1620, упразднен в 1764), белгородский Рождество-Богородицкий (женский, в Белгороде, основан в 1622, упразднен в 20-х гг. XX в.), Карповский Покровский Соловецкий (мужской, на берегу оз. Карповского, недалеко от г. Н. Оскол (ныне Белгородской обл.), основан ранее 1626, упразднен в 1725?), путивльский Борисоглебский (мужской, в Путивле (ныне Сумской обл., Украина), упом. в 1626, упразднен в 1762), Хотмыжский Знаменский (мужской, близ Хотмыжска (ныне с. Красный Куток Борисовского р-на Белгородской обл.), упом. в 1642, упразднен в 1842), Подмелогорская Пятницкая пуст. (мужская, близ Белгорода, упом. в 1644, ок. 1690 приписана к белгородскому Николаевскому мон-рю, упразднена в 1843), Коренная Николо-Ратенская пуст. (мужская, близ совр. с. Устинка Белгородского р-на и обл.), упом. в 1646, упразднена в 1764), Карповский Троицкий Соловецкий (женский, существовал на месте с. Карпов Город Белгородского у. (ныне Яковлевского р-на Белгородской обл.), основан ранее 1652, упразднен в 1764), старооскольский Свято-Троицкий (мужской, в г. Ст. Оскол (ныне Белгородской обл.), упом. в 1659, упразднен ранее 1764), льговский Димитриевский (мужской, близ совр. г. Льгов Курской обл., основан в 1669, в 1678 приписан к московскому Высокопетровскому мон-рю, упразднен в 1764), Корсунско-Богородицкий (женский, в дер. Новосильцова (Новосильцево) (ныне в черте Белгорода), известен с кон. XVII в., в 1717 преобразован в скит белгородского Рождество-Богородицкого мон-ря), старооскольский Успенский (Преображенский) (Тюмафтина пуст.) (женский, в г. Ст. Оскол, основан в XVII в., упразднен в 1743), Борисовская Тихвинская пуст. (женская, на месте совр. пос. Борисовка Белгородской обл., основана в 1709, упразднена в 20-х гг. XX в.), Товолжанская Зосимо-Савватиевская пуст. (мужская, близ совр. с. Шмарного Старооскольского р-на Белгородской обл.), известна с 1709, упразднена в 1721-1724), хотмыжский Покровский (женский, близ Хотмыжска (ныне Белгородской обл.), упразднен в 1725), Яблонова Димитриевская пуст. (мужская, находилась близ совр.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Когда в Борисовке было получено новое штатное положение Атаман (управляющий) Максим Николаенко немедленно подал к Преосвященному Феоктисту, Епископу Курскому и Белоградскому, прошение, в коем, между прочим, изъяснил, что Господин его Действительный Тайный Советник, Обер-Каммергер и Кавалер, Граф Николай Петрович Шереметев, 27 Апреля, 1800 года, благоволил учредить о состоящем в слободе Борисовке Тихвинском девичьем монастыре, построенном его предками и содержимом на его коште, штатное положение с определением Священникам, Игуменьи и монахиням вновь денежного жалованья и хлебной дачи, дров и прочего, означа при том в оном положении, чтобы иметь Священников 2, Игуменью одну, монахинь 24, почему он, Николаенко, и просит Владыку о определении в Борисовскую пустынь по сему положению недостающее число монахинь, и при сём прошении приложил копию с упомянутого положения. Получив это прошение, Преосвященный Феоктист вошёл от себя с представлением в Святейший Правительствующий Синод, в коем, изложив прошение Атамана Николаенка, присоединил от себя, что в Борисовской пустыни ныне находится Священников 2, Игуменья 1, монахинь 6, и против упоминаемого положения недостает монахинь 18-ти; а как по справке в Курской Духовной Консистории оказалось, что в Курской Епархии в девичьих монастырях заштатных монахинь не имеется, а белиц с надеждою пострижения в монашество указных лет есть более 20 человек, и принимая при том во внимание, что Граф Шереметев полагает на содержание желаемого им числа монахинь, также и Священников, годовое жалованье и всё нужно потребное к прожитию в немалом числе, Преосвященный Феоктист положил своё мнение, что, по желанию Графа Шереметева, в оной Тихвинской пустыне к наличному