Прошу и заклинаю Ваше благочестие Богом Отцом Вседержителем и Иисусом Христом, Сыном Его, и Святым Духом, Святой Божественной Троицей и Единицей, если Бог даст тебе власть, помогать служителям Божиим священникам, пресвитерам, которые в Тюрингии, а монахов и служительниц Христовых защищать от злобы язычников и помогать христианскому народу, чтобы язычники не погубили его. Так перед судилищем Христовым ты стяжешь себе вечную награду. Знайте, что мы вспоминаем Вас пред Богом, как просил меня Ваш отец, когда он был жив, и Ваша мать. Мы молим Бога, Спасителя мира, чтобы Он направил путь Ваш и жизнь к спасению Вашей души, да пребудете Вы под благодатью Божией всегда, здесь и в будущем веке. Помните между тем, возлюбленные сыновья 318 , что, по слову псалмопевца, дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет ( Пс. 102:15 ). И апостол сказал: Весь мир лежит во зле ( 1Ин. 5:19 ), и в Евангелии истина сказала: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мк. 8:36 ), и еще в Евангелии о славе праведных сказано: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:43 ). И апостол Павел сказал о блаженстве жизни вечной: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Старайтесь же, сыны мои, чтобы награды ваши в вышних небесах сияли и множились. Желаем вам здравствовать во Христе в долготу дней! 19 (50). Бонифаций приветствует нового папу Римского Захарию, сообщает ему о ходе своей миссии и задает ему вопросы (середина 742 года) Возлюбленнейшему господину, облеченному знаками верховного епископства, наследнику апостольскому Захарии 319 – Бонифаций, раб рабов Божиих. Признаем, господин и отец, что, после того как посланники принесли нам весть о том, что блаженной памяти Ваш предшественник по апостольству первосвятитель Григорий разрешился от телесной темницы и преселился ко Господу, нам не довелось слышать о большей радости и с простертыми к небу дланями благодарить о ней Бога, чем когда мы услышали, что Верховный Судия вверил Вашей отеческой милости блюсти церковные законы и править кормилом Апостольского престола. И потому мы, как прежде, склоняясь к Вашим стопам, искреннейше просим Вас, чтобы, как мы были преданными и верными слугами Ваших предшественников по власти святого Петра, так сподобиться нам быть покорными служителями и Вашего благочестия в подчинении каноническому праву. Мы желаем служить распространению кафолической веры и единства Римской Церкви, и сколько мне даст Бог слушателей и учеников в этой моей миссии, я непрестанно буду призывать и склонять их к послушанию Апостольскому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(8) Сын Аркадия Феодосий послал против этого Иоанна большое войско под начальством Аспара 26 и Ардавурия 27 , сына Аспара; он лишил Иоанна власти и передал царскую власть Валентиниану, совсем еще мальчику. (9) Валентиниан, захватив Иоанна живым, велел отправить его на ипподром Аквилеи, отрубить ему одну руку, провезти его перед народом посаженным на осла и, заставив испытать множество оскорблений от слов и действий мимов казнил. Так Валентиниан получил власть над Западом. (10) Его мать Плацидия вырастила и воспитала этого василевса в распущенной неге и роскоши, и поэтому он с детства предавался всяким порокам. (11) Он по большей части общался со знахарями и с теми,кто гадает по звездам; он безумно предавался любовным связям с чужими женами, ведя беззаконный образ жизни, хотя жена его была исключительной красавицей. (12) Поэтому он не только не вернул державе что-либо из того, что было раньше отторгнуто, но и потерял Ливию, да и сам погиб. (13) Когда же он умер, то его жена и дети оказались пленниками. Несчастие, постигшее Ливию, произошло следующим образом. (14) Было два римских полководца, Аэций 28 и Бонифаций 29 , оба исключительной доблести и по опытности в военном деле не уступавшие никому из своих современников. (15) Хотя они не имели согласия в том, как вести государственные дела, оба они были одарены таким величием духа и такими выдающимися качествами, что если бы кто назвал того или другого «последним из римлян», он бы не ошибся. Ибо вся римская доблесть оказалась сокрытой в этих мужах. (16) Одного из них, Бонифация, Плацидия назначила главнокомандующим всеми военными силами в Ливии. Это было не по душе Аэцию, однако, он не подал виду, что ему это не нравится. Их вражда еще не обнаруживалась, но была скрыта под личиной приязни. (17) Когда Бонифаций оказался уже далеко, Аэций оклеветал его перед Плацидией, говоря, что он хочет незаконно захватить власть над Ливией, отняв у нее и у василевса всю эту область; он говорил, что ей самой нетрудно убедиться в справедливости его слов: если она вызовет Бонифация в Рим, он ни в коем случае к ней не явится.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

