ч. для обозначения природы внутрицерковной власти карать и принуждать. Бернард Клервоский и его ученики изменили интерпретацию Лк 22. 38, связав ее с Мф 26. 51-52: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Ими был сделан вывод о прямом указании Христа ап. Петру владеть обоими мечами ( Bernard. Clar. De considerat. IV 3. 7). Следов., папа как преемник ап. Петра также владеет «двумя мечами»: «духовным мечом» он владеет напрямую, а «светским» при посредстве светских князей. Однако в его власти вернуть себе этот «меч», поскольку сказано: «...возврати меч твой», а не «брось меч твой». Подчиненное значение «светского меча» выводилось из Послания ап. Павла к Римлянам: «...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим 13. 1-4). На преимущественную важность «меча духовного», находящегося во власти католич. Церкви, указывали слова из Евангелия от Матфея: «И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою... И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16. 18-19). В XII - нач. XIV в. Д. м. т. являлась одним из наиболее популярных доводов в пользу превосходства папства над империей. Папы Николай II , Лев IX , Иннокентий IV и Бонифаций VIII ссылались на нее, дабы утвердить за собой высшую власть как в духовной, так и в светской сфере. В наиболее полном виде Д. м. т. представлена в булле папы Бонифация VIII «Unam sanctam» ( Mirbt C. Quellen zur Geschichte des Papsttums und des römischen Katholizismus. Tüb., 1934. N 372). Изданная 18 нояб. 1302 г. в период полемики с франц. кор. Филиппом IV Красивым булла посвящена догмату о папском превосходстве как во внутрицерковных делах, так и во взаимоотношениях папства со светскими государями, основанном на следующих принципах: во власти католич.

http://pravenc.ru/text/171523.html

Что же касается того священника, на которого жалуется народ, то, ежели нет надежных свидетелей, которые могут подтвердить истинность предъявленного обвинения, пусть всякий священник на основании своей присяги будет отпущен без осуждения, но он должен привести в качестве свидетелей своей чистоты и невиновности того, кому все известно и открыто, и так да пребывает в своем прежнем положении. Касательно человека, над которым епископом была совершена конфирмация 103 : да не повторяется над ним это действие. При принесении Бескровной Жертвы следует обращать внимание на то, что Господь наш Иисус Христос преподал Своим святым ученикам. А именно: Он взял одну чашу и дал ее им со словами: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор. 11:25 ). Этому отнюдь не сообразно, если на престол во время совершения мессы ставят две или три чаши. Ты вопрошал об идоложертвенных яствах, можно ли от них вкушать, если верующие осенят их знамением животворящего креста. В качестве ответа довольно будет того, что сказал блаженный апостол Павел: Если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести ( 1Кор. 10:28 ). Далее ты вопрошал, если отец или мать отдали своего сына или свою дочь уже в детские годы за монастырские стены для жительства по монашеским уставам, имеют ли они право по достижении зрелости выйти из монастыря и вступить в брак. Этого мы всячески избегаем, поскольку это грех , чтобы дети, посвященные родителями Богу, давали волю своим страстям. Далее ты говорил о том, что некоторые были крещены священниками, нарушившими обеты брака и недостойными, без вопрошания о своем исповедании. Здесь да держится твоя любовь древнего обычая Церкви, что кто был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может креститься еще раз; поскольку он получил сей дар благодати не во имя крестившего, но во имя Троицы. Это должно соблюдаться так, как говорит апостол: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Все-таки мы заповедуем тебе таковым еще усерднее преподавать духовное наставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Король ставил под сомнение легитимность его избрания, обвинял Бонифация VIII в ереси, богохульстве и безнравственном поведении, требовал уничтожить останки папы. Понимая, что