количеству ещё 18 монахинь прибавить можно. При этом представлении Преосвященный присоединил ведомость о находящихся в Курском Белградском монастыре и Борисовской пустыне белицах, желающих пострижения в монахини, и копию с штатного положения. Святейший Правительствующий Синод, основываясь на донесении Преосвященного и принимая во внимание, что по Высочайше конфирмованному 1764 года, Марта 31 дня, докладу о церковных имениях из числа оставленных на своем содержании монастырей и пустынь в Ниловой, Софрониевой, Флорищевой и Саровской пустынях, повелено содержать 30 человек монашествующих, по примеру сих пустынь дозволил Указом, от 21 Октября, 1800 года, и в Борисовской пустыне, состоящей на собственном содержании Графа Шереметева, которое признается достаточным быть, считая с прежними Игуменьи с монахинями 25, а по тому и в число недостающее по новому положению монахинь, постричь поименованных в ведомости белиц, находящихся в Курском и Белгородском монастырях также и в той Борисовской пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но, отложив из угождения Царю Русский кафтан и бороду, и обогатив свой ум положительными сведениями, в особенности по части военного искусства, Борис Петрович не увлёкся ложным блеском иностранного просвещения и до конца своей жизни остался истым Русским Боярином, по уму и сердцу. Воздавая Кесарева Кесареви, а Божия Богови, он, с пламенною любовию к Царю и Отечеству, соединил любовь к Православной Церкви и её уставам, и уважение к добрым обычаям предков; был благочестив, милостив, щедр и великодушен. Обозревая военное поприще Бориса Петровича, исполненное ряда самых блестящих успехов, становится очевидным, что рука Божия была с ним, и Фельдмаршал благодарно признавал это в своих действиях: основание Борисовской Тихвинской пустыни, которую он устроил в кивот досточтимой им иконе Богоматери, своей заступнице и пособнице 42 , богатые, сереброкованые Царские врата, принесённые им в дар любимой им Киевопечерской Лавре, суть дань благодарности Победодавцу, за оказанные им милости и вместе незыблемое свидетельство праотеческого благочестия Фельдмаршала. Несметное достояние, ему принадлежащее, было приобретено самым доблестным образом; можно сказать, что не было пяди земли, ему пожалованной, которой бы не заслужил он усердием и кровию, но по духу благочестия, памятуя, что «всякое даяние благо и всяк дар совершен, свыше есть нисходяй от Отца светов». Он был Евангельски щедр и милостив к бедным, как благий и верный раб ущедрившего его Домовладыки Небесного. Особенно последние годы жизни своей, проживал в Москве вне службы, он как бы искупуя время, посвятил исключительно благотворительности: бедные семейства толпились вокруг палат его. Вдовы с детьми, лишённые надежды на пропитание, и слабые старцы, потерявшие зрение, получали от него всевозможное пособие. Герой был отец сирот, принимал их в своё покровительство и по способностям определял к местам. Все эти высокие черты милосердия и увлекательная общительность его характера, делавшая его доступным всем и каждому, доставили ему ту нелицемерную любовь народную, о которой между прочим упоминает дочь его, Наталия Борисовна, в своих записках, как о вещи общеизвестной его современникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

