А мы, с своей стороны, пожелаем, дабы сей нелестный отзыв остался справедливым и на будущее время, и да не оскудевают никогда в обители те добродетели, которые ныне привлекают к ней вообще внимание и усердие людей благочестивых, разумеем: простоту, смирение и послушание. Духовные плоды Борисовской пустыни в течение сего периода проявились между прочим и в том, что из неё взято в разное время несколько монахинь для управления и устроения других обителей: Досифея Веревкина в Тверской девичий монастырь, откуда, по прошению Преосвященного Григория (бывшего Казанского Архиепископа и потом С. Петербургского Митрополита), перемещена Настоятельницею в Казанский девичий монастырь, которым управляет с честию доныне; монахиня Ироида в монастырь Земли Войска Донского, находящийся в старом Черкаске; монахиня Емилия Степанова, во вновь устроенный её тщанием и иждивением в своей деревне в 1844 г. Харьковский Николаевский девичий монастырь; Рафаила в Белгородский в 1848 г.; Алевтина Недельская в Курский девичий монастырь в 1850 году; в настоящее же время находится на месте её Игуменьей монахиня Борисовской же пустыни София Ступина, которая взята отсюда одновременно с Игуменьей Алевтиной и находилась до кончины в должности Казначеи. В 1864 г., на место выше упомянутой Игуменьи Белгородского монастыря Рафаилы Черемисовой, взята на Игуменство во оную обитель монахиня Борисовской пустыни Людмила Мясоедова, из дворян Курской Губернии. IV. Храмы и другие здания А. Храмы Ныне находится в сей пустыне два отдельных храма каменного здания, да третья больничная церковь , вновь устроенная внутри монастырской больницы. Главная церковь во имя Тихвинския Богоматери, холодная: это уже третий храм на сём месте. Мы видели, что, согласно устному преданию, началом обители послужила деревянная часовня, построенная Генерал-Фельдмаршалом Графом Борисом Петровичем после битвы под Полтавою в 1709 году. Здесь, в память одержанной заступлением Богоматери победы над Шведами, благочестивый вождь Русских сил поставил икону Тихвинской Божией Матери, копию с той чудотворной иконы, которая сопровождала его во всех походах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1833 году одна женщина из Донских Казачек сильно страдала, будучи одержима бесом. Идя в Киев, она ни за что не хотела зайти в Борисовку вместе с другими богомольцами; но бывшая с нею дочь и товарки, зная, что в Борисовской пустыне есть чудотворная икона, наняли подводу и, связавши больную, привезли её в монастырь насильно; здесь, при возложении на неё иконы Пресвятой Богородицы и креста с св. мощами, она освободилась от мучившего её духа, который кричал в ней: «Меня Митрофан не выгнал, но послал сюда к Той, которой имя страшно нам произнести». В 1835 году Белогородского Уезда, селения Тамаровки, отцу одного расслабленного снилось, чтобы его повезли в монастырь на день празднования явления иконы Тихвинския Богоматери. Когда сие было исполнено, больной, на 9-й песни канона, встал на ноги и уже сам вышел из церкви. В 1842 году, в городе Короче, у одного купца сын 10 лет от рождения не ходил вовсе. Однажды беседуя с женою о сыне, купец сказал ей: «А что, повезём-ка его в Борисовской монастырь к Тихвинской Божией Матери». Едва он успел выговорить эти слова, мальчик прибежал к ним из другой комнаты с радостным видом, и с той поры стал ходить свободно. В 1846 году Белогородского Уезда, Господина Головина, слободы Тамаровки, Писарь Иоанн Савин сын Сакин, имел сына Иоанна, который, будучи уже 4-х лет, не мог ходить. Мать его видела во сне, что кто-то велит ей везти сына в Борисовскую пустынь, обещая ему исцеление. Передавши о сём мужу, они прибыли в монастырь к празднику явления иконы Тихвинской Богоматери, 26-го Июня; но как было очень много богомольцев, то они не могли служить молебна в самый день праздника, и отслужили оный уже тогда, как разошлись богомольцы. Во время чтения акафиста мальчик, будучи на руках у матери, начал рваться от неё, простирая ручонки к иконе; когда же мать хотела посадить его на землю, он, к удивлению её, стал на ноги, подошёл к аналою, и с того времени стал ходить свободно. В 