Которая из Настоятельниц и когда именно и к которому из Графов, Петру Борисовичу, или Николаю Петровичу, входила о сём с представлением монастырские записки умалчивают; если считать этот рассказ достоверным, то скорее надобно предположить, что представление это было сделано Графу Николаю Петровичу, в начале его вступления в управление наследственным имением, т.е., в 1790 годах. Судя по тому, как строго Граф Петр Борисович двукратно подтверждал, чтобы Завет его родителя соблюдался в обители во всех частях его, трудно предположить, чтобы он так легко дозволил отменить самую существенную часть Устава, общину. К подтверждению нашего мнения служит и самое заключение рассказа монастырских записок, что Граф, в уважение изложенных в представлении Настоятельницы обители причин, дозволив отменить общину, в то же время увеличил содержание и приказал Прикащику выдавать денежное и хлебное жалованье каждой монахине порознь, а именно: Игуменьи 35 руб. в год, а монахиням по 17 рублей; дров: Игуменье по 4 сажени, монахиням по 2 сажени; хлебных запасов в год: Игуменье ржаной муки по 4 четверика, солоду по 2 четверика, а монахиням: муки 3 четверти, круп 3 четверика, солоду 1 четверик. Если это распоряжение, согласно монастырским запискам, относить к управлению Графа Петра Борисовича, который, как известно, в 1770 году, прибавив жалованья против Завета своего родителя, назначил выдавать денежного жалованья Игуменье 5 руб., а монахиням по 3 рубли в год, а потом двукратно, в 1774 и 1784 годах, подтверждал о ненарушимом хранении завещания своего родителя, и, следовательно, не мог сделать это ранее, как между 1784–1788 годами, то все-таки упоминаемая в монастырских засках прибавка денежного жалованья вдруг с 5 на 35 рубл. и с 3 на 17 рублей окажется несоразмерно великою; почему, не отвергая возможности самого события, мы утвердительно относим его ко времени Графа Николая Петровича, а именно к началу 1790 годов; ибо, при увеличении им штата обители вдвое и содержания монашествующих в 1800 году, община уже не существовала 39 , и содержание сие в штатном положении высчитывается на каждую монахиню порознь, об общей трапезе вовсе не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Перед киотом, закрывающим правый клирос, поставлен деревянный ковчег наподобие гробницы, в нём под стеклянным покровом вложены две серебряные, местами позлащённые, дски с частицами Св. мощей: одна из них пожертвована в 1848 году тем же Г. Анненковым; другая подобная же сделана усердием Настоятельницы, и в ней помещена часть Св. мощей из креста, пожертвованного девицами Тимошевскими. На дсках означено вырезанными вглубь надписями, каких именно Святых мощи в них помещаются (в одн. 42, в др. 30). По нашему мнению, нельзя придумать более приличного помещения для святыни, делающего её доступною для всеобщего чествования и освящения верных. Подобным же образом помещены части Св. мощей в Лаврах Киево-Печерской и Александро-Невской и в Московском Успенском Соборе, для всеобщего чествования. Из древней утвари, пожертвованной, как положительно известно, при основании обители первым её ктитором, Генерал-Фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым, остались лишь дарохранительница и напрестольное Евангелие, заслуживающие по сему особого внимания: Евангелие напрестольное в лист большого формата на Александрийской бумаге, заставки и заглавные буквы писаны золотом, 4 изображения Евангелистов раскрашены и позолочены. Печатано в Москве 1698 года, при Царе Петре Алексеевиче и Патриархе Адриане, в сребропозлащённом окладе; на верхней дске 9 чеканных накладных на цированной дске штук с изображениями: на средней Сошествия Христова во ад, а в наугольниках 4 Евангелистов. Между сими четыре меньшие круглые: 1. Успение Божией Матери, 2. Благовещение Пресвятыя Богородицы, 3. Рождество Пресвятыя Богородицы, 4. Вход во храм. На нижней дске также 9 чеканных штук с изображениями: на средней Печерской Божией Матери, в наугольниках: трёх Вселенских Святителей и Святителя Николая Чудотворца, а между сими 4 меньшие с изображениями: 1. Распятия Господня, 2. Снятия со Креста, 3. Положения во гроб, 4. Воскресения Христова. На двух застёжках: Св. Мученица Татианы и Св. Великомученица Параскева. По листам внизу собственноручная надпись вкладчика: «Сия книга, глаголемое Евангелия, сооружена зданием и совершением Генерала Фельдмаршала и Кавалера Графа Бориса Петровича Шереметева в слободу Борисовку в созданой свои Тихфенской девич монастырь к церкви Тихфенския Богородицы да к церкви Преображения Господня, за отпущение грехов своих, которое содержать при оном монастыре во благочестии».