стрелковым корпусом. Командир 50-й дивизии принял совершенно правильное и разумное решение отойти и занять район Плещаница для крепкой обороны Минско-Борисовского направления. После захвата противником Слуцка и Молодечно были приведены в полную боевую готовность УРовские войска – Минского и Слуцкого УР, для усиления УРов были выдвинуты: 64-я, 108-я и 100-я дивизии, последней поручалось оборонять северный фас Минска, 161-я дивизия была оставлена в резерве южнее Минска. Эти дивизии, кроме 100-й, к данному моменту только что заканчивали свое развертывание. Отошедшему штабу 13-й армии было приказано создать Минский фронт примерно по линии Плещаница – Минского и Слуцкого укрепрайонов. В состав армии вошли: 2-й, 44-й стрелковые корпуса и 20-й без материальной части механизированный корпус. Таким образом, создавался фронт, прикрывающий Минск, и накапливались силы для возможного контрудара в случае, если потребуется выводить из окружения Минско-Новогрудскую и Барановичскую группировки. 25 числа штабом фронта была получена телеграмма из штаба 10-й армии: «Части вышли на реку Зельвянка, противником заняты все переправы, прошу поддержать со стороны Барановичи». Мною было приказано 10-й армии взять переправы или искать пути отхода через реку Неман или южнее по лесным массивам – по обстановке. Войскам было приказано более точно давать свое место расположения и указывать способ действия. Одновременно для правильных действий группы войск, находящихся уже на рубеже реки Щара, в штаб Петрова был направлен мой помощник по вузам Хабаров с группой параллельных делегатов, которые обязаны были возглавить содействие этой группировки выводу частей 10-й армии, а затем им было указано, куда выходить с этими группировками, по какому направлению.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Ростовский уезд, входивший в состав митрополии, был самым большим. Он состоял из двадцати трех станов и трех волостей; станы – Горский, Савин, Согильский, Утемский, Сотемский, Луцкий, Холмецкий, Лахотский, Якимовский, Пегловский, и др., – волости: Карашская, Борисовская, и Годеновская. Те же станы оставались в Ростовском уезде в 1646 и 1686 г.г. 220 Севернее Ростовского уезда лежал значительный Ярославский уезд, расположенный по обеим сторонам Волги. Закоторжский стан и волости: Пажецкая, Норская, Игрицкая, Едомская, Череможская и Курбская находились на московской стороне р. Волги. В первой половине XVII в. известны другие ярославские станы: Городской, Служна, Верховский, Березопольский и Закудемский, а также волости: Путятинская, Шахова, Жары, Каста, Вокшера и Ухра. Как и где были расположены эти станы с волостями данных нет. Нужно полагать, если не все, то большинство из них лежало по левую сторону Волги 221 . Древний Угличский уезд обнимал собой земли по обеим сторонам Волги. С юго-востока он соприкасался с уездами Ростовским и Ярославским, на левой стороне Волги он обнимал почти весь нынешний Мышкинский уезд, за исключением стана Верховского. За этим станом к старому Угличскому уезду принадлежал весь нынешний Мологский уезд до земель и селений, расположенных на правом берегу Шексны, состоявших в Пошехонском уезде. В начале XVII в. там были станы: Городской, Моложский, Рожановский, Кадцкой, Елоцкой, Коской и волость Кестина 222 . Пошехонский уезд обнимал собой земли и селения по рекам: Шексне, Маткоме, Конгоре, Согоже и Ухре. Он в начале XVII века не имел особого уездного города (с 1582 г. известен как особая область с именем Пошехонья 223 . Пошехонский уезд состоял из двух станов – Белосельского, Ухорского и 21 волости 224 . Древний Романовский уезд сравнительно с прочими уездами Ростовской епархии был небольшой – в нем было только семь станов – Городской, Васильевский, Ильинский, Колохотский, Воздвиженский, Спасский и Здоровецкий 225 . По всему видно, что территория Ростовской митрополии ко второй половине XVII в. была очень велика. Южным городом её был Ростов на р. Которости, правом притоке Волги, западным – Углич, пограничный с Тверью, и поселения на р. Мологе, пограничные с Новгородской епархией. Северо-западные белоозерские приходы Ростовской епархии сходились с патриаршими и разграничить их совсем нельзя. Северные и северо-восточные пределы её от Пошехонья уходили по бассейну р. Сухоны далеко на сев.