Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИФАЦИЙ I Бонифаций I. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Бонифаций I. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 4.09.422, Рим), св. (пам. зап. 4 сент.), епископ Римский (28 или 29 дек. 418 - 4 сент. 422). Согласно Liber pontificalis , сын рим. пресвитера Иокунда. В 406 г. участвовал в посольстве в К-поль к визант. имп. Аркадию , отправленном епископом Римским Иннокентием I с целью опротестовать смещение с К-польской архиепископской кафедры свт. Иоанна Златоуста . Понтификат Б. начался со схизмы архидиак. Евлалия (см. Евлалий , антипапа). Сторонники Евлалия, не дождавшись законного проведения выборов, захватили Латеранский дворец и провозгласили его папой (27 дек.). Рим. префект Симмах, подозревая Б. в том, что он более предан восточнорим. имп. Феодосию II , чем западнорим. имп. Гонорию , написал в Равенну донесение, в к-ром высказался в пользу Евлалия. Б., законно избранный 70 священниками и большинством мирян, вынужден был покинуть Рим; только при прямой поддержке имп. Гонория, собравшего в Равенне Собор и полностью подтвердившего на нем права Б., он был восстановлен на Римском престоле. Эти события стали причиной обращения Б. к имп. Гонорию с тем, чтобы в дальнейшем император наблюдал за сохранением канонического порядка избрания пап. Император издал постановление, согласно к-рому в будущем в случае спорного избрания рим. епископа следовало провести новые выборы, гарантируя единогласность голосования. Впосл. это постановление стало прецедентом для вмешательства светских правителей в избрание пап. Б. вел борьбу с пелагианством и вдохновил блж. Августина написать 2 сочинения против пелагиан, одно из к-рых, «Contra duas epistolas Pelagianorum libri quattuor» (Четыре книги против двух посланий пелагиан), тот посвятил папе, отзываясь о нем как о человеке необычайной доброты и смирения. Б. принимал активное участие в разрешении конфликтов, возникавших в Церквах Галлии, Африки и особенно в Иллирике, древнейшем викариате Рима. В связи с тем что Иллирик вошел в состав Вост. Римской империи и юрисдикция над ним была передана епископу К-поля (июль 421), Б. пришлось добиваться восстановления юрисдикции Рима над Иллирийским викариатом. Сохранились послания Б., но в собрании, приведенном в PL, из 15 посланий только 9 подлинные. Б. похоронен на кладбище св. Фелицитаты. Соч.: PL. 20. Col. 745-792. Ист.: LP. Vol. 1. P. 227-229; Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 51-54. Лит.: Pietri Ch. Roma Christiana. R., 1976. Vol. 2. P. 948-954, 1254-1270; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 208-210; Carefoote P. J. Pope Boniface I: The Pelagian Controversy and the Growth of Papal Authority//Augustiniana. 1996. T. 46. P. 261-289. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова: ЗЕФИРИН († 26.08.217 или 218), еп. (папа) Римский (с 198, по др. версии, с 202/3), свт. (пам. зап. 26 авг.)

