Климент V, папа Римский. Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент V, папа Римский. Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) В конфликте кор. Филиппа IV Красивого и папы Римского Бонифация VIII Бертран де Го занял неоднозначную позицию. Считается, что в апр. 1302 г. он приехал в Париж на первое в истории Французского королевства собрание Генеральных штатов и подписал письмо франц. духовенства с оскорблениями в адрес папы Римского ( Lizerand. 1910. P. 34). По др. версии, на ассамблее он выступил против короля, объявил себя свободным от вассальных обязательств по отношению к сюзерену, но при этом получил защиту от преследований со стороны королевских чиновников ( Menache. 1998. P. 11). На следующем собрании Генеральных штатов (1303), на к-ром планировалось выступить с требованием созвать Собор и низложить Бонифация VIII, Бертран де Го отсутствовал. Он принял сторону папы и вопреки королевскому запрету прибыл на созванный Бонифацием VIII Собор в Риме (1 нояб. 1302). Однако кор. Филипп IV не выразил открытого недовольства действиями Бертрана; вероятно, это объяснялось непрочностью власти короля в Аквитании, где всегда сильны были антифранц. настроения (так, в янв. 1303, во время волнений, были убиты королевские чиновники). В этих волнениях семья де Го, сохранявшая нейтралитет, не пострадала. Избрание на Папский престол и коронация После смерти папы Римского Бенедикта XI в папском дворце в Перудже собрался конклав (18 июля 1304), к-рый заседал до июня 1305 г. В выборах нового папы участвовали 19 кардиналов (англичанин, кастилец, 2 француза и 15 итальянцев; 10 членов коллегии кардиналов были возведены в кардинальское достоинство папой Бонифацием VIII); позднее 4 кардинала покинули конклав из-за болезни. Коллегия кардиналов разделилась на 2 партии: 9 сторонников папы Бонифация VIII во главе с кард. Маттео Орсини (вскоре он уехал из-за болезни) были настроены антифранцузски и жаждали покарать тех, кто действовали против Бонифация VIII, а 6 сторонников франц. короля (2 француза и 4 итальянца) во главе с кард. Франческо Наполеоне Орсини стремились к миру с Францией. До Рождества члены конклава безуспешно искали приемлемую кандидатуру из коллегии кардиналов, но в итоге из-за противоречий между партиями было принято решение выбрать понтифика не из числа кардиналов. Итал. партия должна была составить список из 3 кандидатов-неитальянцев, из которых французская партия выбрала бы одного. В список, подготовленный сторонниками Бонифация VIII, было включено имя архиеп. Бертрана де Го. Его кандидатура удовлетворила обе партии. 5 июня 1305 г. в 1-м туре 10 из 15 кардиналов проголосовали за архиепископа Бордо; остальные подчинились мнению большинства. Избрание на Папский престол Бертрана де Го означало победу сторонников примирения папы Римского с королем Франции.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЕСТИН I [Целестин; лат. Caelestinus, Celestinus] († 27.07.432, Рим), св. (пам. зап. 27 июля), еп. (папа) Римский (с 10 сент. 422). Согласно Liber Pontificalis (1-я редакция составлена в 30-х гг. VI в.), сын некоего Приска, происходил из обл. Кампания. Сведения о К. до избрания на Папский престол немногочисленны. Его можно отождествить с диак. Келестином, которого называл «своим сыном» еп. (папа) Римский Иннокентий I (401-417) в послании к Децентию, еп. г. Эвгубий (ныне Губбио, Италия) (416 - Innocent. I, papa. Ep. 25. 11//PL. 20. Col. 559-560). В речи перед участниками Римского Собора 430 г. К. вспоминал о том, как он присутствовал на богослужении в праздник Рождества Христова в Медиолане (ныне Милан), где по призыву свт. Амвросия Медиоланского (374-397) народ пел гимн «Приди, Искупитель народов» (Veni, redemptor gentium - Arnobii catholici et Serapionis conflictus. II 13. 