-восток, захватывая по пути Тотьму, Устюг и Сольвычегодск, быть может, и часть строгановских владений по притокам р. Камы 226 . Юго-восточные пределы Ростовской епархии едва ли переходили за р. Кострому, так как восточнее р. Костромы лежали г. Кострома, Буй и Солигалич, принадлежавшие патриаршей области 227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Курске он был у одного протоиерея, того самого, который знал его в детстве. Протоиерей так был рад видеть у себя сына своего друга, что не знал, как обласкать о. Иосифа, и называл его то Иван Ефимович, то именем родителя его, Ефим Емельянович, как бы показывая этим, что в нём он чтит его отца, которого так любил и уважал. Проездом о. Иосиф посетил и Борисовскую женскую пустынь, где жила его сестра – матушка Леонида, которая чуть не заболела от радости, когда увидела своего дорогого братика. Казалось ей, что не наговорится она, не насмотрится на него. Вспомнилось им обоим, как приходил он сюда с котомкой и чистил снег около её кельи; сколько тревог было тогда в её душе за него, а теперь всё это миновало, и она видит перед собой всеми уважаемого иеромонаха – помощника великого старца... Для довершения своей радости она хотела видеть его служащим, и о том же очень просила его игуменья и сёстры. Но о. Иосиф, ещё не достаточно окрепший после перенесённой болезни, был очень утомлён непривычным долгим путешествием и, чувствуя себя не очень хорошо, отказался было от сего, но м. Леонида так была этим огорчена и так слёзно его умоляла, что он, наконец, уступил её просьбам. Началась литургия. Перед самым Евангелием в храме неожиданно водворилось молчание. Оказалось, что с батюшкой о. Иосифом сделалось дурно; и уж обедню кончал за него сослужащий ему священник. Матушка Леонида, бывшая в церкви, услыхав молчание и смятение в алтаре и догадавшись, что с братом верно что-нибудь случилось, лишилась чувств и её едва отходили. Когда оправившись пришел к ней о. Иосиф, то с обычной своей улыбкой сказал: «Ну, что, – утешилась!» Тогда матушка Леонида стала просить его, чтобы он скорее уезжал домой в Оптину. «Уезжай скорее, – говорила она, – а то если здесь умрёшь, я этого не вынесу». Старец Амвросий был очень обрадован возвращением своего помощника, так как без него было ему трудно с приезжими. Жизнь обоих подвижников потекла опять своим обычным порядком; старец каждое лето ездил недели на три гостить в Шамордино, и неизменным спутником его был его верный послушник и ученик о. Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

В уставах пароходных обществ содержатся правила, по коим обществам предоставляется продать кладь с публичного торга, после публикации в ведомостях, если приемщики клади не явятся за ее получением, либо откажутся, или не уплатят перевозной цены. Из вырученных денег удовлетворяется общество, а остальные выдаются хозяину или вносятся в кредитное установление для обращения из процентов и выдаются хозяину по его требованию (361, прим.). Наем лошадей под тягу судов с грузами. Хозяевам судов вменяется в обязанность заключать с хозяевами лошадей письменный договор (домашний), в котором должны быть изложены условия найма и обязанности погонщиков, с тем, что они не должны покидать судов и угонять лошадей в сторону, на ночлег (Собр. Узак. 1878 г., N 664. Правила для плавания, § 121). Договор о перевозке. По 1000 ст. Уст. Торг. (соответств. ст. 323 Уст. Торг., изд. 1893 г.) фрахтовый договор заключается в найме кораблей под груз. Сему понятию не соответствует договор о буксировке судов отправителя, нагруженных его же товарами (2 Сб. Сен. реш. V, N 1279). Но по делу Берда, в 1850 г., Гос. Сов. рассуждал, что груз, с тех пор как началось пароходство и пароходы стали брать другие суда на буксир, может быть двоякий: на пароходе и за бортом оного. В последнем случае, когда буксируемое судно не имеет возможности двигаться без парохода, оно с кладью составляет одну массу, и масса сия есть груз парохода. По делу Борисовских Гос. Сов. (1865 