В настоящее время в этой обители здания имеются следующие: 1) ЦЕРКОВЬ соборная каменная во имя Введения во храм Божьей Матери с двумя приделами: а) Св. Николая и б) Преподобного Кирилла Белоезерского; 2) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Рождества Божьей Матери с приделом Св. Иоанна, Архиепископа Новгородского; 3) КОЛОКОЛЬНЯ каменная; 4) ОГРАДА каменная; 5) Настоятельницкие и 6) монахинские КЕЛЬИ деревянные; 7) вне монастыря часовня каменная. Из настоятельниц известны: 1) ЕВДОКИЯ. Упоминается в 7196 (1688) году, в Июле; 2) НИМФОДОРА, переведена из Сыркока монастыря; в 1760 году уволена на покой; 3) ЕЛПИДИФОРА, в 1761 году, Марта 12 уволена также на покой; 4) НАТАЛЬЯ, из Десятина монастыря, она была и в 1764 году; 5) ТАИСИЯ из фамилии дворян Чертовых, она в Игумений произведена в 1805 году, Августа 19, из Казначеей этой обители. Настоятельствует и ныне. Тихвин Дымский монастырь См. Дымский Антониев. Тихвинская Борисовская пустынь См. Борисовская Тихвинская. Тихвинская Пошехонская пустынь В 1764 году упразднённая мужская, находилась в Ярославской Епархии в Пошехонском уезде; крестьян было за нею только 12 душ. Тихвинский Богородицкий монастырь Упразднённый девичий, находился в Тамбовской Епархии в городе Добром и принадлежал к Синодальной области; при Штатах же 1764 года обращён в приходскую церковь . Тихвинский Киренский монастырь См. Киренский Тихвинский. Тихвинский Царевосанчурский монастырь См. Царевосанчурский Тихвинский. Тихвинский Цивильский монастырь См. Цивильский Тихвинский. Тихонова Воскресенская пустынь Мужская, бывшая приписной к Воскресенскому Ставропигиальному монастырю, упразднённая в 1764 году, находилась в Орловской Губернии, подле уездного города Карачева за рекой Снежетью. Построена Преп. Тихоном, но когда, не известно. От неё осталась каменная Церковь в два этажа: в верхнем – престол во имя Обновления храма Воскресения Христова, а в нижнем – во имя Одигитрии Смоленской Пресвятой Богородицы, построена коштом Государыни Царевны Татианы Михайловны. Здесь бывает годовая ярмарка Июня 16 дня, на которую купцы из разных городов привозят шёлковые и прочие товары. Тихонова Крестогорская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Борисовка. Борисовская Тихвинская пустынь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (старая). Тихвинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1822. Год утраты:приблизительно 1938 (взорвана) Адрес: Белгородская область, посёлок Борисовка, Монастырский переулок, 4. Координаты: 50.609244, 35.997777 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь в тогда еще Курской губернии основал ближайший сподвижник императора Петра I, знаменитый фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. А заложил эту обитель сам царь Петр в 1714 году. Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Возвращаясь после победы из-под Полтавы, Петр I заехал к своему соратнику и другу в имение Борисовка в Курской губернии и прогостил там шесть недель. Обозревая окрестности, он обратил внимание на гору над речкой Ворсклой, приказал изготовить большой деревянный крест и собственноручно водрузил его на вершине, назначая тем самым место для построения будущего Преображенского храма. Главная же церковь, уже по воле графа Шереметева, была устроена во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а монастырь получил наименование Богородицко-Тихвинского. К 1917 году Богородицко-Тихвинский монастырь представлял из себя следующее: обитель имела три храма — Тихвинский, Преображенский и больничный Никольский. Тихвинский каменный (без колокольни) храм был построен еще в 1826 г. тщанием игумений Августы и Венедикты на средства графа Д.Н. Шереметева и других жертвователей. Но в августе 1923 г. было организовано временное управление Монастырского поселка, началась опись монастырского имущества. 22 августа в исполкоме состоялось совещание об использовании имущества обители и было решено просить разрешения Губернского исполкома использовать имущество путем распределения его по детдомам, больницам и клубам, часть же продать на рынке для нужд исполкома (на обмундирование милиции и Красной армии). Уже через три дня комендант Монастырского поселка Шевченко рапортовал о ликвидации Борисовского женского монастыря. Храмы и практически все монастырские постройки были разрушены. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=53275

