по: Menache. 1984. P. 205). Франц. правительство настаивало на канонизации папы Целестина V, к-рого представляли жертвой властолюбивого и неразборчивого в средствах преемника - Бонифация VIII. Сторонники семейства Колонна, которых поддерживал Анжуйский дом, утверждали, что отречение Целестина V и избрание Бонифация VIII были незаконными; по мнению Ногаре, папа Римский не имел права отрекаться от престола, т. к. «брак папы и Церкви» не может быть расторгнут при жизни, а существование 2 Римских понтификов противоестественно. После смерти Целестина V (1296) распространялись сведения о чудесах по молитве к покойному. По совету Ногаре кор. Филипп Красивый потребовал создать комиссию кардиналов для начала канонизационного процесса (1306), были собраны показания свидетелей в пользу причисления Целестина V к лику святых. 5 мая 1313 г. Целестин V был канонизирован как отшельник Пьетро дель Морроне, т. е. как частное лицо, а не как Римский понтифик. Тем самым была признана легитимность его отречения. Кор. Филипп Красивый заставил К. начать в Авиньоне судебный процесс по делу папы Бонифация VIII (16 марта 1310). В защиту папы выступили гл. обр. итальянцы (родственники папы, назначенные им кардиналы и некоторые юристы). К. пытался затянуть процесс (он требовал представить свидетельские показания в письменном виде, обращался к брату короля Карлу Валуа с просьбой убедить Филиппа Красивого снять обвинения против Бонифация VIII). Позиция папы привела к росту напряженности в отношениях с франц. королем: К. опасался, что советники Филиппа Красивого нанесут ему тяжкое оскорбление, как они поступили с Бонифацием VIII ( Boutaric. 1872. P. 23-39). В нач. 1311 г. судьи приступили к допросу свидетелей; по указанию Ногаре было сформулировано 37 пунктов обвинения. Однако вскоре король пошел на уступки (возможно, причиной этому было отсутствие доказательств мн. преступлений, в к-рых обвиняли Бонифация VIII) и согласился передать решение дела К. или Вьеннскому Собору. В ответ папа издал буллу «Rex gloriae virtutum» (27 апр. 1311): были аннулированы все папские распоряжения, изданные после 1 нояб. 1300 г., которые могли причинить ущерб монарху и Французскому королевству. Освободив Филиппа Красивого и его помощников от ответственности за события в Ананьи (наказать следовало только тех, кто грабили папское имущество), К. называл франц. короля «добрым и ревностным защитником Церкви», сравнивал французов с ветхозаветными иудеями. Тем не менее папа отказался оправдать Гийома де Ногаре (позднее обвинения против Ногаре также были сняты по настоянию Филиппа Красивого). Участники Вьеннского Собора, к-рым К. поручил рассмотреть дело Бонифация VIII, даже не включили его в повестку заседаний. На заключительной сессии Собора К. объявил, что избрание Бонифация VIII было легитимным, а др. обвинения назвал клеветой.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Год на Апостольском престоле восседал безвольный Бенедикт XI (1303–1304), но когда его активность начала утомлять Французского короля, тот был отравлен безвестным молодым человеком, предложившим папе «свежих» лесных ягод. Новый папа Климент V (1305–1314) являлся настоящим ставленником Французского двора, и все 28 кардиналов также были назначены по едва ли прикрытому указанию короля. Решением Филиппа IV в 1309 г. папе и кардиналам была предоставлена резиденция в Авиньоне, на границе Франции, т.к. существовали далеко не безосновательные опасения, что Рим не примет «такого» понтифика. Началось знаменитое «Авиньонское пленение» Римских пап, длившееся 70 лет, в течение которого ни у кого не возникало сомнений относительно того, что апостолик является орудием Французской короны. Конечно, Римский епископ более не вызывал доверия и не считался беспристрастным, как ранее 416 . Впрочем, и моральный облик предстоятеля Апостольской кафедры более не вызывал умиления среди верующих. Как рассказывали, папа Бенедикт был «отягощен вином и годами». Расходы на содержание двора папы Климента превышали в 10 раз аналогичные средства на содержание королевского двора в Париже. А на его инаугурацию был организован пир, на котором съели 1023 барана, 118 голов крупного рогатого скота, 101 теленка, 914 козлят, 60 свиней, 10 471 курицу, 1440 гусей, 300 щук, 46 856 порций сыра, 50 000 пирогов и выпили 200 бочек вина. Ходили упорные слухи, что некая прелестная графиня Турская Сесиль удостоилась