г.) отказал истцам в вознаграждении с общества первоначального заведения транспортов за отправленный через контору общества без застрахования товар, расхищенный на дороге извозчиками. Заключение это основано на Высочайше утвержденном уставе общества, в коем общество устранено от ответственности за незастрахованную кладь (Ж. М. Ю. 1865 г., N 7). По делу общества «Двигатель» с обществом «Пароходства и Торговли» возникал, по применению 1755 и 1775 ст. Уст. Торг. (соответств. ст. 393 и 395 Уст. Суд. Торг. изд. 1893 г.), вопрос о том, что следует разуметь под словом: фрахтовые дела – иски или исключительно о фрахтовых деньгах или провозной плате, или вообще все пререкания, по договорам о перевозке возникающие? Сенат (1 Общ. Собр. 31 октября 1878 г.) решил, по соображении с 1234 (соответств. ст. 545, 552 Уст. Торг., изд. 1893 г.) и 1302 ст. Уст. Торг. (соответств. ст. 45 Уст. Суд. Торг., изд. 1893 г.), что следует разуметь все споры, возникающие из перевозки кладей как на кораблях, так и сухим путем. Подобный же вопрос в деле Русанова (Общ. Собр. Сен. 8 февраля 1880 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Упомянутая сестра особенно восставала против отца Амвросия, всячески его уничижая перед сёстрами; но батюшка как при жизни своей отличался всегда милосердием и любовью ко всем, так и по смерти пребыл таким же. Спустя года два после его смерти монахиня эта заболела горловой скарлатиной. Болезнь усилилась, и доктора решили, что она должна помереть. Но вот батюшка является ей во сне и исцеляет ее. Об этом монахиня тогда же всем сёстрам подробно рассказывала, добавляя, что старец грозил ей жезлом за причиненные ею мне обиды. После этого видения и исцеления упомянутая монахиня прониклась уважением к старцу отцу Амвросию. Помню еще, что, когда я лежала в упомянутой продолжительной болезни, вдруг является мне в тонком сне отец Амвросий и говорит: «Держись, девка!» Подумала я, проснувшись, что батюшка предупреждает меня от какого-либо великого искушения, что и оправдалось впоследствии. Если меня это искушение не постигло, то только по святым молитвам отца Амвросия. Батюшка тогда еще был жив. Побывавши в последний раз в Оптиной и у старца Амвросия и возвратившись в свою Борисовскую пустынь, монахиня Леонида заболела и вскоре писала в скит своему родному брату, иеромонаху Иосифу, теперешнему скитоначальнику, что когда она жаловалась покойному старцу на свою долговременную болезнь, он сказал ей: «Мы с тобой в болезни еще не достигли 38 лет, подобно евангельскому расслабленному». Замечательно, что на 38-м году своей болезни схимонахиня Леонида скончалась. II. Записанные слова отца Амвросия, старца Оптиной пустыни 149 Двадцатое августа 1879 года. При первой моей встрече со старцем отцом Амвросием он приветствовал меня словами: «А! воскресшая, иди, иди!» Потом рассказал притчу о жасмине, как у них один монах умел с ним обходиться. В ноябре он его совершенно обрезает и ставит в темном месте. Зато потом растение покрывается обильно листьями и цветами. Так и с человеком бывает: нужно прежде постоять в темноте и холоде, а потом уж будет и плода много. Вечером батюшка призвал меня к себе и приказал мне написать исповедь мою начиная с шестилетнего возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Нужно быть близоруким, чтобы не видеть тех благотворных перемен в Минской семинарии, которые произвёл о. Афанасий» 29 . Далее Дмитрий Булгаковский с тёплым чувством обрисовывал заслуги покойного перед Минской духовной семинарией, заканчивая свой некролог словами: «Дай Бог , чтобы побольше было таких деятелей в здешнем крае, но дай Бог, чтобы они за свои заслуги получали лучшую благодарность!» 