Таких рассказов немало, и все они трогают сердце, как утешительное исполнение обетования Матери Божией, быть близкою ко всем, призывающим её во истине. На иконе две ризы (накладываемые попеременно): одна сребропозлащённая, 1776 году, украшена по полям цветными камнями; корона, три звездочки, два цветка на венчике, также из разноцветных камней. Кроме вышеозначенной чудотворной иконы, к числу особенно чтимых по разным случаям принадлежат ещё: Древняя икона Святителя и Чудотворца Николая, 8-ми вершков, в сребропозлащённой ризе, пожертвована послушницами из дворян, девицами Марфою и Ольгою Тимошевскими. Икона Иоанна Воина 6 вершк. в медной вызолоченой ризе. Икона Св. Великомученика Варвары 2 вершк. резная из дерева, найденная Священником Потаповым и пожертвованная им в сию обитель. По усердию сестёр сделана на неё сребропозлащённая риза. Крест сребропозлащенный напрестольный с частицею Животворящего древа Креста Господня, частию ризы Спасителя и частицами мощей разных Св. Угодников Божиих. Эта драгоценная святыня пожертвована в обитель выше упомянутыми девицами, Марфою и Ольгою Тимошевскими, а им досталась по наследству, привезенная родным их дедом из Палестины. Крест серебряный также с частицею Животворящего древа Креста Господня, пожертвован в обитель Курским помещиком Г. Анненковым. В последствии из обоих крестов частицы Животворящего древа изъяты и вложены в новый сребропозлащённый крест, сделанный в Москве. Все эти кресты и икона Великомученицы Варвары вставлены в дску, обитую бархатом, по коему вышиты золотом надписи, какие святыни здесь хранятся, дска же вставлена в киот, закрывающий левый клирос; за правым, как было упомянуто, помещается икона Тихвинской Божией Матери; перед обоими большие медные посеребрённые паникадила, в других двух киотах, стоящих на ряду с выше упомянутыми, иконы разной величины в серебряных и позлащённых окладах. За сими киотами хоругви, шитые голубым и белым стеклярусом с вышитым мелким бисером изображением Божией Матери и Воскресения Господня: пожертвованы монахинею Людмилою Мясоедовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

ширины, 1 ½ вер. вышины), в ризах накладного серебра с позлащёнными венцами, все в деревянных позлащённых рамах за стеклом. Над царскими дверями открытая арка, под нею изображение Св. Дух, в виде голубя, в резном позлащённом сиянии; над аркою икона Тайной вечери, в золотом сиянии, по сторонам её на карнизе резные золотые изображения символов Ветхого и Нового Завета. Сверх иконы Тайной Вечери деревянный крест, с изображением распятого Господа. Над северною и южною дверями по сторонам арки небольшие иконы в фольговых ризах: Спасителя, несущего крест и моление о чаше. А над боковыми местными иконами круглые клейма, и в них живописные иконы Воскресения и Вознесения Господня. В алтаре сень круглая на 4-х колоннах с позолотою; на горнем месте в нише образ Спаса Вседержителя в ризе накладного серебра 38 , и по сторонам большие же иконы Матери Божией и Иоанна Богослова в ризах золочёных фольговых, работы здешних монахинь, по стенам живописные изображения во весь рост Преподобных Антония и Феодосия Печерских . Каждый клирос закрыт двумя большими киотами; в одном из них помещается местно чтимая икона Тихвинской Божией Матери, пожертвованная в обитель основателем её, Генерал-Фельдмаршалом, Графом Борисом Петровичем Шереметевым; риза на ней сребропозлащённая, две звезды, с бурмицкими зёрнами, корона убрана стразами с двумя аметистами, а убрус низан мелким Китайским жемчугом, перед нею горит неугасимая лампада, сребропозлащённая о четырёх ветвях. Перед киотом правого клироса устроен род гробницы, в коей под стеклянным покровом помещены две серебряные дски, разделённые на квадраты, в коих между позлащёнными звёздами вложены частицы св. мощей разных угодников Божиих, имена коих значатся в вырезанных там же надписях: в одной дске 42, в другой 30 частиц. Перед киотом левого клироса поставлена плащаница искусной работы, шитая по малиновому бархату жемчугом, битью и разными простыми камушками; устроена иждивением и усердием сей пустыни монахини Маргариты Соломенцовой в 1854 году, с употреблением церковного жемчуга 7 ½ золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Екатерина В Петербурге. 