осуждение Бонифация VIII могло нанести серьезный ущерб авторитету Папского престола, К. сопротивлялся требованиям короля, к-рый проявлял особенное упорство под влиянием советников Гийома де Плезиана и Гийома де Ногаре. По их мнению, осуждение Бонифация VIII было необходимо для чести франц. короны и суверенитета Франции. В мае 1307 г. на встрече с К. в Пуатье король настаивал на судебном процессе против покойного понтифика. К. подтвердил решение папы Бенедикта XI, по которому кор. Филипп Красивый и др. противники Бонифация VIII освобождались от ответственности за события в Ананьи. Главным противникам Бонифация VIII, представителям рода Колонна, было возвращено кардинальское достоинство. 2 февр. 1309 г. были отменены те положения папских булл «Clericis laicos» и «Unam Sanctam», к-рые могли нанести ущерб франц. королевству, но К. отказался аннулировать основной тезис Бонифация VIII о приоритете духовной власти над светской. В то же время папа признал серьезность обвинений, выдвинутых против Бонифация VIII, и объявил о намерении создать комиссию кардиналов для рассмотрения дела (12 авг. 1308). Однако в сент. 1309 г. К. обратился к предполагаемым свидетелям защиты и обвинения и выразил уверенность в невиновности Бонифация VIII; позднее (2 февр. 1310) папа исключил из числа обвинителей кор. Филиппа Красивого одного из главных обвиняемых по делу об инциденте в Ананьи - Гийома де Ногаре. Было собрано большое количество обвинений против Бонифация VIII: в отравлении папы Целестина V, в симонии и непотизме, в гордыне и жестокости, в атеизме (папа якобы считал ложными все религии - христианство, иудаизм и ислам, отрицал Непорочное зачатие, пресуществление Св. Даров, существование рая и ада), в занятиях магией и в неподобающем поведении (участие в азартных играх). Во Франции велась широкая памфлетная пропаганда против Бонифация VIII; Ногаре заявил, что он «проник [на Папский престол] как волк, правил как лев, умер как собака» (цит.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Надо было успеть многое сделать: выслать разведчиков на поиски бежавшего Гейламира, найти разбежавшихся по церквам вандальских воинов. Надо было убедить их в добрых намерениях, уговорить сдаться и разместить под надлежащей охраной. Несмотря на понесенные тяжелые потери, вандалы еще представляли собой грозную силу, их насчитывалось много тысяч. Занимаясь решением этих задач, Велизарий выдвинулся к Гиппон-Регию, где его ожидал настоящий сюрприз. Удача не покинула его. Небольшая группа вандалов, предусмотрительно спрятавшаяся в убежище, известила Велизария о том, что Бонифаций, казначей Гейламира, поручил им обсудить с Велизарием условия сдачи королевской сокровищницы. Эти люди хотели, чтобы Велизарий гарантировал Бонифацию свободу и сохранность его личного имущества. В обмен на эти гарантии Бонифаций был готов отдать Велизарию сокровищницу вандальских королей. Объяснение этого замечательного предложения было не замечательнее самого предложения. Гейламир предвидел возможность поражения и велел перенести слитки золота на корабль, пришвартованный у причала Гиппон-Регия. Как только было получено сообщение о катастрофе при Трикамароне, послушный приказу Бонифаций приказал команде корабля отплыть от берега и взять курс на Испанию. Но встречный ветер загнал судно обратно в гавань. Понимая всю опасность сложившейся ситуации, Бонифаций пообещал команде судна щедрую награду, если они смогут вывести судно в любой порт, не находящийся под юрисдикцией Юстиниана. Команда предприняла невероятные усилия и вывела корабль из гавани, но здесь стало ясно, что случай безнадежный, пускаться в плавание нельзя. Судно могло превратиться в корабль Ионы. Самым трудным оказалось вновь привести судно в порт Гиппон-Регий. Бонифаций принял случившееся как указание перста Божьего и отправил к Велизарию послов. Велизарий был донельзя обрадован таким предложением. Он понимал, что Бонифаций потребует солидных комиссионных, но римский полководец был не из тех, кто тревожится из-за таких пустяков. Он согласился на