http://pravenc.ru/text/153075.html

Надо помнить, что двух носителей единоличной абсолютной власти одновременно быть не может. Поэтому в тех случаях, когда папский престол оспаривали два или три епископа (а таких случаев в истории было немало, римо-католикам необходимо очень четко разбираться, кто из них — законный преемник Петра, а кто антипапа, ибо только та церковь, по римско-католическому учению, может считаться истинной, которая имеет своим главой законного папу. А церковь, подчиненная антипапе, должна бы поэтому считаться «антицерковью», или, если воспользоваться выражением Льва IX, «сборищем схизматиков» и «синагогой сатаны». Если мы с этой, чисто католической, меркой подойдем к вопросу о папском преемстве и исследуем этот вопрос в историческом плане, мы натолкнемся на совершенно непреодолимые трудности. Дело в том, что в истории Римской Церкви бывало не раз, что победу в борьбе одерживал не более законный папа, а более сильный поддержкой власть имущих. Так было в 418 году, когда Бонифаций I при поддержке императора одержал победу над избранным ранее Евлалием, в 530 году, когда Бонифаций II одержал верх над избранным большинством духовенства Диодором и во многих других случаях. Есть ли у католиков какое-либо основание считать, что именно Бонифаций I и Бонифаций II были преемниками единоличной власти ап. Петра? В 963 году Римский собор низложил за разврат папу Иоанна XII и поставил на его место Льва VIII. С православной точки зрения в этом нет ничего сомнительного, но с точки зрения римско-католического вероучения это было незаконное действие, поскольку папу никто судить не может. И сам папа Иоанн XII этого суда не признал. Следовательно, Лев VIII должен считаться у католиков антипапой, а подчиненная ему церковь не должна признаваться истинной Церковью. Но беда в том, что Иоанн XII имел только одного преемника (Бенедикта V), а через преемников антипапы Льва продолжается «преемство» от апостола Петра по сей день. Но если нынешняя линия пап является продолжением антипапской линии, то где здесь законное преемство и где законная Церковь?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИФАЦИЙ IV Бонифаций IV. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Бонифаций IV. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 8.05.615, Рим), св. (пам. зап. 25 мая), папа Римский (25 авг. 608 - 8 мая 615). Сведений о Б. до 591 г., когда он был рукоположен во диакона, не сохранилось. До избрания на папский престол занимал одну из ключевых должностей в Римской Церкви: был диспенсатором, в ведении к-рого находилось управление патримонием св. Петра. Понтификат Б. начался при таких тяжелых обстоятельствах, как голод, чума, наводнение, но он сумел смягчить последствия стихийных бедствий, организовав помощь населению. Б. принял активное участие в преодолении Аквилейской схизмы (см. ст. Аквилея ). Он привлек часть епископата и духовенства на сторону легитимного Патриарха Аквилеи - Градо Кандидиана, но радикально настроенные противники Всел. V (II К-польского) Собора избрали себе др. Патриарха. В 610 г. Б. созвал Собор в Риме, к-рый официально разрешил допускать монахов к принятию священства. Дискуссии по этому вопросу возникли потому, что в то время монашество как институт являлось сравнительно новым явлением и подразумевало удаление монашествующих от общения с миром. В Соборе принимал участие первый еп. Лондона Меллит. Б. поддерживал отношения с Галлией, сохранились его послания бургундскому кор. Теодориху II и архиеп. Арелатскому Флориану, викарию в Галлии. Большим достижением Б. стали реставрация и превращение заброшенного и полуразрушенного рим. Пантеона в храм Пресв. Девы Марии и всех мучеников (S. Maria ad Martyres, 609). Почитание Б., к-рого вскоре после кончины признали святым, было официально утверждено во время понтификата Бонифация VIII , воздвигшего в честь Б. алтарь над его гробницей в соборе св. Петра. Соч.: PL. 80. Col. 97-106; MGH. Epp. T. 3. P. 453-456. Ист.: LP. Vol. 1. P. 317-318; Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 220-222. Лит.: Colucci M. Bonifacio IV (608-615): Momenti e questioni di un pontificato. R., 1976; Michetti F. San Bonifacio IV e il suo pontificato. Avezzano, 1992. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова: ЗЕФИРИН († 26.08.217 или 218), еп. (папа) Римский (с 198, по др. версии, с 202/3), свт. (пам. зап. 26 авг.)