Петр. Прошу мне объяснить яснее, можно ли молитвами помочь предопределению? Григорий. Все, о чем я говорил тебе, Петр, можно сказать очень быстро. Ибо ты, без сомнения, знаешь, что сказал Господь Аврааму: «В Исааке наречется тебе семя». И еще сказал ему: «Сделал Я тебя отцом многих народов». И еще немного спустя: «Благословлю тебя, и умножу семя твое, словно звезды небесные и словно песок, что на берегу моря» 469 . И из сего очевидно явствует, что всемогущий Бог предопределил распространить семя Авраама через Исаака. И еще вот что написано: «Молил Исаак Господа за жену свою, ибо была она бесплодна. И когда Он услышал его, дал Он зачать Ревекке» 470 . И если было предопределено, что род Авраама размножится через Исаака, то почему он взял бесплодную жену? Но это-то и показывает, что предопределение исполняется через молитву, ибо тот, кому Бог предопределил преумножить семя Авраамово, только благодаря молитве смог получить возможность иметь потомство. Петр. Поскольку слова твои открыли мне тайну, то никаких сомнений у меня уже не осталось. Григорий. А хочешь, я расскажу тебе что-нибудь о живших в Тусции, дабы узнал ты, какие и там были мужи и насколько они приблизились к познанию Бога всемогущего? Петр. Хочу и всячески прошу тебя об этом. VIIII. Григорий. Жил некий муж почтенной жизни по имени Бонифаций, который занимал пост епископа в городе Ференте, украшая его своим образом жизни О его чудесах много рассказывает пресвитер Гауденций, который жив и сейчас. Воспитанный под его руководством, он мог рассказать о его жизни очень правдиво, ибо сам был очевидцем этого. Церковь та находилась в то время в состоянии крайней бедности, каковая для добрых людей обычно служит охранительницей смирения. И не было у нее никаких иных средств к существованию, единственно только один виноградник. И вот однажды он был так сильно опустошен градом, что во всем винограднике едва можно было увидеть хоть несколько нормальных лоз. И вот когда упомянутый достопочтенный муж епископ Бонифаций вошел туда, то воздал он всемогущему Господу великую благодарность за то, что посетил их скорбью в самой бедности. Когда пришло время созреть немногим оставшимся ветвям винограда, поставил он, как обычно, к винограднику сторожа, приказав ему как можно бдительнее стеречь его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Тех, кто крещен на разнообразных и искаженных наречиях язычников, однако при этом во имя Троицы, нужно возложением рук и священным миропомазанием утверждать в Церкви. Епископ Вивило поставлен мною. И если он в чем преступил канонические правила, наставляй и исправляй его согласно преданию Римской Церкви, которое ты получил от нас. Что касается Собора, который ты должен провести на берегу Дуная от нашего имени, мы повелеваем тебе, брат, явиться там с апостольской властью. И сколько тебе Господь даст сил, не переставай проповедовать там слово спасения, дабы христианское богопочитание во имя Господа росло и умножалось. Ибо тебе не будет позволено, брат, в силу начатого тобою труда пребывать на одном месте. Но, укрепив сердца братьев и всех верных, кто еще не научен в тех западных краях, не переставай проповедовать там, где тебе откроет Господь путь спасения. И если найдешь, что в каком-то месте это необходимо, ставь там епископов от нашего имени согласно каноническим правилам и наставляй их в соблюдении апостольского и канонического предания. Этим ты стяжаешь себе великую награду, ибо предуготовишь Господу нашему народ совершенный (ср.: Лк. 1:17 ). Не медли, возлюбленнейший брат, вступать на пути тернистые и многообразные, чтобы при твоем содействии христианская вера распространялась далеко и широко. Ибо написано: «Узок и тесен путь, ведущий к жизни (см.: Мф. 7:14 ). Итак, делай доброе дело, начатое тобою, брат, чтобы в день Христа, Бога нашего, ты сподобился сказать, стоя в сонме избранных отцов: «Вот я и чада, которых Ты дал мне, ни одного из них я не потерял (см.: Ис. 8:18 ; Ин. 17:12 ), и еще: Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них ( Мф. 25:20 ), и чтобы вслед за этим ты сподобился услышать от Господа такие слова: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф. 25:21 ). Господь да сохранит тебя невредимым, досточтимейший брат! Писано за четыре дня до ноябрьских календ, в двадцать третий год правления господина благочестивейшего августа Льва, Богом венчанного великого императора, в двадцатый год по его консульстве и в двадцатый год великого императора Константина, сына его, индикта восьмого. 