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Примечание. Есть ещё два старинных Евангелия, в лист небольшого формата, оба Московской печати: одно 1711, а другое 1716 года, обложены малиновым плисом; средники и наугольники сребропозлащённые низкой работы. Надписи по листам нет, но вероятно то же приложены при основании обителя её благочестивым ктитором. Из утвари, поступившей в обитель в текущем столетии, заметим: Дарохранительница сребропозлащённая в виде часовни на трёх столбах, с одной стороны 4 Ангела, внутри между столбами два Ангела с рипидами. На нижнем ковчеге с лицевой стороны изображено на финифте положение во гроб, на гробнице сверху финифтяное же изображение Спасителя, лежащего во гробе, над гробницею Воскресение Спасителя также на финифти. Весу 2 фунт. 62 золотника. Сия дарохранительница пожертвована в обитель в 1829 году от благотворителя оной, Графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Евангелие напрестольное, в лист большого формата, печатано в Москве 1830 года, в сребропозлащённом окладе, чеканной работы; на верхней дске пять финифтяных образов, осыпанных стразами; на нижней дске в средине литое изображение Поклонения волхов. Евангелие в лист среднего формата, печатано в Москве 1800 году, обложено с обеих сторон серебряными дсками чеканными, на верхней 5 финифтяных образов, а внизу выпуклое изображение Преображения Господня. Евангелие напрестольное, в лист среднего формата, печатано в Москве 1854 года, облочено малиновым бархатом, по коему наложены сверху сребропозлащённые дски; на них 4 финифтяных изображения; образа осыпаны стразами, чеканка матовая золотая; вокруг сих изображений сияние из серебряных стразов. На нижней дске 4-е наугольника и средина сребропозлащённые же. Крест напрестольный сребропозлащённый, изображения на нём черневой работы, осыпанные стразами; весу в нем 1 фун. 55 золотн. Построен Игуменьею Анатолией из церковых денег. Крест сребропозлащённый с 5-ю финифтяными изображениями в серебряной оправе (1784 года клеймо), весу с финифтью 1 ф. 67 золотников. Дарохранительница сребропозлащённая трёхъярусная, квадратной формы; в нижнем ярусе выдвижной ковчег для хранения даров запасных; со всех 4-х сторон накладные сребропозлащённые чеканные изображения: с лицевой снятие со креста, с задней положение Спасителя во гроб, с левой Спаситель на суде Пилата; с правой моление о чаше; по углам нижнего яруса фигуры Евангелистов с их символами, серебряные литые; во втором ярусе балдахин, под ним золочёная гробница; литое изображение лежащего Спасителя; впереди гроба три фигуры жён мироносиц, а по углам 4 Ангела с рипидами; верх балдахина увенчан золочёною фигурою Спасителя золочёною с хоругвию в сиянии. Весу в ней 7 фунтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По воле Божией и по совету своего старца и духовного отца, Иеромонаха Площанской пустыни, Василия Кашкина, оне перешли в Борисовскую пустынь, где и были приняты Игуменьею и сёстрами с радостию, как девицы умные и набожные, могущие быть полезными для обители. На следующий же год их постригли в монашество с наречением Акилина и Херувима. Имея средства и способности, оне, помощию Матери Божией, решились, не щадя ни трудов, ни издержек, улучшить состояние пустыни, водворением в ней внутреннего порядка, которое составляет душу монастырской жизни. Для сего в начале оне склонили к сему бывших в то время в монастыре монахинь из Дворян: Евпраксию, Маргариту Симонову, Аркадию Житкову, Анатолию Еновскую (бывшую в последствии Игуменьею в сей пустыне), Досифею Веревкину, а, согласясь между собою, оне убедили Игуменью Августу и старших сестёр о заведении в обители чиноположения по Уставу Св. Отец, соответственного с прочими пустынными обителями. Хотя беспорядки и неустройства, происшедшие в обители в предшествовавшее управление, были у всех ещё в свежей памяти, однако немалого труда и подвига стоило сим рачительницам благочиния и благоустройства преодолеть предрассудки некоторых из сестёр, состарившихся в простоте своих понятий, и по тому не желавших никакой перемены, почитавших старые обычаи законом по тому только, что они стары; но добрые усилия, при помощи Матери Божией, успели преодолеть все препятствия и наконец достигли вожделенной цели, благодаря похвальному содействию благоразумной и благочестивой Игуменьи Августы. Дело это началось тем, что 17-го Января, 1821 года, она с сёстрами подала Преосвященному Евгению, Епископу Курскому и Белгородскому, прошение, которым просила его об учреждении во вверенной ей обители чиноположения церковного, сходного, с пустынными монастырями, и определении в пустынь, для установления пустынного чина, кого-либо по усмотрению Его Преосвященства. На сие прошение Преосвященный Евгении положил такую резолюцию: «Пусть подаёт прошение со всеми штатными сёстрами, и с прописанием, какой общежительный чин желают иметь, и кого именно устроителем сего чина».