– Приветствую тебя, милостивейшая госпожа, в смиренной нашей обители. Да ниспошлют тебе здравие и благоденствие святой Бенедикт из Нурсии, святой Маурус, святой Бонифаций, святой Бенедикт из Аниана и Иоанн из Фтоломеи , покровители наши, вкушающие вечное блаженство, и да благословят тебя семь раз на дню во все дни живота твоего! – Они не могут не внять мольбе столь славного аббата, разве только если глухи, – учтиво сказала княгиня, – тем более что мы прибыли сюда к обедне и предадим вся своя и себя в руки их. С этими словами княгиня протянула аббату руку, которую тот, преклонив по придворному обычаю колено, поцеловал как рыцарь; затем они вместе проследовали во врата обители. Их, видно, уже ждали с обедней, в ту же минуту зазвонили колокола и колокольчики; трубачи в дверях костела затрубили в честь княгини в громкие трубы, литаврщики ударили в огромные литавры, кованные из красной меди и обтянутые кожей, рождающей громозвучное эхо. На княгиню, которая родилась в языческом краю, всякий костел все еще производил сильное впечатление, а тынецкий в особенности, ибо немного было костелов, равных ему по великолепию. Тьма наполняла глубину святыни, лишь у главного престола трепетали огни светильников, мешаясь с блеском свечей, озарявших позолоту и статуи святых. Вышел священник в облачении, поклонился княгине и начал литургию. Благовонный фимиам кадил тотчас заструился густыми, мягкими волнами, окутал священника и престол и, плавно уносясь ввысь, придал храму еще большую торжественность и таинственность. Анна Данута откинула голову и, воздев руки, стала жарко молиться. Но когда раздались звуки редкого еще в ту пору органа, то потрясая своды храма величественным рокотом, то наполняя его ангельскими голосами, то разливаясь как бы в соловьиной песне, княгиня подняла очи горе, на лице ее, вместе с благоговением и страхом, изобразилось бесконечное блаженство, – и могло показаться, что это святая в чудном видении озирает разверстое небо. Так молилась рожденная в язычестве дочь Кейстута, которая, как и все другие люди в те времена, в повседневной жизни запросто поминала имя Господне, но в доме Божием с детским трепетом и смирением устремляла взор к таинственному и предвечному Вседержителю.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Святителю удалось собрать вокруг себя значительную группу помощников, продолживших впоследствии его начинания. Большинство из них были англосаксами, а некоторые — его родственниками. История сохранила до наших дней имена святых Бурхарда, Вигберта, Витты, Штурмия, Виннебальда, Виллибальда, а также преподобных Лиобы, Вальбурги, Бригитты, Теклы и многих других. Устроитель Франкской Церкви и мученик за Христа После смерти в феврале 731 г. папы Григория II на престол Римской Церкви вступил папа Григорий III. Бонифаций поспешил отправить к новому папе посольство и заверить его в своей преданности. В 732 г. Бонифаций вновь написал в Рим, упомянув среди прочего и о том, что работы стало слишком много для одного человека. Григорий III, оценив достигнутые Бонифацием успехи, отправил ему архиепископский паллиум, хотя и не назначил для митрополии постоянного центра. Кроме того, папа разрешил Бонифацию самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов. В 737 г. Бонифаций в сопровождении многочисленных учеников в третий раз отправился в Рим, где был милостиво принят папой Григорием III. Папа наделил его полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. В Риме к нему присоединился Лулл, который впоследствии стал одним из его ближайших учеников и преемником на Майнцской кафедре. По возвращении Бонифаций с помощью герцога Одилона и баварской знати начал работу по созиданию Баварской Церкви на канонических началах. Он по-новому определил границы епархий и назначил епископов на свободные кафедры: в Зальцбург, Фрайзинг и Регенсбург. Бонифаций основал самостоятельную гессенскую епархию с центром в Бюрабурге и назначил в неё епископом святого Витту. Были созданы также епархии в Айхштадте, куда в октябре 741 г. епископом был рукоположен святой Виллибальд, и Эрфурте. Новым епископом Вюрцбурга стал святой Бурхард. Бонифаций обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения неканонических клириков. Если рукоположенные неканоническим образом священнослужители были готовы признать, что они допускали упущения не по злой воле и приносили покаяние в содеянном, то Бонифаций заново рукополагал их в священный сан.

http://pravmir.ru/svyatoy-bonifatsiy-apo...