17 (46). Бонифаций просит всех англосаксов молиться за обращение саксонцев (ок. 738)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Узнав об этом, мы с великой радостью воздели длани к небесам и возблагодарили Просветителя и Подателя всех благ Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который соединяет два в одно (ср.: Еф. 2:14 ). Вышеназванный святейший муж Бонифаций в своем письме просил нас утвердить ваши престолы Апостольской властью. Поэтому мы, Богу содействующую со рвением утверждаем властью святого первоверховного апостола Петра, которому дано связывать и разрешать грехи человеческие на земле и на небе (ср.: Мф. 16:19 ), Ваши епископские престолы и постановляем, чтобы они пребывали незыблемыми. Мы запрещаем, властью того же первоверховного апостола, кому бы то ни было из настоящего и будущих поколений выступать против поставления вас епископом, которое было совершено Божией милостью по нашему предписанию. Мы запрещаем также, согласно преданию священных канонов, кому бы то ни было, кроме того, кто будет в тех краях действовать по повелению нашего Апостольского престола, переводить или ставить нового епископа на то же место по отшествии Вашем из сего мира. Вы же не должны вторгаться в чужой диоцез или отнимать чужие церкви. Если кто (чему мы не верим) с наглостью посмеет действовать против этого нашего предписания, пусть знает, что он по вечному Божественному суду будет связан узами анафемы. Если же кто соблюдет апостольские заповеди и будет следовать правой и здравой вере, он получит благодать благословения. Впрочем, мы призываем Божественную милость утвердить и укрепить содеянное в вас Господом. Светлость Божией благодати и истинный мир да будет с духом вашим» святейший и возлюбленный брат наш. Старайтесь всеми силами о вере Христовой и ревнуйте о служении, чтобы удостоиться Вам сказать с избранным апостолом: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный ( 2Тим. 4:7–8 ). Приветствуем Вас в Господе и желаем здравия! Пребывайте в здравии! Издано в апрельские календы в двадцать четвертый год правления господина благочестивейшего августа Константина, Богом венчанного великого императора, во второй год по консульстве его, индикта одиннадцатого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(3 июля 529 г.) Опубликование Indiculus [ХВ 527–534, 537–540] не положило конец полупелагианским спорам, которые продолжались до начала VI в. Они прекратились лишь благодаря важному поместному собору, собравшемуся в Оранже под председательством Цезария Арльского (ок. 470–543), чьи постановления были подтверждены в 531 г. папой Бонифацием II. Несмотря на то, что на Соборе в основном говорилось о благодати [ХВ 541–547], он, тем не менее, вновь подтвердил, в двух своих первых канонах, учение о первородном грехе. Каноны (272, 371) 1. Если кто-либо говорит, что из-за прегрешения, воспоследовавшего от злоупотребления Адама, человек не был полностью, душой и телом, «изменен к худшему состоянию» 147 , и если кто-либо полагает, что только одно тело подверглось порче, тогда как свобода души осталась незатронутой, [если кто-либо говорит так], будучи введен в заблуждение ошибкой Пелагия, то он противоречит Писанию, которое говорит: «Душа согрешающая, она умрет» [ Иез 18, 20 ], и «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы» [ Рим 6, 16 ]; и еще: «Кто кем побежден, тот тому и раб» [ 2Пет 2, 19 ]. (273, 372) 2. Если кто-либо утверждает, что злоупотребление Адама повредило лишь ему одному, а не его потомству, или если заявляет, что только телесная смерть как наказание за грех, а не [сам] грех – смерть души, вошла через одного человека в весь род человеческий, то он приписывает Богу несправедливость, противореча Апостолу, который говорит: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» [ Рим 5, 12 ] 148 . Письмо Папы Иннокентия III Гумберту Арльскому (конец 1201 г.) В письме, посвященном Крещению, папа вынужден провести различие между первородным грехом и повседневным грехом, ссылаясь на понятие личного согласия, и вследствие этого подчеркнуть различие наказаний, которые они за собой влекут. ХВ 685 Декрет о первородном грехе Ближайшим поводом обратиться к вопросу о первородном грехе на Тридентском Соборе было заблуждение Лютера. Для него этот грех заключается в дурном вожделении, которое остается в человеке непобедимым, не будучи ослаблено даже Крещением: человек остается грешником, просто грех ему больше не вменяется. Однако, не довольствуясь опровержением Лютера, Собор излагает все учение о первородном грехе в его связи с другими догматами. Пелагианские заблуждения вновь приведены и осуждены; а вместе с ними ошибки манихеев и присциллиан, которые отрицали наличие первородного греха у детей, рожденных от христианского брака. Учение изложено в пяти подробных тезисах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