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но вскоре Царица Небесная призвала в свою обитель людей, которые могли водворить в ней прочный порядок. Сколько же неприятны были для Матери Божией такие беспорядки живущих в обители, известились особенным событием, о котором поведает та же старица Измарагда, уверяя в истине оного своею совестию. «Мы были тогда (в начале текущего столетия), говорит так старица, ещё очень молоды, жили на искусе в монастыре, проходя клиросное послушание и исправляя прочие должности, но ещё мало внимали себе, как по молодости лет, так и по недостатку прочных правил для внутреннего и внешнего порядка монашеской жизни. Однажды, когда у наших родных в Борисовке была свадьба, мы, послушницы, не считая себя монахинями, пошли к своим и участвовали в их весёлостях. Возвратясь оттуда, мы, по должности своей, спешили ранее других прийти в церковь , но, вошедши в оную, были поражены видением: Икона Пресвятой Богородицы, стоявшая доселе в киоте с утверждением, лежала на полу. Мы немедленно оную и поставили на место, и снова были поражены страшным видением: из глаз Владычицы как будто у живой струились слёзы, она смотрела на нас с видом печального упрёка. Мы отёрли её слёзы и благоговейно поставили икону в киот, но она опять упала на пол; снова подымаем, отираем слёзы и ставим со всяким утверждением в киот, но она опять плачет и падает. Тут, почувствовавши всю важность своего проступка, мы сами в горьких слезах пали пред образом Госпожи и Матери нашей, чистосердечно раскаиваясь и обещаясь впредь никогда того не делать. И сами себе пред иконою Пресвятой Богородицы наложили епитимию – строгой пост и поклоны в конечное очищение своего увлечения. Тогда икона перестала плакать и падать, стала на своём месте и приняла вид обыкновенный». Сии противные Божией Матери беспорядки уничтожены были таким образом: 1815 году, поступили в сию обитель две девицы из дворян, Анна и Матрона Яковлевы Толбузины, которые предварительно прожили 6 лет в Севском Троицком монастыре и узнали чин и порядок монастырской жизни, наблюдаемый в Севской обители со всею строгостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

3-го Февраля, 1803 года, родила Прасковья Ивановна сына Димитрия, но вскоре почувствовала себя очень дурно, и 23-го Февраля скончалась. После родов она была очень слаба, часто спрашивала о новорождённом, боялась, чтобы его не похитили, требовала, чтобы его часто ей показывали, и радовалась, когда, в соседней комнате, слышала крик ребенка. Спальня её, в Петербургском доме Графа Николая Петровича на Фонтанке, находилась недалеко от домовой церкви. Николай Петрович устроил там моленную и образную и завещал не прикасаться к этой комнате, а навсегда оставить её в том же виде. Сделанная им надпись хранится доселе, а равно и другая на полу той комнаты, где скончалась Графиня Прасковья Ивановна. В каком ужасном состоянии находился Граф Николай Петрович , когда скончалась Прасковья Ивановна, можно заключить из того, что он не имел сил присутствовать при панихидах по усопшей; вот слова его из того же письма к сыну: «Когда кончина супруги моей повергла меня почти в отчаянное состояние, весьма мало нашлось утешителей и участников печали моей тогда, когда капля слезы, малейший вздох, или одно чувствительное слово искреннего друга, честного человека, могли бы дать хотя слабую отраду душе моей. Я пребывал в бесчувственности; тело супруги моей сопровождали к погребению; никто из множества моих знакомых и называемых моими друзьями, кроме весьма малого числа искренно ей и мне преданных, не изъявил чувствительности к сему печальному происшествию и последнего долга Христианского в сопровождении гроба её, в молении об отпущении грехов и успокоении души её. В несчастиях наших познаются только друзья наши». На другой день после кончины