Святителю удалось собрать вокруг себя значительную группу помощников, продолживших впоследствии его начинания. Большинство из них были англосаксами, а некоторые - его родственниками. История сохранила до наших дней имена святых Бурхарда, Вигберта, Витты, Штурмия, Виннебальда, Виллибальда, а также преподобных Лиобы, Вальбурги, Бригитты, Теклы и многих других. УСТРОИТЕЛЬ ФРАНКСКОЙ ЦЕРКВИ И МУЧЕНИК ЗА ХРИСТА После смерти в феврале 731 г. папы Григория II на престол Римской Церкви вступил папа Григорий III. Бонифаций поспешил отправить к новому папе посольство и принести уверения в своей преданности. В 732 г. Бонифаций вновь написал в Рим, упомянув среди прочего и о том, что работы стало слишком много для одного человека. Григорий III, оценив достигнутые Бонифацием успехи, отправил ему архиепископский паллиум, хотя и не назначил для митрополии постоянного центра. Кроме того, папа разрешил Бонифацию самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов. В 737 г. Бонифаций в сопровождении многочисленных учеников в третий раз отправился в Рим, где был милостиво принят папой Григорием III. Папа наделил его полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. В Риме к нему присоединился Лулл, который впоследствии стал одним из его ближайших учеников и преемником на Майнцской кафедре. По возвращении Бонифаций с помощью герцога Одилона и баварской знати начал работу по созиданию Баварской Церкви на канонических началах. Он по-новому определил границы епархий и назначил епископов на свободные кафедры: в Зальцбург, Фрайзинг и Регенсбург. Бонифаций основал самостоятельную гессенскую епархию с центром в Бюрабурге и назначил в нее епископом св. Витту. Были созданы также епархии в Айхштадте, куда в октябре 741 епископом был рукоположен св. Виллибальд, и Эрфурте. Новым епископом Вюрцбурга стал Бурхард. Бонифаций обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения неканонических клириков. Если рукоположенные неканоническим образом священнослужители были готовы признать, что они совершали свои упущения не по злой воле, и приносили покаяние в содеянном, то Бонифаций заново рукополагал их в священный сан.