излишнего пастырского внимания к себе. А ее сын, будущий понтифик Григорий XI (1370–1378), был рожден ею от папы Климента. Поэт Петрарка с негодованием писал, что «постели пап кишат проститутками», а их алчность не знает границ 417 . Новый папа, обладавший столькими разными «талантами», сразу же обеспечил преимущество партии Филиппа Красивого, и теперь новым апостоликом гарантированно мог стать только француз. Климент V отменил также все решения покойного Бонифация VIII, задевавшие интересы Филиппа Красивого, и благословил процесс против тамплиеров. Нечего удивляться, что столь открыто демонстрируемая зависимость новой Римской курии от Французского двора резко ухудшила отношения между папами и Германским императором. «В пику» Французскому двору и желанию понтифика германские князья-выборщики избрали в 1308 г. своим императором Генриха Люксембургского (1308–1313). Тот в 1310 г. явился в Рим, и жители города открыто провозгласили независимость императорской власти от Римского епископа. Но Генрих, состоявший в дружбе с Филиппом Красивым, не пожелал открытого разрыва, и в тот момент скандал удалось замять 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Переход Дионисиева сборника в Галлию. – В таком именно распространенном виде Римский сборник Дионисия папой Адрианом I был послан Карлу Великому в Галлию в 774 году 913 . В 802 г. на Ахенском соборе он был принят в качестве официального кодекса франкской церкви и, вытеснив из употребления так называемый сборник Кенеля, продолжал действовать, пока сам не был вытеснен сборником лже-Исидора. Вообще сборник Дионисия до появления сборника лже-Исидора был одним из самых распространенных в латинском мире. 10. Сборник Крескония и его отношение к сборнику Дионисия. – Еще раньше, чем в Галлии, сборник Дионисия сделался известен в Африке в Карфагенской церкви. Здесь он послужил единственным источником для сборника, составленного епископом Кресконием или Крисконием, жившим накануне арабского завоевания (707 г.), в конце VII столетия (ок. 690 г.) 914 . Вероятно, еще раньше своего епископства, он, по приказанию епископа Либерина (или Либерия), составил «Согласие или Конкордию канонов» (Concordia canonum), заимствовав свой материал единственно из Дионисия. Разделив свой труд на 300 (или 301) глав с особыми заглавиями, в их распорядке он не соблюл, однако, какого-нибудь определенного плана. Из первой части Дионисиева сборника, т. е. из канонов, он заимствовал правила Апостольские и всех греческих соборов, кроме Константинопольского (II всел.) 915 . Из второй части, т. е. из декреталий, он заимствовал декреталии всех пап за исключением Бонифация и Анастасия. Полному тексту канонов или собственно Конкордии предшествует краткое изложение ее содержания или бревиарий (Breviarium), 916 с цифровыми цитатами, указывающими на полный текст. Тому и другому предпослано предисловие, адресованное епископу Либерину или Либерию (Liberinus al. Liberius). Сборник этот был в большом употреблении, по крайней мере, до X столетия, как показывает множество сохранившихся древних рукописей. § 34. Галльский сборник (Кенелев) 1. Название, место и время появления сборника. – До появления сборника Дионисио-Адриановского, в Галлии был распространен другой древний сборник, изданный в 17 столетии Пасхазием Кенелем (Pasquier Quesnel, Qaesnellus) и потому обыкновенно называемый Кенелевым сборником 917 . Возник он, как думают, в самой Галлии: ибо, во-первых, весьма многие рукописи этого сборника сохранились только в Галлии и нигде более, во-вторых, 11-е Анкирское правило в нем переправлено таким же точно образом, как и в других рукописях несомненно Галльского происхождения, в-третьих, только в этом одном сборнике помещено послание галльских епископов к папе Льву I, и наконец, в-четвертых, следы заимствований из этого сборника заметны только у галльских собирателей и писателей 918 . Полагают, что он составлен не позднее времени папы Геласия I (492–496), следовательно, почти одновременно с Дионисиевым. Что он был весьма распространен в Галлии, это нам показывают многочисленные рукописи 8–10 столетий, сохранившиеся до нашего времени 919 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Правила этого периода касательно отшельниц в общем одинаковы с правилами касательно иноков. От аббатис требовалось подчинение своим, епископам; они порицаются за присвоение себе священного права посвящать