9-16//PL. 53. Col. 289). К. состоял в переписке с блж. Августином ; вероятно, ему было адресовано послание, написанное в кон. 418 г. ( Aug. Ep. 192//PL. 33. Col. 868-869). После смерти еп. (папы) Римского Бонифация I (4 сент. 422) К. был возведен на Римскую кафедру. Блж. Августин отмечал, что избрание К. в отличие от выборов Бонифация I прошло мирно и не вызвало беспорядков в Риме ( Aug. Ep. 207//PL. 33. Col. 953-957). Из деяний К. известно о закрытии в Риме церквей, принадлежавших новацианам , после чего новацианский еп. Рустикула был вынужден служить в частных домах. Церковный историк Сократ Схоластик усматривал в этом распоряжении Римского понтифика свидетельство самоуправства, присвоения им имп. полномочий ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11//PG. 67. Col. 757-758; см.: Wessel. 2004. P. 17-19). По указанию К. была восстановлена базилика Юлия (Санта-Мария-ин-Трастевере), поврежденная готами в 410 г. (post ignem Geticum). Папа щедро одарил отстроенный храм, в Liber Pontificalis упоминается также о подсвечниках и лампадах, которые он поместил в базилике св. Петра на Ватиканском холме и в базилике св. Павла на Остийской дороге. В понтификат К. на Авентинском холме началось строительство базилики титула Сабины (Санта-Сабина) на средства пресв. Петра. В посвятительной надписи Папский престол назван «апостольской вершиной» (culmen apostolicum), К.- «первым во всем мире епископом» (primus et in toto fulgeret episcopus orbe).

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Уже в начале IV b. Римский епископ был единственным митрополитом Италии, его власть и епархия были огромны. Затем в его власти окажутся три митрополита – Равеннский, Миланский и Аквилейский, но постепенно число таких митрополитов растёт. Во второй половине IV b. Римский папа из «епископа епископов» превращается в митрополита митрополитов, или иначе, патриарха всей Италии и через это – главой всей Западной церкви. Но аналогичные претензии зазвучали и на Востоке, где образовались свои церковные диэцезы и патриархи – Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский и Константинопольский 732 . Руководствуясь 4 каноном Никейского Собора, папа Бонифаций I (418–422) провёл твёрдую линию, чтобы во главе одной провинции стоял один митрополит, вследствие чего число митрополитов резко возрастает. Это только усиливает авторитет понтифика, который становится главой множества митрополитов, патриархом, папой, апостоликом, понтификом . Дальнейшему укреплению статуса Римской церкви очень способствовали арианские споры, так как только она одна из всех крупных церковных общин твёрдо держалась Никейского исповедания и защищала св. Афанасия Великого . Деятельность эта не осталась незамеченной, и торжеством пап явился знаменитый указ св. Феодосия Великого, которым он велел всему миру принять ту веру, которой придерживается Римский епископ, хотя императором был упомянут ещё и Александрийский епископ – «человек апостольской святости». И в следующем году Вселенский Собор в Константинополе подтвердил, что Римский епископ имеет первенство чести перед всеми другими архипастырями. К этому времени стало обычной практикой обращение периферийных епископов к папам с просьбой сообщить им древнее учение Святых Отцов или разрешить какой-то сложный вопрос. Такая поучительная переписка получает широкое распространение, и уже папа Дамас I (366–384) замечал, что решения Римского понтифика, в которых он выступает как глава своей Церкви, должны быть известны каждому епископу, как каноны соборов 733 . Высшая учительская власть апостоликов, какой её представляли себе папы, неизбежно должна была породить претензии в области церковного законодательства (в части издания вселенских канонов общего свойства) и церковного суда (установление норм по каждому конкретному прецеденту). Немного забегая вперёд, скажем, что к середине V b. эта цель на Западе оказалась достигнутой – закон императора Валентиниана III от 445 г. утвердил за Римским епископом не только высшую судебную власть, но и полную правительственную власть над всеми западными церквями. После захвата Африки вандалами эта церковь – некогда отстоявшая свою автокефалию от Рима – резко утратила