Настоятельные действия Игуменьи Афанасии в 1807 году с восстановлением общины, хоть и в силу общего Епархиального распоряжения, но без внимания на предшествовавшее и на действительное неудобство сего учреждения лишь для Борисовской пустыни, по её отличным от других общежительных обителей обстоятельствам, породили лишь неудовольствие между Настоятельницею и сёстрами и расстройства в обители, которые кончились не прежде, как со смертию сей Игуменьи в 1814 году; монастырские записки говорят, что будто община вторично была уничтожена по её представлению, но сие показание, так же как и первое, не подтверждается никакими письменными свидетельствами, а потому и признавая самое событие, скорее можно предположить, что община и на сей раз уничтожилась сама собою со смертию Игуменьи Афанасии, напрасно усиливавшейся поддержать её, или со смертию Преосвященного Феоктиста, по предписанию коего она была восстановлена и значением коего поддерживалась. Но эти уклонения от внешнего порядка, обнаруживавшие лишь недостаток прочного устройства внутреннего тем живее дали почувствовать последней Настоятельнице необходимость обратить на сей предмет своё бдительное внимание. Следствием сего было введение нового чиноположения в 1821 году. Этот замечательный подвиг совершила, при помощи Матери Божией, Игуменья Августа, и тем упрочила навсегда внутренний порядок вверенной ей обители. Штатное положение 1800 года и Устав или чиноположение обители 1822 года по справедливости могут назваться краеугольными камнями её настоящего цветущего состояния. С 1822 года обитель видимо и быстро стала улучшаться, и во внешнем отношении, буквально говоря, начала расширяться, как желал того её благочестивый основатель, Граф Борис Петрович, и быть в почтении, на что указывал его наследник, Петр Борисович. Но прежде чем рассмотрим, как совершилось введение в обители нового чиноположения, расскажем со слов ещё живой свидетельницы дней давно минувших, 70-летней старицы монахини Измарагды, чем и как проявлялись постепенное ослабление строгого Устава основателя обители перед введением нового чиноположения, то есть, в исходе прошедшего и в начале текущего столетия: монахини приходили на церковные службы без мантий, кроме великих праздников и чрезвычайных случаев, послушницы носили светское платье, ходили в Борисовку без благословения, пели и читали на клиросе в два голоса; а такие беспорядки унижали достоинство пустыни, славившейся издревле своим благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

2635 АСС., 1799 г., 124, лл. 47. 64. – АСС., 1803 г., 416, л. 62. – АСС., 1798 г., 802, л. 4. 2636 Поветы: Бобруйский 9 церквей, Борисовский 12, Вилейский 2, Игуменский 7, Минский 3, Мозырский 79, Пинский 45, Речицкий 47 и Слуцкий 47. – АСС., 1799 г., 124, лл. 11. 64. – АМДК., 1761, лл. 2327. 2644 Для всех вообще епархий окончательное распределение закончилось лишь в 1803 г., после высочайшей конфирмации 4 декабря доклада св. синода о распределении епархий по губерниям. – АСС., 1803 г., 416, лл 283287. 2645 Уезды: Минской губернии: Бобруйский, Борисовский, Вилейский, Дисненский, Игуменский, Минский, Мозырский, Пинский: Речицкий и Слуцкий; Литовско-Виленской губернии: Браславский, Виленский Вильномирский, Завилейский, Ковенский, Ошмянский, Россиенский, Тельшевский, Троцкий, Унитский и Шавельский, Литовско-Гродненской губернии: Брестский, Волковысский, Гродненский, Кобринский, Лидский, Новогрудский, Пружанский и Слонимский. – АСС., 1803 г., 416, лл. 62. 57. – Е. Зябловский. «Землеопис.» VI. 400401. 2646 АСС., 1803 г., 416, л. 62. По уездам: в Бобруйском 34, Борисовском 11, Вилейском 2, Игуменском 14, Минском 3, Мозырском 65,Пинском 44, Речицком 63 и Слуцком 31; кроме того, в Ковенском уезде Литовско-Виленской губернии – 1. – Ср. АМДК., 2320, л. 2, где число церквей, без Ковенской, показано за 1799 год почти тоже – 266, но распределение по уездам совсем иное. – Ср. АМДК., 1054, где, в рапорте св. синоду 23 ноября 1798 г., пресвященный Иов насчитывал в своей епархии, кроме Речицкого повета, 226 церквей. – Путаница происходила от неустаноленности границ уездов, о чём уже было замечено. 2647 АСС., 1810 г., 314, л. 71. – Следует признать ошибкой повторённую в нескольких бумагах св. синода – АСС., 1803 г., 416, лл. 62. 