девственниц, и давать благословение и рукоположение мужчинам – по-видимому с целью посвящения их на низшие степени священства 2875 . Встречаются частые жалобы на распутную жизнь в женских монастырях, и в этом грехе обвиняются иногда сами аббатисы 2876 . Другие правила направляются против обычая допускать вдов, принимать монашество во время первого приступа их горя, так как оказывалось, что такие монахини часто предавались мирским делам или увеселениям, и старались пользоваться в одно и то же время преимуществами и монашеской и мирской жизни. Бенедиктинский устав принят был и в женских монастырях, и к концу этого периода пример устава Хродеганга повел к учреждению общин каноников-женщин (канонисс), которые жили вместе под менее строгим уставом, чем монахини, и без обязательства отказываться от своей частной собственности. Обряды и обычаи 1 . По всему Западу с самого начала при богослужении употреблялся латинский язык. Так как на нем говорило население всех западных провинций империи, то не было и необходимости переводить литургию на другие языки, а после варварских завоеваний латинский язык оставался языком высшей цивилизации и в особенности языком духовенства, ряды которого в течение долгого времени вообще наполняемы были из среды романизированных народов. Он был тем посредством, через которое народы вели свои официальные сношения; он один оставался устойчивым в то время, как наречия варваров подвергались быстрым изменениям, и где на его основе образовались новые языки (в каковом процессе церковные употребление латинского языка весьма много содействовало обеспечению его преобладания), то образование это было постепенным, так что было бы невозможно определить, в какое собственно время вышел из употребления, или устарел древний римский язык. Более тесная связь, установленная с Римом Пипином и Карлом Великим, упрочила употребление латинского языка во франкской церкви. И вот таким образом обычай, первоначально возникший по особым обстоятельствам, стал наконец считаться как бы необходимым, и в позднейшее время даже был оправдываем особой теоретической аргументацией, хотя это, по-видимому, и было столь же вопреки обычаю древней церкви, как и вопреки разуму. Карл Великий впрочем, несмотря на свою преданность римским обрядам, противодействовал возрастающему мнению касательно этого предмета. «Пусть никто», – говорится в его капитулярии на соборе франкфуртском, «не предполагает, что Богу нельзя молиться кроме как на трех языках; ибо Богу можно молиться на всяком языке, и молящийся будет услышан, если только он просит должного!» 2877 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последующие за этими событиями годы политическая напряженность в Италии продолжала сохраняться. Григорий III, в отличие от своего предшественника, не пришел к новому соглашению с Лиутпрандом, и, когда в 732–733 годах король лангобардов напал на Равенну, папа своим авторитетом поддержал экзарха, который отправился в поход, чтобы вернуть завоеванный лангобардами город. Григорий III договорился также со сполетским герцогом Траземундом о передаче пограничной крепости римским воинским частям. Но именно этот союз стал для папы роковым, так как, когда в следующем году Лиутпранд пошел войной против Траземунда, герцог просил убежища у папы. Король снова появился в 739 году под стенами Рима, но вынужден был отступить, захватив при этом четыре важные крепости. Положение папы Григория III казалось совершенно безнадежным. Помощи от императора ждать не приходилось. «Нужда вдохновила его на смелый шаг. Оставленный греческим Востоком на произвол судьбы, фактически преданный им, папа Римский обратился к ведущей власти германского Запада» 86 . Он отослал франкскому правителю Карлу Мартеллу с епископом Анастасием и пресвитером Сергием два письма, где красочно описал бедственное положение Римской Церкви, и перед лицом опасности, постоянно исходившей от лангобардов, настоятельно просил Карла о помощи. Этот шаг, очевидно, был сделан слишком рано, поскольку политические обстоятельства времени в настоящий исторический момент складывались неблагоприятно для положительного исхода дела. Карл Мартелл был связан с Лиутпрандом, оказавшим ему помощь в борьбе с сарацинами 87 , и даже символически усыновил его сына Пипина Младшего. Таким образом, Карл, вынужденный действовать очень осторожно, хотя и не отказался покровительствовать Римской