В 1801 году одного тяжелобольного человека везли в Киев. По дороге путники остановились в Борисовке для ночлега. Отец и мать больного, сопровождавшие его в поездке, в ту же ночь увидели один и тот же сон. Им явилась Дева необыкновенной красоты и величия и сказала: «Куда вы везете больного? В Киеве у Меня богатый дом, и многие посещают его, а здесь у Меня убогий дом, и редко кто посещает его». Проснувшись, они рассказали друг другу, что им снилось, и оказалось, что сны их одинаковы. Они стали расспрашивать хозяина дома, нет ли где поблизости какой-нибудь святыни. Хозяин указал им на женский монастырь, где находилась чудотворная Тихвинская икона. Родители больного решили отвезти его в обитель. В монастырской церкви по их просьбе был отслужен молебен, и затем расслабленный приложился к чудотворному образу. Тотчас же больной почувствовал, что силы его укрепляются; из храма он вышел уже без посторонней помощи совершенно здоровым. В 1842 году при Тихвинской иконе в Борисовской обители исцелился сын купца из города Корочи. Мальчик этот десяти лет от роду все еще не мог ходить. Услышав о чудесах, совершающихся у Тихвинского образа, родители решили отвезти своего сына в Борисовский монастырь к этой иконе. Едва они дали обет сделать это, как сын их тотчас же получил возможность ходить. В 1923 году Борисовский монастырь упразднили, а в келейных корпусах разместился детдом «Новый свет имени Карла Либкнехта». Монахинь разогнали, храмы закрыли. Сейчас от монастырских построек сохранилось лишь несколько зданий, принадлежащих школе-интернату. В Борисовском краеведческом музее хранятся личные вещи некоторых сестер. А в Архангельском храме поселка Борисовка находится Тихвинская икона Божией Матери, по преданию – та самая икона, перед которой совершались многочисленные исцеления. Удивительна судьба самого фельдмаршала Бориса Шереметева после основания им Тихвинского монастыря. Будучи горячим приверженцем западных реформ, он не только не отступил от Православия, но и проявил, рискуя своей честью, именем, даже жизнью, великую христианскую добродетель – милосердие. В 1718 году он отказался участвовать в суде над сыном Петра I, царевичем Алексеем Петровичем, и не подписал ему смертный приговор. Слова Бориса Петровича: «Служить моим государям, а не судить их кровь – моя есть прямая должность!» – вызвали гнев Петра. В последние годы жизни фельдмаршал, по свидетельству дочери, помогал многим вдовам и сиротам: «Бедные семейства толпились вокруг палат его». Получая самое большое в стране жалование (свыше 7 000 руб.) и владея 19 вотчинами, он отличался нищелюбием и благочестием. «Дом графа Шереметева был прибежищем для всех неимущих: за стол его, на котором не ставилось менее пятидесяти приборов, садился всякий – званный и незваный, знакомый и незнакомый», – вспоминал современник. При этом «благородный Шереметев» избегал буйных застолий, «сам Петр столько уважал его, что никогда не принуждал пить… Шереметев освобожден был от наказания осушать кубок Большого орла».