Прасковьи Ивановны отправлена была в домовую Контору бумага Николая Петровича, в которой говорилось о признании Государём брака его. К этой бумаге присоединено следующее письмо Действительного Тайного Советника и Кавалера Дмитрия Прокофьевича Трощинского, о признании Государем брака Графа Шереметева: «Милостивый Государь, Граф Николай Петрович ! Я имел уже честь, по Высочайшей воле, уведомить Ваше Сиятельство изустно, а теперь письменно сообщаю, что Государь Император, прочитав подписанное мною письмо Ваше, извещающее о женитьбе Вашей, по всем обрядам Церкви, воспоследовавшей в Москве ещё в 1801 году, и о рождении Вам сына, Высочайше отозваться изволил, что Вы властны были совершить первую, когда и на ком хотели, и что обстоятельства сего брака не переменяют к Вам того милостивого расположения Его Императорского Величества, которым Вы всегда пользовались; осталось мне присовокупить к сему собственно моё желание, чтоб новорождённый сын Ваш, возрастая к утешению Вашему, с правами рода своего, наследовал и все его добродетели, а тут же изъявить искреннее сожаление о безвременной кончине супруги Вашей, которую сердце Ваше избрало, а любовь поставила было превыше я состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

врат, позади его скотный двор, а в одной с ним линии четыре деревянных дома для Священников и один для сторожей. Из сих зданий 5 корпусов для помещения 24 штатных монахинь, один корпус для Настоятельницы, и два, построенные для помещения нуждающихся, по особому определению содержателя, корпус старой гостинницы (обращённый ныне на тот же предмет), также больница, корпус новой гостинницы, домы Священнические, дом для сторожей и скотский двор, построены иждивением содержателей сей пустыни, Графов Шереметевых. От частных благотворителей для бедных построено два корпуса. Остальные построены собственным иждивением живущих в сей обители. Всех жилых корпусов 57; кроме больницы и гостинницы корпуса все деревянные, только в 5 нижние этажи каменные. Здания сии расположены так, что две церкви, корпус Игуменских келий и один из корпусов монашеских келий, занимают самую вершину горы; другие келии, если смотреть снизу и издали, опоясывают гору в два ряда, возвышаясь один над другим. На север пространство, занятое монастырскими зданиями, удлиняется и имеет некоторую покатость. Мимо ограды пролегает дорога; прямо против Св. Врат корпус новой гостинницы; на одной линии с ним, по одну сторону – домы священнослужителей, а по другую монастырской сад и кладбище. Позади гостинницы скотный двор и изба для сторожей; позади домов священнослужителей принадлежащие им усадебные места. В саду, который разведён вновь, по уничтожении сада, бывшего на южной стороне обители, на вершине холма, устроена келья, а в полугоре беседка, для отдыха гуляющих: отсюда открываются восхитительные, ненаглядные, виды на Борисовку, ближние Малороссийские левады с их садами, лугами, огородами и пчельниками, и дальние окрестности монастыря. Сад содержится в отличном порядке, дорожки усыпаны песком и обсажены цветами, которых здесь более 100 разных родов. На кладбище кресты деревянные, памятников немного, все могилы обложены дёрном и обсажены цветами; посреди кладбища часовня, украшенная иконами. V. Достопримечательные церковные вещи

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Вот любовь до чего довела, пишет Наталья в своих записках: всё оставила, и честь, и богатство, и сродников; стражду с ним и скитаюсь: этому причина – всё непорочная любовь, которой я не постыжусь ни перед Богом, ни перед целым светом, потому что он один был в моём сердце; мне казалось, что он для меня родился, и я для него, и нам друг без друга жить нельзя. Я по сей час в одном рассуждении, и не тужу, что мой век пропал; но благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтоб мне за любовь жизнию своею заплатить, целый век странствовать и всякие беды сносить, могу сказать, беспримерные беды». Записки Натальи Борисовны, к сожалению, прекращаются с приездом её в Березов (на острову между рек Сосвою и Вогулкою), по прибытии в который (24-го Сентября) несчастное семейство помещено было, по распоряжению Бирона, в остроге: Княгине Наталье с супругом отведён был пустой амбар (по другим сведениям, в пространном невысоком, деревянном доме, близ каменной церкви Рождества Богородицы, в острове), где дочь Фельдмаршала Графа Шереметева, 16-летняя женщина, взросшая среди всех благ мира сего, прожила 11 