Церкви, но ограничился на первый раз лишь переговорами с лангобардами. «Понтификату Григория III придает особое значение тот факт, что он первым пришел к мысли связать папство с франками... мысли, на столетия вперед определившей ход европейской истории... Если даже его попытка сближения с франками не имела тогда практического успеха, именно при нем были заложены основы дальнейших контактов с Франкской империей, которые начинали формироваться еще при его предшественнике благодаря личности Бонифация. С большой степенью вероятности можно предположить, что Карл Мартелл, будучи не в силах непосредственно исполнить просьбу папы, в то же время оказался очень уступчивым в своей политике по отношению к Церкви, поддерживая порученную папой Бонифацию работу по организации Церкви в Гессене и Тюрингии и способствуя открытию новых епархий» 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для того чтобы составить представление о способах работы Беды с теми сведениями, которые по тем или иным причинам нуждались в осторожном обращении, проследим, как он описывал историю одного из важнейших, по его мнению, событий – утверждения христианства в Нортумбрии. Согласно Беде, король Нортумбрии, язычник Эдвин в 625 году женился на дочери христианского короля Кента Этельберге. При этом Эдвин обещал не препятствовать христианской проповеди в своем королевстве и, возможно, принять в будущем христианство. В связи с этим, как писал Беда, 21 июля 625 года был посвящен в сан епископа будущей паствы в Нортумбрии миссионер из Рима Паулин. Епископ сопровождал невесту Эдвина в Нортумбрию. Далее, как рассказывал автор «Церковной истории», Эдвин долгое время упорствовал, не желая принимать христианство, так что римскому папе Бонифацию V пришлось отправить Эдвину и его жене два письма с наставлениями в вере; (Беда приводил оба эти послания). В марте 626 года первой в Нортумбрии была крещена новорожденная дочь Эдвина, а спустя некоторое время он сам, под влиянием сотворенного Паулином чуда, принял христианскую веру. В рассказе англо-саксонского историка обращает на себя внимание одна деталь, отмечавшаяся в работах исследователей 497 . Паулин, по словам Беды, отправился в Нортумбрию в конце июля 625 года и прежде не встречал Эдвина. Римский папа Бонифаций V умер в октябре 625 года. За три месяца епископ успел познакомить Эдвина с основами христианского вероучения, убедиться в нежелании короля принять крещение, написать об этом в Рим; в свою очередь папа за это время получил его письмо, составил и отправил два послания в Нортумбрию, что было едва ли возможно. Представляется вероятным, что Паулин и раньше пробовал обратить в христианство нортумбрийского короля и писал о своей неудаче в Рим или, что послания были составлены преемником Бонифация. (Его письма дошли до наших дней только в тексте «Церковной истории», что препятствует точному установлению авторства и времени их написания). В работе П. Хантера Блэйра на основе изучения дополнительных источников делались заключения о том, что Паулин пытался наставить в вере Эдвина, когда тот находился в изгнании при дворе короля Восточных англов, и о том, что женитьба Эдвина на Этельберге, по-видимому, состоялась до приезда епископа в Нортумбрию 498 . С периода правления короля Эдвина до того времени, когда Беда начал писать свои произведения, прошло около семидесяти лет. Память о миссии Паулина сохранялась в нортумбрийских монастырях (так в монастыре Уитби во времена Беды аббатисой была внучка Эдвина, там же некоторое время жили его дочь, которую крестил Паулин и его сподвижник диакон Иаков). Вряд ли Беда, тщательно собиравший материал для своего труда, не знал об обстоятельствах принятия христианства в его же королевстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Изначально большая каппа была пурпурного цвета, в период «Авиньонского пленения пап» для нее был сделан капюшон из меха. В 1464 г. папа Римский Павел II заменил кардинальскую пурпурную большую каппу красной (рядовой) и фиолетовой (используемой в постные (покаянные) дни). Для К., принадлежавших к монашеским орденам, были установлены особые цвета каппы: камальдулы, мерседарии, тринитарии носили белую каппу; цистерцианцы и доминиканцы - черную. До сер. ХХ в. во время торжественных церемоний К. облачались в большую каппу, достигавшую 15 м в длину. Каппа символизировала величие К. и душевный покой, а длина - распространение власти К. на весь мир. Использовавшийся на каппе капюшон из меха горностая символизировал покаяние за грехи всех людей, изгнанных в лице Адама из рая и вынужденных облачиться в шкуры животных. Летом горностаевый капюшон заменялся шелковым. Согласно motu proprio папы Римского Пия XII от 30 нояб. 1952 г., размеры большой каппы были уменьшены вдвое (AAS. 1952. Р. 849-850), а после выхода инструкции от 13 апр. 1969 г. использование большой каппы позволялось лишь за пределами Рима и в особо торжественных случаях. К.