Остальные материалы Преображенских церквей в старой Москве было великое множество и почти все они овеяны легендами. Первую из них - деревянный собор Спаса-Преображения-на-Бору - поставил в Кремле еще во второй половине XIII века великий князь св. Даниил Московский. Это был второй московский храм, основанный в нашем городе, - после церкви Рождества Иоанна Предтечи. далее... В старой Москве существовало множество церквей с приделами, освященными во имя чтимого на Руси св. мученика Иоанна Воина, почитавшегося покровителем в битвах за Отечество. И только один- единственный московский храм, что на Большой Якиманке, был построен в честь этого святого. далее... Единственная в Москве церковь, освященная во имя св. Ермолая, стояла до революции на Большой Садовой улице рядом со станцией метро " Маяковская " на том месте, где сейчас разбит небольшой сквер между двумя огромными " сталинскими " жилыми домами. Память именно об этой церкви осталась в старомосковском имени тихого тверского переулочка - Ермолаевского, который, пересекаясь с Малой Бронной, упирается в Патриаршие пруды. далее... Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь св. Илии Обыденного на Остоженке, которая возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по известности московская приходская церковь после " Большого Вознесения " у Никитских ворот, и тоже любимый храм московской интеллигенции. далее... Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади - в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом. далее... Замечательная московская церковь во имя свв. Кира и Иоанна стояла до революции на Солянке. Единственная в Москве освященная во имя этого праздника, она была поставлена в честь восшествия на русский престол императрицы Екатерины II, которое состоялось в день памяти святых Кира и Иоанна 28 июня (11 июля) 1762 года. Этим и объясняется столь редкое для Москвы посвящение храма.

http://pravoslavie.ru/47.html

В. Овсянников 9 января 1967 года, на 74-м году жизни, скончался протоиерей Григорий Иванович Разумовский . Никольский храм на Преображенском кладбище в Москве, где о. Григорий был настоятелем, был его последним местом служения. Родился Григорий Иванович в Москве, в семье священника, бывшего настоятелем храма Вознесения на Серпуховской улице. В 1917 году Григорий Иванович окончил Московскую духовную академию. Там его любимым учителем, оставившим глубокий след в его душе, был о. Павел Флоренский . Гордость традициями Московской духовной академии Григорий Иванович сохранял на протяжении всей своей жизни. С 1918 года, после военной службы, Григорий Иванович находился на светской работе. Во священника был рукоположен в 1944 году и назначен на служение в храм «Воскресения Словущего» в Брюсовском пер. (ныне ул. Неждановой) в Москве. В дальнейшем пастырская деятельность о. Григория проходила в различных приходах Москвы. В том же году священноначалием Русской Церкви о. Григорию было поручено разобрать архив, относящийся к межцерковным связям нашей Церкви в послереволюционный период. Он был привлечен к участию в разработке вопросов внешних сношений Церкви. Горячий поборник чистоты Православия, о. Григорий являлся ревностным сторонником изыскания путей к достижению общехристианского единства. Будучи человеком весьма и всесторонне одаренным, он неизменно влагал в свою работу творческое начало. Большое участие принимал о. Григорий в организации и проведении Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1945 году. В октябре 1945 года о. Григорий вместе с епископом Ростовским и Таганрогским Елевферием посетил Харбин. Это была весьма плодотворная поездка, в результате которой воссоединились с Патриаршей Церковью дальневосточные архиереи, уклонившиеся в свое время в карловацкий раскол. Архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор вскоре после того писал о. Григорию: «...Вы так просто, ласково и доказательно подходили к нам... горячие убедительные слова Преосвященного Владыки Елевферия и Ваши в результате достигли благой желанной цели, и ныне все харбинские архипастыри дали свои подписи под текстом покаяния...» Архиереи, священники, миряне Харбинской епархии свидетельствовали о. Григорию (как и Владыке Елевферию) свои чувства любви и благодарности в письмах, приветствиях, в теплых надписях в книгах, подаренных ему в Харбине.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Я бы опустил существенное обстоятельство, если бы, сказав об училище и домашнем быте, не коснулся еще среды, в которой, между прочим, совершилось мое возрастание: прихода. Приходов два типа в России: территориальный и родословный. В селах они сливаются, не то в городах. В столицах прихожанами считаются не лица, а дома; лица только потому, что живут временно в этом, а не другом доме; пятницкий прихожанин будет завтра ильинский, с переходом на квартиру близ церкви «Ильи Пророка». В некоторых городах то же, что в столицах, и в больших это неизбежно. Возможно ли было в Москве, например, в случае требы отправляться за священником из Мещанской к Серпуховской заставе или из Преображенского в Поддевичье? Но приход при территориальном разделении утрачивает часть понятия о себе как живом целом, состоящем из братьев и детей одного отца, на сей раз не только Небесного, но и земного, в виде отца духовного. Сегодня здесь, завтра там, крестился у одного, исповедывался у разных, венчался где пришлось; бывает так, что исповедывался у одного священника, а Таинство Причастия принял на другой день у другого в другой церкви, по записке духовника. Интересы прихода не могут приниматься близко к сердцу, когда связан с ним только временно и внешнею связью соседства; когда не только по пословице «кто ни поп, тот батька», но и храм тот или другой говорит сердцу безразлично, как храм вообще, а не в частности наш храм. Бывают явления даже прямо уродливые: приходские церкви без прихожан. В Москве есть приходы, где два, три дома, составляющие весь приход, принадлежат иноверцам, даже евреям. Бывали и такие случаи, правда в старину, что настоятели продавали часть прихода соседу. Так случилось, по преданию, с церковью Большого Вознесения на Никитской, тою церковью, в которой Потемкин надеялся было обвенчаться с Екатериной. Священник или протоиерей Вознесенский выдал дочь; зять поступил в соседний приход Феодора Студита , а тесть взамен или в дополнение приданого отчислил «натурою» часть домов зятю-соседу .