своё влияние и также безоговорочно признала власть папы св. Льва Великого 734 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа Римский разрешил отпускать грех аборта в Юбилейный год Божественного милосердия 2 сентября, 2015. Новостная служба Понтифик принял решение разрешить отпускать этот грех всем раскаявшимся женщинам 2 сентября. ПРАВМИР. Папа Римский Франциск разрешил всем священникам, по их усмотрению, отпускать грех аборта. У католиков совершение аборта считается одним из самых тяжких грехов, за него отлучают от Церкви. Однако в Юбилейный год Милосердия Папа Римский Франциск принял решение разрешить отпускать этот грех всем раскаявшимся женщинам, сообщает catholicculture. В апреле 2015 года папа Франциск объявил о проведении внеочередного Юбилейного года с 8 декабря 2015 года и посвятил его Божественному милосердию. В своем письме понтифик так объяснил свое решение: «… Я думаю о тех женщинах, которые прибегали к абортам. Я осознаю, какое давление оказывалось на них, в результате чего они и приняли такое решение. Это серьезнейшее экзистенциальное и нравственное испытание. Я встречал столько женщин, которые несут в сердце своем шрам от этого мучительного и болезненного решения. По этой причине я решил: тем, кто придет на исповедь с искренним раскаянием, не должно отказывать. Несмотря ни на что, нужно дать возможность всем священникам по их усмотрению в Юбилейный год милосердия отпускать грех аборта тем, кто с сокрушенным сердцем просит об этом. В прощении Господа не может быть отказано тому, кто искренне раскаялся на исповеди, и хочет примириться с Отцом»,  — сообщает Ватикан . Юбилейным годом периодически провозглашался Святой год, в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов. Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение индульгенций, отмену наложенных епитимий. Впервые Святой год был отмечен в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. В 1470 году папа Павел II принял постановление о том, что юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в юбилее; возникла традиция, обязывающая отмечать юбилейные годы в начале каждой четверти века. Кроме этого, папы несколько раз пользовались своим правом объявлять внеочередной юбилейный год.

http://pravmir.ru/papa-rimskiy-razreshil...

В римско-католическом «Своде канонического права» («Corpus iuris canonici»; начал составляться при папе Пие X в 1904 г., опубликован папой Бенедиктом XV в 1917 г.) читаем следующее определение папской власти: «Римский первосвященник, преемник в примате блаженного Петра, не только имеет первенство чести, но высшую и полную власть юрисдикции над всей Церковью, как в вопросах, касающихся веры и нравственности, так и в тех, которые, касаются дисциплины и управления Церкви, разветвленной по всему миру». (Сап. 218, § 1). В том же духе составлен и ряд более ранних официальных заявлений римских Пап, из которых особенно решительно звучит торжественное провозглашение папой Бонифацием VIII необходимости подчинения Папе для получения вечного блаженства: «Мы объявляем, утверждаем, определяем, провозглашаем, что подчинение римскому первосвященнику является для всякого человеческого существа совершенно необходимым условием спасения» («Рогго subesse Romano Pontifici omni humanae creaturae declaramus, dicimus, definimus et pronunciamus, omnino esse de necessitate salutis» – булла «Unam sanctam» от 18 ноября 1302 г.). Папа Евгений IV на Флорентийском соборе 223 провозгласил (в булле «Laetantur coeli» от 6 июля 1439 г.): «Мы объявляем также, что святой апостольский престол и римский первосвященник обладают верховенством (приматом) над всем миром, и что этот римский первосвященник есть преемник блаженного Петра, князя апостолов, и истинный наместник Христа, а также глава всей Церкви и отец и учитель всех христиан, и что ему, в лице блаженного Петра, передана Господам нашим Иисусом Христом полная власть пасти Вселенскую Церковь , руководить и управлять ею». – Так и папа Павел IV 224 пишет