-камерленго и К.-перводиакон традиционно получали особый кардинальский жезл - ферулу (ferula), покрытую красным бархатом и украшениями, длиной ок. 1 м. К.-камерленго использует ферулу крайне редко, К.-перводиакон держит ее в правой руке, когда руководит процессиями во время папских церемоний. Привилегии К. как высшие иерархи Римско-католической Церкви наделены привилегиями в церковной и в общественной жизни. В 1225 г. буллой папы Римского Гонория III К. была гарантирована неприкосновенность, любое посягательство на них приравнивалось к «оскорблению величества», как если бы таковое было совершено в отношении папы или коронованных особ. Наказание за посягательство на личность К. словом или делом было ужесточено решением папы Бонифация VIII в 1294 г. Буллой «Apostolicae Sedis moderationi» от 12 окт. 1869 г. папа Пий IX подтвердил прещения в отношении тех, кто осмелятся причинить вред К.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Письма папы Григория к Фоке, которыми он приветствовал совершившийся переворот, слишком характерны, чтобы вполне обойти их. «Слава в вышних Богу,— писал Григорий,—да веселятся небеса и да торжествует земля. Весь народ, доселе сильно удрученный, да возрадуется о ваших благорасположенных деяниях» . И какая злая ирония могла продиктовать нижеследующие слова в том же письме: «Пусть каждый наслаждается свободой под ярмом твоей империи. Ибо в этом и состоит различие между властителями других народов и императорами, что первые господствуют над рабами, императоры же Римского государства повелевают свободными!» Можно думать, что к льстивым заявлениям не остался глух император Фока; в 607 г. он разрешил спорный вопрос о титуле в пользу преемника Григория Великого, папы Бонифация III. Декретом императора апостольский римский престол признан главой всех Церквей, и весьма вероятно, что тогда же патриарху запрещено было подписываться на официальных актах титулом Вселенский. В VIIb. в Италии начал складываться такой порядок вещей, при котором становилось возможным сожительство итальянцев с лангобардскими завоевателями, хотя византийское правительство не отказывалось от надежды на возвращение всей Италии под власть империи. Родственные связи, установившиеся посредством браков между лангобардскими королями и баварскими герцогами, позволили папам войти в непосредственные сношения с арианствующими лангобардами и влиять на их политику. Католичество стало делать успехи среди ариан, и в городах стали появляться католические епископы рядом с арианс-кими. Римские епископы не только приобретали нравственное влияние на всю Италию—лангобардскую и византийскую, но и скрепляли своим авторитетом два враждебные элемента — победителей и побежденных. В то время, как церковная власть постепенно делала прочные завоевания в стране, императорское правительство, действовавшее через своих представителей в Италии, экзархов Равенны, рядом политических ошибок вызвало полное охлаждение итальянцев к Византии. Главный интерес изучения лангобардской и греческой Италии в эту эпоху сосредоточивается на выяснении двух положений: каким путем постепенно эмансипируется епископ Рима от власти императора, и какими средствами он надеялся вести борьбу с представителем его авторитета — экзархом, и, с другой стороны, какие условия вызвали падение византийского влияния в Италии, несмотря на то, что политические обстоятельства должны были бы скреплять Италию с Константинополем, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/442817/