выдвинутые условия, и Бонифаций скрупулезно выполнил соглашение. Это было гигантское сокровище, настоящее Золото вандалов, богатства, накопленные за сотню лет пиратства и разбоя: золото нибелунгов, сокровища Дракона, золотые подсвечники и драгоценное убранство Иерусалимского храма Соломона, которые взял Тит, а потом отнял у римлян Гайзерих. Конечно, военная добыча бывает и больше. Персидские сокровища, взятые Александром Великим, были, вероятно, намного ценнее. Но вандальские сокровища, которые Велизарий перевез в Карфаген, занимают высокое место в табели о рангах военных трофеев, которые могут возбудить интерес всего человечества. Вероятно, ни один европеец не видел столько собранного в одном месте богатства до того дня, когда сокровища Атагуальпы и Монтесумы попали в руки Писарро и Кортеса. XI

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

В 426 г. в Риме 7-летний Валентиниан Флавий Плацид был провозглашен августом, облечен в императорский пурпур и затем вернулся в Равенну, где пребывал под опекой матери, которая и осуществляла верховное правление на Западе. Сво­ими ближайшими помощниками она выбрала двух военачаль­ников: Бонифация, который, когда Италией овладел узурпатор, морем переправился туда из Африки, имея под своим началом вооруженные силы, принявшие затем участие в подавлении мятежа, и Аэция, получившего прощение за поддержку, оказан­ную им узурпатору Иоанну в начале его выступления, – затем он отвернулся от него и перешел на сторону законной власти. Военачальники соперничали между собой, не доверяя друг дру­гу. Аэций был не только искусным полководцем, но и ловким интриганом. Он внушал Плацидии недоверие к своему сопер­нику, трудно сказать, насколько успешно, а в душу Бонифация сумел заронить опасение, что Плацидия вынашивает против него коварные планы. И когда правительница Запада потребо­вала от Бонифация явиться из Африки в Равенну к император­скому двору, тот заподозрил в этом вызове намерение устранить его и решился на откровенную измену. В 427 г. он заключил тайный союз с королем вандалов Гундерихом, который вско­ре после этого умер, оставив власть более решительному вои­ну Гензериху, и тот, при бездействии Бонифация, обрушился на африканские провинции. Когда друзья Бонифация, оставшиеся верными законному императору, открыли ему глаза на коварство Аэция, тот раска­ялся в содеянной измене, отдал себя во власть Плацидии, гото­вый принять любое наказание, и получил прощение. Плацидия вновь предоставила ему командование над всеми вооруженными силами, расквартированными в Африке. Но отчаянное сопротив­ление римских гарнизонов в Африке было сломлено варварами. Последним рубежом обороны стал город блаженного Августина Иппон, в прошлом резиденция нумидийских царей. В течение 14 месяцев гарнизон Иппона под командованием Бонифация удер­живал город. Это был последний год земной жизни Августина, который в канун своей кончины часто и охотно беседовал с пол­ководцем, ценя его за искреннее благочестие и прямодушие. На помощь осажденным из Константинополя было направлено под­крепление во главе с Аспаром, но генеральное сражение, данное в 431 г. у стен Иппона, закончилось победой вандалов. 8 лет спу­стя завоевание африканских провинций вандалами было завер­шено. Римская Африка была потеряна для империи более чем на столетие, и местное население, в ту пору в основном романизо­ванное и православное, попало под ярмо германских варваров арианского исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Бонифаций VIII с большим успехом вмешивался в дела Венгрии. После смерти последнего короля из дома Арпадов (1301) папа по-прежнему поддерживал притязания неаполитанского Анжу на венгерский трон. Когда венгерские сословия избрали королем чеха Венцеля (1301-1305), а не сына Карла Мартелла - Карла Роберта, Бонифаций VIII наложил интердикт на Венгрию. Но в конце концов победителем в борьбе за трон вышел Карл Роберт Анжуйский (1308-1342). 