4647. – цифру церквей Минской епархии за 1802 год 343, хотя церкви и распределены по уездам. Непонятно, каким образом составился такой крупный приророст и куда он потом – по сравн. С АСС., 1810 г., 314, л. 71 – исчез. – Ср. также АМДК., 6177, лл. 261284, где за 1811 год показано в Минской епархии 272 приходских церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Методист управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования (ГУО) «Академия последипломного образования» А.М. Деменцевич в своем выступлении отметила, что организовано целенаправленное и плодотворное взаимодействие на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. В качестве одного из примеров Анна Михайловна привела ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию на базе ГУО «СШ 24 г. Борисова» (руководитель Т.Н. Прокопенкова): «Среди реализуемых на базе школы проектов — мини-футбольный клуб " Декос " в рамках районной лиги " Здоровая молодежь " . В течение года проводятся футбольные турниры, в которых участвуют дети, состоящие на различных видах учета. Руководит клубом священник Андрей Шабаловский, настоятель борисовского храма Димитрия Донского. На базе этой школы и других учреждений образования Борисовского района организована качественная работа в этом направлении».  А.М. Деменцевич также отметила, что работа ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию развивается по разным направлениям и доказала свою эффективность. В лидерах Минская область —19 ресурсных центров, Витебская область представлена 12 ресурсными центрами. Для сравнения: Брестская область — 1, Гомельская область — 1, Гродненская область — 3, Могилевская — 2, город Минск — 1. «Эффективная система духовно-нравственного воспитания, хорошо организованная, продуманная, четко ориентированная, может и должна стать главным средством противодействия негативным проявлениям социальной среды. В дальнейшем необходимо усилить взаимодействие учреждений образования с епархиями Белорусской Православной Церкви по семейному воспитанию учащейся молодежи на основе христианских ценностей, направленное на принятие молодым поколением таких понятий как целомудрие, крепкая семья, ответственное родительство, уважение родителей», — считает методист. Профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь С.В.

http://patriarchia.ru/db/text/5638398.ht...

Судя по стилю, анкета составлена работником правоохранительных органов. Что стало с отцом Василием? Скорее всего, кончина его была мученической. Все последние (перед разорением 30-х годов) священники наших храмов - мученики за веру. И сами-то храмы - памятники мученичества, священники их -с осланы, расстреляны; в стенах храмов - страдали и умирали сотни и тысячи «раскулаченных» крестьян с Украины и юга России по пути на поселения (и назвал же кто-то нынешние сельсоветы - «поселениями», какой же глухотой на собственную историю надо обладать!); а потом в наших храмах были склады, бани, мастерские... Храмы наши - мученики! 3. Говоря о прикубенских деревнях и селах, как не сказать о кружевоплетении. Практически в каждой семье плели кружева. Причем, не только женщины, но и мужчины... Как раз в Пучке была в свое время кружевная артель. А О. Х. Кирьянова является представителем знаменитой «кружевной» семьи. Материал о кружевном промысле и мастерах кружева предоставила В. Н. Маракова, даю его здесь в сокращении. «...В конце 20-х годов была организована в Борисовской волости Пучковская кружевная артель... Первая выпускница краевой инструкторской кружевной школы Апполинария Ивановна Киселева (Суворова) по распределению была направлена в Пучковскую артель и проработала там 3 года - с 1931 по 1934 год. Пучковская кружевная артель объединяла деревни не только Борисовского, но и Шолоховского сельсовета. А это не один десяток деревень. Работа в общественных мастерских означала, что женщинам нужно было ходить каждый день на работу за много верст..., поэтому для девушек, работающих в Пучковской артели, в этом же здании был организован и ночлег. Были организованы производственные мастерские в нескольких других деревнях Борисовского сельсовета: Городок, Новое, Сараево и др., в которых работало от 15 до 25 кружевниц... За годы существования Пучковской артели начальниками и приемщицами работали: в 30-40 годы - Гладкова Лидия Степановна, Дормидонтова Римма Александровна; с 1943 по 1965 годы - Артамонова Елизавета Андреевна, Колесова Мария Николаевна, Бунтова Валентина Павловна; в 60-70-е годы - Кирьянова Валентина Дмитриевна, Кирьянова Валентина Александровна.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/27/...