http://pravoslavie.ru/1462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОН [лат. Hieron, Ieron; нидерланд. Jeroen] († ок. 856, Нортго, ныне Нордвейк, Нидерланды), мч. Фрисландский (пам. зап. 17 авг., с 1995 - в 1-е воскресенье сент.). Основные источники сведений об И.- анонимное Житие и рассказ о переносе мощей (translatio), составленные, вероятно, монахом бенедиктинского мон-ря Эгмонд во 2-й пол. XI в. и переработанные в нач. XII в. Как предположил издатель Жития О. Опперманн, автор был недостаточно осведомлен о жизни И. и, работая над жизнеописанием мученика, скомпилировал отрывки Житий св. Агаты, свт. Мартина, св. Бонифация (Винфрида), св. Адальберта Эгмондского и «Диалогов» свт. Григория I Великого . Согласно Житию, И. род. на Британских о-вах (вероятно, в Ирландии или Шотландии). Ок. 847 г. отправился во Фрисландию проповедовать христ. веру. Св. Гунгер , еп. Утрехтский, выделил ему для миссионерской деятельности район Нортго. При И. здесь была основана 1-я церковь - во имя свт. Мартина Милостивого . Во время одного из набегов викингов (в Житии указан 856, однако эту дату следует считать условной) святой был схвачен и обезглавлен. Спустя столетие, в 955 г., мученик явился во сне некоему мирянину Нотбоду и повелел ему перенести мощи из Нордвейка в мон-рь Эгмонд. Выбор мон-ря для захоронения мощей, вероятно, был связан с проведенными в сер. X в. преобразованиями: ок. 950 г. гр. Голландии Дитрих I велел перенести сюда мощи св. Адальберта, проповедника из Нортумбрии, спутника св. Виллиброрда , и преобразовать мон-рь в мужской, переселив в него общину монахов из Гента. С этого времени Эгмонд становится главным мон-рем Фрисландии и графской усыпальницей. На месте древнего захоронения мученика ок. 980 г. была установлена часовня в романском стиле. Широкому распространению почитания мученика способствовал в т. ч. экономический рост рыбацкого Нордвейка, покровителем к-рого считался И. В 1303 г. началось строительство нового, готического храма на месте романского. В ходе работ в 1316 г. под старым алтарем был обнаружен череп. Поскольку алтарь находился на месте, где неск. веков назад были обретены мощи И., найденные останки, к-рые идентифицировали как мощи мученика, поместили в алтарь нового храма. С 1429 г. указом архиеп. Утрехтского Зведера ван Кюлемборга И. стал почитаться на территории всего еп-ства, г. Нордвейк объявлен паломническим центром (оставался таковым до Реформации ).