http://pravenc.ru/text/153081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ VI Бенедикт VI, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт VI, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († июль/авг. 974, Рим), папа Римский (19.01.973 - июль/авг. 974). Согласно Liber pontificalis , римлянин, его отец Хильдебранд принял монашество. Кардинал-диакон ц. св. Теодора, Б. был избран вскоре после смерти папы Иоанна XIII (6 сент. 972), но возведен на престол лишь 19 янв. 973 г., когда герм. имп. Оттон I утвердил его избрание. После смерти имп. Оттона I (7 мая 973) брат Иоанна XIII рим. консул Кресценций Старший (см. ст. Кресценции ), воспользовавшись трудным положением нового имп. Оттона II , к-рому необходимо было сначала утвердить свою власть в Германии, организовал мятеж и овладел Римом. Б., поддерживавший партию Оттона II, был схвачен, низложен и заточен в замке св. Ангела (Сант-Анджело). Вместо Б. Кресценций поставил антипапу Бонифация VII . Оттон II, узнав об этом, направил в Рим послом гр. Сикко, однако тот не смог добиться освобождения Б. Вскоре Б. скончался в заточении; подозревали, что он был задушен пресв. Стефаном по поручению Бонифация VII (см., напр., в Хронике Германа из Райхенау - Hermannus Augiensis. Chronicon. ad annum 974//MGH. SS. Vol. 5. P. 116; PL. 143. Col. 223). Гр. Сикко с имп. сторонниками осадил замок св. Ангела и изгнал Бонифация VII, к-рый с приближением армии Оттона II к Риму бежал в К-поль. В начале своего понтификата Б. провел Собор в Риме, на к-ром по просьбе архиеп. Теодориха Трирского подтвердил привилегии Трирской церкви (24 янв. 973) (PL. 135. Col. 1083A - 1084C). Он также подтвердил привилегии мон-рей Субиако в Италии (26 нояб. 973) (PL. 135. Col. 1084D), Везле в Галлии (28 нояб. 973) (PL. 135. Col. 1085A - 1086C), Сан-Педро де Родас в Испании (апр. 974) (PL. 135. Col. 1086D - 1090A). Подлинность посланий Б. еп. Веронскому Милону ( Jaffé. RPR. n. 3772), еп. Тиволи Иоанну (PL. 137. Col. 350), архиеп. Зальцбургскому Фридриху (PL. 135. Col. 1081A - 1082C) вызывает сомнения. Имя Б. также связано с т. н. Лоршскими фальсификатами - поддельными посланиями пап Симмаха , Льва VII , Агапита II и имп. грамотами о правах и привилегиях Лоршской ц. Они были составлены по заказу еп. Пассау Пильгрима, стремившегося возродить древнее рим. архиеп-ство Лорш, охватывавшее территории Паннонии и Мёзии, и включить т. о. в свою юрисдикцию Венгрию и Моравию. В состав этих фальсификатов входят письмо Пильгрима к Б. с просьбой подтвердить восстановление Лоршского архиеп-ства для обращенных им в христианство венгров (неизвестно, было ли оно в действительности отправлено) и ответ Б. об отделении архиеп-ства Лорш от Зальцбургского архиеп-ства и восстановлении его в рим. границах. Пильгрим получил также паллий архиепископа, в сферу его пастырской юрисдикции были включены Бавария, Венгрия и Моравия (PL. 137. Col. 315A - 317D опубликован под именем Бенедикта VII ).

http://pravenc.ru/text/78036.html

Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский В 634 году скончался патриарх Иерусалимский святой Модест, и в преемники ему был неожиданным образом избран престарелый ревнитель халкидонской христологии Софроний. За этим последовало издание им окружного известительного послания (синодики), в котором он, не употребляя выражения об одной или двух энергиях во Христе, тем не менее по существу дела отстаивает учение о двух энергиях, вытекающее с логической неизбежностью из Халкидонского ороса о двух природах во Христе: «Слово истинно воплотилось и… облеклось телом и было познаваемо как единый Сын, производящий из Себя всякое действие: Божественное и человеческое, телесное и бестелесное, видимое и невидимое, описуемое и неописуемое, соответствующее действенности естеств Его, и само по себе непрестанно проповедующее и постоянно возвещающее эту двойственность» 9 . Избрание на Иерусалимский патриарший престол противника моноэнергизма, святость жизни которого была хорошо и широко известна, обеспокоило патриарха Сергия. Особые опасения у него возникли из-за ожидаемой поддержки Софрония со стороны Римской кафедры и всей Западной Церкви – до тех пор папы либо были не осведомлены о спорах, возбужденных на христианском Востоке униональной политикой императора и Константинопольского патриарха, либо там выдерживали паузу, чтобы получить более полную информацию о происходящем. Ересь папы Гонория и вопрос о «непогрешимости пап» В период, последовавший за преставлением святителя Григория Двоеслова, Римский престол занимали Савиниан – с 604 по 606 год, Бонифаций III – в 607 году, Бонифаций IV – с 608 по 615 год. В 609 году папа Бонифаций IV, по словам Беды Достопочтенного, «получил от императора Фоки в дар Римской Церкви святилище, издревле называемое Пантеон, поскольку там находились изображения всех богов. Удалив оттуда всю скверну, он основал там церковь, посвященную святой Матери Божией и всем мученикам Христовым, дабы по изгнанию сонмища демонов служила она памятью сонму святых» 10 . Освящение храма состоялось 13 мая, и с тех пор в этот день Римская Церковь праздновала память всех святых, позже праздник был перенесен на 1 ноября. После кончины Бонифация IV Римскую кафедру занимал Деодат, а с 619 года – Бонифаций V, скончавшийся в 625 году.

