А если усмотрено будет от сестр старейших что противное в обители установлению Святых Отец и Уставу, или что-либо к соблазну, да возвещают Игумении, и обще да усмиряют виновную и налагают епитимию. Такожде и сама Игумения по вине аще положит эпитимию коей-либо сестре, оная да выполняет без роптания и прекословия. Игумении без благословной вины да не будет дерзостных выговоров от сестр, аще по истине нужно где сказать от старейших сестр Игумении за несоблюдение своей должности по Уставу, то сказать кому прилично, и с кротостию, и истину и со смирением, в трудах её и заботах облегчать, а не отягощать какими-либо отягощениями. Иметь попечение, друг друга тяготы носити, и содействовать исполнению Устава и хранению мира, от чего бывает великое назидание душам, ищущим царствия Божия и правды Его. Аще кто из противных будет, и по наказании не смирится, таковых Игумения с сёстрами да высылает из обители, паче же новоначальных. Внимающие же да прилежат вниманию и рассуждению и молитве, и во всём да имут разум, да некогда, под видом благословным, преслушание будет к Игумении, или своей старице, чего ради враг вину обрет, в безверие и сопротивление введёт неосторожных, и от сего бывает великое бедствование душам малодушным и не утверждённым в вере и терпении; сего ради и Апостол глаголет: «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще». И кто не имеет к истинным наставницам повиновения, таковии всуе и в обители живут, глаголет Лествичник, и успеяния душевного получить не могут. К сему увещевает Святый Феодор (Добротолюбие глава 5) Едесский: «Со всею убо силою понудим себе на делание заповедей Господних, да узами неразрешимыми похотей лукавых, и сластей душегубительных не стягнемся, и реченно будет о нас бесплодные смоковницы осуждение: «посецы ю, да не всуе и землю упражняет»; «всяк бо, рече, не творяй плода добра, посекается и во огнь вметается». Внемли страшному сему изречению, и не буди делом матери твоея судия, но заповедем совершительница; обычай бо бесовом тоя недостатки показовати тебе, да твои уши оглушат к глаголемым от нее, на брани не крепку тя и страшливу покажут воинствующую, или пребывати в неверствии помыслех, и расслабивше тя повинующейся им, слабу сотворят ко всякия добродетели образу, сего ради разуму и своей воли следовать бедственно, и в нашествии помыслов и страстей нужно иметь во всем откровенность к духовным и искусным наставницам, а паче духовным».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вот совокупность причин, по которым строгие правила общины постепенно ослаблялись и наконец самое учреждение пришло в упадок; управляющие, коим был поручен надзор за порядком, по сказанному выше, сами способствовали этому, и дело, вероятно, началось с того, что они, желая устранить от себя излишние хлопоты и избежать неудовольствий, с ними сопряжённых, стали сперва отдавать положенное по регуле число хлебных запасов в полное распоряжение Настоятельницы в несколько сроков, а она, по выше упомянутым причинам, уступая необходимости, стала делить их по равной части на каждую из сестёр. Мы видели, что Граф Петр Борисович, по дошедшим до него сведениям, о ослаблении правил общежительного устава его родителя, двукратно подтверждал, чтобы вообще Завет сей сохранялся нерушимо, а прибавление по Указу 1770 года блюда рыбы в Воскресные дни и каша с грибами в дни постные, показывает, что общая трапеза не была ещё уничтожена в то время никаким официальным распоряжением содержателя обители. Далее, в 1784 году, при возникшем со стороны нового управляющего вопросе о назначении новой Настоятельницы на место умершей, и о добавлении недостающего до штатного числа монахинь, Граф вторично подтвердил, чтобы Завет его родителя соблюдался во всей своей силе; но вскоре, а именно в 1788 