http://pravenc.ru/text/293692.html

Поэтому – несмотря на самые трудные обстоятельства – папа Григорий видел свою задачу как первосвятителя древнейшей Церкви Запада в том, чтобы всячески содействовать распространению Евангелия. Как отмечает А. И. Сидоров , в сочинениях, принадлежащих к области нравственного богословия, «святителем особенно оттенялись эсхатологические тона (...) Такой сугубой эсхатологической тональности этики святителя во многом способствовала эпоха, в которую он жил, – век агонии ветхого Рима с его многочисленными нестроениями» 20 . Поэтому вполне естественно, что папа рассматривал эту английскую миссию в эсхатологической перспективе, которая и составляла суть его «миссионерского богословия». «Проповедь язычникам была необходима, потому что только после обращения языческих народов иудеи познают Мессию, и тогда снова придет Христос» 21 . По крайней мере, совершенно очевидно, что в вопросе об отправке христианской миссии в Англию определяющими для папы Григория были именно религиозные мотивы, и по сравнению с ними какие бы то ни было тактические или политические соображения, которыми зачастую пытаются объяснить этот его шаг, сделанный им в достаточно неблагоприятный для Рима момент, отступают на второй план. Таким образом, Григорию Великому удалось в один из самых сложных периодов жизни Западной Церкви высоко поднять идею универсальности христианства, заключенную в открытости Евангелия для всех народов. «Церковно-исторические последствия этого деяния Григория Великого поистине огромны» 22 , – так оценивает Теодор Шифер отправление папой миссии к англосаксам. Святитель Григорий Великий обладал особым даром исторического предвидения и заложил фундамент для всего европейского Средневековья, проявив в этих деяниях подлинное величие исторического деятеля. Папа Григорий после своей смерти оставил среди римского народа самые лучшие воспоминания как милостивый и отзывчивый архипастырь, всегда заботившийся о простых и бедных людях. «Подчас испытывая давление константинопольских императоров, лицом к лицу с упорным сопротивлением различных варварских королевств, выступающих против нормального церковного порядка, лишенные реальной политической или канонической власти, святой Григорий Великий и его преемники сумели осуществлять моральное руководство и поддерживать единство между Востоком и Западом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда же прошла зима и сошла летняя жара, он возобновил прерванные в прошлом году намерения и направил все свои усилия на повторение путешествия. На этот раз он хотел отправиться к порогам апостолов в Рим с рекомендательным письмом 231 Даниила, блаженной памяти хранителя народа Божия 232 . Впрочем, еще некоторое время его удерживали дела, касавшиеся остающихся, еще лишенных своего отца братий; также и любовь сетующих о его отъезде, и скорбное страдание всех готовило ему временные препятствия, так что его душа была охвачена большой печалью и он не знал, на какую сторону он должен был обратиться. Он особенно страшился, что паства, которая доселе была вверена его учителю, а теперь осталась без защиты опытного пастыря, по его отшествии будет отдана на растерзание волкам, его беспокоило опять-таки, что осеннего времени уже не хватит для путешествия в далекие края. Но поскольку всесильный Бог , воспомянув его благочестие, обычной Своей милостью благоволил избавить Своего раба, душа которого была так тяжко стеснена, от тягостной скорби и дать его пастве подобающего наставника, то преждепомянутый епископ рассудил в своем сердце дело братий и поставил настоятелем мужа отличных дарований по имени Стефан, а нашего святого мужа по его воле направил безопасно идти долгими путями паломничества в определенные ему места. Тот же, попрощавшись с братиями, спешно выехал и, пройдя длинный путь по стране, прибыл, как и желал, к уже упомянутому выше месту Люнденвич; там он сразу же поднялся на борт быстроходного парусника и начал бороздить неизведанные морские стези. И, к радости моряков, сильный нордвест мощно надувал паруса, и при полном ветре они в счастливом плавании быстро пришли к устью реки, называемой Квент. Не устрашившись опасностей кораблекрушения, они высадились целые и невредимые на пустынном берегу и оставались в Квентвиче, пока к ним не присоединилось достаточное число спутников. И когда все они собрались – а уже грозили ударить зимние морозы, – то шли день за днем вперед и посещали множество храмов, посвященных святым, молясь, чтобы им было даровано под Покровом Восседающего на небесах перейти снежные вершины Альп, встретить милостивое обращение от лангобардов и легче избежать злых шуток и грубости солдат 233 . После того как благодаря заступничеству святых, под Покровом Божиим весь сонм товарищей, вверившихся водительству этого святого мужа, счастливо добрался до гробниц апостолов, они сразу же сотворили благодарственную молитву Христу за Его защиту, с большой радостью вошли в собор святого Петра, князя апостолов, и молились здесь о прощении своих согрешений, причем многие из них принесли различные дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, вот то, что ты просила: лист пергамента с посвящением тебе – ты по своему усмотрению можешь сохранить его или отложить в сторону. На тебя возлагается ответственность отвечать за меня на критику моих оппонентов: защищай меня как человек, движимый скорее расположением, чем предположением, и поддерживай меня своими святыми молитвами ко Христу, твоему истинному Жениху. В то время, когда святой архиепископ Бонифаций ступил на землю Норик, передавая веру священникам и людям Церкви, пресекая ошибки еретиков и исправляя истинным Христовым учением тех номинальных христиан, которые заразились бесовским учением язычников, к нему пришли некоторые знатные люди и просили взять их сыновей на обучение ради служения Богу. Среди тех, кого принял Бонифаций по просьбе родителей, был Штурм, уроженец Норика и выходец из благородной христианской семьи. Оставив всех своих родственников и последовав за нашим Искупителем, Штурм с радостью отправился в путешествие с принявшим его архиепископом Бонифацием, к большой скорби его отца и матери. Пересекши несколько провинций, они достигли Фрицлара в земле гессенцев, где архиепископ вверил Штурма заботе священника Вигберта. Этот священник святой жизни прилагал все усилия, обучая юного Штурма и приготовляя его к служению Господу. Враждовавшие между собой по велению Штурма примирялись друг с другом еще до захода солнца; всем он проповедовал стяжание долготерпения, веры, надежды и любви Выучив наизусть всю Псалтырь и тщательно изучив многие другие книги, юноша начал постигать духовное значение Священного Писания и стал открывать для себя скрытые истины Четвероевангелия Христова, по мере сил сосредотачивая свой ум на постоянном чтении Ветхого и Нового Заветов. Как этому учит Писание, он день и ночь размышлял о законе Божьем. Его понимание было глубоким, его мысли – исполнены мудрости, слова – рассудительности. Красивый лицом, скромный и вежливый манерами, безукоризненный в поведении, милостивый, смиренный сердцем, мягкий, всегда готовый послужить людям, Штурм стяжал всеобщую любовь. По истечении некоторого времени он с общего согласия был рукоположен во пресвитера, а когда представилась такая возможность, подвижник начал объяснять людям учение Христа. Силою Святого Духа через Штурма произошло множество чудес. Немало раз по молитвам угодника христиане освобождались от мучивших их за грехи злых духов. Он исцелил души многих людей, зараженных ядом различных ложных учений. Враждовавшие между собой по велению Штурма примирялись друг с другом еще до захода солнца; всем он проповедовал стяжание терпения, мягкости, смирения, долготерпения, веры, надежды и любви.