33 В 1836 году, кроме штатных монахинь, было уже в монастыре 115 белиц, из коих штатных 25, заштатных 45. Келейных корпусов, построенных на счет содержателя, было 7, на свой собственный 19. 36 Освящён в 1862 году, Сентября 21 дня, Преосвященным Сергием, Епископом Курским и Белградским, а предел Трёх Святителей в Ноябре месяце 1861 года, им же. 37 В 1865 году устроена её попечением при монастыре богодельня на 30 человек, на содержание которой пожертвовано ею из собственных своих средств 10,000 руб. сер. и выстроены две ветренных мельниц, с обращением дохода с оных на тот же предмет. При сём, по Указу Курской Духовной Консистории, от 5-го Марта, 1865 г., составлены для богодельни краткие правила, состоящие из 4-х статей: 1) Количество поль­зующихся трапезою должно быть 30 человек самобеднейших монахинь и послушниц, по их желанию, из живущих в сей пустыни, в выстроенных мною (учредительницею) келиях, для помещения их. 2) Выбор приёма на помещение, а равно и расход на их содержание, должны быть не­пременно с общего согласия Игуменьи и старших сестёр. Упразднённое же комплектное место должно быть немедленно замещено другою бедною с общего же совета. 3) По образу жизни с них не должно требовать никакой работы и платы денежной. 4) В количество тридцати нужно, чтобы были приняты шесть послушниц, которые могли бы служить прочим. 38 На сию икону (величиною в 3 арш. 6 вер., шириною 1 арш. 12 вер.), в 1871 голу сделана при нынешней Игуменьи Максимилле серебряная риза с позолоченым венцем, скиптром и державою, в коей весу с каменьями 1 пуд 14 фунт. и 49 золот. ценою в 2017 руб. 87 коп., усердием бывшей Казначей монахини Мариониллы Ралчиной, скончавшейся в том же 1871 году, в Киеве. 39 Впрочем, не имея в виду письменных документов, на которых основывается это сказание, мы считаем, по соображению обстоятельств, вероятнее предположение, что община отменена домашним образом, то есть, по взаимному соглашению Игуменьи с сёстрами, постоянно сего желавшими, и с кем-либо из Управляющих, захотевших вникнуть в очевидное неудоб­ство сего учреждения, по особенным обстоятельствам Борисовской пустыни, как обители, не имеющей иных доходов, кроме определённого от её Ктиторов содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Настоятельные действия Игуменьи Афанасии в 1807 году с восстановлением общины, хоть и в силу общего Епархиального распоряжения, но без внимания на предшествовавшее и на действительное неудобство сего учреждения лишь для Борисовской пустыни, по её отличным от других общежительных обителей обстоятельствам, породили лишь неудовольствие между Настоятельницею и сёстрами и расстройства в обители, которые кончились не прежде, как со смертию сей Игуменьи в 1814 году; монастырские записки говорят, что будто община вторично была уничтожена по её представлению, но сие показание, так же как и первое, не подтверждается никакими письменными свидетельствами, а потому и признавая самое событие, скорее можно предположить, что община и на сей раз уничтожилась сама собою со смертию Игуменьи Афанасии, напрасно усиливавшейся поддержать её, или со смертию Преосвященного Феоктиста, по предписанию коего она была восстановлена и значением коего поддерживалась. Но эти уклонения от внешнего порядка, обнаруживавшие лишь недостаток прочного устройства внутреннего тем живее дали почувствовать последней Настоятельнице необходимость обратить на сей предмет своё бдительное внимание. Следствием сего было введение нового чиноположения в 1821 году. Этот замечательный подвиг совершила, при помощи Матери Божией, Игуменья Августа, и тем упрочила навсегда внутренний порядок вверенной ей обители. Штатное положение 1800 года и Устав или чиноположение обители 1822 года по справедливости могут назваться краеугольными камнями её настоящего цветущего состояния. С 1822 года обитель видимо и быстро стала улучшаться, и во внешнем отношении, буквально говоря, начала расширяться, как желал того её благочестивый основатель, Граф Борис Петрович, и быть в почтении, на что указывал его наследник, Петр Борисович. Но прежде чем рассмотрим, как совершилось введение в обители нового чиноположения, расскажем со слов ещё живой свидетельницы дней давно минувших, 70-летней старицы монахини Измарагды, чем и как проявлялись постепенное ослабление строгого Устава основателя обители перед введением нового