году, Граф Петр Борисович скончался. Вот на каком основании мы заключаем, что община при нём, хотя может быть и не существовала на деле, но ещё не была уничтожена никаким официальным с его стороны распоряжением. Последняя часть рассказа монастырских записок состоит в том, что будто Игуменья (какая, неизвестно), видя неудобство общины, по согласию с сёстрами, вошла о сем с представлением к Графу (к которому, не упомянуто, но по ходу рассказа, очевидно, подразумевается здесь Граф Петр Борисович), и будто бы он беспрекословно согласился отменить сие учреждение, приказав выдавать денежное и хлебное жалованье каждой монахине порознь, в следующем размере: «Игуменьи жалованья по 35 рублёв в год, а монахиням по 17 р.; дров Игуменьи по 4 сажени, а монахиням по 2, хлебных запасов Игуменьи: ржаной муки по 4 четверти, круп по 4 четверика, солоду по 2 четверика; а монахиням муки 3 четверти, круп 3 четверика, солоду 1 четверик.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1258 См.: «Улей Долиновского хорош там, где сделан весьма аккуратно и где есть хорошее зимнее помещение для пчел, как, напр , у П. М. Борисовского, омшаник его снабжен водяным отоплением» (Там же. С. 49). См. также полемику по этому вопросу в «Трудах ИВЭО» за 1879 г.: Борисовский П. М. Новый рамочный стояк и уход в нем за пчелами//Т. II. Вып. 2 (Июнь). С. 168–177; Пасечник-рамочник. О новом улье-стояке г. Борисовского//Т. I. Вып. 2 (Февр.). С. 208–210; П. Т. 1) Новый улей, рациональный и русский//Т. I. Вып. 3 (Март). С. 311–320; 2) Ответ на вопрос г-на Бутлерова//Т. II. Вып. 1 (Май). С. 88–90; Ф. М. Нечто об ульях-стояках//Т. II. Вып. 4 (Авг.). С. 499–501. Петр Мартинианович Борисовский (?–1882) – заведующий Измайловской пасекой, изобретатель. См. его брошюру: Описание улья, выставленного на Парижскую всемирную выставку Петром Борисовским из Москвы. , 1878. Обл. и текст на фр., нем. и рус. яз. 1259 Занос – расположение сотов в улье. Холодный занос – при расположении сотов ребром к передней стенке улья, к летку (см. след. примеч.); теплый – ребром к боковой стенке улья: он лучше сохраняет тепло, хотя и затрудняет проветривание улья. 1261 См.: Бутлеров А. Пчеловодство как источник народного дохода. Вых. дан. см. выше в примеч. 2 на с. 432. 1262 Процитировано выражение из последнего абзаца «письма» Бутлерова. Полностью: «Не следует ли всем власть имеющим посерьезнее смотреть на эту «мелкую» (?) отрасль сельского хозяйства и, переставши относиться к ней свысока, добросовестно взяться за ее оживление, т. е. сделать то же самое, о необходимости чего давно уже догадались немцы и чехи?» 1263 Этот ежегодный «передвижной» форум, как заранее сообщал Бутлеров своим читателям в неподписанной заметке «Съезд пчеловодов и всемирная пчеловодная выставка», был запланирован на начало сентября 1879 г. ( см.: Труды ИВЭО. 1979. Т. I. Вып. 4 (Апр.). С. 463–464 ) . О впечатлениях Бутлерова от пребывания в Праге см.: Там же. 1879. Т. III. Вып. 4 (Дек.). С. 466–470. 1264 См. у Бутлерова в заметке 1880 г.: «Совершенно напрасно думают иногда, что сахароварение убивает производство меда: в Германии мед постоянно дороже сахара, а требование таково, что своего меда недостает, значительную часть его ввозят оттуда из Америки; между тем пчеловодство в Германии развито далеко более нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Жалобы и доносы духовных своих детей на кого бы то ни было Старец всегда принимал с большой рассмотрительностью и осторожностью, многократно приводя в пример настоятеля Глинской пустыни о. Филарета, который был муж мудрый и духовный, но от излишней доверчивости к своим духовным чадам немало пострадал. Этот о. Филарет по поручению своего Курского преосвященного Евгения в 1821 г. составил устав для Борисовской женской пустыни и