http://pravoslavie.ru/98188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИФАЦИЙ VIII (ок. 1235, Ананьи, Италия - 11.10.1303, Рим; мирское имя - Бенедетто Каэтани), папа Римский (24 дек. 1294 - 11 окт. 1303), правовед, один из защитников папской теократии. Происходил из влиятельной и богатой семьи. Закончил фак-т права в Болонском ун-те, затем продолжил учебу в Париже. В 1260 г. стал каноником. По возвращении в Рим был назначен адвокатом и нотариусом при Римской курии, ему поручались важные дипломатические миссии во Франции (1264), в Англии (1265). Вскоре стал заметной фигурой в Римской курии: в 1281 г. папа Мартин IV возвел его в кардинала-диакона, в 1291 г. папа Николай IV - в кардинала-пресвитера. В это же время назначенный папским легатом, он принимал участие в урегулировании конфликта внутри Парижского ун-та, в переговорах между Францией и Англией, способствовал примирению Франции с кор. Альфонсо III Арагонским. После отречения папы Римского Целестина V Каэтани был избран на папский престол (в Неаполе) при поддержке кор. Карла II Анжуйского. Однако частью духовенства законность этих выборов была поставлена под сомнение. В ответ по приказу Б. был заключен в тюрьму Целестин V, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Поскольку эти действия Б. вызвали недовольство влиятельного семейства Колонна, папа объявил представителям этого семейства войну, отлучил их от Церкви, конфисковал имущество и разрушил их оплот - г. Палестрина. Бонифаций VIII. Скульптор Арнольфо ди Камбио. Капелла св. Бонифация IV в старом соборе св. Петра (ныне в папских апартаментах) Бонифаций VIII. Скульптор Арнольфо ди Камбио. Капелла св. Бонифация IV в старом соборе св. Петра (ныне в папских апартаментах) Своей главной целью Б. считал утверждение папской теократии в противовес формирующимся национальным гос-вам. Пытался осуществить идеи пап Григория VII и Иннокентия III . С этой целью он окружил себя знатью, ввел пышный этикет в курии, всеми силами стараясь вернуть папскому престолу прежнее величие. Желая утвердить верховенство папы, Б. признал избрание герм. кор. Альбрехта I Габсбурга Австрийского (1298) при условии его отказа от имп. прав в пользу папства. Для демонстрации величия папской власти и пополнения казны Б. было введено празднование юбилейного года ( «Annus sanctus» ) и установлено, что подобные юбилейные годы будут отмечаться каждые 100 лет (булла «Antiquorum habet fide» от 22 февр. 1300). С небывалой пышностью был отпразднован «святой» 1300 год при стечении тысяч паломников в Рим, перед к-рыми на торжествах Б. появлялся поочередно в одеянии понтифика и императора.

