«Никого, – говорит он, – нельзя принуждать верить против его воли». Однако к концу своего правления он из чисто политических подозрений велел казнить знаменитого философа Боэция, труды которого были гораздо более достойным завершением истории римской литературы, чем правление Августула было завершением истории Римской империи. На том же основании он велел казнить сенатора Симмаха и посадить в темницу папу Uoahha I (523 – 526). Почти что последним деянием его правления было назначение на папский престол достойного Феликса III (IV) после длительной борьбы спорящих партий. Назначив папу, король издал указ, что впоследствии, как и ранее, папы должны быть избираемы священниками и народом, но светский правитель должен утверждать их в должности. Священники и город согласились на назначение папы в таком понимании. Несмотря на этот указ, избрание Бонифация II (530 – 532) и Uoahha II (532 – 535) также сопровождалось ссорами и подкупами, проявляя нечто вроде хронической болезни в истории папства. Вскоре после смерти Теодориха (526) Готская империя распалась из-за внутренних раздоров и слабости правителей. Италия была захвачена Велизарием (535) и вместе с Африкой вновь присоединилась с Восточной Римской империи, которая при Юстиниане вернула себе древнее великолепие и наслаждалась кратковременным периодом осеннего «бабьего лета». Однако этот могущественный император–ортодокс был рабом интриганки–еретички Феодоры, которую возвысил из театра до престола, а Велизарий, его победоносный полководец, также был полностью подчинен своей жене Антонине. С завоеванием Италии папы попали в опасную и недостойную зависимость от Константинопольского императора, который, конечно, уважал Римский престол, но не меньше уважал и престол Константинопольский, а по сути старался использовать тот и другой как орудие своего государственно–церковного деспотизма. Агапет (535 – 536) бесстрашно сопротивлялся произволу Юстиниана и успешно протестовал против возвышения евтихианина Анфима на служение патриарха Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИН V Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) (25.01.1369 или 1370, Дженаццано, Лацио - 20.02.1431, Рим; до избрания папой Оддоне Колонна), папа Римский (с 11 нояб. 1417). Считается, что его избрание положило конец схизме в католической Церкви , начавшейся после переезда пап из Авиньона в Италию (1378), хотя антипапы действовали в правление этого понтифика и позднее. Происходил из влиятельного рим. рода Колонна, ветви Дженаццано; его родители - Агапито Колонна и Катерина Конти, принадлежавшая к др. ветви того же рода. Известно, что при папе Римском Урбане VI (1378-1389) Колонна занимал должности референдария (докладчика прошений) и протонотария в Римской курии, т. е. он, по-видимому, получил университетское образование в области права (вероятно, в Павии или в Перудже). В 1380-1409 гг. носил титул епископа Урбино (без епископского рукоположения); владел неск. церковными бенефициями, в т. ч. в Льежском еп-стве во Фландрии. В 1401-1405 гг. апостольский администратор субурбикарной кафедры Палестрины, древнего владения семейства Колонна. Сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). Его преемник Урбан VI стремился любыми средствами упрочить папскую власть, но, имея вспыльчивый и резкий характер и проводя проитал. политику, он восстановил против себя франц., испан. и некоторых влиятельных итал. кардиналов, а также многих европ. правителей. В кон. 1378 г. недовольные кардиналы собрались в Фонди, где объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского (антипапа Климент VII (1378-1394)), к-рый сделал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, которые отлучали друг друга от Церкви и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI и его преемников Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) (рим. линия) или Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) (авиньонская линия), руководствуясь преимущественно политическими интересами. Мн. светские правители, католич. иерархи и влиятельные университетские теологи видели главной задачей прекращение схизмы и восстановление церковного единства.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