http://pravoslavie.ru/2810.html

Здесь-то Борис Петрович объявил Монарху сердечный обет, данный им, перед битвой Полтавской, Матери Божией, если останется победителем, основать в Борисовке, в честь чудотворной Тихвинской иконы, иноческую девическую обитель. Государь, одобрив сию благочестивую мысль своего Полководца, сам избрал место для построения обители. Он, как утверждает предание, обозревая, вместе с Фельдмаршалом, живописные окрестности Борисовки, обратил особое своё внимание на ту гору, которую занимает ныне обитель, и, повелев сделать большой деревянный крест, собственноручно водрузил оный на вершине горы, назначая тем место то для церкви, во имя любимого им праздника – Преображения Господня, что по времени и было исполнено построением в ней тёплого храма сего наименования; главная же церковь , согласно первоначальному намерению Графа Бориса Петровича, была устроена во имя Тихвинской Богоматери; от чего и самая обитель получила наименование Борисовской Тихвинской. Всякий, кто посещал Борисовскую обитель, неоспоримо должен сознаться, что выбор для неё места делает честь вкусу Государя, указавшего оное. Гора эта, будучи выше других, стоит отвесно над рекою, возвышаясь над нею как неприступная скала; она почти отделена от цепи проходящих здесь холмов: с юго-востока обтекает её река Ворскла, живая свидетельница славной битвы Полтавской; на противоположном берегу её привольно раскинута Борисовская слобода; на юге, под горою, расстилаются на дальнее пространство живописные луга, прорезанные ручьями. С запада горы и дебри, покрытые густым лесом; лишь с севера гора эта соединяется небольшим перешейком с грядою холмов, также покрытых лесом. Взглянув на нерукотворную картину, открывающуюся взорам с вершины сей горы, тщетно самый взыскательный вкус стал бы искать в окрестностях Борисовки места более удобного и красивого для иноческой обители. Итак, следуя благочестивому местному преданию, не заключающему в себе ничего сомнительного в связи с другими событиями того времени, обитель Борисовская, была основана по мысли, Графа Бориса Петровича Шереметева, подтверждённой согласием Монарха на месте, им самим избранном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В начале текущего столетия одна благочестивая старица, по имени Афанасия, которая всегда зажигала неугасимую лампаду пред чудотворною иконою Матери Божией (она была свечница), идучи из слободы в монастырь, неожиданно встречается с девицей в белой одежде, необыкновенной красоты и царственного величия. Поражённая видом незнакомки, старица поклонясь ей, с почтительностью спросила: «Откуда, Госпожа?» – «Из монастыря», отвечала сия. «А давно ли ты прибыла в монастырь?» – «Я всегда живу там.» – «Что же я тебя никогда там не видала?» – «Ты всегда пред моею иконою лампаду зажигаешь и свечи ставишь», сказала Госпожа, и стала невидима. Спустя несколько лет, та же старица Афанасия, идучи из слободы в монастырь, встретила Госпожу величественного вида, идущую в Борисовку. «Откуда ты?» спросила старица незнакомку. – «Из монастыря, иду навестить больную: она и мать её усердно просили меня посетить их». Сказавши имя больной, Госпожа стала невидима. Афанасия знала больную: это была бедная девица, лежавшая несколько лет на одре, расслабленная всем телом. Афанасия пошла к ней, и нашла её совершенно здоровою. Девица рассказала ей, что видела во сне, будто кто-то велит ей поднять из монастыря икону Пресвятой Богородицы Тихвинской и, проснувшись, она упросила родных исполнить сие. Икона была принесена, и больная, приложившись к ней после молебна, исцелилась. Это событие последовало в то самое время, когда Афанасия встретила неизвестную ей Госпожу по дороге в монастырь. Ежегодно, при стечении в обитель богомольцев бывают, по ходатайству Богоматери перед её знаменоносною