7 . Из декреталии о канонических книгах папы Геласия I (492−496 гг.). «... Святая Римская Церковь не приобрела главенство в силу постановления Соборов, но обладает им по слову Господа и Спасителя, как оно находится в Евангелии: «И Я говорю тебе: ты – Камень (Петр), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18 −19). Итак, первое место принадлежит Римской Церкви, Престолу Апостола Петра, «не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). Второе место принадлежит Александрии – освященной пламенем Петра через Марка, как его ученика и евангелиста... Третье же место принадлежит Антиохии, прославленной пребыванием там того же блаженного апостола Петра...». (H. Deuzinger Ench. Symbol, 922, р. 72). 8 . Из письма «Adeone te» папы Пелагия III (556−561 гг.) к некоему епископу (ок. 560 г.). «Неужели ты, возведенный на высшую ступень священства, не знаешь, что впадаешь в раскол, когда отпадаешь от общения с Апостольским Престолом? Неужели ты, поставленный народу для проповеди , не читал, что Христос, Господь наш, учредил Церковь на князе Апостолов, дабы «врата адовы не одолели ее?» ( Мф.16:18 ). А если читал о том, где еще мнишь быть Церкви, когда в нем одном объединяются все апостольские Престолы? Кому еще так же, как ему, кто получил «ключи», была дана власть «вязать и решить»? ( Мф. 16:19 ). Но потому ему одному сначала было обещано дать то, что потом всем было дано, чтобы, как толкует это блаженный Киприан-мученик, было указано единство Церкви. Почему же ты, возлюбленный во Христе, заблуждаешься касательно этого толкования или в чем ином надеешься обрести спасение?». (H. Deuzinger Ench. Symbol. 922., р. 102−103). 9 . О единстве Церкви. Булла «Unam Sanctum» от 18 ноября 1302 г. папы Бонифация VIII (1294−1303). «...Высший духовный авторитет может быть судим только лишь Богом, но не людьми. По свидетельству Апостола: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (Кор.2:15). Следовательно, авторитет этот, хотя и уделен человеку и человеком применяется, не является человеческим, но скорее божественным, данным Петру и его преемникам божественным глаголом: «...еж аще свяжеши...» ( Мф.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Будем стараться с Божией помощью не оказаться среди тех лжепастырей, которых обвиняет пророк, говоря: Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы питались молоком и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому ( Иез. 34:2–5 ). Горе значит здесь у пророка проклятие, пастырями обозначены епископы, принявшие на себя заботу о стадах Господних, то есть о пастве верных народов. Но они пасут самих себя, потому что заботятся не о спасении народов, а о своих желаниях. Молоко и волну 341 овец Христовых они принимают в виде ежедневных приношений и десятины от верных, а заботу о стаде Господнем оставляют. Они не врачуют духовным советом больного грехами, не укрепляют священнической помощью сломленных разнообразными невзгодами, не возвращают заблуждающегося на путь спасения, не взыскивают заботливой пастырской милостью погибших от отчаяния и не защищают обиженных наглостью сильных мира сего, которые свирепствуют против них подобно диким зверям, а богатых и сильных не только не обличают, если те грешат, но и почитают. За это грозно поражает гордыню их Божественное слово: Горе пастырям Израилевым ( Иез. 34:2 ), и еще: За то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя ( Иез. 34:9–10 ). А это значит не что иное, как: «Пастырей, которые пасут себя самих, а не стада, свергну Я с высоты чести их и повергну среди негодных и среди осужденных». Кто не вострепещет при таких словах? Разве что тот, кто не верит, что они сбудутся. Все, что велит соблюдать Бог, пророк столь ясно сказал и утвердил авторитетом своего имени, что нам легче пренебречь этим (страшно даже сказать), чем притвориться, что мы не понимаем столь ясного и Божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вокруг этого места обитают четыре народа, которым мы Божией милостью возвещали слово Христа; им я, пока жив, могу, с Вашего соизволения, быть полезен. Ибо я желаю, при содействии Божией благодати по Вашим молитвам, быть в близкой связи с Римской Церковью и продолжать служить Вам среди германских народов, к которым я был послан, как написано: Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись ( Сир. 3:1 ), и далее: Уважающий отца будет долгоденствовать ( Сир. 3:6 ), и еще: Почитай отца твоего... чтобы пришло на тебя благословение от Господа, ибо благословение отца утверждает домы детей ( Сир. 3:8–9 )... 