1855 году Белогородская Государственная крестьянка, Ирина Шапошникова, будучи в отлучке из дома, видит во сне, что её (оставшегося дома) 4-х летнего ребёнка держит на руках у себя какая-то Госпожа неописанной красоты. Она, увидя своего сына, говорит ей: «На что же ты, Сударыня, взяла моего сына? Он мне будет кормилец». На сие Госпожа отвечала ей: «Сын твой без тебя был в опасности; я спасла его и взяла к себе только на эти два часа», и, говоря это, отдала ребенка матери. Крестьянка бросилась к ногам незнакомки и говорит. «Где же ты, матушка барышня, живешь? Где мне тебя поблагодарить?» – «Приди в Борисовскую пустынь: я там живу». – «Да кто же ты такая?» – «Я – Матерь Божия», скромно отвечала незнакомка. Возвратясь домой, Ирина Шапошникова точно узнала, что в отсутствие её сын её был утопшим два часа, и спасся чудесно от смерти. Эта женщина в том же году приходила в монастырь, ко дню празднования явления иконы Тихвинския Богоматери, с мальчиком, и сама передавала бывшее ей видение Настоятельнице и сёстрам.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Мы уже упомянули, что основателем Борисовской пустыни был знаменитый сподвижник Петра Великого, первый Русский Фельдмаршал 3 из природных Русских, Граф Борис Петрович Шереметев. Он основал сию обитель в кивот знаменоносной иконе Тихвинской Божией Матери, в благодарное воспоминание о замечательнейшем событии той поры – битвы Полтавской, в которой, говоря словом церковной песни: «рог сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою». Победа эта, купленная дорогою ценою Русской крови, покрыла военною славою Петра, утвердила его в доверии к достоинствам и опытности своего полководца, вознаградила молодое Русское войско за поражение под Нарвою, и решила дальнейшую судьбу России и Швеции, находившихся в упорной кровопролитной войне между собою с 1700 года. Предание повествует, что когда, по предложению Фельдмаршала, Государь решился дать Шведам генеральное сражение под Полтавою, то назначил оное на 26 Июня, то есть, в день, посвящённый Церковию празднованию явления чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери; а благочестивый Фельдмаршал, имея особенную веру и усердие к сей Богородичной иконе, сопровождавшей его во всех его походах 4 , упросил Государя отсрочить битву на один день, желая почтить оный приличным празднованием Божией Матери, дабы, накануне решительной борьбы, которой должна была решиться судьба двух Царств, испросить себе и вверенному ему воинству молитвенный покров и заступление Царицы Небесной. Упование не постыдило благочестивого военачальника: предводительствуя в достославный день Полтавской битвы центром Российской армии, находившейся под личным наблюдением самого Монарха, Борис Петрович отличился примерною храбростию, являлся в самых опасных местах, и испытал над собою очевидный знак небесного заступления; ибо, находясь в жесточайшем огне, остался невредим, даже и тогда, как пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, выказавшуюся из-под расстёгнутого камзола 5 . У Государя также в сей достопамятный день была пробита пулею шляпа. Обрадованные богодарованною победою, и относя как её, так и чудесное сохранение своей жизни, заступлению Божией Матери, «осенившей над главою их в день брани», Монарх и его полководец молебно праздновали день сей, «восписуя благодарственная Единой, имущей державу непобедимую». По свидетельству того же местного предания, на обширном пути из-под Полтавы, Монарх посетил своего полководца в любимой им Борисовке 6 , которая в то время, как новоустроенная, была ещё невелика и небогата постройкою. Державному гостю имела честь послужить для отдыха небольшая горница сельского (с дубовым столом и лавками) домика, благоговейно сохраняемого и до ныне владельцами Борисовки, в память высокого посетителя (см. ниже вид его и описание в Приложениях к сей книге).