св. Бонифаций I, папа Римский). Они везли с собой соборное постановление и личные послания еп. Иннокентия, епископов Хромация Аквилейского и Венерия Медиоланского и имп. Гонория к имп. Аркадию ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 4//SC. 341. P. 84-86). К делегации присоединились также вост. изгнанники: епископы Кириак Синадский, Палладий Еленопольский, Димитрий Пессинунтский и Евлисий Апамейский. Несмотря на то что посольство было поддержано имп. Гонорием, везло его послание, оно оставалось по преимуществу инициативой Римского епископа. В нач. 406 г. посольство прибыло в Афины, намереваясь далее продолжить путь через Фессалонику, где послание еп. Иннокентия должно было быть вручено свт. Анисию. Однако в Афинах легаты были задержаны неким трибуном, посажены на корабли (зап. епископы отдельно от восточных) и доставлены в К-поль. В течение 3 дней плавания зап. легатам не давали пищи, а по прибытии в к-польское предместье Виктора (τ Βκτωρος - см.: Janin. 1950. P. 406-407) их задержали (возможно, по приказу имп. Аркадия) и переправили во фракийскую крепость Афира, где содержали в тяжелых условиях. У легатов потребовали находящиеся при них письма, однако те отказались вручать их кому-либо, кроме имп. Аркадия,- тогда письма были взяты у них силой. Легаты не согласились вступить в общение со свт. Аттиком - преемником скончавшегося 11 нояб. 405 г. свт. Арсакия ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 20). Неудачей закончилась попытка подкупить легатов за 3 тыс. монет, чтобы они перестали поддерживать И. З. и признали свт. Аттика. Тогда легаты были фактически высланы на Запад: их посадили на плохо оснащенный корабль, на к-ром они добрались до Лампсака, откуда, поменяв судно, за 20 дней доплыли до Италии. Находившиеся с ними вост. епископы по приезде в Афиру были помещены отдельно, а позже отправлены в ссылку ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 4//SC. 341. P. 90-92). И. З. написал неск. писем, посвященных этому посольству: одни адресованы зап. епископам и пресвитерам ( Ioan. Chrysost.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Да. Люди веры всегда с уважением относятся к вере других. Трудности возникают, когда друг с другом встречаются конфессии, которые не могут достичь примирения на интеллектуальном уровне. Так, ислам предполагает единство религиозного исповедания и общественного порядка, христианство же допускает их разделение. Не выдерживая этого напряжения, представители этих религий пытаются найти новую платформу для примирения вне всякого вероисповедания, что лишь способствуют ужесточению «битвы цивилизаций».   Попытка папы вернуть в церковное общение некогда отлученное Братство Пия X пока не удалась... Своим решением Папа явил великую готовность к примирению.  Братство Пия X не кафолично, поскольку воспринимает в качестве критерия кафоличности само себя . Следующему Папе придется ждать их ответного шага.     Вопросы задает журналист Нина Штрек   Перевод с немецкого и примечания – Августин Соколовски Папа Целестин V (Пьетро дель Морроне) (1209 (1210, по другим данным 1215) – 19.05.1296 (192-й по счету римский епископ, на кафедре c 5 июля (интронизация 29 августа) по 13 декабря 1294)). Монах-бенедиктинец, отшельник с 1231 года, в 1235–1240 годах подвизался в горах Морроне, где к нему присоединились другие отшельники, образовав значительное братство. Слава о святости Целестина привела к избранию его на римскую кафедру. Среди деяний Целестина на римском престоле, особенно характеризующих его как подвижника и аскета, избрание 12 новых кардиналов 18 сентября 1296 года, большинство из которых  было не из приходского безбрачного духовенства, а из монашествующих. Желая вернуться к созерцательной жизни, Целестин отказался от римской кафедры. С января 1295 года вернулся к отшельничеству в келье святого Онуфрия возле города Сульмоны, а затем в Апулии. Вслед за одним из францисканских братств желал удалиться в Грецию для более уединенного подвижничества, однако, был арестован и с июня 1295 года заключен в замке Фумоне в Ананьи в регионе Лацио, где вскоре отошел ко Господу. 5 мая 1313 года был прославлен в лике святых Папой Бонифацием VIII в Авиньоне. Почитание Целестина в монашеских кругах приобрело эсхатологические черты. Папа-ангел, отшельник с сильным характером, вплоть до наших дней противопоставлялся официальной бюрократической Церкви. Литургическая память Целестина совершается 19 мая. Именем Целестина называлась некогда распространенная по всей Западной Европе конгрегация целестинцев, основанная папой-отшельником. Lexikon für Theologie und Kirche, Dritte Auflage, Herder, Freiburg-Basel-Wien 2009, II, 1247-1248.

http://bogoslov.ru/article/3168987

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010