иконой, по нескольку исцелений. Упомянем о более известных: 1801 года одного расслабленного везли в Киев и остановились на ночлег в Борисовке. Отец и мать его видят один и тот же сон, что пришла к ним девица величественного вида и говорит: «Куда вы везете больного? В Киеве у меня богатый дом, и многие посещают там меня, а здесь у меня есть убогий дом, и редко кто его посещает». Проснувшись родители расслабленного, пересказали друг другу одинаковый сон, подивились сему и, позвав хозяина дома, стали расспрашивать: «Нет ли по близости какой святыни?» Тогда хозяин сказал им: «Вон есть у нас монастырь, где чудотворная икона Тихвинской Божией Матери». Услышав это, они привезли своего больного в обитель, принесли его в церковь , отслужили молебен Царице Небесной, и расслабленный вышел из церкви сам совершенно здоровый.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Второе обложено красною галью, по средине распятие Спасителево, а по углам Евангелисты серебряные, чеканные. Гробница на престоле серебряная, местами вызлащена. Крест на престоле серебряный. Крест серебряный с штуками финифтяными, вызолоченной. На жертвеннике два сосуда серебряные, один внутри и снаружи вызлащенный, другой только вызлащенный внутри. Дискосов два серебряные, один большой вызлащенный. Звёзд и лжиц сребро-позлащённых две. Стаканчиков серебряных два для вина и теплоты. Кадил серебряных два с цепочками. В сей церкви подле иконостаса по правую сторону киот при двух столбах с верхом резной вызлащенный, а гладкие места высеребряны; вокруг оной иконы в том же киоте написано 13 изображений Богоматери; в нём чудотворная икона Тихвинской Богоматери с предвечным младенцем. На которой иконе риза и венец с одною короною серебряною кованою вызолочены, каменьями яхонтовыми, изумрудами и простыми хрустальными осыпаны, занавес штофный по белому полю золотый цвет с разным цветом. Какие у чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери от исцеления болезни приложены привесы, состоящие по старой описи, и что вновь приложено от доброхотных дателей 31 : Крест висящий, обложен серебром, в средине стекло с двумя зёрнами перламутовыми. Другой крест серебряной с простыми камушками. Третий крест серебряной маленькой. Четвертый крест серебряной маленькой. Пятый крест серебряной большой. Шестой крест золотой раскрывной маленький. Седьмой крест золотой с распятием финифтяным: в нём в четырех местах 12 алмазных камушков и с ленточкою, унизанною мелким жемчугом, и при кресте жемчужное большое зерно. Восьмой и девятый серебряные кресты. Жемчугу Кафимского четыре нитки, весу четыре золотника без осьмухи. Три нитки маленьких жемчугу перчу дикого донизаны Китайским жемчугом. Четыре ниточки жемчугу дробного. Перстень золотой, по средине камушек изумрудовый зеленый, вокруг осыпан маленькими бриллиантами. Две серьги золотые, в них алмазных по пяти камушков маленьких и внизу по одному бурмицкого жемчугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По Завету основателя штатное число монахинь в Борисовской пустыни первоначально положено было 13-ть, из коих одной быть в сане Игуменьи. В Высочайшем Указе Императрицы Екатерины II-й, коим велено было упразднить заштатные монастыри Курского Наместничества, пустынь сия была оставлена на волю содержателя оной, Графа Николая Петровича Шереметева, с тем ограничением, чтоб число монашествующих не превосходило установленного для пустынь, оставленных на собственном содержании. Вследствие сего до 1800 году в ней состояло лишь 7 монахинь (считая в том числе и Настоятельницу). В 1800 году Граф Николай Петрович изъявил желание увеличить штат сей обители вдвое противу положенного её основателем, то есть, в 24 монахини и 1-й Настоятельницы в сане Игумении. Сие положение, по ходатайству Преосвященного Феоктиста Епископа