31 мая 1303 года Бонифаций VIII на открытом заседании совета кардиналов (консистории) провозгласил Карла Роберта законным правителем Венгрии. В 1307 году папа для укрепления трона Карла Роберта направил легатом в Венгрию кардинала Гентилиса. Папа и по отношению к Альбрехту Австрийскому (1293-1308) смог реализовать папские прерогативы над имперской церковью и в обмен на это признал Альбрехта законным германским королем. Бонифаций стремился восстановить авторитет папства и в Италии. Однако воспоминания об ангельском папе трудно было предать забвению. Бонифаций настолько боялся памяти о Пьетро дель Мурроне, что отдал приказ разыскать отшельника и доставить его в Рим. Но Пьетро предпочел бежать и скрылся в лесах Апулии, где жил в условиях, полных приключений, затем он попытался по морю перебраться в другую страну. Однако в конце концов он попал в руки папы, который велел заключить своего отказавшегося от престола предшественника в мощную крепость Фумоне. Вскоре смерть освободила отшельника со столь несчастливой судьбой от выпавших на его долю испытаний. Возвышению авторитета папы и увеличению его доходов, получаемых от паломников, способствовал впервые провозглашенный папой в 1300 году Святой год. Святой год, начало которому было положено изданием буллы «Antiquorum habet fide» (22 февраля 1300 года), привлек в Рим огромное число паломников, которые получили полное отпущение грехов. Другой целью Святого года было стремление заключить движение флагеллантов (самобичующихся) и другие анархические движения пилигримов в соответствующие церковные рамки, дисциплинировать их. Тем самым были сделаны попытки лишить их социального содержания. Бонифаций VIII постановил отмечать Святой год каждые сто лет - с началом нового века. Позже празднование юбилейных (святых) годов он постановил отмечать через более короткие сроки, чтобы увеличить количество юбилеев и чтобы каждое поколение могло участвовать в церковных торжествах.

http://sedmitza.ru/lib/text/441620/

Разделы портала «Азбука веры» ( 311  голосов:  3.4 из  5) Оглавление Глава шестая. В замке на мысе Сан-Бонифацио Алиса никогда не слышала о мысе Сан-Бонифацио. Да и вряд ли кто-нибудь из читателей этой повести знает о мысе Сан-Бонифацио. Мыс Сан-Бонифацио акульим плавником поднимается над Средиземным морем, и окружающие его поля желты и неприветливы. Когда-то, лет шестьсот назад, в этом месте пиратская армада Хасан-бея, состоявшая из двадцати трех быстроходных галер, подстерегла и вдребезги разбила генуэзскую эскадру. Хасан-бей сам завязал петлю на шее генуэзского адмирала, перед тем как того вздернули на рее. По крайней мере, так пишет в своей трехтомной «Истории беззаконий в Средиземном море и Северной Атлантике» известный аргентинский пиратовед дон Луис де Диего. С тех пор мыс Сан-Бонифацио в истории не значился. Ведь нельзя же считать историческим событием постройку на краю мыса замка чудаковатого английского баронета. Баронет грезил собственным привидением. Но привидением можно было обзавестись, только построив соответствующий замок, хоть маленький. Конечно, лучше замок настоящий, но английский климат был вреден баронету, и он построил замок на Средиземном море, почти как настоящий, с подъемными воротами и неглубоким рвом, в котором водились лебеди. Баронет поселился в нем и стал ждать, пока в замке заведется привидение. Может быть, привидение и завелось бы, но еще раньше баронет простудился и умер. Замок остался без хозяина. Кому придет в голову селиться в этом пустынном уголке побережья? Замок пустовал почти полсотни лет. Обветшал и покосился. Туристы, проезжавшие мимо в прогулочных катерах, уже верили словоохотливым гидам, когда те уверяли их, что замок построен королевой Беллой Благочестивой. Во второй половине двадцатого века замок снова ожил. Новые его владельцы подновили и подкрасили стены, обнесли замок и мыс двумя рядами колючей проволоки и у единственного проезда поставили часовых. Иногда к замку подъезжали крытые грузовики, и тогда во дворе начиналась суета. Рабочие и люди неизвестной национальности и неизвестных занятий разгружали с грузовиков ящики и контейнеры и вносили их в обширные подвалы замка.