30 Так ученик заступился за своего почившего ректора, отдав ему дань благодарности от лица всех воспитанников. Очень рано в Дмитрии стали пробуждаться писательский талант и тяга к изучению народной жизни – культуры, быта, традиций. Ещё учеником семинарии он опубликовал в «Минских губернских ведомостях» статью «Белорусские песни. Волочебные» 31 , собранные им в Борисовском уезде в бытность преподавателем Зачистского училища. Волочёбными песни назывались потому, что крестьяне пели их, переходя от одной хаты к другой, «волочась» по селу, а сами любители таких песен назывались волочёбниками. Пелись эти песни обыкновенно в первый день Пасхи, после вечерни в продолжение всей ночи, а иногда даже и на другой день праздника, после утрени. Пение волочёбных песен было чем-то вроде рождественских коляд, когда группа селян, не менее 15 человек, ходила от дома к дому, исполняя свои песни за какое-нибудь вознаграждение. Песни пелись под окнами домов, и только в том случае, когда окна не выходили на улицу, во дворе дома. Обычной платой за пение были кварта водки, сыр, несколько яиц и до 15 копеек денег. Водка волочёбниками выпивалась в присутствии хозяев, а остальные даяния забирались с собой и делились поровну уже после окончания хождения. Начавшись на ученической скамье, литературная деятельность Булгаковского впоследствии уже не ослабевала. В июне 1869 года Дмитрий Булгаковский благополучно окончил полный семинарский курс по первому разряду успеваемости с почётным званием студента 32 . Вскоре он подал новому Минскому епископу Александру (Добрынину) прошение о своём желании принять священный сан. «Не ищу и не желаю другой должности, – писал он, – как только должности священника, к которой я с юных лет своей жизни чувствую и призвание, и любовь. Благоволите мне, Преосвященнейший Архипастырь посвятить все силы сему священному служению и честно в нем трудиться» 33 . Вместе с тем он просил владыку выдать ему «билет», то есть разрешение на женитьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

д. 3179 . Протоиерей Пономарев со спутниками и ризницей, через Слуцк 3180 , прибыли в Минск в декабре 3181 , а 8 января 1813 года открыла свои действия консистория, сделав предписание всем священноцерковнослужителям вернуться к отправлению своих обязанностей в недельный срок 3182 . Соборный дом, где помещалась и консистория, оказался занятым под лазарет, и консистория приютилась до времени в одном из флигелей архиерейского дома 3183 . Консисторский архив оказался превосходно сохранившимся на хорах кафедрального собора вышедшего «невредимым» 3184 , и нужные бумаги немедленно были взяты для «делопроизводства» 3185 . Не все канцеляристы были в сборе к этому времени и, по предписанию преосвященного, для переписки консисторских бумаг употребляемы были «хорошо и явственно» умевшие писать архиерейские певчие 3186 . В духовные правления посланы были предписания о высылке в течении месяца к должностям имевшихся в епархии священноцерковнослужителей, семинаристов и консисторских приказных, удалившихся от мест своей службы. В «соседственныя» епархии – Киевскую, Екатеринославскую и Полтавскую – были посланы «сообщения» с просьбой о том же в отношении к тем должностным лицам Минской епархии, которые укрылись от неприятеля в этих местах 3187 . Разосланные указы собирали разбежавшихся администраторов Минской епархии, – одни сами возвращались, других высылали духовные правления 3188 . Духовные правления все уцелели 3189 , кроме Борисовского, потерявшего здание и архив 3190 , и скоро открыли свои действия, хотя и не без затруднения, так как канцеляристы в некоторых местах убежали вовремя неприятельского нашествия в другие губернии и успели уже определиться там на места 3191 . В семинарии занятия возобновились 20 февраля, впрочем, не в полном объёме, так как не явилось две трети учеников и трое учителей – богословии, философии и поэзии. В классе поэзии решили заниматься учителя по очереди, а классы философии и богословии оставались без учения. Чтобы «богословы и философы не находились в праздности», ректор назначил им «заниматься чтением книг, сочинениями проповедей и находиться в должности директоров» 3192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Откуда шло вдохновение для всех этих «развратителей», показывает следующий интересный рассказ Борисовского благочинного. Один «житель» села Начи, перешедший из унии в православие, былизбран в заседатели и отправился в Минск. Тут он недолго оставался православным и поспешил перейти со всем своим семейством в римское католичество. Вернувшись из Минска домой, он производил