Курского и Белогородского, было утверждено Указом Святейшего Правительствующего Синода от 25 Октября, 1800 года. Ныне, в 1859 году, находится в обители монахинь штатных с Игуменьею 25-ть, сверхштатных, на прибавочном содержании, с 1845 года, 6. Послушниц штатных 30-ть, сверхштатных 119-ть; заштатные, кроме некоторых, находятся на пенсии Графа (в 1871 году получали таковую пенсию 23). Сверх выше писанных указных послушниц находятся ещё в сей пустыни на временном жительстве не указные послушницы из разного сословия с увольнительными бумагами и паспортами, таковых 192. А всех с монашествующими 350. Состоящие на своём содержании имеют оное частию от своих родных, а частию от трудов рук своих. Более распространено в монастыре рукоделие: обкладывание фольгою образов, золотошвейное искусство, ткание сукна, холста, и преимущественно мухояра (шерстяной материи, употребляемой на монашеское одеяние во всех пустынных общежительных обителях, как мужских, так и женских). XI. Средства к содержанию монастыря в прежнее и настоящее время Обитель сия, как основанная коштом Генерал-Фельдмаршала, Графа Бориса Петровича Шереметева, по Высочайшему Указу 1782 года, при упразднении монастырей в Наместничествах Харьковском, Воронежском и Курском, была оставлена на волю тогдашнего содержателя её, Графа Петра Борисовича Шереметева, вследствие чего и на вопрошение Преосвященного Феоктиста, Епископа Белогородского и Курского, Граф Петр Борисович отвечал, что он обязывается содержать сию обитель своим коштом, как и до сего времени была содержана.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 2014 году, спустя 300 лет после основания монастыря, по благословению Преосвященного Софрония, епископа Губкинского и Грайворонского, обитель начала возрождаться. Здесь поселились шесть насельниц. 29 июня 2014 года в единственном сохранившемся Николаевском домовом храме была совершена Божественная литургия, первая за 90 лет. Из книги: " Путеводитель по Белгородской митрополии " , 2017 г., издательский дом Белгородской митрополии Борисовская Тихвинская пустынь В 1923 году Борисовский монастырь упразднили, а в келейных корпусах разместился детский дом «Новый свет имени Карла Либкнехта». Монахинь разогнали, храмы закрыли. Сейчас от монастырских построек сохранилось лишь несколько зданий, которые ремонтируются и восстанавливаются силами новых насельниц монастыря и их неравнодушных помощников. По материалам:   http://www.borisovkamonastery.ru/vosstanovlenie Летом 1709 года русская армия под командованием Петра I разгромила шведов под Полтавой. Граф Шереметев вернулся с поля знаменитой битвы также героем, и в честь громкой победы, по обету, начал строительство Богородице-Тихвинского женского монастыря в своей вотчиной слободе Борисовка на живописном борисовском холме, возле которого неспешно протекала река Ворскла. Существует легенда, что находясь на поле боя, граф Шереметев чудом остался невридимым, даже после того, как пуля пробила латы и камзол. Легенда гласит, что именно образок Тихвинской Богоматери, который Шереметев носил на груди, защитил его от смерти. Почитаемая Тихвинская икона стала главной святыней Борисовской обители. Граф Шереметев весьма основательно подошёл к обустройству монастырской жизни. Он самолично, что является редчайшим примером в истории, написал " завет " , или " графский артикул " , который определял, сколько монахинь поселить в обители, когда совершать богослужения и трапезы, какую пищу принимать в пост. К 1714 году в монастыре уже имелась церковь с колокольней, погреба, " светлицы " , сады с яблоневыми, грушевыми и сливовыми деревьями. Тогда же Шереметев прислал из Петербурга в Борисовку живописца Игнатьева, который приступил к созданию икон для обители, а также начал учить монахинь и слобожан писать образа.