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

Москва. Церковь Феодора Студита у Никитских ворот. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты На месте, где сейчас находится церковь, в 1624-1626 гг. Патриархом Филаретом (Романовым) был основан Феодоровский Смоленский Богородицкий мужской монастырь. Монастырь был больничным и домовым у Патриарха. В это время были построены храм и колокольня, одна из первых колоколен в г.Москве. В 1709 г. монастырь был упразднен, монахи переведены в Новинский монастырь, а храм стал приходским. Прихожанином храма был знаменитый полководец А.В.Суворов. При храме были похоронены его родные. Храм был закрыт после 1917 гю Колокольня сломана в 1930 гг. Реставрация храма началась в 1984 г., предполагалось в нем открыть музей Суворова. Богослужение возобновлено в 1992 г., восстановлена колокольня. Святыней храма является образ преподобного Феодора Студита. Главный престол освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, правый придел - в честь преподобного Феодора Студита Исповедника, левый - во имя Аверкия епископа Иерапольского. Многие москвичи и гости столицы знают храм Большого Вознесения Господня у Никитских ворот, потому что там венчался А.С.Пушкин. Но, увы, не многие замечают скромно стоящий напротив, утопающий в зелени ясеней и кленов, храм прп. Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) на Большой Никитской улице, 29. Церковь и колокольня были построены в 1624-1626гг. Федором Никитичем Романовым, будущим патриархом Филаретом. Святынями храма являются икона прп.Феодора Студита и икона Божией Матери «Песчанская». Для Москвы и для всей России ноябрьский праздник святого преподобного Феодора Студита оказался особенным днем. В XV-XVI столетиях на том месте, где стоит сейчас церковь во имя преподобного Феодора Студита, проходила главная дорога от Кремля к Великому Новгороду. «Большой Никитской» она стала позднее, когда отец патриарха Филарета, боярин Никита Захарьин –Юрьев в конце века основал здесь Никитский монастырь. Феодоровская же церковь появилась здесь значительно раньше.