После начала схизмы происходит возвышение каноника венецианского кафедрального собора Анджело Коррарио (будущий папа Григорий XII). Родившийся в знатной венецианской семье и получивший отличное богословское образование, Анджело вплоть до своего избрания понтификом становится одним из самых преданных сторонников римской партии. Урбан VI назначает его в 1378 г. епископом города Кастелло, а затем в феврале 1387 г. – легатом Истрии и Далмации. После смерти Урбана VI в 1389 г. римские кардиналы сумели объединиться и, несмотря на ожидания Климента VII, отказались признать последнего законным папой, избрав на римский престол нового понтифика, взявшего имя Бонифация IX. Во время его правления происходит дальнейшее возвышение епископа Анджело Коррарио. В 1390 г. указом папы он назначается латинским патриархом Константинополя, а через пять лет еще и администратором епископства Корона. Последним назначением при Бонифации для Анджело становится должность папского легата при неаполитанском короле Владиславе. Бонифаций практически ничего не делал для преодоления схизмы. Через несколько лет после его избрания папой умирает Климент VII, а на его место возводится в Авиньоне Бенедикт XIII. Папа Иннокентий VII, преемник Бонифация, правил немногим более двух лет и также ничего не изменил в сложившейся на Западе ситуации. После смерти Иннокентия 6 ноября 1406 г. конклав кардиналов избирает папой, назначенного последним понтификом на должность кардинала-пресвитера, восьмидесятилетнего старца Анджело Коррарио, который принимает имя Григорий XII. Особенностью проходившего конклава явилось то, что каждый кардинал перед началом заседания подписал клятву о готовности отказаться от престола с целью обретения единства Церкви при условии, что антипапа Авиньона поступит аналогичным образом. Во многом именно фактор преклонного возраста повлиял на итоговый выбор кардиналов, но во внимание не приняли то влияние, которое имели родственники нового понтифика. Несомненным представляется факт, что изначально Григорий искренне желал ликвидировать раскол и при вступлении на престол подтвердил, что выполнит необходимое условие. Сразу после интронизации он отправляет письмо Бенедикту XIII, где в качестве примера приводит ветхозаветную женщину, которая на суде у царя Соломона предпочла лишиться своего дитя, чем дать позволение на его убийство.

http://bogoslov.ru/article/3200588

Скиргайло (1354—1397) – брат Ягайла. К тому времени Скиргайла не было в живых. Имеется в виду Свидригайло (см. примеч. к с. 29). Визна – в описываемое время укрепление на берегу Нарева, ныне деревня в Ломжинском воеводстве Польши. В XV b. окончательно отошла к Мазовии. Тамплиеры (или храмовники) – рыцарский орден, существовавший в XII b. и накопивший огромные богатства и земли; был уничтожен в начале XIV b. французским королем Филиппом IV Красивым (1268—1314) после процесса, в ходе которого против ордена были выдвинуты обвинения в ереси, служении сатане и т. д. Сам папа римский … – В булле 1403 г. Бонифаций IX (см. примеч. к с. 27) запретил ордену вести против Литвы войну, которую счел наносящей ущерб христианству, и призвал решить спор папскому суду. Крестоносцы пренебрегли запретом. Винрих фон Книпроде – великий магистр (1351—1382). Это было время наибольшего могущества ордена. Мальборк был разрушен до основания прусским королем Фридрихом Вторым после падения Речи Посполитой. – Примеч. авт.  Мариенбург – немецкое название Мальборка. Предзамковое укрепление (нем.). Хундсфельд (Песье поле) – деревня под Вроцлавом (ныне часть города), где в 1109 г. поляки разбили осаждавшие город войска германского короля и императора «Священной Римской империи» Генриха V (1081—1125). Недостоверно, однако, приводимое в романе объяснение названия деревни. … у нас новая королева . – Ею стала Анна (ок. 1380—1416), внучка польского короля Казимира III (1310—1370). Она была повенчана с Владиславом II Ягелло (см. Предисловие) 29 января 1402 г., а коронована годом позже. Солтыс – староста. В описываемые времена солтысы деревень и городов имели значительные права и доходы. Конецполь (ныне в Ченстоховском воеводстве) – в 1403 г. получил права города. Далее Сенкевич упоминает Якуба (Кубу) из Конецполя, воеводу серадзского в 1394—1430 гг. Конецпольские стали влиятельным магнатским родом. Дрезденко – замок на реке Нотец (ныне город в Гожовском воеводстве). Казимир III, не желая соединения земель ордена и Бранденбурга, одного из крупнейших княжеств Германии, сделал в 1365 г. ленным владением рыцарей-иоаннитов фон ден Остен замки Дрезденко и близлежащий Санток (у впадения Нотеца в Варту). В 1370 г. оба замка были захвачены Сигизмундом Люксембургским (1368—1437), а когда последний заложил ордену в 1402 г. Новую Марку (правобережье Одры, на север от нижней Варты и Нотеца), вместе с ней попали в руки крестоносцев. Когда польский король стал в 1408 г. добиваться возврата Дрезденко, орден купил его у Остенов. В 1434 г. замком Дрезденко завладел Бранденбург.