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Подвижницы Борисовской Тихвинской пустыни – инокини: Тарсилия, Евпраксия, Маргарита, Марионилла, Афанасия, Ангелина, схимонахиня Агриппина, послушницы: Марфа, Пелагия, Елисавета и Анна, духовник обители иеромонах Феодосий и его келейник Лукиан (Память 26 июня). Основателем Борисовской пустыни был знаменитый сподвижник Петра Великого, первый русский фельдмаршал из природных русских, граф Борис Петрович Шереметев. Он основал эту обитель в честь иконы Тихвинской Божией Матери, в благодарное воспоминание о замечательнейшем событии той поры – битвы Полтавской, в которой, говоря словом церковной песни: «рог сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою». Победа эта, купленная дорогой ценой Русской крови, покрыла военной славой Петра, утвердила его в доверии к достоинствам и опытности своего полководца, вознаградила молодое Русское войско за поражение под Нарвой, и решила дальнейшую судьбу России и Швеции, находившихся в упорной кровопролитной войне между собою с 1700 года. Предание повествует, что, когда, по предложению фельдмаршала, Государь решился дать Шведам генеральное сражение под Полтавой, то назначил его на 26 июня, т.е., в день, посвященный Церковью празднованию явления чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери; а благочестивый фельдмаршал, имея особенную веру и усердие к этой Богородичной иконе, сопровождавшей его во всех его походах, упросил Государя отсрочить битву на один день, желая почтить оный приличным празднованием Божией Матери, дабы накануне решительной борьбы, которой должна была решиться судьба двух царств, испросить себе и вверенному ему воинству молитвенный покров и заступление Царицы Небесной. Упование не постыдило благочестивого военачальника: предводительствуя в достославный день Полтавской битвы центром Российской армии, находившейся под личным наблюдением самого Монарха, Борис Петрович отличился примерной храбростью, являлся в самых опасных местах и испытал над собою очевидный знак небесного заступления: ибо, находясь в жесточайшем огне, остался невредим даже и тогда, как пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, выказавшуюся из-под расстегнутого камзола. У государя так же в этот достопамятный день была пробита пулею шляпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перед кончиной пострижена в мантию и схиму с прежним именем Агриппины. В 1855 году одна женщина из деревни Карповой, при телесной болезни страдавшая помешательством ума, видела во сне, что, если съездит в Борисовскую пустынь и отслужит панихиду по схимнице Агриппине, то получит выздоровление; исполнив это, она выздоровела совершенно. С тех пор, многие простолюдины, совершенно не зная ни Борисовской пустыни, ни живущих в ней, будучи в болезни, видят такие же сны, после чего и приходят в пустынь, спрашивая схимницу Агриппину, служат по ней панихиду и получают облегчение. Из священников, доныне служивших при Борисовской пустыне, обитель с особой благодарностью и благоговением воспоминает об отце Феодоре Турьянском, который, будучи долгое время духовником всех сестер, умел заслужить общую их любовь и уважение. Причина этого заключалась в его образе жизни: овдовев, он сдал свое штатное священническое место сыну, о. Петру, а сам, оставаясь в звании духовника и имея пребывание в доме сына, проводил жизнь подвижническую, уединенную, пребывая в непрестанных трудах, посте и молитве. Венцом такой совершенно монашеской жизни было то, что за три года до своей кончины о. Феодор воспринял на себя ангельский образ и удостоился блаженной кончины. Во время своей предсмертной болезни он три раза соборовался елеем, был напутствован причащением Св. Таин, благословил детей и, приходивших проститься со своим духовным отцом, сестер, и мирно скончался о Господе в 1848 году. Мать о. Феодора, в иночестве Феодосия, скончалась монахиней Борисовской пустыни. Сын его, о. Петр, священствовал в той же обители более 30 лет, из коих 15 имел утешение покоить у себя старца-родителя. Опытности своей в многотрудной обязанности духовника, доставившей ему общую любовь и уважение, о. Феодор был обязан преимущественно духовной дружбе, которую имел с современным ему подвижником благочестия, иеромонахом Оптиной пустыни о. Леонидом (в схиме Львом). При помощи его советов он устроил и свою жизнь по-монашески: любимым чтением его, по