крайнее волнение в народе, утверждая, что все по-прежнему останутся в унии и «присоединения нигде более не будет». И как человеку, приехавшему из административного центра, ему трудно было не верить 1592 . Пределами Минской губернии «совращение» не ограничилось: оно, как язва, рассыпалось и по всей Украинеи причиняло затруднения преосвященным Волынскому 1593 ,Киевскому 1594 , Подольскому 1595 иЧерниговскому 1596 , хотя, впрочем, на Украине оно далеко не имело серьезных результатов, как в губернииМинской. X Разнообразные осложнения, сопровождавшие постоянно дело воссоединения, и разносторонность самого дела требовали от лиц, принимавших руководящее участие в этом деле, разнообразной и разносторонней деятельности, общее направление которой легко может теряться для глаза, занятого наблюдением за «текущими событиями». Иногда и сами события, имевшие большую важность, не выступают рельефно, будучи закрыты окружающими их «мелочами». Подводя итоги делу воссоединения, мы видим следующее. На царском троне России блистала величественная, могущественная Екатерина II. Вступая на русский престол, она вместе с тем уже принимала вековой завет этого престола в отношении к западнорусскому православию. «ЕщёИоанн III ссорился за западнорусских православных с зятем своим, литовским великим князем Александром» 1597 . Алексей Михайлович, ходатайствуя пред польским королем о прекращении «утеснения, гонения и поругания благочестивой греческой веры " на Украине, грозил королю, что если царское ходатайство не будет исполнено, то он, царь, «о таковом его, короля, поступке даст знать во все окрестные державы» 1598 . Дерзкий отказ поляков на это ходатайство вызвал успешную для русского оружия войну, и когда поляки попросили мира, первым пунктом инструкции, отправляемым с русской стороны для заключения мира послам (1656 года) было «приказание от государя домогаться, дабы церквам Божиим и всем грекороссийскаго исповедания христианам, имеющимся впольскомгосударстве,ни малейшаго не чинить поругания» 1599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Новости Власти Москвы планируют построить 200 православных храмов из модульных конструкций 20.08.2010 11:59 Москва, 20 августа. Власти Москвы планируют построить 200 православных храмов из модульных конструкций. Как сообщили РБК в правительстве Москвы, соответствующие проект и постановление подготовил Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства столицы. Согласно документу, храмы планируется построить " в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожеланиями жителей города Москвы " . Храмы будут возведены за счет благотворительных средств (добровольных пожертвований российских и зарубежных граждан и организаций). В III квартале 2010г. планируется завершить подбор земельных участков на территории города. Первые 35 храмов должны быть построены по следующим адресам: Зеленоград: район Крюково, коммунальная зона " Александровка " , пересечение ул.Александровка и ул.Новокрюковская. Юго-Восточный административный округ: ул.Привольная, д.54; ул.1-я Вольская, вл.21; ул.Мельникова, д.7; ул.Вострухина, вл.9; ул.Федора Полетаева, вл.15; ул.Краснодарская, вл.50. Восточный административный округ: ул.Михельсона, вл.54; Открытое шоссе, вл.31. Южный административный округ: пересечение ул.Борисовские Пруды с ул.Наташинской; ул.Красного Маяка, вл.19 (напротив); микрорайон 18, Варшавское шоссе, рядом со станцией метро " Анино " . Западный административный округ: ул.Осенняя, вблизи д.33, к.3; ул.Вяземская (напротив д.15); дер.Орлово, ул.Староорловская, д.106; ул.Лобачевского (парковая зона); ул.Раменки. Северный административный округ: микрорайон 8, Бескудниково; Кронштадский бульвар, вл.29а, стр.3; Кронштадский бульвар, вл.37Г; Карельский бульвар, вл.8; Карельский бульвар, вл.2; Вагоноремонтная ул., вл.13-17. Северо-Западный административный округ: Пятницкое шоссе, вл.47; ул.Рославка, вл.10-12; ул.Рославка, вл.6-8; ул.Берзарина, вл.15, к.1 (напротив). Юго-Западный административный округ: Ясенево, участок между ул.Тарусская, вл.22 и ул.Ясногорская, вл.21;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010