26-го Июня, 1763 года». Наконец и Нектария достигла общего предела нашего бытия. Кончина её, последовавшая 3-го Июля – (а не Июня, как в «Росс. родословной книге Кн. II. В. Долгорукова», III части, стр. 501), 1771 г., была тиха и величественна, как заря прекрасного летнего дня. В заключение приведём здесь последнее письмо её к сыну и невестке, писанное в предсмертной болезни: оно ясно свидетельствует о добром душевном устроении монахини Нектарии, при конечном истощении физических сил: «Не хотелось мне, пишет она, пропустить почты, не дав вам знать об себе, что я ещё жива. Благодаря Бога, хотя в слабости, однако все с радостию принимаю и вас Богом прошу не тужить обо мне. Бог властен из мёртвых воскресить – вить, когда же нибудь надо умирать! Надо во всем повиноваться власти Божией – только б Бог грехи мои отпустил. Великую нужду терплю в питье: все сыропы сладкие опротивили; когда б можно достать, хотя лимонов пять прислать. Тоже моя беда, что кашлю нечем помочь: теплого нельзя мне пить. Препоручаю вас Богу, оставляю мир и благословение». Жизнь её продолжалась 56 лет, и была образцом всего, что может добродетель, основанная на религии, против гонений человеческих. Прах незабвенный страдалицы покоится в Киево-Печерской Лавре, при самом входе в Собор: таким образом она заняла для смертного покоя то место, которое было предназначил себе в завещании её благочестивый родитель. Думал ли он об этом, когда писал своё Завещание? Мог ли также предполагать, основывая в своей любимой Борисовке обитель для успокоения посвятивших себя на служение Богу стариц, что, спустя несколько десятков лет, блестящая умом и красотою дочь его также найдётся вынужденною прибегнуть под кров иноческой обители, чтоб сокрыть в ней неразлучную спутницу своей жизни – печаль, и окончить многострадальную жизнь свою под именем схимонахини Никтарии! Но кто уразуме ум Господень, или кто советник ему бысть? Мы знаем и веруем, что вси путие его милость и живот взыскующим завета его и хранящим заповеди его, а жизнь Натальи Борисовны доказывает, что она была из числа тех, которые веру свою засвидетельствали благими делами, за что и «уготовася им, по слову Писания, венец живота». II. Граф Петр Борисович Шереметев

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

II. В. Долгорукова. Спб., 1840, стр. 128–156, и наконец в «Русском Архиве» 1867 г., кн. I, с подлинника, и отдельно, (стр. 93). Проследив по ним и по другим правительственным материалам жизнь этой незабвенной для сердца Русского страдалицы, считаю её в особенности поучительною для тех, которые, посвятив себя жизни иноческой, почему бы то ни было, ещё не вполне отрешились от мирских пристрастий и обманчивости земных надежд и счастия, и потому могут иногда увлекаться помыслами о них. Следующее место этих записок вполне обозначает Христианские чувства писательницы и показывает цель, которую она имела при описании своей скорбной жизни. «Господи! Дай силы, говорить Наталья Борисовна, изъяснить мои беды, чтобы я могла их описать для знания желающих и для утешения печальным, чтобы, помня меня, утешались. И я была человек, все дни живота своего проводила в бедах, и всё опробовала: гонения, странствования, нищету, разлучение с милым, всё, что кто может вздумать. Я не хвалюсь своим терпением, но о милости Божией похвалюсь, что Он мне дал столько силы, что я перенесла, и по сие время несу; невозможно бы человеку смертному такие удары понести, когда бы не свыше сила Господня подкрепляла. Возьмите в рассуждение моё воспитание и нынешнее моё состояние». Надеюсь, что выписка сего места из записок Натальи Борисовны достаточно оправдывает нас в том, что мы нашли уместным приложить краткую биографию этой добродетельной женщины к Истории девичьей обители, основанной её знаменитым родителем. Оставшись по смерти своего отца пяти лет, Наталья Борисовна воспитывалась под крылом милостивой, как она её называет, матери, которая усердно старалась о нравственном воспитании её и употребила всё возможное к умножению её природных достоинств. Однако, пишет она, «всё моё благополучие кончилось, смерть меня с нею разлучила, я осталась после милостивой своей матери четырнадцати лет. Это первая беда меня встретила. Сколько я ни плакала, только ещё всё недоставало, кажется, против любви её ко мне». Дорожа паче всего добрым именем, молодая Графиня решилась вести жизнь уединённую в доме брата своего, отказалась от всяких удовольствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