указанию старца, были духовно-подвижнические писания о деятельной христианской жизни св. отцов подвижников: Исаака Сирина , Аввы Дорофея , Варсонофия и Иоанна, Симеона Нового Богослова , Нила Сорского и других; в них-то, по собственному сознанию, он почерпал спасительные уроки, во-первых, для себя, а по мере делания, дополняя смирением оскудевающее, сделался и полезным наставником и руководителем вверенных его духовному окормлению инокинь. Лучшей похвалой опытности, приобретенной о. Феодором на сем пути, может служить отзыв о нем приснопамятного старца, о. Леонида: «Слушайте беспрекословно о. Феодора, говаривал он своим ученицам, я знаю, что он скажет вам то же самое, что я».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 Февраля, 1803 года. Белгород». По силе сего предписания, от монахинь были отобраны подписи в согласии их на учреждение общежития, неудобство которого для Борисовской пустыни, по отличным её от других монастырей обстоятельствам, мы уже видели. Вскоре за тем присланы в Курской девичий монастырь и в Борисовскую пустынь для сведения и руководства правила нового общежития, составленные Белоградского девичьего монастыря Начальницею монахинею Агафоклиею. Правила эти, состоящие из 23 пунктов, одобрены Преосвященным Феоктистом и разосланы по монастырям Курской Епархии, дабы, как сказано в Указе, «не было разницы между монастырями в общежитии». Исполняя в точности сие предписание, Игумения Афанасия старалась всячески возобновить недавно ещё оставленный чин общежития, усиливаясь общим жалованьем своим и штатных монахинь содержать и довольствовать всю обитель с послушницами; но как положенного по штату содержания на сие недоставало, посторонних же доходов обитель не имела, то и община по прежнему оставалась учреждением обременительным для обители, а Настоятельное введение сего учреждения возбудило недоверчивость к Настоятельнице и взаимные неудовольствия между ею и сёстрами и произвело в обители различные неустройства, которые, к сожалению, продолжались через всё время управления Игуменьи Афанасии, и прекратились только с её кончиною, последовавшею в 1813 году, Ноября 25 дня. Монастырские записки упоминают, что будто община снова была упразднена по представлению той же Игумении Афанасии; но сие показание сомнительно; ибо не имеет в свою пользу письменных доказательств, а потому и полагаем, что она упразднилась, как и в первый раз, негласно, со смертию Игуменьи Афанасии, а может быть и по кончине Преосвященного Феоктиста (в 1818 году), который поддерживал это учреждение силою своего влияния. Игуменья Августа, родом из купеческого звания, пострижена в монашество в той же Борисовской пустыне в 1805 году; в предписании о её определении сказано, что она «искусна в чтении и пении и умеет золотом шить и иконы писать», а по отзыву монастырских записок она была старица добрая, благочестивая, смиренная и трудолюбивая.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На место Игумении Венедикты избрана сёстрами Борисовской пустыни в Настоятельницы оной монахиня той же обители Анатолия, из Дворян, по фамилии Яновских (Орловской Губернии Карачевского Уезда), которая к сей должности признана способною и достойною, как самою Игумению Венедиктой, так и Архимандритом, коему поручено было избрание Настоятельницы; но как об ней ещё прежде сего было сделано представление в Святейший Синод Преосвященным Владимиром о назначении её в Игумении в Белогородский девичий монастырь, то и надобно было делать новое представление, почему она произведена в сан Игуменьи лишь 10 Января, 1832 года Преосвященным Инокентием, Епископом Курским и Белогородским. За неусыпные заботы о внутреннем и внешнем благоустройстве обители, в 1843 году была награждена от Святейшего Синода золотым наперсным крестом. Скончалась после продолжительной болезни 5-го Июля, 1847 года. О заслугах её сказано подробно в историческом обозрения обители. На место её, по избранию Преосвященного Илиодора, Архиепископа Курского и Белогородского, произведена в Игуменьи, 8-го Сентября, 1847 года, Казначея Курского девичьего монастыря Арсения, из Дворян по фамилии Белевцевых. Она