в одной своей булле: «Римский первосвященник, который является на земле заместителем Бога и Господа Нашего Иисуса Христа и обладает полностью власти над племенами и царствами, и всех судит»... (булла «Cum ex apostolatus officio» от 15 февр. 1559 г.). Согласно с этим и римско-католические катехизисы определенно подчеркивают роль Папы как верховного главы Церкви (теперь это общее правило, но до ватиканского догмата 1870 г. многие римско-католические катехизисы имели лишь очень в смягченной форме учение о главенстве Папы или даже не упоминали его вовсе). В римском катехизисе 1566 года читаем: «Един есть руководитель и правитель Церкви, невидимый Христос, которого Вечный Отец дал «главой» всей Церкви, которая есть тело Его. А видимая глава есть тот, кто в качестве преемника занимает римскую кафедру Петра, князя апостолов». И т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Общее состояние империи под властью недостойного правителя было ужасно. Помимо таких страшных бедствий, которые причинял империи Хосров отвоеванием целых областей на востоке, ближайшие к столице области оказывались в полной беспомощности перед аварским ханом и продолжавшейся иммиграции славян, состоявших под властью хана. В летописных преданиях византийцев нет никаких свидетельств о жизни этих областей в правление Фоки; но египетский повествователь, Иоанн Никиуский, близкий по времени свидетель, знает о нашествиях варваров, разорении городов и уводе в плен христианского населения. По его словам, один лишь город Фессалоники умел отстаивать себя за своими крепкими стенами и служил единственным опорным пунктом власти императора в опустевшей и обезлюдевшей стране. 59 Но и этот город страдал от того анархического движения, которое шло по всей империи под видом борьбы димов. В одной лишь стране, входившей тогда в пределы империи, разоренной Италии, правление Фоки не ознаменовалось новыми бедствиями. С возвращением Смарагда на пост экзарха восторжествовала политика папы Григория в отношении лангобардов. Заключенное Смарагдом перемирие было возобновлено в 605 году на три года с обязательством уплаты 12 тысяч номизм ежегодно, и на тех же условиях возобновлено опять в 607 году. В 610 году начались непосредственные сношения лангобардов с центром империи. В Константинополь прибыло посольство от царя Агилюльфа, за которым последовало ответное посольство от константинопольского двора. 60 Сношения двора с папой Григорием носили дружественный характер до самой его смерти, последовавшей в 604 году, и упрочились при его преемниках: Себастьяне, который состоял апокрисиарием папы Григория при византийском дворе (†606 г.), Бонифации III (†607) и Бонифации IV, который занял римский престол 25 августа 608 года. При Бонифации III был устранен старый пункт раздора, столь сильно волновавший папу Григория: Фока воспретил константинопольскому патриарху именоваться вселенским и подтвердил тем первенство римского престола во вселенской церкви. 61

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Колумбан был горячим сторонником кельтской Пасхи и тонзуры и не раз спорил об этом с галльским духовенством. Его житие составлено Ионой из Боббио в середине VII в. 310 Сохранилось немало свидетельств о полном отказе бритттов от общения с Римской церковью. В письме Альдхельма королю Корнуолла Герайнту, датированном 705 г., епископ сетует, что бритты не только отказываются есть с англами, но и бросают псам всякую пищу, которой коснулась рука англа. За общение с англосаксами бритт должен был нести покаяние в течение сорока дней. 311 Валлийская церковь вплоть до конца VIII в. отказывалась от общения с английской и не принимала римскую Пасху и тонзуру. 312 Бонифаций IV был римским папой в 608-615 гг. 313 У Беды везде synodum. Мы переводим этот термин словом «собор», когда речь идет о собраниях вселенских или местных предстоятелей, и «синод», когда говорится о постоянном собрании духовных и светских правителей, решающем вопросы церковной жизни. 