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Ждут венгерского короля, приедет, говорят, римский император и всякие князья и правители, да и рыцарей будет тьма, всякий ведь надеется, что не уйдет от короля с пустыми руками. Толкуют, что прибудет сам папа Бонифаций, который тоже ищет милости и помощи у нашего государя против своего авиньонского недруга. Нелегко будет доступиться к королю в такой толпе, но уж если доступишься и припадешь к его стопам, то он щедро вознаградит тебя, коли ты этого заслужил. – Я припаду к стопам короля, потому что заслужил, а случись еще война, опять пойду воевать. Взял я кое-какую добычу, да и князь Витовт меня не забыл, не беден я, но скоро уже состарюсь, а как сил-то убудет, захочется и мне иметь спокойный угол. – Король не оставил своей милостью тех, кто вернулся из Литвы от Яська из Олесницы, они все сейчас как сыр в масле катаются. – Вот видите! А я в ту пору не воротился – все еще воевал. Надо вам сказать, что немцам дорого обошелся союз короля и князя Витовта. Князь хитростью захватил заложников, а потом как ударит на немцев! Он разрушил и предал огню замки, перебил рыцарей, истребил пропасть народу. Немцы хотели отомстить вместе с Свидригайлом , который бежал к ним. Опять начался великий поход. Сам магистр Конрад выступил с большой ратью. Немцы осадили Вильно, пытались с высоченных башен пробить тараном стены замков, пытались добыть замки изменой – не удалось! А на обратном пути столько их полегло, что и половина назад не вернулась. Выходили мы в поле и против Ульриха из Юнгингена, брата магистра, самбийского правителя . Но Ульрих в страхе бежал со слезами, и с той поры настал мир, и город теперь отстраивается. Один святой монах, который мог босыми ногами ходить по раскаленному железу, пророчествовал, будто теперь Вильно до светопреставления не увидит под своими стенами вооруженного немца. Но если так оно будет, то чьих же рук это дело? При этих словах Мацько из Богданца вытянул свои руки – широкие, непомерной силы, а прочие, качая головами, стали поддакивать: – Да, да! Это он верно говорит! Да! Но тут разговор оборвался из-за шума, долетевшего с улицы в окна, из которых вынули бычьи пузыри, так как ночь спустилась теплая и ясная.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Они ухаживали за заболевшими во время эпидемий чумы в 1576-1577 и 1629-1631 гг. в Италии, Испании и во Франции, содержали лепрозории. Для помощи бедным капуцины организовывали «лавки Христовы» (botteghe di Cristo), где продукты продавались по низким ценам, городские зернохранилища, в голодные годы снабжавшие бедняков хлебом, и ломбарды (monti di pietà), выдававшие беспроцентные ссуды нуждавшимся. В XVII в. капуцины одними из первых организовывали миссии в сельской местности, где проповедники простым, понятным простолюдинам языком наставляли местных жителей в католической вере; задача монахов состояла также в том, чтобы подвигнуть людей к исповеди и покаянию, способствовать примирению враждующих семейств и установлению мира в местной общине. Капуцины активно проповедовали в регионах, охваченных влиянием протестант. Реформации: на границе со Швейцарией, где способствовали восстановлению в 1594-1598 гг. структур католич. Церкви в Шабле (ныне деп. В. Савойя, Франция), в Ирландии, Шотландии, Германии. В 1524 г. в Риме католический св. Каэтан Тиенский , архиеп. Бриндизи Джованни Пьетро Караффа (впосл. папа Римский Павел IV (1555-1559)), пресвитеры Бонифацио да Колле и Паоло Консильери основали орден театинцев (орден регулярных (уставных) клириков Божественного Провидения). Личная аскеза и благочестие членов ордена (надлежало участвовать в общих богослужениях, прежде всего в Евхаристии, обязательно причащаться, поощрялось почитание гостии) соединялись с активным социальным служением (театинцы работали в госпиталях, ухаживали за больными, помогали бедным и неимущим) и проповеднической деятельностью. В орден вступали, как правило, представители знатных семей; добровольные пожертвования родственников давали ордену средства к существованию, т. к. в нем соблюдалось строгое правило бедности - братьям запрещалось даже просить милостыню. Соблюдение литургических часов и ежедневные богослужения сближали театинцев с традиц. католич. монашеством. Одной из целей ордена было повышение стандарта поведения и подготовки духовенства.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