установил там хороший монастырский порядок, много способствовавший благоустройству обители, и потому имел в ней много духовных дочерей. Были в той же пустыни духовные дочери и старца о. Леонида. И хотя Леонидовых учениц числом было несравненно меньше, но они почему-то имели в обители большее значение и преимущество пред ученицами Филаретовыми, занимая высшие монастырские должности. Ученицы же о. Филарета за это возревновали и начали приносить ему жалобы на учениц о. Леонида, будто бы те по наставлению своего Старца держатся какого-то странного и неправильного учения. По доверию к своим чадам духовным, о. Филарет не проверял их жалоб, а без рассмотрения передавал оные своему Владыке, который, наконец, поручил опытному протоиерею с настоятелем соседнего Хотмыжского монастыря произвести строгое дознание. Исследование дела кончилось в пользу учениц старца Леонида. Оказалось, что жалобы учениц о. Филарета были неосновательны и несправедливы. Тогда о. Филарету, установившему благоустроенный порядок в Борисовской пустыни, Курский преосвященный с негодованием сказал: «После этого чтобы и нога твоя не была в этой обители!» Припоминая этот случай, старец о. Леонид нередко повторял: «Поверь ревнивым деткам, – они тебе наскажут». Относительно поста и прочих телесных подвигов старец о. Леонид наставлял своих учеников по совести исполнять все должное. И если кто самовольно нарушал положенные правила, Старец строго обличал того, говоря, что небрежение и в малом душевредно и ведет к пагубным последствиям. Но, с другой стороны, не одобрял, если кто все совершенство духовное заключал в соблюдении одних внешних правил монашеского жития и всех, слабых и крепких телесными силами, без разбора подводил под одно правило, или, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги (например, ношение вериг), надеясь спастись как будто ими одними.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Кушелев жил в д. Лукино Поле, Пушкин – в сц. Задворье, Толмачев у Ильи Св. на погосте, Гр. Забелин – там же, Малыгины-Булгак – там же. Из монастырей имел в погосте свои деревни Никольский мон. – с Гостина Поля. Всего же деревень в погосте состояло: оброчных 33 двор. 53 челов. 28 обеж поместных своеземцевых монастырских А это дает (в обжах) для оброчных 9,3%, для поместных – 81,5%, для своеземцевых 8,2%, для монастырских 3%. Деревни, входившие в состав погоста: Бабино, Борисовское, Борок-Зобища, Бор (3), На Валте, Валыж, Васкина Нива, Васково, Веретея, Верховье, Виселица, Выляги, Гверестно, Глубокое, Горка (2), Григорьева Лука, Гумнище, Домници на Гумнищах, Дедвино Заручье, Дешевок, Дешевок – Подтынье, Доброва, сц. Доброе, Добрыжье Поле, На Долгой Луке, Домници (2), Дретовно, Дрябици (2), Дубовик, Дуброва (5), Дедвино, Елгино, Заборовье (2), Заборовье Фехново, Завалыжье, сц. Задворье, Залесье (3), Замостье, Замошье, Заручье, Заречье (2), Иванково «конец Острова», Ильинский пог., У Ильи Святого на погосте, Камуев, Кастуе, Коломово, Конец Сусье, Коркино, Кородыня, Кородыля, Красноходца, Кулига, Кунестка Малая, Кунесть (2), Куриково, Куриково Игнатовское, За Левгуем, Липка, Ловголанголино, Луг, Лука, Лукаглядково, Лукино Поле, Любани, Мишково, Молоди, Мука, Находчение, Неверино, Нефедьино Поле, Низ, Новинка, Новое сельцо, Огафоново, Озерца, Олексино, Остров (2), На Острову, Остров Зубково, Папрудка (2), Пелгора, Пелгуи, Переволока конец, Перелог, Переходна, Переходно, Петроковокакино, Подол, Подтынье Домница, Поляны Ломное, Поляна Сушья, Попрудка, Почап, Равыня, На Равыне на Луке, Раи, Рамца (4), Рамци, Рамци поч., Рубцово поч., На Ручайках, Селцо, Середа, Середка Сусье, Смердыня, Сусье, Сусья Заречье, На Тихне, Трестье, Троеденово, Тухани (3), Уевала, Хвостец (2), Холм (3), Хомтинское Теруево, Хутыно, Чермная