314 27 февраля 609 г. 315 Римский Пантеон (храм всех богов) построен ок. 125 г. при императоре Адриане. Папа Бонифаций освятил его в честь девы Марии и всех мучеников 13 мая 609 г. Долгое время этот день праздновался католиками как День всех святых (позже перенесен на 1 ноября). Благодаря превращению в христианский храм Пантеон единственным из римских зданий сохранил свой внешний вид; ныне там находится национальный мавзолей Италии. 316 Элла-первый король Сассекса, правивший, по преданию, в 477-514 гг. 317 Кевлин-король Уэссекса в 560-591 гг. 318 Редвальд-король восточных англов в 593-617 гг. По мнению большинства историков, именно ему принадлежит знаменитый англосаксонский могильник в Саттон-Ху, раскопанный в 1939 г. 319 Эдвин-король Нортумбрии в 616-633 г. О нем см. ниже. 320 Имеются в виду острова Мевания или Мона (нынешний Англси) и Менапия (нынешний Мэн). Они объединены Бедой по схожести названий и в VII в. действительно были заселены бриттами. 321 Святой король Освальд правил Нортумбрией в 634-642 гг., его брат Освиу (Осви)-в 642-670 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/440649/

Апостол Петр будто передал свою непогрешимость Римской Церкви, и римские папы уже в первом тысячелетии похвалялись тем, что Римская Церковь всегда была «sine errore et macula» (безгрешна и безупречна). Эта доктрина сперва была только неудержимой тенденцией, еще не было ясно, кто, собственно, в Римской Церкви непогрешим в чем и когда? Является ли непогрешимой локальная Римская Церковь , или вся Западная Церковь, или Собор западных епископов, или сам римский епископ? После разных перепитий Ватиканский собор 1870 г. определил догму, что непогрешимым является сам Римский папа, когда говорит «ex cathedra» об истинах веры и обычаев. Значит, Римской Церкви передает непогрешимость папа, он ее непогрешимо ведет по истинному евангельскому пути. Римский папа – будто тот «камень», на котором Христос основал Свою Церковь, и будто «врата ада» не одолеют этот римский «камень». Все это в нынешней Римской Церкви не какие-то богословские доктрины, а самые формальные догмы, провозглашенные на соборах в Лионе (1274), Флоренции (1439) и Ватикане (1870). В своих энцикликах, буллах и речах римские папы непрестанно возвышают, доказывают и объясняют свой «божественный примат». От папы Григория VII (1074) до того времени, пока светское положение римских пап не пошатнулось, в Римской Церкви была принята как бы дигма о том, что папа имеет две наивысшие власти: духовную и светскую («два меча»). Бонифаций VIII в своей булле «Unani Sanctam» 1302 г. провозгласил эту претензию пап как формальную догму. Теперь от этой тенденции официально осталось только то, что папа обязательно должен быть независимым светским владыкой, сувереном хотя бы только на 44 ватиканских гектарах земли. Однако в форме агитации римские полемисты и теперь выдвигают претензию, что папа должен владеть целым миром, как царь, потому что он непогрешим. Обязательныйцелибат клира Римской Церкви должен служить как бы наглядным доказательством ее святости: будто только в Римской Церкви обитает Святой Дух и она живет Им; только в ней воспитываются все святые и только ее верные спасаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нескольких очень точных фразах архиепископ Бонифаций описывает то ужасное положение, в которое попала Церковь во Франкской империи, и противопоставляет этой печальной действительности римский идеал церковной жизни: «Франки, по свидетельству престарелых мужей, уже больше восьмидесяти лет не созывали ни одного Собора, не имели у себя архиепископа и не принимали никаких новых церковно-канонических постановлений. И теперь в большей части городов епископские кафедры находятся или в руках мирян, стремящихся только завладеть собственностью, или же в руках пришлого духовенства, приверженного бесчинию и лихоимству, к удовольствию мира сего. Если я по просьбе названного герцога, по Вашему благословению, должен буду взяться за это дело, то хотел бы иметь под