2-я часть Ассиз была переведена в сер. XIV в. на кипрский диалект греч. языка. С первых лет правления на острове Лузиньяны поняли необходимость мирного сосуществования с мусульм. гос-вами: это давало возможность укрепить королевство, стабилизировать положение латинян на острове, стимулировать развитие городов и торговли, установив связи с тур. и егип. рынками. Во время 4-го крестового похода (1202-1204) Амальрик де Лузиньян отказался принимать участие в войне против греков, а в 1205 г. заключил 6-летний союз с Египтом. Большое число беженцев из Византии, Сирии и Армении переселилось на К. после завоевания крестоносцами К-поля в 1204 г. Утрата в 1291 г. крестоносцами последних владений Иерусалимского королевства - Акры, Тира, Сидона, Бейрута вызвала массовый наплыв переселенцев на остров и одновременно смещение на К. торговли из основных центров левантийского побережья. Королевство стало вост. границей христ. мира. Кипрский кор. Генрих II (1285-1324) сделал все возможное для размещения беженцев, среди к-рых были не только крестьяне, ремесленники, купцы, но и бароны, лат. духовенство, члены орденов тамплиеров и госпитальеров, требовавшие компенсации потерь и новых земельных владений. Лузиньяны начали именоваться королями Иерусалима и К. еще в 1268 г. (по др. версии, в 1269). До потери в 1291 г. Акры церемония коронации проходила в Тире. Начиная с Гуго IV (1324-1359) (Генрих II был коронован в 1286 еще в Тире) и до Петра II (1369-1382) кипрские короли венчались иерусалимской короной в Фамагусте. Именно здесь при коронации сохранялся церемониал Иерусалимского королевства, отличный от церемониала, принятого в столице К. Никосии. Во время коронации кипрские короли жаловали своим приближенным должности и титулы Иерусалимского королевства, сохраненные на острове. Т. о., Фамагуста как бы стала столицей Иерусалимского королевства, преемницей и олицетворением «святого града Иерусалима». Именно потому, что город был уподоблен Иерусалиму, в 1295 г. папа Римский Бонифаций VIII решил объединить еп-ство Антарад (Тортоза), географически самую близкую к К. область в Сирии, с еп-ством Фамагуста.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

На Западе император заключил мир с Оттоном II, отдав ему в жены одну из своих родственниц. Затем он захватил Северную Месопотамию, Ливан, Сирию и почти всю Палестину. Иерусалим ему помешала взять внезапная болезнь – желудочная инфекция, – которая свела его в могилу. Ходили слухи, что его отравил евнух Василий Ноф, занимавшийся поставками провианта в армию и скопивший на этом огромные богатства. Цимисхий сам доверил ему управление внутренними делами империи, но как – то с досадой обронил, что пока он проводит время в походах, их плоды достаются евнуху. Спустя несколько недель после этого он скончался. В отношении церковных дел его правление было отмечено двумя событиями. Впервые начала взиматься церковная подать, называвшаяся «каноникон» (она была гораздо меньше десятины на Западе). В это же время римский папа Бонифаций VII бежал в Византию, прихватив с собой папскую казну. Болгаробойца и святой Владимир Кода сын Цимисхия Василий в восемнадцать лет взошел на трон, он был изнеженным и избалованным юношей, посвящавшим время только удовольствиям и развлечениям. Но политические события в Византии заставили его быстро повзрослеть. Сразу после его воцарения в стране вспыхнули мятежи: два самых крупных полководца, Варда Фока и Варда Склир, восстали против басилевса и захватили практически всю империю. Зажатый в двойные клещи и почти лишенный армии, Василий решился на отчаянный шаг: он обратился за помощью к русскому князю Владимиру, пообещав ему руку своей родной сестры Анны. Это было беспрецедентное решение: до сих пор «багрянородные» принцессы императорского рода никогда не выходили замуж за варваров. Даже лучшие правители Запада, Карл Великий и Оттон I, получили отказ. Владимир согласился на этот союз и прислал около 6000 человек, которые вместе с оставшимися верными Василию отрядами сумели отразить армию мятежников. Когда дело было сделано, Василий попытался отказаться от своего обещания, но Владимир захватил Херсонес и силой вынудил