http://pravoslavie.ru/76054.html

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, беседовал о смерти и об исходе души из тела, как ему о том открыто было преподобным Симеоном Столпником: «Когда душа выйдет из тела и начнет восходить к Небу, встречают ее лики бесов и подвергают многим затруднениям и истязаниям. Они истязают ее во лжи, клевете, ярости, зависти, гневе, памятозлобии, гордости, срамословии, непокорстве, лихве, сребролюбии, пьянстве, объядении, злопомнении, волхвовании, братоненавидении, убийстве, воровстве, немилосердии, блуде, прелюбодеянии. Во время шествия души от земли к Небу самые святые Ангелы не могут помочь ей: помогают ей единственно ее покаяние, ее добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских мытарств. Братия! Ведая это, убоимся горького часа встречи с суровыми и немилостивыми мытарями, часа, в который придем в недоумение, что отвечать нам истязателям нашим. Ныне покаемся во всех грехах наших, дадим по силе нашей милостыню, могущую проводить нас от земли на Небо и избавить от задержания бесами. Велика их ненависть к нам, великий страх ожидает нас на воздухе, великое бедствие!» . Свидетельства западных отцов Церкви о мытарствах Святой Бонифаций Чтобы у нас не сложилось впечатление, что учение о воздушных мытарствах было известно только восточным отцам Церкви, мы обратимся к свидетельству из книги отца Серафима (Роуза), где он показывает, что был знаком с многочисленными ранними православными западными (латинскими, периода неразделенной Церкви. – прот. О.С. ) источниками, которые никогда не переводились на греческий или русский и которые так изобилуют описаниями мытарств. Название «мытарства», как кажется, – пишет отец Серафим (Роуз), – ограничивается восточными источниками, но описываемая в западных источниках реальность тождественна. Например, святой Колумба , основатель островного монастыря Ионы в Шотландии († 597), много раз за свою жизнь видел в воздухе битвы демонов за души умерших. Святой Адамнан († 704) рассказывает об этом в написанном им житии святого. Вот один из случаев.