http://azbyka.ru/fiction/prikljuchenija-...

Наконец, Лутц фон Падберг выдвигает еще одно предположение: «Вполне возможно, что, когда до него дошла весть о смерти фризского герцога Радбота, Бонифаций отправился вглубь Франкской империи, чтобы установить контакт с Карлом Мартеллом. Продолжая свою первую миссию, он подвизался там вместе с Виллибрордом в проповеди христианства с 719 по 721 год» 70 . Впрочем, следует признать, что скудных сведений, которые мы можем почерпнуть из существующих источников, явно недостаточно для однозначного и очевидного решения этого вопроса. Совместные с Виллибрордом труды по распространению христианства во Фрисландии знаменовали для Бонифация окончание длительного периода его ученичества. Известно, что архиепископ Утрехтский хотел сделать молодого и одаренного помощника своим преемником – совершенно определенно, что он не мог найти лучшей кандидатуры. Но Бонифаций уклонился от этой чести и вскоре покинул Фрисландию. Причины этого расставания до сих пор остаются для нас неясными. Падберг предлагает психологическое объяснение, кажущееся вполне правдоподобным: «Проще всего предположить, что Виллиброрд и Бонифаций, как две сильные и волевые личности, не смогли ужиться друг с другом» 71 . Великие миссионеры никогда больше не встречались, хотя Виллиброрд скончался только в 739 году. Не исключая возможности личных разногласий, Шифер в своих попытках объяснить это важное и ключевое решение в жизни Бонифация идет дальше: «Мы вряд ли ошибемся, если предположим, что Фрисландия больше не удовлетворяла энергии Бонифация и что его теперь – когда Франкская империя в политическом плане была успокоена – тянуло к самостоятельным трудам большего масштаба. Иначе, оставаясь и далее во Фрисландии, он должен был бы отказаться от своей давней цели – проповеди христианства родственным саксам» 72 . Во всяком случае, в 721 году Бонифаций отправился в землю Гессен, которой суждено было стать ядром его миссионерской деятельности. Роль папства в миссии епископа Бонифация Как с полным правом отмечает Шифер, «с переходом из Фрисландии в Гессен начинается великая эпоха Бонифация». 73 Но не только христианизацией языческих народов и установлением римской иерархии отмечен этот период европейской истории. Европа стала ареной, на которой встретились различные силы. Самыми значительными фигурами этой исторической эпохи, оказавшими в конечном итоге серьезное влияние на формирование облика средневековой Европы, были франкский майордом 74 Карл Мартелл, лангобардский король Лиутпранд, Римские папы Григорий II и Григорий III и византийский император Лев III. «Византийцы и лангобарды подтолкнули папство на тот путь, который привел его к соединению с франкской властью» 75 Осознание этого важного исторического факта поможет нам понять подлинную роль пап в миссионерских проектах святого Бонифация. Папа Григорий II (715–731)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В непродолжительное время Бонифаций основал еще два монашеских общежития – в Аменебурге и Ордруфе, а также несколько церквей южнее Готы, в Северной Тюрингии. Бонифаций практиковал, как уже говорилось, массовые крещения, которым в лучшем случае предшествовало самое общее наставление в христианской вере. В этом смысле он полностью вписывается в ряд других христианских миссионеров, своих современников, а также последующих за ним, имевших дело с обращением в христианство целых народов. Крещение гессенцев в основном было закончено к 724 году, и Бонифаций поручил дальнейшую просветительскую работу своим ученикам. «Его деятельность как христианского миссионера в строгом смысле этого слова, – отмечает Шифер, – достигла тем самым высшей точки своего развития, он устранил последний закрытый остров язычества в империи франков. (...) Но все-таки особое достижение Бонифация заключалось не столько в том, что он посеял это семя, сколько в том, что он его возрастил» 101 . Епископу-миссионеру и его последователям предстояла еще долгая и