Гора, Чудля, Юрово, Федково, Федорково, Федотовское. Главною рекою в погосте, конечно, была р. Тигода, на которой находились деревни – Валыж, Горка, сц. Доброе, Елгино, Завалыжье, Залесье (2), Кунесть (1), Лукино Поле, Любани, Нефедьино Поле, Новое Сельцо, Сельцо, Середка-Сусье, Сусье, Сусье Заречье, Троеденово, Холм (1), Федково на луке. На р. Тосной: – На Валте, Верховье, Глубокое в верховье, На Долгой Луке, Заречье (1), Кулига, Новинка, Рубцово, Уевала, Хомтинское Теруево, Федотовское; на р. Ушаке – Борисовское, Юрово; на р. Равыне – Заборовье Фехново, Равыня; на р. Чудле – Замостье (2), Чудля; на р. Кородыле – Кородыля; на р. Итагале – Задворье, Олексиио; на Тине – Почап; вверх Смердыни – На Ручайках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Заботясь о внутреннем благоустройстве консистории, преосвященный Иов не упускал из виду и внешнего её порядка. Тотчас же после первого знакомства с консисторией, ещё в 1796 году, преосвященный сделал предписание, чтобы «не только в присутствии соблюдалось благолепие и должное благоговение», но и там, «где приказные служители пишут»; затем, чтобы последние и в отношении к себе самим соблюдали чистоту и опрятность. Обо всём этом, по предписанию преосвященного, должен был «иметь рачение господин секретарь, яко единственно на благоустройство от св. синода определенный» 2477 . Служащие в консистории должны были быть не только исправными по службе, но и «добропорядочного» поведения, и за проступки, не имевшие касательства к упущениям по службе, получали наказания от самой консистории 2478 . V Духовные правления, представляя более или менее устойчивую величину, по одному на уезд, не подверглись изменениям и при преосвященном Иове. Только осенью1796года, по желанию местного духовенства, учреждено было одно новое духовное правленине – Борисовское, на обычных основаниях 2479 , и, таким образом, всех духовных правлений в Минской епархии стало семь 2480 : Бобруйское, Борисовское, Мозырское, Пинское, Речицкое, Слуцкое и Давидгородокское, – скоро, впрочем, уничтоженное 2481 – и, кроме того, три благочинных: Вилейский, Игуменский и Минский 2482 . Каждый из обозначенных административных пунктов помещался в городе, по имени которого он назывался, и только Бобруйское духовное правление на первых порах находилось в Глуске – по той причине, что Глуск имел «многих идавних благочестивых жителей», а в Бобруйске не было даже (некоторое время) ни одной православной церкви» 2483 . В 1798 году, при новом распределении границ уездов, переменили свои районы и духовные правления, распределившись тоже по уездным делениям, причем, где в уезде было незначительное число церквей, там остались только благочинные 2484 . Духовными правлениями и благочинными местная епархиальная администрация не ограничивалась: в непосредственном подчинении духовным правлениям существовали ещё десятоначальники, нечто подобное теперешним благочинным, имевшие в своём ведении по десяти церквей 2485 . На первых порах духовные правления содержались, кажется, исключительно некоторыми поборами от духовенства, но в последствии стали получать жалованье – по 120 рублей на каждое духовное правление 2486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1415 В августе присоединены церкви: 1) в Борисовской округе – Успенская в Сморках (с приписною Косьмодамианскою в Дроздине) с 761 прихожан. – АМДК., 820; 2) в Пинской округе – Троицкая в Завидчицах, с 754 прихожан. – АМДК., 729. 