лет!!! Что она там перенесла, можно себе вообразить, но описать трудно. Там прижила с Долгоруким несколько детей, из коих пережили младший возраст только два сына: Михаил и Дмитрий. После 8-летнего заключения, когда Долгорукие начали думать, что враги уже забыли об их существовании, вдруг неожиданно новый удар поразил чету, достойную сожаления! В 1739 году Князь Иван Алексеевич схвачен был неожиданно ночью, по приказанию мстительного Бирона, который считал необходимым стереть его с лица земли, как опасного для кровожадной власти его. Быстро помчали несчастного из хладной Сибири, где, забытый людьми, вкушал он жизнь безмятежную, приобретённую изнурительными испытаниями. Не свобода, не милосердие, но тягчайшие оковы, смерть лютейшая, ожидали его в Новгороде, куда он был перевезён: молодой Князь умер подобно Св. Иакову Персянину. Когда отрубили ему правую руку, страдалец сказал: «Благодарю Тебя, Господи»; отсекли левую ногу, и он продолжал: «яко сподобил мя еси»; с отсечением левой руки окончил: «познать Тебя, Владыко».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1 Среди грозы, грозы военной, Фельдмаршал с искренней душой, Стоит в молитве умилённой Пред ликом Девы Пресвятой, И у Избранной Воеводы Победы просит на врагов: Ведь Христианам во все роды Она защита и покров! Он Ей даёт обет священный, Когда поможет победить Врагов, гордыней вознесённых, Для дев обитель соградить. 2 Вот, по указанию Петра, Над речкой, на холму прекрасном, Для дев обитель создана, В тени древес, под солнцем ясным. Сюда девицы введены Всем сердцем любящие Бога, И Приснодеве вручены: Она с Небесного чертога На них взирая день и ночь, Усердным их мольбам внимает, Напасти, беды, гонит прочь, Обитель миром ограждает. 3 О приют драгий, бесценный, От мирския суеты! Монастырь уединённый, С чем сравню те красоты, Что здесь тайно обитают И, не льстя плотских очей, Дух и ум они пленяют Не для вздохов и скорбей! К ним привязанность святая Нам свободу подаёт, И о них печаль благая К вечным радостям ведёт! Вера в Бога открывая Цель бессмертныя души, И надежда не прельщая, Сулит радость в Небеси, Радость вечно неизменну, Ту, которой нет конца, Честь и славу вознесённу За монашество венца! 4 Как град верху горы стоя, От ищущих не может скрыться, Так храм сего монастыря Далёко путниками зрится; Призывный колокол гудёт, Сюда поклонников сзывает: Сюда всяк с радостью идет, Отраду в горе получает; Печали бремя здесь спадёт, И сердцу лёгко, лёгко станет, Болящий здравие найдёт, Когда лишь с верою предстанет Пред образ Девы Пресвятой; Пред Ней молитвы проливает, И несумненною душой Её он чтит и уповает. Она, как истинная Мать, Всем Православным Христианам Всегда готова помогать; Тотчас целительным бальзамом, Сердечны раны обольёт, От всех скорбей и бед избавить, И руку помощи прострёт И духом падшего восставит. VII. Домик Петра I в Борисовке Посетив Борисовку в 1859 году, на обратном пути из Святой Земли, по обозрении украшающего её девичьего монастыря, я пожелал видеть, так называемый, Домик Петра, в котором, по местному преданию, Великий Монарх отдыхал три дня, после приснославной Полтавской победы, в которой не мог не видеть благословения Господня к его неусыпным трудам о благе своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Изображение иконы Тихвинская (из Борисовской пустыни) #32210 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Тихвинская (из Борисовской пустыни) #32210 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская (из Борисовской пустыни) Скачать или распечатать изображение 32210.jpg 1024x1024, 1.05 MPix, 198 Kb. 8.7x8.7cm @ 300DPI (13x13cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (86) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2018-07-05) Происхождение изображения: Загружено 2018-07-05, анонимно. Описание: Главная святыня монастыря икона Матери Божией " Тихвинская " Главная святыня монастыря икона Матери Божией " Тихвинская " . Хранитель - игумен Иннокентий (Артемкин). Привезена из Рязани и при рассмотрении специалистами признана иконой борисовского письма. История Борисовский Тихвинский монастырь в Курской губернии см. http://borisovkamon.ru/istoriya-monastyrya Белгородская область, поселок Борисовка, переулок Монастырский, дом 4 Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская (из Борисовской пустыни) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-32210

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010