I. Генерал-Фельдмаршал Граф Борис Петрович Шереметев, и его дочь, Княгиня Наталия Долгорукая При Петре Великом мыслящее Русское общество делилось на две части: одна безусловно отстаивала необходимость и пользу всех нововведений, от ремёсл, художеств, наук до законов и обычаев иноземных; другая, принимая охотно всё полезное в ремёслах, художествах, науках, не желала перемен в порядке Русской законности и добрых обычаях народных. Сильный, миротворный, ум Петра умел мирить эти противоположности и неуклонно шёл к своей цели; иноземная сторона при нём не обнаруживала явно своего торжества; Русская сторона, из беспредельной любви и уважения к Государю, молча и терпеливо следовала за ним по пути его быстрых преобразований; с готовностию и послушанием усваивала себе полезные, вещественные и научные, заимствования и подражания, заботливо устраняясь в то же время от заблуждений иноземных обычаев, образа жизни и философии, которые со времени Петра начали посягать на обладание умом и сердцем Русского человека. К числу главных представителей Русской стороны принадлежал и Борис Петрович Шереметев. Старший сын Боярина Петра Большого Васильевича Шереметева (р. 25 Апреля, 1652), возведённый Царевною Софиею на степень Боярина 1688 года, а Петром Великим в звание Генерал-Фельдмаршала и Кавалера Св. Апостола Андрея 1702 года, за сражение при Эррестфере 1-го Января, в котором он первый из Русских одержал верх над Шведами, и в Графское достоинство 1706 года; первый Российский Граф (ибо Головин и Меньшиков получили в 1702 году Графский титул от Римского Императора), Борис Петрович Шереметев, сочетав все добродетели гражданина с дарованиями великого полководца, и тонкость дипломата с мудростию мужа думного, был одним из образованнейших Россиян своего века, советником и другом Великого Петра, и пользовался его неизменным благоволением до самой своей кончины. Оставляя в стороне обозрение его общеизвестных заслуг на военном поприще, обратим внимание на его личные свойства, как человека и Христианина. Сделав имя своё известным в России на поприще военном, Борис Петрович в 1697 году испросил у Государя позволение отправиться в чужие края, с разумною целью обогатить свой ум новыми сведениями, в особенности по части военной. Возвратясь на родину в 1699 году, Борис Петрович явился к Государю в Немецком платье, с Мальтийским Командорским крестом, полученным от Гросмейстера, и с драгоценною шпагою, подарённою ему от Императора Леопольда, и был принят с восторгом юным Монархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Граф Николай Петрович Шереметев женился, на шестьдесят первом году, на Прасковье Ивановне Ковалевской. В краткой записке, найденной в бумагах Татьяны Васильевны Шлыковой, девяностолетней старушки, скончавшейся в 1863 году, отмечено, что брак этот совершён в Москве, в Среду, 6-го Ноября, 1801 года, в день Святого Павла, Архиепископа Константиноградского, в семь часов пополудни, на Поварской улице, в церкви Симеона Столпника. Свидетелями были: Князь Андрей Николаевич Щербатов, Алексей Федорович Малиновский, девица Татьяна Васильевна Шлыкова, и Синода Канцелярист Николай Никитич Бем. В той же записке сказано, что Прасковья Ивановна с малых лет воспитана была Княгинею Марфою Михайловною Долгорукою. Родилась она 1768 года, 20-го Июля; ей, следовательно, было 20 лет, когда скончался Граф Петр Борисович Шереметев, и 33 года, когда она вышла замуж. Искренняя дружба соединяла её с детства с Татьяной Васильевной Шлыковой, которая с семилетнего возраста жила в доме Графа Петра Борисовича и мать которой, Елена Ивановна Шлыкова, состояла при Графине Варваре Алексеевне Шереметевой, рождённой Княжне Черкаской. Приведём слова Графа Николая Петровича из письма его к сыну своему, Графу Дмитрию Николаевичу, которые лучше всего докажут, как пламенно и искренно любил он Прасковью Ивановну: «Я питал к ней», пишет Николай Петрович , «чувствования самые нежные, самые страстные; долгое время наблюдал я свойства и качества её, и нашёл украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность; нашёл в ней привязанность к Св. Вере и усерднейшее Богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота её; ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки. Они заставили меня попрать светское предубеждение, в рассуждении знатности рода, и избрать её моею супругою». По мысли Графини Прасковьи Ивановны основан в Москве Странноприимный дом. Из того же письма выписываем об этом следующее: «Я давно уже чувствовал тягостное состояние людей, лишённых в старости, в болезнях и нищете, всякого пособия. Сие чувствование скрывалось во взаимном тайном согласии нашем с материю твоею, ещё при жизни её, облегчить страждущее человечество, а по кончине её приведено в действие учреждением Странноприимного дома и разными вспоможениями бедным по её завещанию. Тяжка, несносна, мучительна была мне утрата любезнейшей моей супруги, о коей горестнейшее воспоминание приближало меня к гробу; но сокровенное утешение, происходящее от чувствования сего Богоугодного дела, услаждало мои горести, укрепляло ослабшую душу мою и родило во мне твёрдое упование на Бога, его же благостию и милосердием продолжались лета жизни моей, посвящённые попечению о страждущих».