http://sobory.ru/article/?object=21186

«От Графа и Кавалера Генерал-Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Указ мой, собственной руки моей, в слободу мою Борисовку, Коменданту моему Степану Перяшнику и Громаде и всей Старшине: Как сей мой Указ получишь, и Её Величества Государыни Цесаревны и Великой Княгини Екатерины Ивановны Горнея Её Францимирка 22 , девица Марья Фёдоровна, Шветка, прибудет в Борисовку, прийми её с честию великою и с удовольствием великим. А она, девица, от Её величества отпущена с милостию, по желанию её постричься, и будет она пожелает в монастырь Тихвинской Богородицы постричься, призови Архимандритс благословения Архиерейскова, Митрополита Белоградскова и Обоянскова, и постригите её, с обыкновенною церемониею, и кто будет на пострижении, каких властей и Священников, всем уготовь трапезу со всяким удовольствием, моим коштом, со всякою довольностию и с почтением, и сыщи ей келейницу добрую и звычайную, и грамотную, также чево не будет у тебя требовать, каких припасов для своего она обиходу и келейницы её, не описываючи ко мне, во всём довольствуй, чтобы ничем не была скудна; а которой драгун с нею послан в провожатых, вели ему быть в Борисовке до Указу, и дать ему хлеб и жалованья из моей суммы, чтоб он не был по препорции своей и окладу скуден. А ежели она, девица, пожелает ехать к Москве, отпусти её с честию 23 , и того драгуна с нею, и удовольствуй на дорогу всем, что потребно будет, со всяким довольством; а ежели она пострижется в том Тихвинском монастыре, попроси Игуменью и наместницы и уставщицы, чтобы к ней имели снисхождение и почтение и удовольство перед других сестёр; а будет же Андрей Семенович Бахрастов (Бухвостов?) с тою девицею прибудет в Борисовку, особливую ему учини честь и довольство; ибо он зостает в милости Государыни Цесаревны и мне друг добрый, и как он похочет ехать к Москве, проводи его сам до Белгорода, и дай ему подводку, на чём надо быть до Белгорода, и что ему будет в дорогу потребно. Также я послал письмо Преосвященному Митрополиту о пострижении выше именованой девицы, и то мое письмо вручи ему, Архиерею Божию; пиши и мне, что по сем учинится, и о тамошнем состоянии, как моя состоит слобода хранима Богом и Пресвятою Божиею Матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

б.      Два Указа из Курской Духовной Консистории: Первый Указ 1789 года, Сентября 5-го дня, за с приложением копии с письма на имя Его Преосвященства, Феоктиста, писанного, от Графа Николая Петровича Шереметева в сходство Указа выше означенного в 1788 году, что он, Граф Шереметев, обязуется содержать сию пустынь своим иждивением. Второй Указ 1800 гола, Ноября 30 дня, за с прописанием определённого от него, Г-на Графа Николая Петровича Шереметева, на содержание монастыря с прибавлением жалованья и штатов 24-х, и при оном имеется копия с штатного всему монастырю положения 1800 года. VIII. О чиноположении обители «И смотреть того накрепко, чтоб чин монастырской, и всякое благочиние и смирение...» (Из Завета основателя обители). Первоначальный Устав для сего монастыря, как выше сказано, писал сам основатель оного благочестивый Граф Борис Петрович Шереметев. По силе сего Устава введена была в обитель община из 12 сестёр и одной Игуменьи, состоящая в том, чтобы всем им по вся дни сходиться в общую трапезу, а по кельям отнюдь не есть (т.е., не приготовлять особой пищи). Духовником положено быть Священнику монаху (т.е., Иеромонаху), коему построить келию у св. ворот, и при коем быть келейнику старому человеку и ведомому, доброго жития, и иным мужчинам в монастыре отнюдь не быть (т.е., не жить внутри монастыря). И мужчине, кроме Воскресных дней к обедне, в другие службы и в другие дни не пускать даже в монастырь и к родственницам. Из монастыря никуда без благословения Игумении и Духовника не выходить, а если понадобится быть в слободе, ходить не иначе, как по двое, старая с молодою нигде на ночлег не оставаться, в шинки отнюдь не входить. А нарушительниц сих правил (если бы паче чаяния, обрелись таковые) предписывалось смирять, собразными с тем временем средствами: «класть под порог и шелепами бить, и из обители вон высылать, а таковых отнюдь не держать, и другим соблазна не чинить, и регулу не нарушать». Церковная служба по сему Уставу была назначена: литургий 4-е в Неделю: в Воскресные дни, Субботу, Пятницу и в Среду, в Субботу меж утренни и литургии акафист Пресвятой Богородице. Велеть сделать било и выбрать будильницу, для призыва сестёр на молитвословие и послушания. В день явления иконы Тихвинской Богородицы должно быть особое празднование: всенощное бдение, после литургии крестный ход и соборное молебствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Борисовское. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Борисовский. Церковь Божией Матери Тихвинской. 3 престола: Божией Матери Тихвинской, Михаила Архангела, Мч. Адриана и Наталии. 1848 г. Выстроена на средства " того села помещика, господина действительного статского советника и кавалера Михаила Михайловича Волынского " . Здание частично сохранилось. ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА: ГАТО Фонд 468 опись 1 дело 19836 О построении новой церкви в селе Борисовском начато 21 августа 1836 года                     окончено 12 июля 1837 года Каменная церковь в селе Борисовском приходит в ветхость, вместо коей Действительный Тайный Советник и Кавалер Михаил Михайлович Волынский желает соорудить каменную же во имя Тихвинской Божьей Матери с приделами по праву сторону во имя Святого архистратига Михаила, а по левую во имя Святого Мученика Адриана и Натальи. На каковой предмет домовым духовным завещанием в 1834 и 1836 г.г. им учинёнными назначил он из собственного капитала 60 тысяч рублей, а … будучи в преклонных летах и имея слабое здоровье, находя себя не в силах быть распорядителем и наблюдателем за постройкой храма, упросил того уезда помещика капитана Лаврентия Дорошкевича быть вместо него Волынского полным Храмоздателем, на что господин Дорошкевич согласился.    Лист 5 … место под строение новой церкви с колокольней имеющей быть с оградой в длину 39, в ширину 20, а всего 600 квадратных сажен, уступить из своей земли и оную землю жертвует безвозмездно в церковную собственность. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь была построена в 1837 году. Стоимость работ составила 60 тысяч рублей. Разрушена во времена Хрущева. Колокольня снесена до основания. Купол разрушен. Долго стояла в развалинах. В начале 80-х годов 20 века перестроена под сельский клуб. 7 июля 2020. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=31309

При ней окончено здание колокольни и достроена предположенная часть каменной ограды вокруг монастыря в 1816 году; число живущих в обители год от году стало умножаться и соборная деревянная церковь (построенная 1759–1775) оказалась тесною для вмещения сестёр и приходящих богомольцев, при том уже и заметно обветшала; видя это, мать Августа, побуждаемая как собственною заботливостию о благоустройстве обители, так и советом Преосвященного Феоктиста, возымела намерение создать вместо деревянной новую каменную, во имя Тихвинския Божия Матери. Получив от опекунов малолетнего Графа отказ в пособии, она не упала духом: в том же 1816 испросила у Преосвященного Феоктиста шнуровую книгу для сбора добровольных пожертвований, а потом, когда было собрано от разных благотворительных особ до 10,000 руб. ассигн., в 1819 году новый Курский Архипастырь, Преосвященный Евгений, в бытность свою в Борисовской пустыне для обозрения, совершил литургию в старой церкви и, подобно своему предшественнику, побуждал Игуменью возобновить дело о постройке каменной церкви; почему она в 1820 году обратилась с прошением к Графу Дмитрию Николаевичу, уже вступившему тогда в управление своими имениями, и, описывая ход сего дела, просила Графа оказать обители в сём деле милостивое содействие. Благочестивый Граф, снисходя на прошение смиренной Игуменьи, изъявил своё согласие на построение церкви, и приказал Борисовскому Вотчиному Правлению войти к нему о сём с представлением, и прислать на его утверждение смету, план и фасад предположенной к сооружению церкви, которые и утвердил 1821 году, добавив к прежде собранной по книге от доброхотных дателей сумм (7045 руб. 50 коп.) более 13,000 собственных. На представление о сём Игуменьи Августы Преосвященный Евгений, Епископ Курский и Белогородский, 16 Июня, 1821 года, благословил заложить церковь 32 Борисовскому Благочинному Протоиерею Василию Иваницкому, с тою же самою церемониею, какую было предписано соблюсти его предместником при заложении каменной колокольни и ограды, а деревянную церковь дозволил разобрать с тем, чтобы дерево было употреблено исключительно на поделки для новой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010