http://pravenc.ru/text/153089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIV Иоанн XIV, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в. Иоанн XIV, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в. († 20.08.984, Рим; до избрания папой - Петр), папа Римский (с нояб. 983). Род. в Павии, там же в 978 г. стал епископом. Кон. 980 г. датируются первые документы, на к-рых стоит подпись архиканцлера Италии Петра Павийского, принимавшего участие в качестве имп. уполномоченного в урегулировании конфликта между аббатствами Кава и Субиако. В 981 г. папа Римский Бенедикт VII возвел его в достоинство кардинала. После смерти Бенедикта VII (10 июля 983) в Рим для утверждения нового папы приехал имп. Оттон II , в это время готовивший новый поход в Юж. Италию (1-й поход летом 982 закончился неудачей). Вероятно, еп. Петр Павийский не был единственным кандидатом на Папский престол; напр., в Житии св. Майоля Клюнийского упоминается о предложении императора св. Майолю занять Римскую кафедру (возможно, этот эпизод следует датировать 983, когда св. Майоль находился в Павии, хотя большинство исследователей склоняются к 973). Так или иначе, решением императора на Римскую кафедру был назначен (в хрониках говорится именно о назначении, а не об избрании) архиканцлер Италии еп. Петр Павийский, принявший имя Иоанн. Дата его интронизации неизвестна (по разным предположениям, церемония состоялась в сент.-дек. 983). Хронологию понтификата И. трудно восстановить из-за скудности информации в источниках. Короткое жизнеописание в Liber Pontificalis практически полностью посвящено свержению И. и его смерти в замке Св. ангела. 6 дек. 983 г. папа утвердил совершенное имп. Оттоном II назначение архиеп. Беневентского Алона (Papstregesten. 1998. N 625; MGH. SS. T. 30. Pars 1. P. 127-128). Сохранились послание И. новому архиепископу, а также неск. писем к И. Герберта Аврилакского (впосл. папа Римский Сильвестр II ), ставшего в это время аббатом мон-ря Боббио . В дек. 983 г. положение Герберта в Павии ухудшилось, и он просил папу о поддержке. И. хотел видеть Герберта в Риме, но тот так и не приехал. Смерть 7 дек. 983 г. в Риме Оттона II сильно ослабила позиции И. в городе. После отъезда весной 984 г. вдовы Оттона II имп. Феофано в Германию И. лишился герм. поддержки. Этим воспользовался изгнанный Оттоном II в 974 г. антипапа Бонифаций VII . Прибыв в апр. 984 г. в Рим, он сверг И., заточил его в замке Св. ангела, где тот спустя 4 месяца скончался. Вероятно, после заточения И. Бонифаций VII созвал Собор, к-рый официально низложил папу. В Liber Pontificalis сообщается о 8 месяцах понтификата и 4 месяцах заточения И.

http://pravenc.ru/text/469698.html

«Факторы, которые больше всего способствовали приданию папскому авторитету формального и юридического измерения, – победа римской практики на Соборе в Уитби и последовавшая за этим деятельность святого Бонифация в Западной Германии и Франкской империи. «Римский» порядок отныне – после хаоса, царившего там при Меровингах, устанавливается как программа церковных реформ. В 742 году под влиянием Бонифация Собор в Суассане определил, что все митрополиты должны получать паллиум из Рима. Таким образом, паллиум стал символизировать каноническую юрисдикцию, делегированную Римом. Эта идея будет по-настоящему навязана Карлом Великим установлением действительно «западного патриархата» – феномена каролингской эпохи... В VI и VII веках Римская Церковь по-прежнему играла роль связующего звена между Востоком и Западом, что с особенной ясностью показывает святой Григорий Великий . Однако осуществлялось это ценой известных внутренних противоречий. Принимая пентархию 212 , участвуя в имперской византийской системе, Римская Церковь в то же время всякий раз прибегала к аргументу Петрова апостольства, когда могла использовать его для отстаивания своей юрисдикции. Возможно, эта Янусова двуликость могла бы удерживаться гораздо дольше, если бы высокомерие и небрежение императоров-иконоборцев не обрекли папство на то, чтобы стать западным институтом, связанным с Каролингской монархией сначала как орудие, а затем как яростный соперник в борьбе за господство над централизованным и культурно единообразным латинским христианством» 213 . Все попытки представить святителя Бонифация слепым орудием в руках папства не имеют под собой никаких серьезных оснований. Также нужно признать несправедливыми упреки в том, что Бонифаций занимался миссионерством, якобы преследуя некие тайные политические цели. Конечно, он вынужден был соотносить свои действия с политическими и многими другими обстоятельствами своего времени – неудача его первой миссионерской поездки во Фрисландию была в этом смысле для него глубоко поучительной. Святитель Бонифаций жил в очень противоречивую эпоху, но через глубину веков его личность предстает перед нами удивительно цельной, его устремления – основанными на идеалах и канонах Древней Церкви, а действия – вполне последовательными. В пору своей юности он был свидетелем того, как Английская Церковь , устроенная на древних канонических началах, принятых на Соборе в Уитби, за короткое время достигла значительных успехов почти во всех областях церковной жизни и переживала эпоху расцвета. Так что принципы его действий во