управляла обителью только 5 лет, оставив по себе самую благую память по своим редким душевным качествам и попечительности о благоустройстве и украшении обители. В начале 1851 года она оставила Настоятельскую должность по слабости здоровья, и обителью управляла Казначея монахиня Макария; через месяц после сего Игуменья Арсения скончалась о Господе мирною кончиною. На её место, 3-го Февраля, 1852 года, назначена Настоятельницею обители, с производством в сан Игуменьи, Казначея оного же монастыря, монахиня Макария, из Дворян по фамилии Новосильцевых. Она поступила в сей монастырь в 1828-м году, в монашество пострижена в 1836 году. В 1857 году, по представлению Преосвященного Илиодора, за ревностное прохождение своей должности, она награждена от Святейшего Синода золотым наперсным крестом. Скончалась о Господе в 1869-м году, Января 6-го дня на 64-м году от рождения. Игуменья Максимилла Шишкина, из Дворян г. Харькова, в монашество пострижена в сей же пустыни в 1859 году, Марта 29 дня, до определения Настоятельницею проходила пономарское послушание с 1859 по 1869 год. Определена Настоятельницею в Феврале 1869 года, а в 1 день Марта того же года возведена в сан Игуменьи. Достопамятные старицы и сёстры Борисовской пустыни Мы уже видели из исторического обозрения судеб обители, что из числа 12 Настоятельниц, управлявших ею до настоящего времени и уже окончивших своё земное поприще, доселе с особым чувством уважения и признательности произносятся и памятуются имена Игумений: Анфии, Августы, Венедикты, Анатолии, Арсении и Макарии, как таких Настоятельниц, которые к попечению о внутреннем и внешнем благоустройстве обители, присоединяли ещё и спасительную ревность о личном преуспеянии в иноческих добродетелях, являя собою поучительный пример для душ, вверенных их духовному окормлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В прочем с истинным почтением есмь всегда, Милостивый Государь мой, Вашего Преосвященства покорный слуга Граф Николай Шереметев. Августа 21-го дня, 1789 года». Точное исполнение этого письма мы видим в благодетельном внимании Графа к нуждам обители, во всё время его последующей жизни (1788–1809). На подлинном письме Графа последовала резолюция Его Преосвященства: «Августа 28-го. Сообщить к делу, а копию послать при Указе в означенную пустынь, с предписанием воссылания к Всевышнему о здравии Его Сиятельства горячайших молений». Отношения нового владельца Борисовки к её обители до 1800 года, т.е., до коренного преобразования, произведённого в ней новым штатным положением сего года, нам малоизвестны. Выше мы представили соображения, по которым относим к этому времени упоминаемую в монастырских записках прибавку жалованья и хлебного довольства Игуменьи и монашествующим, которая послужила основанием штатному положению 1800 года. Других перемен в обители до этого времени не видно: только в 1793 году начальница Борисовской пустыни, Александра Шарова, по распоряжению Духовного Начальства, перемещена на покой в Харьковской Вознесенской девичей монастырь, а вместо её начальницею в Борисовскую пустынь определена из Белгородского девичьего монастыря монахиня Анфия, старица добрая и благочестивая, которая управляла обителью до 1801 года. К концу сего периода, как видно из описи 1799 года, монастырь находился в следующем состоянии: 1. Церковь деревянная крестообразная на каменном фундаменте во имя Тихвинской Богородицы о пяти главах, главы покрыты железом, а по железу вызолочены листовым золотом, на оных главах кресты железные, вызолочены листовым же золотом, снаружи кровля красною мумиею, а стены белилом, а внутри по углам около дверей и окошек выкрашено голубою и белою красками. В оной церкви иконостас о четырех ярусах гладкой, местами с резьбою вызолоченою, а поля выкрашены лазоревою краскою. На престоле Евангелий два: первое обложено вокруг серебром вызолоченным, по средине Воскресение, по углам Евангелисты серебряные, чеканные, вызлащенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Затем после необходимого изменения, Устав сей был утверждён окончательно, и доныне соблюдается со всею строгостию. Он