руками указания и решения, а также церковно-канонические определения Апостольского престола» 135 . Относительно точной даты проведения Собора мнения исследователей расходятся. Так, например, Эрих Каспар 136 и Райнхольд Рау 137 считают, что этот Собор состоялся в 742 году, в то время как такой авторитетный ученый, как Шифер, полагает, что Собор прошел в 743 году. Как бы то ни было, этот Собор епископов стал поворотным пунктом в истории Франкской Церкви, открывшим новую эпоху в истории Западной Церкви. Карломан повелел созвать епископский Собор 21 апреля – в воскресенье пасхальной октавы, то есть в первое воскресенье после Пасхи, в неизвестном месте. Этот Собор был приурочен к традиционному собранию войск империи, в котором принимали участие наиболее значительные представители франкской аристократии, и был как бы завершающей его частью. Хотя этот форум вошел в историю как Германский Собор – так как проходил он на территории, впоследствии принадлежавшей Германской Церкви, – в собственном смысле слова это был Австразийский Собор. В эпохальном мероприятии, помимо архиепископа, принимали участие только шесть епископов, явившиеся на Собор в сопровождении представителей своего клира. Это епископы: Бурхард Вюрцбургский, Витта Бюрабургский, Виллибальд Айхштатский, Хеддо Страсбургский, Регинфрид Кельнский, бывший, вероятно, единственным представителем «старого» франкского епископата, и некий неизвестный епископ по имени Дадан, возможно, возглавлявший Эрфуртскую епархию. Таким образом, отсутствовали епископы не только из Баварии или Аллемании, но даже и из самой Австразии. Не было здесь и давнишних недругов и противников святителя – епископа Гевиллиба Майнцского и Милы Трирско-Реймского, тем легче было архиепископу Бонифацию проводить на этом Соборе жизненно важные для него решения по реорганизации церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По преданию, Б. защищался от меча книгой (в наст. время хранится в музее кафедрального собора г. Фульда). Тело Б. перенесли сначала в Утрехт, затем благодаря свт. Луллу в Майнц, а еще позже, согласно желанию, к-рое много раз выражал сам Б., в аббатство Фульда. Могила Б. очень скоро стала местом поклонения. Б. почитали не только как мученика, в IX в. Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим - ап. Петром, а Эфес - ап. Иоанном. В 1160 г. Б. впервые был назван «апостолом Германии». 11 июня 1874 г. папа Римский Пий IX распространил почитание святого на всю католич. Церковь. С 1867 г. при гробнице Б. проходят ежегодные конференции католич. нем. епископов. Своим покровителем Б. считают портные, пивовары и резчики. На рубеже XIX-XX вв. в рус. историографии существовало мнение о невозможности почитания правосл. Церковью Б. Его миссионерские заслуги отрицались на основании довода, что его труд состоял «не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма» (см.: Бонифаций//ПБЭ. Т. 2. Кол. 942-943). О несостоятельности такой т. зр. свидетельствуют мученическая кончина Б., его самоотверженная жизнь, отданная распространению христ. веры, и многочисленные чудеса, совершающиеся от его мощей. В наст. время во мн. правосл. приходах Зап. Европы, особенно в Голландии и Германии, почитают Б. как небесного покровителя и заступника. Православные совершают паломничества к месту его мученической кончины в Доккум, где бьет чудотворный источник, а также в Фульду, где в кафедральном соборе покоятся мощи святого. Иконография Изображения святого известны с кон. X в. (древнейшее - на крышке переплета «Codex aureus» из г. Эхтернаха, 983/991). Б. изображается как бенедиктинский монах, в нек-рых случаях как епископ. Его иконографическими символами являются срубленный дуб, топор, евангелиарий, пронзенный мечом. К нач. XV в. относится цикл сцен из жизни святого, представленный в витражах кафедрального собора в Эрфурте. Соч.: PL. 89. P. 687-892; Sancti Bonifatii et Lulli epistolae/Ed.

http://pravenc.ru/text/153073.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010