http://sobory.ru/article/?object=02257

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасение от бизнеса Как богатому войти в Царство Небесное 17.07.2007 329 Время на чтение 16 минут Строят в Тюмени и в Тюменской области так же много, как и в Москве и Подмосковье. В том числе - церкви. Есть в этом сибирском краю и настоящие благотворители, которые строят храмы, и помогают ближним по велению сердца. И те, кто приходит помочь Церкви, как правило, в ней остаются. Мы решили попробовать разобраться, зачем и как идут к Богу те, кому, как может показаться многим, уже нечего у Него просить... Своя колокольня Несколько лет назад с Георгием Ивановичем Тимофеевым, генеральным директором тюменской строительной фирмы " Сибирь-90 " , случилась неприятность - в него стреляли. Упрямый сибиряк не захотел бесплатно отдавать криминальному авторитету квартиры в новом, только что построенном фирмой доме. Вряд ли предпринимателя просто хотели напугать - киллер стрелял в голову, но промахнулся, и вместо морга Георгий Иванович в своем уже немолодом возрасте (60 лет) оказался в реанимации. В очень тяжелом состоянии. Тогда он дал обет - в случае выздоровления построить православный храм. Предприниматель поправился, но вместо строительства ему предложили помочь разрушенной Вознесенско-Георгиевской церкви Тюмени - памятнику архитектуры XVIII века. Работы по восстановлению колокольни храма уже подходили к концу, как Георгий Иванович сильно разболелся - вдруг оторвался тромб и " завис " где-то под коленным суставом. Врачи перебинтовали ногу. Запретили двигаться. Вот-вот тромб пойдет дальше - и тогда конец. Настоятель Вознесенско-Георгиевской церкви священник Максим Иванов навестил его в больнице. " Все, помираю я, батюшка, - впервые после большого перерыва исповедовавшись и приобщившись Святых Тайн, простонал больной. - Не успел даже колокольный звон услышать... " Но батюшка сказал в ответ: " Ты, Иваныч, не умрешь. Пока не закончишь восстановление колокольни - точно жить будешь " . После этого Георгий Иванович о смерти больше не говорил, приободрился и быстро пошел на поправку. Колокольню он пока так и не восстановил - работу остановил на самом последнем этапе, говорит, " из-за нехватки средств " ... Зато согласился начать возле церкви строительство здания воскресной школы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Ильинские храмы старой Москвы Церковь св. Илии Обыденного. Фото hram.codis.ru Основание в Москве церквей, освященных во имя ветхозаветного св. Илии Пророка, началось в глубокой древности. Святой Илия, родившийся за 900 лет до Рождества Христова и чудесно вознесшийся живым на небо в огненной колеснице, издревле почитался помощником в страшном бедствии - засухах, грозивших голодом и войнами, и ему молились о даровании дождя. Люди просили защиты святого и во время гроз. В этот августовский день уже ощутимо приближение осени и становится заметно темнее по вечерам. Отсюда явилась народная поговорка-примета " Илья Пророк два часа уволок " . Одна из первых, сохранившаяся до нашего времени Ильинская церковь появилась в 1518 году на посадской улице близ Кремля при Новгородском подворье и стала соборной церковью Ильинского монастыря, основанном еще в XV столетии рядом с главным московским торгом. Эта церковь и дала древней улице Китай-города ее знаменитое старомосковское имя - Ильинка. Считается, что прежде эта улица называлась Дмитриевской - и вероятно, тоже по какой-то местной церкви. Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь св. Илии Обыденного на Остоженке, которая возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по известности московская приходская церковь после " Большого Вознесения " у Никитских ворот, и тоже любимый храм московской интеллигенции. История ее основания овеяна легендами. Местность, где была выстроена эта церковь, только в XVII веке стала называться " Остожьем " - тогда здесь простирался царский заливной луг и стояли стога душистого скошенного сена. Ильинская церковь появилась здесь гораздо раньше. Ее основание московские легенды иногда приписывают древнему князю, который однажды попал в этих краях в сильную грозу. Он дал обет, что если останется жив, то за один день построит деревянную церковь во имя Илии Пророка. Другая версия гласит, что храм мог появиться по обету во время сильной засухи, когда всем миром молились о даровании дождя. Так или иначе, но сохранившееся древнемосковское название храма " Обыденный " достоверно свидетельствует о том, он был изначально деревянным и построен по обету за один день - " об един день " . Историки приблизительно определили дату его основания - конец XV или XVI столетия.