послужил, как мы видели, основным камнем благосостояния обители, и таким образом желание Графа Петра Борисовича, чтобы основанная родителем его пустынь была у всех в почтении, благодаря введению в ней внутреннего порядка, исполнилось в точности. Все Епископы и Архимандриты Курские и Белогородские, посещая Борисовскую пустынь, находят её достойною похвалы; все старцы, прославившиеся святостию жизни, имели о ней хорошее мнение и благословляли вступать туда своих духовных дочерей. Покойный маститый Архипастырь Курской Епархии, Преосвященный Илиодор, посещая обитель, обыкновенно говорил сёстрам: «О вас везде молва хорошая: старайтесь поддержать её!». Достопочтенный старец Иеромомах Площанской пустыни, о. Василий Кишкин, прославившийся святостию жизни и беспристрастием ко всему видимому, назвал сию пустынь «второе небо». Благоразумный подвижник, Игумен Глинской пустыни, о. Филарет, который завёл здесь пустынный Устав, тоже в своих отзывах предпочитал Борисовскую пустынь всем девичьим монастырям. Известный Духовник Оптиной пустыни, о. Леонид, указывал духовным дочерям своим на Борисовку, как на самое благонадёжное пристанище спасения. В Бозе почивший Преосвященный Киевский Митрополит Филарет говорил, что «монастырь сей основан на камени». Незабвенный пастырь Воронежский, Боголюбивый Архиерей Антоний, тоже говаривал о сей пустыне с особою похвалою. И современные нам старцы духовной жизни также расположены любовию к сей пустыне, и охотно помогают внимающим себе сёстрам мудрыми советами и наставлениями. IX. Краткий устав Тихвинской Борисовской девичей пустыни О служении времени церковного чина 1 Приспевшу времени вечерни, с Сентября месяца да будет благовест по полудни в 4 часа, с Декабря в 3 часа, с Марта в 4 часа, с Июня в 5 часов. Определённая, приемши от Игумении благословение, ударяет большой колокол 6 крат, для означения вечернего (который да бывает и на прочием церковном правиле для предъизвещения и приуготовления священнослужителей и сестр к церковному служению).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахини Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни Источник В данной статье рассматриваются аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) на основании его писем к дочери Поликсении, которая была монахиней Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни. В статье описывается, какие советы святитель Иннокентий (Вениаминов) давал дочери по борьбе со страстями и овладению добродетелями. Статья дает хорошее представление о взглядах святителя Иннокентия в отношении аскетики и монашества. В данной статье рассматриваются отношения святителя Иннокентия (Вениаминова) с дочерью Прасковьей Ивановной Вениаминовой, которая приняла постриг с именем Поликсения и подвизалась монахиней в Борисовском Тихвинском монастыре. Данную тему рассматривал известный историк протоиерей Леонид Константинов в статье «Потомки святителя Иннокентия Московского (их связь с Белгородчиной)» из книги «Живое слово». В ней приведены три письма к дочери без попытки их анализа, а всего существует семь писем в I томе «Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского», пять писем во II томе и одно письмо в III томе – всего тринадцать писем. Как известно, у будущего святителя было семеро детей, двое из которых умерло. Сыновья после смерти его жены Е.И. Шариной – Гавриил и Иннокентий – были определены в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Впоследствии Гавриил стал священником и главным помощником святителя. Что касается Иннокентия, то о нем святитель в одном из писем упоминает, что тот находится в тюрьме и деньги давать ему опасно с.414]. Трое дочерей – Екатерина, Ольга и Прасковья – воспитывались в Санкт-Петербургском Доме Трудолюбия на иждивении их императорских высочеств государей Великих князей с.276]. Екатерина Ивановна Вениаминова вышла замуж за будущего священника Илью Петелина. Ольга Ивановна Вениаминова вышла замуж за сына пресвитера Н.В. Музовского – духовника императора Николая I с. 400], и лишь Прасковья Ивановна Вениаминова пожелала уйти в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010