напряженная борьба за очищение церковной жизни от наслоений языческих обрядов и суеверий, за насаждение христианских начал и укрепление нравственности в народе, а также за установление канонического строя. О своей деятельности в Тюрингии и Гессене Бонифаций сообщал в 724 и 726 годах папе Григорию II, прося при этом его советов и наставлений. К сожалению, от этой переписки сохранились только ответы папы. Судя по ответу папы, первое письмо Бонифация, датируемое 724 годом, содержало сообщение о разногласиях с местным епископом – вероятнее всего, речь шла об убитом впоследствии во время одного из походов епископе Герольде Майнцском. Подобное столкновение ориентированного на Рим епископа-англосакса с представителем старой церковной организации было, скорее всего, неизбежным. В ответ на это сообщение Григорий II пишет следующее: «А что касается того епископа, который доселе по причине некоторого упущения не проповедовал у этого народа Слово Божие, а теперь предъявляет свои права на эту область, как относящуюся к его епархии, то я направил патрицию Карлу, нашему великому сыну, отцовское послание, в котором советовал указать сему епископу подобающее ему место.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но в 1080 г. Григорий VII вновь отлучил императора. В 1083 г. Генрих IV занял Рим и противопоставил Григорию VII антипапу Климента III. Григорий VII призвал на помощь герцога Роберта Гюискара, который, освободив Рим, подверг его разграблению. Григорий VII был вынужден покинуть город и вскоре умер в Салерно. Канонизирован в 1606 г. Иннокентий III (1160–1216) – папа римский с 1198 г. В миру Лотарио, граф де Сеньи. Родился в Ананьи. Кардинал с 1190 г. Около 1195 г. написал сочинение «О презрении к миру». Отстаивал идею папского миродержавия, считая королей своими вассалами (по его словам, папа – солнце, император – луна). Он первым объявил пап «викариями Иисуса Христа». Вследствие усиления ересей при Иннокентии III получила новое развитие инквизиция и зародились ордена доминиканцев и францисканцев. Иннокентий III организовал 4-й крестовый поход, завершившийся захватом Константинополя в 1204 г. и временной победой католицизма на Востоке. В Германии, поддерживая Оттона IV, а затем Фридриха II, Иннокентий III усилил влияние папства. В 1213 г. английский король Иоанн Безземельный признал вассальную зависимость от Иннокентия III. Правление Иннокентия III – вершина могущества пап. 148 Говорю спорных – для того времени, ибо ныне они признаны бесспорно-подложными. Впрочем, еще в XVI веке даже такие ученые и добросовестные богословы, как известный противник Лютера Иоанн Экк, могли быть убеждены в подлинности Исидоровых декреталий. 149 Гогенштауфены – немецкий владетельный род из Швабии, с 1138 по 1254 г. (в лице Конрада III, Фридриха I, Генриха VI, Фридриха II и Конрада IV) занимавший императорский престол в Германии и угасший в мужском поколении в 1268 г. со смертью сына Конрада IV – Конрадина. Манфред – сын императора Фридриха II, король Сицилии (1231–1266). В 1266 г. был разбит Карлом Анжуйским при Беневенте и убит. 150 Бонифаций VIII (ок. 1234–1303) – папа римский с 1294 г. В миру Бенедетто Каэтани. С 1276 г. на юридической службе в курии. Кардинал с 1291 г. Сторонник теократической идеи, Бонифаций VIII проводил политику в интересах верховенства власти духовной над светской. В ответ на поборы с церковных имуществ во Франции Бонифаций VIII издал в 1296 г. буллу, запрещавшую духовенству платить налоги государям. Король Филипп IV запретил вывоз денег из Франции. Для улучшения финансового положения Бонифаций VIII объявил 1300 г. юбилейным годом. В 1302 г. Генеральные штаты признали папскую власть во Франции ограниченной. В ответ Бонифаций VIII издал буллу «Unam Sanctam» (1303), в которой снова провозгласил верховенство папы. Филипп IV послал в Италию своего представителя Г. Ногаре, арестовавшего Бонифация VIII. Не вынеся оскорблений, он скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010