1416 В сентябре и октябре присоединены церкви Пинской округи: Преображенская в Логишине, Покровская в Озаричах,Троицкая в Телеханах, Воздвиженская в Святой Воле, Покровская в Столчичах, Воздвиженская в Оброве, Параскевская в Бобровичах, Выгонощах, Рождествобогородичная в Рожановичах, Михайловская в Хотеничах, Успенкая в Плотнице (с приписною), Троицкая в Доброславке, Параскевиевская в Плоскине; всего 13 церквей приходских, 1 приписная, с 10.642 прихожан – АМДК., 792. – В ноябре в той же округе присоединены 5 церквей и 3 каплицы с 3.822 прихожан: Аннинская в Лунине (с каплицей), Параскевиевская в Дубновичах, Рождествобогородичная в Пороховске (с каплицей), Рождествобогородичная в Вылазах, Рождествобогородичная в Сочном (с каплицей). – АМДК., 792. – В декабре в той же округе: Николаевская в Велесницах (?), Успенская Новодворская, Покровская в Краях и Покровская в Стошнах; всего 4 церкви с 1 священником и 2.394 прихожан. – АМДК., 792. 1443 АМДК., 962, лл. 56. Отпуск на 29 дней дан по настоятельной просьбе благочинному Борисовской округи, священнику Петру Плышевскому, бывшему священником в с. Копаткевичах, Мозырского уезда, в 60 милях расстояния от его работы. 1444 АМДК., Вилейский благочинный, священник Филипп Крониковский и помощник Минского благочинного священник Павел Гапанович отправленны были в Мозырскую округу. 1451 АМДК., 684. В св. синоде заготовлялась 1.000 антиминсов к отсылке в Минскую губернию. – АСС., 1794 г., 265, л. 173. 1455 АКДК., 1795 г., 3, л.2. Перед определением на воссоединившийся приход нового священника преосвященный Виктор обязывал местного протопопа «исследовать, кто был прежде на приходе священником и не осталося ли по нем какого наследия». 1456 ТКИСОПЕ., II, 89. Воссоединённый приход был предоставлен вернувшемуся изгнанному священнику, а местному воссоединившемуся священнику предложено было искать себе другой приход. Это не единственный случай. – См. АМДК., 624, л. 154.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава СВР подчеркнул, что Навальный умер своей смертью.Газета.Ru Навальный, скончавшийся 16 февраля в колонии особого режима в Харпе (ЯНАО), умер своей смертью, отметил директор СВР.РИА Новости После нескольких судебных процессов по другим уголовным делам, среди которых были создание экстремистского сообщества, мошенничество и неуважение к суду, срок заключения Навального увеличился до 19 лет.RuNews24.ru Эта новость в СМИ Lenta.ru Сегодня Глава СВР Нарышкин осудил «сатанинские пляски» Запада у гроба Навального Телеканал 360° Сегодня Глава СВР Нарышкин назвал ожидаемыми «пляски» Запада вокруг гроба Навального RuNews24.ru Сегодня Нарышкин назвал реакцию Запада на смерть Навального сатанинскими плясками 3. РБК Час назад В Москве прошли похороны Алексея Навального В Москве состоялись похороны Алексея Навального.РБК Отпевание состоялось в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине.Говорит Москва На кладбище после погребения люди могли подойти, бросить горсть земли и проститься с политиком.Блокнот.ру Навальный умер 16 февраля в колонии особого режима в Харпе (ЯНАО).РИА Новости Эта новость в СМИ Интерфакс 2 часа назад Навального похоронили на Борисовском кладбище в Москве РИА Новости 2 часа назад Самое цитируемое Алексея Навального похоронили на Борисовском кладбище в Москве РБК Час назад В Москве прошли похороны Алексея Навального 2. Lenta.ru 51 минуту назад Песков в день похорон Навального напомнил об ответственности за незаконные акции В беседе с журналистами Песков отказался комментировать призывы сторонников Навального выходить к стихийным мемориалам, однако подчеркнул, что нужно соблюдать закон, нарушение которого будут считаться любые несанкционированные публичные мероприятия.Lenta.ru Навальный скончался 16 февраля в исправительной колонии 3 «Полярный волк».News.ru По предварительным данным источника RT, у осужденного оторвался тромб, точные причины смерти устанавливаются.РИА Новости Медики скорой помощи более получаса тщетно пыталась реанимировать потерявшего сознание заключенного.Smotrim.ru

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/28/me...