http://pravoslavie.ru/24.html

Москва. Часовня Александра Невского в Охотном ряду. Часовня Александра Невского на Моисеевской площади /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена Обществом поощрения трудолюбия в память воинов, на брани убиенных во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Проект архитектора Д.Н. Чичагова. Освящена 28 ноября 1883 г., в пятую годовщину взятия Плевны при большом скоплении народа. Высокая четырёхгранная пирамида, со всех сторон - полукруглые порталы. Завершалась шапкой Мономаха и крупным крестом. Часовня имела три входа. С севера и с юга от неё стояли парные столбы, увенчанные двуглавыми орлами. Внутри часовни находился образ святого Александра Невского. Доходы от часовни поступали в равной доле в пользу Александровского убежища увечных воинов и на воспитание сирот. Была приписана к соседней церкви преп. Параскевы. Снесена в 1922 г., стала первым уничтоженным церковным зданием в советской Москве. Располагалась часовня на Моисеевской площади (напротив гостиницы «Националь», на углу Тверской и Моховой улиц). Была построена на месте упраздненного в 1764 г.и разобранного к концу XVIII в. Моисеевского женского монастыря(его монастырская церковь разобрана в 1789 г.). Александра Невского, благоверного князя, у Охотного ряда часовня На углу Тверской и Моховой улиц еще в 1930-х гг. была небольшая Моисеевская площадь, названная так по стоявшему в этом месте в древности женскому Моисеевскому монастырю, упраздненному в 1764 г. Монастырь существовал здесь с XVI века. В XVII веке был построен каменный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом пророка Моисея Боговидца. Все здания обители, включая собор, были снесены еще в XVIII веке, и в 1789 г. на месте монастыря уже была небольшая площадь, но памятного знака на месте снесенного монастырского храма не было сделано. После закрытия обители некоторое время Благовещенский храм был приходским. Основные прихожане его – гарнизонные чины (военные), которых перевели в другие места в 1786 г. В 1787 г. церковь разобрали; иконы, церковную утварь, священнические одежды и прочее передали в различные храмы Москвы. Больше всего икон и утвари было передано в строящийся храм Вознесения Господня на Гороховом поле, в котором устроили придел во имя пророка Моисея.

http://sobory.ru/article/?object=34952

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вот тут-то и пошла молитва!» Пастыри о молитве и искушениях 22.06.2021 886 Время на чтение 10 минут Источник: Православие.Ru По любви мы учимся молитве, а в молитве учимся любить. О смысле искушений и научении молитве в любых обстоятельствах говорят опытные пастыри и духовники. Молитва требуется в наши дни от каждого из нас Фото: pravoslavie.ru. И. Правдолюбов Протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве , настоятель храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»): – Считаешь, что уникальное правило есть, как научиться молиться? Каждый по-своему приходит в молитвенное устроение души. Один так, другой иначе. Кто постоянно молится, другой эпизодически к Богу взывает, когда встряхнет его как следует, или тревога какая подступит к душе, – тут уж молитва и появляется, а так вроде и трудно себя на молитву сподвигнуть. Это уже известно – как храмы пустеют, что-нибудь да произойдет Это уже известно – как храмы пустеют, что-нибудь да произойдет. Отцы всегда говорили: «Это к чему-то нехорошему». Я всё вспоминаю владыку Иосифа (Чернова). Я уже рассказывал как-то, как он к нам в храм Святителя Николая в Хамовниках пришел к иконе Божией Матери «Споручница грешных» приложиться. Я тогда там служил, разговорились. А он и рассказал, как, только вернувшись из ссылки, пришел туда на Рождественский сочельник в 1941-м году… А в храме чуть больше десяти верующих… «Я глазам, – говорил, – своим не поверил! Мы-то мыкались по тюрьмам и всё думали: храмы власти позакрывали, значит, переполнены оставшиеся… А тут – никого. Господь сказал: врата ада не одолеют Церкви (Мф. 16, 18). Одолевают уже?..» Он, и когда на свою кафедру в Петропавловск, куда его после заключения направили, приехал, тоже глазам своим поверить не мог: нет людей в храмах… «И снова, – признавался, – я смалодушничал: врата адовы не одолеют Церкви, а вот – уже почти одолели… Я и подумать тогда не мог, что пройдет всего несколько месяцев, и храмы не будут вмещать пришедших». А это Великая Отечественная война началась…

http://ruskline.ru/opp/2021/06/22/vot_tu...