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Борисовских благочиний под управлением регента Аллы Керко. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Григорий Целков. По окончании Литургии архипастырь возглавил крестный ход к площади 900-летия основания города Борисова. Священнослужители, многочисленные богомольцы и горожане прошли к памятнику Полоцкому князю Борису Всеславичу, где молитвенно почтили память основателя города Борисова. Затем Патриарший экзарх обратился к собравшимся со словом назидания. Он отметил, что исторические факты свидетельствуют: князь Борис, который был дядей преподобной Евфросинии Полоцкой, отличался  благочестием и богобоязненностью, искал мира и согласия, возводил храмы. «Год исторической памяти побуждает нас вспомнить о своих истоках, взглянуть в глубину веков, осмыслить, как жили предыдущие поколения, что было сделано за прошедшие века, чем стоит наш город и в чем залог успеха в будущем, — сказал митрополит Вениамин. — Несомненно, что память историческая, память духовная, молитвенное поминовение, почитание основателя города привлекает Божию благодать на наш город». Патриарший экзарх пояснил, что заповедь о почитании родителей распространяется и на почитание основателя города, а также людей, которые многое сделали для Борисова в годы различных войн и лихолетий, тех, кто самоотверженно трудился в мирное время, принося добрые плоды своих трудов и являя пример ближнему и Отечеству. В завершение архипастырь напутствовал: «Пусть память о князе Борисе живет в нашем городе, в наших людях, распространяется и передается из поколения в поколения. И память о нем хранится в род и род!» Далее к горожанам обратился председатель Борисовского районного Совета депутатов Петр Навицкий. Представители депутатского корпуса и исполнительной власти, почетные гости торжественного мероприятия возложили к памятнику цветы. Вслед за ними цветы к памятнику возложили руководители борисовских предприятий и организаций, горожане.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5925738...

Брат её, Петр Борисович Шереметев, был болен; из многочисленных родственников только две свойственницы Наталии, престарелые вдовы, приняли участие в горестном положении её, согласились проводить дочь Шереметева в подмосковную Долгоруких, где всё семейство их имело в то время пребывание. Она приехала в одной карете, как «бедная сирота». Их обвенчали в сельской церкви. На третий день после свадьбы, молодые намеревались ехать в город к родственникам «рекомендовать себя в их милость»: вдруг объявляют, что прибыл Обер-Секретарь Сенатский к Князю Алексею Григорьевичу. Сбылось горестное ожидание: Высочайшим Указом велено им чрез три дня отправиться в дальние деревни. Они выехали из Москвы на собственных лошадях в Апреле месяце, во время самой распутицы, когда все луга были потоплены водою, маленькие разливы казались озёрами. Одна только бывшая гувернантка Натальи Борисовны доказала свою привязанность к своей воспитаннице, вызвавшись сопутствовать ей в место ссылки, удалённое от столиц на 800 вёрст. Не успели они отъехать 90 вёрст, как настиг их Капитан гвардии (Петр Воейков), имевший повеление отобрать у Долгоруких ордена (по манифесту 14-го Апреля, 1730). После трёхнедельных странствий, исполненных разных неприятностей и опасностей, наконец они приехали в свою деревню, находившуюся на половине дороги к месту их назначения (селище, в 6 верстах от Касимова, на дороге в Елатьму). Три недели они прожили здесь и уже готовились отправиться в дальнейший путь, как прискакал к ним Офицер гвардии (Капитан-Поручик Артемий Макшеев), сопровождаемый 24 солдатами, и тотчас у всех выходов поставил часовых с примкнутыми штыками. Нежная Наталья, не ведая, что с ними последует, опасалась одного только: «чтобы не разлучили её с супругом, ухватилась за него, не отпускала от себя». В тот же день (24-го Июня) выехали они в своих экипажах из деревни, сопровождаемые Офицером и солдатами; в дороге узнала Наталия от Князя Ивана, что велено их отправить в Березов, за 4000 вёрст от столицы, и там содержать под строжайшим караулом; не дозволено никуда ходить, исключая церкви, никого к себе принимать, переписки ни с кем не иметь, бумаги и чернил нам не давать.