императора выполнить условия договора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем временем папа Урбан и антипапа Климент не только использовали в борьбе интердикты и дипломатию, но и посылали друг на друга войска (папа Урбан даже назвал свое военное предприятие крестовым походом). Преемником Климента VII в Авиньоне стал престарелый арагонец Бенедикт XIII (1394–1424) 146 – человек несговорчивый и неуравновешенный, но в то же время энергичный и с твердым характером и принципами, так что, как пишут некоторые исследователи, если бы он был избран не в авиньонской, a в римской линии, то, вероятно, снискал бы славу одного из величайших понтификов. Это лишь осложнило ситуацию, тем более что преемники Урбана Бонифаций IX (1389–1404), который не умел даже писать и едва справлялся с отправлением богослужений (nesciens scribere etiam male cantabat), зато отлично разбирался в искусстве правления, непотизме и симонии (как пишет современник – английский хронист Адам из Уска: «Бонифаций, непрестанно объедавшийся симонией, не насытился ею до самой смерти»), и знаток «обоих прав» (т.е. гражданского и канонического) и делопроизводства Иннокентий VII (1404–1406), – оба они были неаполитанцами и обоим на момент избрания было 35 лет, – согласно отлучали от церкви авиньонских пап и их кардиналов как еретиков, пиратов и разбойников. Несмотря на то что все кардиналы перед конклавами подписывали клятвенное обещание, что каждый из них в случае избрания его папой сделает всё для преодоления раскола (даже если для этого придется отречься), никто не знал, как положить ему конец. 2. Попытка уврачевания раскола После смерти Климента VII король Франции призвал авиньонскую коллегию повременить с выбором преемника, но кардиналы, догадываясь о содержании послания, не вскрыли его, пока не избрали Бенедикта XIII. Бенедикт сразу выразил горячее желание покончить с расколом и разработал план, намереваясь при личной встрече с Бонифацием IX заключить с ним соглашение. Однако миролюбивые планы были отложены: соперничавшие папы отказывались верить в добросовестность друг друга. В январе 1408 г. авиньонский папа Бенедикт XIII был в Портовенере близ Специи, римский папа Григорий XII (1405–1415) – в Лукке, в пятнадцати километрах от соперника, но личная встреча так и не состоялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже Карл Великий находил большое затруднение в деле поддержания согласия между различными элементами, из которых составилась его обширная монархия. Часто, когда он отправлялся со своим войском в одну область, с целью завоевания или подавления мятежа, обыкновенно возникало восстание позади его. С целью примирить национальности, соединенные под его скипетром, он назначал для управления их особых королей, как это было в Аквитании и в Италии. Но его системе, продолжавшейся и при Людовике, эти короли должны были подчиняться своим старшим, или главе рода; вся империя поэтому должна была считаться единой, подчиненной одному верховному государю. Но в начале этого периода система эта разрушилась. Власть второстепенных королей послужила источником и средством для противодействия со стороны различных народов идее единства и для установления своей независимости друг от друга. В разрушении империи важную роль играл язык. Со времени франкского завоевания Галлии, языком церкви и государства там был латинский, между тем как языком войска был язык германский. Король и вельможи были знакомы с обоими; но на юге латинский (или, вернее, «деревенско-римский», отличавшийся от более правильного официального латинского) был туземным, а германский приобретался в школе; между тем, как раз на оборот было в северных и восточных территориях. Населения, употреблявшие эти различные языки в качестве своих родных языков, теперь были отделены между собой. В договоре Страсбургском, от 842 года, Людовик Баварский принимал клятву на немецком, между тем как Карл Нейстрийский клялся на романском диалекте, и на этих языках они обращались и к своим подданным. Эта романская клятва есть самый древний памятник французского языка; клятва Людовика есть самый древний образчик немецкого – после крещенской формулы отречения от времени св. Бонифация. Нечто подобное же случилось и в Кобленце в 860 году, когда в клятве, касательно соблюдения известных пунктов договора, Людовик и Лотарь Младший употребляли немецкий язык, а Карл – романский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010