Закрыть Пресс-релиз знаменательнейшего события 6-8 июня 2021 года - празднование 500-летия обретения мощей святого Преподобного Макария Калязинского Чудотворца 03.06.2021 834 Время на чтение 8 минут 2021 год ознаменован большой датой, связанной с именем одного из великих святых русского средневековья, основателя и первого игумена знаменитого Троицкого Калязинского Макарьевского монастыря - Макария Калязинского, сообщает пресс-служба Администрации Калязинского района Тверской области. 26 мая (8 июня по новому стилю) 1521 года, при строительстве нового каменного Троицкого храма в святой обители, произошло чудо – были обретены нетленные мощи преподобного Макария. Брат великого князя Всея Руси Василия III, Дмитровский князь Юрий Иванович, ко владениям которого в то время относился монастырь, немедленно отправился в Москву и известил о чуде, свершившемся в Калязине, своего венценосного брата и митрополита Варлаама. Из Чудова монастыря Кремля в Калязин был послан архимандрит Иона для проверки и записи чудес, на основании которых новый глава Русской церкви – митрополит Даниил осенью 1523 года совершил канонизацию преподобного Макария, причислив его к лику местночтимых святых. Общерусская канонизация великого подвижника произошла на Соборе в 1547 году. Макарий Калязинский получил особое признание среди 11 первых подвижников благочестия, причтённых к лику общерусских святых. К Собору 1547 года были написаны Служба на день памяти Макария и Житие, вошедшие в Великие Минеи Четьи. Празднование этой даты является важным моментом в деле сохранении памяти о великом русском святом, его вкладе в основание города Калязина и значимости в русской истории как его самого, так и обители, им основанной. Большим историческим событием уже в новом тысячелетии для Калязина стало торжественное перенесение мощей Макария Чудотворца из Твери, из храма Белая Троица, в восстановленный калязинский городской храм Вознесения Господня 14 июня 2012 года. В 2020 году в Москве в стенах Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева открылась новая постоянная экспозиция «Фрески затопленного монастыря», в которой представлены фрагменты фресковой настенной живописи XVII, снятые со стен Троицкого собора Калязинского монастыря перед его разрушением. Представленные экспонаты имеют мировую художественную ценность.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/03/pr...

Ульяновск. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Симбирский собор Троицы Живоначальной традиционно считается самой большой исторической утратой города Симбирска-Ульяновска. Благодаря своей незаурядной архитектуре и грандиозным масштабам он считался одним из наиболее ценных памятников храмовой архитектуры на Нижней Волге, а в комплексе с более старым зимним собором он составлял стержень всего архитектурного ансамбля старого губернского центра. Место для закладки будущего собора в честь победы в Отечественной войне 1812 года было выбрано на соборной площади, в самом центре исторической части города. На закладке храма 7 сентября 1824 года присутствовал лично император Александр I. Строительство велось на деньги, оставшиеся от Симбирского ополчения, на пожертвования граждан и ссуды приказа общественного призрения. Проект собора был выполнен архитектором Михаилом Петровичем Коринфским, автором собора в Арзамасе и главного корпуса Казанского университета. На окончательный замысел Коринфского оказал влияние неосуществленный проект Казанского собора в Петербурге его учителя, Андрея Воронихина, но Коринфский переработал его для придания будущему собору более совершенных классических форм. Собор был выстроен в виде объемного креста с четырьмя колоннадами и с одним главным куполом, вознесенным высоко над многоступенчатой ротондой. Освященный 15 сентября 1841 года, новый кафедральный Троицкий летний собор стал самым значительным творением М. Коринфского и первым из трех грандиозных храмов-памятников в честь победы в Отечественной войне. Два других, Казанский собор в Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве были завершены соответственно спустя 17 лет и 42 года, при этом Троицкий собор в Симбирске однозначно превосходил каждый из них по совершенству своей архитектуры. Троицкий собор общей площадью 1388 квадратных метров имел три престола: в честь Святой Троицы, в честь Александра Невского и в честь Иоанна Крестителя (после пожара 1864 года - в честь Третьего обретения Главы Иоанна Предтечи). Среди святынь, хранившихся в соборе, особое место занимал образ Спаса Нерукотворного, располагавшийся еще на воротах деревянной крепости Симбирска. В 1894 году при посещении Симбирска в соборе служил литургию Иоанн Кронштадтский. Троицкий летний собор, общепризнанный шедевр архитектуры классицизма, был закрыт в 1930 году, после чего был приспособлен под архив и передан на сохранение как памятник архитектуры Ульяновска 1 категории.

http://sobory.ru/article/?object=24336

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010