http://pravoslavie.ru/94136.html

Владыка Игнатий цитирует также и другие случаи прохождения мытарств в житиях св. великомученика Евстратия (IV в., 13 декабря), св. Нифона из Констанции Кипрской, который видел многие души, восходящие через мытарства (IV в., 23 декабря), св. Симеона Христа ради юродивого Эмесского (IV в., 21 июля), св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (VII в., Пролог на 19 декабря), св. Макария Великого (19 января). Епископ Игнатий не был знаком с многочисленными ранними православными западными источниками, которые никогда не переводились на греческий или русский и которые так изобилуют описаниями мытарств. Название «мытарства», как кажется, ограничивается восточными источниками, но описываемая в западных источниках реальность тождественна. Например, св. Колумба, основатель островного монастыря Ионы в Шотландии († 597), много раз за свою жизнь видел в воздухе битвы демонов за души умерших. Св. Адамнан († 704) рассказывает об этом в написанном им житии святого. Вот один из случаев. Однажды св. Колумба созвал своих монахов и сказал им: «Поможем молитвой монахам аббата Комгела, которые утопают в этот час в Телячьем озере, ибо вот в этот момент они сражаются в воздухе против сил зла, тщащихся захватить душу чужестранца, которая утопает вместе с ними». Затем после молитвы он сказал: «Благодарите Христа, ибо сейчас святые Ангелы встретили эти святые души, освободили того чужестранца и с торжеством спасли его от воинствующих демонов». Св. Бонифаций, англо-саксонский апостол германцев (VIII век), передает в одном из своих писем рассказ, услышанный в Уэнлоке из уст одного монаха, который умер и через несколько часов вернулся к жизни. Когда он вышел из тела, «его подхватили Ангелы такой чистой красоты, что он не смог смотреть на них...» «Они понесли меня, – сказал он, – высоко в воздух»... Дальше он рассказал, что за то время, что он был вне тела, такое количество душ покинули свои тела и столпились в месте, где он находился, что ему казалось, что их больше, чем всего населения земли. Он также сказал, что там была толпа злых духов и славный хор вышних Ангелов. И он сказал, что злые духи и святые ангелы вели ожесточенный спор за души, вышедшие из своих тел: демоны обвиняли их и усугубляли бремя их грехов, а Ангелы облегчали это бремя и приводили смягчающие обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/d...

После 4-го крестового похода кор. Фессалоники Бонифаций Монферратский передал Лариссу ломбардцам, в городе был поставлен лат. архиепископ. С XIII в. сохранились остатки здания лат. церкви (Франкекклисия). Вскоре Ларисса была присоединена к Эпирскому деспотату, и в 1212/13 г. греч. митр. Лефкады из рода Калоспитов был возведен на Ларисскую кафедру. При имп. Андронике II Палеологе Ларисская митрополия в списке митрополий переместилась с 34-го места на 41-е, ей подчинялось 25 епископий ( Darrouz è s. Notitiae. P. 396. N 17). Еще до 1318 г. Ларисса перестала быть резиденцией митрополита, к-рая находилась то в Трикке (ныне Трикала), то в др. местах Фессалии. В 1318 г. свт. Киприан Ларисский получил разрешение у К-польского патриарха временно поселиться во вдовствующей Харменской епископии, а затем переместился в Трикку. Местопребывание Ларисских митрополитов вне Лариссы продолжалось в течение неск. столетий. В сер. XIV в. Фессалия вошла в состав Сербского царства. В 1393 г. Ларисса была захвачена турками и окончательно завоевана ими в 1423 г. Базилика свт. Ахилия Ларисского в Ларисе. VI в. Базилика свт. Ахилия Ларисского в Ларисе. VI в. Ковчег с частицей мощей прп.. Ахиллия Ларисского в базилике свт. Ахилия в Ларисе О достоинствах архиереев, занимавших Ларисскую кафедру в XIV-XVI вв., можно судить по прозвищам, данным им паствой: свт. Киприана именовали Чудотворцем, церковного писателя Антония - Новым Богословом и Исповедником, Дионисия - Милостивым, Марка - Молчальником и т. д. ( Γριτσπουλος. 1966. Σ. 132). Неустанную деятельность на благо порабощенного народа вел свт. Виссарион (1520-1541). Он выкупал пленных, строил мосты и дороги, организовывал общины греков, нашедших убежище в горах. Ларисские митрополиты покровительствовали созданию мон-рей в Фессалии. В нач. XVI в. митр. Дионисий вместе с иером. Никанором Анапавсом отстроил мон-рь свт. Николая Чудотворца ( Анапавса ). Свт. Виссарион основал в 1515-1522 гг. (или в 1527) мон-рь Дусику и помогал Метеорским монастырям . Его дело продолжил его племянник Ларисский митр. Неофит. Организатором антитур. восстаний 1600-1601 и 1611 гг. был Ларисский митр. Дионисий Скилософ .

http://pravenc.ru/text/2463131.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010