344 30 (89). Папа Захария принимает монастырь Фульда в свою юрисдикцию (751) Папа Захария – епископу Бонифацию и через него всем последующим аббатам в созданном им монастыре вовеки. Так как подлежит одобрению то, что согласуется с разумными желаниями, никак не подобает отказать основателю богоугодной обители в смиренной просьбе о полномочиях, предоставляемых в виде привилегий. И как ты просил у нас, чтобы построенный тобой монастырь Спасителя, расположенный в месте, которое называется Бохония, на берегу реки Фульды, был отмечен привилегией Апостольского престола, – так чтобы он был под юрисдикцией нашей Святой Церкви, которой мы по Божией воле служим, и не подчинялся юрисдикции какой-либо иной Церкви, – мы, идя навстречу твоему благочестивому пожеланию, данной нам властью исполняем то, чего ты просишь. Поэтому мы данной нам властью запрещаем любому священнослужителю какой бы то ни было Церкви, кроме Апостольского престола, иметь какую-либо власть над вышеназванным монастырем и даже служить там святую мессу, если его не пригласит к тому аббат монастыря, так чтобы монастырь прочно сохранял за собою привилегию подчинения Апостольскому престолу. Этим письменным изъявлением нашего решения мы так постановляем и запрещаем любым предстоятелям какой бы то ни было Церкви и облеченным любым достоинством священнослужителям притязать на власть над этим монастырем, под страхом отлучения того, кто решится каким-либо образом пренебречь пожалованным названному монастырю отличием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Досточтимым и возлюбленным дражайшим сестрам Леобгите и Текле, а также Кинехильде 331 и всем любезным сестрам, с вами живущим, – приветствие вечной любви! Заклинаю вас и заповедую вам, как дражайшим дочерям, частыми молитвами просить Господа (а я верю, вы непрестанно это делаете, делали и будете делать), чтобы нам избавиться, по словам апостола, от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера ( 2Фес. 3:2 ) (знайте, что мы хвалим Бога, и скорби сердца нашего рассеялись (ср.: Пс. 24:17 )), и чтобы Господь Бог, Который есть прибежище бедных и упование убогих (ср.: Пс. 9:10 ), избавил нас от нужд наших (ср.: Пс. 106:6 ) и от искушений ничтожного века сего, чтобы слово Господне распространялось и Евангелие Христово прославлялось ( 2Фес. 3:1 ), чтобы благодать Господа во мне не была тщетна ( 1Кор. 15:10 ) и чтобы я (последнейший и наихудший из всех посланников, которого Кафолическая и Апостольская Римская Церковь послала для проповеди Евангелия) не умер совершенно без плода Евангелия и не вернулся, не приобретя никакого числа сыновей и дочерей, и грядущий Господь не счел бы меня виновным в сокрытии данного Им таланта, и я по грехам своим не получил бы от Пославшего меня не награду за труд, а воздаяние за бесплодные усилия. Ибо многие, которых я считал овцами, готовыми стать одесную Христа на будущем Суде, оказываются смрадными и бодливыми козлищами, которым место ошую. Просите благого Господа, чтобы Бог, пожелавший, чтобы я был призван и стал недостойным пастырем народа, укрепил мое сердце (ср.: Пс. 50:14 ) благородным духом и чтобы я не бежал наподобие наемника при приближении волка (ср.: Ин. 10:12 ), но по примеру пастыря доброго верно и надежно защищал агнцев вместе с их матерями, то есть Соборную Церковь с ее сынами и дочерьми, против еретиков и раскольников и лицемеров. Кроме того, так как дни лукавы, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия ( Еф. 5:16–17 ). И поэтому бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны и тверды; все у вас да будет с любовью ( 1Кор. 16:13–14 ), и, как сказано в Евангелии, терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ). И вспоминайте святых апостолов и пророков, ибо они много потрудились в Господе и за то получили вечные награды, а по словам псалмопевца, много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь ( Пс. 33:20 ), а по Евангелию, претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10:22 ). 25 (68). Папа Захария пишет Бонифацию по поводу случаев повторного крещения в Баварии (1 июля 746 года)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010