Франкской империи были очень просты и последовательны: он стремился оживить Франкскую Церковь за счет принципов, примененных в свое время в Англии: установления римских – то есть древнецерковных – канонических правил и усиления монашества. То, что впоследствии история повернулась таким образом, что результатами его труда воспользовались определенные политические силы, никоим образом не может быть поставлено ему в вину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именно это убеждение постепенно обрело институционный и юридический авторитет. Можно действительно сказать, что все действия и высказывания римских епископов, обращенные к церквам, находящимся за границами их «пригородного» патриархата, были мотивированы концепцией их первенства как первенства Петрова и потому вселенского. Это относится и к поставлению папских викариев в отдаленных местах, как Арль и Иллирик, и к выдаче паллиумов некоторым митрополитам. Нет сомнения и в том, что папские «декреталии», которые начали публиковаться еще в Vb. в ответ на возникавшие по всему Западу вопросы, были написаны в том же духе. Это, однако, не означает, что сами папские наместники (викарии) или получавшие паллиум митрополиты абсолютно разделяли эти взгляды на папское первенство. Как Галлия, так и Иллирик иногда противились Риму. Факторы, которые больше всего способствовали приданию папскому авторитету формального и юридического измерения, – победа римской практики на соборе в Уитби (664) и последовавшая за этим деятельность святого Бонифация в Западной Германии и Франкском королевстве. «Римский» порядок отныне-после хаоса, царившего во Франции при Меровингах, – устанавливался как программа церковных реформ. В 742г. под влиянием Бонифация собор в Суассоне определил, что все митрополиты должны получать паллиум из Рима. Таким образом, паллиум стал символизировать каноническую юрисдикцию, делегированную Римом 634 . Эта идея будет по-настоящему навязана Карлом Великим установлением действительно «западного патриархата» (феномена Каролингской эпохи). Поэтому на вопрос, существовал или не существовал «западный патриархат» до собора в Уитби и святого Бонифация, ответ должен быть отрицательным. Следует сделать другое важное замечание, что патриархат, возникший в Каролингскую эпоху, был основан на концепции универсальной Петровой власти Рима. Таким образом, это был не патриархат восточного типа с четкими территориальными ограничениями, входящий в содружество пентархии, а распространение римской власти на все те части христианского мира, которые были готовы ее принять, то есть на варварский Запад. Однако сами притязания были всемирными и должны были включать также и Восток. Именно через это потенциально опасная напряженность в отношениях с Востоком приведет в Каролингскую эпоху к открытому конфликту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Именно это убеждение постепенно приобретало институционное и юридическое обоснование. Можно сказать, все действия и заявления пап, адресованные к епископам вне их непосредственной юрисдикции, мотивировались концепцией, что их верховенство является петровским и, следовательно, вселенским. Несомненно, это и было причиной поставления папских «викариев» в такие места, как Арль или Иллирик, а также посылки «паллиев» некоторым избранным митрополитам. Папские декреталии, которые начали публиковаться уже в V в., чтобы ответить на вопросы, возникающие во всех концах западного мира, были написаны в том же духе. Это не значило, однако, что сами папские викарии, получатели паллиев, разделяли этот крайний взгляд на папское верховенство. Заметную роль в обретении папской властью официального и юридического фундамента сыграли победа римских обычаев на соборе в Уитби (664 г.) и активная деятельность римского миссионера, крестителя германских земель св. Бонифация в Западной Германии и во Франкском королевстве. «Римский» порядок теперь выдвигался как программа церковной реформы, необходимой из-за хаотических условий церковной жизни во Франкии при правлении Меровингов. В 742 г. собор в Суассоне под председательством св. Бонифация постановил, что все митрополиты должны получать паллий от римского папы: это должно было символизировать каноническую юрисдикцию, исходящую из Рима. Постановление собора будет проведено в жизнь Карлом Великим, который действительно создаст некое подобие «западного патриархата» (однако оно осталось феноменом «века Каролингов»). Таким образом, любые разговоры о патриархе Запада во время до Уитби, св. Бонифация и Карла Великого являются некорректными. Но и во время Карла мы не можем говорить о «патриархате» восточного типа, основанном на идее пентархии со строго оговоренными территориальными ограничениями: новый западный «патриархат» был основан на концепции всеобщей и повсеместной власти Рима. В реальности это - лишь распространение римской власти на те части христианского мира, которые были готовы принять ее (то есть на варварский Запад). Но претензии являлись универсальными и должны были включать в себя и Восток. Так создалась та напряженная обстановка, которая привела к первому открытому конфликту - так называемому фотианскому расколу.

http://sedmitza.ru/lib/text/434772/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010