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Священнослужебных сосудов: 6 потиров с принадлежностями, все они сребропозлащённые. Из них заслуживают внимания: потир сребропозлащённый черневой работы, на чаше изображения чеканные, на поддоне черневые. Весу в нем 1 ф. 29 зол.; в дискосе весу 90 золотн. а во всем потире с принадлежностями 3 фунта 37 золотн. Пожертвованы в 1829 году от Его Сиятельства, Графа Дмитрия Николаевича Шереметева. VI. Ризница Ризница не столько заслуживает внимания по богатству, сколько по хорошей работе и бережному содержанию. Исчислим лучшие: 1) одежд напрестольных две: а) сплошной золотой парчи, крест золотого широкого гаса; б) пунцового бархата, на лицевой стороне вышито золотом Воскресение Христово, вокруг по полям украшено шитьем из золота и синели. К ним такие же одежды на жертвенник. 2. Воздухов лучших 7; из них заметим: а) малинового бархата, шитые золотом и канителью, кругом обшиты золотою бахромою, подкладка розового гродетура. б) Пунцового бархата, вышиты золотою битью, блёстками и канителью, кресты шитые золотом и блёстками, обшитые золотою бахромою, подкладка голубой тафты. в) Зелёного бархата, шитые серебром, обложены серебряною бахромою, подкладка голубого гродетура. г) Малинового бархата; по углам вышиты золотом Ангелы; обложены вокруг золотою бахромою, подкладка голубой тафты. 3. Риз лучших 10: а) золотой сплошной парчи с серебряными и шёлковыми разводами, оплечье малинового бархата, на коем вышита золотом и серебром с блесками между цветами и виноградными кистями икона Тихвинской Божией Матери, ризы обложены кругом золотым, широким гасом, подкладка розового коленкора. б) Ризы по золотой парче, разводы серебряные и голубой синели, оплечье зелёного бархата, на коем вышито золотом, серебром и блёстками Деисус в венке из цветов и виноградных кистей, обложены вокруг золотым широким гасом, подкладка синей китайки. в) Три ризы зелёного рытого бархата по золотому глазету, на них крест, шитый по канве серебром и блёстками, обложен вокруг золототым гасом. Подкладка розового коленкора. К ним подризники, епитрахили, пояса и набедренники соответствующего достоинства. г) Три ризы голубого бархата по серебряному глазету. д) Три ризы малинового бархата с блёстками, оплечье шито зололотом (цветы и грозды), серебром, золотом и разноцветною сенелью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

4 В простые дни в 3 часа определённая будильница, приемши благословение от Игумении, под келию всякой сестры, с молитвою возбуждает к утренней молитве, и бывает благовест со звоном по предписанному, и начинается полунощница, и совершается утреня по уставу и чину, с наблюдением от Священнослужителей по олтарному служению, и Игумении с сёстрами по церкви. По 1-й кафизме, или 6-й песни канона, чтётся пролог по всяк день, и по уставу да наблюдается со тщанием и благочинием. 5 Егда приидет время проскомидии, определённая ударяет в малый колокол трижды. И пришед Священник совершает по обычаю проскомидию, и начинается благовест, и по окончании звона по обычаю ударяет вокруг церкви в деревянное било, и по сем начинаются часы, и по окончании часов совершается Божественная литургия, по 1-й ектении чтутся изобразительная, и блаженны, и прочее по чину литургии; начинается же Божественная литургия в восемь часов. Пономарки же да избраны будут подвижные и незазорные в жизни, смирные и благоговейные к олтарю и Священнослужителям, в олтаре престолу и прочиему священному да не прикасаются, свое же токмо по определению и уставу пономарское служение усердно да проходят; ибо правила Святых Отец запрещают не освящённым святыни прикасатися. 6 Игумения с сёстрами о упомянутом чине да наблюдает тщательно, да определении в служение церковных служений со страхом Божиим и усердием истинным, да проходят церковное служение; ибо сказано: «В храме стояще, на небеси стояти мним», и: «Кто одеян в святый Ангельский образ, Ангельски, яко пред Богом, во всем Ангельском образе (одеянии) должен и служити и предстояти, дабы, вместо милости Божия и вечного воздаяния, и со Святыми причтения, идеже уготова Господь Бог любящим Его, и служащим Ему в преподобии и правде, за небрежение и нерадение, не был кто осуждён в муку вечную с протившимися Богу»; и сего ради, со страхом и со многим вниманием служение церковное да будет с чистою совестию проходимо; ибо и о всяком послушании сказано страшно, кто не радит и с небрежением без разума проходит: «Проклят творяй дело с небрежением».