чиноположения, то есть, в исходе прошедшего и в начале текущего столетия: монахини приходили на церковные службы без мантий, кроме великих праздников и чрезвычайных случаев, послушницы носили светское платье, ходили в Борисовку без благословения, пели и читали на клиросе в два голоса; а такие беспорядки унижали достоинство пустыни, славившейся издревле своим благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Священнослужебных сосудов: 6 потиров с принадлежностями, все они сребропозлащённые. Из них заслуживают внимания: потир сребропозлащённый черневой работы, на чаше изображения чеканные, на поддоне черневые. Весу в нем 1 ф. 29 зол.; в дискосе весу 90 золотн. а во всем потире с принадлежностями 3 фунта 37 золотн. Пожертвованы в 1829 году от Его Сиятельства, Графа Дмитрия Николаевича Шереметева. VI. Ризница Ризница не столько заслуживает внимания по богатству, сколько по хорошей работе и бережному содержанию. Исчислим лучшие: 1) одежд напрестольных две: а) сплошной золотой парчи, крест золотого широкого гаса; б) пунцового бархата, на лицевой стороне вышито золотом Воскресение Христово, вокруг по полям украшено шитьем из золота и синели. К ним такие же одежды на жертвенник. 2. Воздухов лучших 7; из них заметим: а) малинового бархата, шитые золотом и канителью, кругом обшиты золотою бахромою, подкладка розового гродетура. б) Пунцового бархата, вышиты золотою битью, блёстками и канителью, кресты шитые золотом и блёстками, обшитые золотою бахромою, подкладка голубой тафты. в) Зелёного бархата, шитые серебром, обложены серебряною бахромою, подкладка голубого гродетура. г) Малинового бархата; по углам вышиты золотом Ангелы; обложены вокруг золотою бахромою, подкладка голубой тафты. 3. Риз лучших 10: а) золотой сплошной парчи с серебряными и шёлковыми разводами, оплечье малинового бархата, на коем вышита золотом и серебром с блесками между цветами и виноградными кистями икона Тихвинской Божией Матери, ризы обложены кругом золотым, широким гасом, подкладка розового коленкора. б) Ризы по золотой парче, разводы серебряные и голубой синели, оплечье зелёного бархата, на коем вышито золотом, серебром и блёстками Деисус в венке из цветов и виноградных кистей, обложены вокруг золотым широким гасом, подкладка синей китайки. в) Три ризы зелёного рытого бархата по золотому глазету, на них крест, шитый по канве серебром и блёстками, обложен вокруг золототым гасом. Подкладка розового коленкора. К ним подризники, епитрахили, пояса и набедренники соответствующего достоинства. г) Три ризы голубого бархата по серебряному глазету. д) Три ризы малинового бархата с блёстками, оплечье шито зололотом (цветы и грозды), серебром, золотом и разноцветною сенелью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Брат её, Петр Борисович Шереметев, был болен; из многочисленных родственников только две свойственницы Наталии, престарелые вдовы, приняли участие в горестном положении её, согласились проводить дочь Шереметева в подмосковную Долгоруких, где всё семейство их имело в то время пребывание. Она приехала в одной карете, как «бедная сирота». Их обвенчали в сельской церкви. На третий день после свадьбы, молодые намеревались ехать в город к родственникам «рекомендовать себя в их милость»: вдруг объявляют, что прибыл Обер-Секретарь Сенатский к Князю Алексею Григорьевичу. Сбылось горестное ожидание: Высочайшим Указом велено им чрез три дня отправиться в дальние деревни. Они выехали из Москвы на собственных лошадях в Апреле месяце, во время самой распутицы, когда все луга были потоплены водою, маленькие разливы казались озёрами. Одна только бывшая гувернантка Натальи Борисовны доказала свою привязанность к своей воспитаннице, вызвавшись сопутствовать ей в место ссылки, удалённое от столиц на 800 вёрст. Не успели они отъехать 90 вёрст, как настиг их Капитан гвардии (Петр Воейков), имевший повеление отобрать у Долгоруких ордена (по манифесту 14-го Апреля, 1730). После трёхнедельных странствий, исполненных разных неприятностей и опасностей, наконец они приехали в свою деревню, находившуюся на половине дороги к месту их назначения (селище, в 6 верстах от Касимова, на дороге в Елатьму). Три недели они прожили здесь и уже готовились отправиться в дальнейший путь, как прискакал к ним Офицер гвардии (Капитан-Поручик Артемий Макшеев), сопровождаемый 24 солдатами, и тотчас у всех выходов поставил часовых с примкнутыми штыками. Нежная Наталья, не ведая, что с ними последует, опасалась одного только: «чтобы не разлучили её с супругом, ухватилась за него, не отпускала от себя». В тот же день (24-го Июня) выехали они в своих экипажах из деревни, сопровождаемые Офицером и солдатами; в дороге узнала Наталия от Князя Ивана, что велено их отправить в Березов, за 4000 вёрст от столицы, и там содержать под строжайшим караулом; не дозволено никуда ходить, исключая церкви, никого к себе принимать, переписки ни с кем не иметь, бумаги и чернил нам не давать.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

4 В простые дни в 3 часа определённая будильница, приемши благословение от Игумении, под келию всякой сестры, с молитвою возбуждает к утренней молитве, и бывает благовест со звоном по предписанному, и начинается полунощница, и совершается утреня по уставу и чину, с наблюдением от Священнослужителей по олтарному служению, и Игумении с сёстрами по церкви. По 1-й кафизме, или 6-й песни канона, чтётся пролог по всяк день, и по уставу да наблюдается со тщанием и благочинием. 5 Егда приидет время проскомидии, определённая ударяет в малый колокол трижды. И пришед Священник совершает по обычаю проскомидию, и начинается благовест, и по окончании звона по обычаю ударяет вокруг церкви в деревянное било, и по сем начинаются часы, и по окончании часов совершается Божественная литургия, по 1-й ектении чтутся изобразительная, и блаженны, и прочее по чину литургии; начинается же Божественная литургия в восемь часов. Пономарки же да избраны будут подвижные и незазорные в жизни, смирные и благоговейные к олтарю и Священнослужителям, в олтаре престолу и прочиему священному да не прикасаются, свое же токмо по определению и уставу пономарское служение усердно да проходят; ибо правила Святых Отец запрещают не освящённым святыни прикасатися. 6 Игумения с сёстрами о упомянутом чине да наблюдает тщательно, да определении в служение церковных служений со страхом Божиим и усердием истинным, да проходят церковное служение; ибо сказано: «В храме стояще, на небеси стояти мним», и: «Кто одеян в святый Ангельский образ, Ангельски, яко пред Богом, во всем Ангельском образе (одеянии) должен и служити и предстояти, дабы, вместо милости Божия и вечного воздаяния, и со Святыми причтения, идеже уготова Господь Бог любящим Его, и служащим Ему в преподобии и правде, за небрежение и нерадение, не был кто осуждён в муку вечную с протившимися Богу»; и сего ради, со страхом и со многим вниманием служение церковное да будет с чистою совестию проходимо; ибо и о всяком послушании сказано страшно, кто не радит и с небрежением без разума проходит: «Проклят творяй дело с небрежением».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Аще хощет стройное иметь в обители управление, во всех случаях да имеет совет с избранными на сие сёстрами. И аще что будет касающееся до обители, да приглашает из старейших избранных и рассудительнейших сестёр для совета общего, и прочитания Указов и всяких предписаний и подписания репортов, и согласия и принятия кого в обитель, и в представлении к монашеству да не будет коего-либо злоупотребления. Аще же кто обители ко вреду и не на пользу будет, таковии да не принимаются из приходящих, аще и со укладом, о чём