Взгляните налево, там другие виды: берег реки покрыт лесом; у опушки его, близ самого моста, несколько хат, окружённых огородами, из-за тына которых видны подсолнечники, необходимая принадлежность каждого Малороссийского огорода и садика; прямо с моста отделяется полевая дорога, которая теряется в глубине леса; по левую сторону её, у опушки того же леса, сенокосная левада монастырская и Священническая; направо монастырский кирпичный завод, а за ним, у подошвы лесистых холмов видны хутора. Поднимаясь на гору по дороге, ведущей к монастырю, вы видите сперва, прямо пред собою, почти совершенно обнажённую гору, на которой растёт лишь несколько одиноких дубов; по ней вьётся лентой тропинка, теряющаяся на заднем склоне; другая тропинка пролегает по небольшой долине, которая отделяет эту гору от другого возвышения, по скату которого разведён монастырской сад. Ближайшая к дороге часть его, противу северо-западного угла обители, занята кладбищем. Сквозь лёгкую деревянную ограду вы видите часовню, окружённую несколькими памятниками. Позади кладбища виден сад, его беседка, и далее, в глубине сада, развесистые дубы, выше кладбища огород; всё это обнесено лёгкой деревянной оградой. Поднявшись на гору увидите монастырскую гостинницу, здания, позади её, составляющие скотный двор и избы для сторожей, а по ту сторону гостинницы Священнические усадьбы. Богомольцы, посещающие Борисовскую пустынь, большею частию по пути в Киев, подкрепясь телесно отдыхом и вкушением пищи на монастырской гостиннице 2 , и усладясь духовно молитвою в благолепных храмах, долго любуются красотами природы, рассыпанными вокруг щедрою рукою Создателя, а по сему и уносят с собою самое приятное впечатление об этой обители, называя её в своих рассказах: «земным раем». И не напрасно: очаровательное местоположение, при удобстве к тихой безмолвной жизни, ограждаемой изнутри порядком и благоустройством, а извне покровительством и влиянием её вельможного содержателя, делает эту обитель одним из надёжнейших пристанищ для ищущих спасения в удалении от мира и его соблазнов, и назидательною для посещающих её поклонников. II. Предание об основании обители

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Наталья Борисовна желала взглянуть на преемницу Петрову, в руках которой находилась участь её, и когда Монархиня шествовала в Собор, дочь Шереметева, стоя у одного окна во дворце, в последний раз видела Долгорукого на лошади, пред Преображенским полком отдававшего честь Государыне. Радостные восклицания народа, военная музыка, беглый огонь из ружей, живонапоминали Наталье о погребении Императора, за несколько дней пред тем совершённом, о сетовании того же самого народа. Она поспешила в дом свой, и на дороге, проезжая мимо солдат, стоявших в строю, слышала утешительные отголоски: «Матушка наша! лишилися мы своего Государя!» Но другие кричали: «Прошло ваше время, теперь не старая пора!» Слыша это, Наталья, как изъясняется сама, «не взвидела тогда света, и не знала от стыда, куда её везут и где она?» Долгорукие имели множество врагов, да и какой любимец счастия не имеет их? Но главный враг дома Долгоруких был Немец Бирон, любимец Императрицы, которого приезду в Россию сопротивлялись они, человек жестокий, мстительный. С прибытием его из Митавы возникли разного рода преследования противу Долгоруких. «Бирон публично говаривал, пишет Наталия, «дома той фамилии не оставлю», что он не напрасно говорил, но и в дело произвел». Сперва старался он узнавать ласками от бывших друзей опальных царедворцев, не причинили ль Долгорукие кому обид, не брали ли взяток? Потом велел объявить Указом, чтобы всякий без опасения подавал самой Государыне челобитные на Долгоруких. Разнеслась тогда молва, что их сошлют в ссылку, лишать звания, чинов и орденов. Описывая свои нравственные томления по поводу этих слухов и событий, Наталия Борисовна красноречиво замечает о страшной и не для ней одной поре: «Куда какое это злое время было! Мне кажется, при Антихристе не тошнее того будет; кажется в те дни и солнце не светило...» Но посмотрим, на что решилась в этих смутных обстоятельствах доблестная Наталия. Верная своей клятве, она поспешила соединить участь свою с несчастливцем, несмотря на злобу, его преследовавшую, на гибельные предвещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010