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В самом деле, когда он был в полудневном переходе от Борисова, крестьяне сообщили польским уланам, что город этот занят русской армией Чичагова. Корбино уже потерял надежду перейти Березину, когда эти же самые крестьяне, предложив ему отступить назад, провели его колонну к Студянке, маленькой деревушке, расположенной недалеко от Веселова, на 16 верст выше Борисова; перед ней находился брод. Три кавалерийских полка Корбино перешли его без потерь и направились затем через поля, ловко избегнув приближения к Борисову, так же, как и к войску Витгенштейна, расположенному в Рогатке 332 , прошли между ними и соединились, наконец, с маршалом Удино 23-го вечером близ Начи. Отважный переход, совершенный Корбино, прославил его и был как нельзя более счастлив для армии, потому что император, узнав о физической невозможности скоро восстановить Борисовский мост, решил после совещания с Корбино перейти Березину близ Студянки. Но так как Чичагов, извещенный о переправе в этом месте бригады Корбино, прислал к Студянке сильную дивизию и много артиллерии, то Наполеон, чтобы обмануть неприятеля, употребил военную хитрость, которая, несмотря на свою избитость, почти всегда удается. – Он притворился, что не имеет видов на Студянку и собирается воспользоваться двумя другими бродами, существующими ниже Борисова, из которых менее неудобный находится при деревне Уколода 333 . Для этого был открыто направлен к этому месту один из еще вооруженных батальонов; за ним вслед послали несколько тысяч отсталых солдат, которых неприятель должен был принять за сильную дивизию пехоты. За этой колонной следовали многочисленные фургоны, несколько пушек и дивизия кирасир. Подойдя к Уколоде, эти войска стреляли из пушек и сделали все для того, чтобы заставить думать, будто они строят мост. Чичагов, предупрежденный об этих приготовлениях и не сомневаясь, что план Наполеона состоит в том, чтобы перейти реку в этом месте, для того чтобы выйти на Минскую дорогу, находящуюся по соседству, поспешил не только послать к Уколоде по правому берегу весь Борисовский гарнизон, но, по невозможному заблуждению, русский генерал, имея достаточно сил для охраны одновременно и низа, и верха реки, заставил спуститься к Уколоде все войска, помещенные им накануне выше Борисова, между Зембином и Березиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

—244— правом на получение степени кандидата богословия по представлении сочинений, заслуживающих сей степени. 2) В ст. VIII того же журнала было изложено ходатайство Совета пред Его Высокопреосвященством о разрешении оставить при Академии в будущем учебном году для приготовления к замещению вакантных кафедр ныне оканчивающих курс кандидатов – Ивана Попова, Ивана Николина и Павла Борисовского. 3) В ст. XVII и XVIII было изложено ходатайство Совета пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять в число своекоштных студентов 2-го курса Московской Академии студентов Казанской Академии Феодосия Никольского и Семена Касаткина. Определили: Об оставлении при Академии кандидатов Ивана Попова, Ивана Николина и Павла Борисовского сообщить (и сообщено) Правлению Академии для зависящих распоряжений. 2) Студентам Казанской Академии Феодосию Никольскому и Семену Касаткину дать знать о последовавшем им разрешении поступить в число своекоштных студентов 2-го курса Московской Академии. 3) Прочее принять к сведению. IX. Отношения Канцелярии Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 9-го июля сего года за 3066: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором, 4-го текущего июня, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определен на духовно-учебную службу действительный студент Московской Духовной Академии Сергей Попов Помощником Инспектора в Ярославскую духовную семинарию». б) от 4 августа сего года за 4223: «Но утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 30 минувшего июля, докладу учебного Комитета при Святейшем Синоде, определен на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Феодор Делекторский учителем по русскому языку в три последние класса Полоцкого духовного училища». в) От 12 августа сего года за 4354: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором, 6-го текущего августа, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определен на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Евгений Стояновский (с 16-го того же августа) учителем по греческому языку в параллельные классы Тульчинского духовного училища».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010