запрещено в Духовном Регламенте. От подарков же в принятии кого и в представлении к монашеству да не будет в обители злоупотребления; ибо благодать Божия туне принимается, туне и подаётся. И о сём Игумения о себе да наблюдает и о прочих, да некогда за невнимание и противление Божественному Писанию и монашеским обетам и пострадати имут противляющиеся, яко же Анания и Сапфира, и осудятся со святотатци, и сими страшными наказаниями и запрещениями Настоятельница да предохраняет себе и сестёр, да будет всякое дело творимое истинно Бога ради и любве ради ближнего, и благодать Божия во всём управлении поспешествовать будет, и мир Божий водворится в сердцах в истинне труждающихся о Господе. Во обращениих же и прощениих да наблюдает себе опасно, а паче от хмельных напитков, кроме необходимой нужды в приёме, и сие не в зазорное время, а паче после вечерия и правила и не зазорных. Да не попустит же из сестёр кому, а паче в приёмах оными, кроме Казначеи в отлучке Игумении для нужного приёма и рабочих, и сие с наблюдением совести и монашеских обетов; и во всех случаях прилежно да наблюдает Игумения свою совесть и сестёр в должностях сущих, и всех ей препорученных в обители, и аще кто увидит творимое где противу совести и устава, да не умолчит, да призовёт и наедине кротко да обличит и усовестит; аще же не послушает, да соберёт старейших и искуснейших из сестр, и при собрании да обличить противляющуюся установлению и монашеским обетам. Аще же смирится и будет прощения просить, да дастся ей обще епитимия по её погрешности и по рассуждению Игумении с сёстрами, поклонами, или постом, телесного же наказания, цепи да не будет в обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но, выражая в своём Завете желание, чтобы новоустроенная Св. обитель «расширялася», благочестивый основатель, конечно, не мог тогда предвидеть, что сам же он положил препятствие такому расширению учреждением общей трапезы с ограничением оной строгим запрещением не только отдельно не готовить, но и не держать по келиям никакой пищи. Это запрещение хотя и не могло быть исполняемо в точности, но пока учреждение общины имело силу закона в глазах содержателей обители, оно было главным препятствием её расширению; ибо, при общей трапезе, поставляемой лишь на 13 человек, и при выше упомянутом запрещении, нельзя было принимать на искус желающих, ни на общее монастырское, ни на собственное своё, содержание, и чрез то обитель была лишена одного из существенных условий для своего расширения и процветания: не имела возможности постепенно возращать и воспитывать духовно у себя и для себя будущих чад своих. Мы ещё должны будем возвратиться к сему предмету, а теперь продолжим рассказ наш. Устное предание называет первою Настоятельницею обители в сане Игуменском старицу Иустину, в просторечии Устинью; второю – Иулианию Данилевскую. Но сколько времени продолжалось настоятельство каждой, и чем особенно ознаменовано было, сведений о сём нет. Общежитие, как мы уже видели, по воле основателя, состояло из 12 стариц, кроме Игуменьи. Имена первых насельниц обители, к сожалению, неизвестны. Первым духовником был Иеромонах, который, после кончины его, последовавшей в 1719 году, по распоряжению местного Архиерея, был заменён белым Священником. В Декабре 1714 года Фельдмаршал, будучи позван Государём в Петербург, сам того не зная, простился навсегда с Украйной и с своей любимой Борисовкой, где он провёл самые тихие годы своей жизни, отдыхая в своей семье на свежих ещё лаврах, будучи любим и почитаем от всех, его окружающих и подвластных за благодеяния, щедро им излитые на Украйну, в пределах которой, как замечает его жизнеописатель, Граф «с юных лет обращался и оказывал всегда Малороссиянам в справедливых их требованиях благосклонное приятие».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010