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Граф Петр Борисович Шереметев, сын Графа Бориса Петровича, родился 26 Февраля, 1713 года, и вскоре записан Прапорщиком гвардии Преображенского полка: доказательство, сколько Петр Великий, строго наблюдавший, чтобы чины приобретались одними заслугами, любил Фельдмаршала, отца его. В 1725 году Императрица Екатерина I произвела тринадцатилетнего Офицера в Подпоручики, а Император Петр II пожаловал Графа Шереметева Поручиком, и вскоре (1729 г.) Капитаном-Поручиком того ж гвардейского полка. Он был тогда 16 лет; однако ж находился в действительной службе ещё перед кончиною Петра Великого. В десятилетнее государствование Императрицы Анны Ивановны Шереметев получил только Капитанский чин и звание Камергера при Дворе Принцесы Анны, впоследствии Правительницы; но Императрица Елисавета Петровна вознаградила неудачи и терпение: она его пожаловала в 1741 году действительным Кавалером, в 1742 Кавалером Ордена Св. Анны, в 1744 Ордена Св. Александра Невского, в 1754 году Генерал-Поручиком, в 1760 Генерал-Аншефом и Генерал-Адъютантом и сверх сего дозволила ему принять от Короля Польского, в 1758 году, Орден Белого Орла. По вступлении на престол Императора Петра III Граф Шереметев, с почетным званием Обер-Камергера, удостоился получить, 27 Декабря, 1761 года, Орден Св. Андрея Первозванного. Он остался в сей должности и при Императрице Екатерине II, которая повелела ему присутствовать ещё в Правительствующем Сенате и утвердила, в 1762 году, сочинённый им Устав о должностях и преимуществах Обер-Камергера. Понесённые Графом Шереметевым две чувствительные потери: кончина супруги, жившей с ним в совершённом согласии 25 лет, и преждевременная смерть любимой дочери, помолвленной с другом его, Графом Никитою Ивановичем Паниным, были причиною, что он удалился, в 1768 году, от Высочайшего Двора. Но и в прелестном уединении своём Граф Шереметев, владетель ста сорока тысяч душ, продолжал жить большим барином, давал впоследствии праздники, приводившие в удивление не только соотечественников, но и иностранцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Но слышали ли вы про подвиги человиколюбия Графа Шереметева? Слышали ли вы про блеск его двора, про причуды его Боярской фантазии, про его помещичьи великие дела?» «Нет! Но в Петербурге, блуждая между тысячами бедных, вы находили множество маленьких уголков, где имя Графа Шереметева благословлялось честными бедняками также точно, как, странствуя по России, вы находите углы, где-то же имя благословляют тысячи крестьян. Одно в доме его было всегда блестящее – это церковь : там звуки чудных духовных песень его хора услаждали его душу; но там же был доступ для всякого, кто стучался в дверь этой церкви. Сколько помнится, было одно время, когда понадобилось покойному Графу ограничить свои расходы; но пострадало ли от этого хоть одно бедное семейство? Нет, расходы ограничены были Графом только для себя одного». «И вот этой-то жизни прекрасно соответствовало то, что происходило пред нашими глазами в минуты, когда отпевались бренные останки всех любившего и всеми любимого Графа. Всё, что он любил в своей жизни, всё-то было собрано у его гроба: святыня в великолепном Богослужении; семейство – в его вдове и двух сыновьях; лелеянный им хор, певший всё, что он особенно любил; сотни крестьян из разных концов России, и сотни бедных из разных углов Петербурга, и, наконец, много лиц, знавших его близко и любивших его». «И всё это казалось прекрасным, потому что носило отпечаток правды и звучало ею, потому что было, как жизнь покойного, просто и искренно». «Роскошь, которую мы видели, не смущала никого: то было исполнение долга его ближними, долга, которого они не могли не исполнить. Возле этой роскоши, посреди её, так и виделся нам покойный Граф, как будто смущённый, как будто изумлённый тем, что столько людей собралось кругом его благодарить, со срезами на глазах, за добро, которое он делал тихо, тайно, не признавая, чтоб его можно было делать иначе». «Мир же праху твоему, последний вельможа нашей славной старины! Ты его заслужил, ты сумел, будучи вельможей, оставаться Христианином и гражданином!»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010